Рассчитай точную стоимость своей работы и получи промокод на скидку 500 ₽
Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Психологический стресс у военных пенсионеров -ветеранов боевых действий- последствия психотравмы и выгорания

  • 99 страниц
  • 2025 год
  • 3 просмотра
  • 1 покупка
Автор работы

Неназванный

Рефераты, Курсовые, Презентации

2000 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Военные психологи всё больше становятся обеспокоены отсроченными деформациями личности военнослужащих после участия в боевых действиях.. Служба в условиях вооружённого конфликта, сопряжённая с постоянной угрозой жизни, насилием и утратой боевых товарищей, приводит к формированию специфических форм стрессовых переживаний. Ветераны боевых действий, вернувшиеся к мирной жизни, часто сталкиваются с трудностями социальной адаптации, посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР). Современные исследования показывают, что большинство ветеранов сталкиваются с серьёзными трудностями адаптации, включая симптомы ПТСР и выгорания не только при возвращении с линии огня, но и при переходе с военной службы на гражданскую. И даже по выслуге лет в 45 лет, когда они способны активно продолжать дальнейшую трудовою деятельность, далеко не всем офицерам удаётся переступить через рубеж выхода на пенсию без стресса. Не только потому, что уход на пенсию приходится на кризис среднего возраста, но и по причине влияния постравматического стресса и накопленного синдрома выгорания, особенно для офицеров -ветеранов боевых действий. Специфика службы любого офицера характеризуется наличием ситуаций оперативного принятия решений с высокой эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью . В случае военного конфликта неизбежность находиться в опасной ситуации и принимать ответственность за совершаемые действия приводит к возможности возникновения боевого стресса, вплоть до психических нарушений, получивших название: вьетнамский, афганский, чеченский, сирийский синдром.
Однако опыт боевого стресса не всегда приводит к формированию постравматического стрессового расстройства. Часть лиц демонстрирует высокий уровень устойчивости и способности к восстановлению. Это указывает на наличие определённых психологических механизмов, отличающих успешное преодоление стресса от патологического его переживания. В работе мы исследуем проблему посттравматического и психологического стресса у военных пенсионеров -ветеранов боевых действий с целью изучения последствий стрессов военной и гражданской службы. Ее практическая значимость обусловлена задачей гармонизации личности военнослужащих для продолжения профессиональной деятельности после 25 лет военной службы и выхода на военную пенсию. Психологическая работа с военнослужащими предпенсионного и пенсионного возраста заключается в социально-психологической реабилитации с перспективой дальнейшей профессиональной карьеры.
Целью исследования является изучение последствий влияния посттравматического стресса и синдрома выгорания на психологический стресс у военных пенсионеров-ветеранов боевых действия (ВБД)
Объектом настоящего исследования выступает феномен стресса у военных-пенсионеров-ветеранов боевых действий
Предметом исследования выступают особенности психологического стресса у военных пенсионеров (ВБД), обусловленные постравматическим стрессом и синдромом выгорания
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ подходов к пониманию видов стресса у военных пенсионеров-ветеранов боевых действий;
2. Описать специфику эмоционального выгорания у военнослужащих при выходе на пенсию;
3. Определить особенности адаптации и деформации ветеранов боевых действий к гражданской жизни;
4. Составить дизайн и план экспериментального исследования;
5. Провести диагностическое обследование выборки с использованием тестового инструментария;
6. Описать полученные диагностические и экспериментальные данные.
7. Провести анализ достоверных статистических результатов.
8. Предложить рекомендации по профилактике видов стресса у военных пенсионеров - ветеранов боевых действий.
Гипотезы исследования включают набор следующих предположений:
1. Психологический стресс у военных-пенсионеров-ВБД, связан с последствиями посттравматического и боевого стресса и выраженностью синдрома выгорания.
2. Виды стресса по-разному влияют на уровень выгорания.
3. Разные виды стресса определяются разными механизмами травмы.
4. Разные виды стресса отличаются комбинацией фаз выгорания.
5. Механизмы посттравматического стресса различаются по уровню дезадаптации и дезадаптивных нарушений
Теоретико-методологические основания исследования. Исследование проблемы переживания стресса, психотравматических последствий и эмоционального выгорания у военных пенсионеров — ветеранов боевых действий базируется на комплексном подходе, включающем междисциплинарные концепции психологии стресса, психотравмы, посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), а также феноменов адаптации и профессиональной деформации.
Для понимания исследуемого явления используются междисциплинарные знания областей клинической психологии, психофизиологии, военной психологии и социальной адаптологии. Это позволяет учесть как нейропсихологические последствия травмы (например, повышенная возбудимость лимбической системы), так и социокультурные аспекты (например, статус ветерана в обществе). Это позволяет получить более полную картину психологического состояния военных пенсионеров - ветеранов боевых действий и разработать рекомендации, направленные на их психосоциальную реабилитацию.
Теоретические основания
1. Концепция стресса Г. Селье. В основу исследования положена классическая теория стресса Ганса Селье, согласно которой стресс — это неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. Селье выделял три стадии развития стрессовой реакции: стадия тревоги, стадия сопротивления и стадия истощения. Эти положения важны для понимания физиологических и психологических аспектов хронического боевого и постбоевого стресса, который переживают ветераны.
2. Теория когнитивной оценки Р. Лазаруса. Согласно Лазарусу, стресс возникает тогда, когда человек оценивает ситуацию как угрожающую и превышающую его ресурсы. Процесс когнитивной оценки и выбор копинг-стратегий (стратегий совладания) — центральные механизмы, определяющие, как именно личность переживает стресс. Эта теория даёт основу для анализа индивидуальных различий в стрессовых реакциях у ветеранов.
3. Психодинамический подход (З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг). Посттравматические переживания и вытесненные эмоции, по мнению представителей психодинамического направления, могут проявляться в виде тревожных состояний, сновидений, навязчивых воспоминаний и других симптомов ПТСР. Психодинамическая теория объясняет внутренние конфликты и защитные механизмы, активизирующиеся после травмы.
4. Психология травмы и ПТСР (Б. ван дер Колк, Д. Херман, Ч. Фигли). Современные исследования в области психологии травмы утверждают, что интенсивное воздействие травматических событий (таких как боевые действия) может нарушать нормальное функционирование психики, вызывая посттравматическое стрессовое расстройство. Особое внимание уделяется симптоматике ПТСР: флэшбэки, избегание, гипервозбудимость, эмоциональное онемение и др.
5. Гуманистическая психология (К. Роджерс, В. Франкл). Человеческий опыт травмы рассматривается не только как источник страдания, но и как потенциальная точка роста и переосмысления жизни. Согласно В. Франклу, наличие смысла помогает человеку выжить даже в экстремальных обстоятельствах, таких как война. Поддержка, принятие и эмпатия со стороны общества и специалистов способствуют восстановлению и личностному развитию ветеранов.
6. Социально-психологический подход. Этот подход акцентирует внимание на влиянии социальной среды на переживание и преодоление стресса. Социальная изоляция, стигматизация, отсутствие поддержки — факторы, усугубляющие посттравматическое состояние. При этом эффективная система реабилитации, наличие социальных связей и понимание со стороны общества — мощные ресурсы адаптации.
Методологические принципы
1. Принцип системности
Стресс рассматривается как сложное, многоуровневое явление, включающее биологические, психологические и социальные компоненты. Переживание стресса у ветеранов неразрывно связано с особенностями их личности, характера травматического опыта и условий поствоенной адаптации.
2. Принцип детерминизма
Психические явления (включая стрессовые реакции и копинг-стратегии) детерминированы как внутренними факторами (пережитые события, психические качества), так и внешними условиями (социальное окружение, поддержка, отношение общества).
3. Принцип гуманизма
Ветераны боевых действий рассматриваются как личности, обладающие потенциалом для восстановления и личностного роста, несмотря на пережитую травму. Исследование нацелено на понимание, принятие и создание предпосылок для профессиональной помощи.
4. Принцип целостности и индивидуальности
Ветераны представляют собой социальную группу, для которой характерны специфические паттерны адаптации, восприятия окружающего мира и взаимодействия с социумом. Для исследования применяется индивидуально-типологическая диагностика травматического опыта и индивидуальных копинг-ресурсов.
5. Принцип эмпирической обоснованности
Все теоретические положения должны подтверждаться практическими результатами и эмпирическими данными, полученными в ходе психодиагностического обследования и экспериментального исследования.
Концепция посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Понимание природы психотравматических нарушений в модели ПТСР основывается на современных диагностических критериях DSM-5 и международной классификации болезней (МКБ-11). ПТСР рассматривается как психическое расстройство, возникающее вследствие воздействия травматических событий, сопровождающихся угрозой жизни и интенсивным страхом. Теоретическая модель Эдны Фоа и Элизабет Ротбаум (Foa & Rothbaum, 1998) подчеркивает роль нарушения переработки травматических воспоминаний, ведущего к симптомам вторжений (флэшбэки), избегания, негативных изменений мышления и повышенной тревожности. ПТСР у ветеранов, что сопровождается социальной дезадаптацией и выраженной соматизацией, что делает данное расстройство особенно значимым в контексте их реабилитации.
Концепция эмоционального выгорания. Для описания состояния эмоционального истощения используется теория эмоционального выгорания К. Маслач (Maslach & Jackson, 1981), где выгорание рассматривается как результат хронического стресса, связанного с профессиональной деятельностью. У военных пенсионеров эмоциональное выгорание может сохраняться и после завершения службы, особенно если отсутствует поддержка и механизмы ресоциализации.
Компоненты выгорания — эмоциональное истощение, деперсонализация и редукция профессиональных достижений — обнаруживаются у ветеранов как следствие продолжительной психологической мобилизации и пережитого насилия. Это усугубляется проблемами адаптации к гражданской жизни и утратой социальной роли.
Концепция профессиональной деформации и адаптации. Используются положения концепции профессиональной деформации личности (Н. В. Самоукина, В. М. Минаев), в которых подчеркивается изменение ценностных и поведенческих установок, обусловленное длительным пребыванием в экстремальной профессиональной среде. Военная служба — это специфическая деятельность, требующая высокой дисциплины, готовности к риску и иерархического мышления. После выхода на пенсию данные установки могут вступать в противоречие с реалиями гражданской жизни.
Адаптация ветеранов изучается с опорой на концепцию социальной адаптации (К. Роджерс, А. Маслоу, В. Франкл), где важную роль играют личностные ресурсы, социальная поддержка и наличие смысла жизни. Нарушения в этих сферах способствуют усилению стрессовых реакций и психосоматических расстройств.
В результате изучения указанных подходов в военной психологии были выбраны теории стресса:
– Теория психологического дистресса у военнослужащих ( Л.А.Китаев-Смык),
– Теория латентного периода посттравматического стрессового расстройства у военных ветеранов (З.Соломон)
– Теория постравматического стресса у военнослужащих (Тарабрина Н.В., Соловьев И.В), К
– Теория боевого стресса (Снедков Е.В.)
Теории эмоционального выгорания (К.Маслач, С.Джексон, В.В.Бойко )
Методы исследования. Для изучения психологического состояния, уровня стресса, наличия посттравматических расстройств и признаков эмоционального выгорания у военных пенсионеров, принимавших участие в боевых действиях, было использовано психодиагностическое обследование. Применялись методики, валидизированные на тестовых нормах военнослужащих с признаками боевого и постравматического стресса.
Цель применения диагностического инструментария — получить объективную картину психоэмоционального состояния ветеранов, выявить наличие и степень выраженности посттравматических нарушений, эмоционального выгорания, а также связь между интенсивностью боевого опыта и психологическими последствиями.
– Шкала психологического стресса PSM-25 у военнослужащих в адаптации Н.Е. Водопьяновой
– Миссисипский опросник для диагностики посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) у военнослужащих
– Методика диагностики синдрома эмоционального выгорания В.В. Бойко
– Шкала интенсивности боевого опыта Т.Кин (Combat Exposure Scale - CES)
Описание инструментария:
1. Шкала психологического стресса PSM-25 (адаптация Н. Е. Водопьяновой)
– Описание: Шкала PSM-25 (Psychological Stress Measure) представляет собой инструмент для количественной оценки уровня общего психологического стресса. В адаптации Водопьяновой шкала предназначена для измерения проявлений стресса в контексте социальной, профессиональной и жизненной адаптации.
– Ценность для исследования: Позволяет выявить уровень накопленного стресса у военных пенсионеров в условиях выхода на гражданскую жизнь и определить, нуждаются ли участники в психологической помощи.
2. Миссисипский опросник для диагностики ПТСР (Mississippi Scale for Combat-Related PTSD)
– Описание: Один из наиболее известных и валидных инструментов для диагностики посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) у ветеранов боевых действий.
– Ценность для исследования: Позволяет дифференцировать нормальную реакцию на стресс от патологических проявлений ПТСР, выявить глубину травматических последствий, актуальных для ветеранов боевых действий.
3. Методика диагностики синдрома эмоционального выгорания (автор: В. В. Бойко)
– Описание: Комплексная методика, предназначенная для изучения этапов и структуры синдрома эмоционального выгорания, который возникает при длительном воздействии стрессовых факторов.
– Ценность для исследования: Методика помогает установить, насколько длительная профессиональная деятельность в экстремальных условиях повлияла на психоэмоциональное истощение личности, и как это связано с текущей дезадаптацией.
4. Шкала интенсивности боевого опыта (T. Keane — Combat Exposure Scale, CES)
– Описание: Шкала CES используется для количественной оценки интенсивности боевого опыта. Основана на самоотчёте респондента о событиях, происходивших во время его участия в военных действиях.
– Содержит: 7 пунктов, касающихся частоты участия в боевых столкновениях, интенсивности угроз, свидетелями которых был участник, и непосредственного участия в боях.
– Ценность для исследования: CES позволяет установить связь между объективной интенсивностью боевого опыта и степенью выраженности ПТСР, эмоционального выгорания и общего стресса.
Выборка исследования. В рамках настоящего исследования была сформирована целевая выборка, включающая в себя 30 респондентов — военных пенсионеров офицерского состава (ВС РФ), имеющих статус ветеранов боевых действий.
Состав выборки:
– Общее количество участников: 30 человек.
– Возрастной диапазон: от 45 до 60 лет.
– Пол: мужчины
– Состав: офицерский состав (майоры, подполковники, полковники).
– Стаж военной службы: от 20 до 35 лет.
– Боевой опыт: участие в международных вооружённых конфликтах:
– Состояние на момент исследования: вышли на пенсию после выслуги лет
– Распределение по признаку прохождения реабилитации:
– Группа 1: 15 участников — проходили реабилитационные/психологические программы.
– Группа 2: 15 участников — не получали специализированной психопомощи.
Критерии включения:
– Подтверждённый статус ветерана боевых действий (удостоверение, архивная справка);
– Наличие боевого опыта;
– Завершение военной карьеры, выход на пенсию;
– Добровольное информированное согласие на участие в исследовании.
Исключаемые категории:
– Действующие военнослужащие;
– Лица, не участвовавшие непосредственно в боевых действиях;
– Гражданские специалисты при армии;
Исследование выполнено при поддержке военных психологов воинской части г.Семей (ранее Семипалатинск)
Рабочие понятия:
К военным пенсионерам относятся люди, проходившие службу в Вооруженных силах и силовых структурах — МВД, ФСБ, Государственной противопожарной службе, Наркоконтроле, ФСИН, Росгвардии, ФССП, военной прокуратуре и прочих. Из-за специфики работы на пенсию они выходят не по возрасту, а по выслуге лет.
К военным пенсионерам с статусом ветерана боевых действий относят военных, выполнявших служебный долг не территории военных конфликтов – Афганистан, Карабах, Чеченская Республика, Сирия.
Психологический дистресс у военнослужащих отражает оценку психической напряженности у военнослужащих через анализ соматических, эмоциональных и поведенческих проявлений стресса. Психологический дистресс не связывается с продолжительностью пребывания в зоне военного конфликта [33,36,41]. Отмечено, что в военное время возрастает значимость факторов военной обстановки в формировании психологических механизмов стресса.
Термин «боевой стресс» и «боевая психическая травма» были введены русскими психиатрами еще во время русско-японской войны 1904-1905 гг. и отличаются от понятия стресса военного времени «военный стресс» и «психическая травма военного времени». Отличие касается критерия боевой активности личности в составе войсковых военных подразделений.
Боевой стресс определяется воздействием комплекса патогенных факторов боевой обстановки. С клинической точки зрения, под данным понятием понимают совокупность психических изменений (нарушений), переживаемых военнослужащими (возникающих у них) в процессе адаптации к специфическим условиям боевой обстановки (боевым стрессорам), неблагоприятным для жизнедеятельности и/или угрожающим их здоровью и жизни. В идеале боевой стресс должен приводить к формированию адаптивных стрессовых реакций и повышению адаптации к экстремальным воздействиям (в том числе, факторам боевой обстановки). Однако нередко боевой стресс приводит к патологическим проявлениям (боевым стрессовым расстройствам, посттравматическому стрессу, и расстройствам, девиациям и аддикциям).
Посттравматический стресс – это психическое состояние, возникающее у человека после переживания чрезвычайно травматического события, угрожавшего жизни или здоровью, сопровождавшегося сильным страхом, беспомощностью, ужасом. Часто посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) развивается у лиц, переживших:
– участие в боевых действиях;
– стихийные бедствия;
– насилие или плен;
– теракты или катастрофы.
ПТСР официально признаётся психическим расстройством и включён в диагностические классификации, такие как DSM-5 и МКБ-11. Оно может проявляться спустя недели, месяцы или даже годы после травмирующего события.
Механизмы посттравматического стресса - ПТСР развивается в результате нарушений в нейропсихологических и психофизиологических процессах. Ниже — ключевые механизмы:
1. Гиперактивация амигдалы
Миндалина мозга отвечает за реакцию на угрозу. При ПТСР она становится сверхчувствительной, вызывая постоянную готовность к опасности (гипервозбуждение, тревожность).
2. Дисфункция префронтальной коры
Эта зона мозга отвечает за логическое мышление и контроль эмоций. При ПТСР наблюдается ослабление ее функций, что мешает рационально интерпретировать ситуацию и «успокаивать» страх.
3. Нарушение работы гиппокампа
Гиппокамп отвечает за обработку памяти. При ПТСР он плохо различает прошлое и настоящее, поэтому травматические воспоминания могут переживаться как реальные.
4. Гормональный сбой (гиперактивация HPA-оси)
В условиях хронического стресса увеличивается уровень кортизола и адреналина. Это ведёт к физическим симптомам: бессоннице, гипертонии, усталости, снижению иммунитета.
5. Психологические защиты
Часто включаются механизмы вытеснения, отрицания или диссоциации, которые в краткосрочной перспективе защищают психику, но при хронизации могут мешать адаптации.
Синдром эмоционального выгорания - это состояние физического, эмоционального и умственного истощения, возникающее как реакция на длительное эмоциональное напряжение и стресс, особенно при работе в профессиях с высокой психологической нагрузкой (врачи, педагоги, военные, соцработники и др.).
Согласно модели Кристины Маслач, синдром включает три основных компонента:
1. Эмоциональное истощение
Человек ощущает постоянную усталость, не может восстановиться, теряет эмоциональные силы.
2. Деперсонализация (цинизм)
Формируется безразличное, иногда агрессивное отношение к окружающим: пациенты, коллеги, семья воспринимаются механически, как объекты.
3. Редукция личных достижений
Снижается самооценка, появляется ощущение профессиональной несостоятельности и бесполезности труда.
Причины выгорания у военнослужащих и ветеранов:
– Длительное пребывание в стрессовых и угрожающих условиях;
– Отсутствие психологической поддержки;
– Высокий уровень ответственности за жизни других;
– Социальная изоляция и недостаток признания в гражданской жизни;
– Конфликт между ценностями армии и гражданского общества.
Последствия эмоционального выгорания:
– Нарушения сна, тревожность, депрессия;
– Утрата мотивации, абстинентные состояния;
– Агрессия, суицидальные мысли;
– Психосоматические заболевания.
Структура данной работы состоит из: введения, 2 глав, заключения, списка используемой литературы.


СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологический анализ 17
1.1 Подходы к исследованию психологического, постравматического и боевого стресса у военнослужащих 17
1.2 Особенности эмоционального выгорания военнослужащих при выходе на пенсию 34
1.3 Особенности профессиональной деформации и адаптации ветеранов боевых действий к гражданской жизни 42
Выводы по 1 главе 51
2. 53
2.1 53
2.2 53
2.3 53
3. 53
Заключение 96
Список использованной литературы 96
Приложение 99

Работа оформлено согласно большинству ГОСТов
По всей работе ссылки или подстрочные или в квадратных скобках (в разных работах по разному)

Делаю заказы в программе Microsoft Word в формате doc☝️. А значит открывать файл необходимо на компьютере и ТОЛЬКО через программу Microsoft Word☝️.

Не нужно открывать файл через телефон и через какую либо ДРУГУЮ программу кроме Microsoft Word☝️

Оригинальность работы повышена таким способом, как указано в моем профиле- читайте его , чтобы потом не возникало не приятных ситуаций!!
Работа прошла проверку по системе ЕТХТ, но пройдет и по системе -antiplagiat.ru, -Антиплагиат ВУЗ- (РАНХИГАС, БелЮИ,), -ЕТХТ (и документом и текстом), Руконтекст Адвего, Текст.ру, Электронная библиотека (ilibrary.rucoop.ru) и многие другие. Не проходит Финансовый институт (org.fa.ru), Плеханова, Страйк – для них нужно использовать другой способ оригинальности

Работа в формате doc, если вы поменяете формат на docx, то оригинальность может упасть, поэтому НЕ меняйте формат работы. Название файла менять можно сколько угодно

Опыт написания студенческих работ более 20 лет, поэтому можете с уверенностью скачать данную работу, вставить титульный лист и сдать преподавателю, получить оценку «5», или «4», но не ниже.

Если возникли проблемы с оригинальностью – не отправляйте на перерасчет – Напишите мне (Алексей К.) и я исправлю, если что то не так

1. Боевой посттравматический стресс. – Москва: Психологическая газета Psy.su, 2023. – 16 с.
2. Shin L.M. Нейроанатомия посттравматического стрессового расстройства / Л.М. Шин, С.Р. Райс. – СПб.: Наука, 2023. – 198 с.
3. Алексеев А.И. Психокоррекция боевого стресса: методика и практика / А.И. Алексеев. – СПб.: Военная академия, 2022. – 204 с.
4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет военной психологии / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2023. – 289 с.
5. Барабанщиков В.А., Кудрявцев Н.Л. Психофизиология стресса у военных / В.А. Барабанщиков, Н.Л. Кудрявцев. – М.: Психология и здоровье, 2024. – 218 с.
6. Бодров В.А. Психология стрессоустойчивости личности / В.А. Бодров. – М.: Изд-во «Психология», 2024. – 248 с.
7. Боевой стресс: проблемы определения и классификации / коллектив авторов. – СПб.: Изд-во Psy.su, 2024. – 120 с.
8. Брайт Д., Джонс Ф. Современные представления о стрессе / Дж. Брайт, Ф. Джонс. – М.: Альянс наук, 2024. – 304 с.
9. Ван дер Колк Б. Тело помнит всё: ПТСР и нейропсихология травмы / Б. ван дер Колк. – М.: Психотерапия XXI, 2023. – 400 с.
10. Гнездилов Г. В., Шевченко Н. В. Современные методы психологической работы с посттравматическим стрессовым расстройством у военнослужащих // Экстремальная психология и безопасность личности. 2024. № 1(2). С. 50–60.
11. Григорьева Л.Е., Муталибов В.С. Социокультурные факторы боевого стресса / Л.Е. Григорьева, В.С. Муталибов. – М.: Военное образование, 2024. – 220 с.
12. Гроссман Д. Психология убийства: что происходит с человеком в бою / Д. Гроссман. – М.: АСТ, 2024. – 336 с.
13. Забродин Ю.М., Крушельницкий И.В. Боевой стресс: психофизиология и коррекция / Ю.М. Забродин, И.В. Крушельницкий. – М.: Военмед, 2022. – 296 с.
14. Зеленина Н. В., Чернявский Е. А., Федоткина И. В., Юсупов В. В. Диагностика уровня психических нарушений у комбатантов с острым стрессовым расстройством на этапе госпитальной реабилитации // Клиническая и специальная психология. 2024. Т. 13, № 2. С. 46–60.
15. Караяни А. Г. Психология боевого стресса и стресс‑менеджмента: учебное пособие для вузов. 2‑е изд. — Москва: Юрайт, 2023. — 145 с.
16. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса: психофизиологические механизмы и поведенческие проявления / Л. А. Китаев-Смык. – М.: Психологический центр, 2023. – 288 с.
17. Коган И.М. Психологический профиль военнослужащих с ПТСР / И.М. Коган. – М.: Центр военно-психологической экспертизы, 2022. – 230 с.
18. Лазарус С., Лауньер Р. Психологический стресс и адаптация у военнослужащих / С. Лазарус, Р. Лауньер. – М.: Институт психологии РАН, 2023. – 272 с.
19. Лебединский В.В. Психическая дезадаптация у военнослужащих / В.В. Лебединский. – М.: Медицинская книга, 2023. – 266 с.
20. Леонтьев А.Н. Психология деятельности в экстремальных условиях / А.Н. Леонтьев. – М.: Академический проект, 2022. – 310 с.
21. Мэду Б., Скотт Р. Экспресс-психотерапия в боевых условиях / Б. Мэду, Р. Скотт. – М.: Перспектива, 2023. – 256 с.
22. Мясищев В.Н. Адаптация и патология в условиях стресса / В.Н. Мясищев. – М.: Научный мир, 2024. – 276 с.
23. Романова Е.С. Диагностика ПТСР у военнослужащих: психометрические подходы / Е.С. Романова. – М.: РГУ им. А.Н. Косыгина, 2023. – 192 с.
24. Селье Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. – СПб.: Наука будущего, 2022. – 256 с.
25. Серкин В. П. Методологическая схема работы с ПТСР военнослужащих: новые образ мира и образ жизни // Psy.su. 2023–2024. С. 22–30.
26. Стюарт Дж.Э. Боевой стресс: психиатрический анализ / Дж.Э. Стюарт. – СПб.: Невский Диалог, 2022. – 224 с.
27. Ульянина О. А., Ермолаева А. В., Волков Д. С., Комолова О. С. Модель психологического сопровождения семей ветеранов боевых действий / под ред. О. А. Ульяниной. – М.: МГППУ, 2024. – 40 с.
28. Финогенова Е. И. Психологические последствия влияния стрессоров высокой интенсивности у военных пенсионеров // Медицина и физическая культура. 2023. № 3. С. 45–56.
29. Херман Дж. Травма и восстановление. Работа с последствиями насилия / Дж. Херман. – М.: Гуманитарный Центр, 2022. – 384 с.
30. Что такое боевой стресс: последствия и алгоритм противодействия. – Киев, 2024. – 32 с.
31. Evenko N. Психологическое обеспечение адаптации мобилизованных военнослужащих // Психология. Историко‑критические обзоры и современные исследования. 2022. Т. 11, № 5А. С. 232–241.
32. Exposure to War and Its Labor Market Consequences over the Life Cycle / S. Braun, J. Stuhler. – arXiv, 2023. – 28 с.
33. Nestik D. Психологическое состояние ветеранов боевых действий и перспективы реадаптации // Социально-психологические исследования. 2023. № 4. С. 12–28.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Оставляя свои контактные данные и нажимая «Заказать Дипломную работу», я соглашаюсь пройти процедуру регистрации на Платформе, принимаю условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности в целях заключения соглашения.

Фрагменты работ

Военные психологи всё больше становятся обеспокоены отсроченными деформациями личности военнослужащих после участия в боевых действиях.. Служба в условиях вооружённого конфликта, сопряжённая с постоянной угрозой жизни, насилием и утратой боевых товарищей, приводит к формированию специфических форм стрессовых переживаний. Ветераны боевых действий, вернувшиеся к мирной жизни, часто сталкиваются с трудностями социальной адаптации, посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР). Современные исследования показывают, что большинство ветеранов сталкиваются с серьёзными трудностями адаптации, включая симптомы ПТСР и выгорания не только при возвращении с линии огня, но и при переходе с военной службы на гражданскую. И даже по выслуге лет в 45 лет, когда они способны активно продолжать дальнейшую трудовою деятельность, далеко не всем офицерам удаётся переступить через рубеж выхода на пенсию без стресса. Не только потому, что уход на пенсию приходится на кризис среднего возраста, но и по причине влияния постравматического стресса и накопленного синдрома выгорания, особенно для офицеров -ветеранов боевых действий. Специфика службы любого офицера характеризуется наличием ситуаций оперативного принятия решений с высокой эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью . В случае военного конфликта неизбежность находиться в опасной ситуации и принимать ответственность за совершаемые действия приводит к возможности возникновения боевого стресса, вплоть до психических нарушений, получивших название: вьетнамский, афганский, чеченский, сирийский синдром.
Однако опыт боевого стресса не всегда приводит к формированию постравматического стрессового расстройства. Часть лиц демонстрирует высокий уровень устойчивости и способности к восстановлению. Это указывает на наличие определённых психологических механизмов, отличающих успешное преодоление стресса от патологического его переживания. В работе мы исследуем проблему посттравматического и психологического стресса у военных пенсионеров -ветеранов боевых действий с целью изучения последствий стрессов военной и гражданской службы. Ее практическая значимость обусловлена задачей гармонизации личности военнослужащих для продолжения профессиональной деятельности после 25 лет военной службы и выхода на военную пенсию. Психологическая работа с военнослужащими предпенсионного и пенсионного возраста заключается в социально-психологической реабилитации с перспективой дальнейшей профессиональной карьеры.
Целью исследования является изучение последствий влияния посттравматического стресса и синдрома выгорания на психологический стресс у военных пенсионеров-ветеранов боевых действия (ВБД)
Объектом настоящего исследования выступает феномен стресса у военных-пенсионеров-ветеранов боевых действий
Предметом исследования выступают особенности психологического стресса у военных пенсионеров (ВБД), обусловленные постравматическим стрессом и синдромом выгорания
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ подходов к пониманию видов стресса у военных пенсионеров-ветеранов боевых действий;
2. Описать специфику эмоционального выгорания у военнослужащих при выходе на пенсию;
3. Определить особенности адаптации и деформации ветеранов боевых действий к гражданской жизни;
4. Составить дизайн и план экспериментального исследования;
5. Провести диагностическое обследование выборки с использованием тестового инструментария;
6. Описать полученные диагностические и экспериментальные данные.
7. Провести анализ достоверных статистических результатов.
8. Предложить рекомендации по профилактике видов стресса у военных пенсионеров - ветеранов боевых действий.
Гипотезы исследования включают набор следующих предположений:
1. Психологический стресс у военных-пенсионеров-ВБД, связан с последствиями посттравматического и боевого стресса и выраженностью синдрома выгорания.
2. Виды стресса по-разному влияют на уровень выгорания.
3. Разные виды стресса определяются разными механизмами травмы.
4. Разные виды стресса отличаются комбинацией фаз выгорания.
5. Механизмы посттравматического стресса различаются по уровню дезадаптации и дезадаптивных нарушений
Теоретико-методологические основания исследования. Исследование проблемы переживания стресса, психотравматических последствий и эмоционального выгорания у военных пенсионеров — ветеранов боевых действий базируется на комплексном подходе, включающем междисциплинарные концепции психологии стресса, психотравмы, посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), а также феноменов адаптации и профессиональной деформации.
Для понимания исследуемого явления используются междисциплинарные знания областей клинической психологии, психофизиологии, военной психологии и социальной адаптологии. Это позволяет учесть как нейропсихологические последствия травмы (например, повышенная возбудимость лимбической системы), так и социокультурные аспекты (например, статус ветерана в обществе). Это позволяет получить более полную картину психологического состояния военных пенсионеров - ветеранов боевых действий и разработать рекомендации, направленные на их психосоциальную реабилитацию.
Теоретические основания
1. Концепция стресса Г. Селье. В основу исследования положена классическая теория стресса Ганса Селье, согласно которой стресс — это неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. Селье выделял три стадии развития стрессовой реакции: стадия тревоги, стадия сопротивления и стадия истощения. Эти положения важны для понимания физиологических и психологических аспектов хронического боевого и постбоевого стресса, который переживают ветераны.
2. Теория когнитивной оценки Р. Лазаруса. Согласно Лазарусу, стресс возникает тогда, когда человек оценивает ситуацию как угрожающую и превышающую его ресурсы. Процесс когнитивной оценки и выбор копинг-стратегий (стратегий совладания) — центральные механизмы, определяющие, как именно личность переживает стресс. Эта теория даёт основу для анализа индивидуальных различий в стрессовых реакциях у ветеранов.
3. Психодинамический подход (З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг). Посттравматические переживания и вытесненные эмоции, по мнению представителей психодинамического направления, могут проявляться в виде тревожных состояний, сновидений, навязчивых воспоминаний и других симптомов ПТСР. Психодинамическая теория объясняет внутренние конфликты и защитные механизмы, активизирующиеся после травмы.
4. Психология травмы и ПТСР (Б. ван дер Колк, Д. Херман, Ч. Фигли). Современные исследования в области психологии травмы утверждают, что интенсивное воздействие травматических событий (таких как боевые действия) может нарушать нормальное функционирование психики, вызывая посттравматическое стрессовое расстройство. Особое внимание уделяется симптоматике ПТСР: флэшбэки, избегание, гипервозбудимость, эмоциональное онемение и др.
5. Гуманистическая психология (К. Роджерс, В. Франкл). Человеческий опыт травмы рассматривается не только как источник страдания, но и как потенциальная точка роста и переосмысления жизни. Согласно В. Франклу, наличие смысла помогает человеку выжить даже в экстремальных обстоятельствах, таких как война. Поддержка, принятие и эмпатия со стороны общества и специалистов способствуют восстановлению и личностному развитию ветеранов.
6. Социально-психологический подход. Этот подход акцентирует внимание на влиянии социальной среды на переживание и преодоление стресса. Социальная изоляция, стигматизация, отсутствие поддержки — факторы, усугубляющие посттравматическое состояние. При этом эффективная система реабилитации, наличие социальных связей и понимание со стороны общества — мощные ресурсы адаптации.
Методологические принципы
1. Принцип системности
Стресс рассматривается как сложное, многоуровневое явление, включающее биологические, психологические и социальные компоненты. Переживание стресса у ветеранов неразрывно связано с особенностями их личности, характера травматического опыта и условий поствоенной адаптации.
2. Принцип детерминизма
Психические явления (включая стрессовые реакции и копинг-стратегии) детерминированы как внутренними факторами (пережитые события, психические качества), так и внешними условиями (социальное окружение, поддержка, отношение общества).
3. Принцип гуманизма
Ветераны боевых действий рассматриваются как личности, обладающие потенциалом для восстановления и личностного роста, несмотря на пережитую травму. Исследование нацелено на понимание, принятие и создание предпосылок для профессиональной помощи.
4. Принцип целостности и индивидуальности
Ветераны представляют собой социальную группу, для которой характерны специфические паттерны адаптации, восприятия окружающего мира и взаимодействия с социумом. Для исследования применяется индивидуально-типологическая диагностика травматического опыта и индивидуальных копинг-ресурсов.
5. Принцип эмпирической обоснованности
Все теоретические положения должны подтверждаться практическими результатами и эмпирическими данными, полученными в ходе психодиагностического обследования и экспериментального исследования.
Концепция посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Понимание природы психотравматических нарушений в модели ПТСР основывается на современных диагностических критериях DSM-5 и международной классификации болезней (МКБ-11). ПТСР рассматривается как психическое расстройство, возникающее вследствие воздействия травматических событий, сопровождающихся угрозой жизни и интенсивным страхом. Теоретическая модель Эдны Фоа и Элизабет Ротбаум (Foa & Rothbaum, 1998) подчеркивает роль нарушения переработки травматических воспоминаний, ведущего к симптомам вторжений (флэшбэки), избегания, негативных изменений мышления и повышенной тревожности. ПТСР у ветеранов, что сопровождается социальной дезадаптацией и выраженной соматизацией, что делает данное расстройство особенно значимым в контексте их реабилитации.
Концепция эмоционального выгорания. Для описания состояния эмоционального истощения используется теория эмоционального выгорания К. Маслач (Maslach & Jackson, 1981), где выгорание рассматривается как результат хронического стресса, связанного с профессиональной деятельностью. У военных пенсионеров эмоциональное выгорание может сохраняться и после завершения службы, особенно если отсутствует поддержка и механизмы ресоциализации.
Компоненты выгорания — эмоциональное истощение, деперсонализация и редукция профессиональных достижений — обнаруживаются у ветеранов как следствие продолжительной психологической мобилизации и пережитого насилия. Это усугубляется проблемами адаптации к гражданской жизни и утратой социальной роли.
Концепция профессиональной деформации и адаптации. Используются положения концепции профессиональной деформации личности (Н. В. Самоукина, В. М. Минаев), в которых подчеркивается изменение ценностных и поведенческих установок, обусловленное длительным пребыванием в экстремальной профессиональной среде. Военная служба — это специфическая деятельность, требующая высокой дисциплины, готовности к риску и иерархического мышления. После выхода на пенсию данные установки могут вступать в противоречие с реалиями гражданской жизни.
Адаптация ветеранов изучается с опорой на концепцию социальной адаптации (К. Роджерс, А. Маслоу, В. Франкл), где важную роль играют личностные ресурсы, социальная поддержка и наличие смысла жизни. Нарушения в этих сферах способствуют усилению стрессовых реакций и психосоматических расстройств.
В результате изучения указанных подходов в военной психологии были выбраны теории стресса:
– Теория психологического дистресса у военнослужащих ( Л.А.Китаев-Смык),
– Теория латентного периода посттравматического стрессового расстройства у военных ветеранов (З.Соломон)
– Теория постравматического стресса у военнослужащих (Тарабрина Н.В., Соловьев И.В), К
– Теория боевого стресса (Снедков Е.В.)
Теории эмоционального выгорания (К.Маслач, С.Джексон, В.В.Бойко )
Методы исследования. Для изучения психологического состояния, уровня стресса, наличия посттравматических расстройств и признаков эмоционального выгорания у военных пенсионеров, принимавших участие в боевых действиях, было использовано психодиагностическое обследование. Применялись методики, валидизированные на тестовых нормах военнослужащих с признаками боевого и постравматического стресса.
Цель применения диагностического инструментария — получить объективную картину психоэмоционального состояния ветеранов, выявить наличие и степень выраженности посттравматических нарушений, эмоционального выгорания, а также связь между интенсивностью боевого опыта и психологическими последствиями.
– Шкала психологического стресса PSM-25 у военнослужащих в адаптации Н.Е. Водопьяновой
– Миссисипский опросник для диагностики посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) у военнослужащих
– Методика диагностики синдрома эмоционального выгорания В.В. Бойко
– Шкала интенсивности боевого опыта Т.Кин (Combat Exposure Scale - CES)
Описание инструментария:
1. Шкала психологического стресса PSM-25 (адаптация Н. Е. Водопьяновой)
– Описание: Шкала PSM-25 (Psychological Stress Measure) представляет собой инструмент для количественной оценки уровня общего психологического стресса. В адаптации Водопьяновой шкала предназначена для измерения проявлений стресса в контексте социальной, профессиональной и жизненной адаптации.
– Ценность для исследования: Позволяет выявить уровень накопленного стресса у военных пенсионеров в условиях выхода на гражданскую жизнь и определить, нуждаются ли участники в психологической помощи.
2. Миссисипский опросник для диагностики ПТСР (Mississippi Scale for Combat-Related PTSD)
– Описание: Один из наиболее известных и валидных инструментов для диагностики посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) у ветеранов боевых действий.
– Ценность для исследования: Позволяет дифференцировать нормальную реакцию на стресс от патологических проявлений ПТСР, выявить глубину травматических последствий, актуальных для ветеранов боевых действий.
3. Методика диагностики синдрома эмоционального выгорания (автор: В. В. Бойко)
– Описание: Комплексная методика, предназначенная для изучения этапов и структуры синдрома эмоционального выгорания, который возникает при длительном воздействии стрессовых факторов.
– Ценность для исследования: Методика помогает установить, насколько длительная профессиональная деятельность в экстремальных условиях повлияла на психоэмоциональное истощение личности, и как это связано с текущей дезадаптацией.
4. Шкала интенсивности боевого опыта (T. Keane — Combat Exposure Scale, CES)
– Описание: Шкала CES используется для количественной оценки интенсивности боевого опыта. Основана на самоотчёте респондента о событиях, происходивших во время его участия в военных действиях.
– Содержит: 7 пунктов, касающихся частоты участия в боевых столкновениях, интенсивности угроз, свидетелями которых был участник, и непосредственного участия в боях.
– Ценность для исследования: CES позволяет установить связь между объективной интенсивностью боевого опыта и степенью выраженности ПТСР, эмоционального выгорания и общего стресса.
Выборка исследования. В рамках настоящего исследования была сформирована целевая выборка, включающая в себя 30 респондентов — военных пенсионеров офицерского состава (ВС РФ), имеющих статус ветеранов боевых действий.
Состав выборки:
– Общее количество участников: 30 человек.
– Возрастной диапазон: от 45 до 60 лет.
– Пол: мужчины
– Состав: офицерский состав (майоры, подполковники, полковники).
– Стаж военной службы: от 20 до 35 лет.
– Боевой опыт: участие в международных вооружённых конфликтах:
– Состояние на момент исследования: вышли на пенсию после выслуги лет
– Распределение по признаку прохождения реабилитации:
– Группа 1: 15 участников — проходили реабилитационные/психологические программы.
– Группа 2: 15 участников — не получали специализированной психопомощи.
Критерии включения:
– Подтверждённый статус ветерана боевых действий (удостоверение, архивная справка);
– Наличие боевого опыта;
– Завершение военной карьеры, выход на пенсию;
– Добровольное информированное согласие на участие в исследовании.
Исключаемые категории:
– Действующие военнослужащие;
– Лица, не участвовавшие непосредственно в боевых действиях;
– Гражданские специалисты при армии;
Исследование выполнено при поддержке военных психологов воинской части г.Семей (ранее Семипалатинск)
Рабочие понятия:
К военным пенсионерам относятся люди, проходившие службу в Вооруженных силах и силовых структурах — МВД, ФСБ, Государственной противопожарной службе, Наркоконтроле, ФСИН, Росгвардии, ФССП, военной прокуратуре и прочих. Из-за специфики работы на пенсию они выходят не по возрасту, а по выслуге лет.
К военным пенсионерам с статусом ветерана боевых действий относят военных, выполнявших служебный долг не территории военных конфликтов – Афганистан, Карабах, Чеченская Республика, Сирия.
Психологический дистресс у военнослужащих отражает оценку психической напряженности у военнослужащих через анализ соматических, эмоциональных и поведенческих проявлений стресса. Психологический дистресс не связывается с продолжительностью пребывания в зоне военного конфликта [33,36,41]. Отмечено, что в военное время возрастает значимость факторов военной обстановки в формировании психологических механизмов стресса.
Термин «боевой стресс» и «боевая психическая травма» были введены русскими психиатрами еще во время русско-японской войны 1904-1905 гг. и отличаются от понятия стресса военного времени «военный стресс» и «психическая травма военного времени». Отличие касается критерия боевой активности личности в составе войсковых военных подразделений.
Боевой стресс определяется воздействием комплекса патогенных факторов боевой обстановки. С клинической точки зрения, под данным понятием понимают совокупность психических изменений (нарушений), переживаемых военнослужащими (возникающих у них) в процессе адаптации к специфическим условиям боевой обстановки (боевым стрессорам), неблагоприятным для жизнедеятельности и/или угрожающим их здоровью и жизни. В идеале боевой стресс должен приводить к формированию адаптивных стрессовых реакций и повышению адаптации к экстремальным воздействиям (в том числе, факторам боевой обстановки). Однако нередко боевой стресс приводит к патологическим проявлениям (боевым стрессовым расстройствам, посттравматическому стрессу, и расстройствам, девиациям и аддикциям).
Посттравматический стресс – это психическое состояние, возникающее у человека после переживания чрезвычайно травматического события, угрожавшего жизни или здоровью, сопровождавшегося сильным страхом, беспомощностью, ужасом. Часто посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) развивается у лиц, переживших:
– участие в боевых действиях;
– стихийные бедствия;
– насилие или плен;
– теракты или катастрофы.
ПТСР официально признаётся психическим расстройством и включён в диагностические классификации, такие как DSM-5 и МКБ-11. Оно может проявляться спустя недели, месяцы или даже годы после травмирующего события.
Механизмы посттравматического стресса - ПТСР развивается в результате нарушений в нейропсихологических и психофизиологических процессах. Ниже — ключевые механизмы:
1. Гиперактивация амигдалы
Миндалина мозга отвечает за реакцию на угрозу. При ПТСР она становится сверхчувствительной, вызывая постоянную готовность к опасности (гипервозбуждение, тревожность).
2. Дисфункция префронтальной коры
Эта зона мозга отвечает за логическое мышление и контроль эмоций. При ПТСР наблюдается ослабление ее функций, что мешает рационально интерпретировать ситуацию и «успокаивать» страх.
3. Нарушение работы гиппокампа
Гиппокамп отвечает за обработку памяти. При ПТСР он плохо различает прошлое и настоящее, поэтому травматические воспоминания могут переживаться как реальные.
4. Гормональный сбой (гиперактивация HPA-оси)
В условиях хронического стресса увеличивается уровень кортизола и адреналина. Это ведёт к физическим симптомам: бессоннице, гипертонии, усталости, снижению иммунитета.
5. Психологические защиты
Часто включаются механизмы вытеснения, отрицания или диссоциации, которые в краткосрочной перспективе защищают психику, но при хронизации могут мешать адаптации.
Синдром эмоционального выгорания - это состояние физического, эмоционального и умственного истощения, возникающее как реакция на длительное эмоциональное напряжение и стресс, особенно при работе в профессиях с высокой психологической нагрузкой (врачи, педагоги, военные, соцработники и др.).
Согласно модели Кристины Маслач, синдром включает три основных компонента:
1. Эмоциональное истощение
Человек ощущает постоянную усталость, не может восстановиться, теряет эмоциональные силы.
2. Деперсонализация (цинизм)
Формируется безразличное, иногда агрессивное отношение к окружающим: пациенты, коллеги, семья воспринимаются механически, как объекты.
3. Редукция личных достижений
Снижается самооценка, появляется ощущение профессиональной несостоятельности и бесполезности труда.
Причины выгорания у военнослужащих и ветеранов:
– Длительное пребывание в стрессовых и угрожающих условиях;
– Отсутствие психологической поддержки;
– Высокий уровень ответственности за жизни других;
– Социальная изоляция и недостаток признания в гражданской жизни;
– Конфликт между ценностями армии и гражданского общества.
Последствия эмоционального выгорания:
– Нарушения сна, тревожность, депрессия;
– Утрата мотивации, абстинентные состояния;
– Агрессия, суицидальные мысли;
– Психосоматические заболевания.
Структура данной работы состоит из: введения, 2 глав, заключения, списка используемой литературы.


СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологический анализ 17
1.1 Подходы к исследованию психологического, постравматического и боевого стресса у военнослужащих 17
1.2 Особенности эмоционального выгорания военнослужащих при выходе на пенсию 34
1.3 Особенности профессиональной деформации и адаптации ветеранов боевых действий к гражданской жизни 42
Выводы по 1 главе 51
2. 53
2.1 53
2.2 53
2.3 53
3. 53
Заключение 96
Список использованной литературы 96
Приложение 99

Работа оформлено согласно большинству ГОСТов
По всей работе ссылки или подстрочные или в квадратных скобках (в разных работах по разному)

Делаю заказы в программе Microsoft Word в формате doc☝️. А значит открывать файл необходимо на компьютере и ТОЛЬКО через программу Microsoft Word☝️.

Не нужно открывать файл через телефон и через какую либо ДРУГУЮ программу кроме Microsoft Word☝️

Оригинальность работы повышена таким способом, как указано в моем профиле- читайте его , чтобы потом не возникало не приятных ситуаций!!
Работа прошла проверку по системе ЕТХТ, но пройдет и по системе -antiplagiat.ru, -Антиплагиат ВУЗ- (РАНХИГАС, БелЮИ,), -ЕТХТ (и документом и текстом), Руконтекст Адвего, Текст.ру, Электронная библиотека (ilibrary.rucoop.ru) и многие другие. Не проходит Финансовый институт (org.fa.ru), Плеханова, Страйк – для них нужно использовать другой способ оригинальности

Работа в формате doc, если вы поменяете формат на docx, то оригинальность может упасть, поэтому НЕ меняйте формат работы. Название файла менять можно сколько угодно

Опыт написания студенческих работ более 20 лет, поэтому можете с уверенностью скачать данную работу, вставить титульный лист и сдать преподавателю, получить оценку «5», или «4», но не ниже.

Если возникли проблемы с оригинальностью – не отправляйте на перерасчет – Напишите мне (Алексей К.) и я исправлю, если что то не так

1. Боевой посттравматический стресс. – Москва: Психологическая газета Psy.su, 2023. – 16 с.
2. Shin L.M. Нейроанатомия посттравматического стрессового расстройства / Л.М. Шин, С.Р. Райс. – СПб.: Наука, 2023. – 198 с.
3. Алексеев А.И. Психокоррекция боевого стресса: методика и практика / А.И. Алексеев. – СПб.: Военная академия, 2022. – 204 с.
4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет военной психологии / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2023. – 289 с.
5. Барабанщиков В.А., Кудрявцев Н.Л. Психофизиология стресса у военных / В.А. Барабанщиков, Н.Л. Кудрявцев. – М.: Психология и здоровье, 2024. – 218 с.
6. Бодров В.А. Психология стрессоустойчивости личности / В.А. Бодров. – М.: Изд-во «Психология», 2024. – 248 с.
7. Боевой стресс: проблемы определения и классификации / коллектив авторов. – СПб.: Изд-во Psy.su, 2024. – 120 с.
8. Брайт Д., Джонс Ф. Современные представления о стрессе / Дж. Брайт, Ф. Джонс. – М.: Альянс наук, 2024. – 304 с.
9. Ван дер Колк Б. Тело помнит всё: ПТСР и нейропсихология травмы / Б. ван дер Колк. – М.: Психотерапия XXI, 2023. – 400 с.
10. Гнездилов Г. В., Шевченко Н. В. Современные методы психологической работы с посттравматическим стрессовым расстройством у военнослужащих // Экстремальная психология и безопасность личности. 2024. № 1(2). С. 50–60.
11. Григорьева Л.Е., Муталибов В.С. Социокультурные факторы боевого стресса / Л.Е. Григорьева, В.С. Муталибов. – М.: Военное образование, 2024. – 220 с.
12. Гроссман Д. Психология убийства: что происходит с человеком в бою / Д. Гроссман. – М.: АСТ, 2024. – 336 с.
13. Забродин Ю.М., Крушельницкий И.В. Боевой стресс: психофизиология и коррекция / Ю.М. Забродин, И.В. Крушельницкий. – М.: Военмед, 2022. – 296 с.
14. Зеленина Н. В., Чернявский Е. А., Федоткина И. В., Юсупов В. В. Диагностика уровня психических нарушений у комбатантов с острым стрессовым расстройством на этапе госпитальной реабилитации // Клиническая и специальная психология. 2024. Т. 13, № 2. С. 46–60.
15. Караяни А. Г. Психология боевого стресса и стресс‑менеджмента: учебное пособие для вузов. 2‑е изд. — Москва: Юрайт, 2023. — 145 с.
16. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса: психофизиологические механизмы и поведенческие проявления / Л. А. Китаев-Смык. – М.: Психологический центр, 2023. – 288 с.
17. Коган И.М. Психологический профиль военнослужащих с ПТСР / И.М. Коган. – М.: Центр военно-психологической экспертизы, 2022. – 230 с.
18. Лазарус С., Лауньер Р. Психологический стресс и адаптация у военнослужащих / С. Лазарус, Р. Лауньер. – М.: Институт психологии РАН, 2023. – 272 с.
19. Лебединский В.В. Психическая дезадаптация у военнослужащих / В.В. Лебединский. – М.: Медицинская книга, 2023. – 266 с.
20. Леонтьев А.Н. Психология деятельности в экстремальных условиях / А.Н. Леонтьев. – М.: Академический проект, 2022. – 310 с.
21. Мэду Б., Скотт Р. Экспресс-психотерапия в боевых условиях / Б. Мэду, Р. Скотт. – М.: Перспектива, 2023. – 256 с.
22. Мясищев В.Н. Адаптация и патология в условиях стресса / В.Н. Мясищев. – М.: Научный мир, 2024. – 276 с.
23. Романова Е.С. Диагностика ПТСР у военнослужащих: психометрические подходы / Е.С. Романова. – М.: РГУ им. А.Н. Косыгина, 2023. – 192 с.
24. Селье Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. – СПб.: Наука будущего, 2022. – 256 с.
25. Серкин В. П. Методологическая схема работы с ПТСР военнослужащих: новые образ мира и образ жизни // Psy.su. 2023–2024. С. 22–30.
26. Стюарт Дж.Э. Боевой стресс: психиатрический анализ / Дж.Э. Стюарт. – СПб.: Невский Диалог, 2022. – 224 с.
27. Ульянина О. А., Ермолаева А. В., Волков Д. С., Комолова О. С. Модель психологического сопровождения семей ветеранов боевых действий / под ред. О. А. Ульяниной. – М.: МГППУ, 2024. – 40 с.
28. Финогенова Е. И. Психологические последствия влияния стрессоров высокой интенсивности у военных пенсионеров // Медицина и физическая культура. 2023. № 3. С. 45–56.
29. Херман Дж. Травма и восстановление. Работа с последствиями насилия / Дж. Херман. – М.: Гуманитарный Центр, 2022. – 384 с.
30. Что такое боевой стресс: последствия и алгоритм противодействия. – Киев, 2024. – 32 с.
31. Evenko N. Психологическое обеспечение адаптации мобилизованных военнослужащих // Психология. Историко‑критические обзоры и современные исследования. 2022. Т. 11, № 5А. С. 232–241.
32. Exposure to War and Its Labor Market Consequences over the Life Cycle / S. Braun, J. Stuhler. – arXiv, 2023. – 28 с.
33. Nestik D. Психологическое состояние ветеранов боевых действий и перспективы реадаптации // Социально-психологические исследования. 2023. № 4. С. 12–28.

Купить эту работу

Психологический стресс у военных пенсионеров -ветеранов боевых действий- последствия психотравмы и выгорания

2000 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

14 июля 2025 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
Неназванный
4.5
Рефераты, Курсовые, Презентации
Купить эту работу vs Заказать новую
1 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
2000 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Дипломная работа

Индивидуально - психологические особенности спортсменов – единоборцев в связи с уровнем их спортивных достижений

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
450 ₽
Дипломная работа

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К МАТЕРИНСТВУ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Дипломная работа

Воспитание ценностного отношения профессиональной деятельности у бакалавров в условиях ВУЗовскогого обучения.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Дипломная работа

Взаимосвязь группы ровесников с развитием самоидентичности подростка

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1890 ₽
Дипломная работа

Локус контроля и стратегия преодаления конфликтных ситуаций сотрудниками детского сада

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1890 ₽

Отзывы студентов

Отзыв Raze об авторе Неназванный 2016-03-11
Дипломная работа

Спасибо вам за работу!!! Диплом защитился на отлично!!!! Удачи вам процветания вашей работе!)

Общая оценка 5
Отзыв psycholog))) об авторе Неназванный 2014-05-02
Дипломная работа

Спасибо, хорошая работа и раньше срока) Рекомендую автора, отличный специалист)

Общая оценка 5
Отзыв Фантазерка об авторе Неназванный 2015-01-20
Дипломная работа

Автор, как всегда, на высоте.

Общая оценка 5
Отзыв Анна об авторе Неназванный 2015-01-30
Дипломная работа

Отличный автор. Рекомендую

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Исследование влияния мотивации на адаптацию личности в спортивной деятельности

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Личносные факторы профессиональной деятельности продавцов продовольственных товаров

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Особенности коррекционно-педагогической работы по формированию произношения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Психологическая готовность молодых к браку

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Взаимосвязь агрессивности и тревожности у подростков

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1000 ₽
Готовая работа

Взаимосвязь тревожности и интеллекта подростков.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3300 ₽
Готовая работа

Психологические особенности профессионального самоопределения современной молодежи (на примере МОУ СОШ №1 Г. ПИТКЯРАНТА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Условия формирования познавательного интереса к математике детей старшего дошкольного возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Индивидуально-психологические факторы склонности подростков к девиантному поведению

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Консультирование специалистов строительного контроля по проблеме когнитивных эвристик (на примере строительной компании)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

ЧАСТЬ диплома: Тип детско-родительских отношений как условие становления самооценки ребенка старшего дошкольного возраста.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3300 ₽
Готовая работа

Взаимосвязь ценностных ориентаций с характером межличностных отношений у юношей и девушек

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3900 ₽