Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Психолого-педагогическая помощь подросткам на начальных этапах развития компьютерной зависимости

  • 90 страниц
  • 2015 год
  • 451 просмотр
  • 0 покупок
Автор работы

Tatya2112

Психолог-методист

350 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Компьютерные технологии предоставляют собой большие возможности для деятельности и самовыражения человека, которые не могут быть реализованы в реальной действительности. Вместе с тем, у определенной категории пользователей оперирования его ресурсами забирает все больше и больше времени и становится настолько доминирующим, что впоследствии у них прогрессирует снижение способности к волевому контролю над собственной активностью в виртуальном пространстве, возникает целый ряд личных и социальных проблем, появляются трудности в коммуникативной, учебной и профессиональной сферах, социальная дезадаптация. Такой вид психологической зависимости от виртуальной информационной среды, получил название – компьютерная зависимость.
Этому вопросу посвящено немало современных научных работ, где обращается внимание на опасность чрезмерного пользования компьютеров и сетью Интернет в частности (А.М. Арестова, Ю.Д. Бабаева, К.В. Боярова,
А.Е. Войскунський, А.И. Гольдберг, А.Е. Жичкина, М.С. Иванов,
А.В. Смыслова, K.С. Янг). Изучены особенности психических состояний пользователя компьютера (И.Г. Белавина, А.Ю. Дроздов, Т.Ю. Мителёв,
Л.В. Подригало, И.В. Тютюнник). Проанализированы проблемы Интернет-зависимости как разновидности аддиктивного поведения (Б.Л. Браун,
В.А. Лоскутова, Н. Холл, А.Ф. Шайдулина, М.А. Шоттон). Психологические последствия злоупотребления компьютерной информацией рассмотрены в исследованиях Л.П. Гурьевой, Е.А. Мулика, А.В. Шинкаренко, А.В. Якушиной. Ведущие зарубежные исследователи (А.И. Гольдберг, Н.А. Спапира,
K.С. Янг) вообще откровенно называют глобальную компьютеризацию частной жизни болезнью ХХІ века.
Изучение данной проблемы вызвало достаточный интерес у отечественных ученых (В.Ю. Дроздов, Т.В. Карабин, В.А. Лоскутова,
Л.М. Юрьева), однако они не учитывали тот факт, что большинство пользователей компьютерных технологий составляют подростки. Вполне понятно, что подростковый возраст – самый опасный период в отношении формирования компьютерной зависимости (Дж. Ридчардсон).
Основную причину, которая погружает подростка в мир виртуальных событий, зарубежные исследователи видят в коммуникативной депривации
(Н. Джуммер), то есть ребенок становится закрытым («closed child», П. Мортли) для откровенного общения со сверстниками, кроме того, он теряет эмоциональный контакт с родителями или педагогами, которые на данном этапе играют основную роль в социально-психологическом становлении подростка (С.И.Иванов). Следует отметить, что взрослые не всегда понимают важность искреннего откровенного взаимопонимания с ребенком и не испытывают определенной угрозы от виртуальной коммуникации
(Ф. Астанцини). В таком случае компьютер становится полным заместителем интимно-личностного общения в этом возрасте (А.Л. Пережогин).
В отечественной научной литературе феномен компьютерной зависимости также рассматривался с позиций возрастных особенностей, но в основном в социальном (Е.П.Белинская) или медико-психологическом
(Т.Ю. Больбот) аспектах.
Именно поэтому, актуальность проблемы, а также ее недостаточная теоретическая, методическая и практическая разработанность и обусловили выбор темы дипломной работы: «Психолого-педагогическая помощь подросткам на начальных этапах развития компьютерной зависимости».

Введение
3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы психолого-педагогической помощи подросткам с развивающейся компьютерной зависимостью

8
1.1. Проблема развития компьютерной зависимости у обучающихся в современной педагогике и психологии
8
1.2. Причины, факторы, этапы развития компьютерной зависимости в подростковом возрасте
17
1.3. Психологические особенности подростков с развивающейся компьютерной зависимостью и возможности оказания им психолого-педагогической помощи
Выводы по первой главе

33
44
Глава 2. Психолого-педагогическая помощь подросткам на начальных этапах развития компьютерной зависимости
47
2.1. Изучение психологических особенностей подростков с развивающейся компьютерной зависимостью
47
2.2. Программа психолого-педагогической помощи подросткам на начальных этапах развития компьютерной зависимости
61
2.3. Динамика результатов по итогам реализации разработанной программы
Выводы по второй главе
72
80
Заключение 82
Список литературы 85

Объект исследования – компьютерная зависимость как разновидность аддиктивного поведения подростков.
Предмет исследования – психологические особенности проявления и факторы возникновения компьютерной зависимости в подростковом возрасте.
Цель исследования – выявить психологические особенности проявления и факторы возникновения компьютерной зависимости в подростковом возрасте, определить основные ее типы и разработать программу по предотвращению данного вида аддикции.
Гипотеза исследования основывается на том, что, во-первых, подросткам присущи различные типы взаимодействия с компьютерными технологиями, каждый из которых характеризуется своеобразием проявления, обусловленного индивидуально-психологическим и микросоциальным факторами; во-вторых, предупреждение возникновения компьютерно-зависимого поведения в подростковом возрасте возможно достичь путем внедрения программы, направленной на нивелирование негативного влияния на личность подростка деструктивных факторов.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены основные задачи исследования:
1. На основе анализа психологической литературы определить причины, факторы, этапы развития компьютерной зависимости в подростковом возрасте.
2. Исследовать психологические особенности компьютерной зависимости подростков и определить ее основные типы.
3. Изучить взаимодействие индивидуально-психологических и микросоциальных факторов в формировании компьютерной зависимости.
4. Разработать и апробировать программу предупреждения компьютерной зависимости подростков.
Теоретико-методологической основой исследования выступили: основные положения возрастной психологии о закономерностях формирования личности, о структуре личности и ее взаимосвязи с деятельностью
(Г.С. Костюк, С.Д.Максименко, С.Л.Рубинштейн). Использованы обще-психологические принципы формирования личности в подростковом возрасте (Л.И. Божович, П.С. Карпенко, И.С. Кон, И.Ю. Кулагина Л.Ф. Обухова,
Ю.А. Приходько, Д.И. Фельдштейн). Приняты во внимание концептуальные положения о сущности феномена зависимости (Ц.П. Короленко, С.А. Куликов, Е.В. Мельник, В.Д. Менделевич, К.В. Сельченко), результаты исследования природы личностных отклонений и проблемы предупреждения аддиктивного поведения подростков (В.И. Бондарчук, Н.Е. Завацкая, С.А. Кулаков,
И.П. Лысенко, А.Е.Личко, Н.Ю. Максимова, Т.С. Яценко), социально-психологических особенностей деятельности и коммуникации в виртуальной среде сети Интернет (О.М. Арестова, Ю.Д. Бабаева, Л.М. Бабанин,
А.Е. Войскунський, А. Гольдберг, А.Е. Жичкина, А.В. Смысловая, Д. Сулер,
Л.М. Юрьева, К.С. Янг).
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы: теоретические (анализ проблемы на базе психологической и педагогической литературы); эмпирические (констатирующий и формовочный эксперименты; беседа; интервью; опросы; анкетирование; психологическое тестирование; наблюдение) на основе которых проанализированы психологические особенности компьютерной зависимости подростков и доказана эффективность формирующего эксперимента; методы активного социально-психологического обучения (групповая дискуссия, ролевая игра, психодрама, методы невербального взаимодействия и др); методы статистической обработки количественных данных. Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивались методологической и теоретической обоснованностью исходных данных, экспериментальной проверкой гипотезы, качественным и количественным анализом полученных теоретических и эмпирических данных, репрезентативностью выборки. Математическая обработка данных и графическая презентация результатов осуществлялись с помощью компьютерного пакета статистических программ SPSS (версия 11.0) и МЅ Excel.

1. Алемаскин М.А. О психологической характеристике трудно воспитываемых подростков //О некоторых во¬просах нравственного воспитания детей и подростков. – М., 1970. – С. 83–96.
2. Алтухов Н.И., Галкин К.Ю. Зависимость от компьютерной виртуальной реальности // XIII съезд психиатров России : (материалы съезда). – М., 2000. – С. 285–286.
3. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия. // Вестник Московского университета. – 1996. – Серия 14. – № 4. – С. 14-20.
4. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. – М.: Изд-во «Магистр», 1997. – 96 с.
5. Белавина И.Г. Восприятие ребёнком компьютера и компьютерных игр // Вопр. психологии. – 1993. – №3. – С. 62–69.
6. Болескина Е.Л. Потребители игровой компьютерной культуры // Социологические исследования. – 2000. – № 9. – С. 80–87.
7. Боришевский М.Й. Развитие саморегуляции поведения школьников. Дис. д-ра психол. наук /КГПИ им. М.П. Драгоманова. – К., 1992. – 77 с.
8. Боярова К.В. Кибер-аддикция: еще один вид зависимости // Вестник Харьковского Национального Университета. Серия “Психология”. – 2003. – №599. – С. 41-45.
9. Бушай И.М. Психологические особенности развития „Я-образа” акцентуированных подростков: Дис. ...канд. психол. наук: 19.00.07 – К., 2000. – 225 с.
10. Войскунский А.Е. Общение, опосредованное компьютером: Автореф. дис…. канд. психол. наук. – М., 1990. – 25 с.
11. Войскунский А.Е. Актуальные проблемы психологии от Интернета // Психологический журнал. – 2004. – №1. – С. 90–100.
12. Войскунский А.Е. Зависимость от интернета: актуальная проблема // Журн. неврологии и психиатрии. – 2002. – № 3. – С. 79.
13. Войскунский А.Е. Психологические исследования феномена Интернет-аддикции // Тезисы докладов 2-й Российской конференции по экологической психологии. М.: Экопсицентр РОСС, 2000. – С. 251–253.
14. Войскунский А.Е. Феномен зависимости от Интернета // Гуманитарные исследования в Интернети / Под. ред. А.Е. Войскунского. М., 2000. – С. 100–131.
15. Войскунский А.Е., Cмыслова О.В. Роль мотивации “потока” в развитии компетентности хакера // Вопросы психологии. – 2003. – № 4. – С. 35–43.
16. Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства / Собр. соч. в 6 т. – М.: Педагогика, 1983. – Т.5. – С. 267–321.
17. Гордяков О. В. Влияние личностной агрессивности и тревожности подростков на эмоциональное отношение к агрессии в телевизионной рекламе // Психологический журнал. – 1999. – Т. 20, № 4. – С. 96–101.
18. Гримак Л.П. Грядущий век – век одиночества (к проблеме Интернета) // Мир психологии. – 2000. – № 2. – С. 36–41.
19. Гурьева В.А., Семке В.Я., Гиндикин В.Я. Психопатология подросткового возраста. – Томск: 1994. – 310 с.
20. Гурьева Л.П. Психологические последствия компьютеризации: функциональный, онтогенетический и исторический аспекты // Вопр. психологии. – 1993. – №3.—С. 5–16.
21. Жичкина А.Е., Белинская Е.П. Самопрезентация в виртуальной коммуникации и особенности идентичности подростков-пользователей Интернета // Труды по социологии образования. – 2000. – Т.5, Вып. 7. – С. 34-40.
22. Жичкина Е.А. Интернет-зависимость // Научно-популярный журнал «Ломоносов». – М., 2003. – №7 – 8. – С. 13–15.
23. Зайцев В.В., Шайдуліна А.Ф. Особенности поведения человека, страдающего болезнью зависимость к азартним игра. http://www.medicus.ru
24. Иванов Д.В. Виртуализация общества // Социология и социальная антропология. – СПб., 1997. – C. 3–14.
25. Изард К. Эмоции человека: Пер. с англ.. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. – 440 с.
26. Иванов М. Влияние ролевых компьютерных игр на формирование психологической зависимости человека от компьютера // Психол. журн. – 2003. – Т. 24, № 2. – С. 10–14.
27. Карвасарский Б.Д., Ледера С. Групповая психотерапия. – М.: Медицина, 1990. – 384 с.
28. Кле М. Психология подростка: Психосексуальное развитие. – М.: Педагогика, 1991. – 176 с.
29. Коломинский Н.Л. Развитие личности учащихся вспомогательной школы. – К.: Рад. школа, 1978. – 87 с.
30. Компьютерные игры и их возможное влияние на здоровье детей и подростков / И.В.Бурлаков, М.Л.Кочина, Л.В. Подригало, А.В.Яворский и др. //– 2001. – Т.9, вип.1. – С. 109–112.
31. Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение, общая характеристика и закономерности развития // Обзор психиатрии и мед. психологии. – 1991. – № 3. – С. 8–15.
32. Крайг Г. Психология развития – СПб.: Питер Ком, 1998. – 416 с.
33. Кулагина И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет). – М.: Изд-во УРАО, 1999. – 176 с.
34. Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков. – М.: Фолиум, 1996. – 70 с.
35. Лысенко.П. Патопсихологическая диагностика и коррекция расстройств личности у больных наркоманией и алкоголизмом. – К: Здоровье, 1999. – 260с.
36. Лисина М.И. Современная детская психология // Вопросы психологии. – 1999. – № 4. – С. 112–115.
37. Ложкин Г.В., Повякель Н.И. Практическая психология в системах “человек – техника”: Учеб. пособие. – К.: МАУП, 2003. – 296 с.
38. Лоскутова В.А. Феномен интернет-зависимости и психотерапевтические ресурсы // Тез. докл. Весенней науч.-практ. конф. ОППЛ. – М., 2000. – С. 20–21.
39. Максимова Н.Ю. Психологические аспекты профилактики алкоголизма и наркомании подростков: методическое пособие. – К.: ІСДО, 1995. – 144 с.
40. Максимова Н.Ю., Милютина К.Л., Пискун В.М. Основы детской патопсихологии: Учеб. пособие. – К.: Перун, 1996. – 464 с.
41. Мельник Э.В. О природе болезней зависимости: (алкоголизм, наркомания, «компьютеромания» и др.). – О., 1998. – С. 134–159.
42. Минаков А.В. Социально-психологические аспекты взаимодействия человека с глобальными компьютерными сетями (Интернет) // Междунар. конф.: Сб. тез. – СПб., 1999. – С. 333.
43. Мизерная А.А. Коррекционная тренинговая программа “Самосовершенствование” для преодоления агрессивных проявлений среди подростков // Практическая психология и социальная работа. – 2003. - №4. – С. 37-43; №5. – С. 54-60.
44. Милютина К.Л. Теория и практика психологического тренинга: Учеб. пособ. – К.: МАУП, 2004. – С. 180-184.
45. Мюррей К. Интернет-зависимость с точки зрения нарративной психологии // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. М. – 2000. – С. 132–40.
46. Орнштейн А. Эротическая страсть: еще одна форма аддикции // Психология и лечение зависимого поведения (под ред. С. Даулинга). – М., 2000. – 119 с.
47. Пережогин Л.О. Интернет – аддикция в подростковой среде // Источник: www.otrok.ru
48. Петровская Л.А. Теоретические и методические вопросы социально-психологического тренинга. – М.: Изд-во МГУ, 1982. – 208 с.
49. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н.Ю. Хрящевой. – СПб.: „Ювента”, Ин-т тренинга, 1999. – 256 с.
50. Психологическая диагностика и коррекция личности трудновоспитуемых детей и подростков /Сост. О.Г.Антонова-Турченко, Е.И.Дранищева, Л.С.Дробот. – К.: ИЗМН, 1997. – 312 с.
51. Реан А.А. Характерологические особенности подростков-делинквентов //Вопросы психологии. – 1991. – № 4. – С. 139–144.
52. Роджерс К. О групповой психотерапии. – М.: Гиль-Эстель, 1993. – С. 45–58.
53. Сакбаев А.А. Различия осознаваемых мотивов у подростков с разной степенью компьютерной ориентированности // Материалы конференции “Человек в психологии: ориентиры исследований в новом столетии” 20.04.2001 – Караганда; Изд-во Каргу, 2001. – С. 172–178.
54. Усовершенствованный метод патохарактерологического исследования подростков. Методические рекомендации. Сост. Ивановым Н.Я. под научным руководством проф. Личко А.Е. – Ленингр. научно-исследовательский психоневрол. институт им. В.М. Бехтерева, 1983.– 25 с.
55. Шайдулина А.Ф. Интернет-зависимость – новая форма аддиктивного поведения подростков // http://www.mentalhealth.ru/practic/internet.htlm
56. Шинкаренко А.В. Проблемы использования компьютерных технологий в связи с их влиянием на психику человека // Теоретические и прикладные проблемы психологии. №1 (5), 2003. – С. 106-107.
57. Эриксон Э. Г. Детство и общество. – СПб.: ИТД “Летний сад”, 2000. – 416 с.
58. Якушина Е.В. Подростки в Интернете: специфика информационного взаимодействия // Педагогика. – 2001. – №4. – С. 55–61.
59. Янг К.С. Диагноз – Интернет-зависимость // Мир Интернет. – 2000. – № 2. – С. 24–29.
60. Ясперс К. Общая психопатология. – М.: Практика, 1997. – 105 с.
61. Davis R.A. A Cognitive-Behavioral Model of Pathological Internet Use (PIU). – M.A. York University, 1999. – Р. 231–245.
62. Goldberg I. Internet addiction disorder // CyberPsychol. Behavior. – 1996. – Vol.3, N 4. – Р. 403–412.
63. Jummer M. The adult child: the antagonist or the partner// Amer. J. Psychiat., 1997.- V. 144.- P. 710 - 717.
64. Kandell J.J. Internet addiction on a college campus: The vulnerability of college students // Cyber Psychol. Behavior. – 1998. – Vol.3, N 2. – P. 1:11–17.
65. Kelly P. Human Identity Part 1: Who are you? / Netropolitan life. E- lecture from the University course about the net. – 1997. – 78 р.
66. Orzack M.H. Computer Addiction: What is it ? // Psychiatric Times. – 1999. – Р. 34–38.
67. Reid E. Cultural Formations in Text-Based Virtual Realities // A thesis submitted in fulfillment of the requirements for the degree of Master of Arts. Cultural Studies Program. Department of English. University of Melbourne. – Melbourne, 1994. – P. 1134 – 1141.
68. Young K. S. Caught in the Net. How to Recognize the signs of Internet Addiction – And a Winning strategy for Recovery. – New York: John Wiley and Sons, Inc., 1998. – 55 p.
69. Young K., Rodgers R.C. The relationship between depression and Internet addiction // CyberPsychol. Behavior. – 1998. – Vol.1, N 1. – Р.56–60.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Оставляя свои контактные данные и нажимая «Заказать Дипломную работу», я соглашаюсь пройти процедуру регистрации на Платформе, принимаю условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности в целях заключения соглашения.

Фрагменты работ

Компьютерные технологии предоставляют собой большие возможности для деятельности и самовыражения человека, которые не могут быть реализованы в реальной действительности. Вместе с тем, у определенной категории пользователей оперирования его ресурсами забирает все больше и больше времени и становится настолько доминирующим, что впоследствии у них прогрессирует снижение способности к волевому контролю над собственной активностью в виртуальном пространстве, возникает целый ряд личных и социальных проблем, появляются трудности в коммуникативной, учебной и профессиональной сферах, социальная дезадаптация. Такой вид психологической зависимости от виртуальной информационной среды, получил название – компьютерная зависимость.
Этому вопросу посвящено немало современных научных работ, где обращается внимание на опасность чрезмерного пользования компьютеров и сетью Интернет в частности (А.М. Арестова, Ю.Д. Бабаева, К.В. Боярова,
А.Е. Войскунський, А.И. Гольдберг, А.Е. Жичкина, М.С. Иванов,
А.В. Смыслова, K.С. Янг). Изучены особенности психических состояний пользователя компьютера (И.Г. Белавина, А.Ю. Дроздов, Т.Ю. Мителёв,
Л.В. Подригало, И.В. Тютюнник). Проанализированы проблемы Интернет-зависимости как разновидности аддиктивного поведения (Б.Л. Браун,
В.А. Лоскутова, Н. Холл, А.Ф. Шайдулина, М.А. Шоттон). Психологические последствия злоупотребления компьютерной информацией рассмотрены в исследованиях Л.П. Гурьевой, Е.А. Мулика, А.В. Шинкаренко, А.В. Якушиной. Ведущие зарубежные исследователи (А.И. Гольдберг, Н.А. Спапира,
K.С. Янг) вообще откровенно называют глобальную компьютеризацию частной жизни болезнью ХХІ века.
Изучение данной проблемы вызвало достаточный интерес у отечественных ученых (В.Ю. Дроздов, Т.В. Карабин, В.А. Лоскутова,
Л.М. Юрьева), однако они не учитывали тот факт, что большинство пользователей компьютерных технологий составляют подростки. Вполне понятно, что подростковый возраст – самый опасный период в отношении формирования компьютерной зависимости (Дж. Ридчардсон).
Основную причину, которая погружает подростка в мир виртуальных событий, зарубежные исследователи видят в коммуникативной депривации
(Н. Джуммер), то есть ребенок становится закрытым («closed child», П. Мортли) для откровенного общения со сверстниками, кроме того, он теряет эмоциональный контакт с родителями или педагогами, которые на данном этапе играют основную роль в социально-психологическом становлении подростка (С.И.Иванов). Следует отметить, что взрослые не всегда понимают важность искреннего откровенного взаимопонимания с ребенком и не испытывают определенной угрозы от виртуальной коммуникации
(Ф. Астанцини). В таком случае компьютер становится полным заместителем интимно-личностного общения в этом возрасте (А.Л. Пережогин).
В отечественной научной литературе феномен компьютерной зависимости также рассматривался с позиций возрастных особенностей, но в основном в социальном (Е.П.Белинская) или медико-психологическом
(Т.Ю. Больбот) аспектах.
Именно поэтому, актуальность проблемы, а также ее недостаточная теоретическая, методическая и практическая разработанность и обусловили выбор темы дипломной работы: «Психолого-педагогическая помощь подросткам на начальных этапах развития компьютерной зависимости».

Введение
3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы психолого-педагогической помощи подросткам с развивающейся компьютерной зависимостью

8
1.1. Проблема развития компьютерной зависимости у обучающихся в современной педагогике и психологии
8
1.2. Причины, факторы, этапы развития компьютерной зависимости в подростковом возрасте
17
1.3. Психологические особенности подростков с развивающейся компьютерной зависимостью и возможности оказания им психолого-педагогической помощи
Выводы по первой главе

33
44
Глава 2. Психолого-педагогическая помощь подросткам на начальных этапах развития компьютерной зависимости
47
2.1. Изучение психологических особенностей подростков с развивающейся компьютерной зависимостью
47
2.2. Программа психолого-педагогической помощи подросткам на начальных этапах развития компьютерной зависимости
61
2.3. Динамика результатов по итогам реализации разработанной программы
Выводы по второй главе
72
80
Заключение 82
Список литературы 85

Объект исследования – компьютерная зависимость как разновидность аддиктивного поведения подростков.
Предмет исследования – психологические особенности проявления и факторы возникновения компьютерной зависимости в подростковом возрасте.
Цель исследования – выявить психологические особенности проявления и факторы возникновения компьютерной зависимости в подростковом возрасте, определить основные ее типы и разработать программу по предотвращению данного вида аддикции.
Гипотеза исследования основывается на том, что, во-первых, подросткам присущи различные типы взаимодействия с компьютерными технологиями, каждый из которых характеризуется своеобразием проявления, обусловленного индивидуально-психологическим и микросоциальным факторами; во-вторых, предупреждение возникновения компьютерно-зависимого поведения в подростковом возрасте возможно достичь путем внедрения программы, направленной на нивелирование негативного влияния на личность подростка деструктивных факторов.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены основные задачи исследования:
1. На основе анализа психологической литературы определить причины, факторы, этапы развития компьютерной зависимости в подростковом возрасте.
2. Исследовать психологические особенности компьютерной зависимости подростков и определить ее основные типы.
3. Изучить взаимодействие индивидуально-психологических и микросоциальных факторов в формировании компьютерной зависимости.
4. Разработать и апробировать программу предупреждения компьютерной зависимости подростков.
Теоретико-методологической основой исследования выступили: основные положения возрастной психологии о закономерностях формирования личности, о структуре личности и ее взаимосвязи с деятельностью
(Г.С. Костюк, С.Д.Максименко, С.Л.Рубинштейн). Использованы обще-психологические принципы формирования личности в подростковом возрасте (Л.И. Божович, П.С. Карпенко, И.С. Кон, И.Ю. Кулагина Л.Ф. Обухова,
Ю.А. Приходько, Д.И. Фельдштейн). Приняты во внимание концептуальные положения о сущности феномена зависимости (Ц.П. Короленко, С.А. Куликов, Е.В. Мельник, В.Д. Менделевич, К.В. Сельченко), результаты исследования природы личностных отклонений и проблемы предупреждения аддиктивного поведения подростков (В.И. Бондарчук, Н.Е. Завацкая, С.А. Кулаков,
И.П. Лысенко, А.Е.Личко, Н.Ю. Максимова, Т.С. Яценко), социально-психологических особенностей деятельности и коммуникации в виртуальной среде сети Интернет (О.М. Арестова, Ю.Д. Бабаева, Л.М. Бабанин,
А.Е. Войскунський, А. Гольдберг, А.Е. Жичкина, А.В. Смысловая, Д. Сулер,
Л.М. Юрьева, К.С. Янг).
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы: теоретические (анализ проблемы на базе психологической и педагогической литературы); эмпирические (констатирующий и формовочный эксперименты; беседа; интервью; опросы; анкетирование; психологическое тестирование; наблюдение) на основе которых проанализированы психологические особенности компьютерной зависимости подростков и доказана эффективность формирующего эксперимента; методы активного социально-психологического обучения (групповая дискуссия, ролевая игра, психодрама, методы невербального взаимодействия и др); методы статистической обработки количественных данных. Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивались методологической и теоретической обоснованностью исходных данных, экспериментальной проверкой гипотезы, качественным и количественным анализом полученных теоретических и эмпирических данных, репрезентативностью выборки. Математическая обработка данных и графическая презентация результатов осуществлялись с помощью компьютерного пакета статистических программ SPSS (версия 11.0) и МЅ Excel.

1. Алемаскин М.А. О психологической характеристике трудно воспитываемых подростков //О некоторых во¬просах нравственного воспитания детей и подростков. – М., 1970. – С. 83–96.
2. Алтухов Н.И., Галкин К.Ю. Зависимость от компьютерной виртуальной реальности // XIII съезд психиатров России : (материалы съезда). – М., 2000. – С. 285–286.
3. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия. // Вестник Московского университета. – 1996. – Серия 14. – № 4. – С. 14-20.
4. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. – М.: Изд-во «Магистр», 1997. – 96 с.
5. Белавина И.Г. Восприятие ребёнком компьютера и компьютерных игр // Вопр. психологии. – 1993. – №3. – С. 62–69.
6. Болескина Е.Л. Потребители игровой компьютерной культуры // Социологические исследования. – 2000. – № 9. – С. 80–87.
7. Боришевский М.Й. Развитие саморегуляции поведения школьников. Дис. д-ра психол. наук /КГПИ им. М.П. Драгоманова. – К., 1992. – 77 с.
8. Боярова К.В. Кибер-аддикция: еще один вид зависимости // Вестник Харьковского Национального Университета. Серия “Психология”. – 2003. – №599. – С. 41-45.
9. Бушай И.М. Психологические особенности развития „Я-образа” акцентуированных подростков: Дис. ...канд. психол. наук: 19.00.07 – К., 2000. – 225 с.
10. Войскунский А.Е. Общение, опосредованное компьютером: Автореф. дис…. канд. психол. наук. – М., 1990. – 25 с.
11. Войскунский А.Е. Актуальные проблемы психологии от Интернета // Психологический журнал. – 2004. – №1. – С. 90–100.
12. Войскунский А.Е. Зависимость от интернета: актуальная проблема // Журн. неврологии и психиатрии. – 2002. – № 3. – С. 79.
13. Войскунский А.Е. Психологические исследования феномена Интернет-аддикции // Тезисы докладов 2-й Российской конференции по экологической психологии. М.: Экопсицентр РОСС, 2000. – С. 251–253.
14. Войскунский А.Е. Феномен зависимости от Интернета // Гуманитарные исследования в Интернети / Под. ред. А.Е. Войскунского. М., 2000. – С. 100–131.
15. Войскунский А.Е., Cмыслова О.В. Роль мотивации “потока” в развитии компетентности хакера // Вопросы психологии. – 2003. – № 4. – С. 35–43.
16. Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства / Собр. соч. в 6 т. – М.: Педагогика, 1983. – Т.5. – С. 267–321.
17. Гордяков О. В. Влияние личностной агрессивности и тревожности подростков на эмоциональное отношение к агрессии в телевизионной рекламе // Психологический журнал. – 1999. – Т. 20, № 4. – С. 96–101.
18. Гримак Л.П. Грядущий век – век одиночества (к проблеме Интернета) // Мир психологии. – 2000. – № 2. – С. 36–41.
19. Гурьева В.А., Семке В.Я., Гиндикин В.Я. Психопатология подросткового возраста. – Томск: 1994. – 310 с.
20. Гурьева Л.П. Психологические последствия компьютеризации: функциональный, онтогенетический и исторический аспекты // Вопр. психологии. – 1993. – №3.—С. 5–16.
21. Жичкина А.Е., Белинская Е.П. Самопрезентация в виртуальной коммуникации и особенности идентичности подростков-пользователей Интернета // Труды по социологии образования. – 2000. – Т.5, Вып. 7. – С. 34-40.
22. Жичкина Е.А. Интернет-зависимость // Научно-популярный журнал «Ломоносов». – М., 2003. – №7 – 8. – С. 13–15.
23. Зайцев В.В., Шайдуліна А.Ф. Особенности поведения человека, страдающего болезнью зависимость к азартним игра. http://www.medicus.ru
24. Иванов Д.В. Виртуализация общества // Социология и социальная антропология. – СПб., 1997. – C. 3–14.
25. Изард К. Эмоции человека: Пер. с англ.. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. – 440 с.
26. Иванов М. Влияние ролевых компьютерных игр на формирование психологической зависимости человека от компьютера // Психол. журн. – 2003. – Т. 24, № 2. – С. 10–14.
27. Карвасарский Б.Д., Ледера С. Групповая психотерапия. – М.: Медицина, 1990. – 384 с.
28. Кле М. Психология подростка: Психосексуальное развитие. – М.: Педагогика, 1991. – 176 с.
29. Коломинский Н.Л. Развитие личности учащихся вспомогательной школы. – К.: Рад. школа, 1978. – 87 с.
30. Компьютерные игры и их возможное влияние на здоровье детей и подростков / И.В.Бурлаков, М.Л.Кочина, Л.В. Подригало, А.В.Яворский и др. //– 2001. – Т.9, вип.1. – С. 109–112.
31. Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение, общая характеристика и закономерности развития // Обзор психиатрии и мед. психологии. – 1991. – № 3. – С. 8–15.
32. Крайг Г. Психология развития – СПб.: Питер Ком, 1998. – 416 с.
33. Кулагина И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет). – М.: Изд-во УРАО, 1999. – 176 с.
34. Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков. – М.: Фолиум, 1996. – 70 с.
35. Лысенко.П. Патопсихологическая диагностика и коррекция расстройств личности у больных наркоманией и алкоголизмом. – К: Здоровье, 1999. – 260с.
36. Лисина М.И. Современная детская психология // Вопросы психологии. – 1999. – № 4. – С. 112–115.
37. Ложкин Г.В., Повякель Н.И. Практическая психология в системах “человек – техника”: Учеб. пособие. – К.: МАУП, 2003. – 296 с.
38. Лоскутова В.А. Феномен интернет-зависимости и психотерапевтические ресурсы // Тез. докл. Весенней науч.-практ. конф. ОППЛ. – М., 2000. – С. 20–21.
39. Максимова Н.Ю. Психологические аспекты профилактики алкоголизма и наркомании подростков: методическое пособие. – К.: ІСДО, 1995. – 144 с.
40. Максимова Н.Ю., Милютина К.Л., Пискун В.М. Основы детской патопсихологии: Учеб. пособие. – К.: Перун, 1996. – 464 с.
41. Мельник Э.В. О природе болезней зависимости: (алкоголизм, наркомания, «компьютеромания» и др.). – О., 1998. – С. 134–159.
42. Минаков А.В. Социально-психологические аспекты взаимодействия человека с глобальными компьютерными сетями (Интернет) // Междунар. конф.: Сб. тез. – СПб., 1999. – С. 333.
43. Мизерная А.А. Коррекционная тренинговая программа “Самосовершенствование” для преодоления агрессивных проявлений среди подростков // Практическая психология и социальная работа. – 2003. - №4. – С. 37-43; №5. – С. 54-60.
44. Милютина К.Л. Теория и практика психологического тренинга: Учеб. пособ. – К.: МАУП, 2004. – С. 180-184.
45. Мюррей К. Интернет-зависимость с точки зрения нарративной психологии // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. М. – 2000. – С. 132–40.
46. Орнштейн А. Эротическая страсть: еще одна форма аддикции // Психология и лечение зависимого поведения (под ред. С. Даулинга). – М., 2000. – 119 с.
47. Пережогин Л.О. Интернет – аддикция в подростковой среде // Источник: www.otrok.ru
48. Петровская Л.А. Теоретические и методические вопросы социально-психологического тренинга. – М.: Изд-во МГУ, 1982. – 208 с.
49. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н.Ю. Хрящевой. – СПб.: „Ювента”, Ин-т тренинга, 1999. – 256 с.
50. Психологическая диагностика и коррекция личности трудновоспитуемых детей и подростков /Сост. О.Г.Антонова-Турченко, Е.И.Дранищева, Л.С.Дробот. – К.: ИЗМН, 1997. – 312 с.
51. Реан А.А. Характерологические особенности подростков-делинквентов //Вопросы психологии. – 1991. – № 4. – С. 139–144.
52. Роджерс К. О групповой психотерапии. – М.: Гиль-Эстель, 1993. – С. 45–58.
53. Сакбаев А.А. Различия осознаваемых мотивов у подростков с разной степенью компьютерной ориентированности // Материалы конференции “Человек в психологии: ориентиры исследований в новом столетии” 20.04.2001 – Караганда; Изд-во Каргу, 2001. – С. 172–178.
54. Усовершенствованный метод патохарактерологического исследования подростков. Методические рекомендации. Сост. Ивановым Н.Я. под научным руководством проф. Личко А.Е. – Ленингр. научно-исследовательский психоневрол. институт им. В.М. Бехтерева, 1983.– 25 с.
55. Шайдулина А.Ф. Интернет-зависимость – новая форма аддиктивного поведения подростков // http://www.mentalhealth.ru/practic/internet.htlm
56. Шинкаренко А.В. Проблемы использования компьютерных технологий в связи с их влиянием на психику человека // Теоретические и прикладные проблемы психологии. №1 (5), 2003. – С. 106-107.
57. Эриксон Э. Г. Детство и общество. – СПб.: ИТД “Летний сад”, 2000. – 416 с.
58. Якушина Е.В. Подростки в Интернете: специфика информационного взаимодействия // Педагогика. – 2001. – №4. – С. 55–61.
59. Янг К.С. Диагноз – Интернет-зависимость // Мир Интернет. – 2000. – № 2. – С. 24–29.
60. Ясперс К. Общая психопатология. – М.: Практика, 1997. – 105 с.
61. Davis R.A. A Cognitive-Behavioral Model of Pathological Internet Use (PIU). – M.A. York University, 1999. – Р. 231–245.
62. Goldberg I. Internet addiction disorder // CyberPsychol. Behavior. – 1996. – Vol.3, N 4. – Р. 403–412.
63. Jummer M. The adult child: the antagonist or the partner// Amer. J. Psychiat., 1997.- V. 144.- P. 710 - 717.
64. Kandell J.J. Internet addiction on a college campus: The vulnerability of college students // Cyber Psychol. Behavior. – 1998. – Vol.3, N 2. – P. 1:11–17.
65. Kelly P. Human Identity Part 1: Who are you? / Netropolitan life. E- lecture from the University course about the net. – 1997. – 78 р.
66. Orzack M.H. Computer Addiction: What is it ? // Psychiatric Times. – 1999. – Р. 34–38.
67. Reid E. Cultural Formations in Text-Based Virtual Realities // A thesis submitted in fulfillment of the requirements for the degree of Master of Arts. Cultural Studies Program. Department of English. University of Melbourne. – Melbourne, 1994. – P. 1134 – 1141.
68. Young K. S. Caught in the Net. How to Recognize the signs of Internet Addiction – And a Winning strategy for Recovery. – New York: John Wiley and Sons, Inc., 1998. – 55 p.
69. Young K., Rodgers R.C. The relationship between depression and Internet addiction // CyberPsychol. Behavior. – 1998. – Vol.1, N 1. – Р.56–60.

Купить эту работу

Психолого-педагогическая помощь подросткам на начальных этапах развития компьютерной зависимости

350 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

9 июля 2016 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
Tatya2112
5
Психолог-методист
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
350 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв Raze об авторе Tatya2112 2016-03-11
Дипломная работа

Спасибо вам за работу!!! Диплом защитился на отлично!!!! Удачи вам процветания вашей работе!)

Общая оценка 5
Отзыв psycholog))) об авторе Tatya2112 2014-05-02
Дипломная работа

Спасибо, хорошая работа и раньше срока) Рекомендую автора, отличный специалист)

Общая оценка 5
Отзыв Фантазерка об авторе Tatya2112 2015-01-20
Дипломная работа

Автор, как всегда, на высоте.

Общая оценка 5
Отзыв Анна об авторе Tatya2112 2015-01-30
Дипломная работа

Отличный автор. Рекомендую

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Психологические условия реабилитации лиц, получивших тяжелую травму

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Личносные факторы профессиональной деятельности продавцов продовольственных товаров

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Особенности коррекционно-педагогической работы по формированию произношения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Психологическая готовность молодых к браку

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Типы этнической толерантности у этнических студентов

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
27500 ₽
Готовая работа

Восприятие подростками особенности сверстников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Условия формирования познавательного интереса к математике детей старшего дошкольного возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Индивидуально-психологические факторы склонности подростков к девиантному поведению

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Консультирование специалистов строительного контроля по проблеме когнитивных эвристик (на примере строительной компании)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

ЧАСТЬ диплома: Тип детско-родительских отношений как условие становления самооценки ребенка старшего дошкольного возраста.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3300 ₽
Готовая работа

Взаимосвязь ценностных ориентаций с характером межличностных отношений у юношей и девушек

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3900 ₽
Готовая работа

Навыки эффективного руководства:как добиться от сотрудников максимального результата.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽