Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Актуальность темы. Музыкальное образование детей имеет ничем не заменимое воздействие на их общее развитие: формируется эмоциональная сфера, развиваются воображение, фантазия, обостряется восприятие, активизируются творческие силы. В настоящее время в педагогической практике общего образования в целом и начального, в частности, музыкальному образованию учащихся уделяется мало внимания. Хотя именно в младшем возрасте формируются музыкальный слух, музыкальная память, развиваются музыкальные способности. Решение этой проблемы, возможно приобщением детей к музыкальному искусству через пение как самого доступного вида музыкальной деятельности.
В процессе певческой деятельности успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей, эмоциональная отзывчивость на музыку, обогащаются переживания детей. Кроме того, решаются воспитательные задачи, связанные с формированием личности школьника. Современной наукой доказано, что дети, занимающиеся певческой деятельностью, более отзывчивы, эмоциональны, восприимчивы и общительны. Владение голосом дает ребенку возможность выразить свои чувства в пении, и этот эмоциональный всплеск заряжает его жизненной энергией.
Развитие вокальных способностей у дошкольников является важным аспектом их образовательного процесса. Обучение певческим навыкам в раннем возрасте способствует не только развитию музыкальных способностей, но и улучшению речи, координации движений и социальным навыкам.
В процессе обучения дошкольники знакомятся с основами музыкального ритма, мелодии и интонации. Через различные вокальные упражнения, игры и песни дети учатся контролировать свой голос, развивать слуховую память и вырабатывать чувство музыкальности. Кроме того, занятия певческими навыками способствуют развитию эмоциональной сферы ребенка, помогая выражать свои чувства через музыку и пение. Это также способствует формированию у ребенка самооценки, уверенности в себе и коммуникативных способностей. Важно отметить, что обучение певческим навыкам в дошкольном возрасте проводится в игровой форме, что делает процесс обучения увлекательным и доступным для маленьких детей. Педагоги стараются создать атмосферу творчества и радости, чтобы дети с удовольствием занимались пением и развивали свои музыкальные способности.
Степень разработанности проблемы исследования. Несмотря на то, что пение один из самых доступных видов музыкальной деятельности, процесс постановки голоса достаточно сложный и требует определенной системы. Этому вопросу посвящено немало исследований О.А. Апраксина, В.А. Давыдовой, В.В. Емельянова, Д.С. Мчелидзе, Г.П. Стуловой и др. Но, как правило, эти статьи посвящены формированию певческих навыков у учащихся специализированных музыкальных учреждений или хоровых студий. Значительно меньше этот вопрос освещен относительно формированию певческих навыков у детей в дошкольных образовательных организациях.
Объект исследования: процесс развития певческих навыков детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: применение методов и приемов развития певческих навыков при обучении дошкольников пению.
Цель исследования: изучить влияние различных методов и приемов обучения на развитие певческих навыков дошкольников.
Задачи исследования:
1. Определить сущность и рассмотреть особенности понятия «певческие навыки».
2. Рассмотреть особенности детей дошкольного возраста.
3. Изучить использование методов и приемов при обучении певческим навыкам.
4. Провести опытно-поисковую работу по реализации методов и приемов обучения дошкольников певческим навыкам (на примере МБДОУ Верхнеуслонский детский сад «Солнышко»)».
5. Подвести итоговую диагностику обучения певческим навыкам дошкольников.
Методы исследования: теоретические - анализ литературы по проблеме и теме исследования, сравнение, сопоставление, систематизация; эмпирические - педагогическое наблюдение, беседа, опытно-поисковая работа.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что процесс развития певческих навыков у дошкольников будет эффективным, если на начальном этапе занятий вокальной деятельностью использовать специальные методы и приемы обучения дошкольников певческим навыкам.
База исследования – Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Верхнеуслонский детский сад «Солнышко» (далее МБДОУ Верхнеуслонский детский сад «Солнышко»).
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов учителями музыки в общеобразовательных школах и дошкольных учреждениях, руководителями детских хоров, студентами музыкально-педагогических отделений и факультетов в их работе с детскими хоровыми коллективами для развития певческих навыков у детей.
Структура работы включает: введение, две главы, 6 параграфов, заключение, глоссарий, список использованных источников и приложения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПЕВЧЕСКИМ НАВЫКАМ……………………………………….6
1.1 Сущность и особенности понятия «певческие навыки»……………………………6
1.2 Особенности детей дошкольного возраста………………………………………...14
1.3 Использование методов и приемов при обучении певческим навыкам………….21
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПЕВЧЕСКИМ НАВЫКАМ (НА ПРИМЕРЕ МБДОУ ВЕРХНЕУСЛОНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»)»…28
2.1 Организация и методика исследования…………………………………………….28
2.2 Применение методов и приемов при обучении дошкольников певческим навыкам…………………………………………………………………………………...38
2.3 Итоговая диагностика по применению методов и приемов обучения дошкольников певческим навыкам……………………………………………………..47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..54
ГЛОССАРИЙ………………………………………………………………………….…58
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………………..61
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………….65
Особенность детей дошкольного возраста заключается в том, что – это дети в возрасте от 3 до 6 лет. В этот период дети активно учатся и познают мир, развивая свои когнитивные, эмоциональные, социальные и моторные навыки. Для детей характерно игровое мышление, любопытство, развитие речи, эмоциональная отзывчивость, неустойчивое внимание, стремлением к самостоятельности. Движущими силами развития психики дошкольника являются противоречия, которые возникают в связи с развитием целого ряда его потребностей.
В рамках данного исследования, рассматривается формирование певческих навыков у дошкольников. Это процесс, направленный на развитие вокальных способностей с самого раннего возраста. Сочетание игровых форм обучения, пением песен, развитием музыкального слуха и техники пения способствует гармоничному развитию музыкального потенциала детей и формированию у них любви к музыке и пению. Использование эффективных методов и приемов в обучении певческим навыкам детей дошкольного возраста способствует комплексному развитию музыкальных способностей, социальных навыков и осознанности в музыкальном творчестве.
Опытно - поисковая работа проводилась на базе МБДОУ Верхнеуслонский детский сад «Солнышко» и включала в себя три этапа: Констатирующий этап. Формирующий этап. Контрольный этап. В исследовании принимало участие 11 (3 мальчиков и 8 девочек) детей в возрасте 3 – 5 лет и 2 воспитателей, которые организуют методы и приемы при обучении певческим навыкам в этой группе детей. Таким образом, на констатирующий этапе эксперимента, в основу проведенной диагностики, были положены следующие показатели: интонация, дыхание, дикция и артикуляция, работа с микрофоном. Результаты диагностирования начинающих исполнителей по первому критерию – интонация показали, что у трех учащихся наблюдается низкий уровень, у семи средний уровень, а лишь у одного ученика наблюдается высокий уровень. Отметим одного испытуемого, у которой присутствует чистое интонационирование и широкий диапазон в две октавы. Кроме того, девочка проявила себя, как харизматичная личность. Следовательно, большинство имеют средний уровень интонации, что может указывать на то, что им требуется дополнительная работа для улучшения аспекта пения. Учащиеся с низким уровнем интонации также нуждаются в особом внимании и коррекции навыка. Тем не менее, наличие у одного участника высокого уровня говорит о наличии потенциала и хороших возможностей для развития. Результаты диагностирования начинающих исполнителей по первому критерию – дыхание показали, что у 9 дошкольников низкий уровень, у 2 человек - средний, высоким уровнем на данном этапе никто из обучающихся не владеет. По данной таблице, дети не отличились активным дыханием, но следует отметить, некоторых из них: Дмитрий и Анастасия, которые хорошо проявили себя в дыхательных упражнениях. Результаты диагностирования начинающих исполнителей по первому критерию – дикция и артикуляция показали, что у 6 человек низкий уровень, у одного средний уровень и у 4 высокий уровень. Сделав вывод из уроков по артикуляционным и дикционным навыкам, был сделан вывод и выделены нескольких дошкольников, которые делали успехи – это Дмитрий, Аня, Даша и Настя. Результаты диагностирования дошкольников по четвертому критерию – работа с микрофоном показали, что у восьми человек низкий уровень и только у 3 человек средний. На данном этапе высокий уровень ни у кого не выявлен, из-за отсутствия технического оснащения на нашей студии.
Все обучающиеся прошли начальный этап диагностики, в ходе которой был выявлен начальный уровень их подготовки. Уровни сформированности певческих навыков по баллам: высокий уровень: от 9-12 баллов, таким уровнем обладает 1 из 11 дошкольников при первичной диагностике. Средний уровень выявлен у 5 детей, а низкий соответственно у 5 детей. Результатом исследования на констатирующем этапе эксперимента, можно назвать выявленные проблемы в ходе применения представленных методов и прием, к ним относятся: недостаточное развитие слухового восприятия; недостаточный контроль над дыханием; отсутствие ритмической стабильности; ограниченный диапазон голоса. Для решения настоящих проблем рекомендуется использовать приведенные методы и приемы на констатирующем этапе эксперимента.
По завершению формирующего этапа отметили, что для развития певческих навыков необходимы многократные повторения, но как показывает практика, удовольствие и радость, связанные с игрой, скрадывают однообразие повторений. Опыт работы свидетельствует, что систематичность в подходах к работе, варьирование разнообразных игровых приемов, планомерное выполнение поставленных задач, последовательное изучение новых песен, многократное использование знакомого материала, постепенное усложнение репертуара, дифференцированный подход к детям, — все это позволяет добиться положительных результатов в обучении и развитии вокальных навыков детей дошкольного возраста. В результате проведенной работы можно сделать предварительный вывод, что представленные методы положительно влияют на развитие певческих навыков дошкольников и успешно отражаются на образовательном процессе в целом.
Итоговая диагностика по применению методов и приемов обучения дошкольников певческим навыкам складывается посредством контрольного эксперимента, который показал следующие результаты. Итак, при повторном изучении развития певческих навыков у дошкольников после формирующего этапа, отмечено, что высокий уровень стал у 6 дошкольников, а был у 1. Средний уровень был выявлен у 5 детей при первичном исследовании, а при повторном исследовании у 3. Низкий уровень при первичном исследовании был выявлен у 5 детей, а стал у 1. Следовательно, внедрение в учебный процесс комплекса упражнений, методов и приемов, направленных на развитие певческих навыков по методике И.В. Гришиной является эффективным, так как положительные результаты указывают на то, что изменения или воздействие, внесенные на этапе формирования, привели к желаемым и заметным улучшениям. Таким образом, приведенная гипотеза в данном исследовании считается доказанной.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные правовые акты
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024) // Собр. Законод. РФ. 2012. № 273. Ст. 301.
2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 08.11.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) //Гарант: [сайт]. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/ (дата обращения 11.04.2024).
Учебники и литература
3. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта [Текст] / Ю. Б. Алиев. – М.: Владос, 2002. – 336 с.;
4. Аксенова С.С. Специфика методов обучения детей младшего школьного возраста основам эстрадного вокального искусства / С.С. Аксенова, М. Габдиев // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2020. – Т. 19, № 1 (154). – С. 144-151.
5. Багрунов В. Азбука владения голосом: методика, основанная на раскрытии трех секретов феномена Шаляпина / В. Багрунов. – СПб.: Композитор, 2020. – 218 с.
6. Бодина, Е.А. Музыкальная педагогика и педагогика искусства. Концепции XXI века: учебник для вузов / Е.А. Бодина. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 333 с.
7. Барсов, Ю.А. Вокально-исполнительские и педагогические принципы М.И. Глинки / Ю.А. Барсов. – СПб.: Музыка, 2018. – 66 с.
8. Бочкарева О.В. Диалогическое взаимодействие семьи и школы в музыкальном образовании ребенка // Педагогический журнал Башкортостана. – 2020. – № 4 (77). – С. 123-130.
9. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика: учебное пособие для вузов / Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 218 с.
10. Воскобойникова, Э.Г. Теория и методика музыкального воспитания: общеразвивающее и предпрофессиональное обучение (фортепиано): учебник и практикум для среднего профессионального образования / Э.Г. Воскобойникова. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 200 с.
11. Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка [Текст] / Н.А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 2018. – 414 с.
12. Гайдай С.Н. К вопросу о развитии музыкальной памяти в процессе обучения инструментальному исполнительству // Актуальные проблемы художественно-эстетического и нравственного воспитания и образования детей: традиции и новаторство: материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Липецк, 2019. – С. 134-137.
13. Гришина, И.В. Образно-игровое вхождение в музыку как средство развития вокальных навыков у дошкольников / И.В. Гришина. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2019г.). — Краснодар: Новация, 2019. — С. 17-21.
13. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики / Л. Дмитриев. – М.: Музыка, 2021. – 366 с.
14. Доманицкая Н.В. Цели музыкального воспитания детей в концепциях К. Орфа и Д. Кабалевского. // Международный научно-исследовательский журнал. – 2020. – № 5, ч. 3 (95). – С. 103-107.
15. Егоров А.М. Гигиена голоса и его физиологические основы / А.М. Егоров; под общ. ред. Н.И. Жинкина. – М.: Музыка, 2020. – 172 с.
16. Ежкова, Н.С. Дошкольная педагогика: учебное пособие для вузов / Н.С. Ежкова. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 183 с.
17. Зубарева Д.С. Психологические факторы развития музыкальной памяти, мышления и воображения // Труды молодых учёных алтайского государственного университета. – 2020. – №17. – С. 128-130.
18. Коржуева О.Г. Фонопедические упражнения как способ организации певческого аппарата при занятии эстрадным вокалом // Поем, танцуем и рисуем. – 2021. – № 1. – С. 27-37.
19. Комарова, Т.С. Дошкольная педагогика. Коллективное творчество детей: учебное пособие для среднего профессионального образования / Т.С. Комарова, А. И. Савенков. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 96 с.
20. Коржуева О.Г. Фонопедические упражнения как способ организации певческого аппарата при занятии эстрадным вокалом // Дополнительное образование и воспитание. – 2021. – № 2. – С. 13-18.
21. Кирнатская, Д.К. Психология музыкальной деятельности. Теория и практика [Текст]: учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Д. К. Кирнатская, Н.И. Кнященко, К. В. Тарасова и др.; под ред. Г.М. Цыпина. – М.: Изд. центр «Академия», 2022. – 368 с.
22. Левидов, И.И. Постановка голоса и функциональные расстройства голосового аппарата: опыт научных предпосылок к методике обучения пению / И. И. Левидов. – Л.: Тритон, 2019. – 245 с.
23. Мещанова Л.Н. Урок музыки: метод. рекомендации // Новая наука: cоврем. состояние и пути развития. – 2021. – № 9. – С. 59–61.
24. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика: учебник для вузов / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Н.А. Виноградова; под общей редакцией Н.В. Микляевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 411 с.
25. Назаренко, И.К. Искусство пения [Текст]: Очерки и материалы по истории, теории и практике художественного пения / И.К. Назаренко. – М.: Музыка, 2020. – 624 с.
26. Осеннева, М.С. Методика музыкального воспитания младших школьников [Текст]: учеб. пособие для студ. нач. фак. педвузов / М.С. Осеннева, Л.А. Безбородова. – М.: Изд. дом «Академия», 2020. – 368 с.
27. Петрушин, В.И. Музыкальная психология: учебник и практикум для вузов / В. И. Петрушин. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 380 с.
28. Пылаева Л.Д. Вопросы теории музыки в музыкально-педагогической деятельности Д.Б. Кабалевского / Пылаева Л.Д., Пылаев М.Е. // Colloquium-journal. – 2020. – № 29, ч. 2. – С. 6-8.
29. Сергеева, Г.П. Рабочие программы. Музыка 1-4 классы [Текст]: пособ. для учителей общеобразов. учреждений / Сергеева Г. П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. – М.: Просвещение, 2021 – 64 с.
30. Ушинский, К.Д. Избранные труды. Проблемы педагогики / К.Д. Ушинский // В 4 кн. – М.: Дрофа, 2005. – Кн.1. – 640 с.
31. Цыпин, Г.М. Музыкальное исполнительство. Исполнитель и техника: учебник для среднего профессионального образования / Г. М. Цыпин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 193 с.
32. Хрусталева Т.М. Развитие вокально-хоровых навыков младших школьников на уроках музыки и во внеклассной работе: [из опыта учителя пения сред. шк. № 18 г. Владикавказа] // Нач. шк.: плюс-минус. – 2020. – № 2. – С. 43–46
33. Школяр, Л.В. Музыкальное образование [Текст]: учеб. пособ. для студ. муз. фак. и отд. высш. и сред. педагог. учеб. заведений / Л.В. Школяр, В.А. Школяр, Е.Д. Критская; под ред. Л. В Школяр. – М.: Изд. дом «Академия», 2019. – 232 с.
34. Яковлева Е.С. Развитие детского вокально-музыкального творчества в системе дополнительного образования // Соврем. гуманитар. исслед. – 2021. – № 5. – С. 86–88.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Актуальность темы. Музыкальное образование детей имеет ничем не заменимое воздействие на их общее развитие: формируется эмоциональная сфера, развиваются воображение, фантазия, обостряется восприятие, активизируются творческие силы. В настоящее время в педагогической практике общего образования в целом и начального, в частности, музыкальному образованию учащихся уделяется мало внимания. Хотя именно в младшем возрасте формируются музыкальный слух, музыкальная память, развиваются музыкальные способности. Решение этой проблемы, возможно приобщением детей к музыкальному искусству через пение как самого доступного вида музыкальной деятельности.
В процессе певческой деятельности успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей, эмоциональная отзывчивость на музыку, обогащаются переживания детей. Кроме того, решаются воспитательные задачи, связанные с формированием личности школьника. Современной наукой доказано, что дети, занимающиеся певческой деятельностью, более отзывчивы, эмоциональны, восприимчивы и общительны. Владение голосом дает ребенку возможность выразить свои чувства в пении, и этот эмоциональный всплеск заряжает его жизненной энергией.
Развитие вокальных способностей у дошкольников является важным аспектом их образовательного процесса. Обучение певческим навыкам в раннем возрасте способствует не только развитию музыкальных способностей, но и улучшению речи, координации движений и социальным навыкам.
В процессе обучения дошкольники знакомятся с основами музыкального ритма, мелодии и интонации. Через различные вокальные упражнения, игры и песни дети учатся контролировать свой голос, развивать слуховую память и вырабатывать чувство музыкальности. Кроме того, занятия певческими навыками способствуют развитию эмоциональной сферы ребенка, помогая выражать свои чувства через музыку и пение. Это также способствует формированию у ребенка самооценки, уверенности в себе и коммуникативных способностей. Важно отметить, что обучение певческим навыкам в дошкольном возрасте проводится в игровой форме, что делает процесс обучения увлекательным и доступным для маленьких детей. Педагоги стараются создать атмосферу творчества и радости, чтобы дети с удовольствием занимались пением и развивали свои музыкальные способности.
Степень разработанности проблемы исследования. Несмотря на то, что пение один из самых доступных видов музыкальной деятельности, процесс постановки голоса достаточно сложный и требует определенной системы. Этому вопросу посвящено немало исследований О.А. Апраксина, В.А. Давыдовой, В.В. Емельянова, Д.С. Мчелидзе, Г.П. Стуловой и др. Но, как правило, эти статьи посвящены формированию певческих навыков у учащихся специализированных музыкальных учреждений или хоровых студий. Значительно меньше этот вопрос освещен относительно формированию певческих навыков у детей в дошкольных образовательных организациях.
Объект исследования: процесс развития певческих навыков детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: применение методов и приемов развития певческих навыков при обучении дошкольников пению.
Цель исследования: изучить влияние различных методов и приемов обучения на развитие певческих навыков дошкольников.
Задачи исследования:
1. Определить сущность и рассмотреть особенности понятия «певческие навыки».
2. Рассмотреть особенности детей дошкольного возраста.
3. Изучить использование методов и приемов при обучении певческим навыкам.
4. Провести опытно-поисковую работу по реализации методов и приемов обучения дошкольников певческим навыкам (на примере МБДОУ Верхнеуслонский детский сад «Солнышко»)».
5. Подвести итоговую диагностику обучения певческим навыкам дошкольников.
Методы исследования: теоретические - анализ литературы по проблеме и теме исследования, сравнение, сопоставление, систематизация; эмпирические - педагогическое наблюдение, беседа, опытно-поисковая работа.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что процесс развития певческих навыков у дошкольников будет эффективным, если на начальном этапе занятий вокальной деятельностью использовать специальные методы и приемы обучения дошкольников певческим навыкам.
База исследования – Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Верхнеуслонский детский сад «Солнышко» (далее МБДОУ Верхнеуслонский детский сад «Солнышко»).
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов учителями музыки в общеобразовательных школах и дошкольных учреждениях, руководителями детских хоров, студентами музыкально-педагогических отделений и факультетов в их работе с детскими хоровыми коллективами для развития певческих навыков у детей.
Структура работы включает: введение, две главы, 6 параграфов, заключение, глоссарий, список использованных источников и приложения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПЕВЧЕСКИМ НАВЫКАМ……………………………………….6
1.1 Сущность и особенности понятия «певческие навыки»……………………………6
1.2 Особенности детей дошкольного возраста………………………………………...14
1.3 Использование методов и приемов при обучении певческим навыкам………….21
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПЕВЧЕСКИМ НАВЫКАМ (НА ПРИМЕРЕ МБДОУ ВЕРХНЕУСЛОНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»)»…28
2.1 Организация и методика исследования…………………………………………….28
2.2 Применение методов и приемов при обучении дошкольников певческим навыкам…………………………………………………………………………………...38
2.3 Итоговая диагностика по применению методов и приемов обучения дошкольников певческим навыкам……………………………………………………..47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..54
ГЛОССАРИЙ………………………………………………………………………….…58
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………………..61
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………….65
Особенность детей дошкольного возраста заключается в том, что – это дети в возрасте от 3 до 6 лет. В этот период дети активно учатся и познают мир, развивая свои когнитивные, эмоциональные, социальные и моторные навыки. Для детей характерно игровое мышление, любопытство, развитие речи, эмоциональная отзывчивость, неустойчивое внимание, стремлением к самостоятельности. Движущими силами развития психики дошкольника являются противоречия, которые возникают в связи с развитием целого ряда его потребностей.
В рамках данного исследования, рассматривается формирование певческих навыков у дошкольников. Это процесс, направленный на развитие вокальных способностей с самого раннего возраста. Сочетание игровых форм обучения, пением песен, развитием музыкального слуха и техники пения способствует гармоничному развитию музыкального потенциала детей и формированию у них любви к музыке и пению. Использование эффективных методов и приемов в обучении певческим навыкам детей дошкольного возраста способствует комплексному развитию музыкальных способностей, социальных навыков и осознанности в музыкальном творчестве.
Опытно - поисковая работа проводилась на базе МБДОУ Верхнеуслонский детский сад «Солнышко» и включала в себя три этапа: Констатирующий этап. Формирующий этап. Контрольный этап. В исследовании принимало участие 11 (3 мальчиков и 8 девочек) детей в возрасте 3 – 5 лет и 2 воспитателей, которые организуют методы и приемы при обучении певческим навыкам в этой группе детей. Таким образом, на констатирующий этапе эксперимента, в основу проведенной диагностики, были положены следующие показатели: интонация, дыхание, дикция и артикуляция, работа с микрофоном. Результаты диагностирования начинающих исполнителей по первому критерию – интонация показали, что у трех учащихся наблюдается низкий уровень, у семи средний уровень, а лишь у одного ученика наблюдается высокий уровень. Отметим одного испытуемого, у которой присутствует чистое интонационирование и широкий диапазон в две октавы. Кроме того, девочка проявила себя, как харизматичная личность. Следовательно, большинство имеют средний уровень интонации, что может указывать на то, что им требуется дополнительная работа для улучшения аспекта пения. Учащиеся с низким уровнем интонации также нуждаются в особом внимании и коррекции навыка. Тем не менее, наличие у одного участника высокого уровня говорит о наличии потенциала и хороших возможностей для развития. Результаты диагностирования начинающих исполнителей по первому критерию – дыхание показали, что у 9 дошкольников низкий уровень, у 2 человек - средний, высоким уровнем на данном этапе никто из обучающихся не владеет. По данной таблице, дети не отличились активным дыханием, но следует отметить, некоторых из них: Дмитрий и Анастасия, которые хорошо проявили себя в дыхательных упражнениях. Результаты диагностирования начинающих исполнителей по первому критерию – дикция и артикуляция показали, что у 6 человек низкий уровень, у одного средний уровень и у 4 высокий уровень. Сделав вывод из уроков по артикуляционным и дикционным навыкам, был сделан вывод и выделены нескольких дошкольников, которые делали успехи – это Дмитрий, Аня, Даша и Настя. Результаты диагностирования дошкольников по четвертому критерию – работа с микрофоном показали, что у восьми человек низкий уровень и только у 3 человек средний. На данном этапе высокий уровень ни у кого не выявлен, из-за отсутствия технического оснащения на нашей студии.
Все обучающиеся прошли начальный этап диагностики, в ходе которой был выявлен начальный уровень их подготовки. Уровни сформированности певческих навыков по баллам: высокий уровень: от 9-12 баллов, таким уровнем обладает 1 из 11 дошкольников при первичной диагностике. Средний уровень выявлен у 5 детей, а низкий соответственно у 5 детей. Результатом исследования на констатирующем этапе эксперимента, можно назвать выявленные проблемы в ходе применения представленных методов и прием, к ним относятся: недостаточное развитие слухового восприятия; недостаточный контроль над дыханием; отсутствие ритмической стабильности; ограниченный диапазон голоса. Для решения настоящих проблем рекомендуется использовать приведенные методы и приемы на констатирующем этапе эксперимента.
По завершению формирующего этапа отметили, что для развития певческих навыков необходимы многократные повторения, но как показывает практика, удовольствие и радость, связанные с игрой, скрадывают однообразие повторений. Опыт работы свидетельствует, что систематичность в подходах к работе, варьирование разнообразных игровых приемов, планомерное выполнение поставленных задач, последовательное изучение новых песен, многократное использование знакомого материала, постепенное усложнение репертуара, дифференцированный подход к детям, — все это позволяет добиться положительных результатов в обучении и развитии вокальных навыков детей дошкольного возраста. В результате проведенной работы можно сделать предварительный вывод, что представленные методы положительно влияют на развитие певческих навыков дошкольников и успешно отражаются на образовательном процессе в целом.
Итоговая диагностика по применению методов и приемов обучения дошкольников певческим навыкам складывается посредством контрольного эксперимента, который показал следующие результаты. Итак, при повторном изучении развития певческих навыков у дошкольников после формирующего этапа, отмечено, что высокий уровень стал у 6 дошкольников, а был у 1. Средний уровень был выявлен у 5 детей при первичном исследовании, а при повторном исследовании у 3. Низкий уровень при первичном исследовании был выявлен у 5 детей, а стал у 1. Следовательно, внедрение в учебный процесс комплекса упражнений, методов и приемов, направленных на развитие певческих навыков по методике И.В. Гришиной является эффективным, так как положительные результаты указывают на то, что изменения или воздействие, внесенные на этапе формирования, привели к желаемым и заметным улучшениям. Таким образом, приведенная гипотеза в данном исследовании считается доказанной.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные правовые акты
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024) // Собр. Законод. РФ. 2012. № 273. Ст. 301.
2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 08.11.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) //Гарант: [сайт]. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/ (дата обращения 11.04.2024).
Учебники и литература
3. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта [Текст] / Ю. Б. Алиев. – М.: Владос, 2002. – 336 с.;
4. Аксенова С.С. Специфика методов обучения детей младшего школьного возраста основам эстрадного вокального искусства / С.С. Аксенова, М. Габдиев // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2020. – Т. 19, № 1 (154). – С. 144-151.
5. Багрунов В. Азбука владения голосом: методика, основанная на раскрытии трех секретов феномена Шаляпина / В. Багрунов. – СПб.: Композитор, 2020. – 218 с.
6. Бодина, Е.А. Музыкальная педагогика и педагогика искусства. Концепции XXI века: учебник для вузов / Е.А. Бодина. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 333 с.
7. Барсов, Ю.А. Вокально-исполнительские и педагогические принципы М.И. Глинки / Ю.А. Барсов. – СПб.: Музыка, 2018. – 66 с.
8. Бочкарева О.В. Диалогическое взаимодействие семьи и школы в музыкальном образовании ребенка // Педагогический журнал Башкортостана. – 2020. – № 4 (77). – С. 123-130.
9. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика: учебное пособие для вузов / Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 218 с.
10. Воскобойникова, Э.Г. Теория и методика музыкального воспитания: общеразвивающее и предпрофессиональное обучение (фортепиано): учебник и практикум для среднего профессионального образования / Э.Г. Воскобойникова. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 200 с.
11. Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка [Текст] / Н.А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 2018. – 414 с.
12. Гайдай С.Н. К вопросу о развитии музыкальной памяти в процессе обучения инструментальному исполнительству // Актуальные проблемы художественно-эстетического и нравственного воспитания и образования детей: традиции и новаторство: материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Липецк, 2019. – С. 134-137.
13. Гришина, И.В. Образно-игровое вхождение в музыку как средство развития вокальных навыков у дошкольников / И.В. Гришина. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2019г.). — Краснодар: Новация, 2019. — С. 17-21.
13. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики / Л. Дмитриев. – М.: Музыка, 2021. – 366 с.
14. Доманицкая Н.В. Цели музыкального воспитания детей в концепциях К. Орфа и Д. Кабалевского. // Международный научно-исследовательский журнал. – 2020. – № 5, ч. 3 (95). – С. 103-107.
15. Егоров А.М. Гигиена голоса и его физиологические основы / А.М. Егоров; под общ. ред. Н.И. Жинкина. – М.: Музыка, 2020. – 172 с.
16. Ежкова, Н.С. Дошкольная педагогика: учебное пособие для вузов / Н.С. Ежкова. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 183 с.
17. Зубарева Д.С. Психологические факторы развития музыкальной памяти, мышления и воображения // Труды молодых учёных алтайского государственного университета. – 2020. – №17. – С. 128-130.
18. Коржуева О.Г. Фонопедические упражнения как способ организации певческого аппарата при занятии эстрадным вокалом // Поем, танцуем и рисуем. – 2021. – № 1. – С. 27-37.
19. Комарова, Т.С. Дошкольная педагогика. Коллективное творчество детей: учебное пособие для среднего профессионального образования / Т.С. Комарова, А. И. Савенков. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 96 с.
20. Коржуева О.Г. Фонопедические упражнения как способ организации певческого аппарата при занятии эстрадным вокалом // Дополнительное образование и воспитание. – 2021. – № 2. – С. 13-18.
21. Кирнатская, Д.К. Психология музыкальной деятельности. Теория и практика [Текст]: учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Д. К. Кирнатская, Н.И. Кнященко, К. В. Тарасова и др.; под ред. Г.М. Цыпина. – М.: Изд. центр «Академия», 2022. – 368 с.
22. Левидов, И.И. Постановка голоса и функциональные расстройства голосового аппарата: опыт научных предпосылок к методике обучения пению / И. И. Левидов. – Л.: Тритон, 2019. – 245 с.
23. Мещанова Л.Н. Урок музыки: метод. рекомендации // Новая наука: cоврем. состояние и пути развития. – 2021. – № 9. – С. 59–61.
24. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика: учебник для вузов / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Н.А. Виноградова; под общей редакцией Н.В. Микляевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 411 с.
25. Назаренко, И.К. Искусство пения [Текст]: Очерки и материалы по истории, теории и практике художественного пения / И.К. Назаренко. – М.: Музыка, 2020. – 624 с.
26. Осеннева, М.С. Методика музыкального воспитания младших школьников [Текст]: учеб. пособие для студ. нач. фак. педвузов / М.С. Осеннева, Л.А. Безбородова. – М.: Изд. дом «Академия», 2020. – 368 с.
27. Петрушин, В.И. Музыкальная психология: учебник и практикум для вузов / В. И. Петрушин. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 380 с.
28. Пылаева Л.Д. Вопросы теории музыки в музыкально-педагогической деятельности Д.Б. Кабалевского / Пылаева Л.Д., Пылаев М.Е. // Colloquium-journal. – 2020. – № 29, ч. 2. – С. 6-8.
29. Сергеева, Г.П. Рабочие программы. Музыка 1-4 классы [Текст]: пособ. для учителей общеобразов. учреждений / Сергеева Г. П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. – М.: Просвещение, 2021 – 64 с.
30. Ушинский, К.Д. Избранные труды. Проблемы педагогики / К.Д. Ушинский // В 4 кн. – М.: Дрофа, 2005. – Кн.1. – 640 с.
31. Цыпин, Г.М. Музыкальное исполнительство. Исполнитель и техника: учебник для среднего профессионального образования / Г. М. Цыпин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 193 с.
32. Хрусталева Т.М. Развитие вокально-хоровых навыков младших школьников на уроках музыки и во внеклассной работе: [из опыта учителя пения сред. шк. № 18 г. Владикавказа] // Нач. шк.: плюс-минус. – 2020. – № 2. – С. 43–46
33. Школяр, Л.В. Музыкальное образование [Текст]: учеб. пособ. для студ. муз. фак. и отд. высш. и сред. педагог. учеб. заведений / Л.В. Школяр, В.А. Школяр, Е.Д. Критская; под ред. Л. В Школяр. – М.: Изд. дом «Академия», 2019. – 232 с.
34. Яковлева Е.С. Развитие детского вокально-музыкального творчества в системе дополнительного образования // Соврем. гуманитар. исслед. – 2021. – № 5. – С. 86–88.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
2500 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55701 Дипломная работа — поможем найти подходящую