Все хорошо, правда времени подтребовалось больше чем я ожидал
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Актуальность темы, выбранной для проведения исследовательской работы, заключается в интересе к изучению отношения общества к феномену смерти и отражении общественного восприятия смерти в культуре эпохи Средних веков. Эпоха Средних веков (в частности, период XV-XVI вв.) является значимым в области философской культурологии благодаря зарождению нового типа культуры, который связан с отображением представления человека о жизни и смерти и который на данный момент известен нам как макабрический. Общество Средневековья было не понаслышке знакомо со смертью в связи со многими причинами, будь то эпидемия бубонной чумы в середине XIV в., известная в истории как «Чёрная смерть» и убившая до 60% населения Европы, постоянные межгосударственные конфликты, в т.ч. на религиозной почве (Реконкиста, Крестовые походы XI-XII вв.). Представления человека о смерти, образы смерти и загробного мира впоследствии нашли своё отражение в т.н. культуре макабра, символизировавшей надежды и страхи человека данного периода. Однако, если изначально «Пляски смерти» трактовались строго в ключе христианского мировоззрения, призывавшего человека не забывать о быстротечности и неизбежности конца земного пути, что можно выразить в знаменитой латинской пословице «memento mori», то позднее возникла двойственность в понимании макабра, отражавшаяся в трактовке «Плясок смерти» в новом, кардинально противоположном ключе. Данная трактовка макабрического отражалась в отношении к смерти как к избавлению от страданий и проблем, преследующих человека в земной жизни, и призыве к человеку наслаждаться жизнью и оставить бесконечные надежды и размышления о возможных сценариях будущего. Из вышеописанного можно выдвинуть утверждение о том, что макабрическая культура десакрализировала жизнь и утвердила понимание жизни в гедонистическом ключе как время, предназначенное для воплощения своих желаний, что можно трактовать как противоположное латинское выражение «momento vivere». Данная дуалистичность макабрической культуры может служить отражением социокультурных изменений, имевших место быть в обществе Западной Европы периода Позднего Средневековья и может использоваться в исследовательской работе как материал, служащий для изучения.
Объектом исследования является тема смерти как одна из главенствующих тем в области философии.
Предметом исследования является значение макабрического в культурной и общественной жизни средневекового человека Западной Европы, а также рассмотрение макабра как феномена для философского дискурса в современное время.
Цель исследования – рассмотрение и анализ макабрического как метода интерпретации представлений о смерти в общественной и культурной жизни Средневекового Запада, в особенности главных макабрических сюжетов.
Эмпирическую базу исследования составляют труды зарубежных и отечественных философов и экспертов по медиевистике на тему макабра в средневековой культуре и общественной мысли, а также на тему возрождения макабра в современной философско-культурологической мысли.
Структура исследования. Данный проект включает в себя введение, 3 главы (в первой и второй главе содержится по 2 параграфа, в третьей главе – 3 параграфа), в которых решаются поставленные исследовательские задачи, а также заключение и библиографический список.
Воображение человека как форма познания, наряду с чувствами и интеллектом, отличается от них тем, что последние два являются средствами для познания человеком внешнего мира. Воображение же с помощью образов формирует новый, внутренний мир, мир воображаемого; оно способно проникать в недоступные для разума области. Именно воображение задаёт новые, специфические формы первичных феноменов, начинающих задавать новое измерение человека к XII в., в то время как предшествовавшая культура Римской империи потеряла контроль над человеком, вследствие чего деградировали как сам человек, так и культура. Перед новой, зарождающейся культурой встала задача – на основе новых этических оснований воспитать человека и задать стимул его изменения, и работа с первичными феноменами, среди которых и феномен смерти.
Будет весьма опрометчивым назвать отношение человека к смерти однообразным. Изначально, в эпоху раннего Средневековья (XI-XII вв.), представления о смерти не вызывали в человеке леденящий страх наказания за прегрешения, совершённые им за время своей земной жизни. Смерть воспринималась как встреча со Всевышним и с близкими, уже живущими в загробном мире, а также была местом встречи человека с вечностью и точкой, в которой оканчивается линейное время. Усопшие не проходили через суд, на котором взвешивались все благие дела и злодеяния, а погружались в сон, который будет длиться до второго пришествия Христа, и все умершие, за исключением тяжких грешников, пробудятся ото сна и войдут в царствие небесное. Кладбище существует как публичное место, где человек мог «поговорить» с умершим, ибо умерший есть лишь спящий, обменяться новостями с другими людьми, и даже вести торговлю.
Позднее к XII в. мысль о смерти становится своего рода «idee fix» – навязчивой мыслью, преследующей простолюдина, и всю жизнь его начинает сопровождать призыв «memento mori»: «Дионисий Картузианец в «Наставлении дворянину» поучает: «“Когда же он отходит ко сну, то пусть помыслит о том, что, как нынче укладывается он на свое ложе, тело его вскорости уложено будет другими в могилу”». Формированию этой навязчивой идеи послужили различный средства, среди которых выстраиваемые вдоль дороги камни, на которых была выгравированная надпись «memento mori» - «помни, что смертен», которые не только наталкивали человека на мысли о смерти, но также и заставляли человека переживать смерть путём воображения. Позднее, в XIV веке благодаря поэту Жану ле Флёру, на свет появились так называемые «La dance macabre» - «пляски смерти», вызывавшие у средневекового человека неподдельный ужас, а также напоминавшие ему о быстротечности жизни на земле и равенства всех перед лицом смерти. Своему рождению «пляски смерти» обязаны легенде о Троих живых и троих мертвых из французской литературы XII в., где повествуется о троих живых юношах, встретивших на своём пути трёх мертвецов, указывающих юношам на своё былое величие и на то, кем они станут после смерти. Возникает новая мощная культурная идея – в представление о смерти вторгается новый элемент, поражающий воображение, содрогание, возникающее в сознании, напуганным призраками и переживающем леденящий страх. Всевластная религиозная мысль переносит всё это в моральную сферу, используя подчиняющую силу страха, основанную на представлениях о приведениях.
Говоря о мысли о смерти, преследовавшей жителя средневековой эпохи, стоит сказать и о различных народных обычаях, сформировавшихся и увеличивавшихся в народной среде и помогавших людям встретить свою смерть достойно. Эти обычаи также служили своего рода помощниками в «диагностике» - по ним можно было узнать, является ли болезнь излечимой, или же недуг не имеет лечения, и всё, что остаётся делать – принять приближающуюся смерть. Пример таких обычаев – цветок, брошенный в источник святилища. Если цветок тонет – тратить свои средства на лекарства не имеет смысла. Если смерть неизбежна, то является необходимостью облегчить её приход. Пример этому – дверь в комнату умирающего, которую наблюдатели оставляли открытой во избежание шума и облегчения прихода смерти.
Образы Страшного суда, чистилища, рая и ада сложились уже ближе к XII в. и продолжали развиваться до эпохи Нового времени. Здесь уже формируется образ загробного мира, состоящего из рая и ада, а также чистилища, которое определило новое воззрение на существование человека. Теперь всё большее значение для человека приобретает его посмертное существование, а не земное. Формируется новый мир воображаемого – мир, где человек после смерти проходит очищение, страдание, происходящее в огне чистилища, и то, что он переживает в зависимости от итогов своего земного пути: надежда на пребывание в раю и вечное блаженство или же чудовищные муки и ужасы, ожидающие человека в аду: «...Люди той эпохи, озабоченные своим спасением в мире воображаемого, который для них был совершенно реальным, делают свой выбор между Дьяволом и Господом, Адом и Раем». То есть, человек всегда имеет право выбора – вести праведную безгрешную жизнь, или же поддаться искушению и погрязнуть в грехах.
Образ чистилища занимает особое место в представлении о мире «post mortem». Концепция всеобщего воскрешения ещё была сильна в самом начале Средних веков, и человека не волновали мысли о периоде времени с момента его кончины и до его возвращения на землю обетованную. В результате интерес, проявляемый к данному промежутку времени привело к появлению такого специфического места, как чистилище, которое дало человеку возможность выстроить географию мира «post mortem» и разработать новые отношения между миром живых и миром усопших. По сути чистилище – это «пропускной пункт» между земной жизнью и жизнью «по ту сторону мира», где решается, куда человек попадёт за деяния, совершённые им в земной жизни. Это дало человеку надежду на искупление незначительных грехов.
В период позднего Средневековья (XV-XVI вв.) образ смерти вырождается, появляется двойственность отношения к смерти: с одной стороны, человек испытывает страх перед лицом смерти и загробной жизни и начинает избегать темы смерти, но в то же время возникает более упрощённое и понятное людям представление о ней. В этот период смерть перестала быть точкой, производящей зарождение нового измерения и начала служить образом, позволяющим контролировать поведение человека вследствие страха, вызванного усилением её переживания. Церковная система католицизма, переживающая кризис, сформировала новый, устрашающий образ смерти, позволяющий контролировать поведение человека и усиливающий его страх перед загробным миром взамен стимулирования человека стремиться к нравственному самосовершенствованию.
Примечательно то, что в ситуации типичной смерти в XV-XVI вв. человеку не могут помочь ни священник, ни даже врач, т.к. врач сочетал в себе две противоположные друг другу обязанности – помощь пациенту в исцелении недуга или же помощь пациенту в принятии быстрой и лёгкой гибели. В обоих случаях врач действовал рука об руку с природой, а вопрос продления человеческой жизни подвергался яростному осуждению в медицинских школах Феса, Палермо и Парижа, т.к. подобное вмешательство в порядок, установленный природой, является не чем иным, как богохульством.
Из этого можно сделать вывод, что смерть человека происходит в три этапа: биологическая (или физиологическая) смерть человека, момент перехода, где решается, куда попадёт душа усопшего, и, наконец, воссоединение с душами людей, почивших ранее. Следует сказать, что в эпоху Средневековья происходит переход смерти от публичного события к явлению индивидуальному, и выше упомянутая физиологическая смерть имеет индивидуальный характер. До наступления Средневековья шла эпоха, называемая Филиппом Арьесом «эпохой приручённой смерти», когда смерть воспринималась как публичное событие и притом весьма значительное. При этом считалось, что смерть предупреждает человека о своём приближении через признаки, имеющие естественный характер, либо же через убеждённость, исходящую изнутри. В итоге человек совершал «ритуал смерти» - приготовление к собственной кончине, и после него спокойно ждал своего конца и уходил из жизни. Однако позднее происходит переход к личностному моменту, сутью которого является личное знакомство со смертью, где в течение всей жизни идёт оценивание поступков, совершённых человеком. Начинается новая эпоха – эпоха «своей смерти», когда человек стремится индивидуализировать себя после смерти и оставить о себе память ещё живущим, что проявляется, например, в частных, чётко идентифицированных могилах с надписями, говорящими об умершем.
Идея работы - исследование развития представлений о смерти в культуре Западной Европы эпохи Средних веков, изучение этапов развития содержания основных макабрических сюжетов ("Трое живых и трое мёртвых", "Триумф Смерти", "Пляски Смерти".
Содержание:
Изучение предпосылок возникновения макабра в средневековой культуре Западной Европы, в качестве которых представлены древние культы.
Анализ отношения средневекового социума Западной Европы к смерти до возникновения и развития макабрического в культуре;
Исследование основных макабрических сюжетов в средневековом искусстве («Трое живых и трое мёртвых», «Триумф Смерти», «Пляски смерти»), а также их влияния на человеческое сознание в мировоззренческом и нравственном ключе и связь сюжетов макабра с религиозными предписаниями;
Выявление различий между двумя разновидностями макабра – макабром религиозным и макабром светским, и функций обеих разновидностей макабра в культурно-общественной жизни средневекового Запада;
Рассмотрение возможности использования макабра как системы для дискурса в современной социальной философии и философской культурологии.
1. Архиепископ Антоний Митрополит Сурожский. Человек перед Богом. [Текст] / А. Сурожский. - М.: Паломник, 2000. – 383 с.
2. Бахтин M. M. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. [Текст] / М. Бахтин. - 2-е изд. - М.: Худож. лит, 1990. - 543 с.
3. Бессмертный Ю.Л. Жизнь и смерть в Средние века. Очерки демографической истории Франции [Текст] / Ю. Бессмертный - М.: Наука, 1991. - 240 с.
4. Вовк О. Энциклопедия знаков и символов. [Текст] / Ольга Вовк - М., 2006. – 528 с.
5. Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников (Exempla XIII века) [Текст] / А. Гуревич - М.: Искусство, 1989. - 366 с.
6. Ковтун, Т. А. Трансформация аллегорического сюжета «Пляски смерти» в истории литературы [Текст] / Т. А. Ковтун, А. Д. Безбородова, О. А. Заводчикова. - Юный ученый, 2018. — № 3 (17). — С. 1-10.
7. Козьякова М.И. История. Культура. Повседневность. Западная Европа: от античности до 20 века. [Электронный ресурс Интернет]. – Режим доступа: URL: (дата обращения: 10.05.2019) https://www.booksite.ru/localtxt/koz/yak/ova/his/tory/27.htm
8. Медникова М. Трепанации в древнем мире и культ головы. [Текст] / М. Медникова - М.: Алетейя, 2004. – 208 с.
9. Минькова Н.В. Амбивалентность отношения к смерти во Второе Средневековье и в массовой культуре постмодерна [Текст] / Н.В. Минькова - Знание. Понимание. Умение, 2010. - № 1. – С. 209 - 213.
10. Неподкосов С. Место лобное стало раем. О символе черепа в христианстве [Электронный ресурс Интернет] / С. Неподкосов. - Русский дом, 2010. - № 4. - Режим доступа: URL: (дата обращения: 13.03.2021) http://www.russdom.ru/node/2763.
11. Нессельштраус, Ц.Г. «Пляски смерти» в западноевропейском искусстве XV в. как тема рубежа средневековья и возрождения [Текст] / Ц. Г. Нессельштраус — М.: Наука, 1993.
12. Николина О.И. Значение феномена смерти в мире средневекового человека [Текст] / О. Никулина - Вестник Омского университета, 2011. - № 3. – С. 45-48.
13. Обидина Ю. С. Смерть как индикатор европейской индивидуальности эпохи Средневековья и раннего Нового времени [Текст] / Ю. Обидина - Вестник Мариинского государственного университета, 2017. – № 3. – С. 34-37.
14. Реутин, М. Ю. Пляска смерти. [Электронный ресурс Интернет] — Режим доступа: URL (дата обращения: 17.12.2020): http://ec-dejavu.ru/d/Dance_macabre.html.
15. Токарев А. А. Учение святых отцов о смерти [Электронный ресурс Интернет] / А. А. Токарев - Молодой ученый, 2012. — №8. — С. 249 - 253. — Режим доступа: URL (дата обращения: 16.06.2019): https://moluch.ru/archive/43/5193/.
16. Целишева З.А. Представления средневековых мыслителей о земном и загробном возмездии [Текст] / З.А. Целишева – Дискуссия, 2011. - № 6. – С. 58 – 62.
17. Целищева З. А. Смерть – спасение или возмездие: в аспекте средневекового общества [Электронный ресурс Интернет] / З. Целишева - Молодой ученый, 2010. — №12. Т.2. — С. 194 - 198. — Режим доступа: URL (дата обращения: 16.06.2019): https://moluch.ru/archive/23/2383/.
18. Шляпентох В., Шубкин В., Ядов В. Катастрофическое сознание в современном мире в конце XX века. [Текст] / В. Шляпентох, В. Шубкин, В. Ядов. - М., 2007. – 346 с.
19. Абеляр П. Теологические трактаты [Текст] / П. Абеляр; пер. с лат., вступ. ст., сост. Неретиной С.С. - М.: Прогресс, Гнозис, 1995. — 413 с.
20. Августин, А. О Граде Божием. [Текст] / А. Августин. - М.: АСТ, 2000. - 1296 с.
21. Августин, А. Исповедь: Абеляр П. История моих бедствий [Текст] / А. Августин; пер. с лат. М.Е Сергеенко. - М.: Республика, 1992. – 335 с.
22. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. [Текст] / Ф. Арьес; пер. с фр. общ. ред. Оболенской С.; предисл. Гуревича А.Я. - М.: Издательская группа Прогресс - Академия, 1992. - 528 с.
23. Бодрийяр Ж. Америка [Текст] / Ж. Бодрийяр. – Санкт-Петербург: Владимир Даль, 2000. – 210 с.
24. Бодрийяр Ж. Соблазн [Текст] / Ж. Бодрийяр. – М.: Ad marginem, 2000. – 320 с.
25. Гегель Г. Феноменология духа. [Текст] / Г. Гегель; пер. с нем. Г.Г. Шпета - М.: Наука, 2000. - 495 с.
26. Делюмо, Ж. Грех и страх: Формирование чувства вины в цивилизации Запада (XIII-XVIII вв.) [Текст] / Ж. Делюмо - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2003. – 752 с.
27. Де Паскале Э. Смерть и воскресение в произведениях изобразительного искусства [Текст] / Э. Де Паскале; пер. с итал. М. А. Юсим. - М.: Омега, 2008. — 384 с.
28. Дильтей В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах [Текст] / В. Дильтей - Культурология. ХХ век: Антология. – М.: Юрист, 1995. – 703 с.
29. Жильсон, Э. Философия в средние века: От истоков патристики до конца XIV века: Монография [Текст] / Э. Жильсон; пер. А.Д. Бакулов; ред. С.С. Неретиной. - М.: Республика, 2004. – 678 с.
30. Клемен К. Жизнь в мертвых религиях человечества. [Текст] / К. Клемен - М.: Интрада, 2002. – 224 с.
31. Ле Гофф Ж. Средневековый мир воображаемого [Текст] / Ж. Ле Гофф; пер. с фр. Е.В. Морозовой; общ. ред. С. К. Цатуровой. - М.: Прогресс, 2001. - 440 с.
32. Ле Гофф Ж., Трюон Н. История тела в Средние века [Текст] / Ж. Ле Гофф, Н. Трюон; пер. с фр. Е. Лебедевой. - М.: Текст, 2008. - 189 с.
33. Ле Гофф, Ж. Рождение Европы. [Текст] / Ж. Ле Гофф. - СПб., «Александрия», 2008. – 398 с.
34. Ле Гофф, Ж. Цивилизация средневекового Запада [Текст] / Ж. Ле Гофф. - Екатеринбург: У-Фактория, 2005. - 560 с.
35. Мэринджер Й. Человеческая голова / череп в обрядах и культах в доисторические времена [Текст] / Й. Мэринджер – Антропос, 1982. – С. 703 - 740.
36. Поло де Больё М.А. Визуальные образы средневековой проповеди [Текст] / М. Поло де Больё. - Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 3: Филология, 2014. - № 3 (38) - С. 151 - 161.
37. Фуко М. Рождение клиники [Текст] / М. Фуко. – М.: Смысл, 1998. – 310 с.
38. Хейзинга Й. Осень Средневековья [Текст] / Й. Хейзинга - М.: Прогресс, 1995. - 416 с.
39. Элиаде М. Миф о вечном возвращении. [Текст] / М. Элиаде. – СПб.: Алетейя, 1998. – 250 с.
40. Экхарт М. Духовные проповеди и рассуждения. [Текст] / М. Экхарт - М.: Издательство политической литературы, 1991. - 192 с.
41. Юнгер Ф. Совершенство техники [Текст] / Ф. Юнгер. – СПб.: Владимир Даль, 2002. – 560 с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Актуальность темы, выбранной для проведения исследовательской работы, заключается в интересе к изучению отношения общества к феномену смерти и отражении общественного восприятия смерти в культуре эпохи Средних веков. Эпоха Средних веков (в частности, период XV-XVI вв.) является значимым в области философской культурологии благодаря зарождению нового типа культуры, который связан с отображением представления человека о жизни и смерти и который на данный момент известен нам как макабрический. Общество Средневековья было не понаслышке знакомо со смертью в связи со многими причинами, будь то эпидемия бубонной чумы в середине XIV в., известная в истории как «Чёрная смерть» и убившая до 60% населения Европы, постоянные межгосударственные конфликты, в т.ч. на религиозной почве (Реконкиста, Крестовые походы XI-XII вв.). Представления человека о смерти, образы смерти и загробного мира впоследствии нашли своё отражение в т.н. культуре макабра, символизировавшей надежды и страхи человека данного периода. Однако, если изначально «Пляски смерти» трактовались строго в ключе христианского мировоззрения, призывавшего человека не забывать о быстротечности и неизбежности конца земного пути, что можно выразить в знаменитой латинской пословице «memento mori», то позднее возникла двойственность в понимании макабра, отражавшаяся в трактовке «Плясок смерти» в новом, кардинально противоположном ключе. Данная трактовка макабрического отражалась в отношении к смерти как к избавлению от страданий и проблем, преследующих человека в земной жизни, и призыве к человеку наслаждаться жизнью и оставить бесконечные надежды и размышления о возможных сценариях будущего. Из вышеописанного можно выдвинуть утверждение о том, что макабрическая культура десакрализировала жизнь и утвердила понимание жизни в гедонистическом ключе как время, предназначенное для воплощения своих желаний, что можно трактовать как противоположное латинское выражение «momento vivere». Данная дуалистичность макабрической культуры может служить отражением социокультурных изменений, имевших место быть в обществе Западной Европы периода Позднего Средневековья и может использоваться в исследовательской работе как материал, служащий для изучения.
Объектом исследования является тема смерти как одна из главенствующих тем в области философии.
Предметом исследования является значение макабрического в культурной и общественной жизни средневекового человека Западной Европы, а также рассмотрение макабра как феномена для философского дискурса в современное время.
Цель исследования – рассмотрение и анализ макабрического как метода интерпретации представлений о смерти в общественной и культурной жизни Средневекового Запада, в особенности главных макабрических сюжетов.
Эмпирическую базу исследования составляют труды зарубежных и отечественных философов и экспертов по медиевистике на тему макабра в средневековой культуре и общественной мысли, а также на тему возрождения макабра в современной философско-культурологической мысли.
Структура исследования. Данный проект включает в себя введение, 3 главы (в первой и второй главе содержится по 2 параграфа, в третьей главе – 3 параграфа), в которых решаются поставленные исследовательские задачи, а также заключение и библиографический список.
Воображение человека как форма познания, наряду с чувствами и интеллектом, отличается от них тем, что последние два являются средствами для познания человеком внешнего мира. Воображение же с помощью образов формирует новый, внутренний мир, мир воображаемого; оно способно проникать в недоступные для разума области. Именно воображение задаёт новые, специфические формы первичных феноменов, начинающих задавать новое измерение человека к XII в., в то время как предшествовавшая культура Римской империи потеряла контроль над человеком, вследствие чего деградировали как сам человек, так и культура. Перед новой, зарождающейся культурой встала задача – на основе новых этических оснований воспитать человека и задать стимул его изменения, и работа с первичными феноменами, среди которых и феномен смерти.
Будет весьма опрометчивым назвать отношение человека к смерти однообразным. Изначально, в эпоху раннего Средневековья (XI-XII вв.), представления о смерти не вызывали в человеке леденящий страх наказания за прегрешения, совершённые им за время своей земной жизни. Смерть воспринималась как встреча со Всевышним и с близкими, уже живущими в загробном мире, а также была местом встречи человека с вечностью и точкой, в которой оканчивается линейное время. Усопшие не проходили через суд, на котором взвешивались все благие дела и злодеяния, а погружались в сон, который будет длиться до второго пришествия Христа, и все умершие, за исключением тяжких грешников, пробудятся ото сна и войдут в царствие небесное. Кладбище существует как публичное место, где человек мог «поговорить» с умершим, ибо умерший есть лишь спящий, обменяться новостями с другими людьми, и даже вести торговлю.
Позднее к XII в. мысль о смерти становится своего рода «idee fix» – навязчивой мыслью, преследующей простолюдина, и всю жизнь его начинает сопровождать призыв «memento mori»: «Дионисий Картузианец в «Наставлении дворянину» поучает: «“Когда же он отходит ко сну, то пусть помыслит о том, что, как нынче укладывается он на свое ложе, тело его вскорости уложено будет другими в могилу”». Формированию этой навязчивой идеи послужили различный средства, среди которых выстраиваемые вдоль дороги камни, на которых была выгравированная надпись «memento mori» - «помни, что смертен», которые не только наталкивали человека на мысли о смерти, но также и заставляли человека переживать смерть путём воображения. Позднее, в XIV веке благодаря поэту Жану ле Флёру, на свет появились так называемые «La dance macabre» - «пляски смерти», вызывавшие у средневекового человека неподдельный ужас, а также напоминавшие ему о быстротечности жизни на земле и равенства всех перед лицом смерти. Своему рождению «пляски смерти» обязаны легенде о Троих живых и троих мертвых из французской литературы XII в., где повествуется о троих живых юношах, встретивших на своём пути трёх мертвецов, указывающих юношам на своё былое величие и на то, кем они станут после смерти. Возникает новая мощная культурная идея – в представление о смерти вторгается новый элемент, поражающий воображение, содрогание, возникающее в сознании, напуганным призраками и переживающем леденящий страх. Всевластная религиозная мысль переносит всё это в моральную сферу, используя подчиняющую силу страха, основанную на представлениях о приведениях.
Говоря о мысли о смерти, преследовавшей жителя средневековой эпохи, стоит сказать и о различных народных обычаях, сформировавшихся и увеличивавшихся в народной среде и помогавших людям встретить свою смерть достойно. Эти обычаи также служили своего рода помощниками в «диагностике» - по ним можно было узнать, является ли болезнь излечимой, или же недуг не имеет лечения, и всё, что остаётся делать – принять приближающуюся смерть. Пример таких обычаев – цветок, брошенный в источник святилища. Если цветок тонет – тратить свои средства на лекарства не имеет смысла. Если смерть неизбежна, то является необходимостью облегчить её приход. Пример этому – дверь в комнату умирающего, которую наблюдатели оставляли открытой во избежание шума и облегчения прихода смерти.
Образы Страшного суда, чистилища, рая и ада сложились уже ближе к XII в. и продолжали развиваться до эпохи Нового времени. Здесь уже формируется образ загробного мира, состоящего из рая и ада, а также чистилища, которое определило новое воззрение на существование человека. Теперь всё большее значение для человека приобретает его посмертное существование, а не земное. Формируется новый мир воображаемого – мир, где человек после смерти проходит очищение, страдание, происходящее в огне чистилища, и то, что он переживает в зависимости от итогов своего земного пути: надежда на пребывание в раю и вечное блаженство или же чудовищные муки и ужасы, ожидающие человека в аду: «...Люди той эпохи, озабоченные своим спасением в мире воображаемого, который для них был совершенно реальным, делают свой выбор между Дьяволом и Господом, Адом и Раем». То есть, человек всегда имеет право выбора – вести праведную безгрешную жизнь, или же поддаться искушению и погрязнуть в грехах.
Образ чистилища занимает особое место в представлении о мире «post mortem». Концепция всеобщего воскрешения ещё была сильна в самом начале Средних веков, и человека не волновали мысли о периоде времени с момента его кончины и до его возвращения на землю обетованную. В результате интерес, проявляемый к данному промежутку времени привело к появлению такого специфического места, как чистилище, которое дало человеку возможность выстроить географию мира «post mortem» и разработать новые отношения между миром живых и миром усопших. По сути чистилище – это «пропускной пункт» между земной жизнью и жизнью «по ту сторону мира», где решается, куда человек попадёт за деяния, совершённые им в земной жизни. Это дало человеку надежду на искупление незначительных грехов.
В период позднего Средневековья (XV-XVI вв.) образ смерти вырождается, появляется двойственность отношения к смерти: с одной стороны, человек испытывает страх перед лицом смерти и загробной жизни и начинает избегать темы смерти, но в то же время возникает более упрощённое и понятное людям представление о ней. В этот период смерть перестала быть точкой, производящей зарождение нового измерения и начала служить образом, позволяющим контролировать поведение человека вследствие страха, вызванного усилением её переживания. Церковная система католицизма, переживающая кризис, сформировала новый, устрашающий образ смерти, позволяющий контролировать поведение человека и усиливающий его страх перед загробным миром взамен стимулирования человека стремиться к нравственному самосовершенствованию.
Примечательно то, что в ситуации типичной смерти в XV-XVI вв. человеку не могут помочь ни священник, ни даже врач, т.к. врач сочетал в себе две противоположные друг другу обязанности – помощь пациенту в исцелении недуга или же помощь пациенту в принятии быстрой и лёгкой гибели. В обоих случаях врач действовал рука об руку с природой, а вопрос продления человеческой жизни подвергался яростному осуждению в медицинских школах Феса, Палермо и Парижа, т.к. подобное вмешательство в порядок, установленный природой, является не чем иным, как богохульством.
Из этого можно сделать вывод, что смерть человека происходит в три этапа: биологическая (или физиологическая) смерть человека, момент перехода, где решается, куда попадёт душа усопшего, и, наконец, воссоединение с душами людей, почивших ранее. Следует сказать, что в эпоху Средневековья происходит переход смерти от публичного события к явлению индивидуальному, и выше упомянутая физиологическая смерть имеет индивидуальный характер. До наступления Средневековья шла эпоха, называемая Филиппом Арьесом «эпохой приручённой смерти», когда смерть воспринималась как публичное событие и притом весьма значительное. При этом считалось, что смерть предупреждает человека о своём приближении через признаки, имеющие естественный характер, либо же через убеждённость, исходящую изнутри. В итоге человек совершал «ритуал смерти» - приготовление к собственной кончине, и после него спокойно ждал своего конца и уходил из жизни. Однако позднее происходит переход к личностному моменту, сутью которого является личное знакомство со смертью, где в течение всей жизни идёт оценивание поступков, совершённых человеком. Начинается новая эпоха – эпоха «своей смерти», когда человек стремится индивидуализировать себя после смерти и оставить о себе память ещё живущим, что проявляется, например, в частных, чётко идентифицированных могилах с надписями, говорящими об умершем.
Идея работы - исследование развития представлений о смерти в культуре Западной Европы эпохи Средних веков, изучение этапов развития содержания основных макабрических сюжетов ("Трое живых и трое мёртвых", "Триумф Смерти", "Пляски Смерти".
Содержание:
Изучение предпосылок возникновения макабра в средневековой культуре Западной Европы, в качестве которых представлены древние культы.
Анализ отношения средневекового социума Западной Европы к смерти до возникновения и развития макабрического в культуре;
Исследование основных макабрических сюжетов в средневековом искусстве («Трое живых и трое мёртвых», «Триумф Смерти», «Пляски смерти»), а также их влияния на человеческое сознание в мировоззренческом и нравственном ключе и связь сюжетов макабра с религиозными предписаниями;
Выявление различий между двумя разновидностями макабра – макабром религиозным и макабром светским, и функций обеих разновидностей макабра в культурно-общественной жизни средневекового Запада;
Рассмотрение возможности использования макабра как системы для дискурса в современной социальной философии и философской культурологии.
1. Архиепископ Антоний Митрополит Сурожский. Человек перед Богом. [Текст] / А. Сурожский. - М.: Паломник, 2000. – 383 с.
2. Бахтин M. M. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. [Текст] / М. Бахтин. - 2-е изд. - М.: Худож. лит, 1990. - 543 с.
3. Бессмертный Ю.Л. Жизнь и смерть в Средние века. Очерки демографической истории Франции [Текст] / Ю. Бессмертный - М.: Наука, 1991. - 240 с.
4. Вовк О. Энциклопедия знаков и символов. [Текст] / Ольга Вовк - М., 2006. – 528 с.
5. Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников (Exempla XIII века) [Текст] / А. Гуревич - М.: Искусство, 1989. - 366 с.
6. Ковтун, Т. А. Трансформация аллегорического сюжета «Пляски смерти» в истории литературы [Текст] / Т. А. Ковтун, А. Д. Безбородова, О. А. Заводчикова. - Юный ученый, 2018. — № 3 (17). — С. 1-10.
7. Козьякова М.И. История. Культура. Повседневность. Западная Европа: от античности до 20 века. [Электронный ресурс Интернет]. – Режим доступа: URL: (дата обращения: 10.05.2019) https://www.booksite.ru/localtxt/koz/yak/ova/his/tory/27.htm
8. Медникова М. Трепанации в древнем мире и культ головы. [Текст] / М. Медникова - М.: Алетейя, 2004. – 208 с.
9. Минькова Н.В. Амбивалентность отношения к смерти во Второе Средневековье и в массовой культуре постмодерна [Текст] / Н.В. Минькова - Знание. Понимание. Умение, 2010. - № 1. – С. 209 - 213.
10. Неподкосов С. Место лобное стало раем. О символе черепа в христианстве [Электронный ресурс Интернет] / С. Неподкосов. - Русский дом, 2010. - № 4. - Режим доступа: URL: (дата обращения: 13.03.2021) http://www.russdom.ru/node/2763.
11. Нессельштраус, Ц.Г. «Пляски смерти» в западноевропейском искусстве XV в. как тема рубежа средневековья и возрождения [Текст] / Ц. Г. Нессельштраус — М.: Наука, 1993.
12. Николина О.И. Значение феномена смерти в мире средневекового человека [Текст] / О. Никулина - Вестник Омского университета, 2011. - № 3. – С. 45-48.
13. Обидина Ю. С. Смерть как индикатор европейской индивидуальности эпохи Средневековья и раннего Нового времени [Текст] / Ю. Обидина - Вестник Мариинского государственного университета, 2017. – № 3. – С. 34-37.
14. Реутин, М. Ю. Пляска смерти. [Электронный ресурс Интернет] — Режим доступа: URL (дата обращения: 17.12.2020): http://ec-dejavu.ru/d/Dance_macabre.html.
15. Токарев А. А. Учение святых отцов о смерти [Электронный ресурс Интернет] / А. А. Токарев - Молодой ученый, 2012. — №8. — С. 249 - 253. — Режим доступа: URL (дата обращения: 16.06.2019): https://moluch.ru/archive/43/5193/.
16. Целишева З.А. Представления средневековых мыслителей о земном и загробном возмездии [Текст] / З.А. Целишева – Дискуссия, 2011. - № 6. – С. 58 – 62.
17. Целищева З. А. Смерть – спасение или возмездие: в аспекте средневекового общества [Электронный ресурс Интернет] / З. Целишева - Молодой ученый, 2010. — №12. Т.2. — С. 194 - 198. — Режим доступа: URL (дата обращения: 16.06.2019): https://moluch.ru/archive/23/2383/.
18. Шляпентох В., Шубкин В., Ядов В. Катастрофическое сознание в современном мире в конце XX века. [Текст] / В. Шляпентох, В. Шубкин, В. Ядов. - М., 2007. – 346 с.
19. Абеляр П. Теологические трактаты [Текст] / П. Абеляр; пер. с лат., вступ. ст., сост. Неретиной С.С. - М.: Прогресс, Гнозис, 1995. — 413 с.
20. Августин, А. О Граде Божием. [Текст] / А. Августин. - М.: АСТ, 2000. - 1296 с.
21. Августин, А. Исповедь: Абеляр П. История моих бедствий [Текст] / А. Августин; пер. с лат. М.Е Сергеенко. - М.: Республика, 1992. – 335 с.
22. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. [Текст] / Ф. Арьес; пер. с фр. общ. ред. Оболенской С.; предисл. Гуревича А.Я. - М.: Издательская группа Прогресс - Академия, 1992. - 528 с.
23. Бодрийяр Ж. Америка [Текст] / Ж. Бодрийяр. – Санкт-Петербург: Владимир Даль, 2000. – 210 с.
24. Бодрийяр Ж. Соблазн [Текст] / Ж. Бодрийяр. – М.: Ad marginem, 2000. – 320 с.
25. Гегель Г. Феноменология духа. [Текст] / Г. Гегель; пер. с нем. Г.Г. Шпета - М.: Наука, 2000. - 495 с.
26. Делюмо, Ж. Грех и страх: Формирование чувства вины в цивилизации Запада (XIII-XVIII вв.) [Текст] / Ж. Делюмо - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2003. – 752 с.
27. Де Паскале Э. Смерть и воскресение в произведениях изобразительного искусства [Текст] / Э. Де Паскале; пер. с итал. М. А. Юсим. - М.: Омега, 2008. — 384 с.
28. Дильтей В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах [Текст] / В. Дильтей - Культурология. ХХ век: Антология. – М.: Юрист, 1995. – 703 с.
29. Жильсон, Э. Философия в средние века: От истоков патристики до конца XIV века: Монография [Текст] / Э. Жильсон; пер. А.Д. Бакулов; ред. С.С. Неретиной. - М.: Республика, 2004. – 678 с.
30. Клемен К. Жизнь в мертвых религиях человечества. [Текст] / К. Клемен - М.: Интрада, 2002. – 224 с.
31. Ле Гофф Ж. Средневековый мир воображаемого [Текст] / Ж. Ле Гофф; пер. с фр. Е.В. Морозовой; общ. ред. С. К. Цатуровой. - М.: Прогресс, 2001. - 440 с.
32. Ле Гофф Ж., Трюон Н. История тела в Средние века [Текст] / Ж. Ле Гофф, Н. Трюон; пер. с фр. Е. Лебедевой. - М.: Текст, 2008. - 189 с.
33. Ле Гофф, Ж. Рождение Европы. [Текст] / Ж. Ле Гофф. - СПб., «Александрия», 2008. – 398 с.
34. Ле Гофф, Ж. Цивилизация средневекового Запада [Текст] / Ж. Ле Гофф. - Екатеринбург: У-Фактория, 2005. - 560 с.
35. Мэринджер Й. Человеческая голова / череп в обрядах и культах в доисторические времена [Текст] / Й. Мэринджер – Антропос, 1982. – С. 703 - 740.
36. Поло де Больё М.А. Визуальные образы средневековой проповеди [Текст] / М. Поло де Больё. - Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 3: Филология, 2014. - № 3 (38) - С. 151 - 161.
37. Фуко М. Рождение клиники [Текст] / М. Фуко. – М.: Смысл, 1998. – 310 с.
38. Хейзинга Й. Осень Средневековья [Текст] / Й. Хейзинга - М.: Прогресс, 1995. - 416 с.
39. Элиаде М. Миф о вечном возвращении. [Текст] / М. Элиаде. – СПб.: Алетейя, 1998. – 250 с.
40. Экхарт М. Духовные проповеди и рассуждения. [Текст] / М. Экхарт - М.: Издательство политической литературы, 1991. - 192 с.
41. Юнгер Ф. Совершенство техники [Текст] / Ф. Юнгер. – СПб.: Владимир Даль, 2002. – 560 с.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
2401 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55687 Дипломных работ — поможем найти подходящую