Спасибо вам за работу!!! Диплом защитился на отлично!!!! Удачи вам процветания вашей работе!)
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Актуальность проблемы. Одним из важнейших факторов, влияющих на поведение индивида, является его самооценка, то есть оценка самого себя, своих возможностей, качеств, достоинств, недостатков и места среди других людей; также это степень восприятия себя хорошим, компетентным, достойным уважения.
Внимание психологов привлекла не только проблема самооценки, но и причины, которые влияют на ее формирование (Адлер А., Архипова Е.А., Андрущенко Т.Ю., Кон И.С, К. Роджерс, Хорни К., Эриксон Э., и др.). Исследования, проведённые этими психологами, выявили факторы, которые оказывают значительное влияние на самооценку. Сложившаяся самооценка есть результат постоянного сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях. Человек, уже зная кое-что о себе, присматривается к другому человеку, сравнивает себя с ним, предполагает, что и тот не безразличен к его личностным качествам и поступкам, и все это входит в самооценку личности и определяет ее психологическое самочувствие.
Отечественные психологи (Божович Л.И, Кон И.С., Липкина А.И., Лисина М.И) рассматривая проблему самооценки человека, в первую очередь, подчеркивают важность его деятельности. Они считают, что самооценка, как и другие личностные образования, формируется в результате деятельности, и через осознание результатов своей деятельности человек приходит к осознанию себя как субъекта этой деятельности, к оценке своих возможностей и качеств. Причём, главную роль в формировании личности играет социальная среда, издержки семейного и школьного воспитания, коллектив и т. д. Факторы наследственного характера: тип нервной системы, физическое состояние организма и т. д. играют второстепенную роль.
В последние годы у многих детей и подростков отмечается тенденция к завышению самооценки (Р.В. Овчаров, В.И. Добряков, С.Ю. Мещерякова и др.) Завышенная самооценка, является причиной высокой конфликтности ребенка, его школьной неуспешности. Для коррекции школьных трудностей и гармоничного развития личности подростка необходимо создавать условия, направленные на формирование адекватной самооценки и реальных представлений о себе у подростков.
Психолого-педагогические условия подразумевают собой определенный набор дидактических и технических средств обучения, варьирование методов и приемов воспитания школьников. Целью реализации педагогических условий является актуализация зоны ближайшего развития подростка. Только изучив имеющийся уровень представлений о себе у подростков можно проектировать систему работы по коррекции самооценки и перспективу развития «Я-концепции» учащихся этой возрастной группы, способствующей социальной адаптированности, школьной успешности и гармоничному развитию личности учащихся 14-15 лет.
Анализируя теоретические источники, мы обнаружили противоречие между необходимостью формирования адекватных представлений о себе у подростков и недостаточностью использования эффективных условий развития данной сферы личности учащихся в педагогической практике.
Итак, в результате анализа существующих противоречий мы выявили проблему исследования: поиск оптимальных психолого-педагогических условий для формирования адекватных представлений о себе у подростков, формирования позитивной самооценки.
Все вышеизложенное определило тему исследования: «Социально-психологический тренинг как средство коррекции самооценки у подростков».
Цель исследования: дать теоретическое обоснование оптимальным психолого-педагогическим условиям, и разработать социально-психологический тренинг, способствующим коррекции самооценки у подростков.
Объект исследования: самооценка у подростков.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования социально-психологический тренинг, способствующим коррекции самооценки у подростков.
Гипотеза исследования: вероятно, что эффективными психолого-педагогическими условиями формирования представлений о себе у подростков и адекватной самооценки могут выступать:
- повышение уровня самосознания;
- повышение осознанности эмоционального состояния;
- развитие коммуникативных навыков и умений.
В соответствии с целью и гипотезой исследования решались следующие задачи:
1. Проанализировать психологическую и педагогическую отечественную и зарубежную литературу по проблеме самооценки у подростков.
2. Выявить возрастные особенности самооценки подростков.
3. Рассмотреть социально-психологический тренинг как средство развития личности подростка
4. Провести диагностику самооценки у подростков.
5. Разработать социально-психологический тренинг, с учетом психолого-педагогических условий, обеспечивающих формирование адекватных представлений о себе у подростков.
Методы исследования были выбраны с учетом специфики предмета и объекта, в соответствии с целью, задачами и гипотезой исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; обобщение, сравнение;
- эмпирические: изучение педагогического опыта, тестирование, проектирование.
База исследования: Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Нижнетагильский техникум металлообрабатывающих производств и сервиса» (ГОУ СПО НТТМПС) г. Н.Тагила. В исследовании приняли участие подростки I курса в составе 24 человек.
Практическое значение исследования заключается в разработке проекта деятельности педагога-психолога по созданию условий, необходимых для формирования адекватных представлений о себе у подростков. Представленный проект может быть использован в различных видах образовательных учреждений, в которых осуществляется воспитание и обучение подростков и лиц юношеского возраста (общеобразовательные школы, учреждения начального профессионального образования).
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты по проблеме коррекции самооценки у подростков посредством социально-психологического тренинга 7
1.1. Самооценка личности как психологический феномен 7
1.2. Самооценка как центральное образование Я-концепции личности подростка 19
1.3. Социально-психологический тренинг как средство развития личности подростка 25
Глава 2. Социально-психологический тренинг как средство коррекции самооценки у подростков 38
2.1. Изучение особенностей самооценки у подростков 38
2.2. Анализ результатов исследования самооценки подростков 43
2.3. Проект социально-психологического тренинга по коррекции
самооценки у подростков 49
Заключение 54
Список литературы 57
Приложения
Самооценка – это оценка личностью самого себя, своих возможностей, собственных качеств, достоинств, недостатков и места среди других людей. Самооценка определяет взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека, на развитие его личности. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний, целей, которые человек перед собой ставит.
Проблеме формирования особенностей самооценки посвящены исследования многих ученых: Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.И. Липкиной, Д.Я. Райгородского и др.
Подростки, изучая себя, представляют, что и другие люди тоже постоянно наблюдают за ними, оценивают их. Для подростка важно не только знать, какой он на самом деле, но и насколько значимы его индивидуальные особенности. Оценка своих качеств зависит от системы ценностей, сложившейся главным образом благодаря влиянию семьи и сверстников. Вот почему формирование адекватной самооценки является важнейшим фактором в общей социализации подростка.
Учитывая всю значимость данной проблемы, в практической части работы было проведено исследование. Цель исследовательской деятельности заключалась в том, чтобы подтвердить или опровергнуть предположение о том, что эффективными психолого-педагогическими условиями формирования представлений о себе у подростков и адекватной самооценки могут выступать:
- повышение уровня самосознания;
- повышение осознанности эмоционального состояния;
- развитие коммуникативных навыков и умений.
Исследование проходило на базе Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Нижнетагильский техникум металлообрабатывающих производств и сервиса» (ГОУ СПО НТТМПС) г. Н.Тагила. В исследовании приняли участие подростки I курса в составе 24 человек.
Диагностический инструментарий представлен несколькими методиками: тестом «20 определений» (авторы: М.Кун, Т.Макпартлэнд, в адаптации В.Л. Ситникова) и тестом «Исследование самооценки с помощью процедуры ранжирования».
В ходе исследования было выявлено, что большинство подростков исследуемой группы (91,7%) имеют положительное представление о себе, основанное на деятельностных, интеллектуальных, телесных и эмоциональных характеристиках. Незначительное количество учащихся (8,3%) имеют негативное представление о себе, основанное на тех же характеристиках, но данных с исключительной аутоагрессией. По непонятным причинам, для подростков исследуемой группы не значимы поведенческие и метафорические характеристики «Я образа».
Большинство подростков имеют адекватную самооценку (62,5%), остальные (37,5%) подростки - имеют завышенную самооценку, а значит, нуждаются в дополнительной психологической помощи, направленной на формирование адекватной самооценки, развитие реальных представлений о себе, повышение уровня самосознания, осознанности эмоционального состояния, развитие коммуникативных навыков и умений.
На основании результатов исследования был разработан проект деятельности педагога-психолога, направленный на формирование адекватной самооценки подростков, развитие представлений о своих реальных возможностях. Проект включает в себя: пояснительную записку, цель, задачи, конспекты занятий.
Таким образом, цель работы – выполнена, а гипотеза исследования – подтверждена. Действительно, эффективными психолого-педагогическими условиями формирования представлений о себе у подростков и адекватной самооценки могут выступать: повышение уровня самосознания; повышение осознанности эмоционального состояния; развитие коммуникативных навыков и умений.
1. Абульханова-Славская, К.А. Типология активности личности в социальной психологии [Текст] / К.А. Абульханова-Славская // Психология личности и образ жизни. - М., 1987. - С.10 - 14.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. - Москва: Просвещение, 1998. - 47 - 53с.
3. Берис, Р. Развитие Я - концепции и воспитание [Текст] / Р. Бернс. - Москва: Просвещение, 1986. - 12-328с.
4. Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе [Текст] / Л.И. Божович // Вопросы психологии. - 1979. - №2. - 12-20с.
5. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга [Текст] / И.В. Вачков. - М: Ось - 89, 1999. - 176 с.
6. Веренинина, И.М. Учебная деятельность подростка [Текст] / И.М. Веренинина // Советская педагогика. - 1990. - №3. - С.29 - 33.
7. Вульфов, К. Ребячий лидер - кто он? [Текст] / К. Вульфов // Воспитание школьников. - 1991. - №1. - С.32 - 34.
8. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст]: учеб. пособие / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика - Пресс, 1999. - 536 с. - 30000 экз. - ISBN 5-7155-0747-2.
9. Гомезо, М.В. Возрастная психология [Текст] / М.В. Гомезо, В.С. Герасимова, Г.Г. Горелова, Л.М. Орлова. - Москва: Просвещение, 1999. - С.345.
10. Даль, В. Толковый словарь живого русского языка [Текст] / В. Даль. - М., 1981. - Т.2.
11. Десятникова, Ю.М. Психологическое состояние старшеклассника при изменение социального окружения [Текст] / Ю.М. Десятникова // Вопросы психологии. - 1995. - №5. - С.18 - 20.
12. Дубровина, И.В. Психология [Текст]: учебник для сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина. - М.: Академия, 2001. - 464 с. - 5000 экз.
13. Дусавиукий, А.К. Развитие личности в учебной деятельности [Текст]: учеб. пособие / А.К. Дусавицкий. - М.: Дом педагогики, 1996. - 208 с. - 5000 экз. - ISBN 5-89149-003-X.
14. Казнова, Г.В. Взаимосвязь общественно полезной деятельности и общения подростков [Текст] // Вопросы психологии. - 1983. - № 3. - С.40-45
15. Кон, И.С. Психология старшеклассника [Текст]: учеб. пособие / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1982. - 207 с. - 300000 экз.
16. Кондратьев, М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения [Текст] / М.Ю. Кондратьев. - Москва: Просвещение, 1997. - 90 - 96 с.
17. Королев, Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях [Текст] / Ф.Ф. Королев // Сов. Педагогика, 1970. - №8. - С.1 - 3.
18. Краковский, А.П. О подростках [Текст]: учеб. пособие / А.П. Краковский. - М.: Педагогика, 1970. - 272 с. - 155000 экз.
19. Кричевский, Р.Л. О функции и идентификации во внутригрупповом межличностном общении [Текст]: материалы книги / Р.Л. Кричевский. - Психология межличностного познания // Под ред. А.А. Бодалёва. - Москва: Просвещение, 1981. - 37 - 42с.
20. Кузнецова, Г.И., Харченко В.Д. Психологические особенности недисциплинированности подростков [Текст]. - Вопросы психологии, 1981, № 6, 138-144 с.
21. Куракин, А.Т. Школьный ученический коллектив: проблемы, упражнения [Текст] / А.Т. Куракин, Л.И. Новикова. - М.: Знание, 1982. - 126 с.
22. Липкина, А.И. Критичность и самооценка в учебной деятельности [Текст] / А.И. Липкина, Л.А. Рыбак. - Москва: Просвещение, 1968. - 23 - 28 с.
23. Липкина, А.И. Самооценка школьника [Текст] / А.И. Липкина. - Москва: Просвещение, 1976. - 10 - 93 с.
24. Лозоцева, В.Н. Роль учителя в преодолении конфликтов между подростками-одноклассниками [Текст]. - Вопросы психологии, 1986, № 1, с.79-87
25. Матвеев, В.Ф., Лебедев А.В. Особенности отношения дезадаптированных подростков к личностным качествам людей [Текст] // Вопросы психологии. - 1984. - № 3. - С.73-78
26. Михайлова, Е.И. Социально-психологическая типология ответственности старших подростков и юношей [Текст] / Е.И. Михайлова // Мир психологии. - 1996. - №3. - С.121.
27. Мотков, А.А. Изучение личности подростков в учебной деятельности [Текст] / А.А. Мотков // Психологическая наука и образование. - 2003. - №1. - С.8 - 14.
28. Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст] / В.С. Мухина. - Москва: Просвещение, 1997. - 43 - 49 с.
29. Петровская, Л.А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга [Текст]. - М.: Изд-во МГУ, 1982 - 168с.
30. Психогимнастика в тренинге /Под ред.Н.Ю. Хрящёвой. - СПб.: Речь, Институт тренинга, 2002
31. Психологический словарь. - М.: Педагогика, 1996. - 444 с. - 400000 экз. - ISBN 5-250-00364-8.
32. Психология подростка [Текст] / Под ред.А. А. Реана. - СПб.: прайм - ЕВРОЗНАК, 2003. - 432 с. - 5000 экз. - ISBN 5-93878-087-X.
33. Резниченко, М.А. Особенности самооценки старших школьников при овладении способами учебной работы [Текст]. - Вопросы психологии, 1986, № 3, с.35-44
34. Ромек, В. Тренинг уверенности в межличностных отношениях [Текст]. - СПб.: Речь, 2003
35. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1973. - 424 с.
36. Савонько, Е.И. Оценка и самооценка как мотивы поведения школьников разного возраста [Текст] / Е.И. Савонько // Вопросы психологии. - 1969. - № 4. - 38 - 134 с.
37. Сафин, В.С. Устойчивость самооценки и механизм её сохранения [Текст] / В.С. Сафин // Вопросы психологии. - 1975. - № 3. - 34 - 40 с.
38. Сачкова, М.Е. Среднестатусный подросток в системе межличностных отношений школьного коллектива [Текст]: учеб - метод. пособие / М.Е. Сачкова. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2002. - 128 с. - 5000 экз. - ISBN 5-89502-374-6.
39. Ситников, А.П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Психологии. [Текст] / А.П. Ситников. - М.: Texнoлoгическая школа бизнеса, 1996. - 428 с.
40. Смит, М. Дж. Тренинг уверенности в себе [Текст]. С-П, 1999
41. Снегирева, Т.В. Восприятие сверстников и взрослых подростками и старшеклассниками [Текст]. - Вопросы психологии, 1985, № 5, с.61-71
42. Соколова, Е.Т., Чеснова, И.Г. Зависимость самооценки подростка от отношения к нему родителей [Текст]. - Вопросы психологии, 1986, № 2, с.110-117
43. Степанов, С.Ю., Костенчук, И.А. О рефлексивной организации тренинга развития коммуникативной компетенции педагогов // Модели рефлексии [Текст]. - Новосибирск. 1995. С.117-135.
44. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология [Текст]: учеб. пособие / Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 544 с. - 5000 экз. - ISBN 5-222-02731-7.
45. Торн, К, Маккей, Д. Тренинг. Настольная Книга Тренера / Пер. С А. Маслов. - Спб.: Питер, 2002
46. Фельдштейн, Д.И. Психология воспитания подростка [Текст] / Д.И. Фельдштейн. - М.: Знание, 1978. - 47 с.
47. Фельдштейн, Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка [Текст] // Вопросы психологии. - 1983. - №1. - С.17 - 28.
48. Философский словарь [Текст] / Под. ред.М. М. Розенталя. - М.: Политиздат, 1975. Изд.3-е. - 496с.
49. Шахова, И.П. Развитие интересов в старшем подростковом возрасте [Текст]. - Вопросы психологии, 1986, № 6, с.23-28
50. Шеффер, Д. Дети и подростки: Психология развития [Текст]: учеб. пособие / Д. Шеффер. - СПб.: Питер, 2003. - 976 с. - 3000 экз. - ISBN 5-94723-082-8.
51. Шумилин, Е.А. Психологическая характеристика личности старшеклассника [Текст] // Вопросы психологии. - 1982. - № 5. - С.72-79
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Актуальность проблемы. Одним из важнейших факторов, влияющих на поведение индивида, является его самооценка, то есть оценка самого себя, своих возможностей, качеств, достоинств, недостатков и места среди других людей; также это степень восприятия себя хорошим, компетентным, достойным уважения.
Внимание психологов привлекла не только проблема самооценки, но и причины, которые влияют на ее формирование (Адлер А., Архипова Е.А., Андрущенко Т.Ю., Кон И.С, К. Роджерс, Хорни К., Эриксон Э., и др.). Исследования, проведённые этими психологами, выявили факторы, которые оказывают значительное влияние на самооценку. Сложившаяся самооценка есть результат постоянного сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях. Человек, уже зная кое-что о себе, присматривается к другому человеку, сравнивает себя с ним, предполагает, что и тот не безразличен к его личностным качествам и поступкам, и все это входит в самооценку личности и определяет ее психологическое самочувствие.
Отечественные психологи (Божович Л.И, Кон И.С., Липкина А.И., Лисина М.И) рассматривая проблему самооценки человека, в первую очередь, подчеркивают важность его деятельности. Они считают, что самооценка, как и другие личностные образования, формируется в результате деятельности, и через осознание результатов своей деятельности человек приходит к осознанию себя как субъекта этой деятельности, к оценке своих возможностей и качеств. Причём, главную роль в формировании личности играет социальная среда, издержки семейного и школьного воспитания, коллектив и т. д. Факторы наследственного характера: тип нервной системы, физическое состояние организма и т. д. играют второстепенную роль.
В последние годы у многих детей и подростков отмечается тенденция к завышению самооценки (Р.В. Овчаров, В.И. Добряков, С.Ю. Мещерякова и др.) Завышенная самооценка, является причиной высокой конфликтности ребенка, его школьной неуспешности. Для коррекции школьных трудностей и гармоничного развития личности подростка необходимо создавать условия, направленные на формирование адекватной самооценки и реальных представлений о себе у подростков.
Психолого-педагогические условия подразумевают собой определенный набор дидактических и технических средств обучения, варьирование методов и приемов воспитания школьников. Целью реализации педагогических условий является актуализация зоны ближайшего развития подростка. Только изучив имеющийся уровень представлений о себе у подростков можно проектировать систему работы по коррекции самооценки и перспективу развития «Я-концепции» учащихся этой возрастной группы, способствующей социальной адаптированности, школьной успешности и гармоничному развитию личности учащихся 14-15 лет.
Анализируя теоретические источники, мы обнаружили противоречие между необходимостью формирования адекватных представлений о себе у подростков и недостаточностью использования эффективных условий развития данной сферы личности учащихся в педагогической практике.
Итак, в результате анализа существующих противоречий мы выявили проблему исследования: поиск оптимальных психолого-педагогических условий для формирования адекватных представлений о себе у подростков, формирования позитивной самооценки.
Все вышеизложенное определило тему исследования: «Социально-психологический тренинг как средство коррекции самооценки у подростков».
Цель исследования: дать теоретическое обоснование оптимальным психолого-педагогическим условиям, и разработать социально-психологический тренинг, способствующим коррекции самооценки у подростков.
Объект исследования: самооценка у подростков.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования социально-психологический тренинг, способствующим коррекции самооценки у подростков.
Гипотеза исследования: вероятно, что эффективными психолого-педагогическими условиями формирования представлений о себе у подростков и адекватной самооценки могут выступать:
- повышение уровня самосознания;
- повышение осознанности эмоционального состояния;
- развитие коммуникативных навыков и умений.
В соответствии с целью и гипотезой исследования решались следующие задачи:
1. Проанализировать психологическую и педагогическую отечественную и зарубежную литературу по проблеме самооценки у подростков.
2. Выявить возрастные особенности самооценки подростков.
3. Рассмотреть социально-психологический тренинг как средство развития личности подростка
4. Провести диагностику самооценки у подростков.
5. Разработать социально-психологический тренинг, с учетом психолого-педагогических условий, обеспечивающих формирование адекватных представлений о себе у подростков.
Методы исследования были выбраны с учетом специфики предмета и объекта, в соответствии с целью, задачами и гипотезой исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; обобщение, сравнение;
- эмпирические: изучение педагогического опыта, тестирование, проектирование.
База исследования: Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Нижнетагильский техникум металлообрабатывающих производств и сервиса» (ГОУ СПО НТТМПС) г. Н.Тагила. В исследовании приняли участие подростки I курса в составе 24 человек.
Практическое значение исследования заключается в разработке проекта деятельности педагога-психолога по созданию условий, необходимых для формирования адекватных представлений о себе у подростков. Представленный проект может быть использован в различных видах образовательных учреждений, в которых осуществляется воспитание и обучение подростков и лиц юношеского возраста (общеобразовательные школы, учреждения начального профессионального образования).
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты по проблеме коррекции самооценки у подростков посредством социально-психологического тренинга 7
1.1. Самооценка личности как психологический феномен 7
1.2. Самооценка как центральное образование Я-концепции личности подростка 19
1.3. Социально-психологический тренинг как средство развития личности подростка 25
Глава 2. Социально-психологический тренинг как средство коррекции самооценки у подростков 38
2.1. Изучение особенностей самооценки у подростков 38
2.2. Анализ результатов исследования самооценки подростков 43
2.3. Проект социально-психологического тренинга по коррекции
самооценки у подростков 49
Заключение 54
Список литературы 57
Приложения
Самооценка – это оценка личностью самого себя, своих возможностей, собственных качеств, достоинств, недостатков и места среди других людей. Самооценка определяет взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека, на развитие его личности. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний, целей, которые человек перед собой ставит.
Проблеме формирования особенностей самооценки посвящены исследования многих ученых: Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.И. Липкиной, Д.Я. Райгородского и др.
Подростки, изучая себя, представляют, что и другие люди тоже постоянно наблюдают за ними, оценивают их. Для подростка важно не только знать, какой он на самом деле, но и насколько значимы его индивидуальные особенности. Оценка своих качеств зависит от системы ценностей, сложившейся главным образом благодаря влиянию семьи и сверстников. Вот почему формирование адекватной самооценки является важнейшим фактором в общей социализации подростка.
Учитывая всю значимость данной проблемы, в практической части работы было проведено исследование. Цель исследовательской деятельности заключалась в том, чтобы подтвердить или опровергнуть предположение о том, что эффективными психолого-педагогическими условиями формирования представлений о себе у подростков и адекватной самооценки могут выступать:
- повышение уровня самосознания;
- повышение осознанности эмоционального состояния;
- развитие коммуникативных навыков и умений.
Исследование проходило на базе Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Нижнетагильский техникум металлообрабатывающих производств и сервиса» (ГОУ СПО НТТМПС) г. Н.Тагила. В исследовании приняли участие подростки I курса в составе 24 человек.
Диагностический инструментарий представлен несколькими методиками: тестом «20 определений» (авторы: М.Кун, Т.Макпартлэнд, в адаптации В.Л. Ситникова) и тестом «Исследование самооценки с помощью процедуры ранжирования».
В ходе исследования было выявлено, что большинство подростков исследуемой группы (91,7%) имеют положительное представление о себе, основанное на деятельностных, интеллектуальных, телесных и эмоциональных характеристиках. Незначительное количество учащихся (8,3%) имеют негативное представление о себе, основанное на тех же характеристиках, но данных с исключительной аутоагрессией. По непонятным причинам, для подростков исследуемой группы не значимы поведенческие и метафорические характеристики «Я образа».
Большинство подростков имеют адекватную самооценку (62,5%), остальные (37,5%) подростки - имеют завышенную самооценку, а значит, нуждаются в дополнительной психологической помощи, направленной на формирование адекватной самооценки, развитие реальных представлений о себе, повышение уровня самосознания, осознанности эмоционального состояния, развитие коммуникативных навыков и умений.
На основании результатов исследования был разработан проект деятельности педагога-психолога, направленный на формирование адекватной самооценки подростков, развитие представлений о своих реальных возможностях. Проект включает в себя: пояснительную записку, цель, задачи, конспекты занятий.
Таким образом, цель работы – выполнена, а гипотеза исследования – подтверждена. Действительно, эффективными психолого-педагогическими условиями формирования представлений о себе у подростков и адекватной самооценки могут выступать: повышение уровня самосознания; повышение осознанности эмоционального состояния; развитие коммуникативных навыков и умений.
1. Абульханова-Славская, К.А. Типология активности личности в социальной психологии [Текст] / К.А. Абульханова-Славская // Психология личности и образ жизни. - М., 1987. - С.10 - 14.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. - Москва: Просвещение, 1998. - 47 - 53с.
3. Берис, Р. Развитие Я - концепции и воспитание [Текст] / Р. Бернс. - Москва: Просвещение, 1986. - 12-328с.
4. Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе [Текст] / Л.И. Божович // Вопросы психологии. - 1979. - №2. - 12-20с.
5. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга [Текст] / И.В. Вачков. - М: Ось - 89, 1999. - 176 с.
6. Веренинина, И.М. Учебная деятельность подростка [Текст] / И.М. Веренинина // Советская педагогика. - 1990. - №3. - С.29 - 33.
7. Вульфов, К. Ребячий лидер - кто он? [Текст] / К. Вульфов // Воспитание школьников. - 1991. - №1. - С.32 - 34.
8. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст]: учеб. пособие / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика - Пресс, 1999. - 536 с. - 30000 экз. - ISBN 5-7155-0747-2.
9. Гомезо, М.В. Возрастная психология [Текст] / М.В. Гомезо, В.С. Герасимова, Г.Г. Горелова, Л.М. Орлова. - Москва: Просвещение, 1999. - С.345.
10. Даль, В. Толковый словарь живого русского языка [Текст] / В. Даль. - М., 1981. - Т.2.
11. Десятникова, Ю.М. Психологическое состояние старшеклассника при изменение социального окружения [Текст] / Ю.М. Десятникова // Вопросы психологии. - 1995. - №5. - С.18 - 20.
12. Дубровина, И.В. Психология [Текст]: учебник для сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина. - М.: Академия, 2001. - 464 с. - 5000 экз.
13. Дусавиукий, А.К. Развитие личности в учебной деятельности [Текст]: учеб. пособие / А.К. Дусавицкий. - М.: Дом педагогики, 1996. - 208 с. - 5000 экз. - ISBN 5-89149-003-X.
14. Казнова, Г.В. Взаимосвязь общественно полезной деятельности и общения подростков [Текст] // Вопросы психологии. - 1983. - № 3. - С.40-45
15. Кон, И.С. Психология старшеклассника [Текст]: учеб. пособие / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1982. - 207 с. - 300000 экз.
16. Кондратьев, М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения [Текст] / М.Ю. Кондратьев. - Москва: Просвещение, 1997. - 90 - 96 с.
17. Королев, Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях [Текст] / Ф.Ф. Королев // Сов. Педагогика, 1970. - №8. - С.1 - 3.
18. Краковский, А.П. О подростках [Текст]: учеб. пособие / А.П. Краковский. - М.: Педагогика, 1970. - 272 с. - 155000 экз.
19. Кричевский, Р.Л. О функции и идентификации во внутригрупповом межличностном общении [Текст]: материалы книги / Р.Л. Кричевский. - Психология межличностного познания // Под ред. А.А. Бодалёва. - Москва: Просвещение, 1981. - 37 - 42с.
20. Кузнецова, Г.И., Харченко В.Д. Психологические особенности недисциплинированности подростков [Текст]. - Вопросы психологии, 1981, № 6, 138-144 с.
21. Куракин, А.Т. Школьный ученический коллектив: проблемы, упражнения [Текст] / А.Т. Куракин, Л.И. Новикова. - М.: Знание, 1982. - 126 с.
22. Липкина, А.И. Критичность и самооценка в учебной деятельности [Текст] / А.И. Липкина, Л.А. Рыбак. - Москва: Просвещение, 1968. - 23 - 28 с.
23. Липкина, А.И. Самооценка школьника [Текст] / А.И. Липкина. - Москва: Просвещение, 1976. - 10 - 93 с.
24. Лозоцева, В.Н. Роль учителя в преодолении конфликтов между подростками-одноклассниками [Текст]. - Вопросы психологии, 1986, № 1, с.79-87
25. Матвеев, В.Ф., Лебедев А.В. Особенности отношения дезадаптированных подростков к личностным качествам людей [Текст] // Вопросы психологии. - 1984. - № 3. - С.73-78
26. Михайлова, Е.И. Социально-психологическая типология ответственности старших подростков и юношей [Текст] / Е.И. Михайлова // Мир психологии. - 1996. - №3. - С.121.
27. Мотков, А.А. Изучение личности подростков в учебной деятельности [Текст] / А.А. Мотков // Психологическая наука и образование. - 2003. - №1. - С.8 - 14.
28. Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст] / В.С. Мухина. - Москва: Просвещение, 1997. - 43 - 49 с.
29. Петровская, Л.А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга [Текст]. - М.: Изд-во МГУ, 1982 - 168с.
30. Психогимнастика в тренинге /Под ред.Н.Ю. Хрящёвой. - СПб.: Речь, Институт тренинга, 2002
31. Психологический словарь. - М.: Педагогика, 1996. - 444 с. - 400000 экз. - ISBN 5-250-00364-8.
32. Психология подростка [Текст] / Под ред.А. А. Реана. - СПб.: прайм - ЕВРОЗНАК, 2003. - 432 с. - 5000 экз. - ISBN 5-93878-087-X.
33. Резниченко, М.А. Особенности самооценки старших школьников при овладении способами учебной работы [Текст]. - Вопросы психологии, 1986, № 3, с.35-44
34. Ромек, В. Тренинг уверенности в межличностных отношениях [Текст]. - СПб.: Речь, 2003
35. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1973. - 424 с.
36. Савонько, Е.И. Оценка и самооценка как мотивы поведения школьников разного возраста [Текст] / Е.И. Савонько // Вопросы психологии. - 1969. - № 4. - 38 - 134 с.
37. Сафин, В.С. Устойчивость самооценки и механизм её сохранения [Текст] / В.С. Сафин // Вопросы психологии. - 1975. - № 3. - 34 - 40 с.
38. Сачкова, М.Е. Среднестатусный подросток в системе межличностных отношений школьного коллектива [Текст]: учеб - метод. пособие / М.Е. Сачкова. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2002. - 128 с. - 5000 экз. - ISBN 5-89502-374-6.
39. Ситников, А.П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Психологии. [Текст] / А.П. Ситников. - М.: Texнoлoгическая школа бизнеса, 1996. - 428 с.
40. Смит, М. Дж. Тренинг уверенности в себе [Текст]. С-П, 1999
41. Снегирева, Т.В. Восприятие сверстников и взрослых подростками и старшеклассниками [Текст]. - Вопросы психологии, 1985, № 5, с.61-71
42. Соколова, Е.Т., Чеснова, И.Г. Зависимость самооценки подростка от отношения к нему родителей [Текст]. - Вопросы психологии, 1986, № 2, с.110-117
43. Степанов, С.Ю., Костенчук, И.А. О рефлексивной организации тренинга развития коммуникативной компетенции педагогов // Модели рефлексии [Текст]. - Новосибирск. 1995. С.117-135.
44. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология [Текст]: учеб. пособие / Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 544 с. - 5000 экз. - ISBN 5-222-02731-7.
45. Торн, К, Маккей, Д. Тренинг. Настольная Книга Тренера / Пер. С А. Маслов. - Спб.: Питер, 2002
46. Фельдштейн, Д.И. Психология воспитания подростка [Текст] / Д.И. Фельдштейн. - М.: Знание, 1978. - 47 с.
47. Фельдштейн, Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка [Текст] // Вопросы психологии. - 1983. - №1. - С.17 - 28.
48. Философский словарь [Текст] / Под. ред.М. М. Розенталя. - М.: Политиздат, 1975. Изд.3-е. - 496с.
49. Шахова, И.П. Развитие интересов в старшем подростковом возрасте [Текст]. - Вопросы психологии, 1986, № 6, с.23-28
50. Шеффер, Д. Дети и подростки: Психология развития [Текст]: учеб. пособие / Д. Шеффер. - СПб.: Питер, 2003. - 976 с. - 3000 экз. - ISBN 5-94723-082-8.
51. Шумилин, Е.А. Психологическая характеристика личности старшеклассника [Текст] // Вопросы психологии. - 1982. - № 5. - С.72-79
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
700 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55693 Дипломной работы — поможем найти подходящую