Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВРАЧЕЙ В СОСТОЯНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА (НА ПРИМЕРЕ ГАУЗ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ КЛИНИЧЕСКОЙ БОЛЬНИЦЫ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ П

  • 83 страниц
  • 2020 год
  • 4 просмотра
  • 0 покупок
Автор работы

zera163

Бывший преподователь Омского Госудорственного Университета. В настоящее время - пенсионер.

990 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Актуальность исследования. В последние годы значительно возрос интерес к вопросам, связанным со стрессом и механизмами формирования стрессоустойчивости человека в различных профессиях. Значительное внимание привлекают особенности влияния профессиональной деятельности на состояние здоровья тех специалистов, чья работа тесно связана с интенсивным и эмоционально напряженным взаимодействием с людьми. У этих специалистов наиболее часто наблюдаются психические и физиологические реакции на широкий круг ситуаций в трудовой деятельности. Эти реакции являются проявлением такого феномена, как профессиональный стресс. С полным основанием к категории лиц, наиболее подверженных профессиональному стрессу, можно отнести врачей.
Социальная и экономическая «цена» профессионального стресса у медицинских работников очень высока. Например, в Англии 40% всех случаев нетрудоспособности у врачей связаны с эмоциональным стрессом. У врачей часто отмечается высокий уровень тревоги и клинически выраженная депрессия, нередко даже более выраженная, чем у их пациентов. Обследованные врачи часто отмечали хроническую усталость, различные мышечные и головные боли, обострение соматических заболеваний, различные нарушения сна, проявления раздражительности и агрессии в отношениях с пациентами. Аналогичные нарушения выявлены у российских врачей-стоматологов.
У врачей клиник выявлен высокий уровень проявлений острых стрессовых состояний в виде тревоги, астении, нарушений сна. У врачей, работающих в поликлиниках, обнаружено нарастание признаков профессиональных и личностных деформаций, использование неадекватных форм купирования стресса (интенсивное курение, употребление алкоголя, демонстрация враждебности в поведении). Однако это и другие исследования, не раскрывают многих важных аспектов формирования профессионального стресса у врачей. Кроме того, в литературе отмечены
7
противоречивые данные о связи интенсивности профессионального стресса с полом и стажем врачей, что затрудняет формирование адекватных путей профилактики и коррекции состояния профессионального стресса у этих специалистов. Это неблагоприятно отражается на эффективности и качестве медицинской помощи, а также на состоянии здоровья самих врачей. Этим объясняется целесообразность проведения дальнейших исследований, связанных с актуальностью работы.
Цель исследования - выявить психологические характеристики врачей в состоянии профессионального стресса.
Для достижения указанной цели, поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть подходы к р изучению психологических характеристик j
врача.
2. Рассмотреть подходы к изучению профессионального стресса.
3. Оценить факторы и формы проявления профессионального стресса у врачей.
4. Провести эмпирическое о исследование психологических характеристик врачей в состоянии профессионального стресса.
5. Представить мероприятия р по профилактике о профессионального стресса врачей.
Объект исследования — психологические характеристики врачей.
Предмет исследования — особенности н психологических характеристик врачей в состоянии профессионального стресса.
Основная гипотеза исследования - содержание труда и условия реализации деятельности являются определяющими факторами в развитии синдромов профессионального стресса у врачей.
Теоретико-методологические основания исследования: Для
исследования факторов психической напряженности в разных видах врачебного труда применялись основные положения психологической теории, деятельности Леонтьева, а так же основные современные подходы к изучению профессионального стресса Касл, Леонова с использованием принципов психологического анализа профессиональной деятельности Иванова, Климова. Структурно-интегративный подход к изучению функциональных состояний Леонова.
Научная новизна работы. В исследовании получены новые данные о проявлениях профессионального стресса у врачей разных специальностей. Впервые показано, что механизмом развития профессионального стресса у врачей является сочетание высокого контроля над проявлениями негативных реакций, тревоги, пессимистичности и снижения способности к интегрированности поведения в стрессовых ситуациях. Определена связь профессионального стресса с полом и стажем работы врачей. Установлено, что наиболее высокая интенсивность профессионального стресса отмечена у врачей со стажем работы свыше 15 лет. Впервые показано, что высокий уровень профессионального стресса определяется у врачей со стажем работы до 5 лет. Показано, что женщины-врачи больше, чем мужчины подвержены профессиональному стрессу. Определена ранее не описанная психологическая структура стрессоустойчивости у врачей.
Практическая значимость работы. Полученные данные расширяют возможности ранней диагностики, профилактики и коррекции профессионального стресса у врачей. Проведение психодиагностического скрининга у врачей позволяет выявить признаки профессионального стресса на начальных стадиях его формирования.
База и методы исследования. Исследование проводилось на базе ГАУЗ «Республиканская клиническая больница скорой медицинской помощи имени В. В. Ангапова» г. Улан-Удэ. В исследовании приняли участие 26 врачей лечебно-профилактических отделений, в возрасте 21—74 лет. Средний возраст — 41 год, средний стаж работы по специальности — 18 лет.
При решении задач, поставленных в исследовании использовались следующие методы: анализ литературных источников, посвященных
основным теориям и методологическим подходам к изучению стресса в труде, а также изучению факторов повышенной напряженности и типичных форм личностного неблагополучия в деятельности врачей, анкетирование, тестирование. Для исследования психологических характеристик р врачей в состоянии р профессионального стресса нами использовались следующие методики:
1. «Интегральная диагностика и коррекция стресса» - диагностико¬превентивная система (ИДИКС — Леонова, 2007а)
2. Тест «Шкала профессионального стресса»
3. Методика MaslachBumouyInventor (вариант для медицинских работников в адаптации Н.Е. Водопьяновой)
4. Опросник «Диагностика профессионального выгорания» В.В. Бойко
5. Тест на определение копинг-стратегий в стрессовой ситуации медицинских работников
6. Экспресс-методика «Психологический климат в группе».
Структура выпускной квалификационной работы. Структура
исследования соответствует цели и задачам и включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения. В тексте работы имеется 11 рисунков, 4 таблицы. Общий объем работы составляет 88 страниц.

ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ л АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕЖИВАНИЯ н ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА У ВРАЧЕЙ 11
1.1. Подходы к изучению психологических характеристик врача 11
1.2. Подходы к изучению профессионального стресса 15
1.3. Факторы и формы проявления профессионального стресса у врачей 25
Выводы по 1 главе 35
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ р ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК р ВРАЧЕЙ В СОСТОЯНИИ р ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА 37
2.1. База и методы исследования 37
2.2. Анализ полученных результатов 41
2.3. Мероприятия р по профилактике j, профессионального стресса р
врачей 64
Выводы по главе 2 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 86
ПРИЛОЖЕНИЯ 95

Актуальность исследования. В последние годы значительно возрос интерес к вопросам, связанным со стрессом и механизмами формирования стрессоустойчивости человека в различных профессиях. Значительное внимание привлекают особенности влияния профессиональной деятельности на состояние здоровья тех специалистов, чья работа тесно связана с интенсивным и эмоционально напряженным взаимодействием с людьми. У этих специалистов наиболее часто наблюдаются психические и физиологические реакции на широкий круг ситуаций в трудовой деятельности. Эти реакции являются проявлением такого феномена, как профессиональный стресс. С полным основанием к категории лиц, наиболее подверженных профессиональному стрессу, можно отнести врачей.
Социальная и экономическая «цена» профессионального стресса у медицинских работников очень высока. Например, в Англии 40% всех случаев нетрудоспособности у врачей связаны с эмоциональным стрессом. У врачей часто отмечается высокий уровень тревоги и клинически выраженная депрессия, нередко даже более выраженная, чем у их пациентов. Обследованные врачи часто отмечали хроническую усталость, различные мышечные и головные боли, обострение соматических заболеваний, различные нарушения сна, проявления раздражительности и агрессии в отношениях с пациентами. Аналогичные нарушения выявлены у российских врачей-стоматологов.
У врачей клиник выявлен высокий уровень проявлений острых стрессовых состояний в виде тревоги, астении, нарушений сна. У врачей, работающих в поликлиниках, обнаружено нарастание признаков профессиональных и личностных деформаций, использование неадекватных форм купирования стресса (интенсивное курение, употребление алкоголя, демонстрация враждебности в поведении). Однако это и другие исследования, не раскрывают многих важных аспектов формирования профессионального стресса у врачей. Кроме того, в литературе отмечены
7
противоречивые данные о связи интенсивности профессионального стресса с полом и стажем врачей, что затрудняет формирование адекватных путей профилактики и коррекции состояния профессионального стресса у этих специалистов. Это неблагоприятно отражается на эффективности и качестве медицинской помощи, а также на состоянии здоровья самих врачей. Этим объясняется целесообразность проведения дальнейших исследований, связанных с актуальностью работы.
Цель исследования - выявить психологические характеристики врачей в состоянии профессионального стресса.
Для достижения указанной цели, поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть подходы к р изучению психологических характеристик j
врача.
2. Рассмотреть подходы к изучению профессионального стресса.
3. Оценить факторы и формы проявления профессионального стресса у врачей.
4. Провести эмпирическое о исследование психологических характеристик врачей в состоянии профессионального стресса.
5. Представить мероприятия р по профилактике о профессионального стресса врачей.
Объект исследования — психологические характеристики врачей.
Предмет исследования — особенности н психологических характеристик врачей в состоянии профессионального стресса.
Основная гипотеза исследования - содержание труда и условия реализации деятельности являются определяющими факторами в развитии синдромов профессионального стресса у врачей.
Теоретико-методологические основания исследования: Для
исследования факторов психической напряженности в разных видах врачебного труда применялись основные положения психологической теории, деятельности Леонтьева, а так же основные современные подходы к изучению профессионального стресса Касл, Леонова с использованием принципов психологического анализа профессиональной деятельности Иванова, Климова. Структурно-интегративный подход к изучению функциональных состояний Леонова.
Научная новизна работы. В исследовании получены новые данные о проявлениях профессионального стресса у врачей разных специальностей. Впервые показано, что механизмом развития профессионального стресса у врачей является сочетание высокого контроля над проявлениями негативных реакций, тревоги, пессимистичности и снижения способности к интегрированности поведения в стрессовых ситуациях. Определена связь профессионального стресса с полом и стажем работы врачей. Установлено, что наиболее высокая интенсивность профессионального стресса отмечена у врачей со стажем работы свыше 15 лет. Впервые показано, что высокий уровень профессионального стресса определяется у врачей со стажем работы до 5 лет. Показано, что женщины-врачи больше, чем мужчины подвержены профессиональному стрессу. Определена ранее не описанная психологическая структура стрессоустойчивости у врачей.
Практическая значимость работы. Полученные данные расширяют возможности ранней диагностики, профилактики и коррекции профессионального стресса у врачей. Проведение психодиагностического скрининга у врачей позволяет выявить признаки профессионального стресса на начальных стадиях его формирования.
База и методы исследования. Исследование проводилось на базе ГАУЗ «Республиканская клиническая больница скорой медицинской помощи имени В. В. Ангапова» г. Улан-Удэ. В исследовании приняли участие 26 врачей лечебно-профилактических отделений, в возрасте 21—74 лет. Средний возраст — 41 год, средний стаж работы по специальности — 18 лет.
При решении задач, поставленных в исследовании использовались следующие методы: анализ литературных источников, посвященных
основным теориям и методологическим подходам к изучению стресса в труде, а также изучению факторов повышенной напряженности и типичных форм личностного неблагополучия в деятельности врачей, анкетирование, тестирование. Для исследования психологических характеристик р врачей в состоянии р профессионального стресса нами использовались следующие методики:
1. «Интегральная диагностика и коррекция стресса» - диагностико¬превентивная система (ИДИКС — Леонова, 2007а)
2. Тест «Шкала профессионального стресса»
3. Методика MaslachBumouyInventor (вариант для медицинских работников в адаптации Н.Е. Водопьяновой)
4. Опросник «Диагностика профессионального выгорания» В.В. Бойко
5. Тест на определение копинг-стратегий в стрессовой ситуации медицинских работников
6. Экспресс-методика «Психологический климат в группе».
Структура выпускной квалификационной работы. Структура
исследования соответствует цели и задачам и включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения. В тексте работы имеется 11 рисунков, 4 таблицы. Общий объем работы составляет 88 страниц.

1. Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. - СПб., 2015. - 163 с.
2. Александровский Ю.А. Психиатрия и психофармакотерапия.- М.: изд. дом ГЭОТАР МЕД, 2014. - 276 с.
3. Александровский Ю.А. Социально стрессовые расстройства // Обозр. психиатрии и мед. психологии. - 2016. - №2. - С.5-10.
4. Александровский Ю.А., Собчик Л.Н. Доболезненные формы эмоциональной напряженности (дефиниция, диагностика, пути предупреждения и коррекция) // Предболезнь и факторы повышенного риска в психоневрологии. - Л., 1986. - С. 23-27.
5. Бадяев Ф.П. Эмоционально-стрессовые состояния. - Киев, 1979. - 54 с.
6. Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткин A.M. Опросник уровня субъективного контроля личности. - М., 2016. - 16 с.
7. Бассин Ф.Б., Бурлакова М.К., Волков В.Н. Проблема
психологической защиты // Психологический журнал. - 1988. - №3. - С.30 -41.
8. Бассин Ф.В. О «силе Я» и «психологической защите» // Вопросы философии. - 1969. - №2. - С. 118 - 125.
9. Беребин М.А. Психосемантические модели «Эффективный
психотерапевт» как учебно-методическое средство в подготовке
врачейпсихотерапевтов // Обозр. психиатрии и мед. психологии. - 2015. - №3. - С. 8-13.
10. Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Соколова Е.Д. Методика
многостороннего исследования личности: (Структура, основы
интерпретации, некоторые области применения). - М., 2017. - 258с.
11. Беспалько И.Г., Гильяшева И.Н. О некоторых методических и
диагностических возможностях применения MMPI // Журнал
невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. - 1971. - № 12. - С. 1850¬1857.
12. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. - Ростов н/Д. , 1983. - 125 с.
13. Бодров В.А. Когнитивные процессы и психологический стресс // Психол. журн. - 2017. - № 4. - С. 64-74.
14. Бодров В.А. Психологический стресс. - М., 2016. - 174с.
15. Бойко В.В. // Практическая психодиагностика. - Самара, 2015. -
169с.
16. Боровиков В. П. STATISTICA: искусство анализа данных на компьютере для профессионалов. - СПб., Питер, 2016. - 656 с.
17. Боровиков В.П, Боровиков И.П. STATISTICA - Статистический анализ и обработка данных в среде Windows. - М.: «Филин», 2018. - 214с.
18. Бороздина Л.В. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний //Вопросы психологии. - 2017. - №1. - С.104 -113.
19. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика личности. - Киев: Наук.думка, 1989. - 200 с.
20. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь справочник по психологической диагностике. -СПб., 2015. - 183 с.
21. Вальдман А.В., Александровский Ю.А. Фармакотерапия невротических расстройств. - М.: Медицина, 1987. - 230с.
22. Вассерман Л.И. Психодиагностическая шкала для оценки уровня социальной фрустрированности // Обозр. психиатрии и мед. психологии. - 2016. - №2. - С. 73-79.
23. Вассерман Л.И., Вукс А .Я., Иовлев Б.В., Карпова Э.Б. Методика для психологической диагностики типов отношения к болезни: Методические рекомендации. - Л., 1987. - 16с.
24. Вассерман Л.И., Ерышев О.Ф., Кпубова Е.Б. и др. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля: Пособие для врачей и психологов. - СПб., 2017. - 18с.
25. Вассерман Л.П., Беребин М.А., Косенков Н.И. О системном подходе к оценке психической адаптации // Обозр. психиатрии и мед. психологии. - 2018.- №3. - С. 16-25.
26. Вид В.Д., Лозинская Е.И. Синдром перегорания в психиатрии и его зависимость от терапевтической идеологии // Росс. Психиатр. журнал. -
2015. - №1.- С. 19-22.
27. Винокур В.А. Психосоматические механизмы развития сердечнососудистых заболеваний: Дисс.докт. мед. наук. - СПб., 2014. - 158с.
28. Водопьянова Н.Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях // Психическое здоровье. / Под ред. Г.С.Никифорова. - СПб.: изд-во СпбГУ, 2014. - 460с.
29. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. // Психологические проблемы самореализации личности. Вып.6 / Под ред. Л.А.Коростылевой. - СПб.: Изд- во СпбГУ, 2016. - 254с.
30. Воробьев В.М., Коновалова Н.Л. Адаптивные психические процессы и патологические защитные механизмы //Обозр. психиатрии и мед. психологии. - 2017. - №3-4. - С. 88-93.
31. Воробьев В.М., Коновалова Н.Л. О профилактике и терапии нарушений психической адаптации //Обозр. психиатрии и мед. психологии. - 2018. - №1. - С. 71-72.
32. Воробьев В.М., Психическая адаптация как проблема медицинской психологии и психиатрии //Обозр. психиатрии и мед. психологии. - 2016. - №2. - С. 33-39.
33. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М., 1956. - 191с.
34. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология / Учебное пособие. - М., 2017. - 168с.
35. Дюк В.А. Обработка данных на ПК в примерах. - СПб., 2017. -
148с.
36. Дюк В.А., Самойленко А. В. Data mining: учебный курс. - СПб.: Питер, 2014. - 368с.
37. Ениколопов С.Н., Садовская А.В. Враждебность и проблема здоровья человека // Журн. невр. и психиатрии. - 2015. - № 7. - С.59-64.
38. Залевский Г.В. Психическая ригидность и понятие отношений личности в концепции Мясищева // Теория и практика мед. психологии и психотерапии. - СПб., 2013. - 255с.
39. Запускалов С.В., Положим Б.С. Новые подходы к динамической оценке психического здоровья // Обозр. психиатрии и мед. психологии. —
2016. - №2. - С.20-25.
40. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. - 3-е изд. — М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2015. - 145с.
41. Караванов Г.А., Коршунова В.А. Индивидуально психологические особенности врача - хирурга. - Львов, 1974. - 127с.
42. Карвасарский Б.Д. Медицинская психология. - Л., 1982. - 294с.
43. Карвасарский Б.Ф. Неврозы. 2-е изд. - М.: Медицина, 1980. - 447 с.
44. Китаев Смык Л.А. Психология стресса. - М.: Наука, 1983. - 368 с.
45. Клубова Е.Б. Методы медицинской психологии в диагностике психологических защитных механизмов // Теория и практика мед. психологии и психотерапии. - СПб., 2016. - С. 77 - 81.
46. Козина Н.В. Исследование эмпатии и ее влияние на формирование «синдрома эмоционального сгорания» у медицинских работников: Автореф. Дис. канд. психол. Наук. - СПб, 2015. - 241с.
47. Козина Н.В. Исследование эмпатии и ее влияния на формирование синдрома эмоционального выгорания у медработников. Канд. дисс. — СПб., 2016. - 402с.
48. Кокс Т. Стресс. - М.: Медицина, 1980. - 447 с.
49. Кондаков И.М., Нилонец М.Н. Экспериментальные исследования структуры и личностного контекста локуса контроля // Психологический журнал. - 2017. - № 1. - С. 35-38.
50. Кораблина Е.П. Психологические аспекты готовности к помогающей деятельности. // Психологические проблемы самореализации личности. Вып.6 / Под ред. Л.А.Коростылевой. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2015. - 154с.
51. Корнева Т.В. К проблеме психологической диагностики эмоциональных расстройств // Психологическая диагностика при нервно - психических и психосоматических заболеваниях. - Л., 1985. - 249с.
52. Коростылева Л.А. Самореализация личности в профессиональной сфере: генезис затруднений // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 5 / под ред. Г.С.Никифорова, Л.А.Коростылевой. - СПб.: Изд- во СПбГУ, 2016. - 223с.
53. Куликов Л.В. Здоровье и субъективное благополучие личности // Психическое здоровье. / Под ред. Г.С.Никифорова. - СПб.: изд-во СпбГУ, 2017. - С.442.
54. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования. // Эмоциональный стресс / под ред. Л. Леви. - 1970. - № 14. - С. 178-208.
55. Ларенцова Л.И., Соколова Е.Д. Профессиональный стресс и синдром эмоционального выгорания // Росс. стоматологический журнал. -
2017. - №2. - С.34-36.
56. Левитов Д.Н. О психических состояниях человека. - М., 1964. -
145с.
57. Левитов Н.Д Психология труда. - М., 1963. - 158с.
58. Леонова А.Б. Комплексная стратегия анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции // Психологический журнал. - 2018. - № 2. - С. 75 - 85.
59. Леонова А.Б. Комплексная стратегия анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции // Психологический журнал. - 2004. - №2. - 114с.
60. Леонова А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестн. МГУ / серия Психология. - 2017. - № 3. - С. 4-21.
61. Леонова А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестник Московского университета. Серия 14 // Психология. - 2016. - №3. - 147с.
62. Леонова А.Б. Психическая надежность профессионала и
современные технологии управления стресса. Вестник МГУ // Серия 14. - 2007 - №3. - 178с.
63. Маничев С.А. Критические жизненные события и профессиональное выгорание // Психологические проблемы самореализации личности. / под ред. Г.С.Никифорова, Л.А.Коростылевой. - СПб.: Изд-во СпбГУ, 2016. - С. 192-203.
64. Матулене Г. О социальной адаптации к деятельности // Психологический журнал. - 2015. - № 5. - С. 108 - 112.
65. Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. - М.: Наука, 1981. - 147с.
66. Мейли Р. Структура личности // Экспериментальная психология / Под ред. П.Фресса, Ж.Пиаже. - М., 1975. - 283с.
67. Менделевич В. Д. Клиническая и медицинская психология: Практическое руководство. - М., 2018. - 384 с.
68. Методика определения уровня субъективного контроля (УСК): метод. реком./ Управление по внедрению новых лекарственных средств и медицинской техники; сост. Е.Ф. Бажин и др. - М., 1984. - 322с.
69. Муздыбаев К. Психология ответственности. - Л., 1983. - 147с.
70. Назыров Р.К. Отношение к болезни и лечению, интра - и интерперсональная конфликтность и копинг - поведение у больных неврозами: Дис. канд. мед. наук. - СПб., 2016. - 413с.
71. Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. - 2017. - №5. - С. 20-30.
72. Никифоров Г.С. Здоровье как системное понятие // Психология здоровья. / Под ред. Г.С.Никифорова. - СПб.: СпбГУ, 2015. - 179с.
73. Нуллер Ю.Л. Деперсонализация защитная реакция и психопатологический синдром // Эмоциональный стресс и пограничные нервно-психические расстройства. - Л., 1977. - С. 124-134.
74. Нуллер Ю.Л. О парадигме в психиатрии // Обозр. психиатрии и мед. психологии. - 2016. - №4. - С. 5 - 13.
75. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. - 2015. - №1.- С. 90-101.
76. Положий Б.С. Стрессы социальных изменений и расстройства - психического здоровья // Обозр. психиатрии и мед. психологии. — 2017. - №2. - С. 136- 144.
77. Психология. Словарь /Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Лрошевского. 2-е изд. - М.: Политиздат, 2014. - 215с.
78. Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты. - М., 2016. - 138 с.
79. Ронгинская Т.Н. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. - 2014. - №3. - С. 85-95.
80. Самуджян А.А. Невротические расстройства у лиц, занятых напряженным и умственным трудом // Журнал невропатологов и психиатров им. С.С.Корсакова. - 1987. - №12. - С. 1850-1853.
81. Селье Г. Стресс без дистресса. - М.: Прогресс, 1979. - 126 с.
82. Сергиенко В.И., Бондарева И.Б. Математическая статистика в клинических исследованиях. - М.: Гэотар, Медицина, 2018. - 256 с.
83. Сидоров П.И., Ручкин В.В., Некоторые клинико - социальные механизмы агрессии // Обозр. психиатрии и мед. психологии. - 2016. - №1. - С. 20-25.
84. Синяковская Т.В., Усатый И.А. Диагностика уровня эмоционального напряжения у лиц, деятельность которых связана с профессиональным риском // Обозр. психиатрии и мед. психологии. - 2017. - №4. - С. 105-110.
85. Сирота Н.А. Копинг поведение в подростковом возрасте: Дис. . д-ра мед. наук. - СПб., 2018. - 156с.
86. Соловьева С.Л. Агрессивное поведение и агрессивность как свойство личности //Обозр. психиатрии и мед. психологии. - 2017. - №3. - С. 13-20.
87. Соловьева С.Л., Незнанов Н.Г. Психологические особенности лиц с различными вариантами агрессивного поведения //Обозр. психиатрии и мед. психологии. - 2018. - №1. - С. 75-77.
88. Соложенкин В.В. Психологические основы врачебной деятельности. - М., 2017. - 203с.
89. Стресс и психическая патология. - М., 1983. - 160с.
90. Судаков К.В. Системные механизмы эмоционального стресса. - М.: Медицина, 1981. - 213с.
91. Сук И.С. Врач как личность. - М.: Медицина, 1984. - 146с.
92. Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами и психосоматическими расстройствами: Пособие для врачей. - СПб., 2016. - 143с.
93. Ташлыков В.А. Психология лечебного процесса. - М.: Медицина, 1984. - 182 с.
94. Фрейд 3. Психопатология обыденной жизни // Психология бессознательного: Сб. произведений. - М.: Просвещение, 2015. - С. 202 - 309.
95. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. - М., 1986. - 149с.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Актуальность исследования. В последние годы значительно возрос интерес к вопросам, связанным со стрессом и механизмами формирования стрессоустойчивости человека в различных профессиях. Значительное внимание привлекают особенности влияния профессиональной деятельности на состояние здоровья тех специалистов, чья работа тесно связана с интенсивным и эмоционально напряженным взаимодействием с людьми. У этих специалистов наиболее часто наблюдаются психические и физиологические реакции на широкий круг ситуаций в трудовой деятельности. Эти реакции являются проявлением такого феномена, как профессиональный стресс. С полным основанием к категории лиц, наиболее подверженных профессиональному стрессу, можно отнести врачей.
Социальная и экономическая «цена» профессионального стресса у медицинских работников очень высока. Например, в Англии 40% всех случаев нетрудоспособности у врачей связаны с эмоциональным стрессом. У врачей часто отмечается высокий уровень тревоги и клинически выраженная депрессия, нередко даже более выраженная, чем у их пациентов. Обследованные врачи часто отмечали хроническую усталость, различные мышечные и головные боли, обострение соматических заболеваний, различные нарушения сна, проявления раздражительности и агрессии в отношениях с пациентами. Аналогичные нарушения выявлены у российских врачей-стоматологов.
У врачей клиник выявлен высокий уровень проявлений острых стрессовых состояний в виде тревоги, астении, нарушений сна. У врачей, работающих в поликлиниках, обнаружено нарастание признаков профессиональных и личностных деформаций, использование неадекватных форм купирования стресса (интенсивное курение, употребление алкоголя, демонстрация враждебности в поведении). Однако это и другие исследования, не раскрывают многих важных аспектов формирования профессионального стресса у врачей. Кроме того, в литературе отмечены
7
противоречивые данные о связи интенсивности профессионального стресса с полом и стажем врачей, что затрудняет формирование адекватных путей профилактики и коррекции состояния профессионального стресса у этих специалистов. Это неблагоприятно отражается на эффективности и качестве медицинской помощи, а также на состоянии здоровья самих врачей. Этим объясняется целесообразность проведения дальнейших исследований, связанных с актуальностью работы.
Цель исследования - выявить психологические характеристики врачей в состоянии профессионального стресса.
Для достижения указанной цели, поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть подходы к р изучению психологических характеристик j
врача.
2. Рассмотреть подходы к изучению профессионального стресса.
3. Оценить факторы и формы проявления профессионального стресса у врачей.
4. Провести эмпирическое о исследование психологических характеристик врачей в состоянии профессионального стресса.
5. Представить мероприятия р по профилактике о профессионального стресса врачей.
Объект исследования — психологические характеристики врачей.
Предмет исследования — особенности н психологических характеристик врачей в состоянии профессионального стресса.
Основная гипотеза исследования - содержание труда и условия реализации деятельности являются определяющими факторами в развитии синдромов профессионального стресса у врачей.
Теоретико-методологические основания исследования: Для
исследования факторов психической напряженности в разных видах врачебного труда применялись основные положения психологической теории, деятельности Леонтьева, а так же основные современные подходы к изучению профессионального стресса Касл, Леонова с использованием принципов психологического анализа профессиональной деятельности Иванова, Климова. Структурно-интегративный подход к изучению функциональных состояний Леонова.
Научная новизна работы. В исследовании получены новые данные о проявлениях профессионального стресса у врачей разных специальностей. Впервые показано, что механизмом развития профессионального стресса у врачей является сочетание высокого контроля над проявлениями негативных реакций, тревоги, пессимистичности и снижения способности к интегрированности поведения в стрессовых ситуациях. Определена связь профессионального стресса с полом и стажем работы врачей. Установлено, что наиболее высокая интенсивность профессионального стресса отмечена у врачей со стажем работы свыше 15 лет. Впервые показано, что высокий уровень профессионального стресса определяется у врачей со стажем работы до 5 лет. Показано, что женщины-врачи больше, чем мужчины подвержены профессиональному стрессу. Определена ранее не описанная психологическая структура стрессоустойчивости у врачей.
Практическая значимость работы. Полученные данные расширяют возможности ранней диагностики, профилактики и коррекции профессионального стресса у врачей. Проведение психодиагностического скрининга у врачей позволяет выявить признаки профессионального стресса на начальных стадиях его формирования.
База и методы исследования. Исследование проводилось на базе ГАУЗ «Республиканская клиническая больница скорой медицинской помощи имени В. В. Ангапова» г. Улан-Удэ. В исследовании приняли участие 26 врачей лечебно-профилактических отделений, в возрасте 21—74 лет. Средний возраст — 41 год, средний стаж работы по специальности — 18 лет.
При решении задач, поставленных в исследовании использовались следующие методы: анализ литературных источников, посвященных
основным теориям и методологическим подходам к изучению стресса в труде, а также изучению факторов повышенной напряженности и типичных форм личностного неблагополучия в деятельности врачей, анкетирование, тестирование. Для исследования психологических характеристик р врачей в состоянии р профессионального стресса нами использовались следующие методики:
1. «Интегральная диагностика и коррекция стресса» - диагностико¬превентивная система (ИДИКС — Леонова, 2007а)
2. Тест «Шкала профессионального стресса»
3. Методика MaslachBumouyInventor (вариант для медицинских работников в адаптации Н.Е. Водопьяновой)
4. Опросник «Диагностика профессионального выгорания» В.В. Бойко
5. Тест на определение копинг-стратегий в стрессовой ситуации медицинских работников
6. Экспресс-методика «Психологический климат в группе».
Структура выпускной квалификационной работы. Структура
исследования соответствует цели и задачам и включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения. В тексте работы имеется 11 рисунков, 4 таблицы. Общий объем работы составляет 88 страниц.

ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ л АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕЖИВАНИЯ н ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА У ВРАЧЕЙ 11
1.1. Подходы к изучению психологических характеристик врача 11
1.2. Подходы к изучению профессионального стресса 15
1.3. Факторы и формы проявления профессионального стресса у врачей 25
Выводы по 1 главе 35
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ р ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК р ВРАЧЕЙ В СОСТОЯНИИ р ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА 37
2.1. База и методы исследования 37
2.2. Анализ полученных результатов 41
2.3. Мероприятия р по профилактике j, профессионального стресса р
врачей 64
Выводы по главе 2 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 86
ПРИЛОЖЕНИЯ 95

Актуальность исследования. В последние годы значительно возрос интерес к вопросам, связанным со стрессом и механизмами формирования стрессоустойчивости человека в различных профессиях. Значительное внимание привлекают особенности влияния профессиональной деятельности на состояние здоровья тех специалистов, чья работа тесно связана с интенсивным и эмоционально напряженным взаимодействием с людьми. У этих специалистов наиболее часто наблюдаются психические и физиологические реакции на широкий круг ситуаций в трудовой деятельности. Эти реакции являются проявлением такого феномена, как профессиональный стресс. С полным основанием к категории лиц, наиболее подверженных профессиональному стрессу, можно отнести врачей.
Социальная и экономическая «цена» профессионального стресса у медицинских работников очень высока. Например, в Англии 40% всех случаев нетрудоспособности у врачей связаны с эмоциональным стрессом. У врачей часто отмечается высокий уровень тревоги и клинически выраженная депрессия, нередко даже более выраженная, чем у их пациентов. Обследованные врачи часто отмечали хроническую усталость, различные мышечные и головные боли, обострение соматических заболеваний, различные нарушения сна, проявления раздражительности и агрессии в отношениях с пациентами. Аналогичные нарушения выявлены у российских врачей-стоматологов.
У врачей клиник выявлен высокий уровень проявлений острых стрессовых состояний в виде тревоги, астении, нарушений сна. У врачей, работающих в поликлиниках, обнаружено нарастание признаков профессиональных и личностных деформаций, использование неадекватных форм купирования стресса (интенсивное курение, употребление алкоголя, демонстрация враждебности в поведении). Однако это и другие исследования, не раскрывают многих важных аспектов формирования профессионального стресса у врачей. Кроме того, в литературе отмечены
7
противоречивые данные о связи интенсивности профессионального стресса с полом и стажем врачей, что затрудняет формирование адекватных путей профилактики и коррекции состояния профессионального стресса у этих специалистов. Это неблагоприятно отражается на эффективности и качестве медицинской помощи, а также на состоянии здоровья самих врачей. Этим объясняется целесообразность проведения дальнейших исследований, связанных с актуальностью работы.
Цель исследования - выявить психологические характеристики врачей в состоянии профессионального стресса.
Для достижения указанной цели, поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть подходы к р изучению психологических характеристик j
врача.
2. Рассмотреть подходы к изучению профессионального стресса.
3. Оценить факторы и формы проявления профессионального стресса у врачей.
4. Провести эмпирическое о исследование психологических характеристик врачей в состоянии профессионального стресса.
5. Представить мероприятия р по профилактике о профессионального стресса врачей.
Объект исследования — психологические характеристики врачей.
Предмет исследования — особенности н психологических характеристик врачей в состоянии профессионального стресса.
Основная гипотеза исследования - содержание труда и условия реализации деятельности являются определяющими факторами в развитии синдромов профессионального стресса у врачей.
Теоретико-методологические основания исследования: Для
исследования факторов психической напряженности в разных видах врачебного труда применялись основные положения психологической теории, деятельности Леонтьева, а так же основные современные подходы к изучению профессионального стресса Касл, Леонова с использованием принципов психологического анализа профессиональной деятельности Иванова, Климова. Структурно-интегративный подход к изучению функциональных состояний Леонова.
Научная новизна работы. В исследовании получены новые данные о проявлениях профессионального стресса у врачей разных специальностей. Впервые показано, что механизмом развития профессионального стресса у врачей является сочетание высокого контроля над проявлениями негативных реакций, тревоги, пессимистичности и снижения способности к интегрированности поведения в стрессовых ситуациях. Определена связь профессионального стресса с полом и стажем работы врачей. Установлено, что наиболее высокая интенсивность профессионального стресса отмечена у врачей со стажем работы свыше 15 лет. Впервые показано, что высокий уровень профессионального стресса определяется у врачей со стажем работы до 5 лет. Показано, что женщины-врачи больше, чем мужчины подвержены профессиональному стрессу. Определена ранее не описанная психологическая структура стрессоустойчивости у врачей.
Практическая значимость работы. Полученные данные расширяют возможности ранней диагностики, профилактики и коррекции профессионального стресса у врачей. Проведение психодиагностического скрининга у врачей позволяет выявить признаки профессионального стресса на начальных стадиях его формирования.
База и методы исследования. Исследование проводилось на базе ГАУЗ «Республиканская клиническая больница скорой медицинской помощи имени В. В. Ангапова» г. Улан-Удэ. В исследовании приняли участие 26 врачей лечебно-профилактических отделений, в возрасте 21—74 лет. Средний возраст — 41 год, средний стаж работы по специальности — 18 лет.
При решении задач, поставленных в исследовании использовались следующие методы: анализ литературных источников, посвященных
основным теориям и методологическим подходам к изучению стресса в труде, а также изучению факторов повышенной напряженности и типичных форм личностного неблагополучия в деятельности врачей, анкетирование, тестирование. Для исследования психологических характеристик р врачей в состоянии р профессионального стресса нами использовались следующие методики:
1. «Интегральная диагностика и коррекция стресса» - диагностико¬превентивная система (ИДИКС — Леонова, 2007а)
2. Тест «Шкала профессионального стресса»
3. Методика MaslachBumouyInventor (вариант для медицинских работников в адаптации Н.Е. Водопьяновой)
4. Опросник «Диагностика профессионального выгорания» В.В. Бойко
5. Тест на определение копинг-стратегий в стрессовой ситуации медицинских работников
6. Экспресс-методика «Психологический климат в группе».
Структура выпускной квалификационной работы. Структура
исследования соответствует цели и задачам и включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения. В тексте работы имеется 11 рисунков, 4 таблицы. Общий объем работы составляет 88 страниц.

1. Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. - СПб., 2015. - 163 с.
2. Александровский Ю.А. Психиатрия и психофармакотерапия.- М.: изд. дом ГЭОТАР МЕД, 2014. - 276 с.
3. Александровский Ю.А. Социально стрессовые расстройства // Обозр. психиатрии и мед. психологии. - 2016. - №2. - С.5-10.
4. Александровский Ю.А., Собчик Л.Н. Доболезненные формы эмоциональной напряженности (дефиниция, диагностика, пути предупреждения и коррекция) // Предболезнь и факторы повышенного риска в психоневрологии. - Л., 1986. - С. 23-27.
5. Бадяев Ф.П. Эмоционально-стрессовые состояния. - Киев, 1979. - 54 с.
6. Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткин A.M. Опросник уровня субъективного контроля личности. - М., 2016. - 16 с.
7. Бассин Ф.Б., Бурлакова М.К., Волков В.Н. Проблема
психологической защиты // Психологический журнал. - 1988. - №3. - С.30 -41.
8. Бассин Ф.В. О «силе Я» и «психологической защите» // Вопросы философии. - 1969. - №2. - С. 118 - 125.
9. Беребин М.А. Психосемантические модели «Эффективный
психотерапевт» как учебно-методическое средство в подготовке
врачейпсихотерапевтов // Обозр. психиатрии и мед. психологии. - 2015. - №3. - С. 8-13.
10. Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Соколова Е.Д. Методика
многостороннего исследования личности: (Структура, основы
интерпретации, некоторые области применения). - М., 2017. - 258с.
11. Беспалько И.Г., Гильяшева И.Н. О некоторых методических и
диагностических возможностях применения MMPI // Журнал
невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. - 1971. - № 12. - С. 1850¬1857.
12. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. - Ростов н/Д. , 1983. - 125 с.
13. Бодров В.А. Когнитивные процессы и психологический стресс // Психол. журн. - 2017. - № 4. - С. 64-74.
14. Бодров В.А. Психологический стресс. - М., 2016. - 174с.
15. Бойко В.В. // Практическая психодиагностика. - Самара, 2015. -
169с.
16. Боровиков В. П. STATISTICA: искусство анализа данных на компьютере для профессионалов. - СПб., Питер, 2016. - 656 с.
17. Боровиков В.П, Боровиков И.П. STATISTICA - Статистический анализ и обработка данных в среде Windows. - М.: «Филин», 2018. - 214с.
18. Бороздина Л.В. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний //Вопросы психологии. - 2017. - №1. - С.104 -113.
19. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика личности. - Киев: Наук.думка, 1989. - 200 с.
20. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь справочник по психологической диагностике. -СПб., 2015. - 183 с.
21. Вальдман А.В., Александровский Ю.А. Фармакотерапия невротических расстройств. - М.: Медицина, 1987. - 230с.
22. Вассерман Л.И. Психодиагностическая шкала для оценки уровня социальной фрустрированности // Обозр. психиатрии и мед. психологии. - 2016. - №2. - С. 73-79.
23. Вассерман Л.И., Вукс А .Я., Иовлев Б.В., Карпова Э.Б. Методика для психологической диагностики типов отношения к болезни: Методические рекомендации. - Л., 1987. - 16с.
24. Вассерман Л.И., Ерышев О.Ф., Кпубова Е.Б. и др. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля: Пособие для врачей и психологов. - СПб., 2017. - 18с.
25. Вассерман Л.П., Беребин М.А., Косенков Н.И. О системном подходе к оценке психической адаптации // Обозр. психиатрии и мед. психологии. - 2018.- №3. - С. 16-25.
26. Вид В.Д., Лозинская Е.И. Синдром перегорания в психиатрии и его зависимость от терапевтической идеологии // Росс. Психиатр. журнал. -
2015. - №1.- С. 19-22.
27. Винокур В.А. Психосоматические механизмы развития сердечнососудистых заболеваний: Дисс.докт. мед. наук. - СПб., 2014. - 158с.
28. Водопьянова Н.Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях // Психическое здоровье. / Под ред. Г.С.Никифорова. - СПб.: изд-во СпбГУ, 2014. - 460с.
29. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. // Психологические проблемы самореализации личности. Вып.6 / Под ред. Л.А.Коростылевой. - СПб.: Изд- во СпбГУ, 2016. - 254с.
30. Воробьев В.М., Коновалова Н.Л. Адаптивные психические процессы и патологические защитные механизмы //Обозр. психиатрии и мед. психологии. - 2017. - №3-4. - С. 88-93.
31. Воробьев В.М., Коновалова Н.Л. О профилактике и терапии нарушений психической адаптации //Обозр. психиатрии и мед. психологии. - 2018. - №1. - С. 71-72.
32. Воробьев В.М., Психическая адаптация как проблема медицинской психологии и психиатрии //Обозр. психиатрии и мед. психологии. - 2016. - №2. - С. 33-39.
33. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М., 1956. - 191с.
34. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология / Учебное пособие. - М., 2017. - 168с.
35. Дюк В.А. Обработка данных на ПК в примерах. - СПб., 2017. -
148с.
36. Дюк В.А., Самойленко А. В. Data mining: учебный курс. - СПб.: Питер, 2014. - 368с.
37. Ениколопов С.Н., Садовская А.В. Враждебность и проблема здоровья человека // Журн. невр. и психиатрии. - 2015. - № 7. - С.59-64.
38. Залевский Г.В. Психическая ригидность и понятие отношений личности в концепции Мясищева // Теория и практика мед. психологии и психотерапии. - СПб., 2013. - 255с.
39. Запускалов С.В., Положим Б.С. Новые подходы к динамической оценке психического здоровья // Обозр. психиатрии и мед. психологии. —
2016. - №2. - С.20-25.
40. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. - 3-е изд. — М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2015. - 145с.
41. Караванов Г.А., Коршунова В.А. Индивидуально психологические особенности врача - хирурга. - Львов, 1974. - 127с.
42. Карвасарский Б.Д. Медицинская психология. - Л., 1982. - 294с.
43. Карвасарский Б.Ф. Неврозы. 2-е изд. - М.: Медицина, 1980. - 447 с.
44. Китаев Смык Л.А. Психология стресса. - М.: Наука, 1983. - 368 с.
45. Клубова Е.Б. Методы медицинской психологии в диагностике психологических защитных механизмов // Теория и практика мед. психологии и психотерапии. - СПб., 2016. - С. 77 - 81.
46. Козина Н.В. Исследование эмпатии и ее влияние на формирование «синдрома эмоционального сгорания» у медицинских работников: Автореф. Дис. канд. психол. Наук. - СПб, 2015. - 241с.
47. Козина Н.В. Исследование эмпатии и ее влияния на формирование синдрома эмоционального выгорания у медработников. Канд. дисс. — СПб., 2016. - 402с.
48. Кокс Т. Стресс. - М.: Медицина, 1980. - 447 с.
49. Кондаков И.М., Нилонец М.Н. Экспериментальные исследования структуры и личностного контекста локуса контроля // Психологический журнал. - 2017. - № 1. - С. 35-38.
50. Кораблина Е.П. Психологические аспекты готовности к помогающей деятельности. // Психологические проблемы самореализации личности. Вып.6 / Под ред. Л.А.Коростылевой. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2015. - 154с.
51. Корнева Т.В. К проблеме психологической диагностики эмоциональных расстройств // Психологическая диагностика при нервно - психических и психосоматических заболеваниях. - Л., 1985. - 249с.
52. Коростылева Л.А. Самореализация личности в профессиональной сфере: генезис затруднений // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 5 / под ред. Г.С.Никифорова, Л.А.Коростылевой. - СПб.: Изд- во СПбГУ, 2016. - 223с.
53. Куликов Л.В. Здоровье и субъективное благополучие личности // Психическое здоровье. / Под ред. Г.С.Никифорова. - СПб.: изд-во СпбГУ, 2017. - С.442.
54. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования. // Эмоциональный стресс / под ред. Л. Леви. - 1970. - № 14. - С. 178-208.
55. Ларенцова Л.И., Соколова Е.Д. Профессиональный стресс и синдром эмоционального выгорания // Росс. стоматологический журнал. -
2017. - №2. - С.34-36.
56. Левитов Д.Н. О психических состояниях человека. - М., 1964. -
145с.
57. Левитов Н.Д Психология труда. - М., 1963. - 158с.
58. Леонова А.Б. Комплексная стратегия анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции // Психологический журнал. - 2018. - № 2. - С. 75 - 85.
59. Леонова А.Б. Комплексная стратегия анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции // Психологический журнал. - 2004. - №2. - 114с.
60. Леонова А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестн. МГУ / серия Психология. - 2017. - № 3. - С. 4-21.
61. Леонова А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестник Московского университета. Серия 14 // Психология. - 2016. - №3. - 147с.
62. Леонова А.Б. Психическая надежность профессионала и
современные технологии управления стресса. Вестник МГУ // Серия 14. - 2007 - №3. - 178с.
63. Маничев С.А. Критические жизненные события и профессиональное выгорание // Психологические проблемы самореализации личности. / под ред. Г.С.Никифорова, Л.А.Коростылевой. - СПб.: Изд-во СпбГУ, 2016. - С. 192-203.
64. Матулене Г. О социальной адаптации к деятельности // Психологический журнал. - 2015. - № 5. - С. 108 - 112.
65. Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. - М.: Наука, 1981. - 147с.
66. Мейли Р. Структура личности // Экспериментальная психология / Под ред. П.Фресса, Ж.Пиаже. - М., 1975. - 283с.
67. Менделевич В. Д. Клиническая и медицинская психология: Практическое руководство. - М., 2018. - 384 с.
68. Методика определения уровня субъективного контроля (УСК): метод. реком./ Управление по внедрению новых лекарственных средств и медицинской техники; сост. Е.Ф. Бажин и др. - М., 1984. - 322с.
69. Муздыбаев К. Психология ответственности. - Л., 1983. - 147с.
70. Назыров Р.К. Отношение к болезни и лечению, интра - и интерперсональная конфликтность и копинг - поведение у больных неврозами: Дис. канд. мед. наук. - СПб., 2016. - 413с.
71. Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. - 2017. - №5. - С. 20-30.
72. Никифоров Г.С. Здоровье как системное понятие // Психология здоровья. / Под ред. Г.С.Никифорова. - СПб.: СпбГУ, 2015. - 179с.
73. Нуллер Ю.Л. Деперсонализация защитная реакция и психопатологический синдром // Эмоциональный стресс и пограничные нервно-психические расстройства. - Л., 1977. - С. 124-134.
74. Нуллер Ю.Л. О парадигме в психиатрии // Обозр. психиатрии и мед. психологии. - 2016. - №4. - С. 5 - 13.
75. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. - 2015. - №1.- С. 90-101.
76. Положий Б.С. Стрессы социальных изменений и расстройства - психического здоровья // Обозр. психиатрии и мед. психологии. — 2017. - №2. - С. 136- 144.
77. Психология. Словарь /Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Лрошевского. 2-е изд. - М.: Политиздат, 2014. - 215с.
78. Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты. - М., 2016. - 138 с.
79. Ронгинская Т.Н. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. - 2014. - №3. - С. 85-95.
80. Самуджян А.А. Невротические расстройства у лиц, занятых напряженным и умственным трудом // Журнал невропатологов и психиатров им. С.С.Корсакова. - 1987. - №12. - С. 1850-1853.
81. Селье Г. Стресс без дистресса. - М.: Прогресс, 1979. - 126 с.
82. Сергиенко В.И., Бондарева И.Б. Математическая статистика в клинических исследованиях. - М.: Гэотар, Медицина, 2018. - 256 с.
83. Сидоров П.И., Ручкин В.В., Некоторые клинико - социальные механизмы агрессии // Обозр. психиатрии и мед. психологии. - 2016. - №1. - С. 20-25.
84. Синяковская Т.В., Усатый И.А. Диагностика уровня эмоционального напряжения у лиц, деятельность которых связана с профессиональным риском // Обозр. психиатрии и мед. психологии. - 2017. - №4. - С. 105-110.
85. Сирота Н.А. Копинг поведение в подростковом возрасте: Дис. . д-ра мед. наук. - СПб., 2018. - 156с.
86. Соловьева С.Л. Агрессивное поведение и агрессивность как свойство личности //Обозр. психиатрии и мед. психологии. - 2017. - №3. - С. 13-20.
87. Соловьева С.Л., Незнанов Н.Г. Психологические особенности лиц с различными вариантами агрессивного поведения //Обозр. психиатрии и мед. психологии. - 2018. - №1. - С. 75-77.
88. Соложенкин В.В. Психологические основы врачебной деятельности. - М., 2017. - 203с.
89. Стресс и психическая патология. - М., 1983. - 160с.
90. Судаков К.В. Системные механизмы эмоционального стресса. - М.: Медицина, 1981. - 213с.
91. Сук И.С. Врач как личность. - М.: Медицина, 1984. - 146с.
92. Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами и психосоматическими расстройствами: Пособие для врачей. - СПб., 2016. - 143с.
93. Ташлыков В.А. Психология лечебного процесса. - М.: Медицина, 1984. - 182 с.
94. Фрейд 3. Психопатология обыденной жизни // Психология бессознательного: Сб. произведений. - М.: Просвещение, 2015. - С. 202 - 309.
95. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. - М., 1986. - 149с.

Купить эту работу

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВРАЧЕЙ В СОСТОЯНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА (НА ПРИМЕРЕ ГАУЗ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ КЛИНИЧЕСКОЙ БОЛЬНИЦЫ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ П

990 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

29 января 2021 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
zera163
4.3
Бывший преподователь Омского Госудорственного Университета. В настоящее время - пенсионер.
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
990 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв Raze об авторе zera163 2016-03-11
Дипломная работа

Спасибо вам за работу!!! Диплом защитился на отлично!!!! Удачи вам процветания вашей работе!)

Общая оценка 5
Отзыв psycholog))) об авторе zera163 2014-05-02
Дипломная работа

Спасибо, хорошая работа и раньше срока) Рекомендую автора, отличный специалист)

Общая оценка 5
Отзыв Фантазерка об авторе zera163 2015-01-20
Дипломная работа

Автор, как всегда, на высоте.

Общая оценка 5
Отзыв Анна об авторе zera163 2015-01-30
Дипломная работа

Отличный автор. Рекомендую

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

"Психологические факторы, влияющие на внутрисемейные отношения" (совпадение темпераментов, ценностей, мотивов, представления о процессе воспитания)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
280 ₽
Готовая работа

Кризис возраста 53-57

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Роль семьи как средства формирования положительного отношения к труду дошкольников

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
50 ₽
Готовая работа

Память

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

В.Н. Мясищев "Сознание как единство отражения действительности и отношений к ней человека"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Развитие эмоционального интеллекта у детей и подростков

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Методы психопрофилактики в системе образования

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Анализ книги.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
280 ₽
Готовая работа

Проблема единства научного знания. Доклад

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
100 ₽
Готовая работа

Особенности речи людей в состоянии транса

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
280 ₽
Готовая работа

Аспекты социальной адаптации выпускников ВУЗов в коммерческих организациях

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
280 ₽
Готовая работа

Психологическая безопасность личности

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽