Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Старообрядчество как религиозное и социокультурное явление.

  • 71 страниц
  • 2014 год
  • 378 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

2240 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Введение


Религия на современном этапе развития общества продолжает играть значительную роль не смотря на тот факт, что подавляющее число государств носит светский характер. Россия также является светским государством, что, однако, не мешает ей оставаться многонациональной и многоконфессиональной страной.
В современной России представлены все мировые религии, которые так или иначе оказывают влияние на социальные и культурные процессы. Православие играет ведущую роль однако, помимо Русской православной церкви большее значение также имеет и ее ответвление – старообрядческая церковь, которая наряду с другими вероисповеданиями продвигает свои идеалы и каноны, влияет на социокультурное развитие отдельных групп, а также является и неотъемлемой частью исторического процесса.
Отколовшись от русского православия старообрядцы довольно длительный период времени являлись гонимыми властями, их идеалы преследовались и религиозные каноны находились под запретом. Именно эта особенность, а также склонность последователей старообрядцев к самоизоляции от мира сформировали у них совершенно особую, специфическую культуру и социально – бытовой уклад, который в корне отличается от современного. Изоляция также способствовала и сохранению у них основополагающих вероисповедания, актуальных до реформирования церкви. Старообрядцы приспосабливались к окружающему миру, но при этом минимально меняли собственные устои и традиции, а также и религиозные каноны, которые в результате стали не только аспектом изучения, но и пристального внимания специалистов многих отраслей, в том числе и специалистов религиоведения.
Религия и культура во многом являются сопутствующими объектами так, как культура во много отражает систему ценностей и верования социума. Старообрядцы, как замкнутая социальная группа, в своих религиозных верованиях несут и значимые культурные элементы, которые позволяют рассматривать как особую социокультурную структуру. В связи с этим старообрядчество достаточно длительный период времени является объектом внимания со стороны исследователей, рассматривающих его различные аспекты.
Изучению старообрядчества на современном этапе посвящено множество исследований и приоритет отдается именно религиозному аспекту. Значительная часть литературы издается самими старообрядцами, которые в XXI веке получили возможность открыто проповедовать свою веру и более не притесняются государством, как это было на заре зарождения религиозного течения.
Среди исследователей, непосредственно принадлежавших к старообрядческому течению, необходимо отметить Ф.Е. Мельникова, который в своем труде представляет не только аспекты истории движения, но также и рассматривает труды других теоретиков движения . Е.М. Юхименко в своей работе представляет результаты изучения на архивных материалах XIX - начала XX в. истории крупнейшей в России старообрядческой общины, возникшей в 1771 г. при Рогожском кладбище в Москве. Им была дана характеристика основных этапов развития этого признанного духовного центра Русской Православной Старообрядческой Церкви. Освещены важнейшие события в его истории, церковная жизнь общины и ее роль в истории всего старообрядчества, рассказано о существовавших здесь учреждениях (Рогожский богаделенный дом, библиотека, кладбище) .
Среди специалистов религиоведения и истории тема старообрядчества также достаточно популярна и существует значительное количество трудов, посвященных данной тематике. В частности, Ф.Ф. Болонев рассматривает процесс становления старообрядческой общины в дореволюционном Забайкалье. В.М. Раков рассматривает составляющие аспекты религиозного и культурного развития старообрядчества . Н.С. Гурьянова рассматривает аспекты социального развития старообрядческой общины .
В целом же возможно отметить, что рассмотрение старообрядческого движения представляется в его отдельных аспектах и на современном этапе фактически отсутствуют составляющие изучения не только религиозного, но также и социокультурного аспекта религии, что обусловливает актуальность темы исследования.
Объектом изучения в данной работе является старообрядчество, как религиозное течение.
Предметом изучения в данной работе является социокультурный аспект развития и становления старообрядчества.
Целью в данной работе было поставлено рассмотреть старообрядчество, как религиозное и социокультурное явление.
Задачи:
1. определить причины Раскола.
2. рассмотреть основные события в истории старообрядчества (середина XVII - начало XXI в.).
3. дать сравнительную характеристику православия и старообрядчества.
4. определить место старообрядчества в российской истории и культуре.
В процессе изучения поставленных вопросов были использованы метод анализа литературы и источников, сопоставление, сравнение, систематизация.
Источниковую базу исследования составили религиозные тексты старообрядчества, в том числе представленные в сборниках, выпускаемых самой общиной, в частности «Ветковский Патерик» . Также были использованы мемуары, воспоминания и жизнеописания старообрядцев и архивные данные.
Работа включает в себя введение, три главы, заключение, список источников и литературы.
Первая глава работы посвящена историческим аспектам становления и развития старообрядчества, в том числе причине раскола и основополагающим событиям истории старообрядческого движения.
Во второй главе представлена сравнительная характеристика православия и старообрядчества, как его ответвления.
Третья глава представляется роль и значение старообрядчества для российской истории и культуры, в том числе и на современном этапе.

Содержание

Введение 3
Глава I. Старообрядчество: вехи истории 7
1.1. Причины раскола 7
1.2. Основные события в истории старообрядчества (середина XVII - начало XXI в.) 15
Глава II. Православие и старообрядчество: сравнительная характеристика 24
Глава III. Место старообрядчества в российской истории и культуре 46
Заключение 67
Источники и литература 71


Заключение
Таким образом, возможно отметить, что история старообрядческого движения имеет тесную взаимосвязь со спецификой исторического и культурного развития России. После окончания смуты начала XVII века вопрос встал не только о политическом единстве страны, но и единстве религиозном. Фактически религиозная реформа стала необходимостью и за возможность реформирования Церкви с целью унификации культа берутся священники - протопоп Иван Неронов, Стефан Вонифатьев – духовник молодого царя Алексея Михайловича и протопоп Аввакум.
Середина XVII века в целом имела кардинальные отличия от предыдущих периодов в том, что Россия претерпела не просто ряд кардинальных изменений, а изменений, связанных с серьезными потрясениями. И в результате перед страной вновь встал выбор, основанный уже на религиозных спорах. Протопоп Аввакум предлагал изоляционизм с сохранением стандартов отклонения от греческих канонов тогда, как Никон предлагал единство и развитие государства в подчинении церкви светской власти.
Проблема также обострилась присоединением к России Украины и появлением в Москве киевского духовенства с собственными отклонениями в обрядности. Однако они не стали настаивать на собственных принципах и фактически основную роль в том, что российское православие раскололось сыграли роль царь Алексей Михайлович и патриарх Никон.
В результате реформирования системы богослужения в православной церкви произошел раскол на сторонников реформирования и его противников. При этом подавляющее большинство прихожан и церковников принимает новые правила исповедания православия и противники реформирования оказались в меньшинстве.
Причиной такого поворота событий был тот факт, что старообрядцы стали выступать за превосходство местного православия, которое по сути являлось платформой для московского национализма тогда, как Россия в то время прирастала все новыми территориями. В среде же старообрядцев превалировало мнение о неполноценности иных устоев православия, в том числе греческого, сербского, украинского. Его последователи рассматривались, как жертвы заблуждения, которых покарает бог. Начинается длительный период гонений на старообрядцев и фактический запрет не только на отправление культа по старому образцу, но также и развитие собственных образовательных и культурных учреждений в результате чего религия и светская жизнь очень тесно переплетаются и становятся фактически неотделимыми друг от друга в сознании старообрядца.
Возможность открыто проповедовать веру старообрядцы получают только в период правления Николая II, который издает Манифест о веротерпимости. Благодаря ему старообрядцы получают возможность строить храмы, звонить в колокола, устраивать общины.
В начале XX века старообрядчество являлось достаточно разветвленной структурой в первую очередь экономически. Старообрядцами являлись несколько крупных купеческих кланов, которые способствуют развитию общин в целом, в том числе и формированию собственных просветительских центров. Во многом успешность старообрядцев в данном плане была связана с тем, что они развивались внутри закрытых общин и фактически не принимали в свои общины людей из вне. Весьма активно старообрядцы переселялись и за пределы Росси, в том числе в Америку и Европу.
В целом, раскол определил специфику и важность основополагающих деталей, которые стали основными в различии православия и старообрядчества:
- Книжная справа, которая выразилась в редактировании священного писания и богослужебных книг.
- Двухперстное крестное знамение заменили трехперстным и отменили малые земные поклоны.
- Крестные ходы стали проводить не по солнцу, а против солнца.
- Возглас «алилуйя» стали произносить трижды, а не дважды.
- Было изменено число просфор на проскомидии и начертание печати на просфорах.
Фактически же в результате именно старообрядцы сохраняют в неизменном состоянии основы дореформенной церковной культуры, в том числе и церковную литературу с ее жанрами (патерик, духовные стихи, мартиролог). Консерватизм также наблюдается в специфике восприятия исторического процесса, в частности восприятия России как оплота истинного православия, а также веру в приход Антихриста.
Вера в приход Антихриста в целом является одной из явных отличительных особенностей старообрядческого течения, однако даже в качестве консервативного устоя она не представляется однородной так, как время прихода Антихриста – весьма «плавающее» и неоднозначное событие.
Также возможно отметить присутствие явных отличий в самом образе жизни и восприятии религии у старообрядцев. Православие же четко подразделяло религиозные и светские основы ориентирования, отстранение мирян от отправления религиозного культа, который был доступен только избранных, то есть священнослужителям. По сути, староверие - это не только религия, но и своеобразный образ жизни.
Однако, при всем этом, значительным плюсом для старообрядцев стал факт отсутствия государственной цензуры и высокого уровня творческой свободы в развитии религиозной мысли. В результате одним из основополагающих старообрядческой культуры становится литературы, в которой наблюдается отсутствие художественного вымысла. Все повествования имели под собой реальную основу, а события имели место в действительности, что позволяет выявить специфичные особенности старообрядческой ментальности, специфики мышления и миропонимания.
Данные особенности являлись явными характеристиками литературы древнерусской и во многом благодаря старообрядцам они были сохранены и не утрачены, став составляющей общекультурных ценностей на современном этапе. В частности, в литературных произведения старообрядцев можно было встретить сочинения на отвлеченную тему на злобу дня, которая характеризовала специфику жизни периода написания и мыслей автора, а возможно и не только автора, но и других членов его общины.
Значимым аспектом вклада старообрядцев в культуру также является сохранение традиций архитектуры, в том числе и традиционного деревянного зодчества и организации быта в его неизменном состоянии. Помимо этого меценаты – старообрядцы производили весомые вложения в строительство культовых объектов, объектов культуры и образования, поддерживания процесс строительства и повышения качества архитектурных сооружений в городах, особенно в Москве.
В целом, клад в развитие благотворительности, ориентированной на область культуры делает старообрядцев одними из самых заметных меценатов «Золотого века» старообрядчества и во многом оказал значительное влияние на культуру России в целом, а также определяет приоритеты и для деятельности в данной области современных меценатов – старообрядцев вновь возрождающейся старообрядческой церкви.

Источники и литература

1. Быстров С.И. По Востоку: Путешествие старообрядческих епископов. — Барнаул: Издательство Фонда поддержки строительства храма Покрова Пресвятыя Богородицы Русской Православной Старообрядческой Церкви, 2004. — 232 с., ил.
2. Ветковский патерик / Сост. Димитрий Урушев; Издание подгот. Тверской старообрядческой общиной храма св. Николы Чудотворца в Москве при участии ДПСЦ «Панагия». — М., 2006. — 64 с., ил.
3. Во время оно…»: История старообрядчества в свидетельствах и документах: Вып. № 1. — М., 2005. – 144 с.
4. Во время оно…»: История старообрядчества в свидетельствах и документах: Вып. № 2. — М., 2005. – 176 с.
5. Во время оно…»: История старообрядчества в свидетельствах и документах: Вып. № 3. — М., 2006. – 208 с.
6. Во время оно…»: История старообрядчества в свидетельствах и документах: Вып. № 4. — М., 2007. – 192 с.
7. Во время оно…»: История старообрядчества в свидетельствах и документах: Вып. № 5 - М., 2009. – 224 с.
8. Во время оно…»: История старообрядчества в свидетельствах и документах: Вып. № 6. — М., 2012. – 208 с.
9. Голубинский Е. Е. История русской церкви. - М., 1900. – 56 с.
10. Голубинский Е. Е. К нашей полемике со старообрядцами. – М.: ЧОИДР, 1905. – 38 с.
11. Дмитриевский А. А. Исправление книг при патриархе Никоне и последующих патриархах. - М.: «Языки славянской культуры», 2004. – 217 с.
12. Защита старообрядчества: [Сборник материалов] / Митрополия Московская и всея Руси РПСЦ. — М., 2003. — 91 с.
13. Зеньковский С. А., Русское старообрядчество. Том I и II. - М.: Мысль, 2006.
14. История Русской Православной Старообрядческой Церкви: Краткий очерк. — М., 2007. — 48 с.
15. Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов. - М., 1913. – 41 с.
16. Каптерев Н. Ф. Характер отношений России к православному востоку в XVI и XVII вв. - М., 1914.- 38 с.
17. Карташов А. В. Очерки по истории русской церкви. - Париж, 1959. – 106 с.
18. Кудрин И.Г. Жизнеописание священника и отца семейства: (Памятка в назидание потомству) / Предисл. Л.С. Дементьевой. — Барнаул: АКООХ-И «Фонд поддержки строительства храма Покрова Пресвятыя Богородицы Русской Православной Старообрядческой Церкви», 2006. — 288 с., ил.
19. Макаров В.Е. Очерк истории Рогожского кладбища в Москве. — М., 1998. — 48 с., ил.
20. Мариничева (Оленева) Г.А. История Рогожского поселка — центра старообрядчества: (Воспоминания) / Сост. Б.А. Оленев, А.Л. Оленев — М., 2007. — 108 с., ил.
21. Мелетий (Картушин) архиепископ Московский. Сочинения: Проповеди. Послания. Воззвания (1908 — 1928 гг.) Архив и Библиотека редких книг и рукописей ("Рогожское книгохранилище") Митрополии Московской и всея Руси РПСЦ; Сост., вводн. статья, подгот. текстов к изд., прим., науч. ред. В.В. Боченкова. — Ржев: Маргарит, 2010. — ("наследие старообрядческих полемистов, начетчиков и писателей". — 120 с., илл.
22. Мельников Ф. Е. Собрание сочинений: Краткая история древлеправославной (старообрядческой) Церкви / Авторы предисловия и примечаний Л.С. Дементьева и Н.А. Старухин. – Барнаул: АКООХ-И «Фонд поддержки строительства храма Покрова Пресвятыя Богородицы Русской Православной старообрядческой Церкви», 2006. — 572 с.
23. Осипов В.И. «…В Боровеск, на мое отечество, на место мученое…»: Боровский период жизни протопопа Аввакума, боярыни Морозовой, княгини Урусовой. — Калуга: Золотая аллея, 2007. — 112 с., ил.
24. Покровский Н.Н. Путешествие за редкими книгами. – М.: Сова, 2005. – 217 с.
25. Понырко Н.В. Три жития — три жизни: Про¬топоп Аввакум, инок Епифаний, боярыня Морозова: Тексты, статьи, комментарии / Институт русской литера¬туры («Пушкин¬ский Дом») РАН. — СПб.: Издательс¬тво «Пушкинский Дом», 2010. — 296 с.
26. Раков В.М. Старообрядчество. – Пермь, 2008. - 47 с.
27. Рябушинский В. Старообрядчество и русское религиозное чувство. - М.: Мосты культуры, 2010. – 215 с.
28. Чистяков Г.С. Рогожские алтари — запечатленная святыня / Информационно-издательский отдел РПСЦ. — М.: Панагия; Языки славянской культуры, 2005. — 56 с., ил.
29. Юхименко Е.М. Старообрядческий центр за Рогожской заставою. — М.: Языки славянской культуры, 2005. — 240 с., ил.
30. Юхименко Е. М. Литературное наследие Выговского старообрядческого общежительства: в 2 т. Науч. ред. Н.В. Понырко. М.: Языки славянских культур, 2008. — 688 с., ил.
31. 546 дней старообрядчества: Андриан, митрополит Московский и всея Руси: Вехи архипастырского пути: [Сборник] / РПСЦ; Тверская старообрядческая община храма св. Николы Чудотворца в Москве; ред.-сост. Е.Г. Ермоленко; координатор проекта иерей Алексей Лопатин. — М.: Мedia, 77, ДПСЦ «Панагия», 2006. — 160 с.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Оставляя свои контактные данные и нажимая «Заказать Дипломную работу», я соглашаюсь пройти процедуру регистрации на Платформе, принимаю условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности в целях заключения соглашения.

Фрагменты работ

Введение


Религия на современном этапе развития общества продолжает играть значительную роль не смотря на тот факт, что подавляющее число государств носит светский характер. Россия также является светским государством, что, однако, не мешает ей оставаться многонациональной и многоконфессиональной страной.
В современной России представлены все мировые религии, которые так или иначе оказывают влияние на социальные и культурные процессы. Православие играет ведущую роль однако, помимо Русской православной церкви большее значение также имеет и ее ответвление – старообрядческая церковь, которая наряду с другими вероисповеданиями продвигает свои идеалы и каноны, влияет на социокультурное развитие отдельных групп, а также является и неотъемлемой частью исторического процесса.
Отколовшись от русского православия старообрядцы довольно длительный период времени являлись гонимыми властями, их идеалы преследовались и религиозные каноны находились под запретом. Именно эта особенность, а также склонность последователей старообрядцев к самоизоляции от мира сформировали у них совершенно особую, специфическую культуру и социально – бытовой уклад, который в корне отличается от современного. Изоляция также способствовала и сохранению у них основополагающих вероисповедания, актуальных до реформирования церкви. Старообрядцы приспосабливались к окружающему миру, но при этом минимально меняли собственные устои и традиции, а также и религиозные каноны, которые в результате стали не только аспектом изучения, но и пристального внимания специалистов многих отраслей, в том числе и специалистов религиоведения.
Религия и культура во многом являются сопутствующими объектами так, как культура во много отражает систему ценностей и верования социума. Старообрядцы, как замкнутая социальная группа, в своих религиозных верованиях несут и значимые культурные элементы, которые позволяют рассматривать как особую социокультурную структуру. В связи с этим старообрядчество достаточно длительный период времени является объектом внимания со стороны исследователей, рассматривающих его различные аспекты.
Изучению старообрядчества на современном этапе посвящено множество исследований и приоритет отдается именно религиозному аспекту. Значительная часть литературы издается самими старообрядцами, которые в XXI веке получили возможность открыто проповедовать свою веру и более не притесняются государством, как это было на заре зарождения религиозного течения.
Среди исследователей, непосредственно принадлежавших к старообрядческому течению, необходимо отметить Ф.Е. Мельникова, который в своем труде представляет не только аспекты истории движения, но также и рассматривает труды других теоретиков движения . Е.М. Юхименко в своей работе представляет результаты изучения на архивных материалах XIX - начала XX в. истории крупнейшей в России старообрядческой общины, возникшей в 1771 г. при Рогожском кладбище в Москве. Им была дана характеристика основных этапов развития этого признанного духовного центра Русской Православной Старообрядческой Церкви. Освещены важнейшие события в его истории, церковная жизнь общины и ее роль в истории всего старообрядчества, рассказано о существовавших здесь учреждениях (Рогожский богаделенный дом, библиотека, кладбище) .
Среди специалистов религиоведения и истории тема старообрядчества также достаточно популярна и существует значительное количество трудов, посвященных данной тематике. В частности, Ф.Ф. Болонев рассматривает процесс становления старообрядческой общины в дореволюционном Забайкалье. В.М. Раков рассматривает составляющие аспекты религиозного и культурного развития старообрядчества . Н.С. Гурьянова рассматривает аспекты социального развития старообрядческой общины .
В целом же возможно отметить, что рассмотрение старообрядческого движения представляется в его отдельных аспектах и на современном этапе фактически отсутствуют составляющие изучения не только религиозного, но также и социокультурного аспекта религии, что обусловливает актуальность темы исследования.
Объектом изучения в данной работе является старообрядчество, как религиозное течение.
Предметом изучения в данной работе является социокультурный аспект развития и становления старообрядчества.
Целью в данной работе было поставлено рассмотреть старообрядчество, как религиозное и социокультурное явление.
Задачи:
1. определить причины Раскола.
2. рассмотреть основные события в истории старообрядчества (середина XVII - начало XXI в.).
3. дать сравнительную характеристику православия и старообрядчества.
4. определить место старообрядчества в российской истории и культуре.
В процессе изучения поставленных вопросов были использованы метод анализа литературы и источников, сопоставление, сравнение, систематизация.
Источниковую базу исследования составили религиозные тексты старообрядчества, в том числе представленные в сборниках, выпускаемых самой общиной, в частности «Ветковский Патерик» . Также были использованы мемуары, воспоминания и жизнеописания старообрядцев и архивные данные.
Работа включает в себя введение, три главы, заключение, список источников и литературы.
Первая глава работы посвящена историческим аспектам становления и развития старообрядчества, в том числе причине раскола и основополагающим событиям истории старообрядческого движения.
Во второй главе представлена сравнительная характеристика православия и старообрядчества, как его ответвления.
Третья глава представляется роль и значение старообрядчества для российской истории и культуры, в том числе и на современном этапе.

Содержание

Введение 3
Глава I. Старообрядчество: вехи истории 7
1.1. Причины раскола 7
1.2. Основные события в истории старообрядчества (середина XVII - начало XXI в.) 15
Глава II. Православие и старообрядчество: сравнительная характеристика 24
Глава III. Место старообрядчества в российской истории и культуре 46
Заключение 67
Источники и литература 71


Заключение
Таким образом, возможно отметить, что история старообрядческого движения имеет тесную взаимосвязь со спецификой исторического и культурного развития России. После окончания смуты начала XVII века вопрос встал не только о политическом единстве страны, но и единстве религиозном. Фактически религиозная реформа стала необходимостью и за возможность реформирования Церкви с целью унификации культа берутся священники - протопоп Иван Неронов, Стефан Вонифатьев – духовник молодого царя Алексея Михайловича и протопоп Аввакум.
Середина XVII века в целом имела кардинальные отличия от предыдущих периодов в том, что Россия претерпела не просто ряд кардинальных изменений, а изменений, связанных с серьезными потрясениями. И в результате перед страной вновь встал выбор, основанный уже на религиозных спорах. Протопоп Аввакум предлагал изоляционизм с сохранением стандартов отклонения от греческих канонов тогда, как Никон предлагал единство и развитие государства в подчинении церкви светской власти.
Проблема также обострилась присоединением к России Украины и появлением в Москве киевского духовенства с собственными отклонениями в обрядности. Однако они не стали настаивать на собственных принципах и фактически основную роль в том, что российское православие раскололось сыграли роль царь Алексей Михайлович и патриарх Никон.
В результате реформирования системы богослужения в православной церкви произошел раскол на сторонников реформирования и его противников. При этом подавляющее большинство прихожан и церковников принимает новые правила исповедания православия и противники реформирования оказались в меньшинстве.
Причиной такого поворота событий был тот факт, что старообрядцы стали выступать за превосходство местного православия, которое по сути являлось платформой для московского национализма тогда, как Россия в то время прирастала все новыми территориями. В среде же старообрядцев превалировало мнение о неполноценности иных устоев православия, в том числе греческого, сербского, украинского. Его последователи рассматривались, как жертвы заблуждения, которых покарает бог. Начинается длительный период гонений на старообрядцев и фактический запрет не только на отправление культа по старому образцу, но также и развитие собственных образовательных и культурных учреждений в результате чего религия и светская жизнь очень тесно переплетаются и становятся фактически неотделимыми друг от друга в сознании старообрядца.
Возможность открыто проповедовать веру старообрядцы получают только в период правления Николая II, который издает Манифест о веротерпимости. Благодаря ему старообрядцы получают возможность строить храмы, звонить в колокола, устраивать общины.
В начале XX века старообрядчество являлось достаточно разветвленной структурой в первую очередь экономически. Старообрядцами являлись несколько крупных купеческих кланов, которые способствуют развитию общин в целом, в том числе и формированию собственных просветительских центров. Во многом успешность старообрядцев в данном плане была связана с тем, что они развивались внутри закрытых общин и фактически не принимали в свои общины людей из вне. Весьма активно старообрядцы переселялись и за пределы Росси, в том числе в Америку и Европу.
В целом, раскол определил специфику и важность основополагающих деталей, которые стали основными в различии православия и старообрядчества:
- Книжная справа, которая выразилась в редактировании священного писания и богослужебных книг.
- Двухперстное крестное знамение заменили трехперстным и отменили малые земные поклоны.
- Крестные ходы стали проводить не по солнцу, а против солнца.
- Возглас «алилуйя» стали произносить трижды, а не дважды.
- Было изменено число просфор на проскомидии и начертание печати на просфорах.
Фактически же в результате именно старообрядцы сохраняют в неизменном состоянии основы дореформенной церковной культуры, в том числе и церковную литературу с ее жанрами (патерик, духовные стихи, мартиролог). Консерватизм также наблюдается в специфике восприятия исторического процесса, в частности восприятия России как оплота истинного православия, а также веру в приход Антихриста.
Вера в приход Антихриста в целом является одной из явных отличительных особенностей старообрядческого течения, однако даже в качестве консервативного устоя она не представляется однородной так, как время прихода Антихриста – весьма «плавающее» и неоднозначное событие.
Также возможно отметить присутствие явных отличий в самом образе жизни и восприятии религии у старообрядцев. Православие же четко подразделяло религиозные и светские основы ориентирования, отстранение мирян от отправления религиозного культа, который был доступен только избранных, то есть священнослужителям. По сути, староверие - это не только религия, но и своеобразный образ жизни.
Однако, при всем этом, значительным плюсом для старообрядцев стал факт отсутствия государственной цензуры и высокого уровня творческой свободы в развитии религиозной мысли. В результате одним из основополагающих старообрядческой культуры становится литературы, в которой наблюдается отсутствие художественного вымысла. Все повествования имели под собой реальную основу, а события имели место в действительности, что позволяет выявить специфичные особенности старообрядческой ментальности, специфики мышления и миропонимания.
Данные особенности являлись явными характеристиками литературы древнерусской и во многом благодаря старообрядцам они были сохранены и не утрачены, став составляющей общекультурных ценностей на современном этапе. В частности, в литературных произведения старообрядцев можно было встретить сочинения на отвлеченную тему на злобу дня, которая характеризовала специфику жизни периода написания и мыслей автора, а возможно и не только автора, но и других членов его общины.
Значимым аспектом вклада старообрядцев в культуру также является сохранение традиций архитектуры, в том числе и традиционного деревянного зодчества и организации быта в его неизменном состоянии. Помимо этого меценаты – старообрядцы производили весомые вложения в строительство культовых объектов, объектов культуры и образования, поддерживания процесс строительства и повышения качества архитектурных сооружений в городах, особенно в Москве.
В целом, клад в развитие благотворительности, ориентированной на область культуры делает старообрядцев одними из самых заметных меценатов «Золотого века» старообрядчества и во многом оказал значительное влияние на культуру России в целом, а также определяет приоритеты и для деятельности в данной области современных меценатов – старообрядцев вновь возрождающейся старообрядческой церкви.

Источники и литература

1. Быстров С.И. По Востоку: Путешествие старообрядческих епископов. — Барнаул: Издательство Фонда поддержки строительства храма Покрова Пресвятыя Богородицы Русской Православной Старообрядческой Церкви, 2004. — 232 с., ил.
2. Ветковский патерик / Сост. Димитрий Урушев; Издание подгот. Тверской старообрядческой общиной храма св. Николы Чудотворца в Москве при участии ДПСЦ «Панагия». — М., 2006. — 64 с., ил.
3. Во время оно…»: История старообрядчества в свидетельствах и документах: Вып. № 1. — М., 2005. – 144 с.
4. Во время оно…»: История старообрядчества в свидетельствах и документах: Вып. № 2. — М., 2005. – 176 с.
5. Во время оно…»: История старообрядчества в свидетельствах и документах: Вып. № 3. — М., 2006. – 208 с.
6. Во время оно…»: История старообрядчества в свидетельствах и документах: Вып. № 4. — М., 2007. – 192 с.
7. Во время оно…»: История старообрядчества в свидетельствах и документах: Вып. № 5 - М., 2009. – 224 с.
8. Во время оно…»: История старообрядчества в свидетельствах и документах: Вып. № 6. — М., 2012. – 208 с.
9. Голубинский Е. Е. История русской церкви. - М., 1900. – 56 с.
10. Голубинский Е. Е. К нашей полемике со старообрядцами. – М.: ЧОИДР, 1905. – 38 с.
11. Дмитриевский А. А. Исправление книг при патриархе Никоне и последующих патриархах. - М.: «Языки славянской культуры», 2004. – 217 с.
12. Защита старообрядчества: [Сборник материалов] / Митрополия Московская и всея Руси РПСЦ. — М., 2003. — 91 с.
13. Зеньковский С. А., Русское старообрядчество. Том I и II. - М.: Мысль, 2006.
14. История Русской Православной Старообрядческой Церкви: Краткий очерк. — М., 2007. — 48 с.
15. Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов. - М., 1913. – 41 с.
16. Каптерев Н. Ф. Характер отношений России к православному востоку в XVI и XVII вв. - М., 1914.- 38 с.
17. Карташов А. В. Очерки по истории русской церкви. - Париж, 1959. – 106 с.
18. Кудрин И.Г. Жизнеописание священника и отца семейства: (Памятка в назидание потомству) / Предисл. Л.С. Дементьевой. — Барнаул: АКООХ-И «Фонд поддержки строительства храма Покрова Пресвятыя Богородицы Русской Православной Старообрядческой Церкви», 2006. — 288 с., ил.
19. Макаров В.Е. Очерк истории Рогожского кладбища в Москве. — М., 1998. — 48 с., ил.
20. Мариничева (Оленева) Г.А. История Рогожского поселка — центра старообрядчества: (Воспоминания) / Сост. Б.А. Оленев, А.Л. Оленев — М., 2007. — 108 с., ил.
21. Мелетий (Картушин) архиепископ Московский. Сочинения: Проповеди. Послания. Воззвания (1908 — 1928 гг.) Архив и Библиотека редких книг и рукописей ("Рогожское книгохранилище") Митрополии Московской и всея Руси РПСЦ; Сост., вводн. статья, подгот. текстов к изд., прим., науч. ред. В.В. Боченкова. — Ржев: Маргарит, 2010. — ("наследие старообрядческих полемистов, начетчиков и писателей". — 120 с., илл.
22. Мельников Ф. Е. Собрание сочинений: Краткая история древлеправославной (старообрядческой) Церкви / Авторы предисловия и примечаний Л.С. Дементьева и Н.А. Старухин. – Барнаул: АКООХ-И «Фонд поддержки строительства храма Покрова Пресвятыя Богородицы Русской Православной старообрядческой Церкви», 2006. — 572 с.
23. Осипов В.И. «…В Боровеск, на мое отечество, на место мученое…»: Боровский период жизни протопопа Аввакума, боярыни Морозовой, княгини Урусовой. — Калуга: Золотая аллея, 2007. — 112 с., ил.
24. Покровский Н.Н. Путешествие за редкими книгами. – М.: Сова, 2005. – 217 с.
25. Понырко Н.В. Три жития — три жизни: Про¬топоп Аввакум, инок Епифаний, боярыня Морозова: Тексты, статьи, комментарии / Институт русской литера¬туры («Пушкин¬ский Дом») РАН. — СПб.: Издательс¬тво «Пушкинский Дом», 2010. — 296 с.
26. Раков В.М. Старообрядчество. – Пермь, 2008. - 47 с.
27. Рябушинский В. Старообрядчество и русское религиозное чувство. - М.: Мосты культуры, 2010. – 215 с.
28. Чистяков Г.С. Рогожские алтари — запечатленная святыня / Информационно-издательский отдел РПСЦ. — М.: Панагия; Языки славянской культуры, 2005. — 56 с., ил.
29. Юхименко Е.М. Старообрядческий центр за Рогожской заставою. — М.: Языки славянской культуры, 2005. — 240 с., ил.
30. Юхименко Е. М. Литературное наследие Выговского старообрядческого общежительства: в 2 т. Науч. ред. Н.В. Понырко. М.: Языки славянских культур, 2008. — 688 с., ил.
31. 546 дней старообрядчества: Андриан, митрополит Московский и всея Руси: Вехи архипастырского пути: [Сборник] / РПСЦ; Тверская старообрядческая община храма св. Николы Чудотворца в Москве; ред.-сост. Е.Г. Ермоленко; координатор проекта иерей Алексей Лопатин. — М.: Мedia, 77, ДПСЦ «Панагия», 2006. — 160 с.

Купить эту работу

Старообрядчество как религиозное и социокультурное явление.

2240 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

23 апреля 2017 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.3
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
2240 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв Санечка об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-05-03
Дипломная работа

Спасибо вам большое за работу!!! Защитилась я на 5 и все благодаря вам!!! )))

Общая оценка 5
Отзыв Екатерина об авторе EkaterinaKonstantinovna 2015-04-13
Дипломная работа

очень хороший автор! делали диплом, все оперативно исправляет, даже после тго как прошел гарантийный срок Всем рекомендую!

Общая оценка 5
Отзыв саша об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-06-19
Дипломная работа

Автор сделал дипломную работу на высшем уровне! В короткие сроки! Всегда на связи! Добрый,отзывчивый,исполнительный человек! Спасибо огромное! Обращайтесь к ней и будте спокойны-работа будет выполнена на профессиональном уровне! Екатерина,спасибо! С вами было очень приятно работать! Вы замечательная!!!

Общая оценка 5
Отзыв Roit об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-07-24
Дипломная работа

Завидую следующим претендентам на связь с данным автором. Мышление и подход к работе абсолютно эксклюзивные, если нужен по-настоящему талантливый интеллектуальный продукт, то это как раз тот случай. СПАСИБО! УДАЧИ!

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Жанр "хип-хоп": определение субкультуры, феномен популярности хип-хопа среди молодежи,

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1400 ₽
Готовая работа

Проблемы сохранения культурного наследия в российском обществе

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
850 ₽
Готовая работа

Гендерные стереотипы в гастрономической культуре: эмпирическое исследование отношения молодежи к стереотипам в гастрономических практиках

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1100 ₽
Готовая работа

Этнокультурные анклавы Нью-Йорка: анализ особенностей формирования и развития

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2500 ₽
Готовая работа

Роль социальных сетей в продвижении новой культуры питания в США

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3000 ₽
Готовая работа

Культуроохранные технологии в деятельности учреждений культуры

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Кураторство в современном искусстве: исторические, теоретические и практические аспекты

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1300 ₽
Готовая работа

ВКР Балеты И. Стравинского в Русских сезонах С. Дягилева творческий диалог (1910-1920 гг.)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
5500 ₽
Готовая работа

ВКР Применение беспилотных летательных аппаратов в индустрии развлечений

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
5500 ₽
Готовая работа

Шуша как объект культурной памяти Азербайджана

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
700 ₽
Готовая работа

Культурно-досуговая программа как средство реабилитации детей с ограниченными возможностями

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Экскурсия в Зоологический музей для учеников 2 класса

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
250 ₽