Спасибо вам за работу!!! Диплом защитился на отлично!!!! Удачи вам процветания вашей работе!)
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Актуальность исследования и диагностики психологической готовности ребенка к обучению обусловлена в первую очередь тем, что принятие решения о поступлении ребенка в школу должно быть тщательно взвешенным и обоснованным. Кроме того, поступление ребенка в школу требует предварительной и тщательной подготовки, основанной на результатах диагностики психологической готовности ребенка к обучению.
Большинство отечественных и зарубежных учёных считают, что отбор детей в школу необходимо проводить за полгода – год до школы. Это позволяет определить психологическую готовность к обучению детей и, при необходимости, провести комплекс коррекционных занятий.
Новое отношение ребенка к окружающей среде, возникающее при поступлении в школу, Л.И. Божович назвала «внутренней позицией школьника», считая это новообразование критерием готовности к обучению.
А.Н. Леонтьев считает непосредственно движущей силой развития ребенка его реальную деятельность с изменениями во «внутренней позиции».
По данным Л.А. Вегнера, В.В. Холмовской, Л.Л. Коломенского, Е.Е. Кравцовой и других в структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты: личностная, интеллектуальная, социально- психологическая, эмоционально – волевая готовности.
Личностная готовность, которая включает формирование у ребёнка готовности к принятию новой социальной позиции – положения школьника, имеющего круг прав и обязанностей. В личностную готовность входит определение уровня развития мотивационной сферы.
Интеллектуальная готовность ребёнка к школе. Данный компонент готовности предполагает наличие у ребёнка кругозора и развитие познавательных процессов.
Социально-психологическая готовность к школьному обучению. Этот компонент включает в себя формирование у детей нравственных и коммуникативных способностей.
Эмоционально-волевая готовность считается сформированной, если ребёнок ставит цель, принимать решения, намечать план, если ребёнок умеет ставить цель, принимать решения, намечать план действий и принимать усилия к его реализации.
Степень разработанности темы. В отечественной литературе имеется немало работ, целью которых является изучение проблемы подготовки обучению: Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Р.Я. Гузман, Е.Е. Кравцова и другие. Проблемами диагностирования детей поступающих в школу занимались А.Л. Венгер, В.В. Холмовская, Д.Б. Ельконин и другие. Проблеме психологической готовности к школьному обучению у старших дошкольников посвящены труды Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Г.М.Гуткина, И.В. Дубровина, Е.Е. Кравцова, А.А. Люблинская, В.С.Мухина, Н.Н. Поддъяков, К.Н. Поливанова, Е.О. Смирнова.
Проблема настоящего исследования заключается в следующем противоречии: с одной стороны многие дети приходят в первый класс неготовыми к обучению, с другой стороны нет единого теоретико-методологического подхода к диагностике психологической готовности детей к школьному обучению. Сложилось определенное противоречие между требованиями школы и готовностью детей их принять. Сегодня значительное количество детей, несмотря на соответствующий возраст и имеющиеся у них навыки и умения, испытывают большие трудности в адаптации к школьному обучению, основной причиной которых является то, что они психологически не готовы к школьному типу обучения. К тому же в связи с изменением социальных условий дети имеют разный уровень готовности к школе.
Объект исследования: психологическая готовность ребёнка к обучению.
Предмет исследования: диагностика психологической готовности ребёнка к обучению.
Цель исследования выявить и обосновать посредством комплекса диагностических методик совокупность психолого-педагогических условий психологической готовности ребёнка к обучению и на их основании разработать Программу формирования психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению.
Задачи исследования:
1. Осуществить анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Дать психологическую характеристику основным компонентам готовности ребенка к обучению.
3. Рассмотреть сущность понятия «диагностика» и раскрыть особенности диагностических критериев психологической готовности ребенка к обучению.
4. Провести эмпирическое исследование диагностики психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению на примере МКОУ Охрозаводская СОШ.
5. Разработать Программу по формированию психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению
Гипотеза исследования: разработанная автором программа способна существенно повысить уровень психологической готовности детей к обучению в школе в тех случаях, когда они имеют недостаточный уровень данной психологической готовности.
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической и специальной методической литературы по проблеме исследования; выдвижение гипотез; моделирование, интерпретация;
- эмпирические: в работе были использованы следующие диагностические методики: тест «Исследование интеллектуального уровня» Керна-Йерасека; методика «Отношение ребенка к обучению в школе» Л.И. Божович, методика «Графический диктант» Д.Б. Эльконин; Тест на психологическую и социальную готовность ребенка к школе (Н.И. Гуткина).
- интерпретационные: количественный и качественный анализ полученных результатов.
Теоретико-методологической базой выступают идеи и научные положения гуманистической психологии и педагогики, теории личностно ориентированного образования, возрастной психологии и педагогики, отражённые в работах таких учёных как: Л.И. Божович, А.Л. Венгер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Л.И. Цеханская, Д.Б. Эльконин, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, А.П. Усова и других.
Эмпирическая база исследования: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Охрозаводская общеобразовательная школа (далее МКОУ Охрозаводская СОШ). В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет), посещающие структурное подразделение детский сад МКОУ Охрозаводской СОШ.
Теоретическая значимость работы заключается в обобщении теоретических исследование по проблеме диагностики психологической готовности детей к обучению.
Практическая значимость исследования определяется тем, что оно подтверждает необходимость проведения своевременной диагностики психологической готовности детей к обучению, а предложенные рекомендации будут способствовать повышению психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению.
Положения, выносимые на защиту:
1. На основе изучения первоисточников и специальной психолого-педагогической литературы, рассмотреть проблему психологической готовности детей к обучению.
2. Опираясь на данные, представленные в исследованиях, выполненных другими авторами, осуществить психологическую характеристику компонентов готовности ребенка к обучению.
3. На основании изучения сущности понятия «диагностика», раскрыть особенности диагностических критериев психологической готовности ребенка к обучению.
4. Подобрать эмпирическую базу эксперимента, согласовать возможность проведения практического исследования, сформировать выборку и во взаимодействии с психологом и педагогами СП МКОУ Охрозаводская СОШ.
5. Реализовать план сбора эмпирических данных и осуществить обработку полученных данных, сформулировать выводы психологической готовности детей к обучению.
6. Под руководством психолога рекомендации и предложения по повышению психологической готовности детей старшего дошкольного возраста, для воспитателей подготовительной группы СП МКОУ Охрозаводская СОШ.
Структура работы обусловлена поставленной целью и задачами исследования: введение, две главы, заключение, глоссарий, список использованных источников и приложения.
Введение 3
1. Теоретический анализ проблемы диагностики психологической готовности ребёнка к обучению 8
1.1. Основные направления исследования проблемы готовности к обучению в отечественной и зарубежной психологии 8
1.2. Психологическая характеристика компонентов готовности ребенка к обучению 18
1.3. Понятие «диагностика». Особенности диагностических критериев психологической готовности ребенка к обучению 26
2. Экспериментальное исследование диагностики психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению на примере МКОУ Охрозаводская СОШ 32
2.1. Организация и методики исследования психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению 32
2.2. Программа формирования психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению 37
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению 46
Заключение 56
Глоссарий 60
Список использованных источников 62
Приложения 68
Работа написана самостоятельно, защищена на Отлично. Включает теоретическую и практическую части. Много наглядностей в виде графиков и таблиц, есть приложения. Оригинальность чистая, по Антиплагиат.ру - 77% (бесплатная версия)
Список использованных источников
Нормативно-правовые акты
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СПС Консультант Плюс, 2020.
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) // СПС Консультант Плюс, 2020.
Научная и учебная литература, статьи, монографии:
3. Алексеева, Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. Е. Алексеева. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 195 с.
4. Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства. – М.: Юрайт, 2020. – 171 с.
5. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика. — М.: Юрайт, 2020. – 219 с.
6. Болотина Л. Р. Теоретические основы дошкольного образования: учеб. пособие для СПО / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2018. – 218 с.
7. Бучкова, А. Пора в школу! Современная психологическая подготовка к школе /А. Бучкова // Дошкольное воспитание. – 2019. – № 4. – С. 58–65
8. Болотова А. К. Прикладная психология. Основы консультативной психологии. Учебник и практикум. – М.: Юрайт. 2019. 340 с.
9. Батюта М. Б., Князева Т. Н. Возрастная психология. Учебное пособие. – М.: Деком. 2018. 240 с.
10. Васильева, Н. В. Понятие о психологической готовности к обучению в школе / Н. В. Васильева // Школьный логопед. – 2018. – № 4. – С. 73–77.
11. Вьюнова, Н.И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе : психол. – пед. основы : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по психол. спец. / Н. И. Вьюнова, К. М. Гайдар, Л. В. Темнова. – 2-е изд. – М. : Константа : Академ. проект, 2019. – 255 с.
12. Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и спец. психологии / Н. И. Гуткина. – 4-е изд. – СПб. [и др.] : Питер, 2017, 2018. – 207 с.
13. Габова М. А. Дошкольная педагогика. Развитие пространственного мышления и графических умений. — М.: Юрайт, 2020. — 152 с.
14. Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник. — СПб.: Питер, 2019. — 464 с.
15. Гонина О. О. Психология. Учебное пособие. — М.: КноРус. 2019. 320 с.
16. Гонина, О. О. Психология дошкольного возраста : учебник и практикум для академического бакалавриата / О. О. Гонина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 425 с.
17. Гуревич П. С. Психология и педагогика. Учебник и практикум для академического бакалавриата. — М.: Юрайт. 2019. 430 с.
18. Ельчанинова, Е. Ю. Игровые технологии в формировании психологической готовности ребенка дошкольного возраста к школьному обучению / Е. Ю. Ельчанинова // Коррекционно-развивающая работа с детьми в условиях полифункциональной интерактивной среды : междунар. науч. – практ. конф., 9–11 дек. 2008 г.: [сб. в 5-и ч.] / Департамент образования г. Москвы, ГОУ ВПО г. Москвы "Моск. гор. пед. ун-т", Научно-исслед. ин-т столич. образования, Фак. спец. педагогики; [ред. кол. : О. Г. Приходько, М. Н. Русецкая, Л. Б. Баряева, Е. В. Ушакова, Г. В. Парамонова]. – М., 2018. – Т. II, ч. III. – С. 9–11.
19. Ермолаева, М.В. Психологическая карта дошкольника (готовность к школе) : граф. материал: учебно-метод. пособие / РАО, Моск. психол. – соц. ин-т ; М. В. Ермолаева, И. Г. Ерофеева. – 4-е изд., испр. – М. : Моск. психол. – соц. ин-т; Воронеж: МОДЭК, 2016, 2021. – 95 с.
20. Ефимова, А.С.. Актуальные вопросы формирования психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах готовности ребенка к школе / А. С. Ефимова // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. – 2018. – № 3. – С. 26–30.
21. Еромасова А. А. Общая психология. Методы активного обучения. Учебное пособие для вузов. — М.: Юрайт. 2019. 182 с.
22. Изотова Е. И. Психология дошкольного возраста в 2 частях. Часть 1. – М.: Юрайт, 2020. — 223 с.
23. Изотова Е. И. Психология дошкольного возраста в 2 частях. Часть 2. – М.: Юрайт, 2020. — 241 с.
24. Исаева, Ирина. Путь в страну знаний : Программа психологической подготовки к школе в детско-родительской группе / И. Исаева // Школьный психолог. – 2016. – № 5/6. – С. 32–35.
25. Ключникова, А. Проблема психологической подготовки ребенка к школе средствами музыкального и изобразительного искусств / А. Ключникова // Детский сад и школа: проблемы непрерывности развития личности: материалы науч. – практ. конф. / науч. ред. Т. А. Куликова. – М., 2021. – С. 138–141.
26. Корнеева, С.А. Психологическая готовность детей с несформированностью высших психических функций к обучению в школе : Нейропсихологический подход / С. А. Корнеева, С. В. Москаленко, Т. В. Сулима // Начальная школа. – 2020. – № 3. – С. 19–22.
27. Крайникова, Т. А. Психологическая готовность школьников к обучению в основной школе / Т. А. Крайникова // Педагогическая диагностика. – 2017. – № 5. – С. 11–16.
28. Леонтьева В. Л. Психология. Учебное пособие для СПО. — М.: Юрайт. 2019. 152 с.
29. Макеева, Н. И. Психологическая готовность детей к школе / Н. И. Макеева // Воспитатель ДОУ. – 2019. – № 7. – С. 91–97.
30. Микляева, Н. В. Дошкольная педагогика : учебник для вузов / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н. А. Виноградова ; под общей редакцией Н. В. Микляевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 411 с.
31. Немов Р. С. Психология. В 3 книгах. Книга 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — М.: Владос. 2020. 640 с.
32. Обухова Л. Ф. Психология развития. Исследование ребенка от рождения до школы. Учебное пособие для СПО. — М.: Юрайт. 2019. 276 с.
33. Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для СПО / Е. И. Изотова [и др.] ; под ред. Е. И. Изотовой. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 222 с.
34. Павлова, И. А. Тест-тренировка при подготовке ребенка к школе / И. А. Павлова // Справочник педагога-психолога. Детский сад. – 2018. – № 3. – С. 18–28.
35. Психологическая готовность к обучению в школе // Психологическая диагностика : учеб. пособие / под ред. К. М. Гуревича. – М. ; Воронеж, 2021. – С. 262–274.
36. Романюк, О. В. Психологическая готовность детей к школе / О. В. Романюк // Воспитатель ДОУ. – 2018. – № 10. – С. 97–104.
37. Склярова Т. В., Носкова Н. В. Общая, возрастная и педагогическая психология. Учебник и практикум для академического бакалавриата. — М.: Юрайт. 2019. 236 с.
38. Сорокоумова Е. А. Психология детей младшего школьного возраста. Самопознание в процессе обучения: учеб. пособие для СПО / Е. А. Сорокоумова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 216 с.
39. Самыгин С. И., Кротов Д. В., Столяренко Л. Д. Психология. Учебное пособие. — М.: Феникс. 2020. 280 с.
40. Ушакова, О. С. Научные основы воспитания дошкольника: традиции и перспективы / О. С. Ушакова // Воспитательная работа в образовательной организации: состояние, проблемы, перспективы развития : сборник научных трудов всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Москва, 25–26 ноября 2020 года. – Москва: Некоммерческое партнерство «Международная академия наук педагогического образования», 2020. – С. 35-40.
41. Фокина, А. Как оценить готовность детей к школе. План мероприятий с января по май / А. Фокина // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2019. – № 1. – С. 4–9.
42. Фокина, А. Семь компонентов психологической готовности ребенка к школе и их показатели / А. Фокина // Справочник педагога-психолога. Школа. – 2019. – № 8. – С. 20–24.
43. Фокина, М. В. Психологическая подготовка дошкольников к поступлению в 1 класс / М. В. Фокина // Справочник педагога-психолога. Детский сад. – 2016. – № 7.– С. 34–43.
44. Хухлаева, О. В. Психология развития и возрастная психология : учебник для СПО / О. В. Хухлаева, Е. В. Зыков, Г. В. Базаева ; под ред. О. В. Хухлаевой. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 367 с.
45. Юревич, С. Н. Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи : учеб. пособие для академического бакалавриата / С. Н. Юревич, Л. Н. Санникова, Н. И. Левшина ; под ред. С. Н. Юревич. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 181 с.
46. Юревич, С. Н. Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими) : учеб. пособие для СПО / С. Н. Юревич, Л. Н. Санникова, Н. И. Левшина ; под ред. С. Н. Юревич. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 181 с.
Интернет-ресурсы
47. Лункина, Е.Н. Подготовка детей к школе: программа и методические рекомендации : [16+] / Е.Н. Лункина. – Москва : Владос, 2018. – 65 с. : ил. (Подготовка детей к школе). – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioschool.ru/index.php?page=book&id=455588
48. Князева Т.Н. Изучение и коррекция психологической готовности ребенка с проблемным развитием к обучению в основной школе [Электронный ресурс]: монография/ Князева Т.Н.– Электрон. текстовые данные.– Саратов: Вузовское образование, 2019.– 161 c. – URL: http://www.iprbookshop.ru/79626.htm
49. Князева Т.Н. Психологическая система сопровождения готовности младших школьников к обучению в основной школе [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Князева Т.Н.– Электрон. текстовые данные.– Саратов: Вузовское образование, 2019.– 118 c. – URL: http://www.iprbookshop.ru/79669.html
50. Вьюнов, Н.И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе: психолого-педагогические основы : учебное пособие / Н.И. Вьюнов, К.М. Гайдар, Л.В. Темнова. — 2-е изд. — Москва : Академический Проект, 2020. — 256 с. —ISBN 978-5-8291-2704-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. – URL: https://e.lanbook.com/book/132560
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Актуальность исследования и диагностики психологической готовности ребенка к обучению обусловлена в первую очередь тем, что принятие решения о поступлении ребенка в школу должно быть тщательно взвешенным и обоснованным. Кроме того, поступление ребенка в школу требует предварительной и тщательной подготовки, основанной на результатах диагностики психологической готовности ребенка к обучению.
Большинство отечественных и зарубежных учёных считают, что отбор детей в школу необходимо проводить за полгода – год до школы. Это позволяет определить психологическую готовность к обучению детей и, при необходимости, провести комплекс коррекционных занятий.
Новое отношение ребенка к окружающей среде, возникающее при поступлении в школу, Л.И. Божович назвала «внутренней позицией школьника», считая это новообразование критерием готовности к обучению.
А.Н. Леонтьев считает непосредственно движущей силой развития ребенка его реальную деятельность с изменениями во «внутренней позиции».
По данным Л.А. Вегнера, В.В. Холмовской, Л.Л. Коломенского, Е.Е. Кравцовой и других в структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты: личностная, интеллектуальная, социально- психологическая, эмоционально – волевая готовности.
Личностная готовность, которая включает формирование у ребёнка готовности к принятию новой социальной позиции – положения школьника, имеющего круг прав и обязанностей. В личностную готовность входит определение уровня развития мотивационной сферы.
Интеллектуальная готовность ребёнка к школе. Данный компонент готовности предполагает наличие у ребёнка кругозора и развитие познавательных процессов.
Социально-психологическая готовность к школьному обучению. Этот компонент включает в себя формирование у детей нравственных и коммуникативных способностей.
Эмоционально-волевая готовность считается сформированной, если ребёнок ставит цель, принимать решения, намечать план, если ребёнок умеет ставить цель, принимать решения, намечать план действий и принимать усилия к его реализации.
Степень разработанности темы. В отечественной литературе имеется немало работ, целью которых является изучение проблемы подготовки обучению: Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Р.Я. Гузман, Е.Е. Кравцова и другие. Проблемами диагностирования детей поступающих в школу занимались А.Л. Венгер, В.В. Холмовская, Д.Б. Ельконин и другие. Проблеме психологической готовности к школьному обучению у старших дошкольников посвящены труды Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Г.М.Гуткина, И.В. Дубровина, Е.Е. Кравцова, А.А. Люблинская, В.С.Мухина, Н.Н. Поддъяков, К.Н. Поливанова, Е.О. Смирнова.
Проблема настоящего исследования заключается в следующем противоречии: с одной стороны многие дети приходят в первый класс неготовыми к обучению, с другой стороны нет единого теоретико-методологического подхода к диагностике психологической готовности детей к школьному обучению. Сложилось определенное противоречие между требованиями школы и готовностью детей их принять. Сегодня значительное количество детей, несмотря на соответствующий возраст и имеющиеся у них навыки и умения, испытывают большие трудности в адаптации к школьному обучению, основной причиной которых является то, что они психологически не готовы к школьному типу обучения. К тому же в связи с изменением социальных условий дети имеют разный уровень готовности к школе.
Объект исследования: психологическая готовность ребёнка к обучению.
Предмет исследования: диагностика психологической готовности ребёнка к обучению.
Цель исследования выявить и обосновать посредством комплекса диагностических методик совокупность психолого-педагогических условий психологической готовности ребёнка к обучению и на их основании разработать Программу формирования психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению.
Задачи исследования:
1. Осуществить анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Дать психологическую характеристику основным компонентам готовности ребенка к обучению.
3. Рассмотреть сущность понятия «диагностика» и раскрыть особенности диагностических критериев психологической готовности ребенка к обучению.
4. Провести эмпирическое исследование диагностики психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению на примере МКОУ Охрозаводская СОШ.
5. Разработать Программу по формированию психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению
Гипотеза исследования: разработанная автором программа способна существенно повысить уровень психологической готовности детей к обучению в школе в тех случаях, когда они имеют недостаточный уровень данной психологической готовности.
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической и специальной методической литературы по проблеме исследования; выдвижение гипотез; моделирование, интерпретация;
- эмпирические: в работе были использованы следующие диагностические методики: тест «Исследование интеллектуального уровня» Керна-Йерасека; методика «Отношение ребенка к обучению в школе» Л.И. Божович, методика «Графический диктант» Д.Б. Эльконин; Тест на психологическую и социальную готовность ребенка к школе (Н.И. Гуткина).
- интерпретационные: количественный и качественный анализ полученных результатов.
Теоретико-методологической базой выступают идеи и научные положения гуманистической психологии и педагогики, теории личностно ориентированного образования, возрастной психологии и педагогики, отражённые в работах таких учёных как: Л.И. Божович, А.Л. Венгер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Л.И. Цеханская, Д.Б. Эльконин, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, А.П. Усова и других.
Эмпирическая база исследования: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Охрозаводская общеобразовательная школа (далее МКОУ Охрозаводская СОШ). В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет), посещающие структурное подразделение детский сад МКОУ Охрозаводской СОШ.
Теоретическая значимость работы заключается в обобщении теоретических исследование по проблеме диагностики психологической готовности детей к обучению.
Практическая значимость исследования определяется тем, что оно подтверждает необходимость проведения своевременной диагностики психологической готовности детей к обучению, а предложенные рекомендации будут способствовать повышению психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению.
Положения, выносимые на защиту:
1. На основе изучения первоисточников и специальной психолого-педагогической литературы, рассмотреть проблему психологической готовности детей к обучению.
2. Опираясь на данные, представленные в исследованиях, выполненных другими авторами, осуществить психологическую характеристику компонентов готовности ребенка к обучению.
3. На основании изучения сущности понятия «диагностика», раскрыть особенности диагностических критериев психологической готовности ребенка к обучению.
4. Подобрать эмпирическую базу эксперимента, согласовать возможность проведения практического исследования, сформировать выборку и во взаимодействии с психологом и педагогами СП МКОУ Охрозаводская СОШ.
5. Реализовать план сбора эмпирических данных и осуществить обработку полученных данных, сформулировать выводы психологической готовности детей к обучению.
6. Под руководством психолога рекомендации и предложения по повышению психологической готовности детей старшего дошкольного возраста, для воспитателей подготовительной группы СП МКОУ Охрозаводская СОШ.
Структура работы обусловлена поставленной целью и задачами исследования: введение, две главы, заключение, глоссарий, список использованных источников и приложения.
Введение 3
1. Теоретический анализ проблемы диагностики психологической готовности ребёнка к обучению 8
1.1. Основные направления исследования проблемы готовности к обучению в отечественной и зарубежной психологии 8
1.2. Психологическая характеристика компонентов готовности ребенка к обучению 18
1.3. Понятие «диагностика». Особенности диагностических критериев психологической готовности ребенка к обучению 26
2. Экспериментальное исследование диагностики психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению на примере МКОУ Охрозаводская СОШ 32
2.1. Организация и методики исследования психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению 32
2.2. Программа формирования психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению 37
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению 46
Заключение 56
Глоссарий 60
Список использованных источников 62
Приложения 68
Работа написана самостоятельно, защищена на Отлично. Включает теоретическую и практическую части. Много наглядностей в виде графиков и таблиц, есть приложения. Оригинальность чистая, по Антиплагиат.ру - 77% (бесплатная версия)
Список использованных источников
Нормативно-правовые акты
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СПС Консультант Плюс, 2020.
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) // СПС Консультант Плюс, 2020.
Научная и учебная литература, статьи, монографии:
3. Алексеева, Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. Е. Алексеева. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 195 с.
4. Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства. – М.: Юрайт, 2020. – 171 с.
5. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика. — М.: Юрайт, 2020. – 219 с.
6. Болотина Л. Р. Теоретические основы дошкольного образования: учеб. пособие для СПО / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2018. – 218 с.
7. Бучкова, А. Пора в школу! Современная психологическая подготовка к школе /А. Бучкова // Дошкольное воспитание. – 2019. – № 4. – С. 58–65
8. Болотова А. К. Прикладная психология. Основы консультативной психологии. Учебник и практикум. – М.: Юрайт. 2019. 340 с.
9. Батюта М. Б., Князева Т. Н. Возрастная психология. Учебное пособие. – М.: Деком. 2018. 240 с.
10. Васильева, Н. В. Понятие о психологической готовности к обучению в школе / Н. В. Васильева // Школьный логопед. – 2018. – № 4. – С. 73–77.
11. Вьюнова, Н.И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе : психол. – пед. основы : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по психол. спец. / Н. И. Вьюнова, К. М. Гайдар, Л. В. Темнова. – 2-е изд. – М. : Константа : Академ. проект, 2019. – 255 с.
12. Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и спец. психологии / Н. И. Гуткина. – 4-е изд. – СПб. [и др.] : Питер, 2017, 2018. – 207 с.
13. Габова М. А. Дошкольная педагогика. Развитие пространственного мышления и графических умений. — М.: Юрайт, 2020. — 152 с.
14. Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник. — СПб.: Питер, 2019. — 464 с.
15. Гонина О. О. Психология. Учебное пособие. — М.: КноРус. 2019. 320 с.
16. Гонина, О. О. Психология дошкольного возраста : учебник и практикум для академического бакалавриата / О. О. Гонина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 425 с.
17. Гуревич П. С. Психология и педагогика. Учебник и практикум для академического бакалавриата. — М.: Юрайт. 2019. 430 с.
18. Ельчанинова, Е. Ю. Игровые технологии в формировании психологической готовности ребенка дошкольного возраста к школьному обучению / Е. Ю. Ельчанинова // Коррекционно-развивающая работа с детьми в условиях полифункциональной интерактивной среды : междунар. науч. – практ. конф., 9–11 дек. 2008 г.: [сб. в 5-и ч.] / Департамент образования г. Москвы, ГОУ ВПО г. Москвы "Моск. гор. пед. ун-т", Научно-исслед. ин-т столич. образования, Фак. спец. педагогики; [ред. кол. : О. Г. Приходько, М. Н. Русецкая, Л. Б. Баряева, Е. В. Ушакова, Г. В. Парамонова]. – М., 2018. – Т. II, ч. III. – С. 9–11.
19. Ермолаева, М.В. Психологическая карта дошкольника (готовность к школе) : граф. материал: учебно-метод. пособие / РАО, Моск. психол. – соц. ин-т ; М. В. Ермолаева, И. Г. Ерофеева. – 4-е изд., испр. – М. : Моск. психол. – соц. ин-т; Воронеж: МОДЭК, 2016, 2021. – 95 с.
20. Ефимова, А.С.. Актуальные вопросы формирования психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах готовности ребенка к школе / А. С. Ефимова // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. – 2018. – № 3. – С. 26–30.
21. Еромасова А. А. Общая психология. Методы активного обучения. Учебное пособие для вузов. — М.: Юрайт. 2019. 182 с.
22. Изотова Е. И. Психология дошкольного возраста в 2 частях. Часть 1. – М.: Юрайт, 2020. — 223 с.
23. Изотова Е. И. Психология дошкольного возраста в 2 частях. Часть 2. – М.: Юрайт, 2020. — 241 с.
24. Исаева, Ирина. Путь в страну знаний : Программа психологической подготовки к школе в детско-родительской группе / И. Исаева // Школьный психолог. – 2016. – № 5/6. – С. 32–35.
25. Ключникова, А. Проблема психологической подготовки ребенка к школе средствами музыкального и изобразительного искусств / А. Ключникова // Детский сад и школа: проблемы непрерывности развития личности: материалы науч. – практ. конф. / науч. ред. Т. А. Куликова. – М., 2021. – С. 138–141.
26. Корнеева, С.А. Психологическая готовность детей с несформированностью высших психических функций к обучению в школе : Нейропсихологический подход / С. А. Корнеева, С. В. Москаленко, Т. В. Сулима // Начальная школа. – 2020. – № 3. – С. 19–22.
27. Крайникова, Т. А. Психологическая готовность школьников к обучению в основной школе / Т. А. Крайникова // Педагогическая диагностика. – 2017. – № 5. – С. 11–16.
28. Леонтьева В. Л. Психология. Учебное пособие для СПО. — М.: Юрайт. 2019. 152 с.
29. Макеева, Н. И. Психологическая готовность детей к школе / Н. И. Макеева // Воспитатель ДОУ. – 2019. – № 7. – С. 91–97.
30. Микляева, Н. В. Дошкольная педагогика : учебник для вузов / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н. А. Виноградова ; под общей редакцией Н. В. Микляевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 411 с.
31. Немов Р. С. Психология. В 3 книгах. Книга 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — М.: Владос. 2020. 640 с.
32. Обухова Л. Ф. Психология развития. Исследование ребенка от рождения до школы. Учебное пособие для СПО. — М.: Юрайт. 2019. 276 с.
33. Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для СПО / Е. И. Изотова [и др.] ; под ред. Е. И. Изотовой. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 222 с.
34. Павлова, И. А. Тест-тренировка при подготовке ребенка к школе / И. А. Павлова // Справочник педагога-психолога. Детский сад. – 2018. – № 3. – С. 18–28.
35. Психологическая готовность к обучению в школе // Психологическая диагностика : учеб. пособие / под ред. К. М. Гуревича. – М. ; Воронеж, 2021. – С. 262–274.
36. Романюк, О. В. Психологическая готовность детей к школе / О. В. Романюк // Воспитатель ДОУ. – 2018. – № 10. – С. 97–104.
37. Склярова Т. В., Носкова Н. В. Общая, возрастная и педагогическая психология. Учебник и практикум для академического бакалавриата. — М.: Юрайт. 2019. 236 с.
38. Сорокоумова Е. А. Психология детей младшего школьного возраста. Самопознание в процессе обучения: учеб. пособие для СПО / Е. А. Сорокоумова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 216 с.
39. Самыгин С. И., Кротов Д. В., Столяренко Л. Д. Психология. Учебное пособие. — М.: Феникс. 2020. 280 с.
40. Ушакова, О. С. Научные основы воспитания дошкольника: традиции и перспективы / О. С. Ушакова // Воспитательная работа в образовательной организации: состояние, проблемы, перспективы развития : сборник научных трудов всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Москва, 25–26 ноября 2020 года. – Москва: Некоммерческое партнерство «Международная академия наук педагогического образования», 2020. – С. 35-40.
41. Фокина, А. Как оценить готовность детей к школе. План мероприятий с января по май / А. Фокина // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2019. – № 1. – С. 4–9.
42. Фокина, А. Семь компонентов психологической готовности ребенка к школе и их показатели / А. Фокина // Справочник педагога-психолога. Школа. – 2019. – № 8. – С. 20–24.
43. Фокина, М. В. Психологическая подготовка дошкольников к поступлению в 1 класс / М. В. Фокина // Справочник педагога-психолога. Детский сад. – 2016. – № 7.– С. 34–43.
44. Хухлаева, О. В. Психология развития и возрастная психология : учебник для СПО / О. В. Хухлаева, Е. В. Зыков, Г. В. Базаева ; под ред. О. В. Хухлаевой. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 367 с.
45. Юревич, С. Н. Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи : учеб. пособие для академического бакалавриата / С. Н. Юревич, Л. Н. Санникова, Н. И. Левшина ; под ред. С. Н. Юревич. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 181 с.
46. Юревич, С. Н. Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими) : учеб. пособие для СПО / С. Н. Юревич, Л. Н. Санникова, Н. И. Левшина ; под ред. С. Н. Юревич. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 181 с.
Интернет-ресурсы
47. Лункина, Е.Н. Подготовка детей к школе: программа и методические рекомендации : [16+] / Е.Н. Лункина. – Москва : Владос, 2018. – 65 с. : ил. (Подготовка детей к школе). – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioschool.ru/index.php?page=book&id=455588
48. Князева Т.Н. Изучение и коррекция психологической готовности ребенка с проблемным развитием к обучению в основной школе [Электронный ресурс]: монография/ Князева Т.Н.– Электрон. текстовые данные.– Саратов: Вузовское образование, 2019.– 161 c. – URL: http://www.iprbookshop.ru/79626.htm
49. Князева Т.Н. Психологическая система сопровождения готовности младших школьников к обучению в основной школе [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Князева Т.Н.– Электрон. текстовые данные.– Саратов: Вузовское образование, 2019.– 118 c. – URL: http://www.iprbookshop.ru/79669.html
50. Вьюнов, Н.И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе: психолого-педагогические основы : учебное пособие / Н.И. Вьюнов, К.М. Гайдар, Л.В. Темнова. — 2-е изд. — Москва : Академический Проект, 2020. — 256 с. —ISBN 978-5-8291-2704-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. – URL: https://e.lanbook.com/book/132560
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
1 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
2000 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55690 Дипломных работ — поможем найти подходящую