Спасибо вам за работу!!! Диплом защитился на отлично!!!! Удачи вам процветания вашей работе!)
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
ВВЕДЕНИЕ ………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы семейных конфликтов ……..7
1.1. Понятие и причины семейных конфликтов ……………………..7
1.2. Виды семейных конфликтов и пути их решения………………………14
1.3. Социальные предпосылки семейного конфликта 28
1.4. Психологические предпосылки семейного конфликта …………... 33
1.5. Нормативные семейные кризисы……………………………………….42
Глава 2. Эмпирическое исследование причин семейных конфликтов……48
2.1. Методическое обоснование исследования……………………………..48
2.2. Исследование семейных пар по методике К. Томаса………………….49
2.3. Анализ исследования по методике «РОП» …………………………..55
2.4. Исследование по методике многофакторного исследования
личности Р. Кеттелла………………………………………………………..63
2.5. Стратегии разрешения семейных конфликтов……………………….68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ 77
1.1. Понятие и причины семейных конфликтов
Семейные конфликты являются одной из самых распространенных форм конфликтов. По оценкам специалистов, в 80–85 % семей происходят конфликты, а в остальных 15–20 % возникают ссоры по различным поводам (Емельянов 2009: 170).
Уникальность семейных отношений обусловливает не только специфику возникновения и протекания конфликтов в семье, но и особым образом отражается на социальном и психическом здоровье всех ее членов.
Семейные проблемы представляют собой широкий круг особенностей и обстоятельств, состоящий из ряда факторов:
• внешней социальной среды, с которой взаимодействует семья;
• условий жизнедеятельности семьи;
• изменений личностного характера членов семьи.
Они затрудняют функционирование семьи, удовлетворение базовых потребностей и ставят ее членов перед необходимостью противостоять неблагоприятным изменениям.
Неудовлетворенность в семье может приводить к дисгармонии, разводам, психическим расстройствам.
...
1.2. Виды семейных конфликтов и пути их решения
Семейные конфликты обычно связаны со стремлением людей удовлетворить те или иные потребности или создать условия для их удовлетворения без учета интересов партнера. Причин для этого целое множество. Это и различные взгляды на семейную жизнь, и нереализованные ожидания и потребности, грубость, неуважительное отношение, супружеская неверность, финансовые трудности и т.д. Конфликт, как правило, порождается не одной, а комплексом причин, среди которых условно можно выделить основную – например неудовлетворенные потребности супругов (Егорова 2010).
Проведем классификацию конфликтов на почве неудовлетворенных потребностей супругов:
1.Конфликты, размолвки, возникающие на основе неудовлетворенной потребности в ценности и значимости своего «я», нарушение чувства достоинства со стороны другого партнера, его пренебрежительное, неуважительное отношение.
1.3. Социальные предпосылки семейного конфликта
Сложность семьи как социальной системы и психологической общности людей разного пола, возраста, социальной и профессиональной принадлежности приводит к тому, что попытки выделения полного списка таких факторов могут оказаться безуспешными. Поэтому при обсуждении проблемы предпосылок семейных конфликтов речь идет, как правило, о попытках выделения наиболее существенных факторов и показателей семейного благополучия.
Низкий или высокий социально–экономический статус семьи в обществе может являться почвой для возникновения конфликтов.
Нужда и неудовлетворённость сами по себе являются травмирующими факторами для всех членов семьи. Сюда можно отнести и нехватку жилплощади, и финансовое неблагополучие семьи. Члены таких семей не уверены в завтрашнем дне, едва сводят концы с концами и их главная забота заключается в том, что бы заработать как можно больше и создать все условия, что бы прокормить семью.
...
1.4. Психологические предпосылки семейного конфликта
Одним из интегральных показателей семейного благополучия является психологическая совместимость супругов (членов семьи вообще). Отсутствие данного фактора зачастую является важнейшей предпосылкой семейного конфликта.
Люди, создающие семью, стремятся удовлетворить комплекс потребностей – в любви, в детях, в переживании общих радостей, в понимании, общении. Однако становление семьи – это не только реализация идеальных представлений о браке, которые сложились у будущих супругов. Это реальная жизнь двух, а затем и нескольких людей, во всей ее сложности и многообразии; она включает в себя непрерывные переговоры, заключения соглашений, компромиссы и, конечно, преодоление трудностей, разрешение конфликтов, которые есть в каждой семье (Журавлева 2002).
...
1.5. Нормативные семейные кризисы
В процессе изучения семейного функционирования и организации психосоциальной помощи семье необходим учет нормативных (соотнесенных с конкретным этапом жизни семьи) кризисов. Многообразие семейных систем существенно затрудняет проблему анализа стадий супружеских и семейных отношений, однако некоторые наиболее типичные варианты выделить можно (Антонов 1992: 41).
Исследователи исходят из того, что супружеские отношения постоянно развиваются и меняются. Время от времени в отношениях супругов могут возникать некоторые «непредвиденные» изменения, однако существует и ряд закономерных, «нормативных», изменений, типичных для развития брака во времени. На смену романтической любви в период ухаживания и молодоженства приходит реалистическое понимание брака. Часто дело доходит до конфронтации идеалистических представлений о браке и партнере с реальными «мелочами» повседневного быта. После рождения детей появляются новые радости и заботы.
...
2.1. Методическое обоснование исследования
В качестве объекта исследовательской работы выступили 60 респондентов, состоящих в браке, 30 женщин и 30 мужчин в возрасте от 18 до 30 лет. Для получения максимально достоверных результатов тестирование каждого из супругов проводилось по отдельности.
Предметом проводимого исследования является специфика поведения супругов в конфликте, агрессивности, механизмов психологических защит, типов поведения в конфликтной ситуации, базовых потребностей и ценностных ориентаций личности.
Цель исследования - изучение характерных особенностей причин супружеских конфликтов.
Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач:
• осуществить диагностику характера поведения супругов в семейных конфликтах,
• определить различия в структуре и выраженности личностных черт супругов с учетом пола и характера взаимодействия в конфликте,
• установить взаимосвязи между характером поведения супругов в конфликте и их личностными особенностями.
...
2.2.Исследование семейных пар по методике К. Томаса
Одной из самых распространенных методик диагностики поведения личности в конфликтной ситуации (точнее, в конфликте интересов) является опросник Кеннета Томаса.
Цель методики Томаса состоит в том, чтобы выяснить какой стиль поведения в конфликтной ситуации конкретный человек использует. Методика определяет типические способы реагирования человека на конфликтные ситуации, выявляет тенденции его взаимоотношений в сложных условиях.
Результаты исследования стиля поведения личности в конфликтной ситуации представлены в таблице 2.
Таблица 2.
...
2.3. Анализ исследования по методике «РОП»
Методика «РОП» позволяет определить:
1. Представления супругов о значимости в семейной жизни сексуальных отношений, личностной общности мужа и жены, родительских обязанностей, профессиональных интересов каждого из супругов, моральной и эмоциональной поддержки, внешней привлекательности партнеров.
Эти показатели, отражая основные функции семьи, составляют шкалу семейных ценностей.
2. Представления супругов о желаемом распределении ролей между мужем и женой при реализации семейных функций, объединенные шкалой ролевых ожиданий и притязании.
Испытуемым предлагался набор утверждений, соответствующий их полу, т.е. материал данной методики представляет собой 36 различных утверждений о браке, семье, отношениях мужа и жены. Таким образом, данная методика полностью соответствует требованию выявления уровня ожиданий и притязаний в браке.
Данные утверждения делятся на 7 шкал:
1.
...
2.4. Исследование по методике многофакторного исследования личности Р. Кеттелла
В ходе данного исследования изучения личности с помощью 16-ти факторного личностного опросника Кеттела было выявлено, что доминирующими факторами среди испытуемых являются факторы I и Q-3, так как 90% обладают высокими показателями по данным факторам. Люди с высокими показателями по фактору I обычно настроены романтически, любят путешествия и новые переживания. Они обладают развитым воображением, для них важна эстетика. Личность с высокими оценками по фактору Q-3 имеет социально одобряемые характеристики: самоконтроль, настойчивость, сознательность, склонность к соблюдению этикета. Для того, чтобы соответствовать таким стандартам, от личности требуется приложение определенных усилий, наличие четких принципов, убеждений и учет общественного мнения. Этот фактор измеряет уровень внутреннего контроля поведения, интегрированность личности.
...
2. Методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла;
3. Методика «РОП».
Кроме того, для проведения более полного и тщательного анализа мною были составлены генограммы, отражающие истории семей на протяжении трех поколений (см. Приложение 4).
2.2.Исследование семейных пар по методике К. Томаса
Одной из самых распространенных методик диагностики поведения личности в конфликтной ситуации (точнее, в конфликте интересов) является опросник Кеннета Томаса.
Цель методики Томаса состоит в том, чтобы выяснить какой стиль поведения в конфликтной ситуации конкретный человек использует. Методика определяет типические способы реагирования человека на конфликтные ситуации, выявляет тенденции его взаимоотношений в сложных условиях.
Результаты исследования стиля поведения личности в конфликтной ситуации представлены в таблице 2.
Таблица 2.
...
2.5. Стратегии разрешения семейных конфликтов
В ходе исследования выяснилось, что только в 6 семьях были разводы у родителей, а для одного испытуемого брак является вторым по счету.
В основном испытуемые отказывались говорить о конфликтах, которые происходили в семьях их родителей и в их собственных. А пары, которые не отказывались говорить на эту тему, объясняли, что конфликты в семье возникали и возникают в основном на бытовой почве.
Все наши испытуемые подтверждают, что в их родительских семьях были конфликты и даже разводы. Все это отложило несгладимый след на их семейную жизнь. Есть в этом положительные и отрицательные стороны. Многие мужчины, которые воспитывались матерью, утверждают, что никогда не бросят своих детей. Но мы также имеем одного испытуемого, который состоит во втором браке, он объяснил причины своего развода: ранний возраст вступления в брак, неясность представления функций мужа, малый срок знакомства до брака, нежелание примириться с недостатками жены.
...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе написания дипломной работы мною были освещены теоретические аспекты семейных конфликтов, а также проведено эмпирическое исследование при помощи использования ряда методик: методики Р. Кетелла, методики К. Томаса и методики «РОП».
На основе проведенного исследования можно сделать вывод, что решение семейного конфликта может проходить путем компромисса, сотрудничества и путем внешнего воздействия. Итак, семейные конфликты между супругами могут решаться следующими способами:
A. Разрешение конфликта путем компромисса
• Перевод конфликта с эмоционального уровня на интеллектуальный;
• Необходимо выровнять позиции между оппонентами;
• Устранить противоречие, а не ограничиваться примирением сторон;
• Подготовка блока различных вариантов взаимных уступок;
• Добровольный отказ субъектов конфликта от части объекта в пользу; своего оппонента с целью завладеть другой частью объекта.
B.
...
1. Аграшенков А.В. Психология на каждый день. Советы, рекомендации, тесты. — М.: Вече, 1997. — 538c.
2. Антонов А.И. Кризис семьи и родительства//Проблемы родительства и планирования семьи. - М.: ИС РосАН, 1992. - С. 38-54.
3. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. - М.: Изд-во Международного университета бизнеса и управления. 1996. – 304 с.
4. Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях. - СПб.: Питер, 2009. - 304 с.
5. Бородкин Ф. М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт. - Новосибирск: Наука, 1989. — 524 с.
6. Вестермарк Э. История брака. – М.: Бренд, 2001. – 397 с.
7. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Педагогическое общество России, 2003 - 512 с.
8. Егорова Н.Ю., Резник С.Д, Бобров В.А. Менеджмент в домашнем хозяйстве. - М.: Инфра-М, 2010. — 461 с.
9. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. - СПб.: Питер, 2009. - 384 с.
10. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - СПб.: Питер, 2003. - 544 с.
11. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. - М.: Гардарики, 2005. - 320 с.
12. Ковалёв С. Психология современной семьи. — М.: Просвещение, 1988. — 356с.
13. Козырев Г. И. Введение в конфликтологию. – М.: Владос, 1989. – 311с.
14. Корнеева Е.Н. Если в семье конфликт… — Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001. — 264 c.
15. Кочетов А. И. Мужчина и женщина: отношения полов. — Мн.: Полымя, 1989. — 634 c.
16. Кроль В.М. Психология и педагогика. - М.: Высшая школа, 2001. - 319 с.
17. Крысько В.Г. Этническая психология. - М.: Академия, 2008. - 320с.
18. Луковцева А.К. Психология и педагогика. Курс лекций. - М.: КДУ, 2008. - 192 с.
19. Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 1997 - 688 с.
20. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2001 - 592 с.
21. Максименко С.Д. Общая психология. - М.: Рефл-бук, 2004 - 528с.
22. Мокшанцев Р.И., Мокшанцева А.В. Социальная психология. - М., Новосибирск: Инфра - М, 2001. - 408 с.
23. Олифирович Н.И, Зинкевич-Куземкина Т.А. Психология семейных кризисов. - М.: Речь, 2006 - 360 с.
24. Популярная психология для родителей / Под ред. А. А. Бодалева. — М.: Педагогика, 1989. — 398 с.
25. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии/Под ред. А.А. Крылова. – Л.: Издательство Ленинградского университета, 1990. - 347с.
26. Психология и педагогика: учебное пособие/Под ред. Радугина А.А. - М.: Центр, 2002. - 256 с.
27. Психология личности: тесты, опросники, методики/Авт. сост. Н. В. Киршева, Н. В. Рябчикова. — М.: Геликон, 1995. — 343 c.
28. Психология личности: учебное пособие/Под ред. Ермакова П.Н., Лабунской В.А. - М.: Эксмо, 2007. - 656 с.
29. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учебное пособие/Под ред. Силяевой Е.Г. - М.: Академия, 2005 - 192 с.
30. Психология: учебник для гуманитарных вузов/Под ред. Дружинина В.Н. - СПб.: Питер, 2009. - 656 с.
31. Психология человека от рождения до смерти: учебник/Под ред. Реана А.А. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2002 - 656 с.
32. Разумихина Г. П. Мир семьи: книга для учащихся ст. классов по курсу «Этика и психология семейной жизни». - М.: Просвещение, 1986. – 205 с.
33. Сатир В. Как строить себя и свою семью. — М.: Педагогика-Пресс, 1992. — 654 с.
34. Социальная психология: учебное пособие/Под ред. Журавлева А.Л. - М.: ПЕР СЭ, 2002. - 351 с.
35. Столяренко Л. Д. Основы психологии. — Ростов-на-Дону:Феникс, 1996. — 834 c.
36. Супружеская жизнь: гармония и конфликты/ Состав А. А. Богданович. — М.: Профиздат, 1990. — 534 с.
37. Сысенко В.А. Супружеские конфликты, - М.: Астра, 1983. – 144 с.
38. Тертель А.Л. Психология. Курс лекций. - М.: Проспект, 2006 - 248 с.
39. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер, 2003. - 608с.
40. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений: курс лекций. - М.: Альфа, 2000. – 201 с.
41. Шуман С. Г., Шуман В. П. Семейные конфликты: причины, пути устранения. — Брест: Лаборатория «Практической психологии и педагогики», 1992. — 456 с.
42. Этика и психология семейной жизни: пособие для учителя. - М.: Экспо, 1984. - 501 с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
ВВЕДЕНИЕ ………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы семейных конфликтов ……..7
1.1. Понятие и причины семейных конфликтов ……………………..7
1.2. Виды семейных конфликтов и пути их решения………………………14
1.3. Социальные предпосылки семейного конфликта 28
1.4. Психологические предпосылки семейного конфликта …………... 33
1.5. Нормативные семейные кризисы……………………………………….42
Глава 2. Эмпирическое исследование причин семейных конфликтов……48
2.1. Методическое обоснование исследования……………………………..48
2.2. Исследование семейных пар по методике К. Томаса………………….49
2.3. Анализ исследования по методике «РОП» …………………………..55
2.4. Исследование по методике многофакторного исследования
личности Р. Кеттелла………………………………………………………..63
2.5. Стратегии разрешения семейных конфликтов……………………….68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ 77
1.1. Понятие и причины семейных конфликтов
Семейные конфликты являются одной из самых распространенных форм конфликтов. По оценкам специалистов, в 80–85 % семей происходят конфликты, а в остальных 15–20 % возникают ссоры по различным поводам (Емельянов 2009: 170).
Уникальность семейных отношений обусловливает не только специфику возникновения и протекания конфликтов в семье, но и особым образом отражается на социальном и психическом здоровье всех ее членов.
Семейные проблемы представляют собой широкий круг особенностей и обстоятельств, состоящий из ряда факторов:
• внешней социальной среды, с которой взаимодействует семья;
• условий жизнедеятельности семьи;
• изменений личностного характера членов семьи.
Они затрудняют функционирование семьи, удовлетворение базовых потребностей и ставят ее членов перед необходимостью противостоять неблагоприятным изменениям.
Неудовлетворенность в семье может приводить к дисгармонии, разводам, психическим расстройствам.
...
1.2. Виды семейных конфликтов и пути их решения
Семейные конфликты обычно связаны со стремлением людей удовлетворить те или иные потребности или создать условия для их удовлетворения без учета интересов партнера. Причин для этого целое множество. Это и различные взгляды на семейную жизнь, и нереализованные ожидания и потребности, грубость, неуважительное отношение, супружеская неверность, финансовые трудности и т.д. Конфликт, как правило, порождается не одной, а комплексом причин, среди которых условно можно выделить основную – например неудовлетворенные потребности супругов (Егорова 2010).
Проведем классификацию конфликтов на почве неудовлетворенных потребностей супругов:
1.Конфликты, размолвки, возникающие на основе неудовлетворенной потребности в ценности и значимости своего «я», нарушение чувства достоинства со стороны другого партнера, его пренебрежительное, неуважительное отношение.
1.3. Социальные предпосылки семейного конфликта
Сложность семьи как социальной системы и психологической общности людей разного пола, возраста, социальной и профессиональной принадлежности приводит к тому, что попытки выделения полного списка таких факторов могут оказаться безуспешными. Поэтому при обсуждении проблемы предпосылок семейных конфликтов речь идет, как правило, о попытках выделения наиболее существенных факторов и показателей семейного благополучия.
Низкий или высокий социально–экономический статус семьи в обществе может являться почвой для возникновения конфликтов.
Нужда и неудовлетворённость сами по себе являются травмирующими факторами для всех членов семьи. Сюда можно отнести и нехватку жилплощади, и финансовое неблагополучие семьи. Члены таких семей не уверены в завтрашнем дне, едва сводят концы с концами и их главная забота заключается в том, что бы заработать как можно больше и создать все условия, что бы прокормить семью.
...
1.4. Психологические предпосылки семейного конфликта
Одним из интегральных показателей семейного благополучия является психологическая совместимость супругов (членов семьи вообще). Отсутствие данного фактора зачастую является важнейшей предпосылкой семейного конфликта.
Люди, создающие семью, стремятся удовлетворить комплекс потребностей – в любви, в детях, в переживании общих радостей, в понимании, общении. Однако становление семьи – это не только реализация идеальных представлений о браке, которые сложились у будущих супругов. Это реальная жизнь двух, а затем и нескольких людей, во всей ее сложности и многообразии; она включает в себя непрерывные переговоры, заключения соглашений, компромиссы и, конечно, преодоление трудностей, разрешение конфликтов, которые есть в каждой семье (Журавлева 2002).
...
1.5. Нормативные семейные кризисы
В процессе изучения семейного функционирования и организации психосоциальной помощи семье необходим учет нормативных (соотнесенных с конкретным этапом жизни семьи) кризисов. Многообразие семейных систем существенно затрудняет проблему анализа стадий супружеских и семейных отношений, однако некоторые наиболее типичные варианты выделить можно (Антонов 1992: 41).
Исследователи исходят из того, что супружеские отношения постоянно развиваются и меняются. Время от времени в отношениях супругов могут возникать некоторые «непредвиденные» изменения, однако существует и ряд закономерных, «нормативных», изменений, типичных для развития брака во времени. На смену романтической любви в период ухаживания и молодоженства приходит реалистическое понимание брака. Часто дело доходит до конфронтации идеалистических представлений о браке и партнере с реальными «мелочами» повседневного быта. После рождения детей появляются новые радости и заботы.
...
2.1. Методическое обоснование исследования
В качестве объекта исследовательской работы выступили 60 респондентов, состоящих в браке, 30 женщин и 30 мужчин в возрасте от 18 до 30 лет. Для получения максимально достоверных результатов тестирование каждого из супругов проводилось по отдельности.
Предметом проводимого исследования является специфика поведения супругов в конфликте, агрессивности, механизмов психологических защит, типов поведения в конфликтной ситуации, базовых потребностей и ценностных ориентаций личности.
Цель исследования - изучение характерных особенностей причин супружеских конфликтов.
Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач:
• осуществить диагностику характера поведения супругов в семейных конфликтах,
• определить различия в структуре и выраженности личностных черт супругов с учетом пола и характера взаимодействия в конфликте,
• установить взаимосвязи между характером поведения супругов в конфликте и их личностными особенностями.
...
2.2.Исследование семейных пар по методике К. Томаса
Одной из самых распространенных методик диагностики поведения личности в конфликтной ситуации (точнее, в конфликте интересов) является опросник Кеннета Томаса.
Цель методики Томаса состоит в том, чтобы выяснить какой стиль поведения в конфликтной ситуации конкретный человек использует. Методика определяет типические способы реагирования человека на конфликтные ситуации, выявляет тенденции его взаимоотношений в сложных условиях.
Результаты исследования стиля поведения личности в конфликтной ситуации представлены в таблице 2.
Таблица 2.
...
2.3. Анализ исследования по методике «РОП»
Методика «РОП» позволяет определить:
1. Представления супругов о значимости в семейной жизни сексуальных отношений, личностной общности мужа и жены, родительских обязанностей, профессиональных интересов каждого из супругов, моральной и эмоциональной поддержки, внешней привлекательности партнеров.
Эти показатели, отражая основные функции семьи, составляют шкалу семейных ценностей.
2. Представления супругов о желаемом распределении ролей между мужем и женой при реализации семейных функций, объединенные шкалой ролевых ожиданий и притязании.
Испытуемым предлагался набор утверждений, соответствующий их полу, т.е. материал данной методики представляет собой 36 различных утверждений о браке, семье, отношениях мужа и жены. Таким образом, данная методика полностью соответствует требованию выявления уровня ожиданий и притязаний в браке.
Данные утверждения делятся на 7 шкал:
1.
...
2.4. Исследование по методике многофакторного исследования личности Р. Кеттелла
В ходе данного исследования изучения личности с помощью 16-ти факторного личностного опросника Кеттела было выявлено, что доминирующими факторами среди испытуемых являются факторы I и Q-3, так как 90% обладают высокими показателями по данным факторам. Люди с высокими показателями по фактору I обычно настроены романтически, любят путешествия и новые переживания. Они обладают развитым воображением, для них важна эстетика. Личность с высокими оценками по фактору Q-3 имеет социально одобряемые характеристики: самоконтроль, настойчивость, сознательность, склонность к соблюдению этикета. Для того, чтобы соответствовать таким стандартам, от личности требуется приложение определенных усилий, наличие четких принципов, убеждений и учет общественного мнения. Этот фактор измеряет уровень внутреннего контроля поведения, интегрированность личности.
...
2. Методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла;
3. Методика «РОП».
Кроме того, для проведения более полного и тщательного анализа мною были составлены генограммы, отражающие истории семей на протяжении трех поколений (см. Приложение 4).
2.2.Исследование семейных пар по методике К. Томаса
Одной из самых распространенных методик диагностики поведения личности в конфликтной ситуации (точнее, в конфликте интересов) является опросник Кеннета Томаса.
Цель методики Томаса состоит в том, чтобы выяснить какой стиль поведения в конфликтной ситуации конкретный человек использует. Методика определяет типические способы реагирования человека на конфликтные ситуации, выявляет тенденции его взаимоотношений в сложных условиях.
Результаты исследования стиля поведения личности в конфликтной ситуации представлены в таблице 2.
Таблица 2.
...
2.5. Стратегии разрешения семейных конфликтов
В ходе исследования выяснилось, что только в 6 семьях были разводы у родителей, а для одного испытуемого брак является вторым по счету.
В основном испытуемые отказывались говорить о конфликтах, которые происходили в семьях их родителей и в их собственных. А пары, которые не отказывались говорить на эту тему, объясняли, что конфликты в семье возникали и возникают в основном на бытовой почве.
Все наши испытуемые подтверждают, что в их родительских семьях были конфликты и даже разводы. Все это отложило несгладимый след на их семейную жизнь. Есть в этом положительные и отрицательные стороны. Многие мужчины, которые воспитывались матерью, утверждают, что никогда не бросят своих детей. Но мы также имеем одного испытуемого, который состоит во втором браке, он объяснил причины своего развода: ранний возраст вступления в брак, неясность представления функций мужа, малый срок знакомства до брака, нежелание примириться с недостатками жены.
...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе написания дипломной работы мною были освещены теоретические аспекты семейных конфликтов, а также проведено эмпирическое исследование при помощи использования ряда методик: методики Р. Кетелла, методики К. Томаса и методики «РОП».
На основе проведенного исследования можно сделать вывод, что решение семейного конфликта может проходить путем компромисса, сотрудничества и путем внешнего воздействия. Итак, семейные конфликты между супругами могут решаться следующими способами:
A. Разрешение конфликта путем компромисса
• Перевод конфликта с эмоционального уровня на интеллектуальный;
• Необходимо выровнять позиции между оппонентами;
• Устранить противоречие, а не ограничиваться примирением сторон;
• Подготовка блока различных вариантов взаимных уступок;
• Добровольный отказ субъектов конфликта от части объекта в пользу; своего оппонента с целью завладеть другой частью объекта.
B.
...
1. Аграшенков А.В. Психология на каждый день. Советы, рекомендации, тесты. — М.: Вече, 1997. — 538c.
2. Антонов А.И. Кризис семьи и родительства//Проблемы родительства и планирования семьи. - М.: ИС РосАН, 1992. - С. 38-54.
3. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. - М.: Изд-во Международного университета бизнеса и управления. 1996. – 304 с.
4. Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях. - СПб.: Питер, 2009. - 304 с.
5. Бородкин Ф. М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт. - Новосибирск: Наука, 1989. — 524 с.
6. Вестермарк Э. История брака. – М.: Бренд, 2001. – 397 с.
7. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Педагогическое общество России, 2003 - 512 с.
8. Егорова Н.Ю., Резник С.Д, Бобров В.А. Менеджмент в домашнем хозяйстве. - М.: Инфра-М, 2010. — 461 с.
9. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. - СПб.: Питер, 2009. - 384 с.
10. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - СПб.: Питер, 2003. - 544 с.
11. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. - М.: Гардарики, 2005. - 320 с.
12. Ковалёв С. Психология современной семьи. — М.: Просвещение, 1988. — 356с.
13. Козырев Г. И. Введение в конфликтологию. – М.: Владос, 1989. – 311с.
14. Корнеева Е.Н. Если в семье конфликт… — Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001. — 264 c.
15. Кочетов А. И. Мужчина и женщина: отношения полов. — Мн.: Полымя, 1989. — 634 c.
16. Кроль В.М. Психология и педагогика. - М.: Высшая школа, 2001. - 319 с.
17. Крысько В.Г. Этническая психология. - М.: Академия, 2008. - 320с.
18. Луковцева А.К. Психология и педагогика. Курс лекций. - М.: КДУ, 2008. - 192 с.
19. Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 1997 - 688 с.
20. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2001 - 592 с.
21. Максименко С.Д. Общая психология. - М.: Рефл-бук, 2004 - 528с.
22. Мокшанцев Р.И., Мокшанцева А.В. Социальная психология. - М., Новосибирск: Инфра - М, 2001. - 408 с.
23. Олифирович Н.И, Зинкевич-Куземкина Т.А. Психология семейных кризисов. - М.: Речь, 2006 - 360 с.
24. Популярная психология для родителей / Под ред. А. А. Бодалева. — М.: Педагогика, 1989. — 398 с.
25. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии/Под ред. А.А. Крылова. – Л.: Издательство Ленинградского университета, 1990. - 347с.
26. Психология и педагогика: учебное пособие/Под ред. Радугина А.А. - М.: Центр, 2002. - 256 с.
27. Психология личности: тесты, опросники, методики/Авт. сост. Н. В. Киршева, Н. В. Рябчикова. — М.: Геликон, 1995. — 343 c.
28. Психология личности: учебное пособие/Под ред. Ермакова П.Н., Лабунской В.А. - М.: Эксмо, 2007. - 656 с.
29. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учебное пособие/Под ред. Силяевой Е.Г. - М.: Академия, 2005 - 192 с.
30. Психология: учебник для гуманитарных вузов/Под ред. Дружинина В.Н. - СПб.: Питер, 2009. - 656 с.
31. Психология человека от рождения до смерти: учебник/Под ред. Реана А.А. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2002 - 656 с.
32. Разумихина Г. П. Мир семьи: книга для учащихся ст. классов по курсу «Этика и психология семейной жизни». - М.: Просвещение, 1986. – 205 с.
33. Сатир В. Как строить себя и свою семью. — М.: Педагогика-Пресс, 1992. — 654 с.
34. Социальная психология: учебное пособие/Под ред. Журавлева А.Л. - М.: ПЕР СЭ, 2002. - 351 с.
35. Столяренко Л. Д. Основы психологии. — Ростов-на-Дону:Феникс, 1996. — 834 c.
36. Супружеская жизнь: гармония и конфликты/ Состав А. А. Богданович. — М.: Профиздат, 1990. — 534 с.
37. Сысенко В.А. Супружеские конфликты, - М.: Астра, 1983. – 144 с.
38. Тертель А.Л. Психология. Курс лекций. - М.: Проспект, 2006 - 248 с.
39. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер, 2003. - 608с.
40. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений: курс лекций. - М.: Альфа, 2000. – 201 с.
41. Шуман С. Г., Шуман В. П. Семейные конфликты: причины, пути устранения. — Брест: Лаборатория «Практической психологии и педагогики», 1992. — 456 с.
42. Этика и психология семейной жизни: пособие для учителя. - М.: Экспо, 1984. - 501 с.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
2500 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55693 Дипломной работы — поможем найти подходящую