В срок и во соответствии с заданием. Отлично!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Введение
Скорость социальных и технологических изменений в окружающей среде, ускоренное накопление информационных ресурсов и средств обучения, которые становятся доступными для большинства людей планеты, мобильность населения обусловливают переосмысление функций и результатов общего среднего образования.
Мир, в котором придется жить нашим детям, меняется в четыре раза быстрее, чем наши школы, отмечает известный американский педагог, доктор Уиллард Дагет [15]. И действительно, в школу приходят поколения детей, которые живут в информационном обществе, в цифровой среде и, чтобы воспользоваться ее преимуществами, необходимо переосмыслить самоценность знаний и самодостаточность учителя как источника информации («Знание - это сокровище, а умение учиться - ключ к нему»).
С одной стороны, школа должна оставаться базовым этапом образованности и адаптации каждого человека, а с другой - прогностически отвечать на вызовы времени. Необходимость сочетания актуальных и перспективных потребностей учащихся в учебном процессе объективно требует объединения в содержании, организации и методиках адаптивных и опережающих функций школьного образования.
Реализацию этих задач эффективнее обеспечивает не поддерживающий, а инновационный тип обучения. Его теоретическим основанием является личностно ориентированное образование. Его сущностные признаки такие:
− субъект - субъектное гуманное сотрудничество всех участников учебно-воспитательного процесса;
− диагностически-стимуляционной способ организации учебного познания;
− деятельностно-коммуникативная активность учащихся;
− проектирование учителем (а позже и учениками) индивидуальных достижений учащихся во всех сенситивных видах деятельности, их развитие;
− учет в содержании, методиках, системе оценивания широкого диапазона личных потребностей и возможностей детей в получении качественного образования.
Условием и результатом инновационного типа обучения является сформированность у учащихся желания и способности самостоятельно учиться, искать в разных источниках информацию и применять новые знания, вырабатывать умение действовать, стремиться к творчеству и саморазвитию.
Авторы бестселлера «Революция в обучении. Научить мир учиться по-новому» Гордон Драйден и Джанет Вос, анализируя школьное дело с позиций глобализации, пишут: «Настоящая революция в обучении заключается не только в содержании школьной системы. Она заключается в обучении тому, как учиться, как думать, в изучении новых методов, которые вы можете использовать для решения любой задачи, возникающей перед вами в любом возрасте» [15]. Мы разделяем убежденность ученых и одновременно понимаем большую сложность реализации этого на практике.
Несмотря широкое обсуждение этой проблемы в теории и привлекательность идей для практики, это умение не стало обязательной характеристикой качества школьного образования. Основным препятствием на этом пути мы считаем разрыв между идеями концептуального наследия и их нормативно - методическим обеспечением и неготовностью части ученых и учителей осознать глобальность проблемы, недооценку развивающих результатов в учебе.
Интеграция России в мировое образовательное пространство предопределила необходимость перехода к единым доминантам европейского образовательного сообщества. Одной из тенденций развития отечественной системы образования становится реализация компетентностного подхода в обучении.
Реформирование системы российского образования в соответствии с логикой компетентностного подхода потребовало пересмотра целевых установок в определении образовательных результатов учащихся. Цели образования впервые перестают выступать в виде суммы «знаний, умений, навыков», которыми должен владеть ученик, а предстают в виде характеристик сформированности его личностных, социальных, познавательных и коммуникативных способностей. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию у обучающихся системы универсальных учебных действий.
Под универсальными учебными действиями в современной педагогической науке понимают совокупность обобщенных действий учащегося, а также связанных с ними умений и навыков учебной работы, обеспечивающих способность субъектов к самостоятельному усвоению новых знаний, умений и компетентностей, к сознательному и активному присвоению нового социального опыта, к саморазвитию и самосовершенствованию.
Интегративный характер способности к саморазвитию позволяет нам определить систему универсальных учебных действий как ключевую компетенцию, обеспечивающую у учащихся «умение учиться».
В «Концепции модернизации российского образования до 2010 года» ключевая компетенция определяется как система универсальных знаний, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся [20]. Е.В. Бондаревская конкретизирует эту формулировку: «Ключевая компетенция - это личностно-осознаваемая, вошедшая в субъективный опыт, имеющая личностный смысл система знаний, умений, навыков, которая имеет универсальное значение, т.е. может быть использована в различных видах деятельности при решении множества жизненно значимых проблем» [6].
На важность формирования у младших школьников общеучебных умений указывали Ю.К. Бабанский, Л.C. Выготский, П.Я. Гальперин, H.A. Лошкарева, A.A. Люблинская, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий. Отдельные виды общеучебных умений и методику их формирования рассматривали Д.В. Воровщиков, Г.К. Селевко, Д.В. Татьянченко, A.B. Усова и др. Программа, формирующая общеучебные умения и навыки учащихся, впервые была предложена Д.Б. Элькониным и его учениками: В.В. Давыдовым, B.В. Репкиным, Л.Е. Журовой, Г.А. Цукермани др. Подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся активно рассматриваются А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, O.A. Карабановой и др. Вопрос формирования у младших школьников умения учиться интересовал многих психологов и педагогов (Ю.К. Бабанского, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, А.К. Маркову, С.Л. Рубинштейна, В.В. Репкина, Н.Ф. Талызину, Т.И. Шамову, Д.Б. Эльконина и др.) в контексте обсуждения проблемы учебной деятельности: умение учиться предполагает овладение обобщенными способами действий (общеучебными умениями), обеспечивающими самостоятельное эффективное выполнение учебной деятельности.
Цель исследования — разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить методику формирования универсальных учебных действий младших школьников через проектную деятельность.
Объект исследования: проектная деятельность младших школьников в процессе обучения.
Предмет исследования: процесс формирования универсальных учебных действий младших школьников через проектную деятельность.
Цель, объект и предмет исследования позволили сформулировать гипотезу, согласно которой эффективность формирования универсальных учебных действий младших школьников через проектную деятельность может быть обеспечена, если:
1) на основе личностно-деятельностного, системного, компетентностного, понятийно-синергетического подходов, анализа практики современного начального образования, с учетом требований нового федерального государственного образовательного стандарта разработана и внедрена в практику современной начальной школы методика формирования универсальных учебных действий младших школьников через проектную деятельность;
2) в рамках методики реализуется комплекс педагогических условий формирования универсальных учебных действий младших школьников через проектную деятельность, включающий:
- непрерывную мотивацию достижения учебных успехов у младших школьников;
- реализацию содержательно-методического обеспечения процесса формирования универсальных учебных действий младших школьников через проектную деятельность;
- педагогическую поддержку в становлении субъектной позиции и взаимодействия младших школьников в проектной деятельности.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой нами сформулированы следующие задачи исследования:
1) выявить состояние разработанности проблемы использования проектной деятельности младших школьников в формировании универсальных учебных действий в педагогической науке и практике современного образования;
2) определить сущностно-содержательную характеристику и специфику проектной деятельности младших школьников как механизма формирования их универсальных учебных действий;
3) выделить особенности использования проектов с учащимися младшего школьного возраста;
4) разработать методику использования проектной деятельности в формировании универсальных учебных действий младших школьников и осуществить ее экспериментальную апробацию.
Общей теоретико-методологической базой исследования являются основные положения диалектико-материалистической теории познания, диалектическая теория о всеобщей связи, целостности и взаимообусловленности явлений, философские положения о социальной природе психической деятельности, активности и ведущей роли личности в процессе ее развития. Исследование проводилось с учетом нормативно-правовых требований действующего законодательства в области образования, теоретических разработок, данных, полученных в ходе педагогических исследований, практических достижений и опыта общеобразовательных учреждений.
Научная новизна исследования заключается в том, что на основе личностно-деятельностного, системного, компетентностного, понятийно-синергетического подходов, анализа практики современного начального образования, с учетом требований нового федерального государственного образовательного стандарта разработана и апробирована методика формирования универсальных учебных действий младших школьников через проектную деятельность.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что разработана методика использования проектной деятельности в формировании универсальных учебных действий младших школьников и осуществлена ее экспериментальная апробация. Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты работы могут быть использованы в дальнейших исследованиях.
Достоверность полученных результатов обеспечивается опорой на современные достижения психологической, педагогической и методологической наук; обоснованной логикой исследования; выбором методов и методик, адекватных предмету и задачам исследования; репрезентативностью выборки обследованных учащихся младшего школьного возраста; повторяемостью результатов на разных этапах эксперимента и подтверждением гипотезы исследования; количественным и качественным анализом экспериментальных данных
Структура работы определена целью и логикой исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Содержание
Введение 2
Глава 1. Методико-теоретические аспекты использования проектной деятельности младших школьников в формировании универсальных учебных действий 3
1.1. Особенности использования проектной деятельности в формировании универсальных учебных действий 3
1.2. Сущность универсальных учебных действий 3
1.3. Основные средства формирования универсальных учебных действий 3
Глава 2. Формирование универсальных учебных действий через проектную деятельность младших школьников 3
2.1.Характеристика объекта исследования 3
2.1.1. Результаты констатирующего эксперимента в 4-х классах 3
2.1.2. Результаты констатирующего эксперимента во 2-х классах 3
2.2.Особенности использования проектной деятельности с учащимися младшего школьного возраста 3
2.3.Система использования проектной деятельности для формирования универсальных учебных действий младших школьников при изучении окружающего мира 3
2.3.1. Организация формирующего и результаты контрольного эксперимента в 4-х классах 3
2.3.1. Организация формирующего и результаты контрольного эксперимента во 2-х классах 3
2.4.Практические рекомендации 3
Заключение 3
Список литературы 3
Заключение
Реформирование отечественного образования через ориентацию на проектную технологию является одним из путей вхождения России в мировое образовательное пространство. Проектная технология позволяет одновременно и более эффективно формировать у учащихся ряд ключевых компетенций, прежде всего - «умение учиться», то есть умение самостоятельно добывать знания в любом измерении «пространства обучения». Они учатся организовывать свою работу по решению актуальных проблем и достижению нужного результата, приобретают навыки самоконтроля, самооценки, самосовершенствования. Сотрудничество учащихся между собой и с учителем при выполнении проектов способствует формированию социальной компетентности демократической природы. Ученики обучаются совместно определять проблемы и цели деятельности, эффективно сотрудничать, быть инициативными и ответственными за принятие решений, обоснованно решать спорные вопросы и др.
Проектная технология позволяет широко использовать компьютер и Интернет для поиска, обработки информации и работы с ней, для презентации материалов проекта и, таким образом, формировать компетентности по информационным и коммуникативным технологиям. При этом наиболее плодотворными оказываются телекоммуникационные проекты.
Применение проектной технологии - один из путей воспитания активной личности, что может взять на себя инициативу и действовать в рамках правового поля. Ученики учатся самостоятельно решать проблемы, принимать и обосновывать решения, выполнять работу по составленному проекту. Это дает им уверенность в себе, потому что делает возможным для каждого демонстрацию своих знаний, умений и достижений. Также это средство формирования критического мышления и одновременно развития творческих способностей ребенка. Такой подход дает возможность способствовать формированию у детей и подростков умение работать в команде, а значит - развивать способность социального взаимодействия.
Применение проектной технологии при изучении учебных дисциплин, как на уроках, так и во внеклассной работе, создает дополнительную мотивацию к обучению. Ученики предлагают выполнять проекты потому, что это им интересно. К преимуществам проектной деятельности также относится развитие разнообразных способностей учащихся, в том числе через обучение:
• свободно и точно владеть языком;
• выбора средств достижения конечного результата самими исполнителями;
• конструктивно общаться, сотрудничать, взаимодействовать, оказывать взаимопомощь, преодолевать споры;
• использовать различные организационные формы работы;
• использовать разнообразные средства дизайна (плакатов, печатных материалов, буклетов, коллажей и др.)
• подбирать разнообразные наглядные материалы: фотографии, рисунки, диаграммы, графики и др.;
• использовать современную оргтехнику и оборудование (видеокамера, компьютер и т.п.).
Следовательно, применение проектной технологии является важным средством современного образования и общественного воспитания, развития критического мышления и творческих способностей ребенка. Указанная технология стимулирует общую активность учащихся, способствует созданию плодотворного образовательной среды и утверждения системного характера обучения и самообучения.
На основе проведения исследования в 4-х классах можно сделать вывод, что уровень знаний учащихся экспериментального класса в целом вырос на 4 - 11% по сравнению с контрольным классом. Это свидетельствует об эффективности внедрения проектной технологии в учебно-воспитательный процесс. Незначительный рост можно объяснить недостаточно долгим сроком ее внедрения в обучение и небольшим количеством созданных проектов. Незначительное уменьшение учащихся с начальным уровнем знаний свидетельствует один из недостатков проектной технологии: недостаточно активным, инициативным ученикам трудно работать над таким видом работы, как проект, так как он требует поисковой, продуктивной деятельности, решения проблемных задач, самостоятельности в индивидуальных и лидерских качеств в работе над групповыми проектами. Поэтому лидеры класса в ходе педагогического эксперимента оказались еще активнее, они организовывали, направляли, корректировали, интересовались во время групповых проектов и сами повысили свой уровень знаний за счет активной деятельности. Ученики с достаточным и средним уровнем знаний могли проявить себя, повысить опыт самостоятельной и групповой деятельности, сформировать в определенной степени лидерские качества, стать более активными, что большинству детей удалось. В целом следует отметить дальнейшее повышение активности детей экспериментального класса, самостоятельности в подготовке творческих задач после завершения педагогического эксперимента. Ученики стали более инициативными, предлагают темы для проектов, интересные формы проведения презентаций и др.
Таким образом, использование проектной технологии в учебно-воспитательном процессе является эффективным. Внедрение проектной технологии было кратковременным, чем и объясняется незначительная динамика улучшения знаний, умений и навыков учащихся. Однако в целом результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о том, что использование проектной технологии в начальной школе способствует улучшению общих показателей знаний, умений и навыков учащихся по определенным критериям.
Следует отметить, что внедрение проектной технологии имеет свои недостатки и особенности использования в начальной школе, ведь часто ученики 1 - 4 классов не готовы к выполнению сложных долговременных проектов.
По результатам педагогического эксперимента можно сделать вывод, что внедрение проектной технологии обучения было более эффективным в четвёртой классах, ведь уровень самостоятельности и активности старших школьников гораздо выше. При выполнении каждого проекта дети нуждаются в помощи и подсказках взрослых, в частности тяжелой для них является самоорганизация и организация других членов группы (при выполнении групповых проектов), а также систематизация и обобщения большого объема информации, которую дети подбирают и обрабатывают во время работы над проектом.
Список литературы
1. Арванитопуло Е.Г. Реализация проектной методики обучения иноязычному общению в средней школе / Е.Г. Арванитопуло / / Иностранные языки. - 2005. - № 4. - C. 3-11
2. Бабий К.Н. Нетрадиционный урок по проектной технологии /, Бахтарова А.М., Литвиненко И.Б. / / Управление школой. - 2007. - № 1. - С. 22.
3. Башинская Т. Проектировочная деятельность - основа взаимодействия учителя и ученика / Башинская Т / / Дайджест педагогических идей и технологий Школа - парк. - 2003. - № 3. - C. 49.
4. Белова С. Б. Педагогика диалога: теория и практика построения гуманитарного образования. – М., 2006.
5. Блонский, П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х т. / П. П. Блонский; сост. и авт. вступ. статьи М. Г.Данильченко. – М.: Педагогика, 1979. – Т.1. – 304 с.
6. Бондаревская, Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования / Е.В. Бондаревская // Педагогика. 1997. - № 4. - С. 11-17.
7. Буравская И. Проектные технологии в школе. Применение метода проектов / / Директор школы. - Декабрь 2006, № 48 ( 432). - С.3 - 4.
8. Вайдорф - Сысоева М. Технология исполнения и оформление научно - исследовательской работы : Учебно-методическое пособие. - М. : ЦГЛ , 2006. - 95 с.
9. Васильченко С.В. Повторение и обобщение учебного материала в проектной деятельности учащихся Васильченко С.В. / / Компьютер в школе и семье. - 2006. - № 1. - C. 28
10. Воровщиков С.Г. Общеучебные умения как деятельностный компонент учебно-познавательной компетенции / С.Г.Воровщиков / / Интернет - журнал « Эйдос ». - 2007. - 30 сентября
11. Гурье Л. Проектирование педагогических систем : Учеб. пособие. Котел. гос. технол. ун - т. - Казань, 2004. - 212 с.
12. Дичковская И.М. Инновационные педагогические технологии: учеб. пособие. / И.М. Дичковская. - М.: Академия, 2004. - 352 с.
13. Дмитриев А. Е. Повышение эффективности педагогического руководства процессом формирования у школьников умений и навыков / Дмитриев А. Е. / / Методы руководства творческой познавательной деятельностью учащихся в обучении. - М.: МГПИ, 1980. - 188 с
14. Днепров, Э. Д. Новейшая политическая история российского образования: опыт и уроки. — Издание 2-е, дополненное. — М.: Мариос, 2011. — 456 с.
15. Драйден Гордон, Вос Джанет. Революция в обучении. Научить мир учиться по- новому. - М., “Парвинэ”, 2003. — 670 с.
16. Жуковский И. Проектный метод в деятельности учебных заведений Франции / / Учитель. - 2003. - № 3. - С.24 - 27.
17. Загвязинский В. , Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. - М. : Издательский центр " Академия" , 2006. - 206 с.
18. Ильницкая И. Развитие творческого потенциала в процессе проблемного обучения / / Дошкольное воспитание. - 2006. - № 12. - С.82 - 85.
19. Колесник И. А. Формирование общеучебных умений и навыков учащихся в народной школе конца XIX - начала ХХ века: дис.... канд. пед. наук: 13.00.01 / Колесник Ирина Алексеевна. - Саратов, 2004. - 192 с
20. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. № 1756-р // Официальные документы в образовании. 2002. -№4. -С. 3-31.
21. Коренякина Т.Н.Формирование общеучебных умений у младших школьников «группы риска»: автореф. дис. на соиск. уч. степени канд. пед. наук / Т. Н. Коренякина. - Астрахань, 2010. - 23с
22. Кулько В. А. Формирование у учащихся умений учиться / Кулько В. А., Цехмистрова Т. Д. - М.: Просвещение, 2003. - 80 с
23. Министерство образования и науки Российской Федерации // http://минобрнауки.рф/докумены/543
24. Монтессори М. Мой метод: начальное обучение. - М. : Астрель : АСТ , 2007. - 349 с.
25. Образовательные технологии. Учеб. - Метод. пособие / / Под ред. Пехоты А. - М.: А.С.К. , 2002. - С.148 -150.
26. Петров В.А. Теоретико - методические основы формирования профессиональной компетентности будущих специалистов технических специальностей в процессе изучения фундаментальных дисциплин: монография /В.А. Петрук. - М.: Универсум, 2006. - 292 с.
27. Пироженко Т. Программа технологии психолого-педагогического проектирования / / Детский сад. - 2004. - № 16. - С.8 - 9.
28. Питт Дж. Что это такое и как мы это делаем: метод проектов / / Открытый урок. - 2004. - № 5,6. - С.26 - 27.
29. Полат Е. Что такое проект / / Открытый урок. - 2004. - № 5,6. - С.10 - 17.
30. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат / / Иностранные языки в школе. - 2000. - № 2, 3.
31. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357)// Минобрнауки.рф/документы/922/файл/748/ФГОС_НОО.рdf
32. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования // http://www. standart.edu.ru/Attachment.aspx?Id=419
33. Проектная деятельность в школе / Сост. Голубенко М. - М.: Шк. мир , 2007. - 128с.
34. Савченко А. Я. Дидактика начальной школы / Савченко А. Я. - М.: Знание, 2007. - 416 с.
35. Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / В.В. Сериков; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр “Академия”, 2008. – 256 с.
36. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский.- Киев: Изд-во «Радянска школа», 1980. - 288 с.
37. Татьянченко Д.В. Развитие общеучебных умений школьников / Д.В.Татьянченко, С.Г.Воровщиков / / Народное образование. - 2003. - № 8. - С. 115-126
38. Творчески развивающие технологии в экологическом образовании дошкольников / [ сост. Туманова И. , Круть Т. / под ред. Романчик Р. ]. - М.: ООО " Липс " ЛТД , 2005. - 92 с.
39. Технология использования метода проектов в начальной школе / Алексеенко Т. , Карева М.: материалы форума конференций МГПУ , 26 марта 2007
40. Ушинский К.Д. Теоретические проблемы педагогики / К.Д. Ушинский // Избранные педагогические сочинения: в 2 т.- М.: Педагогика, 1974-Т. 1.- 325 с
41. Федеральный государственный образовательный стандарт Начального общего образования Утвержден
42. Хуторской, A.B. Современные педагогические инновации на уроке Электронный ресурс. / A.B. Хуторской // «Эйдос»: интернет-журнал. 2007. - 5 июля. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal
43. Царева, С.Е. Учебная деятельность и умение учиться / С.Е. Царева // Начальная школа. 2007. - № 9. - С. 50 - 57.
44. Шевцова С. Метод проектов и его жизненно компетентностный потенциал. - М.: Издательство "Департамент " , 2003. - С.59 -64.
45. Экспериментальная программа развития умений и навыков учебного труда школьников (1 - Х классы): Проект. - М., 1980.
46. Элькин А. Проектная технология обучения , дань моде или насущная необходимость / / Химия. - Декабрь 2007 года. - № 35. - С.8.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Введение
Скорость социальных и технологических изменений в окружающей среде, ускоренное накопление информационных ресурсов и средств обучения, которые становятся доступными для большинства людей планеты, мобильность населения обусловливают переосмысление функций и результатов общего среднего образования.
Мир, в котором придется жить нашим детям, меняется в четыре раза быстрее, чем наши школы, отмечает известный американский педагог, доктор Уиллард Дагет [15]. И действительно, в школу приходят поколения детей, которые живут в информационном обществе, в цифровой среде и, чтобы воспользоваться ее преимуществами, необходимо переосмыслить самоценность знаний и самодостаточность учителя как источника информации («Знание - это сокровище, а умение учиться - ключ к нему»).
С одной стороны, школа должна оставаться базовым этапом образованности и адаптации каждого человека, а с другой - прогностически отвечать на вызовы времени. Необходимость сочетания актуальных и перспективных потребностей учащихся в учебном процессе объективно требует объединения в содержании, организации и методиках адаптивных и опережающих функций школьного образования.
Реализацию этих задач эффективнее обеспечивает не поддерживающий, а инновационный тип обучения. Его теоретическим основанием является личностно ориентированное образование. Его сущностные признаки такие:
− субъект - субъектное гуманное сотрудничество всех участников учебно-воспитательного процесса;
− диагностически-стимуляционной способ организации учебного познания;
− деятельностно-коммуникативная активность учащихся;
− проектирование учителем (а позже и учениками) индивидуальных достижений учащихся во всех сенситивных видах деятельности, их развитие;
− учет в содержании, методиках, системе оценивания широкого диапазона личных потребностей и возможностей детей в получении качественного образования.
Условием и результатом инновационного типа обучения является сформированность у учащихся желания и способности самостоятельно учиться, искать в разных источниках информацию и применять новые знания, вырабатывать умение действовать, стремиться к творчеству и саморазвитию.
Авторы бестселлера «Революция в обучении. Научить мир учиться по-новому» Гордон Драйден и Джанет Вос, анализируя школьное дело с позиций глобализации, пишут: «Настоящая революция в обучении заключается не только в содержании школьной системы. Она заключается в обучении тому, как учиться, как думать, в изучении новых методов, которые вы можете использовать для решения любой задачи, возникающей перед вами в любом возрасте» [15]. Мы разделяем убежденность ученых и одновременно понимаем большую сложность реализации этого на практике.
Несмотря широкое обсуждение этой проблемы в теории и привлекательность идей для практики, это умение не стало обязательной характеристикой качества школьного образования. Основным препятствием на этом пути мы считаем разрыв между идеями концептуального наследия и их нормативно - методическим обеспечением и неготовностью части ученых и учителей осознать глобальность проблемы, недооценку развивающих результатов в учебе.
Интеграция России в мировое образовательное пространство предопределила необходимость перехода к единым доминантам европейского образовательного сообщества. Одной из тенденций развития отечественной системы образования становится реализация компетентностного подхода в обучении.
Реформирование системы российского образования в соответствии с логикой компетентностного подхода потребовало пересмотра целевых установок в определении образовательных результатов учащихся. Цели образования впервые перестают выступать в виде суммы «знаний, умений, навыков», которыми должен владеть ученик, а предстают в виде характеристик сформированности его личностных, социальных, познавательных и коммуникативных способностей. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию у обучающихся системы универсальных учебных действий.
Под универсальными учебными действиями в современной педагогической науке понимают совокупность обобщенных действий учащегося, а также связанных с ними умений и навыков учебной работы, обеспечивающих способность субъектов к самостоятельному усвоению новых знаний, умений и компетентностей, к сознательному и активному присвоению нового социального опыта, к саморазвитию и самосовершенствованию.
Интегративный характер способности к саморазвитию позволяет нам определить систему универсальных учебных действий как ключевую компетенцию, обеспечивающую у учащихся «умение учиться».
В «Концепции модернизации российского образования до 2010 года» ключевая компетенция определяется как система универсальных знаний, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся [20]. Е.В. Бондаревская конкретизирует эту формулировку: «Ключевая компетенция - это личностно-осознаваемая, вошедшая в субъективный опыт, имеющая личностный смысл система знаний, умений, навыков, которая имеет универсальное значение, т.е. может быть использована в различных видах деятельности при решении множества жизненно значимых проблем» [6].
На важность формирования у младших школьников общеучебных умений указывали Ю.К. Бабанский, Л.C. Выготский, П.Я. Гальперин, H.A. Лошкарева, A.A. Люблинская, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий. Отдельные виды общеучебных умений и методику их формирования рассматривали Д.В. Воровщиков, Г.К. Селевко, Д.В. Татьянченко, A.B. Усова и др. Программа, формирующая общеучебные умения и навыки учащихся, впервые была предложена Д.Б. Элькониным и его учениками: В.В. Давыдовым, B.В. Репкиным, Л.Е. Журовой, Г.А. Цукермани др. Подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся активно рассматриваются А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, O.A. Карабановой и др. Вопрос формирования у младших школьников умения учиться интересовал многих психологов и педагогов (Ю.К. Бабанского, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, А.К. Маркову, С.Л. Рубинштейна, В.В. Репкина, Н.Ф. Талызину, Т.И. Шамову, Д.Б. Эльконина и др.) в контексте обсуждения проблемы учебной деятельности: умение учиться предполагает овладение обобщенными способами действий (общеучебными умениями), обеспечивающими самостоятельное эффективное выполнение учебной деятельности.
Цель исследования — разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить методику формирования универсальных учебных действий младших школьников через проектную деятельность.
Объект исследования: проектная деятельность младших школьников в процессе обучения.
Предмет исследования: процесс формирования универсальных учебных действий младших школьников через проектную деятельность.
Цель, объект и предмет исследования позволили сформулировать гипотезу, согласно которой эффективность формирования универсальных учебных действий младших школьников через проектную деятельность может быть обеспечена, если:
1) на основе личностно-деятельностного, системного, компетентностного, понятийно-синергетического подходов, анализа практики современного начального образования, с учетом требований нового федерального государственного образовательного стандарта разработана и внедрена в практику современной начальной школы методика формирования универсальных учебных действий младших школьников через проектную деятельность;
2) в рамках методики реализуется комплекс педагогических условий формирования универсальных учебных действий младших школьников через проектную деятельность, включающий:
- непрерывную мотивацию достижения учебных успехов у младших школьников;
- реализацию содержательно-методического обеспечения процесса формирования универсальных учебных действий младших школьников через проектную деятельность;
- педагогическую поддержку в становлении субъектной позиции и взаимодействия младших школьников в проектной деятельности.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой нами сформулированы следующие задачи исследования:
1) выявить состояние разработанности проблемы использования проектной деятельности младших школьников в формировании универсальных учебных действий в педагогической науке и практике современного образования;
2) определить сущностно-содержательную характеристику и специфику проектной деятельности младших школьников как механизма формирования их универсальных учебных действий;
3) выделить особенности использования проектов с учащимися младшего школьного возраста;
4) разработать методику использования проектной деятельности в формировании универсальных учебных действий младших школьников и осуществить ее экспериментальную апробацию.
Общей теоретико-методологической базой исследования являются основные положения диалектико-материалистической теории познания, диалектическая теория о всеобщей связи, целостности и взаимообусловленности явлений, философские положения о социальной природе психической деятельности, активности и ведущей роли личности в процессе ее развития. Исследование проводилось с учетом нормативно-правовых требований действующего законодательства в области образования, теоретических разработок, данных, полученных в ходе педагогических исследований, практических достижений и опыта общеобразовательных учреждений.
Научная новизна исследования заключается в том, что на основе личностно-деятельностного, системного, компетентностного, понятийно-синергетического подходов, анализа практики современного начального образования, с учетом требований нового федерального государственного образовательного стандарта разработана и апробирована методика формирования универсальных учебных действий младших школьников через проектную деятельность.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что разработана методика использования проектной деятельности в формировании универсальных учебных действий младших школьников и осуществлена ее экспериментальная апробация. Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты работы могут быть использованы в дальнейших исследованиях.
Достоверность полученных результатов обеспечивается опорой на современные достижения психологической, педагогической и методологической наук; обоснованной логикой исследования; выбором методов и методик, адекватных предмету и задачам исследования; репрезентативностью выборки обследованных учащихся младшего школьного возраста; повторяемостью результатов на разных этапах эксперимента и подтверждением гипотезы исследования; количественным и качественным анализом экспериментальных данных
Структура работы определена целью и логикой исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Содержание
Введение 2
Глава 1. Методико-теоретические аспекты использования проектной деятельности младших школьников в формировании универсальных учебных действий 3
1.1. Особенности использования проектной деятельности в формировании универсальных учебных действий 3
1.2. Сущность универсальных учебных действий 3
1.3. Основные средства формирования универсальных учебных действий 3
Глава 2. Формирование универсальных учебных действий через проектную деятельность младших школьников 3
2.1.Характеристика объекта исследования 3
2.1.1. Результаты констатирующего эксперимента в 4-х классах 3
2.1.2. Результаты констатирующего эксперимента во 2-х классах 3
2.2.Особенности использования проектной деятельности с учащимися младшего школьного возраста 3
2.3.Система использования проектной деятельности для формирования универсальных учебных действий младших школьников при изучении окружающего мира 3
2.3.1. Организация формирующего и результаты контрольного эксперимента в 4-х классах 3
2.3.1. Организация формирующего и результаты контрольного эксперимента во 2-х классах 3
2.4.Практические рекомендации 3
Заключение 3
Список литературы 3
Заключение
Реформирование отечественного образования через ориентацию на проектную технологию является одним из путей вхождения России в мировое образовательное пространство. Проектная технология позволяет одновременно и более эффективно формировать у учащихся ряд ключевых компетенций, прежде всего - «умение учиться», то есть умение самостоятельно добывать знания в любом измерении «пространства обучения». Они учатся организовывать свою работу по решению актуальных проблем и достижению нужного результата, приобретают навыки самоконтроля, самооценки, самосовершенствования. Сотрудничество учащихся между собой и с учителем при выполнении проектов способствует формированию социальной компетентности демократической природы. Ученики обучаются совместно определять проблемы и цели деятельности, эффективно сотрудничать, быть инициативными и ответственными за принятие решений, обоснованно решать спорные вопросы и др.
Проектная технология позволяет широко использовать компьютер и Интернет для поиска, обработки информации и работы с ней, для презентации материалов проекта и, таким образом, формировать компетентности по информационным и коммуникативным технологиям. При этом наиболее плодотворными оказываются телекоммуникационные проекты.
Применение проектной технологии - один из путей воспитания активной личности, что может взять на себя инициативу и действовать в рамках правового поля. Ученики учатся самостоятельно решать проблемы, принимать и обосновывать решения, выполнять работу по составленному проекту. Это дает им уверенность в себе, потому что делает возможным для каждого демонстрацию своих знаний, умений и достижений. Также это средство формирования критического мышления и одновременно развития творческих способностей ребенка. Такой подход дает возможность способствовать формированию у детей и подростков умение работать в команде, а значит - развивать способность социального взаимодействия.
Применение проектной технологии при изучении учебных дисциплин, как на уроках, так и во внеклассной работе, создает дополнительную мотивацию к обучению. Ученики предлагают выполнять проекты потому, что это им интересно. К преимуществам проектной деятельности также относится развитие разнообразных способностей учащихся, в том числе через обучение:
• свободно и точно владеть языком;
• выбора средств достижения конечного результата самими исполнителями;
• конструктивно общаться, сотрудничать, взаимодействовать, оказывать взаимопомощь, преодолевать споры;
• использовать различные организационные формы работы;
• использовать разнообразные средства дизайна (плакатов, печатных материалов, буклетов, коллажей и др.)
• подбирать разнообразные наглядные материалы: фотографии, рисунки, диаграммы, графики и др.;
• использовать современную оргтехнику и оборудование (видеокамера, компьютер и т.п.).
Следовательно, применение проектной технологии является важным средством современного образования и общественного воспитания, развития критического мышления и творческих способностей ребенка. Указанная технология стимулирует общую активность учащихся, способствует созданию плодотворного образовательной среды и утверждения системного характера обучения и самообучения.
На основе проведения исследования в 4-х классах можно сделать вывод, что уровень знаний учащихся экспериментального класса в целом вырос на 4 - 11% по сравнению с контрольным классом. Это свидетельствует об эффективности внедрения проектной технологии в учебно-воспитательный процесс. Незначительный рост можно объяснить недостаточно долгим сроком ее внедрения в обучение и небольшим количеством созданных проектов. Незначительное уменьшение учащихся с начальным уровнем знаний свидетельствует один из недостатков проектной технологии: недостаточно активным, инициативным ученикам трудно работать над таким видом работы, как проект, так как он требует поисковой, продуктивной деятельности, решения проблемных задач, самостоятельности в индивидуальных и лидерских качеств в работе над групповыми проектами. Поэтому лидеры класса в ходе педагогического эксперимента оказались еще активнее, они организовывали, направляли, корректировали, интересовались во время групповых проектов и сами повысили свой уровень знаний за счет активной деятельности. Ученики с достаточным и средним уровнем знаний могли проявить себя, повысить опыт самостоятельной и групповой деятельности, сформировать в определенной степени лидерские качества, стать более активными, что большинству детей удалось. В целом следует отметить дальнейшее повышение активности детей экспериментального класса, самостоятельности в подготовке творческих задач после завершения педагогического эксперимента. Ученики стали более инициативными, предлагают темы для проектов, интересные формы проведения презентаций и др.
Таким образом, использование проектной технологии в учебно-воспитательном процессе является эффективным. Внедрение проектной технологии было кратковременным, чем и объясняется незначительная динамика улучшения знаний, умений и навыков учащихся. Однако в целом результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о том, что использование проектной технологии в начальной школе способствует улучшению общих показателей знаний, умений и навыков учащихся по определенным критериям.
Следует отметить, что внедрение проектной технологии имеет свои недостатки и особенности использования в начальной школе, ведь часто ученики 1 - 4 классов не готовы к выполнению сложных долговременных проектов.
По результатам педагогического эксперимента можно сделать вывод, что внедрение проектной технологии обучения было более эффективным в четвёртой классах, ведь уровень самостоятельности и активности старших школьников гораздо выше. При выполнении каждого проекта дети нуждаются в помощи и подсказках взрослых, в частности тяжелой для них является самоорганизация и организация других членов группы (при выполнении групповых проектов), а также систематизация и обобщения большого объема информации, которую дети подбирают и обрабатывают во время работы над проектом.
Список литературы
1. Арванитопуло Е.Г. Реализация проектной методики обучения иноязычному общению в средней школе / Е.Г. Арванитопуло / / Иностранные языки. - 2005. - № 4. - C. 3-11
2. Бабий К.Н. Нетрадиционный урок по проектной технологии /, Бахтарова А.М., Литвиненко И.Б. / / Управление школой. - 2007. - № 1. - С. 22.
3. Башинская Т. Проектировочная деятельность - основа взаимодействия учителя и ученика / Башинская Т / / Дайджест педагогических идей и технологий Школа - парк. - 2003. - № 3. - C. 49.
4. Белова С. Б. Педагогика диалога: теория и практика построения гуманитарного образования. – М., 2006.
5. Блонский, П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х т. / П. П. Блонский; сост. и авт. вступ. статьи М. Г.Данильченко. – М.: Педагогика, 1979. – Т.1. – 304 с.
6. Бондаревская, Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования / Е.В. Бондаревская // Педагогика. 1997. - № 4. - С. 11-17.
7. Буравская И. Проектные технологии в школе. Применение метода проектов / / Директор школы. - Декабрь 2006, № 48 ( 432). - С.3 - 4.
8. Вайдорф - Сысоева М. Технология исполнения и оформление научно - исследовательской работы : Учебно-методическое пособие. - М. : ЦГЛ , 2006. - 95 с.
9. Васильченко С.В. Повторение и обобщение учебного материала в проектной деятельности учащихся Васильченко С.В. / / Компьютер в школе и семье. - 2006. - № 1. - C. 28
10. Воровщиков С.Г. Общеучебные умения как деятельностный компонент учебно-познавательной компетенции / С.Г.Воровщиков / / Интернет - журнал « Эйдос ». - 2007. - 30 сентября
11. Гурье Л. Проектирование педагогических систем : Учеб. пособие. Котел. гос. технол. ун - т. - Казань, 2004. - 212 с.
12. Дичковская И.М. Инновационные педагогические технологии: учеб. пособие. / И.М. Дичковская. - М.: Академия, 2004. - 352 с.
13. Дмитриев А. Е. Повышение эффективности педагогического руководства процессом формирования у школьников умений и навыков / Дмитриев А. Е. / / Методы руководства творческой познавательной деятельностью учащихся в обучении. - М.: МГПИ, 1980. - 188 с
14. Днепров, Э. Д. Новейшая политическая история российского образования: опыт и уроки. — Издание 2-е, дополненное. — М.: Мариос, 2011. — 456 с.
15. Драйден Гордон, Вос Джанет. Революция в обучении. Научить мир учиться по- новому. - М., “Парвинэ”, 2003. — 670 с.
16. Жуковский И. Проектный метод в деятельности учебных заведений Франции / / Учитель. - 2003. - № 3. - С.24 - 27.
17. Загвязинский В. , Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. - М. : Издательский центр " Академия" , 2006. - 206 с.
18. Ильницкая И. Развитие творческого потенциала в процессе проблемного обучения / / Дошкольное воспитание. - 2006. - № 12. - С.82 - 85.
19. Колесник И. А. Формирование общеучебных умений и навыков учащихся в народной школе конца XIX - начала ХХ века: дис.... канд. пед. наук: 13.00.01 / Колесник Ирина Алексеевна. - Саратов, 2004. - 192 с
20. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. № 1756-р // Официальные документы в образовании. 2002. -№4. -С. 3-31.
21. Коренякина Т.Н.Формирование общеучебных умений у младших школьников «группы риска»: автореф. дис. на соиск. уч. степени канд. пед. наук / Т. Н. Коренякина. - Астрахань, 2010. - 23с
22. Кулько В. А. Формирование у учащихся умений учиться / Кулько В. А., Цехмистрова Т. Д. - М.: Просвещение, 2003. - 80 с
23. Министерство образования и науки Российской Федерации // http://минобрнауки.рф/докумены/543
24. Монтессори М. Мой метод: начальное обучение. - М. : Астрель : АСТ , 2007. - 349 с.
25. Образовательные технологии. Учеб. - Метод. пособие / / Под ред. Пехоты А. - М.: А.С.К. , 2002. - С.148 -150.
26. Петров В.А. Теоретико - методические основы формирования профессиональной компетентности будущих специалистов технических специальностей в процессе изучения фундаментальных дисциплин: монография /В.А. Петрук. - М.: Универсум, 2006. - 292 с.
27. Пироженко Т. Программа технологии психолого-педагогического проектирования / / Детский сад. - 2004. - № 16. - С.8 - 9.
28. Питт Дж. Что это такое и как мы это делаем: метод проектов / / Открытый урок. - 2004. - № 5,6. - С.26 - 27.
29. Полат Е. Что такое проект / / Открытый урок. - 2004. - № 5,6. - С.10 - 17.
30. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат / / Иностранные языки в школе. - 2000. - № 2, 3.
31. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357)// Минобрнауки.рф/документы/922/файл/748/ФГОС_НОО.рdf
32. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования // http://www. standart.edu.ru/Attachment.aspx?Id=419
33. Проектная деятельность в школе / Сост. Голубенко М. - М.: Шк. мир , 2007. - 128с.
34. Савченко А. Я. Дидактика начальной школы / Савченко А. Я. - М.: Знание, 2007. - 416 с.
35. Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / В.В. Сериков; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр “Академия”, 2008. – 256 с.
36. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский.- Киев: Изд-во «Радянска школа», 1980. - 288 с.
37. Татьянченко Д.В. Развитие общеучебных умений школьников / Д.В.Татьянченко, С.Г.Воровщиков / / Народное образование. - 2003. - № 8. - С. 115-126
38. Творчески развивающие технологии в экологическом образовании дошкольников / [ сост. Туманова И. , Круть Т. / под ред. Романчик Р. ]. - М.: ООО " Липс " ЛТД , 2005. - 92 с.
39. Технология использования метода проектов в начальной школе / Алексеенко Т. , Карева М.: материалы форума конференций МГПУ , 26 марта 2007
40. Ушинский К.Д. Теоретические проблемы педагогики / К.Д. Ушинский // Избранные педагогические сочинения: в 2 т.- М.: Педагогика, 1974-Т. 1.- 325 с
41. Федеральный государственный образовательный стандарт Начального общего образования Утвержден
42. Хуторской, A.B. Современные педагогические инновации на уроке Электронный ресурс. / A.B. Хуторской // «Эйдос»: интернет-журнал. 2007. - 5 июля. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal
43. Царева, С.Е. Учебная деятельность и умение учиться / С.Е. Царева // Начальная школа. 2007. - № 9. - С. 50 - 57.
44. Шевцова С. Метод проектов и его жизненно компетентностный потенциал. - М.: Издательство "Департамент " , 2003. - С.59 -64.
45. Экспериментальная программа развития умений и навыков учебного труда школьников (1 - Х классы): Проект. - М., 1980.
46. Элькин А. Проектная технология обучения , дань моде или насущная необходимость / / Химия. - Декабрь 2007 года. - № 35. - С.8.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
3300 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55687 Дипломных работ — поможем найти подходящую