Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Развитие эмпатии детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры

  • 82 страниц
  • 2022 год
  • 1 просмотр
  • 0 покупок
Автор работы

bogdghe

Два высших образования

2000 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Актуальность исследования. Развитие эмпатии детей дошкольного возраста требует особого внимания, так как именно в этот возрастной период ребенок активно решает задачи взаимодействия с окружающим миром, интенсивно обретает опыт общения со сверстниками и взрослыми. Сам процесс общения невозможен без сопереживания и сочувствия, содействия другому.
Современные тенденции развития теории и методики дошкольного образования свидетельствуют, что развитие эмпатии как способности человека к сочувствию и сопереживанию другим людям, к пониманию их состояний, является одним из важнейших компонентов нравственного развития детей и осуществляется в русле идей социально-нравственного воспитания.
У детей способность к сочувствию и сопереживанию наиболее стремительно развивается в сюжетно-ролевой игре. Именно в ней ребенок, выполняя игровые действия, получает возможность занять место переживающего и продемонстрировать разнообразные варианты взаимоотношений с людьми. В игре ребенка проявляются самые разнообразные эмоции: радость, восторг, удивление и т.д.
В сюжетно-ролевой игре идет процесс воспитания, обучения и развития дошкольника, в том числе и гуманного отношения к окружающим людям: овладевая ролью, ребенок учится понимать другого человека и входить в его положение, через игру дети знакомятся с нормами поведения, образцами межличностного общения, формируют свои знания о правилах общения со сверстниками, взрослыми людьми.
Проблема формирования отношений к окружающему миру и другим людям в детском возрасте представляет одну из интереснейших проблем на социально-педагогическом уровне. Психология эмоций является одной из немногих научно-педагогических проблем, которым неизменно уделяется внимание, как в традиционной, так и в современной науке, но вместе с этим, вопрос развития эмпатических переживаний детей принадлежит к числу наименее изученных.
Анализ проблемы развития эмпатии и методов ее формирования в дошкольном возрасте приобретает немаловажное значение не только для развития умений и навыков полноценного общения, но для формирования личности ребенка, приобщения его к внутреннему миру других людей. От того, какого знака (положительного или отрицательного) будет у ребенка отношение к окружающим его людям, будет зависеть вся его дальнейшая жизнь – успех в деятельности, отношения с близкими людьми, со сверстниками, адаптация в сложном и меняющемся мире отношений.
Таким образом, существуют противоречия:
- между необходимостью создать условия для развития эмпатии у детей дошкольного возраста и сложившейся системой дошкольного образования, ориентированной в основном на овладение детьми знаниями, умениями и навыками;
- между необходимостью развивать у детей дошкольного возраста эмпатию и недостаточной разработанностью методического обеспечения, позволяющего целенаправленно осуществлять этот процесс.
На основании выделенных противоречий, анализа психолого-педагогической литературы, а также в результате изучения опыта работы дошкольной образовательной организации была сформулирована проблема исследования, заключающаяся в теоретическом осмыслении педагогических средств, обеспечивающих высокий уровень развития эмпатии у детей дошкольного возраста.
Все вышеизложенное обусловило актуальность и выбор темы исследования: «Развитие эмпатии детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры».
Степень разработанности темы. Психолого-педагогические особенности и механизмы развития эмпатии детей раскрываются в трудах Л. С. Выготского, Т.П. Гавриловой, А. В. Запорожец, О.В. Ушаковой, и др.
Основы методики развития эмпатии дошкольников определены в работах Е.И. Рогова, М.А. Пономаревой, Ю.А. Менжерицкая, А.Д. Кошелева и др.
Проблемы содержания и методов развития эмпатии в детском саду плодотворно разрабатывались М.Э. Вайнер, Е.Н. Васильевой, Н. М. Ивановой, Я.Л. Коломинским и другими.
Цель исследования: обосновать и разработать цикл сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие эмпатии у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Осуществить анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Выделить и охарактеризовать особенности развития эмпатии у детей дошкольного возраста.
3. Рассмотреть сюжетно-ролевую игру как средство развития эмпатии у детей дошкольного возраста.
4. Эмпирическим путем выявить особенности развития эмпатии у детей дошкольного возраста.
5. На основании результатов диагностики разработать программу и методические рекомендации по развитию эмпатии детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры.
Объект исследования: процесс развития эмпатии детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: сюжетно-ролевая игра как средство развития эмпатии детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: развитие эмпатии у детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры будет эффективным, если осуществляемая педагогами работа направлена на формирование всех содержательных показателей эмпатии: эмоционального (переживание – сочувствие), когнитивного (переживание – утверждение), поведенческого (переживание – действие).
Методы исследования:
- теоретические методы: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические методы: диагностическая методика «Понимание эмоциональных состояний» (автор Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина); диагностическая методика «Изучение эмоциональных проявлений детей» (автор А.Д. Кошелева); метод наблюдения за взаимодействиями и взаимоотношениями детей; анкетирование родителей; педагогический эксперимент;
- интерпретационные: количественный и качественный анализ полученных результатов.
Эмпирическая база исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №5» , г. Приозерск, Ленинградской области. Выборку составили 26 детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет), из них 11 мальчиков и 15 девочек, а также родители воспитанников в количестве 30 человек (24 мамы и 6 отцов, в возрасте от 22 до 40 лет).
Теоретико-методологической основой исследования выступают:
- теоретические положения о проблеме нравственного воспитания, развития нравственных чувств, нравственного поведения личности в научных исследованиях, которые показали, что основы ориентации на эмоциональное состояние сверстника начинают закладываться уже в дошкольном возрасте (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.);
- основные подходы к определению эмпатии, как свойства личности (Т. П. Гаврилова, Ю. Б. Гиппенрейтер, И. М. Юсупов, К. Роджерс);
- основные подходы к определению эмпатии, как процесса (Маслоу А., Роджерс К., Франкл В. и др.),
- теоретические и практические положения об уровнях развития эмпатии (Гиппенрейтер Ю.Б., Корягина Т.Д., Козлова Е.Н.), этапах ее становления (Стрелкова Л.П., Штейнмец А.Э., Юсупов И.М.);
- теоретические и практические положения о механизмах формирования эмпатии (Осухова И.Г. и др.).
Теоретическая значимость. Результаты проведенной работы дополняют знания о теории и методике организации процесса развития эмпатии у дошкольников, а также свидетельствуют о возможности использования комплексных средств при развитии эмпатии.
Практическая значимость. Разработана программа и методические рекомендации развития эмпатии в условиях дошкольной образовательной организации основанные на использовании сюжетно-ролевой игры, которую можно использовать в работе с дошкольниками.
Структура выпускной квалификационной работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком литературы и приложениями.

Введение……………………...………………………………………………………7
Глава 1. Теоретические основы исследования развития эмпатии детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры……..………………12
1.1 Психолого-педагогические исследования эмпатии………….………………12
1.2 Особенности развития эмпатии детей дошкольного возраста…….…….….18
1.3 Сюжетно-ролевая игра как средство развития эмпатии детей
дошкольного возраста……………………………………………………..……….25
Глава 2. Результаты эмпирического исследования развития эмпатии детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры…………………..…36
2.1 Особенности развития эмпатии детей дошкольного возраста…………..…..35
2.2 Программа развития эмпатии детей дошкольного возраста
средствами сюжетно-ролевой игры……………………………………………….47
2.3 Методические рекомендации по развитию эмпатии детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры…………………………………….59
Заключение…………………………………………………………………………72
Список использованной литературы……….………………………..……………77
Приложения…………………………………………………………………….…..82

Работа написана самостоятельно, защищена на "отлично". Оригинальность "чистая", выполнена вручную. Содержит теоретическую и практическую части. В работе много наглядностей - таблицы, рисунки, приложения....

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Айдашева, Г.А. Дошкольная педагогика [Текст] / Под ред. Г.А. Айдашевой, Н.О. Пичугиной, С.В. Ассауловой. – М.: Издательство «Феникс», 2016. – 342 с.
2. Базарова, Я.М. Значимость сюжетно-ролевой игры для дошкольников, роль воспитателя в организации игры [Текст] / Я.М. Базарова // Наука и образование сегодня. – 2021. – № 2(61). – С. 106-107.
3. Бачурина, Ю.М. Изучение особенностей развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста [Текст] /Ю.М. Бачурина // Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2020. – С. 68-71.
4. Бегиева, Б.М., Кабжихов А.А. Развитие эмпатии у детей дошкольного возраста [Текст] / Под ред. Б.М. Бегиевой, А.А. Кабжихова // Вопросы науки и образования. – 2020. – № 27(111). – С. 16-18.
5. Божович, Л. И. Нравственное воспитание и развитие [Текст]/ Под ред. Л. И. Божович, Т. Е. Конникова // Вопросы зарубежной психологии. 2012. № 1. - С. 80-89.
6. Большая психологическая энциклопедия [Электронный ресурс] // URL: http://psychology.academic.ru/
7. Воробьева, Е.В. Развитие эмпатии у детей дошкольного возраста: сущность, факторы и средства [Текст] / Е.В. Воробьев // Известия института педагогики и психологии образования. – 2019. – № 4. – С. 110-113.
8. Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика [Текст] / Под ред. Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. – М.: Юрайт, 2017. – 411 c.
9. Галигузова, Л. Н. Дошкольная педагогика [Текст] / Л.Н. Галигузова — М.: Юрайт, 2020. — 254 с.
10. Гришина, К.А. Механизмы развития эмпатии у детей дошкольного возраста [Текст] / К.А. Гришина // Инновационная наука. – 2020. – № 6. – С. 128-129.
11. Голубков, В.О., Горлубков В.О. Сюжетно-ролевая игра как средство развития эмпатии у детей дошкольного возраста [Текст] / Под ред. Н.А. Виноградовой, В.О. Горлубковой - Проблемы современной науки и образования. – 2016. – № 12(54). – С. 118-120.
12. Ганичева, А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / А.Н. Граничева — М.: Юрайт, 2020. — 292 с.
13. Гогоберидзе, А. Г., Солнцева О. В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник [Текст] / Под ред. А.Г. Гогобидзе, О.В, Солнцевой — СПб.: Питер, 2019. — 464 с.
14. Гонина, О. О. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата [Текст] / О. О. Гонина. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 425 с.
15. Гонина, О. О. Психология дошкольного возраста [Текст] / О.О. Гонина — М.: Юрайт, 2020. — 426 с.
16. Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет [Текст] / Сост. Н.Д. Денисова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 74 с.
17. Дубровина, И.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / Под ред. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 320 с.
18. Зайцева, О.Ю., Михайлова И.В. Изучение эмпатии у детей старшего дошкольного возраста [Текст] /Под ред. О.Ю. Зайцевой, И.В, Михайловой // Балтийский гуманитарный журнал. – 2018. – Т. 7. – № 3(24). – С. 210-213.
19. Запорожец, А. В. Об эмоциях и их развитии у ребенка [Текст] / А. В. Запорожец. – М. : Педагогика, 2012. - 320 с.
20. Зебзеева, В.А. Развиваем чувство эмпатии у детей дошкольного возраста [Текст] / В.А. Зебзеева // Обучение и воспитание в период детства: современные теоретические и методические проблемы дошкольного и начального образования. – Оренбург: Оренбургский государственный педагогический университет, 2021. – С. 52-59.
21. Изотова, Е.И. Психология дошкольного возраста. – [Текст] / Е.И. Изотова - М.: Издательство Юрайт, 2018. – 222 с.
22. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений. – [Текст] / Е.П. Ильин - СПб.: Питер, 2009. – 576 с.
23. Исрапилов, М.С., Ерохина В.С. Особенности развития эмпатии у детей дошкольного возраста [Текст] / М.С. Испарилов, В.С. Ерохина // Общество, государство, личность: молодёжное предпринимательство в поведенческой экономике. – Казань: Университет управления «ТИСБИ», 2020. – С. 269-275.
24. Красова, Т.Д. Специфика развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности [Текст] / Т.Д. Красова // Фундаментальные и прикладные проблемы начального общего образования. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2019. – С. 89-92.
25. Коджаспирова, Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Под ред. Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспирова — М.: Издательский центр «Академия», 2019. — 176 с.
26. Калмыкова, С.В., Дубина Р.А. Педагогические условия становления эмпатии у детей дошкольного возраста [Текст] / С.В, Калмыкова, Р.А. Дубина // Тенденции развития науки и образования. – 2019. – № 46-1. – С. 51-53.
27. Кошелева, А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников [Текст] / А.Д. Кошелева – М.: Академия, 2013. – 173 с.
28. Козлова, С. А. Теоретические основы дошкольного образования. Образовательные программы для детей дошкольного возраста: учебник и практикум для СПО [Текст]/ С. А. Козлова, Н. П. Флегонтова. — М.: Юрайт, 2017. — 202 с.
29. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник [Текст]/ С.А. Козлова. — М.: Academia, 2017. — 288 c.
30. Комарова, Т. С. Дошкольная педагогика. Коллективное творчество детей [Текст] / Т.С. Комарова— М.: Юрайт, 2020. — 97 с.
31. Крежевских О. В. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации: учеб. пособие для академического бакалавриата [Текст]/ О. В. Крежевских. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2016. — 165 с.
32. Малыхина, А.С. Понятие о сюжетно-ролевой игре. Структурные элементы игры [Текст] / А.С. Малыхин // Молодой ученый. – 2020. – № 22(312). – С. 539-542.
33. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика. Теория воспитания [Текст] / Под ред. Н.В .Микляева, Ю.В. Микляева. – М.: Издательский центр «Академия», 2013 – 208 с.
34. Островский, Э.В. Психология и педагогика: Учебное пособие [Текст] / Э.В. Островский, Л.И. Чернышова. - М.: Вузовский учебник, 2017. - 192 c.
35. Павелко, Н.Н. Психология и педагогика (для бакалавров) [Текст] / Н.Н. Павелко, С.О. Павлов. - М.: КноРус, 2019. - 48 c.
36. Пономарева, М.А. Эмпатия: теория, диагностика, развитие: монография [Текст] / М.А. Пономарева – Минск: Бестпринт, 2006. – 76 с.
37. Панова, О. В. Особенности развития сюжетно-ролевой игры у дошкольников [Текст] / О.В. Панова // Молодой ученый. – 2017. – № 38(172). – С. 116-118.
38. Петрова, Т.И., Корнеева Н.А. Сюжетно-ролевая игра как средство развития детей дошкольного возраста [Текст] /Т.И. Петрова, Н.А. Корнеева // Педагогическая наука и педагогическое образование в классическом вузе / Ответственный редактор А.С. Гаязов. – Уфа: Башкирский государственный университет, 2017. – С. 351-354.
39. Пономарева, М. А. Эмпатия: теория, диагностика, развитие: монография [Текст] / М. А. Пономарева. - Минск: Бестпринт, 2006. - 76 с.
40. Роджерс, К. Р. Эмпатия. Психология мотивации и эмоций [Текст] / К.Р. Роджерс / под общ. ред. Ю. Б. Гиппенрейтера, М. В. Фаликмана. - М. : ЧеРо, 2012. - 512 с.
41. Рубинштейн, С, .Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2019. - 713 c.
42. Тихомирова, О. В. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: учебник и практикум для академического бакалавриата [Текст] / О. В. Тихомирова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2018. — 155 с.
43. Турченко В.И. Дошкольная педагогика: Учебное пособие [Текст] / В.И. Турченко. — М.: Флинта, 2016. — 256 c.
44. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. - М. : ТЦ Сфера, 2016. - 96 с.
45. Хусаинова, Д. Р. Особенности сюжетно-ролевой игры дошкольников. Сюжеты игр [Текст] / Д.Р. Хусаинова // Научные исследования: фундаментальные и прикладные аспекты. – Казань: Издательство «Познание», 2021. – С. 237-239.
46. Хухлаева, О. В. Психология развития и возрастная психология : учебник для СПО [Текст] / О. В. Хухлаева, Е. В. Зыков, Г. В. Базаева ; под ред. О. В. Хухлаевой. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 367 с.
47. Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология : учебник и практикум для СПО [Текст]/ И. В. Шаповаленко. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 575 с.
48. Юревич, С. Н. Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи : учеб. пособие для академического бакалавриата [Текст] / С. Н. Юревич, Л. Н. Санникова, Н. И. Левшина ; под ред. С. Н. Юревич. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 181 с.
49. Юревич, С. Н. Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими) : учеб. пособие для СПО [Текст]/ С. Н. Юревич, Л. Н. Санникова, Н. И. Левшина ; под ред. С. Н. Юревич. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 181 с.
50. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] / Д. Б. Эльконин; под общ. ред. Б. Ф. Ломова. - Изд. 2-е, перераб. и доп. – М. : Педагогика, 2013. - 304 с.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Актуальность исследования. Развитие эмпатии детей дошкольного возраста требует особого внимания, так как именно в этот возрастной период ребенок активно решает задачи взаимодействия с окружающим миром, интенсивно обретает опыт общения со сверстниками и взрослыми. Сам процесс общения невозможен без сопереживания и сочувствия, содействия другому.
Современные тенденции развития теории и методики дошкольного образования свидетельствуют, что развитие эмпатии как способности человека к сочувствию и сопереживанию другим людям, к пониманию их состояний, является одним из важнейших компонентов нравственного развития детей и осуществляется в русле идей социально-нравственного воспитания.
У детей способность к сочувствию и сопереживанию наиболее стремительно развивается в сюжетно-ролевой игре. Именно в ней ребенок, выполняя игровые действия, получает возможность занять место переживающего и продемонстрировать разнообразные варианты взаимоотношений с людьми. В игре ребенка проявляются самые разнообразные эмоции: радость, восторг, удивление и т.д.
В сюжетно-ролевой игре идет процесс воспитания, обучения и развития дошкольника, в том числе и гуманного отношения к окружающим людям: овладевая ролью, ребенок учится понимать другого человека и входить в его положение, через игру дети знакомятся с нормами поведения, образцами межличностного общения, формируют свои знания о правилах общения со сверстниками, взрослыми людьми.
Проблема формирования отношений к окружающему миру и другим людям в детском возрасте представляет одну из интереснейших проблем на социально-педагогическом уровне. Психология эмоций является одной из немногих научно-педагогических проблем, которым неизменно уделяется внимание, как в традиционной, так и в современной науке, но вместе с этим, вопрос развития эмпатических переживаний детей принадлежит к числу наименее изученных.
Анализ проблемы развития эмпатии и методов ее формирования в дошкольном возрасте приобретает немаловажное значение не только для развития умений и навыков полноценного общения, но для формирования личности ребенка, приобщения его к внутреннему миру других людей. От того, какого знака (положительного или отрицательного) будет у ребенка отношение к окружающим его людям, будет зависеть вся его дальнейшая жизнь – успех в деятельности, отношения с близкими людьми, со сверстниками, адаптация в сложном и меняющемся мире отношений.
Таким образом, существуют противоречия:
- между необходимостью создать условия для развития эмпатии у детей дошкольного возраста и сложившейся системой дошкольного образования, ориентированной в основном на овладение детьми знаниями, умениями и навыками;
- между необходимостью развивать у детей дошкольного возраста эмпатию и недостаточной разработанностью методического обеспечения, позволяющего целенаправленно осуществлять этот процесс.
На основании выделенных противоречий, анализа психолого-педагогической литературы, а также в результате изучения опыта работы дошкольной образовательной организации была сформулирована проблема исследования, заключающаяся в теоретическом осмыслении педагогических средств, обеспечивающих высокий уровень развития эмпатии у детей дошкольного возраста.
Все вышеизложенное обусловило актуальность и выбор темы исследования: «Развитие эмпатии детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры».
Степень разработанности темы. Психолого-педагогические особенности и механизмы развития эмпатии детей раскрываются в трудах Л. С. Выготского, Т.П. Гавриловой, А. В. Запорожец, О.В. Ушаковой, и др.
Основы методики развития эмпатии дошкольников определены в работах Е.И. Рогова, М.А. Пономаревой, Ю.А. Менжерицкая, А.Д. Кошелева и др.
Проблемы содержания и методов развития эмпатии в детском саду плодотворно разрабатывались М.Э. Вайнер, Е.Н. Васильевой, Н. М. Ивановой, Я.Л. Коломинским и другими.
Цель исследования: обосновать и разработать цикл сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие эмпатии у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Осуществить анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Выделить и охарактеризовать особенности развития эмпатии у детей дошкольного возраста.
3. Рассмотреть сюжетно-ролевую игру как средство развития эмпатии у детей дошкольного возраста.
4. Эмпирическим путем выявить особенности развития эмпатии у детей дошкольного возраста.
5. На основании результатов диагностики разработать программу и методические рекомендации по развитию эмпатии детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры.
Объект исследования: процесс развития эмпатии детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: сюжетно-ролевая игра как средство развития эмпатии детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: развитие эмпатии у детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры будет эффективным, если осуществляемая педагогами работа направлена на формирование всех содержательных показателей эмпатии: эмоционального (переживание – сочувствие), когнитивного (переживание – утверждение), поведенческого (переживание – действие).
Методы исследования:
- теоретические методы: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические методы: диагностическая методика «Понимание эмоциональных состояний» (автор Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина); диагностическая методика «Изучение эмоциональных проявлений детей» (автор А.Д. Кошелева); метод наблюдения за взаимодействиями и взаимоотношениями детей; анкетирование родителей; педагогический эксперимент;
- интерпретационные: количественный и качественный анализ полученных результатов.
Эмпирическая база исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №5» , г. Приозерск, Ленинградской области. Выборку составили 26 детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет), из них 11 мальчиков и 15 девочек, а также родители воспитанников в количестве 30 человек (24 мамы и 6 отцов, в возрасте от 22 до 40 лет).
Теоретико-методологической основой исследования выступают:
- теоретические положения о проблеме нравственного воспитания, развития нравственных чувств, нравственного поведения личности в научных исследованиях, которые показали, что основы ориентации на эмоциональное состояние сверстника начинают закладываться уже в дошкольном возрасте (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.);
- основные подходы к определению эмпатии, как свойства личности (Т. П. Гаврилова, Ю. Б. Гиппенрейтер, И. М. Юсупов, К. Роджерс);
- основные подходы к определению эмпатии, как процесса (Маслоу А., Роджерс К., Франкл В. и др.),
- теоретические и практические положения об уровнях развития эмпатии (Гиппенрейтер Ю.Б., Корягина Т.Д., Козлова Е.Н.), этапах ее становления (Стрелкова Л.П., Штейнмец А.Э., Юсупов И.М.);
- теоретические и практические положения о механизмах формирования эмпатии (Осухова И.Г. и др.).
Теоретическая значимость. Результаты проведенной работы дополняют знания о теории и методике организации процесса развития эмпатии у дошкольников, а также свидетельствуют о возможности использования комплексных средств при развитии эмпатии.
Практическая значимость. Разработана программа и методические рекомендации развития эмпатии в условиях дошкольной образовательной организации основанные на использовании сюжетно-ролевой игры, которую можно использовать в работе с дошкольниками.
Структура выпускной квалификационной работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком литературы и приложениями.

Введение……………………...………………………………………………………7
Глава 1. Теоретические основы исследования развития эмпатии детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры……..………………12
1.1 Психолого-педагогические исследования эмпатии………….………………12
1.2 Особенности развития эмпатии детей дошкольного возраста…….…….….18
1.3 Сюжетно-ролевая игра как средство развития эмпатии детей
дошкольного возраста……………………………………………………..……….25
Глава 2. Результаты эмпирического исследования развития эмпатии детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры…………………..…36
2.1 Особенности развития эмпатии детей дошкольного возраста…………..…..35
2.2 Программа развития эмпатии детей дошкольного возраста
средствами сюжетно-ролевой игры……………………………………………….47
2.3 Методические рекомендации по развитию эмпатии детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры…………………………………….59
Заключение…………………………………………………………………………72
Список использованной литературы……….………………………..……………77
Приложения…………………………………………………………………….…..82

Работа написана самостоятельно, защищена на "отлично". Оригинальность "чистая", выполнена вручную. Содержит теоретическую и практическую части. В работе много наглядностей - таблицы, рисунки, приложения....

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Айдашева, Г.А. Дошкольная педагогика [Текст] / Под ред. Г.А. Айдашевой, Н.О. Пичугиной, С.В. Ассауловой. – М.: Издательство «Феникс», 2016. – 342 с.
2. Базарова, Я.М. Значимость сюжетно-ролевой игры для дошкольников, роль воспитателя в организации игры [Текст] / Я.М. Базарова // Наука и образование сегодня. – 2021. – № 2(61). – С. 106-107.
3. Бачурина, Ю.М. Изучение особенностей развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста [Текст] /Ю.М. Бачурина // Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2020. – С. 68-71.
4. Бегиева, Б.М., Кабжихов А.А. Развитие эмпатии у детей дошкольного возраста [Текст] / Под ред. Б.М. Бегиевой, А.А. Кабжихова // Вопросы науки и образования. – 2020. – № 27(111). – С. 16-18.
5. Божович, Л. И. Нравственное воспитание и развитие [Текст]/ Под ред. Л. И. Божович, Т. Е. Конникова // Вопросы зарубежной психологии. 2012. № 1. - С. 80-89.
6. Большая психологическая энциклопедия [Электронный ресурс] // URL: http://psychology.academic.ru/
7. Воробьева, Е.В. Развитие эмпатии у детей дошкольного возраста: сущность, факторы и средства [Текст] / Е.В. Воробьев // Известия института педагогики и психологии образования. – 2019. – № 4. – С. 110-113.
8. Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика [Текст] / Под ред. Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. – М.: Юрайт, 2017. – 411 c.
9. Галигузова, Л. Н. Дошкольная педагогика [Текст] / Л.Н. Галигузова — М.: Юрайт, 2020. — 254 с.
10. Гришина, К.А. Механизмы развития эмпатии у детей дошкольного возраста [Текст] / К.А. Гришина // Инновационная наука. – 2020. – № 6. – С. 128-129.
11. Голубков, В.О., Горлубков В.О. Сюжетно-ролевая игра как средство развития эмпатии у детей дошкольного возраста [Текст] / Под ред. Н.А. Виноградовой, В.О. Горлубковой - Проблемы современной науки и образования. – 2016. – № 12(54). – С. 118-120.
12. Ганичева, А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / А.Н. Граничева — М.: Юрайт, 2020. — 292 с.
13. Гогоберидзе, А. Г., Солнцева О. В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник [Текст] / Под ред. А.Г. Гогобидзе, О.В, Солнцевой — СПб.: Питер, 2019. — 464 с.
14. Гонина, О. О. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата [Текст] / О. О. Гонина. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 425 с.
15. Гонина, О. О. Психология дошкольного возраста [Текст] / О.О. Гонина — М.: Юрайт, 2020. — 426 с.
16. Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет [Текст] / Сост. Н.Д. Денисова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 74 с.
17. Дубровина, И.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / Под ред. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 320 с.
18. Зайцева, О.Ю., Михайлова И.В. Изучение эмпатии у детей старшего дошкольного возраста [Текст] /Под ред. О.Ю. Зайцевой, И.В, Михайловой // Балтийский гуманитарный журнал. – 2018. – Т. 7. – № 3(24). – С. 210-213.
19. Запорожец, А. В. Об эмоциях и их развитии у ребенка [Текст] / А. В. Запорожец. – М. : Педагогика, 2012. - 320 с.
20. Зебзеева, В.А. Развиваем чувство эмпатии у детей дошкольного возраста [Текст] / В.А. Зебзеева // Обучение и воспитание в период детства: современные теоретические и методические проблемы дошкольного и начального образования. – Оренбург: Оренбургский государственный педагогический университет, 2021. – С. 52-59.
21. Изотова, Е.И. Психология дошкольного возраста. – [Текст] / Е.И. Изотова - М.: Издательство Юрайт, 2018. – 222 с.
22. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений. – [Текст] / Е.П. Ильин - СПб.: Питер, 2009. – 576 с.
23. Исрапилов, М.С., Ерохина В.С. Особенности развития эмпатии у детей дошкольного возраста [Текст] / М.С. Испарилов, В.С. Ерохина // Общество, государство, личность: молодёжное предпринимательство в поведенческой экономике. – Казань: Университет управления «ТИСБИ», 2020. – С. 269-275.
24. Красова, Т.Д. Специфика развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности [Текст] / Т.Д. Красова // Фундаментальные и прикладные проблемы начального общего образования. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2019. – С. 89-92.
25. Коджаспирова, Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Под ред. Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспирова — М.: Издательский центр «Академия», 2019. — 176 с.
26. Калмыкова, С.В., Дубина Р.А. Педагогические условия становления эмпатии у детей дошкольного возраста [Текст] / С.В, Калмыкова, Р.А. Дубина // Тенденции развития науки и образования. – 2019. – № 46-1. – С. 51-53.
27. Кошелева, А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников [Текст] / А.Д. Кошелева – М.: Академия, 2013. – 173 с.
28. Козлова, С. А. Теоретические основы дошкольного образования. Образовательные программы для детей дошкольного возраста: учебник и практикум для СПО [Текст]/ С. А. Козлова, Н. П. Флегонтова. — М.: Юрайт, 2017. — 202 с.
29. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник [Текст]/ С.А. Козлова. — М.: Academia, 2017. — 288 c.
30. Комарова, Т. С. Дошкольная педагогика. Коллективное творчество детей [Текст] / Т.С. Комарова— М.: Юрайт, 2020. — 97 с.
31. Крежевских О. В. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации: учеб. пособие для академического бакалавриата [Текст]/ О. В. Крежевских. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2016. — 165 с.
32. Малыхина, А.С. Понятие о сюжетно-ролевой игре. Структурные элементы игры [Текст] / А.С. Малыхин // Молодой ученый. – 2020. – № 22(312). – С. 539-542.
33. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика. Теория воспитания [Текст] / Под ред. Н.В .Микляева, Ю.В. Микляева. – М.: Издательский центр «Академия», 2013 – 208 с.
34. Островский, Э.В. Психология и педагогика: Учебное пособие [Текст] / Э.В. Островский, Л.И. Чернышова. - М.: Вузовский учебник, 2017. - 192 c.
35. Павелко, Н.Н. Психология и педагогика (для бакалавров) [Текст] / Н.Н. Павелко, С.О. Павлов. - М.: КноРус, 2019. - 48 c.
36. Пономарева, М.А. Эмпатия: теория, диагностика, развитие: монография [Текст] / М.А. Пономарева – Минск: Бестпринт, 2006. – 76 с.
37. Панова, О. В. Особенности развития сюжетно-ролевой игры у дошкольников [Текст] / О.В. Панова // Молодой ученый. – 2017. – № 38(172). – С. 116-118.
38. Петрова, Т.И., Корнеева Н.А. Сюжетно-ролевая игра как средство развития детей дошкольного возраста [Текст] /Т.И. Петрова, Н.А. Корнеева // Педагогическая наука и педагогическое образование в классическом вузе / Ответственный редактор А.С. Гаязов. – Уфа: Башкирский государственный университет, 2017. – С. 351-354.
39. Пономарева, М. А. Эмпатия: теория, диагностика, развитие: монография [Текст] / М. А. Пономарева. - Минск: Бестпринт, 2006. - 76 с.
40. Роджерс, К. Р. Эмпатия. Психология мотивации и эмоций [Текст] / К.Р. Роджерс / под общ. ред. Ю. Б. Гиппенрейтера, М. В. Фаликмана. - М. : ЧеРо, 2012. - 512 с.
41. Рубинштейн, С, .Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2019. - 713 c.
42. Тихомирова, О. В. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: учебник и практикум для академического бакалавриата [Текст] / О. В. Тихомирова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2018. — 155 с.
43. Турченко В.И. Дошкольная педагогика: Учебное пособие [Текст] / В.И. Турченко. — М.: Флинта, 2016. — 256 c.
44. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. - М. : ТЦ Сфера, 2016. - 96 с.
45. Хусаинова, Д. Р. Особенности сюжетно-ролевой игры дошкольников. Сюжеты игр [Текст] / Д.Р. Хусаинова // Научные исследования: фундаментальные и прикладные аспекты. – Казань: Издательство «Познание», 2021. – С. 237-239.
46. Хухлаева, О. В. Психология развития и возрастная психология : учебник для СПО [Текст] / О. В. Хухлаева, Е. В. Зыков, Г. В. Базаева ; под ред. О. В. Хухлаевой. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 367 с.
47. Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология : учебник и практикум для СПО [Текст]/ И. В. Шаповаленко. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 575 с.
48. Юревич, С. Н. Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи : учеб. пособие для академического бакалавриата [Текст] / С. Н. Юревич, Л. Н. Санникова, Н. И. Левшина ; под ред. С. Н. Юревич. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 181 с.
49. Юревич, С. Н. Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими) : учеб. пособие для СПО [Текст]/ С. Н. Юревич, Л. Н. Санникова, Н. И. Левшина ; под ред. С. Н. Юревич. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 181 с.
50. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] / Д. Б. Эльконин; под общ. ред. Б. Ф. Ломова. - Изд. 2-е, перераб. и доп. – М. : Педагогика, 2013. - 304 с.

Купить эту работу

Развитие эмпатии детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры

2000 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

7 февраля 2022 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
bogdghe
5
Два высших образования
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
2000 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв Raze об авторе bogdghe 2016-03-11
Дипломная работа

Спасибо вам за работу!!! Диплом защитился на отлично!!!! Удачи вам процветания вашей работе!)

Общая оценка 5
Отзыв psycholog))) об авторе bogdghe 2014-05-02
Дипломная работа

Спасибо, хорошая работа и раньше срока) Рекомендую автора, отличный специалист)

Общая оценка 5
Отзыв Фантазерка об авторе bogdghe 2015-01-20
Дипломная работа

Автор, как всегда, на высоте.

Общая оценка 5
Отзыв Анна об авторе bogdghe 2015-01-30
Дипломная работа

Отличный автор. Рекомендую

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Зависимость от социальных сетей в нашей жизни

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Разводы в первый год совместной жизни

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Организация нового года для старших подростков в стенах института (фотоквест)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Профессиональное здоровье как фактор высокой компетентности и успеха специалиста / Психология экстремальных ситуаций

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
150 ₽
Готовая работа

Отношение студентов к алкоголизму и наркомании

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
500 ₽
Готовая работа

План мероприятий по развитию коллектива

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
40 ₽
Готовая работа

Развитие эмоционального состояния детей средней группы

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1000 ₽
Готовая работа

Субъектность во взаимоотношениях родителей и детей

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
500 ₽
Готовая работа

Психологическая хар-ка

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
150 ₽
Готовая работа

Тренинг «Развитие (повышение) чувства уверенности в себе»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
350 ₽
Готовая работа

Анализ конфликта в поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
220 ₽
Готовая работа

Программа предметной недели «Посвященная психологии»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
230 ₽