Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Социально-психологический тренинг как средство коррекции самооценки у подростков

  • 60 страниц
  • 2012 год
  • 1074 просмотра
  • 0 покупок
Автор работы

Ася76

Буду рада сотрудничеству, сделаю работу как себе

700 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Актуальность проблемы. Одним из важнейших факторов, влияющих на поведение индивида, является его самооценка, то есть оценка самого себя, своих возможностей, качеств, достоинств, недостатков и места среди других людей; также это степень восприятия себя хорошим, компетентным, достойным уважения.
Внимание психологов привлекла не только проблема самооценки, но и причины, которые влияют на ее формирование (Адлер А., Архипова Е.А., Андрущенко Т.Ю., Кон И.С, К. Роджерс, Хорни К., Эриксон Э., и др.). Исследования, проведённые этими психологами, выявили факторы, которые оказывают значительное влияние на самооценку. Сложившаяся самооценка есть результат постоянного сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях. Человек, уже зная кое-что о себе, присматривается к другому человеку, сравнивает себя с ним, предполагает, что и тот не безразличен к его личностным качествам и поступкам, и все это входит в самооценку личности и определяет ее психологическое самочувствие.
Отечественные психологи (Божович Л.И, Кон И.С., Липкина А.И., Лисина М.И) рассматривая проблему самооценки человека, в первую очередь, подчеркивают важность его деятельности. Они считают, что самооценка, как и другие личностные образования, формируется в результате деятельности, и через осознание результатов своей деятельности человек приходит к осознанию себя как субъекта этой деятельности, к оценке своих возможностей и качеств. Причём, главную роль в формировании личности играет социальная среда, издержки семейного и школьного воспитания, коллектив и т. д. Факторы наследственного характера: тип нервной системы, физическое состояние организма и т. д. играют второстепенную роль.
В последние годы у многих детей и подростков отмечается тенденция к завышению самооценки (Р.В. Овчаров, В.И. Добряков, С.Ю. Мещерякова и др.) Завышенная самооценка, является причиной высокой конфликтности ребенка, его школьной неуспешности. Для коррекции школьных трудностей и гармоничного развития личности подростка необходимо создавать условия, направленные на формирование адекватной самооценки и реальных представлений о себе у подростков.
Психолого-педагогические условия подразумевают собой определенный набор дидактических и технических средств обучения, варьирование методов и приемов воспитания школьников. Целью реализации педагогических условий является актуализация зоны ближайшего развития подростка. Только изучив имеющийся уровень представлений о себе у подростков можно проектировать систему работы по коррекции самооценки и перспективу развития «Я-концепции» учащихся этой возрастной группы, способствующей социальной адаптированности, школьной успешности и гармоничному развитию личности учащихся 14-15 лет.
Анализируя теоретические источники, мы обнаружили противоречие между необходимостью формирования адекватных представлений о себе у подростков и недостаточностью использования эффективных условий развития данной сферы личности учащихся в педагогической практике.
Итак, в результате анализа существующих противоречий мы выявили проблему исследования: поиск оптимальных психолого-педагогических условий для формирования адекватных представлений о себе у подростков, формирования позитивной самооценки.
Все вышеизложенное определило тему исследования: «Социально-психологический тренинг как средство коррекции самооценки у подростков».
Цель исследования: дать теоретическое обоснование оптимальным психолого-педагогическим условиям, и разработать социально-психологический тренинг, способствующим коррекции самооценки у подростков.
Объект исследования: самооценка у подростков.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования социально-психологический тренинг, способствующим коррекции самооценки у подростков.
Гипотеза исследования: вероятно, что эффективными психолого-педагогическими условиями формирования представлений о себе у подростков и адекватной самооценки могут выступать:
- повышение уровня самосознания;
- повышение осознанности эмоционального состояния;
- развитие коммуникативных навыков и умений.
В соответствии с целью и гипотезой исследования решались следующие задачи:
1. Проанализировать психологическую и педагогическую отечественную и зарубежную литературу по проблеме самооценки у подростков.
2. Выявить возрастные особенности самооценки подростков.
3. Рассмотреть социально-психологический тренинг как средство развития личности подростка
4. Провести диагностику самооценки у подростков.
5. Разработать социально-психологический тренинг, с учетом психолого-педагогических условий, обеспечивающих формирование адекватных представлений о себе у подростков.
Методы исследования были выбраны с учетом специфики предмета и объекта, в соответствии с целью, задачами и гипотезой исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; обобщение, сравнение;
- эмпирические: изучение педагогического опыта, тестирование, проектирование.
База исследования: Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Нижнетагильский техникум металлообрабатывающих производств и сервиса» (ГОУ СПО НТТМПС) г. Н.Тагила. В исследовании приняли участие подростки I курса в составе 24 человек.
Практическое значение исследования заключается в разработке проекта деятельности педагога-психолога по созданию условий, необходимых для формирования адекватных представлений о себе у подростков. Представленный проект может быть использован в различных видах образовательных учреждений, в которых осуществляется воспитание и обучение подростков и лиц юношеского возраста (общеобразовательные школы, учреждения начального профессионального образования).

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты по проблеме коррекции самооценки у подростков посредством социально-психологического тренинга 7
1.1. Самооценка личности как психологический феномен 7
1.2. Самооценка как центральное образование Я-концепции личности подростка 19
1.3. Социально-психологический тренинг как средство развития личности подростка 25
Глава 2. Социально-психологический тренинг как средство коррекции самооценки у подростков 38
2.1. Изучение особенностей самооценки у подростков 38
2.2. Анализ результатов исследования самооценки подростков 43
2.3. Проект социально-психологического тренинга по коррекции
самооценки у подростков 49
Заключение 54
Список литературы 57
Приложения

Самооценка – это оценка личностью самого себя, своих возможностей, собственных качеств, достоинств, недостатков и места среди других людей. Самооценка определяет взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека, на развитие его личности. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний, целей, которые человек перед собой ставит.
Проблеме формирования особенностей самооценки посвящены исследования многих ученых: Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.И. Липкиной, Д.Я. Райгородского и др.
Подростки, изучая себя, представляют, что и другие люди тоже постоянно наблюдают за ними, оценивают их. Для подростка важно не только знать, какой он на самом деле, но и насколько значимы его индивидуальные особенности. Оценка своих качеств зависит от системы ценностей, сложившейся главным образом благодаря влиянию семьи и сверстников. Вот почему формирование адекватной самооценки является важнейшим фактором в общей социализации подростка.
Учитывая всю значимость данной проблемы, в практической части работы было проведено исследование. Цель исследовательской деятельности заключалась в том, чтобы подтвердить или опровергнуть предположение о том, что эффективными психолого-педагогическими условиями формирования представлений о себе у подростков и адекватной самооценки могут выступать:
- повышение уровня самосознания;
- повышение осознанности эмоционального состояния;
- развитие коммуникативных навыков и умений.
Исследование проходило на базе Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Нижнетагильский техникум металлообрабатывающих производств и сервиса» (ГОУ СПО НТТМПС) г. Н.Тагила. В исследовании приняли участие подростки I курса в составе 24 человек.
Диагностический инструментарий представлен несколькими методиками: тестом «20 определений» (авторы: М.Кун, Т.Макпартлэнд, в адаптации В.Л. Ситникова) и тестом «Исследование самооценки с помощью процедуры ранжирования».
В ходе исследования было выявлено, что большинство подростков исследуемой группы (91,7%) имеют положительное представление о себе, основанное на деятельностных, интеллектуальных, телесных и эмоциональных характеристиках. Незначительное количество учащихся (8,3%) имеют негативное представление о себе, основанное на тех же характеристиках, но данных с исключительной аутоагрессией. По непонятным причинам, для подростков исследуемой группы не значимы поведенческие и метафорические характеристики «Я образа».
Большинство подростков имеют адекватную самооценку (62,5%), остальные (37,5%) подростки - имеют завышенную самооценку, а значит, нуждаются в дополнительной психологической помощи, направленной на формирование адекватной самооценки, развитие реальных представлений о себе, повышение уровня самосознания, осознанности эмоционального состояния, развитие коммуникативных навыков и умений.
На основании результатов исследования был разработан проект деятельности педагога-психолога, направленный на формирование адекватной самооценки подростков, развитие представлений о своих реальных возможностях. Проект включает в себя: пояснительную записку, цель, задачи, конспекты занятий.
Таким образом, цель работы – выполнена, а гипотеза исследования – подтверждена. Действительно, эффективными психолого-педагогическими условиями формирования представлений о себе у подростков и адекватной самооценки могут выступать: повышение уровня самосознания; повышение осознанности эмоционального состояния; развитие коммуникативных навыков и умений.

1. Абульханова-Славская, К.А. Типология активности личности в социальной психологии [Текст] / К.А. Абульханова-Славская // Психология личности и образ жизни. - М., 1987. - С.10 - 14.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. - Москва: Просвещение, 1998. - 47 - 53с.
3. Берис, Р. Развитие Я - концепции и воспитание [Текст] / Р. Бернс. - Москва: Просвещение, 1986. - 12-328с.
4. Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе [Текст] / Л.И. Божович // Вопросы психологии. - 1979. - №2. - 12-20с.
5. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга [Текст] / И.В. Вачков. - М: Ось - 89, 1999. - 176 с.
6. Веренинина, И.М. Учебная деятельность подростка [Текст] / И.М. Веренинина // Советская педагогика. - 1990. - №3. - С.29 - 33.
7. Вульфов, К. Ребячий лидер - кто он? [Текст] / К. Вульфов // Воспитание школьников. - 1991. - №1. - С.32 - 34.
8. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст]: учеб. пособие / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика - Пресс, 1999. - 536 с. - 30000 экз. - ISBN 5-7155-0747-2.
9. Гомезо, М.В. Возрастная психология [Текст] / М.В. Гомезо, В.С. Герасимова, Г.Г. Горелова, Л.М. Орлова. - Москва: Просвещение, 1999. - С.345.
10. Даль, В. Толковый словарь живого русского языка [Текст] / В. Даль. - М., 1981. - Т.2.
11. Десятникова, Ю.М. Психологическое состояние старшеклассника при изменение социального окружения [Текст] / Ю.М. Десятникова // Вопросы психологии. - 1995. - №5. - С.18 - 20.
12. Дубровина, И.В. Психология [Текст]: учебник для сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина. - М.: Академия, 2001. - 464 с. - 5000 экз.
13. Дусавиукий, А.К. Развитие личности в учебной деятельности [Текст]: учеб. пособие / А.К. Дусавицкий. - М.: Дом педагогики, 1996. - 208 с. - 5000 экз. - ISBN 5-89149-003-X.
14. Казнова, Г.В. Взаимосвязь общественно полезной деятельности и общения подростков [Текст] // Вопросы психологии. - 1983. - № 3. - С.40-45
15. Кон, И.С. Психология старшеклассника [Текст]: учеб. пособие / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1982. - 207 с. - 300000 экз.
16. Кондратьев, М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения [Текст] / М.Ю. Кондратьев. - Москва: Просвещение, 1997. - 90 - 96 с.
17. Королев, Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях [Текст] / Ф.Ф. Королев // Сов. Педагогика, 1970. - №8. - С.1 - 3.
18. Краковский, А.П. О подростках [Текст]: учеб. пособие / А.П. Краковский. - М.: Педагогика, 1970. - 272 с. - 155000 экз.
19. Кричевский, Р.Л. О функции и идентификации во внутригрупповом межличностном общении [Текст]: материалы книги / Р.Л. Кричевский. - Психология межличностного познания // Под ред. А.А. Бодалёва. - Москва: Просвещение, 1981. - 37 - 42с.
20. Кузнецова, Г.И., Харченко В.Д. Психологические особенности недисциплинированности подростков [Текст]. - Вопросы психологии, 1981, № 6, 138-144 с.
21. Куракин, А.Т. Школьный ученический коллектив: проблемы, упражнения [Текст] / А.Т. Куракин, Л.И. Новикова. - М.: Знание, 1982. - 126 с.
22. Липкина, А.И. Критичность и самооценка в учебной деятельности [Текст] / А.И. Липкина, Л.А. Рыбак. - Москва: Просвещение, 1968. - 23 - 28 с.
23. Липкина, А.И. Самооценка школьника [Текст] / А.И. Липкина. - Москва: Просвещение, 1976. - 10 - 93 с.
24. Лозоцева, В.Н. Роль учителя в преодолении конфликтов между подростками-одноклассниками [Текст]. - Вопросы психологии, 1986, № 1, с.79-87
25. Матвеев, В.Ф., Лебедев А.В. Особенности отношения дезадаптированных подростков к личностным качествам людей [Текст] // Вопросы психологии. - 1984. - № 3. - С.73-78
26. Михайлова, Е.И. Социально-психологическая типология ответственности старших подростков и юношей [Текст] / Е.И. Михайлова // Мир психологии. - 1996. - №3. - С.121.
27. Мотков, А.А. Изучение личности подростков в учебной деятельности [Текст] / А.А. Мотков // Психологическая наука и образование. - 2003. - №1. - С.8 - 14.
28. Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст] / В.С. Мухина. - Москва: Просвещение, 1997. - 43 - 49 с.
29. Петровская, Л.А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга [Текст]. - М.: Изд-во МГУ, 1982 - 168с.
30. Психогимнастика в тренинге /Под ред.Н.Ю. Хрящёвой. - СПб.: Речь, Институт тренинга, 2002
31. Психологический словарь. - М.: Педагогика, 1996. - 444 с. - 400000 экз. - ISBN 5-250-00364-8.
32. Психология подростка [Текст] / Под ред.А. А. Реана. - СПб.: прайм - ЕВРОЗНАК, 2003. - 432 с. - 5000 экз. - ISBN 5-93878-087-X.
33. Резниченко, М.А. Особенности самооценки старших школьников при овладении способами учебной работы [Текст]. - Вопросы психологии, 1986, № 3, с.35-44
34. Ромек, В. Тренинг уверенности в межличностных отношениях [Текст]. - СПб.: Речь, 2003
35. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1973. - 424 с.
36. Савонько, Е.И. Оценка и самооценка как мотивы поведения школьников разного возраста [Текст] / Е.И. Савонько // Вопросы психологии. - 1969. - № 4. - 38 - 134 с.
37. Сафин, В.С. Устойчивость самооценки и механизм её сохранения [Текст] / В.С. Сафин // Вопросы психологии. - 1975. - № 3. - 34 - 40 с.
38. Сачкова, М.Е. Среднестатусный подросток в системе межличностных отношений школьного коллектива [Текст]: учеб - метод. пособие / М.Е. Сачкова. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2002. - 128 с. - 5000 экз. - ISBN 5-89502-374-6.
39. Ситников, А.П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Психологии. [Текст] / А.П. Ситников. - М.: Texнoлoгическая школа бизнеса, 1996. - 428 с.
40. Смит, М. Дж. Тренинг уверенности в себе [Текст]. С-П, 1999
41. Снегирева, Т.В. Восприятие сверстников и взрослых подростками и старшеклассниками [Текст]. - Вопросы психологии, 1985, № 5, с.61-71
42. Соколова, Е.Т., Чеснова, И.Г. Зависимость самооценки подростка от отношения к нему родителей [Текст]. - Вопросы психологии, 1986, № 2, с.110-117
43. Степанов, С.Ю., Костенчук, И.А. О рефлексивной организации тренинга развития коммуникативной компетенции педагогов // Модели рефлексии [Текст]. - Новосибирск. 1995. С.117-135.
44. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология [Текст]: учеб. пособие / Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 544 с. - 5000 экз. - ISBN 5-222-02731-7.
45. Торн, К, Маккей, Д. Тренинг. Настольная Книга Тренера / Пер. С А. Маслов. - Спб.: Питер, 2002
46. Фельдштейн, Д.И. Психология воспитания подростка [Текст] / Д.И. Фельдштейн. - М.: Знание, 1978. - 47 с.
47. Фельдштейн, Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка [Текст] // Вопросы психологии. - 1983. - №1. - С.17 - 28.
48. Философский словарь [Текст] / Под. ред.М. М. Розенталя. - М.: Политиздат, 1975. Изд.3-е. - 496с.
49. Шахова, И.П. Развитие интересов в старшем подростковом возрасте [Текст]. - Вопросы психологии, 1986, № 6, с.23-28
50. Шеффер, Д. Дети и подростки: Психология развития [Текст]: учеб. пособие / Д. Шеффер. - СПб.: Питер, 2003. - 976 с. - 3000 экз. - ISBN 5-94723-082-8.
51. Шумилин, Е.А. Психологическая характеристика личности старшеклассника [Текст] // Вопросы психологии. - 1982. - № 5. - С.72-79

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Оставляя свои контактные данные и нажимая «Заказать Дипломную работу», я соглашаюсь пройти процедуру регистрации на Платформе, принимаю условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности в целях заключения соглашения.

Фрагменты работ

Актуальность проблемы. Одним из важнейших факторов, влияющих на поведение индивида, является его самооценка, то есть оценка самого себя, своих возможностей, качеств, достоинств, недостатков и места среди других людей; также это степень восприятия себя хорошим, компетентным, достойным уважения.
Внимание психологов привлекла не только проблема самооценки, но и причины, которые влияют на ее формирование (Адлер А., Архипова Е.А., Андрущенко Т.Ю., Кон И.С, К. Роджерс, Хорни К., Эриксон Э., и др.). Исследования, проведённые этими психологами, выявили факторы, которые оказывают значительное влияние на самооценку. Сложившаяся самооценка есть результат постоянного сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях. Человек, уже зная кое-что о себе, присматривается к другому человеку, сравнивает себя с ним, предполагает, что и тот не безразличен к его личностным качествам и поступкам, и все это входит в самооценку личности и определяет ее психологическое самочувствие.
Отечественные психологи (Божович Л.И, Кон И.С., Липкина А.И., Лисина М.И) рассматривая проблему самооценки человека, в первую очередь, подчеркивают важность его деятельности. Они считают, что самооценка, как и другие личностные образования, формируется в результате деятельности, и через осознание результатов своей деятельности человек приходит к осознанию себя как субъекта этой деятельности, к оценке своих возможностей и качеств. Причём, главную роль в формировании личности играет социальная среда, издержки семейного и школьного воспитания, коллектив и т. д. Факторы наследственного характера: тип нервной системы, физическое состояние организма и т. д. играют второстепенную роль.
В последние годы у многих детей и подростков отмечается тенденция к завышению самооценки (Р.В. Овчаров, В.И. Добряков, С.Ю. Мещерякова и др.) Завышенная самооценка, является причиной высокой конфликтности ребенка, его школьной неуспешности. Для коррекции школьных трудностей и гармоничного развития личности подростка необходимо создавать условия, направленные на формирование адекватной самооценки и реальных представлений о себе у подростков.
Психолого-педагогические условия подразумевают собой определенный набор дидактических и технических средств обучения, варьирование методов и приемов воспитания школьников. Целью реализации педагогических условий является актуализация зоны ближайшего развития подростка. Только изучив имеющийся уровень представлений о себе у подростков можно проектировать систему работы по коррекции самооценки и перспективу развития «Я-концепции» учащихся этой возрастной группы, способствующей социальной адаптированности, школьной успешности и гармоничному развитию личности учащихся 14-15 лет.
Анализируя теоретические источники, мы обнаружили противоречие между необходимостью формирования адекватных представлений о себе у подростков и недостаточностью использования эффективных условий развития данной сферы личности учащихся в педагогической практике.
Итак, в результате анализа существующих противоречий мы выявили проблему исследования: поиск оптимальных психолого-педагогических условий для формирования адекватных представлений о себе у подростков, формирования позитивной самооценки.
Все вышеизложенное определило тему исследования: «Социально-психологический тренинг как средство коррекции самооценки у подростков».
Цель исследования: дать теоретическое обоснование оптимальным психолого-педагогическим условиям, и разработать социально-психологический тренинг, способствующим коррекции самооценки у подростков.
Объект исследования: самооценка у подростков.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования социально-психологический тренинг, способствующим коррекции самооценки у подростков.
Гипотеза исследования: вероятно, что эффективными психолого-педагогическими условиями формирования представлений о себе у подростков и адекватной самооценки могут выступать:
- повышение уровня самосознания;
- повышение осознанности эмоционального состояния;
- развитие коммуникативных навыков и умений.
В соответствии с целью и гипотезой исследования решались следующие задачи:
1. Проанализировать психологическую и педагогическую отечественную и зарубежную литературу по проблеме самооценки у подростков.
2. Выявить возрастные особенности самооценки подростков.
3. Рассмотреть социально-психологический тренинг как средство развития личности подростка
4. Провести диагностику самооценки у подростков.
5. Разработать социально-психологический тренинг, с учетом психолого-педагогических условий, обеспечивающих формирование адекватных представлений о себе у подростков.
Методы исследования были выбраны с учетом специфики предмета и объекта, в соответствии с целью, задачами и гипотезой исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; обобщение, сравнение;
- эмпирические: изучение педагогического опыта, тестирование, проектирование.
База исследования: Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Нижнетагильский техникум металлообрабатывающих производств и сервиса» (ГОУ СПО НТТМПС) г. Н.Тагила. В исследовании приняли участие подростки I курса в составе 24 человек.
Практическое значение исследования заключается в разработке проекта деятельности педагога-психолога по созданию условий, необходимых для формирования адекватных представлений о себе у подростков. Представленный проект может быть использован в различных видах образовательных учреждений, в которых осуществляется воспитание и обучение подростков и лиц юношеского возраста (общеобразовательные школы, учреждения начального профессионального образования).

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты по проблеме коррекции самооценки у подростков посредством социально-психологического тренинга 7
1.1. Самооценка личности как психологический феномен 7
1.2. Самооценка как центральное образование Я-концепции личности подростка 19
1.3. Социально-психологический тренинг как средство развития личности подростка 25
Глава 2. Социально-психологический тренинг как средство коррекции самооценки у подростков 38
2.1. Изучение особенностей самооценки у подростков 38
2.2. Анализ результатов исследования самооценки подростков 43
2.3. Проект социально-психологического тренинга по коррекции
самооценки у подростков 49
Заключение 54
Список литературы 57
Приложения

Самооценка – это оценка личностью самого себя, своих возможностей, собственных качеств, достоинств, недостатков и места среди других людей. Самооценка определяет взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека, на развитие его личности. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний, целей, которые человек перед собой ставит.
Проблеме формирования особенностей самооценки посвящены исследования многих ученых: Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.И. Липкиной, Д.Я. Райгородского и др.
Подростки, изучая себя, представляют, что и другие люди тоже постоянно наблюдают за ними, оценивают их. Для подростка важно не только знать, какой он на самом деле, но и насколько значимы его индивидуальные особенности. Оценка своих качеств зависит от системы ценностей, сложившейся главным образом благодаря влиянию семьи и сверстников. Вот почему формирование адекватной самооценки является важнейшим фактором в общей социализации подростка.
Учитывая всю значимость данной проблемы, в практической части работы было проведено исследование. Цель исследовательской деятельности заключалась в том, чтобы подтвердить или опровергнуть предположение о том, что эффективными психолого-педагогическими условиями формирования представлений о себе у подростков и адекватной самооценки могут выступать:
- повышение уровня самосознания;
- повышение осознанности эмоционального состояния;
- развитие коммуникативных навыков и умений.
Исследование проходило на базе Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Нижнетагильский техникум металлообрабатывающих производств и сервиса» (ГОУ СПО НТТМПС) г. Н.Тагила. В исследовании приняли участие подростки I курса в составе 24 человек.
Диагностический инструментарий представлен несколькими методиками: тестом «20 определений» (авторы: М.Кун, Т.Макпартлэнд, в адаптации В.Л. Ситникова) и тестом «Исследование самооценки с помощью процедуры ранжирования».
В ходе исследования было выявлено, что большинство подростков исследуемой группы (91,7%) имеют положительное представление о себе, основанное на деятельностных, интеллектуальных, телесных и эмоциональных характеристиках. Незначительное количество учащихся (8,3%) имеют негативное представление о себе, основанное на тех же характеристиках, но данных с исключительной аутоагрессией. По непонятным причинам, для подростков исследуемой группы не значимы поведенческие и метафорические характеристики «Я образа».
Большинство подростков имеют адекватную самооценку (62,5%), остальные (37,5%) подростки - имеют завышенную самооценку, а значит, нуждаются в дополнительной психологической помощи, направленной на формирование адекватной самооценки, развитие реальных представлений о себе, повышение уровня самосознания, осознанности эмоционального состояния, развитие коммуникативных навыков и умений.
На основании результатов исследования был разработан проект деятельности педагога-психолога, направленный на формирование адекватной самооценки подростков, развитие представлений о своих реальных возможностях. Проект включает в себя: пояснительную записку, цель, задачи, конспекты занятий.
Таким образом, цель работы – выполнена, а гипотеза исследования – подтверждена. Действительно, эффективными психолого-педагогическими условиями формирования представлений о себе у подростков и адекватной самооценки могут выступать: повышение уровня самосознания; повышение осознанности эмоционального состояния; развитие коммуникативных навыков и умений.

1. Абульханова-Славская, К.А. Типология активности личности в социальной психологии [Текст] / К.А. Абульханова-Славская // Психология личности и образ жизни. - М., 1987. - С.10 - 14.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. - Москва: Просвещение, 1998. - 47 - 53с.
3. Берис, Р. Развитие Я - концепции и воспитание [Текст] / Р. Бернс. - Москва: Просвещение, 1986. - 12-328с.
4. Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе [Текст] / Л.И. Божович // Вопросы психологии. - 1979. - №2. - 12-20с.
5. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга [Текст] / И.В. Вачков. - М: Ось - 89, 1999. - 176 с.
6. Веренинина, И.М. Учебная деятельность подростка [Текст] / И.М. Веренинина // Советская педагогика. - 1990. - №3. - С.29 - 33.
7. Вульфов, К. Ребячий лидер - кто он? [Текст] / К. Вульфов // Воспитание школьников. - 1991. - №1. - С.32 - 34.
8. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст]: учеб. пособие / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика - Пресс, 1999. - 536 с. - 30000 экз. - ISBN 5-7155-0747-2.
9. Гомезо, М.В. Возрастная психология [Текст] / М.В. Гомезо, В.С. Герасимова, Г.Г. Горелова, Л.М. Орлова. - Москва: Просвещение, 1999. - С.345.
10. Даль, В. Толковый словарь живого русского языка [Текст] / В. Даль. - М., 1981. - Т.2.
11. Десятникова, Ю.М. Психологическое состояние старшеклассника при изменение социального окружения [Текст] / Ю.М. Десятникова // Вопросы психологии. - 1995. - №5. - С.18 - 20.
12. Дубровина, И.В. Психология [Текст]: учебник для сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина. - М.: Академия, 2001. - 464 с. - 5000 экз.
13. Дусавиукий, А.К. Развитие личности в учебной деятельности [Текст]: учеб. пособие / А.К. Дусавицкий. - М.: Дом педагогики, 1996. - 208 с. - 5000 экз. - ISBN 5-89149-003-X.
14. Казнова, Г.В. Взаимосвязь общественно полезной деятельности и общения подростков [Текст] // Вопросы психологии. - 1983. - № 3. - С.40-45
15. Кон, И.С. Психология старшеклассника [Текст]: учеб. пособие / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1982. - 207 с. - 300000 экз.
16. Кондратьев, М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения [Текст] / М.Ю. Кондратьев. - Москва: Просвещение, 1997. - 90 - 96 с.
17. Королев, Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях [Текст] / Ф.Ф. Королев // Сов. Педагогика, 1970. - №8. - С.1 - 3.
18. Краковский, А.П. О подростках [Текст]: учеб. пособие / А.П. Краковский. - М.: Педагогика, 1970. - 272 с. - 155000 экз.
19. Кричевский, Р.Л. О функции и идентификации во внутригрупповом межличностном общении [Текст]: материалы книги / Р.Л. Кричевский. - Психология межличностного познания // Под ред. А.А. Бодалёва. - Москва: Просвещение, 1981. - 37 - 42с.
20. Кузнецова, Г.И., Харченко В.Д. Психологические особенности недисциплинированности подростков [Текст]. - Вопросы психологии, 1981, № 6, 138-144 с.
21. Куракин, А.Т. Школьный ученический коллектив: проблемы, упражнения [Текст] / А.Т. Куракин, Л.И. Новикова. - М.: Знание, 1982. - 126 с.
22. Липкина, А.И. Критичность и самооценка в учебной деятельности [Текст] / А.И. Липкина, Л.А. Рыбак. - Москва: Просвещение, 1968. - 23 - 28 с.
23. Липкина, А.И. Самооценка школьника [Текст] / А.И. Липкина. - Москва: Просвещение, 1976. - 10 - 93 с.
24. Лозоцева, В.Н. Роль учителя в преодолении конфликтов между подростками-одноклассниками [Текст]. - Вопросы психологии, 1986, № 1, с.79-87
25. Матвеев, В.Ф., Лебедев А.В. Особенности отношения дезадаптированных подростков к личностным качествам людей [Текст] // Вопросы психологии. - 1984. - № 3. - С.73-78
26. Михайлова, Е.И. Социально-психологическая типология ответственности старших подростков и юношей [Текст] / Е.И. Михайлова // Мир психологии. - 1996. - №3. - С.121.
27. Мотков, А.А. Изучение личности подростков в учебной деятельности [Текст] / А.А. Мотков // Психологическая наука и образование. - 2003. - №1. - С.8 - 14.
28. Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст] / В.С. Мухина. - Москва: Просвещение, 1997. - 43 - 49 с.
29. Петровская, Л.А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга [Текст]. - М.: Изд-во МГУ, 1982 - 168с.
30. Психогимнастика в тренинге /Под ред.Н.Ю. Хрящёвой. - СПб.: Речь, Институт тренинга, 2002
31. Психологический словарь. - М.: Педагогика, 1996. - 444 с. - 400000 экз. - ISBN 5-250-00364-8.
32. Психология подростка [Текст] / Под ред.А. А. Реана. - СПб.: прайм - ЕВРОЗНАК, 2003. - 432 с. - 5000 экз. - ISBN 5-93878-087-X.
33. Резниченко, М.А. Особенности самооценки старших школьников при овладении способами учебной работы [Текст]. - Вопросы психологии, 1986, № 3, с.35-44
34. Ромек, В. Тренинг уверенности в межличностных отношениях [Текст]. - СПб.: Речь, 2003
35. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1973. - 424 с.
36. Савонько, Е.И. Оценка и самооценка как мотивы поведения школьников разного возраста [Текст] / Е.И. Савонько // Вопросы психологии. - 1969. - № 4. - 38 - 134 с.
37. Сафин, В.С. Устойчивость самооценки и механизм её сохранения [Текст] / В.С. Сафин // Вопросы психологии. - 1975. - № 3. - 34 - 40 с.
38. Сачкова, М.Е. Среднестатусный подросток в системе межличностных отношений школьного коллектива [Текст]: учеб - метод. пособие / М.Е. Сачкова. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2002. - 128 с. - 5000 экз. - ISBN 5-89502-374-6.
39. Ситников, А.П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Психологии. [Текст] / А.П. Ситников. - М.: Texнoлoгическая школа бизнеса, 1996. - 428 с.
40. Смит, М. Дж. Тренинг уверенности в себе [Текст]. С-П, 1999
41. Снегирева, Т.В. Восприятие сверстников и взрослых подростками и старшеклассниками [Текст]. - Вопросы психологии, 1985, № 5, с.61-71
42. Соколова, Е.Т., Чеснова, И.Г. Зависимость самооценки подростка от отношения к нему родителей [Текст]. - Вопросы психологии, 1986, № 2, с.110-117
43. Степанов, С.Ю., Костенчук, И.А. О рефлексивной организации тренинга развития коммуникативной компетенции педагогов // Модели рефлексии [Текст]. - Новосибирск. 1995. С.117-135.
44. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология [Текст]: учеб. пособие / Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 544 с. - 5000 экз. - ISBN 5-222-02731-7.
45. Торн, К, Маккей, Д. Тренинг. Настольная Книга Тренера / Пер. С А. Маслов. - Спб.: Питер, 2002
46. Фельдштейн, Д.И. Психология воспитания подростка [Текст] / Д.И. Фельдштейн. - М.: Знание, 1978. - 47 с.
47. Фельдштейн, Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка [Текст] // Вопросы психологии. - 1983. - №1. - С.17 - 28.
48. Философский словарь [Текст] / Под. ред.М. М. Розенталя. - М.: Политиздат, 1975. Изд.3-е. - 496с.
49. Шахова, И.П. Развитие интересов в старшем подростковом возрасте [Текст]. - Вопросы психологии, 1986, № 6, с.23-28
50. Шеффер, Д. Дети и подростки: Психология развития [Текст]: учеб. пособие / Д. Шеффер. - СПб.: Питер, 2003. - 976 с. - 3000 экз. - ISBN 5-94723-082-8.
51. Шумилин, Е.А. Психологическая характеристика личности старшеклассника [Текст] // Вопросы психологии. - 1982. - № 5. - С.72-79

Купить эту работу

Социально-психологический тренинг как средство коррекции самооценки у подростков

700 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

4 января 2015 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
Ася76
4.6
Буду рада сотрудничеству, сделаю работу как себе
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
700 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв Raze об авторе Ася76 2016-03-11
Дипломная работа

Спасибо вам за работу!!! Диплом защитился на отлично!!!! Удачи вам процветания вашей работе!)

Общая оценка 5
Отзыв psycholog))) об авторе Ася76 2014-05-02
Дипломная работа

Спасибо, хорошая работа и раньше срока) Рекомендую автора, отличный специалист)

Общая оценка 5
Отзыв Фантазерка об авторе Ася76 2015-01-20
Дипломная работа

Автор, как всегда, на высоте.

Общая оценка 5
Отзыв Анна об авторе Ася76 2015-01-30
Дипломная работа

Отличный автор. Рекомендую

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Психологические условия реабилитации лиц, получивших тяжелую травму

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Личносные факторы профессиональной деятельности продавцов продовольственных товаров

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Особенности коррекционно-педагогической работы по формированию произношения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Психологическая готовность молодых к браку

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Типы этнической толерантности у этнических студентов

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
27500 ₽
Готовая работа

Восприятие подростками особенности сверстников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Условия формирования познавательного интереса к математике детей старшего дошкольного возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Индивидуально-психологические факторы склонности подростков к девиантному поведению

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Консультирование специалистов строительного контроля по проблеме когнитивных эвристик (на примере строительной компании)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

ЧАСТЬ диплома: Тип детско-родительских отношений как условие становления самооценки ребенка старшего дошкольного возраста.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3300 ₽
Готовая работа

Взаимосвязь ценностных ориентаций с характером межличностных отношений у юношей и девушек

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3900 ₽
Готовая работа

Навыки эффективного руководства:как добиться от сотрудников максимального результата.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽