Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Психологические особенности профессионального самоопределения современной молодежи (на примере МОУ СОШ №1 Г. ПИТКЯРАНТА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ)

  • 67 страниц
  • 2023 год
  • 1 просмотр
  • 0 покупок
Автор работы

bogdghe

Два высших образования

2000 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что в современном мире, с его интенсивным ритмом развития, проблема профессионального самоопределения подростков и юношей приобретает всё большую зачимость. В условиях нестабильности и неопределённости жизни, неясности перспектив социального развития общества, материальных трудностей многие молодые люди, думая о завтрашнем дне, испытывают тревогу и различные опасения, затрудняются в принятии решений относительно своего будущего.
Исследование процесса современного профессионального становления личности позволяет по новому рассматривать роль образования в подготовке школьников к профессиональному самоопределению. Главной задачей современного образовательного процесса становится ориентация на формирование ключевых компетенций, которые необходимы личности для эффективного функционирования в обществе (компетентностный подход). Формирование образовательных компетенций даёт возможность молодому человеку осуществить свой профессиональный выбор, продумать перспективу профессионального роста и саморазвития.
В процессе психологического сопровождения школьный психолог имеет возможность использовать множество современных теоретических и методических разработок и технологий, разнообразные инновационные формы, средства, методы и приёмы работы. Всё это позволяет психологу направлять усилия на формирование активной субъективной позиции личности, осознание молодым человеком своих способностей и возможностей, своей профессиональной перспективы. В будущей профессиональной деятельности молодому человеку потребуется оптимальное сочетание критериев содержательных – таких как интерес к профессии, потребность в самореализации, и критериев адаптивных – престиж профессии, заработная плата и т.д.
Поэтому, в процессе профессионального самоопределения кроются значительные резервы, используя их, учащиеся могут выбирать свой профессиональный и жизненный путь; формировать продуктивные индивидуально-стилевые стратегии профессионального самоопределения с помощью инновационных форм, приёмов и методов организации образовательного пространства, что позволит им в будущем эффективно интегрироваться и в микросоциуме, и в макросоциуме.
Таким образом, подготовка учащихся к профессиональному самоопределению и психологическое сопровождение этого процесса, оснащённого инновационными психологическими методами и приёмами, является очень важным компонентом на пути личностного развития подростков и юношей.
Включение учащихся в непрерывный цикл по выбору своей будущей профессиональной деятельности даёт им возможность не только самостоятельно и сознательно проектировать своё профессиональное будущее, а ещё и способствует формированию у них психологической готовности к самостоятельной жизни в обществе.
Наиболее распространенными в практике и, как показывает опыт, эффективными в воспитательном отношении являются групповые формы клубной работы; именно в процессе деятельности объединений по интересам создаются благоприятные условия для создания коллектива, появляется возможности учесть интересы и возможности каждого его члена, развить индивидуальность ребенка.
Таким образом, можно утверждать, что целенаправленное использование разнообразных психологических приемов, а так же такой формы деятельности как клубная, оказывают положительное влияние не только на общее развитие учащихся, но и на их профессиональную ориентацию.
Степень изученности работы. В рамках психологии этапы самоопределения во взаимосвязи с психическим развитием и социализацией личности рассматривают Л.И. Божович, Ш. Бюлер, М.Р. Гинзбург, И.С. Кон.
Профессиональное самоопределение как одна из разновидностей самоопределения личности, непосредственно связанное с выбором профессии, исследуется с психологической и социальнопсихологической точек зрения (Э.Ф. Зеер, Е.И. Климов).
Определённый вклад в понимание профессионального становления в социологической науке внесли такие учёные, как: Г. Спенсер, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс, С.Г. Струмилин, П. Сорокин и другие.
На сегодняшний день проблемы профессионального самоопределения продолжают оставаться актуальными.
Объект исследования: профессиональное самоопределение.
Предмет исследования: психологические особенности современной молодёжи и степень её готовности к профессиональному самоопределению.
Цель: исследование психологических особенностей профессионального самоопределения учащихся старших классов и разработка мероприятий по совершенствованию деятельности по профессиональному самоопределению учащихся ПСШ №1 г. Питкяранта.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие, сущность, история и современное состояние профессионального самоопределения.
2. Охарактеризовать цели и задачи работы по профессиональному самоопределению в молодёжной образовательной среде.
3. выделить и описать современные возможности и ресурсы для деятельности по профессиональному самоопределению
4. Осуществить анализ организации профессионального самоопределения в МОУ СОШ №1 г. Питкяранта Республики Карелия.
5. Провести исследование состояния профессионального самоопределения учащихся старших классов.
6. На основании результатов исследования разработать мероприятия по совершенствованию деятельности по профессиональному самоопределению учащихся.
Гипотеза исследования: мы считаем, что процесс профессионального самоопределения учащихся старших классов будет эффективным в том случае, если соблюдены следующие условия:
-педагогами образовательной организации осуществляется целенаправленная и организованная деятельность по профессиональному самоопределению;
-в образовательной организации имеются все необходимые ресурсы, способствующие профессиональному самоопределению учащихся;
-осуществляется дополнительная внеурочная деятельность с учащимися по профессиональному самоопределению, в которой так же принимаю участие педагоги, психолог и родители.
Методы исследования:
- теоретические: анализ педагогической и психологической литературы по проблеме изучения, систематизация;
- эмпирические: Методика «Определение профессиональных склонностей» (авт. Л.Йовайши в модификации Г. Резапкиной), Методика изучения статусов профессиональной идентичности (А.А. Азбель, А.Г. Грецов), Анкета профессионального самоопределения старшеклассников, анализ документации, метод математико-статистической обработки данных.
Теоретико-методологическая основа представлена исследованиями отечественных специалистов по психологии и педагогов по проблемам профессионального самоопределения молодежи в образовательной среде.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации психолого-педагогической литературы по проблеме психологических особенностей профессионального самоопределения современной молодежи.
Практическая значимость исследования: Результаты проведенного исследования могут быть полезны педагогам, работающим с выпускниками школ, классным руководителям при проведении классных часов, направленных на профориентацию. Школьному психологу, оказывающему помощь в профессиональной ориентации старшеклассников, родителям выпускников, которые непосредственно принимают участие в профессиональном самопределении своих детей, а также самим выпускникам средней школы.
База исследования: МОУ СОШ №1г. Питкяранта Республики Карелия. В исследовании приняли участие учащиеся двух классов. 17 учащихся 9-го класса и 20 учащихся 10 класса.
Положения, выносимые на защиту:
1. Проведенное исследование показало, что в настоящее время в общеобразовательных школах работа по профориетации учащихся старших классов не организована должным образом, что негативно сказывается на профессиональном самоопределении подростков. Работа либо не проводится, либо проводится слабо. Используются устаревшие методы и средства.
2. По итогам исследования было установлено, что основной психологической особенностью профессионального самоопределения современной молодежи, является то, что многие подростки осуществляют профессиональный выбор не в соответствии с личными наклонностями, а под влиянием мнения других людей, либо не осознавая важность данного этапа в жизни и нахождением в статусе профессиональной неопределенности.
Кроме того, диагностическое обследование показало, что подавляющая часть современных старшеклассников не готовы сделать свой профессиональный выбор. Они нуждаются в целенаправленной, своевременной, грамотной помощи педагогов.
3. Проведенное исследование показало, что клубная форма деятельности оптимальна для организации работы по профессиональному самоопределению, поскольку способна вобрать в себя все остальные формы такой работы и стать местом сотрудничества всех заинтересованных лиц, в связи с чем, нашла подтверждение выдвинутая гипотеза исследования.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария, списка использованных источников и приложений.

Введение……………………………………………………………………..………3
Глава 1. Теоретико-методологические основы профессионального самоопределения молодежи………………………………………………….……8
1.1. Понятие, сущность, история и современное состояние профессионального самоопределения ……..……………………..………………..8
1.2. Цели и задачи работы по профессиональному самоопределению в
молодёжной образовательной среде …………………………………13
1.3. Современные возможности и ресурсы для деятельности по
профессиональному самоопределению…………………...………………..17
1.4. Психологические особенности профессионального самоопределения
учащихся старших классов………………………………………………….26
Глава 2. Практическое исследование особенности профессионального
самоопределения современной молодежи на примере МОУ СОШ №1
г. Питкяранта Республики Карелия……………………………………………32
2.1. Анализ организации профессионального самоопределения
в МОУ СОШ №1 г. Питкяранта Республики Карелия……………………32
2.2. Исследование состояния профессионального самоопределения
учащихся старших классов……………………………………..…………..38
2.3. Разработка мероприятий по совершенствованию деятельности
по профессиональному самоопределению учащихся…………….……….50
Заключение…………………………………………………………………...……56
Глоссарий………………………………………………………………….……….57
Список использованных источников…………………………………….…….61
Приложения………………………………………………………….…………….67

Работа написана самостоятельно, защищена на Отлично. Включает теоретическую и практическую части. Много наглядностей в виде графиков и таблиц, есть приложения. Оригинальность чистая, по Антиплагиат.ру - 77% (бесплатная версия)

Список использованных источников

ОДНОТОМНЫЕ ИЗДАНИЯ
1. Батюта М. Б., Князева Т. Н. Возрастная психология. Учебное пособие. – М.: Деком. 2019. 240 с.
2. Бобченко Т. Г. Психологические тренинги. Основы тренинговой работы. Учебное пособие. — М.: Юрайт. 2020. 132 с.
3. Володина Ю.А. Психология профессионального самоопределения подростков и юношей – Учебное пособие для студентов и аспирантов Издательство: Директ-Медиа 2022. 488 с.
4. Резапкина, Галина Владимировна. Беседы о самоопределении [Текст] : книга для чтения для учащихся 5-7 классов / Г. В. Резапкина. - Москва : Академия, 2012. – 125 с.
5. Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология : учебник и практикум для вузов / И. В. Шаповаленко. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. 457 с.

МНОГОТОМНЫЕ ИЗДАНИЯ
6. Немов, Р. С. Психология в 2 ч. Часть 1 : учебник для вузов / Р. С. Немов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. 243 с.
7. Немов, Р. С. Психология в 2 ч. Часть 1 : учебник для среднего профессионального образования / Р. С. Немов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. 243 с.
8. Нечаев Михаил Петрович, Фролова Светлана Леонидовна «Современное осмысление проблем профориентации обучающихся» Психолого – педагогический журнал «Гаудеамус», Т. 16, № 2, 2019, 1079 с.


СЕРИАЛЬНЫЕ И ДРУГИЕ ПРОДОЛЖАЮЩИЕСЯ РЕСУРСЫ
9. Амбарова П. А., Немировский М. В., 2020 Новые подходы к профессиональной ориентации в школе в условиях меняющегося мира профессий Тип: статья в журнале - научная статья Номер: 1 (195) Год: 2020 С. 188-199.
10. Арендачук И.В. Проблема выбора профессии современными старшеклассниками Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского Тип: статья в журнале - научная статья Язык: русский Номер: 1 Год: 2019. С. 45-51.
11. Березина, А. В. Дорожная карта : профориентационная работа с детьми и подростками в библиотеке / А. В. Березина, Н. Г. Малахова, С. С. Кукушкина // Школ. б-ка: сегодня и завтра. — 2021. — № 10. — С. 6 — 72.
12. Беспалова, Е. А. «ЕВРАЗ — класс» — энергия будущего» : (модель профессионального самоопределения старшеклассников в условиях сетевого взаимодействия) / Е. А. Беспалова // Управление современной школой. Завуч. — 2021. — № 7. — С. 49-69.
13. Бельтюкова, С. Л. Реализация мероприятий подпрограммы «Проба профессий» : (в рамках Программы развития школы на 2019–2021 годы в МАОУ «Холмогорская средняя школа имени М.В. Ломоносова») / С. Л. Бельтюкова // Сев. Двина : сетевой информационно-методический журнал. — 2020. — № 6. — С. 68-72.
14. Безверхая, О. В. Модель управления ценностно-профессиональным самоопределением учащихся на основе сценарного подхода / О. В. Безверхая, О. Н. Бойко // Упр. качеством образования: теория и практика эффект. администрирования. — 2019. — № 6. — С. 69-95.
15. Викторова, Л. В. Конкурс «Юный химик» как форма профориентационной работы / Л. В. Викторова // Химия в шк. — 2019. — № 9. — С. 62- 65.
16. Зубов, Э. Р. Профориентационная работа как средство преодоления кадрового дефицита среднего медицинского персонала [Текст] / Э. Р. Зубов, О. В. Новикова // Среднее проф. образование. — 2020. — № 2. — С. 46-48.
17. Иванова, О. В. Творческий проект как средство профессионального самоопределения обучающихся [Текст] / О. В. Иванова // Шк. и пр-во. — 2019. — № 7. — С. 27-30.
18. Каргополов, И. С. Профориентация в школе / И. С. Каргополов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 12 (250). — С. 266-268.
19. .Костюк, Н. В. Технологизация сопровождения профессионального самоопределения обучающихся как фактор качества профессионального образования / Н. В. Костюк, Т. С. Панина // Педагогика. — 2019. — № 5. — С. 87-95.
20. Кракаускене, О. П. Проблемы организации профориентационной деятельности с обучающимися с ОВЗ в допобразовании / О. П. Кракаускене, И. А. Казакова, М. С. Асташова // Доп. образование и воспитание. — 2019. — № 8. — С. 20-22.
21. Киселёв, С. М. Профориентационная работа с обучающимися и их родителями – основа предпрофессиональной подготовки / С. М. Киселёв // Доп. образование и воспитание. — 2020. — № 6. — С. 54-55.
22. Мельникова, М. А. Организация и проведение профориентационной работы / М. А. Мельникова, А. А. Васильев // Среднее проф. образование. — 2021. — № 12. — С. 37-39.
23. Мелетичев В. В. Профессиональные склонности и мотивация обучающихся как условие успешности выбора и освоения профессии [Текст] / администрирования. — 2019. — № 6. — С. 69-95.
24. Пилюгина, Е. И. Актуальность профориентационной работы в образовательных учреждениях / Е. И. Пилюгина, М. Д. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 15 (149). — С. 619-623. —
25. Попова, Е. А. Резюме как метод профессионального самоопределения обучающегося / Е. А. Попова // Иностр. яз. в шк. — 2019. — № 7. — С. 25-32.
26. Син, Е. Е. Перспективы развития профильного обучения в школе / Е. Е. Син, Т. К. Матикеев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 4.1 (138.1). — С. 90-93.
27. Сверчкова, А. В. Профессиональная ориентация и предпрофессиональная подготовка школьников в центре технического творчества «Технотория» / А. В. Сверчкова, Н. А. Шайденко, С. Н. Кипурова // Шк. и пр-во. — 2019. — № 1. — С. 41-47.
28. Усова, С. Н. Профориентационная работа в пространстве внеурочной деятельности: смешанные форматы и современные технологии [Текст] / С. Н. Усова // Инновац. проекты и программы в образовании. — 2019. — № 3. — С. 25-29.
29. Фатнева, Е. А. Методы и формы профессиональной ориентации обучающихся на уровне среднего общего образования / Е. А. Фатнева // Методист. — 2019. — № 2. — С. 5-8.
30. Чистякова, С.Н. Профессиональное самоопределение обучающихся: проблемы и пути решения / С.Н. Чистякова // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2020. - № 2 (18), С. 113-118.
31. Швецова, Н. В. Современные методы и технологии сопровождения профориентации в школе / Н. В. Швецова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 44 (386). — С. 202-205.
32. Швецова, Н. В. Современные методы и технологии сопровождения профориентации в школе / Н. В. Швецова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 44 (386). — С. 202-205.

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
33. Амбарова, П.А., Немировский М.В. Новые подходы к профессиональной ориентации в школе в условиях изменяющегося мира профессий Образование: Вызовы нового времени [Электронный ресурс]. Режим доступа : URL : https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/80855/1/iurp-2020-195-21.pdf
34. Каширина Д.В. Самоопределение молодёжи в условиях новых вызовов Поволжский институт управления имени П. А. Столыпина — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Саратов, Россия 2021. [Электронный ресурс]. Режим доступа : URL : https://ippk.arkh-edu.ru/biblio/index.php
35. Кирильченко Т.В. Программа по профориентации обучающихся «Школа профессионального самоопределения» рабочая программа Опубликовано 04.2020 [Электронный ресурс]. Режим доступа : URL : https://ippk.arkh-edu.ru/biblio/index.php
36. Личностное развитие школьников на уроках технологии [Электронный ресурс]. Режим доступа : URL : https://infourok.ru/
37. Методические рекомендации о реализации проекта «Билет в будущее» в рамках федерального проекта Успех каждого ребёнка» 2019 год. [Электронный ресурс]. Режим доступа : URL : http://rcro.tomsk.ru/
38. Методические рекомендации о реализации проекта «Билет в будущее» в рамках федерального проекта2Успех каждого ребёнка» в 2019 году. Москва 2019. [Электронный ресурс]. Режим доступа : URL : http://rcro.tomsk.ru/
39. Наша новая профориентация Санкт-Петербург 2020 Серия «Развитие системы сопровождения профессионального самоопределения детей и молодёжи Санкт – Петербурга». Методическая поддержка [Электронный ресурс]. Режим доступа : URL : https://cposo.ru/
40. Научно-методическое пособие «Наша новая профориентация» являетсяприложением к научно-методическому журналу «ДУМский вестник: теория и практика дополнительного образования» [Электронный ресурс]. Режим доступа : URL : https://dumspb.ru/
41. Опрос о профессиональных предпочтениях. Опубликовано 09.12.2021 14:18 Мой университет [Электронный ресурс]. Режим доступа : URL : https://gazetapedagogov.ru/
42. Парнов Дмитрий Андреевич Кем быть? Секреты выбора профессии. Книга, с которой начинается карьера. Книжный мир; М.; 2014 [Электронный ресурс]. Режим доступа : URL : http://www.litres.ru/
43. Пряжникова Е.Ю. Модели и технологии психологического сопровождения профессиональной ориентации и профессионального самоопределения школьников в современных условиях. Методические рекомендации / — М.: ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей», 2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа : URL : https://fcprc.ru/
44. Профориентация: финская модель [Электронный ресурс]. Режим доступа : URL : https://petrozavodsk.bezformata.com/
45. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «ПроеКТОриЯ» Г.Оренбург 2020 год, автор – составитель Норкина В.А. заместитель директора по ВР, Средняя общеобразовательная школа №47, г.Оренбурга [Электронный ресурс]. Режим доступа : URL : https://nsportal.ru
46. Резапкина Г.В. Экспресс – диагностика профессиональных интересов и склонностей учащихся 8 -9 классов (методика проведения и технологии) [Электронный ресурс]. Режим доступа : URL : http://marinastudenowa.ucoz.ru
47. Резапкина Г. В. Программа предпрофильной подготовки для 9-х классов «Психология и выбор профессии» [Электронный ресурс]. Режим доступа : URL : http://metodkabi.net.ru
48. Резапкина Г.В. Уроки самоопределения (система классных часов для учащихся 5-9 классов) [Электронный ресурс]. Режим доступа : URL : http://metodkabi.net.ru/
49. Резапкина. Г.В. От профессиональной ориентации - к профессиональному самоопределению 21.10.2020[Электронный ресурс]. Режим доступа : URL : https://firo.ranepa.ru/
50. Самоопределение – процесс поиска своего места в мире с учетом своих ограничений и возможностей, мотивов и жизненных ценностей. 16.10.2020 [Электронный ресурс]. Режим доступа : URL : https://firo.ranepa.ru/

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Оставляя свои контактные данные и нажимая «Заказать Дипломную работу», я соглашаюсь пройти процедуру регистрации на Платформе, принимаю условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности в целях заключения соглашения.

Фрагменты работ

Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что в современном мире, с его интенсивным ритмом развития, проблема профессионального самоопределения подростков и юношей приобретает всё большую зачимость. В условиях нестабильности и неопределённости жизни, неясности перспектив социального развития общества, материальных трудностей многие молодые люди, думая о завтрашнем дне, испытывают тревогу и различные опасения, затрудняются в принятии решений относительно своего будущего.
Исследование процесса современного профессионального становления личности позволяет по новому рассматривать роль образования в подготовке школьников к профессиональному самоопределению. Главной задачей современного образовательного процесса становится ориентация на формирование ключевых компетенций, которые необходимы личности для эффективного функционирования в обществе (компетентностный подход). Формирование образовательных компетенций даёт возможность молодому человеку осуществить свой профессиональный выбор, продумать перспективу профессионального роста и саморазвития.
В процессе психологического сопровождения школьный психолог имеет возможность использовать множество современных теоретических и методических разработок и технологий, разнообразные инновационные формы, средства, методы и приёмы работы. Всё это позволяет психологу направлять усилия на формирование активной субъективной позиции личности, осознание молодым человеком своих способностей и возможностей, своей профессиональной перспективы. В будущей профессиональной деятельности молодому человеку потребуется оптимальное сочетание критериев содержательных – таких как интерес к профессии, потребность в самореализации, и критериев адаптивных – престиж профессии, заработная плата и т.д.
Поэтому, в процессе профессионального самоопределения кроются значительные резервы, используя их, учащиеся могут выбирать свой профессиональный и жизненный путь; формировать продуктивные индивидуально-стилевые стратегии профессионального самоопределения с помощью инновационных форм, приёмов и методов организации образовательного пространства, что позволит им в будущем эффективно интегрироваться и в микросоциуме, и в макросоциуме.
Таким образом, подготовка учащихся к профессиональному самоопределению и психологическое сопровождение этого процесса, оснащённого инновационными психологическими методами и приёмами, является очень важным компонентом на пути личностного развития подростков и юношей.
Включение учащихся в непрерывный цикл по выбору своей будущей профессиональной деятельности даёт им возможность не только самостоятельно и сознательно проектировать своё профессиональное будущее, а ещё и способствует формированию у них психологической готовности к самостоятельной жизни в обществе.
Наиболее распространенными в практике и, как показывает опыт, эффективными в воспитательном отношении являются групповые формы клубной работы; именно в процессе деятельности объединений по интересам создаются благоприятные условия для создания коллектива, появляется возможности учесть интересы и возможности каждого его члена, развить индивидуальность ребенка.
Таким образом, можно утверждать, что целенаправленное использование разнообразных психологических приемов, а так же такой формы деятельности как клубная, оказывают положительное влияние не только на общее развитие учащихся, но и на их профессиональную ориентацию.
Степень изученности работы. В рамках психологии этапы самоопределения во взаимосвязи с психическим развитием и социализацией личности рассматривают Л.И. Божович, Ш. Бюлер, М.Р. Гинзбург, И.С. Кон.
Профессиональное самоопределение как одна из разновидностей самоопределения личности, непосредственно связанное с выбором профессии, исследуется с психологической и социальнопсихологической точек зрения (Э.Ф. Зеер, Е.И. Климов).
Определённый вклад в понимание профессионального становления в социологической науке внесли такие учёные, как: Г. Спенсер, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс, С.Г. Струмилин, П. Сорокин и другие.
На сегодняшний день проблемы профессионального самоопределения продолжают оставаться актуальными.
Объект исследования: профессиональное самоопределение.
Предмет исследования: психологические особенности современной молодёжи и степень её готовности к профессиональному самоопределению.
Цель: исследование психологических особенностей профессионального самоопределения учащихся старших классов и разработка мероприятий по совершенствованию деятельности по профессиональному самоопределению учащихся ПСШ №1 г. Питкяранта.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие, сущность, история и современное состояние профессионального самоопределения.
2. Охарактеризовать цели и задачи работы по профессиональному самоопределению в молодёжной образовательной среде.
3. выделить и описать современные возможности и ресурсы для деятельности по профессиональному самоопределению
4. Осуществить анализ организации профессионального самоопределения в МОУ СОШ №1 г. Питкяранта Республики Карелия.
5. Провести исследование состояния профессионального самоопределения учащихся старших классов.
6. На основании результатов исследования разработать мероприятия по совершенствованию деятельности по профессиональному самоопределению учащихся.
Гипотеза исследования: мы считаем, что процесс профессионального самоопределения учащихся старших классов будет эффективным в том случае, если соблюдены следующие условия:
-педагогами образовательной организации осуществляется целенаправленная и организованная деятельность по профессиональному самоопределению;
-в образовательной организации имеются все необходимые ресурсы, способствующие профессиональному самоопределению учащихся;
-осуществляется дополнительная внеурочная деятельность с учащимися по профессиональному самоопределению, в которой так же принимаю участие педагоги, психолог и родители.
Методы исследования:
- теоретические: анализ педагогической и психологической литературы по проблеме изучения, систематизация;
- эмпирические: Методика «Определение профессиональных склонностей» (авт. Л.Йовайши в модификации Г. Резапкиной), Методика изучения статусов профессиональной идентичности (А.А. Азбель, А.Г. Грецов), Анкета профессионального самоопределения старшеклассников, анализ документации, метод математико-статистической обработки данных.
Теоретико-методологическая основа представлена исследованиями отечественных специалистов по психологии и педагогов по проблемам профессионального самоопределения молодежи в образовательной среде.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации психолого-педагогической литературы по проблеме психологических особенностей профессионального самоопределения современной молодежи.
Практическая значимость исследования: Результаты проведенного исследования могут быть полезны педагогам, работающим с выпускниками школ, классным руководителям при проведении классных часов, направленных на профориентацию. Школьному психологу, оказывающему помощь в профессиональной ориентации старшеклассников, родителям выпускников, которые непосредственно принимают участие в профессиональном самопределении своих детей, а также самим выпускникам средней школы.
База исследования: МОУ СОШ №1г. Питкяранта Республики Карелия. В исследовании приняли участие учащиеся двух классов. 17 учащихся 9-го класса и 20 учащихся 10 класса.
Положения, выносимые на защиту:
1. Проведенное исследование показало, что в настоящее время в общеобразовательных школах работа по профориетации учащихся старших классов не организована должным образом, что негативно сказывается на профессиональном самоопределении подростков. Работа либо не проводится, либо проводится слабо. Используются устаревшие методы и средства.
2. По итогам исследования было установлено, что основной психологической особенностью профессионального самоопределения современной молодежи, является то, что многие подростки осуществляют профессиональный выбор не в соответствии с личными наклонностями, а под влиянием мнения других людей, либо не осознавая важность данного этапа в жизни и нахождением в статусе профессиональной неопределенности.
Кроме того, диагностическое обследование показало, что подавляющая часть современных старшеклассников не готовы сделать свой профессиональный выбор. Они нуждаются в целенаправленной, своевременной, грамотной помощи педагогов.
3. Проведенное исследование показало, что клубная форма деятельности оптимальна для организации работы по профессиональному самоопределению, поскольку способна вобрать в себя все остальные формы такой работы и стать местом сотрудничества всех заинтересованных лиц, в связи с чем, нашла подтверждение выдвинутая гипотеза исследования.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария, списка использованных источников и приложений.

Введение……………………………………………………………………..………3
Глава 1. Теоретико-методологические основы профессионального самоопределения молодежи………………………………………………….……8
1.1. Понятие, сущность, история и современное состояние профессионального самоопределения ……..……………………..………………..8
1.2. Цели и задачи работы по профессиональному самоопределению в
молодёжной образовательной среде …………………………………13
1.3. Современные возможности и ресурсы для деятельности по
профессиональному самоопределению…………………...………………..17
1.4. Психологические особенности профессионального самоопределения
учащихся старших классов………………………………………………….26
Глава 2. Практическое исследование особенности профессионального
самоопределения современной молодежи на примере МОУ СОШ №1
г. Питкяранта Республики Карелия……………………………………………32
2.1. Анализ организации профессионального самоопределения
в МОУ СОШ №1 г. Питкяранта Республики Карелия……………………32
2.2. Исследование состояния профессионального самоопределения
учащихся старших классов……………………………………..…………..38
2.3. Разработка мероприятий по совершенствованию деятельности
по профессиональному самоопределению учащихся…………….……….50
Заключение…………………………………………………………………...……56
Глоссарий………………………………………………………………….……….57
Список использованных источников…………………………………….…….61
Приложения………………………………………………………….…………….67

Работа написана самостоятельно, защищена на Отлично. Включает теоретическую и практическую части. Много наглядностей в виде графиков и таблиц, есть приложения. Оригинальность чистая, по Антиплагиат.ру - 77% (бесплатная версия)

Список использованных источников

ОДНОТОМНЫЕ ИЗДАНИЯ
1. Батюта М. Б., Князева Т. Н. Возрастная психология. Учебное пособие. – М.: Деком. 2019. 240 с.
2. Бобченко Т. Г. Психологические тренинги. Основы тренинговой работы. Учебное пособие. — М.: Юрайт. 2020. 132 с.
3. Володина Ю.А. Психология профессионального самоопределения подростков и юношей – Учебное пособие для студентов и аспирантов Издательство: Директ-Медиа 2022. 488 с.
4. Резапкина, Галина Владимировна. Беседы о самоопределении [Текст] : книга для чтения для учащихся 5-7 классов / Г. В. Резапкина. - Москва : Академия, 2012. – 125 с.
5. Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология : учебник и практикум для вузов / И. В. Шаповаленко. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. 457 с.

МНОГОТОМНЫЕ ИЗДАНИЯ
6. Немов, Р. С. Психология в 2 ч. Часть 1 : учебник для вузов / Р. С. Немов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. 243 с.
7. Немов, Р. С. Психология в 2 ч. Часть 1 : учебник для среднего профессионального образования / Р. С. Немов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. 243 с.
8. Нечаев Михаил Петрович, Фролова Светлана Леонидовна «Современное осмысление проблем профориентации обучающихся» Психолого – педагогический журнал «Гаудеамус», Т. 16, № 2, 2019, 1079 с.


СЕРИАЛЬНЫЕ И ДРУГИЕ ПРОДОЛЖАЮЩИЕСЯ РЕСУРСЫ
9. Амбарова П. А., Немировский М. В., 2020 Новые подходы к профессиональной ориентации в школе в условиях меняющегося мира профессий Тип: статья в журнале - научная статья Номер: 1 (195) Год: 2020 С. 188-199.
10. Арендачук И.В. Проблема выбора профессии современными старшеклассниками Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского Тип: статья в журнале - научная статья Язык: русский Номер: 1 Год: 2019. С. 45-51.
11. Березина, А. В. Дорожная карта : профориентационная работа с детьми и подростками в библиотеке / А. В. Березина, Н. Г. Малахова, С. С. Кукушкина // Школ. б-ка: сегодня и завтра. — 2021. — № 10. — С. 6 — 72.
12. Беспалова, Е. А. «ЕВРАЗ — класс» — энергия будущего» : (модель профессионального самоопределения старшеклассников в условиях сетевого взаимодействия) / Е. А. Беспалова // Управление современной школой. Завуч. — 2021. — № 7. — С. 49-69.
13. Бельтюкова, С. Л. Реализация мероприятий подпрограммы «Проба профессий» : (в рамках Программы развития школы на 2019–2021 годы в МАОУ «Холмогорская средняя школа имени М.В. Ломоносова») / С. Л. Бельтюкова // Сев. Двина : сетевой информационно-методический журнал. — 2020. — № 6. — С. 68-72.
14. Безверхая, О. В. Модель управления ценностно-профессиональным самоопределением учащихся на основе сценарного подхода / О. В. Безверхая, О. Н. Бойко // Упр. качеством образования: теория и практика эффект. администрирования. — 2019. — № 6. — С. 69-95.
15. Викторова, Л. В. Конкурс «Юный химик» как форма профориентационной работы / Л. В. Викторова // Химия в шк. — 2019. — № 9. — С. 62- 65.
16. Зубов, Э. Р. Профориентационная работа как средство преодоления кадрового дефицита среднего медицинского персонала [Текст] / Э. Р. Зубов, О. В. Новикова // Среднее проф. образование. — 2020. — № 2. — С. 46-48.
17. Иванова, О. В. Творческий проект как средство профессионального самоопределения обучающихся [Текст] / О. В. Иванова // Шк. и пр-во. — 2019. — № 7. — С. 27-30.
18. Каргополов, И. С. Профориентация в школе / И. С. Каргополов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 12 (250). — С. 266-268.
19. .Костюк, Н. В. Технологизация сопровождения профессионального самоопределения обучающихся как фактор качества профессионального образования / Н. В. Костюк, Т. С. Панина // Педагогика. — 2019. — № 5. — С. 87-95.
20. Кракаускене, О. П. Проблемы организации профориентационной деятельности с обучающимися с ОВЗ в допобразовании / О. П. Кракаускене, И. А. Казакова, М. С. Асташова // Доп. образование и воспитание. — 2019. — № 8. — С. 20-22.
21. Киселёв, С. М. Профориентационная работа с обучающимися и их родителями – основа предпрофессиональной подготовки / С. М. Киселёв // Доп. образование и воспитание. — 2020. — № 6. — С. 54-55.
22. Мельникова, М. А. Организация и проведение профориентационной работы / М. А. Мельникова, А. А. Васильев // Среднее проф. образование. — 2021. — № 12. — С. 37-39.
23. Мелетичев В. В. Профессиональные склонности и мотивация обучающихся как условие успешности выбора и освоения профессии [Текст] / администрирования. — 2019. — № 6. — С. 69-95.
24. Пилюгина, Е. И. Актуальность профориентационной работы в образовательных учреждениях / Е. И. Пилюгина, М. Д. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 15 (149). — С. 619-623. —
25. Попова, Е. А. Резюме как метод профессионального самоопределения обучающегося / Е. А. Попова // Иностр. яз. в шк. — 2019. — № 7. — С. 25-32.
26. Син, Е. Е. Перспективы развития профильного обучения в школе / Е. Е. Син, Т. К. Матикеев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 4.1 (138.1). — С. 90-93.
27. Сверчкова, А. В. Профессиональная ориентация и предпрофессиональная подготовка школьников в центре технического творчества «Технотория» / А. В. Сверчкова, Н. А. Шайденко, С. Н. Кипурова // Шк. и пр-во. — 2019. — № 1. — С. 41-47.
28. Усова, С. Н. Профориентационная работа в пространстве внеурочной деятельности: смешанные форматы и современные технологии [Текст] / С. Н. Усова // Инновац. проекты и программы в образовании. — 2019. — № 3. — С. 25-29.
29. Фатнева, Е. А. Методы и формы профессиональной ориентации обучающихся на уровне среднего общего образования / Е. А. Фатнева // Методист. — 2019. — № 2. — С. 5-8.
30. Чистякова, С.Н. Профессиональное самоопределение обучающихся: проблемы и пути решения / С.Н. Чистякова // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2020. - № 2 (18), С. 113-118.
31. Швецова, Н. В. Современные методы и технологии сопровождения профориентации в школе / Н. В. Швецова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 44 (386). — С. 202-205.
32. Швецова, Н. В. Современные методы и технологии сопровождения профориентации в школе / Н. В. Швецова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 44 (386). — С. 202-205.

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
33. Амбарова, П.А., Немировский М.В. Новые подходы к профессиональной ориентации в школе в условиях изменяющегося мира профессий Образование: Вызовы нового времени [Электронный ресурс]. Режим доступа : URL : https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/80855/1/iurp-2020-195-21.pdf
34. Каширина Д.В. Самоопределение молодёжи в условиях новых вызовов Поволжский институт управления имени П. А. Столыпина — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Саратов, Россия 2021. [Электронный ресурс]. Режим доступа : URL : https://ippk.arkh-edu.ru/biblio/index.php
35. Кирильченко Т.В. Программа по профориентации обучающихся «Школа профессионального самоопределения» рабочая программа Опубликовано 04.2020 [Электронный ресурс]. Режим доступа : URL : https://ippk.arkh-edu.ru/biblio/index.php
36. Личностное развитие школьников на уроках технологии [Электронный ресурс]. Режим доступа : URL : https://infourok.ru/
37. Методические рекомендации о реализации проекта «Билет в будущее» в рамках федерального проекта Успех каждого ребёнка» 2019 год. [Электронный ресурс]. Режим доступа : URL : http://rcro.tomsk.ru/
38. Методические рекомендации о реализации проекта «Билет в будущее» в рамках федерального проекта2Успех каждого ребёнка» в 2019 году. Москва 2019. [Электронный ресурс]. Режим доступа : URL : http://rcro.tomsk.ru/
39. Наша новая профориентация Санкт-Петербург 2020 Серия «Развитие системы сопровождения профессионального самоопределения детей и молодёжи Санкт – Петербурга». Методическая поддержка [Электронный ресурс]. Режим доступа : URL : https://cposo.ru/
40. Научно-методическое пособие «Наша новая профориентация» являетсяприложением к научно-методическому журналу «ДУМский вестник: теория и практика дополнительного образования» [Электронный ресурс]. Режим доступа : URL : https://dumspb.ru/
41. Опрос о профессиональных предпочтениях. Опубликовано 09.12.2021 14:18 Мой университет [Электронный ресурс]. Режим доступа : URL : https://gazetapedagogov.ru/
42. Парнов Дмитрий Андреевич Кем быть? Секреты выбора профессии. Книга, с которой начинается карьера. Книжный мир; М.; 2014 [Электронный ресурс]. Режим доступа : URL : http://www.litres.ru/
43. Пряжникова Е.Ю. Модели и технологии психологического сопровождения профессиональной ориентации и профессионального самоопределения школьников в современных условиях. Методические рекомендации / — М.: ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей», 2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа : URL : https://fcprc.ru/
44. Профориентация: финская модель [Электронный ресурс]. Режим доступа : URL : https://petrozavodsk.bezformata.com/
45. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «ПроеКТОриЯ» Г.Оренбург 2020 год, автор – составитель Норкина В.А. заместитель директора по ВР, Средняя общеобразовательная школа №47, г.Оренбурга [Электронный ресурс]. Режим доступа : URL : https://nsportal.ru
46. Резапкина Г.В. Экспресс – диагностика профессиональных интересов и склонностей учащихся 8 -9 классов (методика проведения и технологии) [Электронный ресурс]. Режим доступа : URL : http://marinastudenowa.ucoz.ru
47. Резапкина Г. В. Программа предпрофильной подготовки для 9-х классов «Психология и выбор профессии» [Электронный ресурс]. Режим доступа : URL : http://metodkabi.net.ru
48. Резапкина Г.В. Уроки самоопределения (система классных часов для учащихся 5-9 классов) [Электронный ресурс]. Режим доступа : URL : http://metodkabi.net.ru/
49. Резапкина. Г.В. От профессиональной ориентации - к профессиональному самоопределению 21.10.2020[Электронный ресурс]. Режим доступа : URL : https://firo.ranepa.ru/
50. Самоопределение – процесс поиска своего места в мире с учетом своих ограничений и возможностей, мотивов и жизненных ценностей. 16.10.2020 [Электронный ресурс]. Режим доступа : URL : https://firo.ranepa.ru/

Купить эту работу

Психологические особенности профессионального самоопределения современной молодежи (на примере МОУ СОШ №1 Г. ПИТКЯРАНТА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ)

2000 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

9 июля 2023 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
bogdghe
5
Два высших образования
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
2000 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв Raze об авторе bogdghe 2016-03-11
Дипломная работа

Спасибо вам за работу!!! Диплом защитился на отлично!!!! Удачи вам процветания вашей работе!)

Общая оценка 5
Отзыв psycholog))) об авторе bogdghe 2014-05-02
Дипломная работа

Спасибо, хорошая работа и раньше срока) Рекомендую автора, отличный специалист)

Общая оценка 5
Отзыв Фантазерка об авторе bogdghe 2015-01-20
Дипломная работа

Автор, как всегда, на высоте.

Общая оценка 5
Отзыв Анна об авторе bogdghe 2015-01-30
Дипломная работа

Отличный автор. Рекомендую

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Психологические условия реабилитации лиц, получивших тяжелую травму

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Личносные факторы профессиональной деятельности продавцов продовольственных товаров

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Особенности коррекционно-педагогической работы по формированию произношения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Психологическая готовность молодых к браку

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Типы этнической толерантности у этнических студентов

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
27500 ₽
Готовая работа

Восприятие подростками особенности сверстников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Условия формирования познавательного интереса к математике детей старшего дошкольного возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Индивидуально-психологические факторы склонности подростков к девиантному поведению

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Консультирование специалистов строительного контроля по проблеме когнитивных эвристик (на примере строительной компании)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

ЧАСТЬ диплома: Тип детско-родительских отношений как условие становления самооценки ребенка старшего дошкольного возраста.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3300 ₽
Готовая работа

Взаимосвязь ценностных ориентаций с характером межличностных отношений у юношей и девушек

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3900 ₽
Готовая работа

Навыки эффективного руководства:как добиться от сотрудников максимального результата.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽