Спасибо вам за работу!!! Диплом защитился на отлично!!!! Удачи вам процветания вашей работе!)
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность
Процесс адаптации реализуется во всех случаях нарушения баланса взаимоотношений в системе человек-среда и имеет общие, неспецифические проявления. Среди отечественных и зарубежных гуманитарных исследований последнего времени заметно увеличилось количество работ, посвящённых различным аспектам адаптации человека и социума. Философы и социологи, психологи и политологи не прекращают попыток осмысления феномена социально-психологической адаптации личности в контексте радикальных трансформаций российского общества. В этой связи вполне обоснованной представляется точка зрения Ф.Б. Березина, который рассматривает адаптационную концепцию как один из перспективных подходов к комплексному изучению человека.
Существует множество определений адаптации, как имеющих общий смысл, так и сводящих сущность адаптационного процесса к явлениям одного из множества уровней - от биохимического до социального. В научной литературе термин «адаптация» встречается в нескольких значениях, в зависимости от рассматриваемого аспекта:
а) адаптация используется для обозначения процесса, при котором организм приспосабливается к среде;
б) адаптация используется для обозначения отношения равновесия (относительной гармонии), которое устанавливается между организмом и средой;
в) под адаптацией понимается результат приспособительного процесса;
г) адаптация связывается с какой-то определенной «целью», к которой «стремится» организм.
Реализация процесса психологической адаптации обеспечивается, по словам Ф.Б. Березина, сложной функциональной многоуровневой системой, на разных уровнях которой регулирование осуществляется преимущественно психологическими (социально-психологическими и собственно психическими) или физиологическими механизмами.
В ситуации, где ощущается наличие внешних и внутренних барьеров, адаптация может осуществляться с помощью защитных механизмов (регрессии, отрицания, формиро¬вания реакции, вытеснения, подавления, проекции, идентификации, рационализации, сублимации, юмора и др.). Защитные механизмы представляют собой систему адаптивных реакций личности, позволяющую снижать тревожность, обеспечивающую целостность «Я-концепции» и устойчивость самооценки благодаря удержанию соответствия между представлениями об окружающем мире и представлениями о себе.
В этой связи в обстановке объективного возрастания интереса к проблемам взаимодействия личности и социума наиболее актуальным представляется изучение взаимосвязи социальной адаптации и защитных механизмов личности.
Цель исследования: изучить взаимосвязь защитных механизмов и эффективности адаптационного процесса личности.
Объект исследования: социально-психологическая адаптация личности.
Предмет исследования: механизмы психологической защиты в социально – психологической адаптации личности.
Гипотеза: В процессе взаимодействия с социумом личность использует защитные механизмы, среди которых компенсация в большей степени взаимосвязана с эффективностью адаптационного процесса личности, а отрицание – в меньшей.
Для реализации поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1. изучить научную литературу по проблеме социально-психологической адаптации личности;
2. выявить факторы, способствующие и препятствующие эффективной адаптации в социуме;
3. рассмотреть роль защитных механизмов в социально-психологической адаптации личности;
4. выявить закономерности адаптации молодежи в контексте использования защитных механизмов в социуме;
5. разработать программу оптимизации адаптационного процесса личности.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют работы следующих ученых авторов: теоретические основы сущности защитных механизмов З.Фрейда, К. Хорни, А. Фрейд; теоретические основы закономерностей адаптационного процесса Г.И. Царегородцева, А.В. Петровского, И.С. Кона, В.Д. Колесова, Ф.Б. Березина, Г. Селье, Д.А. Андреева, С. Розенцвейга, Б.Д. Парыгина, В.Г. Леонтьева, С. Фолькмана, К. Левина.
Методы исследования: научно – теоретический анализ литературы по проблеме социально – психологической адаптации личности; констатирующий эксперимент; методы математической обработки данных (ранговая корреляция Спирмена, непараметрический критерий U Манна – Уитни). Использовались психодиагностические методики: опросник Плутчика – Келлермана – Конте, диагностика типологии психологической защиты (Плутчика, Вассермана, Ерышева, Клубова), тест смысложизненых ориентаций (В.Г. Леонтьев), методики адаптации (П.С. Кузнецова).
Теоретическая и практическая значимость работы: в работе систематизирован научный материал по проблеме адаптации и защитным механизмам; результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности психолога для оптимизации адаптационного процесса личности
Экспериментальной базой исследования являлись учащиеся 11 – х классов испытуемые в возрасте от 30 – 50 лет. Общая выборка составила 90 человек.
Положения, выносимые на защиту:
1. Чем выраженней компенсация, тем выше показатели перспективной и наличной адаптации, это свидетельствует о взаимосвязи компенсации и субъективном восприятии эффективности адаптационного процесса.
2. У респондентов с низким уровнем адаптации наиболее выражен защитный механизм отрицание.
3. Люди среднего возраста по сравнению с молодежью в адаптационном процессе чаще используется защитный механизм компенсация.
Структура и объем дипломной работы. Работа состоит из введения, в котором определены актуальность темы, цель, объект и предмет исследования; формулируются гипотеза и задачи, теоретическое и практическое значение работы, выдвигаются положения, выносимые на защиту.
Первая глава содержит анализ теоретических исследований проблем адаптационного процесса в социуме. Дается характеристика адаптационного процесса, и рассматриваются такие понятия как стресс, фрустрация и конфликт.
Вторая глава содержит описание теоретического анализа защитных механизмов в адаптационном процессе личности. Дается характеристика комплексов личности.
В третьей главе мы описываем экспериментальное исследование (изучение взаимосвязи адаптации личности и защитных механизмов). Кроме того, в этой главе обоснована тренинговая программа, направленная на оптимизацию адаптационного процесса личности.
В заключении подводятся итоги. Библиографический список содержит 50 источников, в приложении представлена программа « Оптимизация адаптационного процесса личности» и математические расчеты, осуществлены с помощью программы SPSS 11.5.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Закономерности адаптационного процесса личности………………………...7
1.1. Общие теоретические подходы к изучению адаптации……………………………7
1.2. Основные закономерности адаптационного процесса……………………………..9
1.3. Психологические механизмы адаптации…………………………………………..16
1.4. Факторы, определяющие эффективность адаптационного процесса……............24
Вывод по первой главе…………………………………………………………………..27
Глава 2. Механизмы защиты личности………………………………………………....29
2.1. Основные теории личности…………………………………………………………29
2.2. Роль защитных механизмов в процессе социализации ребенка………………….32
2.3. Комплексы и их понятия……………………………………………………………35
Выводы ко второй главе…………………………………………………………............38
Глава 3. Эмпирическое исследование взаимосвязи защитных механизмов социально – психологической адаптации…………………………………………………………...40
3.1. Организация исследования закономерностей адаптационного процесса личности……………….......................................................................................................40
3.2. Социально – психологическая адаптация и защитные механизмы личности: характер взаимосвязи…………………………………………………………………….43
3.3. Тренинговая программа, направленная на оптимизацию адаптационного процесса личности………………………………………………………………………..53
Выводы по третьей главе…………………………………………………………...........56
Заключение………………………………………………………………………………..58
Библиографический список………………………………………………………...........61
Приложение………………………....…………………………………………….............64
Анализ теоретических и экспериментальных исследований, посвященный изучению взаимодействия с социумом личности, использование защитных механизмов, среди которых вытеснение и компенсация в большей степени взаимодействуют с эффективностью адаптационного процесса.
Основываясь на представления следующих авторов: З.Фрейда, К. Хорни, А.Фрейд, Г.И. Царегородцева, А.В. Петровского, И.С. Кона, В.Д. Колесова, Ф.Б. Березина, Г. Селье, Д.А. Андреева, С. Розенцвейга, Б.Д. Парыгина, В.Г. Леонтьева и др. мы определили адаптация, как общенаучное понятие, содействует синтезу. Объединению знаний различных (природных, социальных, технических) систем.
В нашем понимании адаптация реализуется во всех случаях, когда в системе человек – среда возникают значимые изменения, приводящие к нарушению адекватности их отношений.
Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличия от других людей, что обусловливает индивидуальные особенности адаптационного процесса.
В ходе адаптации личность прибегает к использованию защитных механизмов, которые субъективно позволяют воспринимать действительность как более эмоционально-комфортную. В ходе экспериментального исследования было установлено, что в адаптационном процессе у мальчиков более выражено вытеснение, что, скорее всего, это связано с бессознательным желанием избежать внутренние конфликты.
1. Чем выраженней компенсация, тем выше показатели перспективной и наличной адаптации, это свидетельствует о взаимосвязи компенсации и субъективном восприятии эффективности адаптационного процесса.
2. У респондентов с низким уровнем адаптации наиболее выражен защитный механизм отрицание, что свидетельствует о том, что информация, которая тревожит и может привести к конфликту, не воспринимается личностью.
3. Люди среднего возраста по сравнению с молодежью в адаптационном процессе чаще используется защитный механизм компенсация.
Опираясь на наши исследования, была составлена тренинговая программа: «Оптимизация адаптационного процесса личности», представляет собой тренинг, который ориентирован на развитие адаптационного потенциала личности, обеспечивающего эффективное взаимодействие человека с социумом. Главная цель тренинга – оказание психологического содействия в развитии личностного потенциала и социально – психологической адаптации личности в социуме. К основным задачам были отнесены:
1.осознание межличностного взаимоотношения с социумом;
2. стимуляция процессов самопринятия, как средства повышения социально – психологической адаптации личности;
3. осознание своих проблем и поиск разрешений трудных жизненных ситуаций;
4. проработка моделей фрустирующих ситуаций в социуме;
5. построения собственной модели взаимодействия с социумом;
6. обретение уверенности в себе;
7. развитие коммуникативных умений, для успешного взаимодействия с социумом.
Данная программа рассчитана на детей старшего возраста от 16 – 17 лет (10 – 11-й класс). Оптимальное количество участников 10 – 12 детей. С учетом требований гигиенических норм программа предлагает шесть занятий по 60 минут. Занятия могут проводиться 1 – 2 раза в неделю. Группа формируется из детей одного класса. При создании данной программы мы также ориентировались на процессуально ориентированный подход, стремясь не задавать жестких временных рамок на выполнение того или иного задания, то есть при проведении тренинга надо в большей степени ориентироваться на процессы, происходящие, в группе нежили, на изначально заданное время, отведенное на выполнение того или иного задания.
Мы полагаем, что данная программа поможет ее участникам в самореализации и в развитии их личностного потенциала в будущем, а также поможет им стать более успешными и адаптированными в современном обществе. В ходе исследования гипотеза нашла свое подтверждение.
1. Альманах психологических тестов. – М.: «КСП», 1996. – 400 с.
2. Андреева, Г.М., Богомолова, Н.Н., Петровская, Л.А. Современная социально психология на западе / Г.М. Андреева. - М., 1997.
3. Андреева, Д.А. О понятии адаптации. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе // Человек и общество, Вып. XI-II / Д.А. Андреева.- М., 1973.- С. 25-27.
4. Анохин, П.К. Общие принципы компенсации нарушенных функций и их физиологическое обоснование / П.К. Анохина. - М.: Наука,1963.
5. Асеев, В.Г. Теоретические аспекты проблемы адаптации (адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности) / В.Г. Асеева. – Иркутск, 1986 – 7 – 17 с.
6. Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б. Березина. - Л., 1988. - 270 с.
7. Вильямс, К. Тренинг по управлению стрессом / К.Вильямс. – М.: Эксмо, 2002. – 272 с.
8. Гордон, Л.А. Социальная адаптация в современных условиях // Социол. ислед / Л.А. Гордон. – 1994. – N 8 – 9. 3 – 16 с.
9. Дубровина, И.В. Практическая психология образования. Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений [Текст] / И.В. Дубровина. – М.: ТЦ «Сфера», 1997. – 528с.
10. Зотова, О.И., Кряжева, И.К. некоторые аспекты социально – психологической адаптации личности // Психологические механизмы регуляции социального поведения / О.И. Зотова. – М., 1979 220с.
11. Казначеев, В.П. Современные аспекты адаптации / В.П. Казначеев.- Новосибирск, 1980.- 192 с.
12. Колесов, Д.В. Адаптация организма подростков к учебной нагрузке / Д.В. Колесов. - М., 1987.- 176 с.
13. Кон, И.С. Психология старшеклассника [Текст] / И.С.Кон. – М.: Просвещение, 1982.
14. Кончанин, Т.К. К вопросу о социальной адаптации молодежи // Коммунистическое воспитание студенчества (материалы конф.). Ч.2. / Т.К. Кончанин. - Тарту, 1971.- С. 89-91.
15. Кузнецов, П.В. Адаптация как функция развития личности / П.В. Кузнецов. - Саратов, 1991, 75 с.
16. Леонтьев, В.Г. Психологические механизмы мотивации / В.Г. Леонтьев. - Новосибирск, 1992. -216с.
17. Лидерс, А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / А.Г.Лидерс. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 256с.
18. Медведев, В.И. О проблеме адаптации // Компоненты адаптационного процесса / В.И. Медведев. - Л., 1984.- С. 3-16.
19. Медведев, В.И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при действии экстремальных факторов / В.И. Медведев. - Л., 1982.- 103 с.
20. . Меерсон, Ф.З. Общий механизм адаптации и роль в нем стресс-реакции, основные стадии процесса // Физиология адаптационных процессов / Ф.З. Меерсон. - М., 1986.- 635 с.
21. Милославова, А.И. Адаптация как социально психологическое явление // Социальная психология и философия / А.И. Милославова. – Л., Наука, 1973. – Вып. 2., с.13-21.
22. Налчаджян, А.А. Социально-психологическая адаптация личности: формы, механизмы и стратегии [Текст] / А.А. Налчаджян. – Ереван: АН Армении ССР, 1988. – 263с.
23. Немов, Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. Кн.3.Психодиагностика / Р. С. Немов.- М.,- 1994.- 576 с.
24. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. – Москва 1977 – 480 с.
25. Общая психология / Под ред. В.В. Богословского.- М., 1981.- 383 с.
26. Парыгин, Б.Д. Основы социально-психологической теории / Б.Д. Парыгин. - М., 1971.- 351 с.
27. Петровский, А.В. Психология развивающейся личности [Текст] / А.В. Петровский. – М.: Педагогика, 1987. – 240с.
28. Петровский, А.В.. Ярошевский М.Г. История и теория психологии / А.В. Петровского. – Ростов – на – Дону: Издательство «Феникс», 1996. – 416 с.
29. Подольский, А.И. Исследование учебной деятельности студентов // Вопр. Психол. / А.И. Подольский. - 1990.- N 5.- С. 176-177.
30. Психология социальной работы / Под ред. Гулиной М.А.- СПб., Питер, 2002.
31. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методика и тесты. Учебное пособие [Текст] / Д.Я.Райгородский. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ – М», 2001. – 672с.
32. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста [Текст] / Ф. Райс. – СПб., 2000.
33. Реан, А.А. Психология адаптации личности: анализ, теория, практика / А.А. Реан. – С.-Петербург: Прайм-Еврознак, 2006.
34. Ромм, М.В. Адаптация личности в социуме / М.В. Ромм. - Новосибирск, Наука, 2002.
35. Селье, Г. Очерки об адаптационном синдроме.: Пер. с англ. / Г. Селье.- М., 1960.- 254 с.
36. Селье Г. Некоторые аспекты учения о стрессе// Хрестоматия по общей психологии/ Под общей ред. В.В. Петухова. М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2000. Выпуск II. С. 159—153.
37. Словарь практического психолога. / Сост. С. Ю. Головин. - Минск: Харвест, 1997.
38. Собчик, Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. Методическое руководство / Л.Н. Собчик. - Москва, 1990.- 75 с.
39. Султанов, Ф.Ф. Принципы, пути и особенности адаптации человека к аридным условиям // Тр. 13 съезда Всесоюз. физиол. о-в Ф.Ф. Султанов. - Л., - 1979. Т.1.- С. 422-424.
40. Тренинг развития жизненных целей. / Под ред. Е. Г. Трошихиной – СПб.: Речь, 2006 – 216 с.
41. Философские проблемы теории адаптации. / Под ред. Г.И. Царегородцева. - М., 1975.- 277 с.
42. Фрейд, А. Детский Психоанализ / А. Фрейд. - СПб, Питер, 2003.
43. Фролов, Ю.И. Психология подростка: хрестоматия [Текст] / Сост. Ю.И. Фролов. – М.: РПА, 1997. – 524с.
44. Хомик, Л.В. Социально-психологическая адаптация личности // К.: РУНЦ « ДИНИТ» / Л.В. Хомик. - 2001. – С.17 – 25.
45. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории Личности/ Л. Хьелл. - СПб., Питер, 2000.
46. Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани. - М.:, изд – во «Аст – пресс книга» 1999 – 325с.
47. Шульц, Д., Шульц, С.Э. История современной психологии / Д. Шульц. - СПб., Евразия, 1998.
48. Шустова, Н.Е. Социально – психологическая адаптация личности: теоретико-методологические основы: Учебно-методическое пособие / Н.Е. Шустова. – Балашов Изд – во «Николаев», 2002. - 56
49. Юревиц, А.Ж., Аверьянов, В.С., Виноградова, О.В. и др. Адаптация к профессиональной деятельности // Физиология трудовой деятельности (Основы современной физиологии) / Под ред. В.И. Медведева - СПб., 1993.- С. 209-284.
50. Яницкий, М.С. Адаптивный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики // Учебное пособие / М. С. Яницкий. – Кемерово, Кемеровский государственный университет, 1999 – 84 с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность
Процесс адаптации реализуется во всех случаях нарушения баланса взаимоотношений в системе человек-среда и имеет общие, неспецифические проявления. Среди отечественных и зарубежных гуманитарных исследований последнего времени заметно увеличилось количество работ, посвящённых различным аспектам адаптации человека и социума. Философы и социологи, психологи и политологи не прекращают попыток осмысления феномена социально-психологической адаптации личности в контексте радикальных трансформаций российского общества. В этой связи вполне обоснованной представляется точка зрения Ф.Б. Березина, который рассматривает адаптационную концепцию как один из перспективных подходов к комплексному изучению человека.
Существует множество определений адаптации, как имеющих общий смысл, так и сводящих сущность адаптационного процесса к явлениям одного из множества уровней - от биохимического до социального. В научной литературе термин «адаптация» встречается в нескольких значениях, в зависимости от рассматриваемого аспекта:
а) адаптация используется для обозначения процесса, при котором организм приспосабливается к среде;
б) адаптация используется для обозначения отношения равновесия (относительной гармонии), которое устанавливается между организмом и средой;
в) под адаптацией понимается результат приспособительного процесса;
г) адаптация связывается с какой-то определенной «целью», к которой «стремится» организм.
Реализация процесса психологической адаптации обеспечивается, по словам Ф.Б. Березина, сложной функциональной многоуровневой системой, на разных уровнях которой регулирование осуществляется преимущественно психологическими (социально-психологическими и собственно психическими) или физиологическими механизмами.
В ситуации, где ощущается наличие внешних и внутренних барьеров, адаптация может осуществляться с помощью защитных механизмов (регрессии, отрицания, формиро¬вания реакции, вытеснения, подавления, проекции, идентификации, рационализации, сублимации, юмора и др.). Защитные механизмы представляют собой систему адаптивных реакций личности, позволяющую снижать тревожность, обеспечивающую целостность «Я-концепции» и устойчивость самооценки благодаря удержанию соответствия между представлениями об окружающем мире и представлениями о себе.
В этой связи в обстановке объективного возрастания интереса к проблемам взаимодействия личности и социума наиболее актуальным представляется изучение взаимосвязи социальной адаптации и защитных механизмов личности.
Цель исследования: изучить взаимосвязь защитных механизмов и эффективности адаптационного процесса личности.
Объект исследования: социально-психологическая адаптация личности.
Предмет исследования: механизмы психологической защиты в социально – психологической адаптации личности.
Гипотеза: В процессе взаимодействия с социумом личность использует защитные механизмы, среди которых компенсация в большей степени взаимосвязана с эффективностью адаптационного процесса личности, а отрицание – в меньшей.
Для реализации поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1. изучить научную литературу по проблеме социально-психологической адаптации личности;
2. выявить факторы, способствующие и препятствующие эффективной адаптации в социуме;
3. рассмотреть роль защитных механизмов в социально-психологической адаптации личности;
4. выявить закономерности адаптации молодежи в контексте использования защитных механизмов в социуме;
5. разработать программу оптимизации адаптационного процесса личности.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют работы следующих ученых авторов: теоретические основы сущности защитных механизмов З.Фрейда, К. Хорни, А. Фрейд; теоретические основы закономерностей адаптационного процесса Г.И. Царегородцева, А.В. Петровского, И.С. Кона, В.Д. Колесова, Ф.Б. Березина, Г. Селье, Д.А. Андреева, С. Розенцвейга, Б.Д. Парыгина, В.Г. Леонтьева, С. Фолькмана, К. Левина.
Методы исследования: научно – теоретический анализ литературы по проблеме социально – психологической адаптации личности; констатирующий эксперимент; методы математической обработки данных (ранговая корреляция Спирмена, непараметрический критерий U Манна – Уитни). Использовались психодиагностические методики: опросник Плутчика – Келлермана – Конте, диагностика типологии психологической защиты (Плутчика, Вассермана, Ерышева, Клубова), тест смысложизненых ориентаций (В.Г. Леонтьев), методики адаптации (П.С. Кузнецова).
Теоретическая и практическая значимость работы: в работе систематизирован научный материал по проблеме адаптации и защитным механизмам; результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности психолога для оптимизации адаптационного процесса личности
Экспериментальной базой исследования являлись учащиеся 11 – х классов испытуемые в возрасте от 30 – 50 лет. Общая выборка составила 90 человек.
Положения, выносимые на защиту:
1. Чем выраженней компенсация, тем выше показатели перспективной и наличной адаптации, это свидетельствует о взаимосвязи компенсации и субъективном восприятии эффективности адаптационного процесса.
2. У респондентов с низким уровнем адаптации наиболее выражен защитный механизм отрицание.
3. Люди среднего возраста по сравнению с молодежью в адаптационном процессе чаще используется защитный механизм компенсация.
Структура и объем дипломной работы. Работа состоит из введения, в котором определены актуальность темы, цель, объект и предмет исследования; формулируются гипотеза и задачи, теоретическое и практическое значение работы, выдвигаются положения, выносимые на защиту.
Первая глава содержит анализ теоретических исследований проблем адаптационного процесса в социуме. Дается характеристика адаптационного процесса, и рассматриваются такие понятия как стресс, фрустрация и конфликт.
Вторая глава содержит описание теоретического анализа защитных механизмов в адаптационном процессе личности. Дается характеристика комплексов личности.
В третьей главе мы описываем экспериментальное исследование (изучение взаимосвязи адаптации личности и защитных механизмов). Кроме того, в этой главе обоснована тренинговая программа, направленная на оптимизацию адаптационного процесса личности.
В заключении подводятся итоги. Библиографический список содержит 50 источников, в приложении представлена программа « Оптимизация адаптационного процесса личности» и математические расчеты, осуществлены с помощью программы SPSS 11.5.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Закономерности адаптационного процесса личности………………………...7
1.1. Общие теоретические подходы к изучению адаптации……………………………7
1.2. Основные закономерности адаптационного процесса……………………………..9
1.3. Психологические механизмы адаптации…………………………………………..16
1.4. Факторы, определяющие эффективность адаптационного процесса……............24
Вывод по первой главе…………………………………………………………………..27
Глава 2. Механизмы защиты личности………………………………………………....29
2.1. Основные теории личности…………………………………………………………29
2.2. Роль защитных механизмов в процессе социализации ребенка………………….32
2.3. Комплексы и их понятия……………………………………………………………35
Выводы ко второй главе…………………………………………………………............38
Глава 3. Эмпирическое исследование взаимосвязи защитных механизмов социально – психологической адаптации…………………………………………………………...40
3.1. Организация исследования закономерностей адаптационного процесса личности……………….......................................................................................................40
3.2. Социально – психологическая адаптация и защитные механизмы личности: характер взаимосвязи…………………………………………………………………….43
3.3. Тренинговая программа, направленная на оптимизацию адаптационного процесса личности………………………………………………………………………..53
Выводы по третьей главе…………………………………………………………...........56
Заключение………………………………………………………………………………..58
Библиографический список………………………………………………………...........61
Приложение………………………....…………………………………………….............64
Анализ теоретических и экспериментальных исследований, посвященный изучению взаимодействия с социумом личности, использование защитных механизмов, среди которых вытеснение и компенсация в большей степени взаимодействуют с эффективностью адаптационного процесса.
Основываясь на представления следующих авторов: З.Фрейда, К. Хорни, А.Фрейд, Г.И. Царегородцева, А.В. Петровского, И.С. Кона, В.Д. Колесова, Ф.Б. Березина, Г. Селье, Д.А. Андреева, С. Розенцвейга, Б.Д. Парыгина, В.Г. Леонтьева и др. мы определили адаптация, как общенаучное понятие, содействует синтезу. Объединению знаний различных (природных, социальных, технических) систем.
В нашем понимании адаптация реализуется во всех случаях, когда в системе человек – среда возникают значимые изменения, приводящие к нарушению адекватности их отношений.
Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличия от других людей, что обусловливает индивидуальные особенности адаптационного процесса.
В ходе адаптации личность прибегает к использованию защитных механизмов, которые субъективно позволяют воспринимать действительность как более эмоционально-комфортную. В ходе экспериментального исследования было установлено, что в адаптационном процессе у мальчиков более выражено вытеснение, что, скорее всего, это связано с бессознательным желанием избежать внутренние конфликты.
1. Чем выраженней компенсация, тем выше показатели перспективной и наличной адаптации, это свидетельствует о взаимосвязи компенсации и субъективном восприятии эффективности адаптационного процесса.
2. У респондентов с низким уровнем адаптации наиболее выражен защитный механизм отрицание, что свидетельствует о том, что информация, которая тревожит и может привести к конфликту, не воспринимается личностью.
3. Люди среднего возраста по сравнению с молодежью в адаптационном процессе чаще используется защитный механизм компенсация.
Опираясь на наши исследования, была составлена тренинговая программа: «Оптимизация адаптационного процесса личности», представляет собой тренинг, который ориентирован на развитие адаптационного потенциала личности, обеспечивающего эффективное взаимодействие человека с социумом. Главная цель тренинга – оказание психологического содействия в развитии личностного потенциала и социально – психологической адаптации личности в социуме. К основным задачам были отнесены:
1.осознание межличностного взаимоотношения с социумом;
2. стимуляция процессов самопринятия, как средства повышения социально – психологической адаптации личности;
3. осознание своих проблем и поиск разрешений трудных жизненных ситуаций;
4. проработка моделей фрустирующих ситуаций в социуме;
5. построения собственной модели взаимодействия с социумом;
6. обретение уверенности в себе;
7. развитие коммуникативных умений, для успешного взаимодействия с социумом.
Данная программа рассчитана на детей старшего возраста от 16 – 17 лет (10 – 11-й класс). Оптимальное количество участников 10 – 12 детей. С учетом требований гигиенических норм программа предлагает шесть занятий по 60 минут. Занятия могут проводиться 1 – 2 раза в неделю. Группа формируется из детей одного класса. При создании данной программы мы также ориентировались на процессуально ориентированный подход, стремясь не задавать жестких временных рамок на выполнение того или иного задания, то есть при проведении тренинга надо в большей степени ориентироваться на процессы, происходящие, в группе нежили, на изначально заданное время, отведенное на выполнение того или иного задания.
Мы полагаем, что данная программа поможет ее участникам в самореализации и в развитии их личностного потенциала в будущем, а также поможет им стать более успешными и адаптированными в современном обществе. В ходе исследования гипотеза нашла свое подтверждение.
1. Альманах психологических тестов. – М.: «КСП», 1996. – 400 с.
2. Андреева, Г.М., Богомолова, Н.Н., Петровская, Л.А. Современная социально психология на западе / Г.М. Андреева. - М., 1997.
3. Андреева, Д.А. О понятии адаптации. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе // Человек и общество, Вып. XI-II / Д.А. Андреева.- М., 1973.- С. 25-27.
4. Анохин, П.К. Общие принципы компенсации нарушенных функций и их физиологическое обоснование / П.К. Анохина. - М.: Наука,1963.
5. Асеев, В.Г. Теоретические аспекты проблемы адаптации (адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности) / В.Г. Асеева. – Иркутск, 1986 – 7 – 17 с.
6. Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б. Березина. - Л., 1988. - 270 с.
7. Вильямс, К. Тренинг по управлению стрессом / К.Вильямс. – М.: Эксмо, 2002. – 272 с.
8. Гордон, Л.А. Социальная адаптация в современных условиях // Социол. ислед / Л.А. Гордон. – 1994. – N 8 – 9. 3 – 16 с.
9. Дубровина, И.В. Практическая психология образования. Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений [Текст] / И.В. Дубровина. – М.: ТЦ «Сфера», 1997. – 528с.
10. Зотова, О.И., Кряжева, И.К. некоторые аспекты социально – психологической адаптации личности // Психологические механизмы регуляции социального поведения / О.И. Зотова. – М., 1979 220с.
11. Казначеев, В.П. Современные аспекты адаптации / В.П. Казначеев.- Новосибирск, 1980.- 192 с.
12. Колесов, Д.В. Адаптация организма подростков к учебной нагрузке / Д.В. Колесов. - М., 1987.- 176 с.
13. Кон, И.С. Психология старшеклассника [Текст] / И.С.Кон. – М.: Просвещение, 1982.
14. Кончанин, Т.К. К вопросу о социальной адаптации молодежи // Коммунистическое воспитание студенчества (материалы конф.). Ч.2. / Т.К. Кончанин. - Тарту, 1971.- С. 89-91.
15. Кузнецов, П.В. Адаптация как функция развития личности / П.В. Кузнецов. - Саратов, 1991, 75 с.
16. Леонтьев, В.Г. Психологические механизмы мотивации / В.Г. Леонтьев. - Новосибирск, 1992. -216с.
17. Лидерс, А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / А.Г.Лидерс. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 256с.
18. Медведев, В.И. О проблеме адаптации // Компоненты адаптационного процесса / В.И. Медведев. - Л., 1984.- С. 3-16.
19. Медведев, В.И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при действии экстремальных факторов / В.И. Медведев. - Л., 1982.- 103 с.
20. . Меерсон, Ф.З. Общий механизм адаптации и роль в нем стресс-реакции, основные стадии процесса // Физиология адаптационных процессов / Ф.З. Меерсон. - М., 1986.- 635 с.
21. Милославова, А.И. Адаптация как социально психологическое явление // Социальная психология и философия / А.И. Милославова. – Л., Наука, 1973. – Вып. 2., с.13-21.
22. Налчаджян, А.А. Социально-психологическая адаптация личности: формы, механизмы и стратегии [Текст] / А.А. Налчаджян. – Ереван: АН Армении ССР, 1988. – 263с.
23. Немов, Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. Кн.3.Психодиагностика / Р. С. Немов.- М.,- 1994.- 576 с.
24. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. – Москва 1977 – 480 с.
25. Общая психология / Под ред. В.В. Богословского.- М., 1981.- 383 с.
26. Парыгин, Б.Д. Основы социально-психологической теории / Б.Д. Парыгин. - М., 1971.- 351 с.
27. Петровский, А.В. Психология развивающейся личности [Текст] / А.В. Петровский. – М.: Педагогика, 1987. – 240с.
28. Петровский, А.В.. Ярошевский М.Г. История и теория психологии / А.В. Петровского. – Ростов – на – Дону: Издательство «Феникс», 1996. – 416 с.
29. Подольский, А.И. Исследование учебной деятельности студентов // Вопр. Психол. / А.И. Подольский. - 1990.- N 5.- С. 176-177.
30. Психология социальной работы / Под ред. Гулиной М.А.- СПб., Питер, 2002.
31. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методика и тесты. Учебное пособие [Текст] / Д.Я.Райгородский. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ – М», 2001. – 672с.
32. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста [Текст] / Ф. Райс. – СПб., 2000.
33. Реан, А.А. Психология адаптации личности: анализ, теория, практика / А.А. Реан. – С.-Петербург: Прайм-Еврознак, 2006.
34. Ромм, М.В. Адаптация личности в социуме / М.В. Ромм. - Новосибирск, Наука, 2002.
35. Селье, Г. Очерки об адаптационном синдроме.: Пер. с англ. / Г. Селье.- М., 1960.- 254 с.
36. Селье Г. Некоторые аспекты учения о стрессе// Хрестоматия по общей психологии/ Под общей ред. В.В. Петухова. М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2000. Выпуск II. С. 159—153.
37. Словарь практического психолога. / Сост. С. Ю. Головин. - Минск: Харвест, 1997.
38. Собчик, Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. Методическое руководство / Л.Н. Собчик. - Москва, 1990.- 75 с.
39. Султанов, Ф.Ф. Принципы, пути и особенности адаптации человека к аридным условиям // Тр. 13 съезда Всесоюз. физиол. о-в Ф.Ф. Султанов. - Л., - 1979. Т.1.- С. 422-424.
40. Тренинг развития жизненных целей. / Под ред. Е. Г. Трошихиной – СПб.: Речь, 2006 – 216 с.
41. Философские проблемы теории адаптации. / Под ред. Г.И. Царегородцева. - М., 1975.- 277 с.
42. Фрейд, А. Детский Психоанализ / А. Фрейд. - СПб, Питер, 2003.
43. Фролов, Ю.И. Психология подростка: хрестоматия [Текст] / Сост. Ю.И. Фролов. – М.: РПА, 1997. – 524с.
44. Хомик, Л.В. Социально-психологическая адаптация личности // К.: РУНЦ « ДИНИТ» / Л.В. Хомик. - 2001. – С.17 – 25.
45. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории Личности/ Л. Хьелл. - СПб., Питер, 2000.
46. Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани. - М.:, изд – во «Аст – пресс книга» 1999 – 325с.
47. Шульц, Д., Шульц, С.Э. История современной психологии / Д. Шульц. - СПб., Евразия, 1998.
48. Шустова, Н.Е. Социально – психологическая адаптация личности: теоретико-методологические основы: Учебно-методическое пособие / Н.Е. Шустова. – Балашов Изд – во «Николаев», 2002. - 56
49. Юревиц, А.Ж., Аверьянов, В.С., Виноградова, О.В. и др. Адаптация к профессиональной деятельности // Физиология трудовой деятельности (Основы современной физиологии) / Под ред. В.И. Медведева - СПб., 1993.- С. 209-284.
50. Яницкий, М.С. Адаптивный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики // Учебное пособие / М. С. Яницкий. – Кемерово, Кемеровский государственный университет, 1999 – 84 с.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
450 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55684 Дипломной работы — поможем найти подходящую