Автор24

2 готовых работ философия (47.03.01, 47.04.01)

Дипломная работа Философия

Концепция смерти в философии и культуре Средних веков

Содержание

Воображение человека как форма познания, наряду с чувствами и интеллектом, отличается от них тем, что последние два являются средствами для познания человеком внешнего мира. Воображение же с помощью образов формирует новый, внутренний мир, мир воображаемого; оно способно проникать в недоступные для разума области. Именно воображение задаёт новые, специфические формы первичных феноменов, начинающих задавать новое измерение человека к XII в., в то время как предшествовавшая культура Римской империи потеряла контроль над человеком, вследствие чего деградировали как сам человек, так и культура. Перед новой, зарождающейся культурой встала задача – на основе новых этических оснований воспитать человека и задать стимул его изменения, и работа с первичными феноменами, среди которых и феномен смерти.
Будет весьма опрометчивым назвать отношение человека к смерти однообразным. Изначально, в эпоху раннего Средневековья (XI-XII вв.), представления о смерти не вызывали в человеке леденящий страх наказания за прегрешения, совершённые им за время своей земной жизни. Смерть воспринималась как встреча со Всевышним и с близкими, уже живущими в загробном мире, а также была местом встречи человека с вечностью и точкой, в которой оканчивается линейное время. Усопшие не проходили через суд, на котором взвешивались все благие дела и злодеяния, а погружались в сон, который будет длиться до второго пришествия Христа, и все умершие, за исключением тяжких грешников, пробудятся ото сна и войдут в царствие небесное. Кладбище существует как публичное место, где человек мог «поговорить» с умершим, ибо умерший есть лишь спящий, обменяться новостями с другими людьми, и даже вести торговлю.
Позднее к XII в. мысль о смерти становится своего рода «idee fix» – навязчивой мыслью, преследующей простолюдина, и всю жизнь его начинает сопровождать призыв «memento mori»: «Дионисий Картузианец в «Наставлении дворянину» поучает: «“Когда же он отходит ко сну, то пусть помыслит о том, что, как нынче укладывается он на свое ложе, тело его вскорости уложено будет другими в могилу”». Формированию этой навязчивой идеи послужили различный средства, среди которых выстраиваемые вдоль дороги камни, на которых была выгравированная надпись «memento mori» - «помни, что смертен», которые не только наталкивали человека на мысли о смерти, но также и заставляли человека переживать смерть путём воображения. Позднее, в XIV веке благодаря поэту Жану ле Флёру, на свет появились так называемые «La dance macabre» - «пляски смерти», вызывавшие у средневекового человека неподдельный ужас, а также напоминавшие ему о быстротечности жизни на земле и равенства всех перед лицом смерти. Своему рождению «пляски смерти» обязаны легенде о Троих живых и троих мертвых из французской литературы XII в., где повествуется о троих живых юношах, встретивших на своём пути трёх мертвецов, указывающих юношам на своё былое величие и на то, кем они станут после смерти. Возникает новая мощная культурная идея – в представление о смерти вторгается новый элемент, поражающий воображение, содрогание, возникающее в сознании, напуганным призраками и переживающем леденящий страх. Всевластная религиозная мысль переносит всё это в моральную сферу, используя подчиняющую силу страха, основанную на представлениях о приведениях.
Говоря о мысли о смерти, преследовавшей жителя средневековой эпохи, стоит сказать и о различных народных обычаях, сформировавшихся и увеличивавшихся в народной среде и помогавших людям встретить свою смерть достойно. Эти обычаи также служили своего рода помощниками в «диагностике» - по ним можно было узнать, является ли болезнь излечимой, или же недуг не имеет лечения, и всё, что остаётся делать – принять приближающуюся смерть. Пример таких обычаев – цветок, брошенный в источник святилища. Если цветок тонет – тратить свои средства на лекарства не имеет смысла. Если смерть неизбежна, то является необходимостью облегчить её приход. Пример этому – дверь в комнату умирающего, которую наблюдатели оставляли открытой во избежание шума и облегчения прихода смерти.
Образы Страшного суда, чистилища, рая и ада сложились уже ближе к XII в. и продолжали развиваться до эпохи Нового времени. Здесь уже формируется образ загробного мира, состоящего из рая и ада, а также чистилища, которое определило новое воззрение на существование человека. Теперь всё большее значение для человека приобретает его посмертное существование, а не земное. Формируется новый мир воображаемого – мир, где человек после смерти проходит очищение, страдание, происходящее в огне чистилища, и то, что он переживает в зависимости от итогов своего земного пути: надежда на пребывание в раю и вечное блаженство или же чудовищные муки и ужасы, ожидающие человека в аду: «...Люди той эпохи, озабоченные своим спасением в мире воображаемого, который для них был совершенно реальным, делают свой выбор между Дьяволом и Господом, Адом и Раем». То есть, человек всегда имеет право выбора – вести праведную безгрешную жизнь, или же поддаться искушению и погрязнуть в грехах.
Образ чистилища занимает особое место в представлении о мире «post mortem». Концепция всеобщего воскрешения ещё была сильна в самом начале Средних веков, и человека не волновали мысли о периоде времени с момента его кончины и до его возвращения на землю обетованную. В результате интерес, проявляемый к данному промежутку времени привело к появлению такого специфического места, как чистилище, которое дало человеку возможность выстроить географию мира «post mortem» и разработать новые отношения между миром живых и миром усопших. По сути чистилище – это «пропускной пункт» между земной жизнью и жизнью «по ту сторону мира», где решается, куда человек попадёт за деяния, совершённые им в земной жизни. Это дало человеку надежду на искупление незначительных грехов.
В период позднего Средневековья (XV-XVI вв.) образ смерти вырождается, появляется двойственность отношения к смерти: с одной стороны, человек испытывает страх перед лицом смерти и загробной жизни и начинает избегать темы смерти, но в то же время возникает более упрощённое и понятное людям представление о ней. В этот период смерть перестала быть точкой, производящей зарождение нового измерения и начала служить образом, позволяющим контролировать поведение человека вследствие страха, вызванного усилением её переживания. Церковная система католицизма, переживающая кризис, сформировала новый, устрашающий образ смерти, позволяющий контролировать поведение человека и усиливающий его страх перед загробным миром взамен стимулирования человека стремиться к нравственному самосовершенствованию.
Примечательно то, что в ситуации типичной смерти в XV-XVI вв. человеку не могут помочь ни священник, ни даже врач, т.к. врач сочетал в себе две противоположные друг другу обязанности – помощь пациенту в исцелении недуга или же помощь пациенту в принятии быстрой и лёгкой гибели. В обоих случаях врач действовал рука об руку с природой, а вопрос продления человеческой жизни подвергался яростному осуждению в медицинских школах Феса, Палермо и Парижа, т.к. подобное вмешательство в порядок, установленный природой, является не чем иным, как богохульством.
Из этого можно сделать вывод, что смерть человека происходит в три этапа: биологическая (или физиологическая) смерть человека, момент перехода, где решается, куда попадёт душа усопшего, и, наконец, воссоединение с душами людей, почивших ранее. Следует сказать, что в эпоху Средневековья происходит переход смерти от публичного события к явлению индивидуальному, и выше упомянутая физиологическая смерть имеет индивидуальный характер. До наступления Средневековья шла эпоха, называемая Филиппом Арьесом «эпохой приручённой смерти», когда смерть воспринималась как публичное событие и притом весьма значительное. При этом считалось, что смерть предупреждает человека о своём приближении через признаки, имеющие естественный характер, либо же через убеждённость, исходящую изнутри. В итоге человек совершал «ритуал смерти» - приготовление к собственной кончине, и после него спокойно ждал своего конца и уходил из жизни. Однако позднее происходит переход к личностному моменту, сутью которого является личное знакомство со смертью, где в течение всей жизни идёт оценивание поступков, совершённых человеком. Начинается новая эпоха – эпоха «своей смерти», когда человек стремится индивидуализировать себя после смерти и оставить о себе память ещё живущим, что проявляется, например, в частных, чётко идентифицированных могилах с надписями, говорящими об умершем.
...

Автор работы Разместил эксперт v.gorodnoff48, в 2021

Уникальность: более 50%

Куплено: 0 раз

Выпускная квалификационная работа Философия

Категория страха в философии экзистенциализма

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПОДХОД К КАТЕГОРИИ СТРАХА 5
1.1. Философско-исторические основания страха в экзистенциализме XX в. 5
1.2. Категория страха в экзистенциальном самопостижении Серена Кьеркегора 14
ГЛАВА 2. ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ КАТЕГОРИИ СТРАХА В ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМЕ XX В. НА ПРИМЕРЕ М.ХАЙДЕГГЕРА И Ж.-П.САРТРА 19
2.1. Страх как экзистенциал в философской онтологии 19
М. Хайдеггера 19
2.2. Категории страха в экзистенциализме Ж. - П. Сартра 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 37
...

Автор работы Разместил эксперт tatyanin.blade72, в 2020

Уникальность: более 50%

Куплено: 0 раз

Гарантии Автор24

Отзывы от тех, кто уже покупал работу

Кристина И ( 21, МГПУ ) 01-07-2021

Магазин готовых работ – это настоящее спасение для любого студента. Не нужно ждать пока тебе напишут материал. Заходишь в базу и выбираешь по своей теме. Есть ознакомительный фрагмент текста, что очень удобно. Единственное, что не понравилось, так это что автор по итогу назвал цену выше чем было указано на сайте, но зато она была идеальна. Замечаний не было. Спасибо вам за помощь!

Положительно
Общая оценка 4
Евгений Ф ( 20, ВятГу ) 22-08-2021

Автор24 меня спасает уже 3 года. В магазине готовых работ я всегда покупаю проверочные задания, потому что они хорошего качества и стоят недорого. В этот раз цена была немного выше, но несмотря на это содержание отличное. Я готов был переплатить 50 рублей, чтобы в итоге избавить себя от проблем и нервов с написанием. Благодарен вам.

Положительно
Общая оценка 4
татьяна т ( 24, СПБГЭУ ) 31-08-2021

С магазином готовых работ работаю уже не первый раз. Работы выполняются оперативно, тема раскрывается полностью, претензий нет. Текст уникален, цены невысокие, текст оформлен правильно. Большое спасибо за мою идеальную выпускную квалификационную работу, за которую я получил не только отлично, но и похвалу, что большая редкость!

Положительно
Общая оценка 5
Юлия Г ( 24, МГПУ ) 23-08-2021

В магазине готовых работ я купила ответы на вопросы. Цена очень доступная, даже студенты с маленькой стипендией могут себе позволить обращаться на сайт. Хочу упомянуть о небольшом минусе – один ответ был раскрыт не полностью, поэтому я получила замечание. Но несмотря на это работа была хорошая и ждать не нужно. Поэтому благодарю вас и буду покупать еше.

Положительно
Общая оценка 5
Дмитрий В ( 24, ЧГИФК ) 02-09-2021

Спасибо вашему магазину за то, что выручает меня с учебой. Тут я заказываю все работы, цены позволяют. Качеством доволен на все 100, оформление тоже правильное. В этот раз правда немного повысилась цена, пока я оформлял заявку, но менеджер потом этот вопрос уладил и обе стороны остались довольны. Я буду обращаться к вам на протяжении всей учебы, потому что в качество ваших работ уверен полностью. Спасибо

Положительно
Общая оценка 5
владимир с ( 24, УАМТ ) 17-10-2021

Задали сделать чертежи. Когда начал задумываться смогу ли я сделать все сам или просить знакомых, то сразу понял, что это очень кропотливая работа для меня, а кого то просить как не сильно хотелось. Потом вспомнил, что есть магазин готовых работ, слышал про него и не раз, но никогда не пользовался. Долго думать не стал, так как сам не осилю. Цена не сильно меня обрадовала, может из за сложности такая. Но в итоге получил работу, долго еще переживал, что не пройдет моя работа, но получил за нее пять. Довольно хороший магазин, хоть и дороговат как по мне.

Положительно
Общая оценка 5
Иван М ( 24, БГУ ) 03-09-2021

У вас самые низкие цены и лучшие студенческие работы во всем интернете. До того как обратиться к вам, я покупал задания на других ресурсах, но было все не то. Когда купил работу в магазине Автор24, получил за нее 5. Это наверное самое наглядное доказательство вашего профессионализма. Правда в этот раз цена почему-то оказалась немного завышенной, но менеджер решил эту проблему

Положительно
Общая оценка 4
Тамара М ( 24, НГПУ ) 25-08-2021

Хочу написать отзыв о моем сотрудничестве с сайтом. В магазине учебных материалов я купила эссе. Мне показалось, что работа написана идеально, она легко читается и оформлена красиво. Но вот преподаватель сделал одно замечание по отступам. Мне пришлось ее корректировать и приносить на пересдачу. Несмотря на это, содержание ее было идеальным.

Положительно
Общая оценка 4
Михаил С ( 24, ДГМА ) 23-08-2021

Меня устраивает на сайте все, кроме иногда звышенных цен. Я понимаю, что и с завышением они остаются самыми доступными среди конкурентов, но я все же люблю, когда все четко. А в целом, на сайте все отлично, работы хорошие и скачать их можно сразу после оплаты. Благодарю вас за то, что облегчаете нам обучение в вузах и позволяете видеть в жизни хоть что-то кроме учебников!)))

Положительно
Общая оценка 5
Сергей С ( 24, НГТУ ) 26-09-2021

Пользуюсь сайтом пару лет, а точнее со второго курса. Раньше со всем сам справлялся, все работы делал сам. Но так как я спортсмен и постоянные тренировки, соревнование, то не получается всегда вовремя все самому. Раньше не было никаких проблем, но один раз заказал лабораторную, весь процесс был как всегда. И тут почему то очень долго ждал свой заказ. Уже подумал, что все сайт не работает, но все же получил все. Думал, что уже нужно переходить к конкурентам, но все же не первый год заказываю и буду дальше заказывать.