Спасибо вам большое за работу!!! Защитилась я на 5 и все благодаря вам!!! )))
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Введение
Советская культура во время своего существования была подчинена идеологии. Но в 50-е годы начался новый этап советского искусства. В 1956 году состоялся XX съезд КПСС. И это положительно повлияло на тенденции советской архитектуры, живописи, скульптуры и графики. Но вместе с тем появились и новые важные тенденции в социалистическом реализме, которые проявились в творческих методах советских мастеров.
XX съезд партии привел к ликвидации культа личности, но в культуру появились новые задачи, связанные с практическими задачами строительства коммунизма, которые должны были выражаться в произведениях мастеров того времени. Огромное значение для развития советского искусства имел XXII съезд КПСС, принявший новую Программу Коммунистической партии, нацелившую народ на развернутое строительство коммунизма. Правительство и партия уделяли пристальное внимание культуре, и это нашло отражение в решениях Пленума ЦК партии (июнь 1963 года) по вопросам идеологической работы . Мастера искусства призывались к созданию высокохудожественных произведений, которые должны быть пронизаны идеями коммунизма, непримиримой борьбой с буржуазными влияниями в идеологии искусства.
Партий на XXIII съезде КПСС указывала на необходимость использования лучших достижений мировой культуры, а культура коммунизма должна была стать «высшей ступенью в культурном развитии человечества. Она воплотит в себе все многообразие и богатство духовной жизни общества, высокую идейность и гуманизм нового мира» . И этот высокий идеал должен был соблюдаться в творческой деятельности советских мастеров.
Именно в 50-60 годы в советском искусстве началась смена поколений, и зазвучали, сначала робко, а потом уверенней разговоры о том, что живопись имеет свою специфику, в которой играют главную роль форма и цвет. Это происходило на фоне перелома в духовной жизни советского общества, в котором изменился творческий тонус искусства.
И в конце 50-х годов рождается новое течение – «суровый стиль», представителем которого становится Виктор Попков. И дипломная работа посвящена творчеству этого художника, его индивидуальности, которая «проросла» сквозь «строгий стиль». Художники того времени были вынуждены в большинстве своем подчиняться существующей идеологии, но вместе с тем, прорывалась и индивидуальность, происходил отход от рамок. И одним из ярких представителей того времени, который смог обойти рамки, запреты и идеологию стал именно Виктор Ефимович Попков.
Виктор Ефимович Попков был типичным представителем послевоенного поколения. Он родился в 1932 году в простой рабочей семье. Его родители переехали в Москву из деревни перед самой войной. А когда началась война, отец ушел на фронт и погиб в первый же год. Мать одна поднимала четверых детей и сумела всех поставить на ноги, всем дать образование.
Рано заметив склонность Виктора к рисованию, Степанида Ивановна поддерживала сына и в 1948 году отправила учиться в Художественно-графическое педагогическое училище. После его окончания юноша поступил на графический факультет Московского художественного института им. В.И. Сурикова. Учился он у талантливого художника-графика Е.А. Кибрика.
Первой творческой командировкой молодого художника еще за два года до окончания Суриковского института стала поездка в 1956 году на Иркутскую, а затем на строительство Братской ГЭС. Плодом командировки стала картина «Строители Братской ГЭС», которая сразу же была приобретена Третьяковской галереей.
В этой картине художник применил необычный прием, поместив рабочих на темном фоне и высветив их, как на сцене. При этом его герои не позируют, они живут своей обычной жизнью, они сосредоточенны, полны чувства собственного достоинства. Это полотно часто называют манифестом сурового стиля. Оригинальность ракурса, контрастное сочетание цветов, четкость ритмической композиции, брутальная пластика форм – картина, кажется, выполнена вполне в духе официальной идеологии, воспевавшей советскую молодежь как передовой отряд строителей коммунизма, но в художественном ее решении уже ощущается поворот к иным горизонтам. Видно, что здесь Попков ориентируется на искусство 1920-х гг., прежде всего на графический язык А. Дейнеки.
Поколение «оттепели» открывало для себя запретное искусство, но еще не современное западное и не русский авангард начала ХХ века, а ранний революционный романтизм Дейнеки, Кончаловского, Родченко, Осьмеркина и др. – то есть тех, кого официозный соцреализм не только вытеснил и уничтожил, но и чью память постарался стереть. Молодые художники, окрыленные политическими подвижками в стране, искали новый язык для выражения своего мироощущения и обратились к тому искусству, которое начало бурно развиваться в период, когда молодая советская культура еще не утратила романтизма и гуманизма.
Однако заявивший о себе революционным пафосом Попков на этом не остановился. Он уходит от сурового стиля все дальше и дальше, и именно этот уход представляет интерес в данной дипломной работе.
Актуальность исследования заключается в том, что до сих пор советскому искусству посвящено недостаточное количество работ искусствоведов, а об отдельных представителях советского искусства практически не найти монографий. Возможно, такой небольшой интерес можно объяснить тем, что подчиненное идеологии советское искусство не вызывает должно оценки исследователей, как, например, древнерусская культура или живопись XVIII-XIX века, или литература «серебряного» века. Но каждый мастер индивидуален, и даже если советская идеология подчиняла себе художников, писателей, скульпторов и архитекторов, каждый внес свою индивидуальность в произведения искусства, а том числе и В. Попков, который от «сурового стиля» смог прийти к собственной авторской позиции.
Цель работы – изучение эволюции творчества Виктора Попкова, от идеологического направления до индивидуальности.С помощью анализа картин разных лет проследить тот путь, который художник прошел от рамок стиля до индивидуализма.
Задачи работы:
1. Изучить «суровый стиль» в советской живописи периода «оттепели». В частности, дать общую характеристику советской живописи 50-60-х годов, выявить основные черты «сурового стиля» и дать представления о художниках – представителях «сурового стиля».
2. Изучить и проанализировать творчество Виктора Попкова в рамках «сурового стиля». Для этого необходимо изучить романтический соцреализм в картинах художника, переход к «суровому стилю».
3. Проанализировать и изучить поиски своего индивидуального и самобытного стиля В. Попкова. Для этого следует изучить в его работах военную тематику, символизм в его работах, а также тему свободы творчества.
Предметом данной дипломной работы является творчество Виктора Попкова, его уход от рамок идеологии к своему собственному индивидуальному видению, объектом – именно тот процесс перехода, который происходил от «сурового стиля» к собственной индивидуальности.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Суровый стиль в советской живописи периода «оттепели» 7
1.1 Общая характеристика развития советской живописи в 50-60 гг. ХХ века 7
1.2 Основные черты «сурового стиля» 13
1.3 Художники – представители «сурового стиля» 26
Глава 2. Виктор Попков – классик реалистической советской живописи 37
2.1 Романтический соцреализм («Опять двойка», «Зарядка») 37
2.2 В рамках «сурового стиля» 58
2.3 «Строители Братской ГЭС» (1961) 61
Глава 3. Поиск своего самобытного стиля 66
3.1 Тема памяти о войне («Шинель отца», 1972) 66
3.2 Философское осмысление бытия человека в символах («Натюрморт с лоскутным одеялом», «Мезенский цикл») 70
3.3 Тема свободы творчества («Сон Попкова», 1970), «Осенние дожди») 80
Заключение 87
Список литературы 94
Заключение
9 марта этого года исполнился бы 81 год со дня рождения художника Виктора Ефимовича Попкова. В Москве музея пока нет, а вот в Мытищинском художественном музее уже давно работает мемориал Виктора Попкова.
После гибели В.Е. Попкова прошло почти тридцать лет, но интерес к творческому наследию автора, к изучению феномена этого удивительного мастера не угасает. Его искусство рассматривали и анализировали в разных социально-культурных контекстах и традициях, чаще всего проводя аналогии с произведениями писателей-«деревенщиков» Федора Абрамова, Василия Белова, Валентина Распутина, Василия Шукшина, оставляя в стороне такие явления отечественной культуры, как проза Василия Аксенова или фильмы Андрея Тарковского, в которых философское, нравственное осмысление времени выходило за пределы чисто национальных представлений и сопереживаний, обретая общечеловеческое значение.
Будучи русским по рождению, духу и судьбе, Виктор Попков вышел, возможно, сам того не ведая, на уровень больших наднациональных художественных обобщений, сделанных им на материале сугубо русском исходя из собственного опыта и знания жизни своего народа. Наверное, поэтому произведения живописца по прошествии времени не теряют своей актуальности, постоянно, словно изнутри, наполняясь новыми образно-содержательными красками и драматургией.
Несомненно, все или почти все, что писалось и говорилось о творчестве Попкова, правомерно и обоснованно, однако исчерпывающей характеристики его искусству не было и быть не может, точно так же, как и в случае с другими великими художниками прошлого и настоящего. Его творчество неисчерпаемо.
Многие исследователи обращали внимание на глубинную связь творчества Попкова с древнерусской иконописью, с образами, созданными Дионисием, с традициями мастеров «Бубнового валета», с тем, что духовно озаряло и нравственно вдохновляло целую плеяду блестящих художников «шестидесятников». Вместе с тем фактически ни один из критиков не замечал созвучность его живописи шедеврам старых европейских мастеров, в частности произведениям маньеристов, таких, как Эль Греко. Однако если более пристально вглядываться в работы Попкова, можно проследить подобную близость не просто в формальных приемах и определенной стилистике, а прежде всего во внутренней экспрессии, экзальтации, выраженных в удлиненности, особой вытянутости фигур, во всполохах цвета, в понимании композиционного пространства. Наиболее очевидны подобные аналогии в портрете-картине «Шинель отца», где за спиной художника, словно примеряющего на себя груз нравственной ответственности своего поколения перед памятью отцов и дедов, высвечиваются силуэты старух, персонажей картин из цикла «Мезенские вдовы». Здесь проблема метафорического образного обобщения решена на высочайшем уровне профессиональной культуры. Эти задачи претворены прежде всего средствами живописи, полифонией игры цвета и света, пластикой формы и ирреального пространства, при том что в картине ассоциативно присутствует развернутое во времени повествование, которое отодвигается на второй план, тем самым уступая место главному - художественной идее, позволяющей раздвинуть исторические границы образа. Такое сравнение кому-то покажется преувеличением и натяжкой, хотя в целом ряде работ мастера мы найдем достаточно убедительные аргументы в пользу предложенной версии.
И это один из ярчайших примеров в творчестве Виктора Попкова, где можно проследить его индивидуальность. Индивидуальность того времени, в которое он творил. Его, конечно, как представителя поколения интересовала советская живопись, но вместе с тем он тянулся к образцам классической живописи, которая была основой всего. Ее образцы стали той опорой, которая помогала художнику выразить себя, свои чувства и мысли. В то время советский художник не слишком мог оперировать к тем картинам, которые были написаны в имперскую эпоху, да и еще западноевропейскими художниками. Советский художник – это, прежде всего, воплощатель идеологии, он сам должен строить собственный стиль, который будет отражать жизнь и быт советского человека. Индивидуальность была непозволительной роскошью, доступной только тем, кто обладал истинным талантом, и кто стремился не забыть классические образцы. И таким был Виктор Попков.
Холсты Виктора Попковапредполагают подобные неожиданные открытия, которые лишний раз подтверждают жизнеспособность и, говоря современным языком, востребованность его искусства.
Сегодня говорят и пишут о творческом наследии мастера не в силу юбилейных шаблонов или инерции, а по существу. Он был художником широкого диапазона, с равным успехом работавшим в разных жанрах, оставившим нам блестящие пейзажные полотна и натюрморты, портреты и многофигурные композиции, которые по привычке продолжают рассматривать, следуя сложившимся стереотипам и тем самым приземляя его уникальный талант, гуманистическую и художественную значимость произведений. Подобная тенденция, вопреки здравому смыслу, по-прежнему присутствует в отечественном искусствоведении и чисто формально приводит даже самые значительные явления нашего искусства к некоему условному обособлению от мирового художественного процесса.
Конечно, Виктор Попков, как и другие великие художники России, в своем творчестве исходил из реалий времени, испытывал глубокое чувство сострадания к своему народу и нравственную ответственность, связанные с историческими судьбами Отечества. Но при этом, он обладал редким даром видеть то, что временем сокрыто. Большое внимание уделял мастер деталям и предметам антуража, которые под его кистью то превращались в некие магические символы и знаки, то становились «одушевленными». Он нередко прибегал к кинематографическим приемам, максимально приближая к зрителю своих героев, выдвигая их на авансцену, изображая крупным планом. Благодаря различным не клишируемым приемам он достигал экспрессивной выразительности, внутренней монументальности в раскрытии образного строя картины. Он всегда создавал сложные, многослойные по цвету, по нюансам и фактуре живописные партитуры своих картин, наполняя их рожденными воображением музыкальными парафразами, о которых чуткий и заинтересованный зритель только догадывался, мелодию которых безмолвно воспроизводил в памяти. Попков неповторимо передавал в пространстве холста состояние тревожно звучащей тишины, эмоционального напряжения, в котором концентрировалась всеобъемлющая духовная энергия, что особенно чувствуется в его автопортретных работах «Мой день», «Работа окончена», «Шинель отца».
Творчество Виктора Попкова отмечено эмоциональной виртуозностью живописно-пластического языка, отвечает самым высоким критериям художественности, образности. Его произведения полифоничны и многоассоциативны, в них присутствуют общечеловеческие представления о красоте и духовности. Каждое полотно мастера — это философское размышление, исповедь автора, с религиозной одержимостью обнажавшего противоречие человеческого бытия. Он по-особому понимал, интуитивно ощущал незримую связь времен, преемственность поколений и традиций.
Художник писал обычных людей в обычных жизненных обстоятельствах, а картины заставляли зрителя быть сопричастным к социальным проблемам общества, которые были видны в живописной пластике. Он всегда говорил: «Когда болит или радуется душа, тогда-то и получается настоящее произведение». Многие художники задаются вопросом: «А что сейчас писал бы Попков?» Творчество мастера было искренним и откликалось на впечатления, которые трогали сердце, мимо которых он не мог пройти, не оставив следа. Я думаю, в наше смутное время он обратился бы к истории России, к русскому национальному самобытному искусству, потому что сейчас это — болевая точка страны.
Все, кому приходилось писать о Попкове, сходились на том, что во всем его творчестве поражают чистота и совестливость души, взволнованная личная интонация, прямая или косвенная автопортретность. Без этого нет художника Попкова.
Виктор Попков стал одним из отцов-основателей «сурового стиля». Но это ли не говорит о том, что Попков не хотел следовать за другими. Он принял участие в акте творчества, когда было рождено что-то новое не только для него, но для целого пласта художников, многие из которых так и остались в рамках этого стиля. Но он идет дальше, в своих произведениях отражая не то, что предписано идеологией, а то, чего жаждет выразить именно его душа. И средства, и темы он выбирает такие, какие были близки именно ему.
Его время было временем, когда художники искали необычных решений, преодолевая привычность натурной манеры. Придумывали замысловатые композиции, близкие к гротесковой или примитивистской изобразительности, форсировали цвет, освобождая его от тональной сглаженности, усиливали вес и тяжесть фактуры, приближая ее к естественному впечатлению предметности или, наоборот, подменяя цвет краской, и т. п.
Современники упрекали Попкова в отсутствии живописного дара. Действительно, сильной стороной его был рисунок, в данном случае – готически заостренный в фигурах высохших, обескровленных женщин, и композиция, всегда неожиданная, составленная из предметов, увиденных с необычной точки зрения, в странном ракурсе. Но и живопись его необычна: она не продолжает традицию пленэра, а построена на тональной основе, вспыхивает пятнами и тут же затеняется, что создает беспокойную сумятицу света и тени. «Северная песня» входит в цикл «Мезенские вдовы». Образы художника близки к гротеску. Это видно не только в картине «Воспоминания. Вдовы», где намеренно отринута соразмерность фигур и пространства (огромные старухи упираются головами в потолок избы, что создает впечатление стесненности жизни), а также натуры и ее трансформации – это особенно заметно в чрезмерной «костистости» фигур и граненой конструкции лиц. Искажены в этой картине и цветовые характеристики.
С двух картин – «Майский праздник» и «Тишина» (обе – 1972) начинается новый этап творчества Попкова и советского искусства последней трети ХХ века. Его отличает не прямое изображение, а ассоциативный строй мысли, слагаемый из сюжетных фрагментов, рождающих представление о сюрреалистичной жизни. Девочка, с закрытыми глазами прыгающая через веревочку над пропастью, цементный памятник, выхваченные светом красная церковь, город Боровск, деревня на всхолмленной поверхности и зловещая черная ворона, летящая внизу над поверхностью бордовой реки, - все эти знаки-символы картины «Майский праздник» ассоциируется с абсурдом и призрачностью жизни.
Картина «Тишина» усиливает сюрреалистические видения. Смысл ее трагичен. Кончилась война, и на опустошенной земле выставлены полуразрушенные цементные памятники воинам-победителям. Следы разрухи, опустошения – голая земля, засохшие деревца, разрушенная церковь, странным образом сопоставленная с памятником погибшим на войне, - не оживляют, а, напротив, усиливают впечатление окончания жизни. Единственное живое существо – девочка, закрывшая глаза, - движется в неизвестность. Картина строится на уподоблениях, на прозрениях истинного настоящего и, возможно, сокрытого будущего.
Таким образом, в начале 1970-х годов Попков радикально переломил ситуацию в живописи. Явственно обозначилась образная структура и смысл образов, разошедшиеся с «суровым стилем» и обозначившие контуры неоманьеризма ХХ века.
Творчество Попкова как бы прервало «суровый стиль», который стал себя исчерпывать. Правда, стилистика его еще долго сохранялась, но он все чаще возвращался к привычной жизнеутверждающей тематике и поэтому терял своеобразие. Многие мастера оставались на уровне выдвинутых им задач еще долгое время, но появившиеся новые художественные тенденции стали затмевать яркое и содержательное художественное явление, явившееся одной из вершин искусства ХХ века.
Список литературы
1. «Художественный журнал» (http://xz.gif.ru/numbers/51-52/surovo)
2. http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=&ob_no=17246
3. http://www.youtube.com/watch?v=gar1D6dw_W0
4. http://xz.gif.ru/numbers/51-52/surovo/
5. Акимова И.Г. Советская жанровая живопись. М., 1962.
6. Алпатов М.В. Этюды по истории русского искусства. В 2 т. М., 1967.
7. Анисимов Г. Виктор Попков. – М., 1970. — (Художники 60-х);
8. Бобриков, А. Суровый стиль: мобилизация и культурная революция / А. Бобриков // Художественный журнал. – 2003. – №51/52. – с. 25–29
9. Буткевич, Д. С уклоном в суровый стиль / Д.С. Буткевич // Независимая газета. – 27.01.2006. – с. 3
10. Ванслов В. О станковом искусстве и его судьбах. – М.: Изобразительное искусство, 1972
11. Варшавский Л. Советское изобразительное искусство. Основные этапы развития. - М., 1961.
12. Виктор Попков. Альбом/Вступ. ст. В.С. Манина. Сост. В.Г. Кисунько, М.А. Чегодаева. – Л., 1989
13. Виктор Попков. М.: Советский художник, 1989
14. Востриков, Н. Виктор Попков (1932—1974). Живопись и графика из собраний ГТГ и семьи художника // Знамя : журнал. - 2002. - № 1.
15. Всеобщая история искусства. В 6 т. М., 1960–1966.
16. Горин И.П. Бытовой жанр в советской живописи. М., 1968.
17. Горовой, Л. Багрянец осени в звенящей тишине // По Ярославке : газета. - 27.6.2001. — № 21.
18. Государственная Третьяковская галерея на Крымском Валу. Искусство XX века. Путеводитель» — М.: Paulsen, 2014
19. Деготь, Е. Русское искусство XX века / Е. Деготь. – М.: Трилистник, 2000. – 224 с.
20. Зименко В.М. Советская историческая живопись. М., 1970.
21. Зименко В.М. Традиции, новаторство, современность. М., 1965.
22. Зингер Л.С. Советская портретная живопись. М., 1968.
23. Из творческого опыта советских художников. - М., 1972.
24. Иллюзии реализма. XX век. Советское искусство 30-50-х гг. - Автор-составитель: Козлова Н.А. - Челябинск, 2011
25. Ильина Т. В. История искусств. Отечественное искусство. / Т.В. Ильина. – М.: Высшая школа, 2007. – 407 с.
26. Ильина Т. В. История искусств. Отечественное искусство. / Т.В. Ильина. – М.: Высшая школа, 2007. – 407 с. Деготь Е. Русское искусство ХХ века.
27. Искусство народов СССР. В 9 т. М., 1971.
28. История русского и советского искусства. / Под ред. М.М. Алленова и др. - М.: Высшая школа, 1989. – 447 с.
29. История русского и советского искусства. / Под ред. М.М. Алленова и др. - М.: Высшая школа, 1989. – 447 с.
30. История русского и советского искусства. Под ред. Д. В. Сарабьянова. Высшая школа, 1979. – с. 448.: илл.
31. История русского искусства \\Ответственные редакторы И.А. Бартенев, Р.И. Власова - Москва: Изобразительное искусство, 1987 - с.400
32. История русского искусства. В 13 т./Под ред. И.Э. Грабаря, В.Н. Лазарева и B.C. Кеменова. М., 1953–1969.
33. История русского искусства. В 2 т./Под ред. М.М. Раковой, И. В. Рязанцева, М.Г. Неклюдовой, М.Б. Милотворской. 2-е изд. М., 1979–1981.
34. История советского искусства. Живопись, скульптура, графика. М., 1965. Т. I; М., 1968. Т. II.
35. Каменский, А. Вернисажи / А. Каменский. – М.: Советский художник, 1974. – с. 470–471
36. Кириллов В.В. Путь поиска и эксперимента. М., 1974.
37. Козорозенко, П. Виктор Попков. - М.: АРТ, 2012. - 464 с.
38. Кончин, Е. Романтик сурового стиля: Работы Виктора Иванова / Е. Кончин // Культура. – 2000. – №43 (7251) 16 – 22 ноября. – с. 4
39. Костригина, Ю. В. Мимика, жест, поза в портретах Виктора Попкова // Научные труды. В. 28. Проблемы развития отеч. иск-ва / РАХ; Санкт-Петербургский гос. акад. ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина; науч. ред. В. А. Леняшин, сост. О. А. Резницкая, А. И. Шаманькова. - СПб, янв. - март 2014. - С. 245-256.
40. Левашов В. Виктор Попков. – М.: Ад Маргинем Пресс, 2014. – с. 68
41. Луначарский А. В. Об изобразительном искусстве. - М., 1967.
42. Манин В. Виктор Попков. – М., 1989
43. Манин В.С. Виктор Попков. – СПб: Аврора, 2009 – с. 96
44. Манин В.С. О некоторых типологических свойствах советского искусства конца 50-х – начала 70-х годов // Советское искусствознание ‘79 – 2. М.: Советский художник, 1980
45. Манин В.С. Убиенный художник Виктор Попков. М.: Союз-Дизайн, 2008. – с. 180
46. Морозов А. И. Художник и мир личности: Творческие проблемы современной советской портретной живописи. – М.: Сов.художник, 1981
47. Морозов А.И. Поколение молодых. Живопись советских художников 1960-х – 1980 гг. М.. 1989.
48. Недошивин Г. Теоретические проблемы современного изобразительного искусства. - М., 1972.
49. Нехорошев Ю. Поэзия жизни – правда искусства // Творчество. 1973. № 1
50. Нонконформизм. Русское и советское искусство. 1958-1995. – СП.: Palace Editions, 2010. – с. 399: илл.
51. Очерки истории советского искусства. 1917–1977. М., 1980.
52. Очерки по истории русского искусства/Под ред. Н. Машковцева. М., 1954
53. Очерки современного советского искусства. - М., 1975
54. Попков В.Е. Виктор Попков. М.: Советский художник, 1979
55. Попков Ю. Виктор Попков. М.: Живопись-инфо, 2006
56. Попков Ю.Н. Художник Виктор Попков. М.: Инфорком-Пресс, 1998
57. Русская живопись: Энциклопедия. – М.: Астрель, 2003. – 839 с.
58. Светлов И.Е. О советской культуре. 1960–1980. Очерки. М., 1984
59. Семенова Т. Кончаловский. М., 1964
60. Советское изобразительное искусство 1960–1970-х годов. Сб. статей. М., 1979
61. Советское изобразительное искусство. 1917–1941. М., 1977
62. Советское изобразительное искусство. 1941–1960. М., 1981
63. Советское изобразительное искусство. Живопись. Скульптура. Графика. М., 1962.
64. Советское изобразительное искусство. М., 1962.
65. Степанян, Н. Искусство России XX века: Взгляд из 90-х / Н. Степанян. – М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. – 416 с.
66. Суздалев П.К. История советской живописи. М., 1973.
67. Федоров-Давыдов А.А. Русское и советское искусство. Статьи и очерки. М., 1975.
68. Художник Виктор Попков / Автор-составитель Юрий Попков. – М.: «Инфорком–Пресса, 1998. – 245 с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Введение
Советская культура во время своего существования была подчинена идеологии. Но в 50-е годы начался новый этап советского искусства. В 1956 году состоялся XX съезд КПСС. И это положительно повлияло на тенденции советской архитектуры, живописи, скульптуры и графики. Но вместе с тем появились и новые важные тенденции в социалистическом реализме, которые проявились в творческих методах советских мастеров.
XX съезд партии привел к ликвидации культа личности, но в культуру появились новые задачи, связанные с практическими задачами строительства коммунизма, которые должны были выражаться в произведениях мастеров того времени. Огромное значение для развития советского искусства имел XXII съезд КПСС, принявший новую Программу Коммунистической партии, нацелившую народ на развернутое строительство коммунизма. Правительство и партия уделяли пристальное внимание культуре, и это нашло отражение в решениях Пленума ЦК партии (июнь 1963 года) по вопросам идеологической работы . Мастера искусства призывались к созданию высокохудожественных произведений, которые должны быть пронизаны идеями коммунизма, непримиримой борьбой с буржуазными влияниями в идеологии искусства.
Партий на XXIII съезде КПСС указывала на необходимость использования лучших достижений мировой культуры, а культура коммунизма должна была стать «высшей ступенью в культурном развитии человечества. Она воплотит в себе все многообразие и богатство духовной жизни общества, высокую идейность и гуманизм нового мира» . И этот высокий идеал должен был соблюдаться в творческой деятельности советских мастеров.
Именно в 50-60 годы в советском искусстве началась смена поколений, и зазвучали, сначала робко, а потом уверенней разговоры о том, что живопись имеет свою специфику, в которой играют главную роль форма и цвет. Это происходило на фоне перелома в духовной жизни советского общества, в котором изменился творческий тонус искусства.
И в конце 50-х годов рождается новое течение – «суровый стиль», представителем которого становится Виктор Попков. И дипломная работа посвящена творчеству этого художника, его индивидуальности, которая «проросла» сквозь «строгий стиль». Художники того времени были вынуждены в большинстве своем подчиняться существующей идеологии, но вместе с тем, прорывалась и индивидуальность, происходил отход от рамок. И одним из ярких представителей того времени, который смог обойти рамки, запреты и идеологию стал именно Виктор Ефимович Попков.
Виктор Ефимович Попков был типичным представителем послевоенного поколения. Он родился в 1932 году в простой рабочей семье. Его родители переехали в Москву из деревни перед самой войной. А когда началась война, отец ушел на фронт и погиб в первый же год. Мать одна поднимала четверых детей и сумела всех поставить на ноги, всем дать образование.
Рано заметив склонность Виктора к рисованию, Степанида Ивановна поддерживала сына и в 1948 году отправила учиться в Художественно-графическое педагогическое училище. После его окончания юноша поступил на графический факультет Московского художественного института им. В.И. Сурикова. Учился он у талантливого художника-графика Е.А. Кибрика.
Первой творческой командировкой молодого художника еще за два года до окончания Суриковского института стала поездка в 1956 году на Иркутскую, а затем на строительство Братской ГЭС. Плодом командировки стала картина «Строители Братской ГЭС», которая сразу же была приобретена Третьяковской галереей.
В этой картине художник применил необычный прием, поместив рабочих на темном фоне и высветив их, как на сцене. При этом его герои не позируют, они живут своей обычной жизнью, они сосредоточенны, полны чувства собственного достоинства. Это полотно часто называют манифестом сурового стиля. Оригинальность ракурса, контрастное сочетание цветов, четкость ритмической композиции, брутальная пластика форм – картина, кажется, выполнена вполне в духе официальной идеологии, воспевавшей советскую молодежь как передовой отряд строителей коммунизма, но в художественном ее решении уже ощущается поворот к иным горизонтам. Видно, что здесь Попков ориентируется на искусство 1920-х гг., прежде всего на графический язык А. Дейнеки.
Поколение «оттепели» открывало для себя запретное искусство, но еще не современное западное и не русский авангард начала ХХ века, а ранний революционный романтизм Дейнеки, Кончаловского, Родченко, Осьмеркина и др. – то есть тех, кого официозный соцреализм не только вытеснил и уничтожил, но и чью память постарался стереть. Молодые художники, окрыленные политическими подвижками в стране, искали новый язык для выражения своего мироощущения и обратились к тому искусству, которое начало бурно развиваться в период, когда молодая советская культура еще не утратила романтизма и гуманизма.
Однако заявивший о себе революционным пафосом Попков на этом не остановился. Он уходит от сурового стиля все дальше и дальше, и именно этот уход представляет интерес в данной дипломной работе.
Актуальность исследования заключается в том, что до сих пор советскому искусству посвящено недостаточное количество работ искусствоведов, а об отдельных представителях советского искусства практически не найти монографий. Возможно, такой небольшой интерес можно объяснить тем, что подчиненное идеологии советское искусство не вызывает должно оценки исследователей, как, например, древнерусская культура или живопись XVIII-XIX века, или литература «серебряного» века. Но каждый мастер индивидуален, и даже если советская идеология подчиняла себе художников, писателей, скульпторов и архитекторов, каждый внес свою индивидуальность в произведения искусства, а том числе и В. Попков, который от «сурового стиля» смог прийти к собственной авторской позиции.
Цель работы – изучение эволюции творчества Виктора Попкова, от идеологического направления до индивидуальности.С помощью анализа картин разных лет проследить тот путь, который художник прошел от рамок стиля до индивидуализма.
Задачи работы:
1. Изучить «суровый стиль» в советской живописи периода «оттепели». В частности, дать общую характеристику советской живописи 50-60-х годов, выявить основные черты «сурового стиля» и дать представления о художниках – представителях «сурового стиля».
2. Изучить и проанализировать творчество Виктора Попкова в рамках «сурового стиля». Для этого необходимо изучить романтический соцреализм в картинах художника, переход к «суровому стилю».
3. Проанализировать и изучить поиски своего индивидуального и самобытного стиля В. Попкова. Для этого следует изучить в его работах военную тематику, символизм в его работах, а также тему свободы творчества.
Предметом данной дипломной работы является творчество Виктора Попкова, его уход от рамок идеологии к своему собственному индивидуальному видению, объектом – именно тот процесс перехода, который происходил от «сурового стиля» к собственной индивидуальности.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Суровый стиль в советской живописи периода «оттепели» 7
1.1 Общая характеристика развития советской живописи в 50-60 гг. ХХ века 7
1.2 Основные черты «сурового стиля» 13
1.3 Художники – представители «сурового стиля» 26
Глава 2. Виктор Попков – классик реалистической советской живописи 37
2.1 Романтический соцреализм («Опять двойка», «Зарядка») 37
2.2 В рамках «сурового стиля» 58
2.3 «Строители Братской ГЭС» (1961) 61
Глава 3. Поиск своего самобытного стиля 66
3.1 Тема памяти о войне («Шинель отца», 1972) 66
3.2 Философское осмысление бытия человека в символах («Натюрморт с лоскутным одеялом», «Мезенский цикл») 70
3.3 Тема свободы творчества («Сон Попкова», 1970), «Осенние дожди») 80
Заключение 87
Список литературы 94
Заключение
9 марта этого года исполнился бы 81 год со дня рождения художника Виктора Ефимовича Попкова. В Москве музея пока нет, а вот в Мытищинском художественном музее уже давно работает мемориал Виктора Попкова.
После гибели В.Е. Попкова прошло почти тридцать лет, но интерес к творческому наследию автора, к изучению феномена этого удивительного мастера не угасает. Его искусство рассматривали и анализировали в разных социально-культурных контекстах и традициях, чаще всего проводя аналогии с произведениями писателей-«деревенщиков» Федора Абрамова, Василия Белова, Валентина Распутина, Василия Шукшина, оставляя в стороне такие явления отечественной культуры, как проза Василия Аксенова или фильмы Андрея Тарковского, в которых философское, нравственное осмысление времени выходило за пределы чисто национальных представлений и сопереживаний, обретая общечеловеческое значение.
Будучи русским по рождению, духу и судьбе, Виктор Попков вышел, возможно, сам того не ведая, на уровень больших наднациональных художественных обобщений, сделанных им на материале сугубо русском исходя из собственного опыта и знания жизни своего народа. Наверное, поэтому произведения живописца по прошествии времени не теряют своей актуальности, постоянно, словно изнутри, наполняясь новыми образно-содержательными красками и драматургией.
Несомненно, все или почти все, что писалось и говорилось о творчестве Попкова, правомерно и обоснованно, однако исчерпывающей характеристики его искусству не было и быть не может, точно так же, как и в случае с другими великими художниками прошлого и настоящего. Его творчество неисчерпаемо.
Многие исследователи обращали внимание на глубинную связь творчества Попкова с древнерусской иконописью, с образами, созданными Дионисием, с традициями мастеров «Бубнового валета», с тем, что духовно озаряло и нравственно вдохновляло целую плеяду блестящих художников «шестидесятников». Вместе с тем фактически ни один из критиков не замечал созвучность его живописи шедеврам старых европейских мастеров, в частности произведениям маньеристов, таких, как Эль Греко. Однако если более пристально вглядываться в работы Попкова, можно проследить подобную близость не просто в формальных приемах и определенной стилистике, а прежде всего во внутренней экспрессии, экзальтации, выраженных в удлиненности, особой вытянутости фигур, во всполохах цвета, в понимании композиционного пространства. Наиболее очевидны подобные аналогии в портрете-картине «Шинель отца», где за спиной художника, словно примеряющего на себя груз нравственной ответственности своего поколения перед памятью отцов и дедов, высвечиваются силуэты старух, персонажей картин из цикла «Мезенские вдовы». Здесь проблема метафорического образного обобщения решена на высочайшем уровне профессиональной культуры. Эти задачи претворены прежде всего средствами живописи, полифонией игры цвета и света, пластикой формы и ирреального пространства, при том что в картине ассоциативно присутствует развернутое во времени повествование, которое отодвигается на второй план, тем самым уступая место главному - художественной идее, позволяющей раздвинуть исторические границы образа. Такое сравнение кому-то покажется преувеличением и натяжкой, хотя в целом ряде работ мастера мы найдем достаточно убедительные аргументы в пользу предложенной версии.
И это один из ярчайших примеров в творчестве Виктора Попкова, где можно проследить его индивидуальность. Индивидуальность того времени, в которое он творил. Его, конечно, как представителя поколения интересовала советская живопись, но вместе с тем он тянулся к образцам классической живописи, которая была основой всего. Ее образцы стали той опорой, которая помогала художнику выразить себя, свои чувства и мысли. В то время советский художник не слишком мог оперировать к тем картинам, которые были написаны в имперскую эпоху, да и еще западноевропейскими художниками. Советский художник – это, прежде всего, воплощатель идеологии, он сам должен строить собственный стиль, который будет отражать жизнь и быт советского человека. Индивидуальность была непозволительной роскошью, доступной только тем, кто обладал истинным талантом, и кто стремился не забыть классические образцы. И таким был Виктор Попков.
Холсты Виктора Попковапредполагают подобные неожиданные открытия, которые лишний раз подтверждают жизнеспособность и, говоря современным языком, востребованность его искусства.
Сегодня говорят и пишут о творческом наследии мастера не в силу юбилейных шаблонов или инерции, а по существу. Он был художником широкого диапазона, с равным успехом работавшим в разных жанрах, оставившим нам блестящие пейзажные полотна и натюрморты, портреты и многофигурные композиции, которые по привычке продолжают рассматривать, следуя сложившимся стереотипам и тем самым приземляя его уникальный талант, гуманистическую и художественную значимость произведений. Подобная тенденция, вопреки здравому смыслу, по-прежнему присутствует в отечественном искусствоведении и чисто формально приводит даже самые значительные явления нашего искусства к некоему условному обособлению от мирового художественного процесса.
Конечно, Виктор Попков, как и другие великие художники России, в своем творчестве исходил из реалий времени, испытывал глубокое чувство сострадания к своему народу и нравственную ответственность, связанные с историческими судьбами Отечества. Но при этом, он обладал редким даром видеть то, что временем сокрыто. Большое внимание уделял мастер деталям и предметам антуража, которые под его кистью то превращались в некие магические символы и знаки, то становились «одушевленными». Он нередко прибегал к кинематографическим приемам, максимально приближая к зрителю своих героев, выдвигая их на авансцену, изображая крупным планом. Благодаря различным не клишируемым приемам он достигал экспрессивной выразительности, внутренней монументальности в раскрытии образного строя картины. Он всегда создавал сложные, многослойные по цвету, по нюансам и фактуре живописные партитуры своих картин, наполняя их рожденными воображением музыкальными парафразами, о которых чуткий и заинтересованный зритель только догадывался, мелодию которых безмолвно воспроизводил в памяти. Попков неповторимо передавал в пространстве холста состояние тревожно звучащей тишины, эмоционального напряжения, в котором концентрировалась всеобъемлющая духовная энергия, что особенно чувствуется в его автопортретных работах «Мой день», «Работа окончена», «Шинель отца».
Творчество Виктора Попкова отмечено эмоциональной виртуозностью живописно-пластического языка, отвечает самым высоким критериям художественности, образности. Его произведения полифоничны и многоассоциативны, в них присутствуют общечеловеческие представления о красоте и духовности. Каждое полотно мастера — это философское размышление, исповедь автора, с религиозной одержимостью обнажавшего противоречие человеческого бытия. Он по-особому понимал, интуитивно ощущал незримую связь времен, преемственность поколений и традиций.
Художник писал обычных людей в обычных жизненных обстоятельствах, а картины заставляли зрителя быть сопричастным к социальным проблемам общества, которые были видны в живописной пластике. Он всегда говорил: «Когда болит или радуется душа, тогда-то и получается настоящее произведение». Многие художники задаются вопросом: «А что сейчас писал бы Попков?» Творчество мастера было искренним и откликалось на впечатления, которые трогали сердце, мимо которых он не мог пройти, не оставив следа. Я думаю, в наше смутное время он обратился бы к истории России, к русскому национальному самобытному искусству, потому что сейчас это — болевая точка страны.
Все, кому приходилось писать о Попкове, сходились на том, что во всем его творчестве поражают чистота и совестливость души, взволнованная личная интонация, прямая или косвенная автопортретность. Без этого нет художника Попкова.
Виктор Попков стал одним из отцов-основателей «сурового стиля». Но это ли не говорит о том, что Попков не хотел следовать за другими. Он принял участие в акте творчества, когда было рождено что-то новое не только для него, но для целого пласта художников, многие из которых так и остались в рамках этого стиля. Но он идет дальше, в своих произведениях отражая не то, что предписано идеологией, а то, чего жаждет выразить именно его душа. И средства, и темы он выбирает такие, какие были близки именно ему.
Его время было временем, когда художники искали необычных решений, преодолевая привычность натурной манеры. Придумывали замысловатые композиции, близкие к гротесковой или примитивистской изобразительности, форсировали цвет, освобождая его от тональной сглаженности, усиливали вес и тяжесть фактуры, приближая ее к естественному впечатлению предметности или, наоборот, подменяя цвет краской, и т. п.
Современники упрекали Попкова в отсутствии живописного дара. Действительно, сильной стороной его был рисунок, в данном случае – готически заостренный в фигурах высохших, обескровленных женщин, и композиция, всегда неожиданная, составленная из предметов, увиденных с необычной точки зрения, в странном ракурсе. Но и живопись его необычна: она не продолжает традицию пленэра, а построена на тональной основе, вспыхивает пятнами и тут же затеняется, что создает беспокойную сумятицу света и тени. «Северная песня» входит в цикл «Мезенские вдовы». Образы художника близки к гротеску. Это видно не только в картине «Воспоминания. Вдовы», где намеренно отринута соразмерность фигур и пространства (огромные старухи упираются головами в потолок избы, что создает впечатление стесненности жизни), а также натуры и ее трансформации – это особенно заметно в чрезмерной «костистости» фигур и граненой конструкции лиц. Искажены в этой картине и цветовые характеристики.
С двух картин – «Майский праздник» и «Тишина» (обе – 1972) начинается новый этап творчества Попкова и советского искусства последней трети ХХ века. Его отличает не прямое изображение, а ассоциативный строй мысли, слагаемый из сюжетных фрагментов, рождающих представление о сюрреалистичной жизни. Девочка, с закрытыми глазами прыгающая через веревочку над пропастью, цементный памятник, выхваченные светом красная церковь, город Боровск, деревня на всхолмленной поверхности и зловещая черная ворона, летящая внизу над поверхностью бордовой реки, - все эти знаки-символы картины «Майский праздник» ассоциируется с абсурдом и призрачностью жизни.
Картина «Тишина» усиливает сюрреалистические видения. Смысл ее трагичен. Кончилась война, и на опустошенной земле выставлены полуразрушенные цементные памятники воинам-победителям. Следы разрухи, опустошения – голая земля, засохшие деревца, разрушенная церковь, странным образом сопоставленная с памятником погибшим на войне, - не оживляют, а, напротив, усиливают впечатление окончания жизни. Единственное живое существо – девочка, закрывшая глаза, - движется в неизвестность. Картина строится на уподоблениях, на прозрениях истинного настоящего и, возможно, сокрытого будущего.
Таким образом, в начале 1970-х годов Попков радикально переломил ситуацию в живописи. Явственно обозначилась образная структура и смысл образов, разошедшиеся с «суровым стилем» и обозначившие контуры неоманьеризма ХХ века.
Творчество Попкова как бы прервало «суровый стиль», который стал себя исчерпывать. Правда, стилистика его еще долго сохранялась, но он все чаще возвращался к привычной жизнеутверждающей тематике и поэтому терял своеобразие. Многие мастера оставались на уровне выдвинутых им задач еще долгое время, но появившиеся новые художественные тенденции стали затмевать яркое и содержательное художественное явление, явившееся одной из вершин искусства ХХ века.
Список литературы
1. «Художественный журнал» (http://xz.gif.ru/numbers/51-52/surovo)
2. http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=&ob_no=17246
3. http://www.youtube.com/watch?v=gar1D6dw_W0
4. http://xz.gif.ru/numbers/51-52/surovo/
5. Акимова И.Г. Советская жанровая живопись. М., 1962.
6. Алпатов М.В. Этюды по истории русского искусства. В 2 т. М., 1967.
7. Анисимов Г. Виктор Попков. – М., 1970. — (Художники 60-х);
8. Бобриков, А. Суровый стиль: мобилизация и культурная революция / А. Бобриков // Художественный журнал. – 2003. – №51/52. – с. 25–29
9. Буткевич, Д. С уклоном в суровый стиль / Д.С. Буткевич // Независимая газета. – 27.01.2006. – с. 3
10. Ванслов В. О станковом искусстве и его судьбах. – М.: Изобразительное искусство, 1972
11. Варшавский Л. Советское изобразительное искусство. Основные этапы развития. - М., 1961.
12. Виктор Попков. Альбом/Вступ. ст. В.С. Манина. Сост. В.Г. Кисунько, М.А. Чегодаева. – Л., 1989
13. Виктор Попков. М.: Советский художник, 1989
14. Востриков, Н. Виктор Попков (1932—1974). Живопись и графика из собраний ГТГ и семьи художника // Знамя : журнал. - 2002. - № 1.
15. Всеобщая история искусства. В 6 т. М., 1960–1966.
16. Горин И.П. Бытовой жанр в советской живописи. М., 1968.
17. Горовой, Л. Багрянец осени в звенящей тишине // По Ярославке : газета. - 27.6.2001. — № 21.
18. Государственная Третьяковская галерея на Крымском Валу. Искусство XX века. Путеводитель» — М.: Paulsen, 2014
19. Деготь, Е. Русское искусство XX века / Е. Деготь. – М.: Трилистник, 2000. – 224 с.
20. Зименко В.М. Советская историческая живопись. М., 1970.
21. Зименко В.М. Традиции, новаторство, современность. М., 1965.
22. Зингер Л.С. Советская портретная живопись. М., 1968.
23. Из творческого опыта советских художников. - М., 1972.
24. Иллюзии реализма. XX век. Советское искусство 30-50-х гг. - Автор-составитель: Козлова Н.А. - Челябинск, 2011
25. Ильина Т. В. История искусств. Отечественное искусство. / Т.В. Ильина. – М.: Высшая школа, 2007. – 407 с.
26. Ильина Т. В. История искусств. Отечественное искусство. / Т.В. Ильина. – М.: Высшая школа, 2007. – 407 с. Деготь Е. Русское искусство ХХ века.
27. Искусство народов СССР. В 9 т. М., 1971.
28. История русского и советского искусства. / Под ред. М.М. Алленова и др. - М.: Высшая школа, 1989. – 447 с.
29. История русского и советского искусства. / Под ред. М.М. Алленова и др. - М.: Высшая школа, 1989. – 447 с.
30. История русского и советского искусства. Под ред. Д. В. Сарабьянова. Высшая школа, 1979. – с. 448.: илл.
31. История русского искусства \\Ответственные редакторы И.А. Бартенев, Р.И. Власова - Москва: Изобразительное искусство, 1987 - с.400
32. История русского искусства. В 13 т./Под ред. И.Э. Грабаря, В.Н. Лазарева и B.C. Кеменова. М., 1953–1969.
33. История русского искусства. В 2 т./Под ред. М.М. Раковой, И. В. Рязанцева, М.Г. Неклюдовой, М.Б. Милотворской. 2-е изд. М., 1979–1981.
34. История советского искусства. Живопись, скульптура, графика. М., 1965. Т. I; М., 1968. Т. II.
35. Каменский, А. Вернисажи / А. Каменский. – М.: Советский художник, 1974. – с. 470–471
36. Кириллов В.В. Путь поиска и эксперимента. М., 1974.
37. Козорозенко, П. Виктор Попков. - М.: АРТ, 2012. - 464 с.
38. Кончин, Е. Романтик сурового стиля: Работы Виктора Иванова / Е. Кончин // Культура. – 2000. – №43 (7251) 16 – 22 ноября. – с. 4
39. Костригина, Ю. В. Мимика, жест, поза в портретах Виктора Попкова // Научные труды. В. 28. Проблемы развития отеч. иск-ва / РАХ; Санкт-Петербургский гос. акад. ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина; науч. ред. В. А. Леняшин, сост. О. А. Резницкая, А. И. Шаманькова. - СПб, янв. - март 2014. - С. 245-256.
40. Левашов В. Виктор Попков. – М.: Ад Маргинем Пресс, 2014. – с. 68
41. Луначарский А. В. Об изобразительном искусстве. - М., 1967.
42. Манин В. Виктор Попков. – М., 1989
43. Манин В.С. Виктор Попков. – СПб: Аврора, 2009 – с. 96
44. Манин В.С. О некоторых типологических свойствах советского искусства конца 50-х – начала 70-х годов // Советское искусствознание ‘79 – 2. М.: Советский художник, 1980
45. Манин В.С. Убиенный художник Виктор Попков. М.: Союз-Дизайн, 2008. – с. 180
46. Морозов А. И. Художник и мир личности: Творческие проблемы современной советской портретной живописи. – М.: Сов.художник, 1981
47. Морозов А.И. Поколение молодых. Живопись советских художников 1960-х – 1980 гг. М.. 1989.
48. Недошивин Г. Теоретические проблемы современного изобразительного искусства. - М., 1972.
49. Нехорошев Ю. Поэзия жизни – правда искусства // Творчество. 1973. № 1
50. Нонконформизм. Русское и советское искусство. 1958-1995. – СП.: Palace Editions, 2010. – с. 399: илл.
51. Очерки истории советского искусства. 1917–1977. М., 1980.
52. Очерки по истории русского искусства/Под ред. Н. Машковцева. М., 1954
53. Очерки современного советского искусства. - М., 1975
54. Попков В.Е. Виктор Попков. М.: Советский художник, 1979
55. Попков Ю. Виктор Попков. М.: Живопись-инфо, 2006
56. Попков Ю.Н. Художник Виктор Попков. М.: Инфорком-Пресс, 1998
57. Русская живопись: Энциклопедия. – М.: Астрель, 2003. – 839 с.
58. Светлов И.Е. О советской культуре. 1960–1980. Очерки. М., 1984
59. Семенова Т. Кончаловский. М., 1964
60. Советское изобразительное искусство 1960–1970-х годов. Сб. статей. М., 1979
61. Советское изобразительное искусство. 1917–1941. М., 1977
62. Советское изобразительное искусство. 1941–1960. М., 1981
63. Советское изобразительное искусство. Живопись. Скульптура. Графика. М., 1962.
64. Советское изобразительное искусство. М., 1962.
65. Степанян, Н. Искусство России XX века: Взгляд из 90-х / Н. Степанян. – М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. – 416 с.
66. Суздалев П.К. История советской живописи. М., 1973.
67. Федоров-Давыдов А.А. Русское и советское искусство. Статьи и очерки. М., 1975.
68. Художник Виктор Попков / Автор-составитель Юрий Попков. – М.: «Инфорком–Пресса, 1998. – 245 с.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
2240 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55690 Дипломных работ — поможем найти подходящую