В срок и во соответствии с заданием. Отлично!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Введение
В национальной доктрине развития образования в XXI веке указывается: «Главная цель системы образования - создать условия для развития и самореализации каждой личности...». Закон «Об образовании» утверждает: «Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни)[29]» .
Новые задачи школьного образования в России требуют формирования инициативной личности, способной к рациональному творческому труду. При этом необходимо понимать, что современные дети отличаются познавательными, потребностно-мотивационными и ценностно-смысловыми характеристиками, следовательно, они нуждаются в принципиально новых приемах современного обучения. То, что было хорошим вчера, не является актуальным сегодня.
Важной проблемой в организации обучения в современной школе служит проблема активизации учебно-познавательной деятельности. Познавательная активность ученика начальных классов проявляется в учебной деятельности, в его вопросах, действиях. Педагогические и психологические исследования показывают, что содержание и способы активизации учебной деятельности в процессе формирования познавательного интереса все больше интересуют педагогических работников.
Вопросы теории и практики активизации учебной деятельности частично нашли свое отражение и в трудах таких ученых: О. К.Тихомирова, Я.А.Пономарьова, Л.В.Занкова (развивающее обучение), С.И.Бондаря, В.Ф.Паламарчук, Н.А.Менчинской, Б.И.Коротяева, Д.М.Богоявленского, Е.Н.Кабановой-Меллер (формирование общих приемов учебной деятельности), Д.Б.Эльконина, Н.М.Махмутова, М.А.Данилова, М.Н.Скаткина, И.Я.Лернера, Л.П.Аристова (проблемное обучение), Н.Ф.Талызиной, П.Я.Гальперина (теория поэтапного формирования умственных действий), Н.П.Бибик, И.Д.Беха, Л.И.Божович, И.П.Друзь, Н.В.Кудикина (развитие учебного интереса), Р. Хабиб, А.А.Савченко (самостоятельность, активность учащихся), А.Я.Данилюк, А.Ю.Марковой, Л.И.Якобсона (мотивация обучения в повышение учебной активности) и другие.
Проблему использования приемов активизации в учебном процессе исследовали зарубежные педагоги Я. Коменский, Ж. Пиаже, М. Монтессори, Дж.Брунер, З.Контануете, Е.Баффи, Е.Говен, К.Кимборльд, Б.Роуем, Х.Хеден, В.Оконь.
Среди ведущих приемов, которые соответствуют естественным потребностям младших школьников, отдают предпочтение дидактическим играм, поскольку сочетают в себе элементы прикладной, репродуктивной и творческой деятельности, что позволяет развивать эмоциональную сферу ребенка, его познавательные интересы, интеллектуальные и духовные потребности.
Умелое использование приемов и методов активизации повышает интенсивность мышления, памяти и воображения учащихся. Значительное количество исследований связано с различными аспектами улучшения эффективности обучения с помощью отдельных приемов или их комплексов (Л.В.Артемова, А.А.Вербицький, И.П.Пидкасистый, К.П.Янковский).
Особую актуальность проблема активизации учебно-познавательной деятельности на уроках окружающего мира приобрела в условиях реализации ФГОС нового поколения. Методология и структура стандарта основана на воспитании и развитии качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, на основе толерантности:
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
- признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;
- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Изучение опыта работы учителей показывает, что в обучении окружающему миру приемы активизации используются эпизодически, бессистемно, с недостаточным учетом возрастных особенностей и дидактической ситуации на уроке, без надлежащего усложнения содержания и характера учебной деятельности. Экскурсии, виртуальные путешествия и другие формы встречаются редко.
Итак, важность данной проблемы, ее недостаточная методическая разработка, а также потребность в совершенствовании процесса обучения окружающему миру, обусловили выбор темы настоящего исследования: «Приемы активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира».
Объект исследования - процесс обучения младших школьников предмету «Окружающий мир».
Предмет исследования - приемы активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира.
Цель исследования - теоретическое обоснование и экспериментальная проверка влияния приемов активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках окружающему миру.
Гипотеза исследования:
Качество знаний и уровень освоенных учебных действий учащихся начальных классов значительно повысится, если в процессе обучения окружающему миру применять приемы активизации, влияющие на овладение учебно-познавательной деятельностью, повышение интереса к учебной деятельности, формирование самостоятельности и положительной мотивации к учению.
Для проверки гипотезы и реализации цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить состояние исследуемой проблемы на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы;
2. Выявить компоненты учебной активности и психолого-педагогические условия активизации учебной деятельности младших школьников;
3. Разработать приемы активизации учебной деятельности, которые обеспечат активизацию учебно-познавательной деятельности на уроках окружающего мира;
4. Экспериментально проверить эффективность предложенных приемов активизации.
Методологической основой исследования являются положения философской и психологической науки о закономерностях развития личности, факторы, влияющие на ее формирование, положение о формировании всесторонне развитой личности, о взаимосвязи научных знаний и практики. Теоретическую основу исследования составляют фундаментальные положения дидактики, взаимосвязь обучения, воспитания и развития учащихся и учета в этом процессе их возрастных, индивидуальных особенностей.
Теоретические основы исследования составляют основные положения теории обучения по формированию общих и специфических приемов учебной деятельности (Л.В.Занков, Н.А.Менчинськая, В.Ф.Паламарчук), развитию учебного интереса (Н.П.Бибик, О.В.Киричук, В.А.Сухомлинский, Г.И.Щукина), формированию самостоятельности в обучении (А.А.Савченко, Т.И.Шамова), мотивации учения (Г.С.Костюк, А.Н.Леонтьев, Г.П.Якобсон), средств познавательной активности (Г.Ващенко, М.В.Носков, П.И.Пидкасистый), методов обучения (Ю.К.Бабанський, И.Я.Лернер), а также ведущие идеи по применению в учебном процессе начальной школы форм и методов активизации (Л.В.Артемова, Ш. Амонашвили, Ж.Борщ, Ф.Н.Блехер, Л.С.Выготский, А. С.Макаренко, Л.В.Янковский).
В работе применялись следующие методы исследования: теоретические - анализ и обобщение научной литературы; анализ опыта работы ученых и учителей; эмпирические - наблюдение, тестирование, опросы, анкетирование, беседы, педагогический эксперимент – констатирующий и опытное обучение; математические - математическая обработка экспериментальных данных.
Опытный материал может быть использован в практической работе учителей начальных классов с целью совершенствования учебного процесса, при разработке лекционных и практических курсов, для написания пособий, в системе повышения квалификации педагогических кадров.
База исследования. Опытно - экспериментальная работа выполнялась на базе общеобразовательной школы … .
План
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников 8
1.1. Определение понятий «активизация учения», «учебно-познавательная деятельность» 8
1.2. Анализ теорий активизации учебно-познавательной деятельности 18
1.3. Психолого-педагогические особенности младших школьников 26
Выводы к первой главе 30
Глава 2. Методические приемы активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников при обучении окружающему миру Ошибка! Закладка не определена.
2.1. Состояние проблемы в практике работы школы Ошибка! Закладка не определена.
2.2.Примеры использования различных методических приемов и средств, направленных на активизацию учебно-познавательной деятельности школьников на уроках окружающего мира Ошибка! Закладка не определена.
2.3. Опытное обучение Ошибка! Закладка не определена.
Выводы ко второй главе Ошибка! Закладка не определена.
Заключение Ошибка! Закладка не определена.
Список использованных источников Ошибка! Закладка не определена.
Заключение
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. На основе анализа литературы установлено, что дети младшего школьного возраста воспринимают мир как единое целое, разделяя его проявления на биологические, физические, химические явления. Интеграция естественнонаучных знаний на начальном этапе обучения позволяет сформировать правильное целостное представление об окружающем мире, создает базу для дальнейшего дифференцированного изучения наук.
Окружающий мир является интегрированным учебным предметом, который представлен системой обобщенных знаний, адаптированных к возрастными особенностями умственного развития детей младшего школьного возраста. Он включает систему иерархии знаний, отражающих объекты и явления в их взаимосвязи, на доступном для учащихся начальной школы уровне.
2. Анализ школьной практики организации изучения окружающего мира показал, что большинство учителей не уделяют должного внимания активизации учебно-познавательной деятельности на уроках.
На основе анализа опыта и практики работы школы установлено, что в процессе изучения младшими школьниками окружающего мира особое значение в вопросах активизации учебно-познавательной деятельности приобретают уроки-экскурсии, предметные уроки с приемами активизации на наглядно-образной основе, игровые приемы. Особенность предметного урока заключается в том, что собственно предметное содержание, которым овладевают учащиеся в процессе урока, предусматривает разностороннее изучение конкретного объекта окружающего мира.
Как мы убедились, такие уроки дают возможность школьникам рассмотреть тот или иной объект, испытать его на твердость, почувствовать запах, отведать на вкус, сравнить, установить общие и отличительные признаки.
На уроках - экскурсиях, дети непосредственно изучают объекты и явления окружающего мира, но здесь они видят их в естественной обстановке, тогда как в классе объекты изолируются друг от друга и от окружающей среды. Экскурсии помогают глубже и полнее изучить разнообразие явлений и объектов, установить связи.
Применяя различные приемы и средства активизации учебно-познавательного процесса, учитель имеет возможность планомерно и последовательно влиять на формирование соответствующих представлений и понятий об окружающих объектах.
3. Сущность управления и активизации учебно-познавательной деятельности учащихся при изучении младшими школьниками окружающего мира заключалась в том, чтобы помочь детям на определенном материале выделить основные, существенные признаки понятий, обобщить их, сделать выводы, дать доступное определение нового понятия; сопоставить сформированное новое понятие с теми, которые были ранее усвоенные учениками, и тем самым ввести его в общую систему понятий, провести работу по закреплению нового понятия, проверить, как дети умеют им оперировать.
4. В опытном обучении доказана эффективность приемов активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников при обучении окружающему миру. Использование приемов активизации учебно-познавательной деятельности способствовали повышению интереса к предмету. Применение таких приемов на уроках окружающего мира позволило, не только облегчить усвоение учебного материала, но и дало новые возможности для развития творческих способностей учащихся. В результате опытного обучения была отмечена активизация познавательной активности; развитие мышления и творческих способностей; индивидуализировался учебный процесс за счет предоставления возможности детям как углубленно изучать предмет, так и отрабатывать элементарные навыки и умения; заметно повысилась самостоятельность младших школьников путем выполнения заданий осознанно; повысилось качество наглядности в учебном процессе.
Список использованных источников
1. Аквилева Г.Н., Клепина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учеб . для студ. учреж . сред. проф. образования пед. профиля. - М: Гуманит . изд . центр ВЛАДОС , 2004 - 240 с.
2. Байбара Т. Н. Методика обучения природоведению в начальных классах : Учебное пособие. - М.: Радуга , 2000. - 334с.
3. Байбара Т.М. Опыт в процессе обучения природоведению // Начальная школа. - 2000 . - № 12 . - С.19 -21
4. Байбара Т.М. Формирование исследовательских умений на уроках пиродознавства // Начальная школа. - 1987 . - № 2 . - С.30 -34
5. Бахарева Л.Н. Интеграция учебных занятий в начальной школе на краеведческой основе // Начальная школа. - 1991 . - № 8 . - С.48 -58
6. Беда А. Формирование естественных понятий / / Начальная школа. - 2000 . - № 7 . - С.23 -25.
7. Беда О.А. Естествознания и сельскохозяйственный труд: Методика преподавания: Учеб. пособие для студентов пед. ф-тов высших учеб. заведений и класовода - Киев ; Ирпень : ВТФ " Перун " , 2000 . - 400с.
8. Беда О.А. Опыты на уроках природоведения и сельскохозяйственного труда // Начальная школа. - 2000 . - № 2.- с.53 -54.
9. Беликова А., Самсыка Т. Учебные экскурсии по природоведению в 1-4 классах // Начальная школа. - 2004 . - № 9 . - С.16 -20
10. Бутрит В. Игровые задания по природоведению. Тема " Растения " //Начальное образование . - 2004 . - № 9 . - С . 21-23
11. Варакута А. Дидактические условия формирования естественных понятий // Начальная школа. - 2000 . - № 8 , - с.46 -47.
12. Варакута А. Познавательные задачи для формирования естественных понятий // Начальная школа, 1999 . - № 8 - с.53 -56
13. Варакута А. Технология формирования естественных понятий у младших школьников // Научные записки Тернопольского государственного педагогического университета. Серия: Педагогика , 2001 . - № 5 . - С.81 -88
14. Варакута А. Формирование естественных понятий у учащихся начальной школы // Начальная школа. - 1999 . - № 5 . - С.20 -23
15. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие/А.В. Скрипниченко, Л.В. Долинская, 3.В. Огороднийчук и др. . - М.: Просвещение, 2001 . - 416 с.
16. Гебос А.И. Психология познавательной активности учащихся (в обучении). - Кишинев: Штиинце, 2005. – с. 85
17. Горощенко В.П., Степанов И.А. Методика преподавания. - М.: Просвещение, 2004 . - 158с.
18. Государственный стандарт начального общего образования // Начальная школа. - 2001 . - № 1.- С. 28-30 .
19. Грюцева Н.И. Познавательные задания на применение природоведческими известный в новой учебной ситуации // Начальная школа, 1991 . - № 5. - С.28 -32.
20. Дубинчук Е.С. Активизация познавательной деятельности учащихся средних профессионально-технических училищ в процессе обучения. - К.: Вища школа, 1997. - 101 с.
21. Жаркова И. Предпосылки эффективности восприятия естественных знаний младшими школьниками // Научные записки Тернопольского государственного педагогического университета. Серия : Педагогика , 2001 . - № 5 . - С.77 -81 .
22. Жаркова Л., Мечник Л. Руководство процессом формирования у младших школьников естественных знаний действенно практического характера // Научные записки Тернопольского государственного педагогического университета. - Серия: Педагогика , 2004 . - № 2 . - С . 45-50
23. Князева Т., Создание проблемных ситуаций на уроках природоведения // Начальная школа. - 2000 . - № 3 . - С.18 -19
24. Коваль Н., Волощук В. Карточки по естествознанию для учащихся // Начальная школа. - 2000 . - № 2 . - С.31 -34
25. Косоротова Ю. Использование творческих заданий на уроках естествознания // Психолог, 2004. - № 21- 22. - С.94 -100.
26. Лозова В.И., Москаленк П.Г. Активизация познавательной деятельности школьников.// Magister Cogitatum, № 2-3. - №6. - с.35-39
27. Максименко С. Общая психология . - М. : Реф-бук, 2000. - С. 528.
28. Мечник Л., Жаркова И. Система познавательных задач как средство формирования действенных естественных знаний младших школьников // Начальная школа , 2003 . - № 4 . - С. 19-21
29. Нарочна Л.К., Ковальчук Г.В. , Гончарова К.Д. Методика преподавания естествознания: Учеб. пособие. - 2- е изд ., перераб . - К.; Высшая шк., 2000.-302 с .
30. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - С. 442.
31. Олешко Н. Активизация учебной деятельности младших школьников средствами искусства / Н. Олешко, И. Шевчук // Начальная школа. - 2007 . - № 2 . - С. 25 - 27.
32. Орлов В.И. Активность и самостоятельность учащихся в обучении// Специалист, №5, 2002. – с. 29 - 31
33. Пакулова В.М., Кузнецова В.Л. Методика преподавания природоведения: Учеб . для студентов пед. ин-тов по спец. 2121 "Педагогика и методика начального обучения" . - М. : Просвещение, 1990 . - 192 с .
34. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей/ под общ. ред. Кукушина В.С. – Ростов н/Д: издат. центр «МарТ»; Феникс, 2010. – С. 57-63
35. Педагогический словарь / под ред. Ярмака М.Д. - М.: Пед. мысль, 2001. - с.85
36. Петросова Р.А., Голов В.П., Сивоглазов В.И. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб.завдений . - М. : Изд. центр " Академия",2000. - 176 с.
37. Постникова Е.А. Роль опорных схем в формирование природоведческими понятий // Начальная школа , 1991 . - № 2 . - С.44 -47
38. Редкина Е.И. Развивающие задания на уроках природоведения // Начальная школа, 2000 . - № 4 - С.75 -78
39. Савченко О.Я. Дидактика начальной школы. - М.: Генезис, 2006. - 366с.
40. Сак Т. Как преодолеть устойчивую неуспеваемость в процессе изучения естественных понятий // Начальная школа, 2001 , - № 2.- С.44 -47
41. Старинская А. Инициатива как условие активизации познавательной деятельности // Начальная школа. - 2000 . - № 5 . - С. 34 - 35.
42. Сухомлин Л. Формы активизации познавательной деятельности младших школьников // Современная школа. - 2009 . - № 9 . - С. 49 - 60.
43. Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. - К.: Рад.школа, 1988. - 310с .
44. Усова А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. - М.: Педагогика , 2006 . - 176 с .
45. Ушинский К.Д. Сочинения в 6-ти томах. - Т.2 . - М. , 1954 . – 500 с.
46. Федотова Н. Интересные задачи по естественным содержанием // Начальная школа, 2000 . - № 6. - С.8 -10.
47. Шамова Т. И. Активизация учения школьников: монография/Т. И. Шамова. - М.: Педагогика, 1982. - 208 с.
48. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. – М., 1999. – 125 с.
49. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. - М.: Педагогика, 1988. - c.46
50. Юрченко А. Обучение через диалог и мотивацию к успеху // Директор школы. - 2004 . - № 4 . - С. 54-59
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Введение
В национальной доктрине развития образования в XXI веке указывается: «Главная цель системы образования - создать условия для развития и самореализации каждой личности...». Закон «Об образовании» утверждает: «Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни)[29]» .
Новые задачи школьного образования в России требуют формирования инициативной личности, способной к рациональному творческому труду. При этом необходимо понимать, что современные дети отличаются познавательными, потребностно-мотивационными и ценностно-смысловыми характеристиками, следовательно, они нуждаются в принципиально новых приемах современного обучения. То, что было хорошим вчера, не является актуальным сегодня.
Важной проблемой в организации обучения в современной школе служит проблема активизации учебно-познавательной деятельности. Познавательная активность ученика начальных классов проявляется в учебной деятельности, в его вопросах, действиях. Педагогические и психологические исследования показывают, что содержание и способы активизации учебной деятельности в процессе формирования познавательного интереса все больше интересуют педагогических работников.
Вопросы теории и практики активизации учебной деятельности частично нашли свое отражение и в трудах таких ученых: О. К.Тихомирова, Я.А.Пономарьова, Л.В.Занкова (развивающее обучение), С.И.Бондаря, В.Ф.Паламарчук, Н.А.Менчинской, Б.И.Коротяева, Д.М.Богоявленского, Е.Н.Кабановой-Меллер (формирование общих приемов учебной деятельности), Д.Б.Эльконина, Н.М.Махмутова, М.А.Данилова, М.Н.Скаткина, И.Я.Лернера, Л.П.Аристова (проблемное обучение), Н.Ф.Талызиной, П.Я.Гальперина (теория поэтапного формирования умственных действий), Н.П.Бибик, И.Д.Беха, Л.И.Божович, И.П.Друзь, Н.В.Кудикина (развитие учебного интереса), Р. Хабиб, А.А.Савченко (самостоятельность, активность учащихся), А.Я.Данилюк, А.Ю.Марковой, Л.И.Якобсона (мотивация обучения в повышение учебной активности) и другие.
Проблему использования приемов активизации в учебном процессе исследовали зарубежные педагоги Я. Коменский, Ж. Пиаже, М. Монтессори, Дж.Брунер, З.Контануете, Е.Баффи, Е.Говен, К.Кимборльд, Б.Роуем, Х.Хеден, В.Оконь.
Среди ведущих приемов, которые соответствуют естественным потребностям младших школьников, отдают предпочтение дидактическим играм, поскольку сочетают в себе элементы прикладной, репродуктивной и творческой деятельности, что позволяет развивать эмоциональную сферу ребенка, его познавательные интересы, интеллектуальные и духовные потребности.
Умелое использование приемов и методов активизации повышает интенсивность мышления, памяти и воображения учащихся. Значительное количество исследований связано с различными аспектами улучшения эффективности обучения с помощью отдельных приемов или их комплексов (Л.В.Артемова, А.А.Вербицький, И.П.Пидкасистый, К.П.Янковский).
Особую актуальность проблема активизации учебно-познавательной деятельности на уроках окружающего мира приобрела в условиях реализации ФГОС нового поколения. Методология и структура стандарта основана на воспитании и развитии качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, на основе толерантности:
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
- признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;
- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Изучение опыта работы учителей показывает, что в обучении окружающему миру приемы активизации используются эпизодически, бессистемно, с недостаточным учетом возрастных особенностей и дидактической ситуации на уроке, без надлежащего усложнения содержания и характера учебной деятельности. Экскурсии, виртуальные путешествия и другие формы встречаются редко.
Итак, важность данной проблемы, ее недостаточная методическая разработка, а также потребность в совершенствовании процесса обучения окружающему миру, обусловили выбор темы настоящего исследования: «Приемы активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира».
Объект исследования - процесс обучения младших школьников предмету «Окружающий мир».
Предмет исследования - приемы активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира.
Цель исследования - теоретическое обоснование и экспериментальная проверка влияния приемов активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках окружающему миру.
Гипотеза исследования:
Качество знаний и уровень освоенных учебных действий учащихся начальных классов значительно повысится, если в процессе обучения окружающему миру применять приемы активизации, влияющие на овладение учебно-познавательной деятельностью, повышение интереса к учебной деятельности, формирование самостоятельности и положительной мотивации к учению.
Для проверки гипотезы и реализации цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить состояние исследуемой проблемы на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы;
2. Выявить компоненты учебной активности и психолого-педагогические условия активизации учебной деятельности младших школьников;
3. Разработать приемы активизации учебной деятельности, которые обеспечат активизацию учебно-познавательной деятельности на уроках окружающего мира;
4. Экспериментально проверить эффективность предложенных приемов активизации.
Методологической основой исследования являются положения философской и психологической науки о закономерностях развития личности, факторы, влияющие на ее формирование, положение о формировании всесторонне развитой личности, о взаимосвязи научных знаний и практики. Теоретическую основу исследования составляют фундаментальные положения дидактики, взаимосвязь обучения, воспитания и развития учащихся и учета в этом процессе их возрастных, индивидуальных особенностей.
Теоретические основы исследования составляют основные положения теории обучения по формированию общих и специфических приемов учебной деятельности (Л.В.Занков, Н.А.Менчинськая, В.Ф.Паламарчук), развитию учебного интереса (Н.П.Бибик, О.В.Киричук, В.А.Сухомлинский, Г.И.Щукина), формированию самостоятельности в обучении (А.А.Савченко, Т.И.Шамова), мотивации учения (Г.С.Костюк, А.Н.Леонтьев, Г.П.Якобсон), средств познавательной активности (Г.Ващенко, М.В.Носков, П.И.Пидкасистый), методов обучения (Ю.К.Бабанський, И.Я.Лернер), а также ведущие идеи по применению в учебном процессе начальной школы форм и методов активизации (Л.В.Артемова, Ш. Амонашвили, Ж.Борщ, Ф.Н.Блехер, Л.С.Выготский, А. С.Макаренко, Л.В.Янковский).
В работе применялись следующие методы исследования: теоретические - анализ и обобщение научной литературы; анализ опыта работы ученых и учителей; эмпирические - наблюдение, тестирование, опросы, анкетирование, беседы, педагогический эксперимент – констатирующий и опытное обучение; математические - математическая обработка экспериментальных данных.
Опытный материал может быть использован в практической работе учителей начальных классов с целью совершенствования учебного процесса, при разработке лекционных и практических курсов, для написания пособий, в системе повышения квалификации педагогических кадров.
База исследования. Опытно - экспериментальная работа выполнялась на базе общеобразовательной школы … .
План
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников 8
1.1. Определение понятий «активизация учения», «учебно-познавательная деятельность» 8
1.2. Анализ теорий активизации учебно-познавательной деятельности 18
1.3. Психолого-педагогические особенности младших школьников 26
Выводы к первой главе 30
Глава 2. Методические приемы активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников при обучении окружающему миру Ошибка! Закладка не определена.
2.1. Состояние проблемы в практике работы школы Ошибка! Закладка не определена.
2.2.Примеры использования различных методических приемов и средств, направленных на активизацию учебно-познавательной деятельности школьников на уроках окружающего мира Ошибка! Закладка не определена.
2.3. Опытное обучение Ошибка! Закладка не определена.
Выводы ко второй главе Ошибка! Закладка не определена.
Заключение Ошибка! Закладка не определена.
Список использованных источников Ошибка! Закладка не определена.
Заключение
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. На основе анализа литературы установлено, что дети младшего школьного возраста воспринимают мир как единое целое, разделяя его проявления на биологические, физические, химические явления. Интеграция естественнонаучных знаний на начальном этапе обучения позволяет сформировать правильное целостное представление об окружающем мире, создает базу для дальнейшего дифференцированного изучения наук.
Окружающий мир является интегрированным учебным предметом, который представлен системой обобщенных знаний, адаптированных к возрастными особенностями умственного развития детей младшего школьного возраста. Он включает систему иерархии знаний, отражающих объекты и явления в их взаимосвязи, на доступном для учащихся начальной школы уровне.
2. Анализ школьной практики организации изучения окружающего мира показал, что большинство учителей не уделяют должного внимания активизации учебно-познавательной деятельности на уроках.
На основе анализа опыта и практики работы школы установлено, что в процессе изучения младшими школьниками окружающего мира особое значение в вопросах активизации учебно-познавательной деятельности приобретают уроки-экскурсии, предметные уроки с приемами активизации на наглядно-образной основе, игровые приемы. Особенность предметного урока заключается в том, что собственно предметное содержание, которым овладевают учащиеся в процессе урока, предусматривает разностороннее изучение конкретного объекта окружающего мира.
Как мы убедились, такие уроки дают возможность школьникам рассмотреть тот или иной объект, испытать его на твердость, почувствовать запах, отведать на вкус, сравнить, установить общие и отличительные признаки.
На уроках - экскурсиях, дети непосредственно изучают объекты и явления окружающего мира, но здесь они видят их в естественной обстановке, тогда как в классе объекты изолируются друг от друга и от окружающей среды. Экскурсии помогают глубже и полнее изучить разнообразие явлений и объектов, установить связи.
Применяя различные приемы и средства активизации учебно-познавательного процесса, учитель имеет возможность планомерно и последовательно влиять на формирование соответствующих представлений и понятий об окружающих объектах.
3. Сущность управления и активизации учебно-познавательной деятельности учащихся при изучении младшими школьниками окружающего мира заключалась в том, чтобы помочь детям на определенном материале выделить основные, существенные признаки понятий, обобщить их, сделать выводы, дать доступное определение нового понятия; сопоставить сформированное новое понятие с теми, которые были ранее усвоенные учениками, и тем самым ввести его в общую систему понятий, провести работу по закреплению нового понятия, проверить, как дети умеют им оперировать.
4. В опытном обучении доказана эффективность приемов активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников при обучении окружающему миру. Использование приемов активизации учебно-познавательной деятельности способствовали повышению интереса к предмету. Применение таких приемов на уроках окружающего мира позволило, не только облегчить усвоение учебного материала, но и дало новые возможности для развития творческих способностей учащихся. В результате опытного обучения была отмечена активизация познавательной активности; развитие мышления и творческих способностей; индивидуализировался учебный процесс за счет предоставления возможности детям как углубленно изучать предмет, так и отрабатывать элементарные навыки и умения; заметно повысилась самостоятельность младших школьников путем выполнения заданий осознанно; повысилось качество наглядности в учебном процессе.
Список использованных источников
1. Аквилева Г.Н., Клепина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учеб . для студ. учреж . сред. проф. образования пед. профиля. - М: Гуманит . изд . центр ВЛАДОС , 2004 - 240 с.
2. Байбара Т. Н. Методика обучения природоведению в начальных классах : Учебное пособие. - М.: Радуга , 2000. - 334с.
3. Байбара Т.М. Опыт в процессе обучения природоведению // Начальная школа. - 2000 . - № 12 . - С.19 -21
4. Байбара Т.М. Формирование исследовательских умений на уроках пиродознавства // Начальная школа. - 1987 . - № 2 . - С.30 -34
5. Бахарева Л.Н. Интеграция учебных занятий в начальной школе на краеведческой основе // Начальная школа. - 1991 . - № 8 . - С.48 -58
6. Беда А. Формирование естественных понятий / / Начальная школа. - 2000 . - № 7 . - С.23 -25.
7. Беда О.А. Естествознания и сельскохозяйственный труд: Методика преподавания: Учеб. пособие для студентов пед. ф-тов высших учеб. заведений и класовода - Киев ; Ирпень : ВТФ " Перун " , 2000 . - 400с.
8. Беда О.А. Опыты на уроках природоведения и сельскохозяйственного труда // Начальная школа. - 2000 . - № 2.- с.53 -54.
9. Беликова А., Самсыка Т. Учебные экскурсии по природоведению в 1-4 классах // Начальная школа. - 2004 . - № 9 . - С.16 -20
10. Бутрит В. Игровые задания по природоведению. Тема " Растения " //Начальное образование . - 2004 . - № 9 . - С . 21-23
11. Варакута А. Дидактические условия формирования естественных понятий // Начальная школа. - 2000 . - № 8 , - с.46 -47.
12. Варакута А. Познавательные задачи для формирования естественных понятий // Начальная школа, 1999 . - № 8 - с.53 -56
13. Варакута А. Технология формирования естественных понятий у младших школьников // Научные записки Тернопольского государственного педагогического университета. Серия: Педагогика , 2001 . - № 5 . - С.81 -88
14. Варакута А. Формирование естественных понятий у учащихся начальной школы // Начальная школа. - 1999 . - № 5 . - С.20 -23
15. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие/А.В. Скрипниченко, Л.В. Долинская, 3.В. Огороднийчук и др. . - М.: Просвещение, 2001 . - 416 с.
16. Гебос А.И. Психология познавательной активности учащихся (в обучении). - Кишинев: Штиинце, 2005. – с. 85
17. Горощенко В.П., Степанов И.А. Методика преподавания. - М.: Просвещение, 2004 . - 158с.
18. Государственный стандарт начального общего образования // Начальная школа. - 2001 . - № 1.- С. 28-30 .
19. Грюцева Н.И. Познавательные задания на применение природоведческими известный в новой учебной ситуации // Начальная школа, 1991 . - № 5. - С.28 -32.
20. Дубинчук Е.С. Активизация познавательной деятельности учащихся средних профессионально-технических училищ в процессе обучения. - К.: Вища школа, 1997. - 101 с.
21. Жаркова И. Предпосылки эффективности восприятия естественных знаний младшими школьниками // Научные записки Тернопольского государственного педагогического университета. Серия : Педагогика , 2001 . - № 5 . - С.77 -81 .
22. Жаркова Л., Мечник Л. Руководство процессом формирования у младших школьников естественных знаний действенно практического характера // Научные записки Тернопольского государственного педагогического университета. - Серия: Педагогика , 2004 . - № 2 . - С . 45-50
23. Князева Т., Создание проблемных ситуаций на уроках природоведения // Начальная школа. - 2000 . - № 3 . - С.18 -19
24. Коваль Н., Волощук В. Карточки по естествознанию для учащихся // Начальная школа. - 2000 . - № 2 . - С.31 -34
25. Косоротова Ю. Использование творческих заданий на уроках естествознания // Психолог, 2004. - № 21- 22. - С.94 -100.
26. Лозова В.И., Москаленк П.Г. Активизация познавательной деятельности школьников.// Magister Cogitatum, № 2-3. - №6. - с.35-39
27. Максименко С. Общая психология . - М. : Реф-бук, 2000. - С. 528.
28. Мечник Л., Жаркова И. Система познавательных задач как средство формирования действенных естественных знаний младших школьников // Начальная школа , 2003 . - № 4 . - С. 19-21
29. Нарочна Л.К., Ковальчук Г.В. , Гончарова К.Д. Методика преподавания естествознания: Учеб. пособие. - 2- е изд ., перераб . - К.; Высшая шк., 2000.-302 с .
30. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - С. 442.
31. Олешко Н. Активизация учебной деятельности младших школьников средствами искусства / Н. Олешко, И. Шевчук // Начальная школа. - 2007 . - № 2 . - С. 25 - 27.
32. Орлов В.И. Активность и самостоятельность учащихся в обучении// Специалист, №5, 2002. – с. 29 - 31
33. Пакулова В.М., Кузнецова В.Л. Методика преподавания природоведения: Учеб . для студентов пед. ин-тов по спец. 2121 "Педагогика и методика начального обучения" . - М. : Просвещение, 1990 . - 192 с .
34. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей/ под общ. ред. Кукушина В.С. – Ростов н/Д: издат. центр «МарТ»; Феникс, 2010. – С. 57-63
35. Педагогический словарь / под ред. Ярмака М.Д. - М.: Пед. мысль, 2001. - с.85
36. Петросова Р.А., Голов В.П., Сивоглазов В.И. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб.завдений . - М. : Изд. центр " Академия",2000. - 176 с.
37. Постникова Е.А. Роль опорных схем в формирование природоведческими понятий // Начальная школа , 1991 . - № 2 . - С.44 -47
38. Редкина Е.И. Развивающие задания на уроках природоведения // Начальная школа, 2000 . - № 4 - С.75 -78
39. Савченко О.Я. Дидактика начальной школы. - М.: Генезис, 2006. - 366с.
40. Сак Т. Как преодолеть устойчивую неуспеваемость в процессе изучения естественных понятий // Начальная школа, 2001 , - № 2.- С.44 -47
41. Старинская А. Инициатива как условие активизации познавательной деятельности // Начальная школа. - 2000 . - № 5 . - С. 34 - 35.
42. Сухомлин Л. Формы активизации познавательной деятельности младших школьников // Современная школа. - 2009 . - № 9 . - С. 49 - 60.
43. Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. - К.: Рад.школа, 1988. - 310с .
44. Усова А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. - М.: Педагогика , 2006 . - 176 с .
45. Ушинский К.Д. Сочинения в 6-ти томах. - Т.2 . - М. , 1954 . – 500 с.
46. Федотова Н. Интересные задачи по естественным содержанием // Начальная школа, 2000 . - № 6. - С.8 -10.
47. Шамова Т. И. Активизация учения школьников: монография/Т. И. Шамова. - М.: Педагогика, 1982. - 208 с.
48. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. – М., 1999. – 125 с.
49. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. - М.: Педагогика, 1988. - c.46
50. Юрченко А. Обучение через диалог и мотивацию к успеху // Директор школы. - 2004 . - № 4 . - С. 54-59
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
3300 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55687 Дипломных работ — поможем найти подходящую