Работа выполнена хорошо и в срок
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Актуальность темы исследования. В современном мире всё большее значение приобретает информация: можно даже сказать, что мир зависит от информации. Многие политические и экономические процессы включают в себя информационный уровень, и его значение постепенно возрастает. Нередко кризисы возникают вследствие особого освещения событий в СМИ, формируемым этими СМИ общественным мнением.
В международной практике, во внешней политике для успешного выполнения задач необходимо ориентироваться на имидж страны. Многие факторы, его формирующие, изменяются со временем, и в значительной степени это актуально для нашей страны. В связи с новым этапом во внешней политике нашего государства, которая направлена на построение и укрепление внешнеэкономических связей, становится важным изучение эволюции внешнеполитического имиджа современной России. Формирование позитивного имиджа России в мире в условиях международной турбулентности и трансформации глобального порядка – одна из ключевых внешнеполитических задач страны. На высшем уровне этот вопрос был поднят еще в июле 2012 г. на cовещании послов Российской Федерации. В.В. Путин констатировал тогда, что «образ России за рубежом формируется не нами, поэтому он часто искажен и не отражает ни реальную ситуацию в нашей стране, ни ее вклад в мировую цивилизацию, науку, культуру, да и позиция нашей страны в международных делах сейчас освещается весьма однобоко».
Действительно, российский имидж за рубежом нуждается в серьезной корректировке. В последнее десятилетие он страдал и от остаточных фобий времен «холодной войны» («агрессивное диктаторское государство, традиционно угрожающее соседям»), и от новых образов (страна в состоянии распада, деградации и нищеты, управляемая некомпетентными чиновниками, обуреваемая планами «возрождения империи»). Часть этих образов была почерпнута из российских СМИ и в какой-то мере отражала реальность. Вместе с тем в имидже России сохранился ряд стереотипов, поддерживаемых некоторыми представителями западной элиты, профессионально специализирующимися на враждебности к России.
Целью данного исследования является изучение эволюции внешнеполитического имиджа современной России.
Задачи исследования вытекают из сформулированной цели и соответствуют структуре работы, что позволяет последовательно раскрыть изучаемую проблематику:
1. Определить понятийный аппарат имиджа страны в качестве научной категории;
2. Рассмотреть основные инструменты и технологии, способствующие процессу развития имиджа страны;
3. Изучить круг проблем препятствующих формированию имиджевой стратегии России;
4. Выявить роль государственных и общественных акторов в процессе эволюционирования имиджа России;
5. Охарактеризовать значение средств массовой информации в развитии имиджа страны;
6. Изучить PR-кампании посредствам, которых осуществляется продвижение России на международном уровне;
7. Оценить влияние имиджа политических лидеров в процессе формирования имиджа страны.
Объект исследования - внешнеполитический имидж России.
Предметом исследования служит процесс эволюции внешнеполитического имиджа современной России.
Степень изученности проблемы.
Следует отметить, что истоки формирования научного инструментария по проблематике исследования начинаются в направлении политической социологии. Это сравнительно новое направление имеет, однако, свою историю. Уже на рубеже XIX - XX столетий ряд учёных создавал труды в духе политической социологии, формируя контекст данного дискурса и определяя его важнейшие понятия и термины. У самых истоков стоят труды западных учёных, определивших направления развития политической социологии и психологии: Ф. Ницше (1885), 3. Фрейда (1989), К. Юнга (1991), Э. Фромма (1941), М. Вебера (1990), Г. Лассуэла (1947), Т. Адорно (1950) и др. Авторами закладываются основные понятия, связанные с проблемой внешнеполитического имиджа, к примеру, концепция формирования авторитарной личности и ее влияние на общественные массы.
Следует отметить всеобъемлющие работы и отечественных мыслителей: Н.К.Михайловского (1914), М.М. Ковалевского (1913), Н.С. Лосского, первые попытки осмысления предмета социальной психологии у Г. Тарда (1903). В этом же ряду стоят труды ученых, работавших до и после революции, таких, например, как М.Я. Острогорский (1915, 1930) . В этих трудах освещается роль и место личности в политических партиях, привносящих политико-мировоззренческие установки для формирования внешнеполитического имиджа.
С начала прошлого столетия вопросы формирования внешнеполитического имиджа страны стали интересовать и зарубежных исследователей, а одной из предпосылок к такому повышенному интересу стала «холодная война», начавшаяся в 1946 году. Так, именно в тот момент политические лидеры и исследователи всерьез начали анализировать отношения между противостоящими блоками, а также роли сложившихся имиджей государств в этих взаимоотношениях.
В этот период многие зарубежные ученые посвятили исследования имиджу Советского Союза. К данной тематике обратились такие ученые как: К. Боулдинг («The Image» ), С. Бурдис, Р. Катрис, а также Р. Уайт. Так, в своей работе американский экономист и социолог К. Боулдинг впервые рассмотрел понятие «имидж» в сфере общественных отношений и дал его характеристику. В условиях политического и идеологического противостояния, вплоть до развала СССР, имидж страны сводился к образу врага. Очевидно, что изучение данных работ помогает проследить истоки негативного отношения к России, а также выявить психологические причины устойчивости образа врага в западном сознании.
Сегодня проблема политического имиджа становится более актуальной, чем когда-либо. Междисциплинарный подход, набирающий популярность у западных исследователей, позволяет осмыслить разные аспекты такого явления как политический имидж. В этом смысле примечательна работа американского исследователя С. Ивена, который выдвинул гипотезу, о том, что реклама является основой современного стиля политической жизни, наметив также ключевые подходы к решению вопроса о соотношении коллективного и индивидуального политического стиля, а также их влияния на внешнеполитический имидж государства.
Определённый интерес представляют работы о механизмах пропаганды и рекламы, важнейших компонентах формирования внешнеполитического имиджа. В частности, наиболее разработан вопрос имиджа отдельных политических лидеров, актуальный в первую очередь в связи с выборным процессом. Здесь следует назвать работы О.И. Гордеевой, С. Голдмет, С.И. Васильцова, И.С. Смирновой. Более широкое обобщение исследований механизмов политической пропаганды мы находим в работе К.С. Гаджиева «Пропаганда и внушение» .
С определением имиджа страны тесно связано трактовки государственного бренда, или бренда страны. Понятие бренда страны в целом и его элементы рассматриваются в монографиях зарубежных исследователей А. Уиллер , М. Шеррингтона , М. Линдстрома , Ф. Котлера, Н. Кляйна , Д. Аакера , С. Анхольта. Среди российских специалистов особо подчеркнем вклад петербургского ученого С. Старова и практикующего специалиста в области брендинга А. Стася , которые наметили общетеоретические подходы к пониманию феномена государственного бренда, рассмотрели механизмы и технологии его формирования.
Следует отметить что, проблеме имиджа России посвящено довольно много работ, например, московского исследователя Э.А. Галумова , который довольно детально рассматривает эту проблему в ряде своих монографий, петербургского ученого, профессора СПбГУ Д. Гавры, а также представителей московской школы политологии В.Н. Ляпорова, А.А. Гравера. Имиджу России также посвящены работы доктора политических наук И.А. Василенко, американского исследователя Д. Бурстина . Вклад в изучение внешнеполитического имиджа России в медийном пространстве внесли петербургские ученые С.М. Виноградова и Г.С. Мельник, К. Худолей, Д. Болотов, Е. Трещенков.
Таким образом, целесообразно сделать вывод о том, что степени изученности исследуемой тематики носит весьма неравномерный охват всех основополагающих вопросов, также примечательно, что проблемы исследования внешнеполитического имиджа носят интегративный характер современного этапа научного познания.
Источниковую базу исследования составили документальные источники, а также материалы международных рейтингов стран и их брендов, аналитические отчеты международных организаций, выступления политических лидеров, политических обозревателей и экспертов.
Для исследования содержания имиджевой политики России, эволюции ее целей и механизмов осуществления мы использовали документальные источники, содержащие стратегию формирования внешнеполитического имиджа России: концепция внешней политики Российской Федерации (1993; 2003; 2008; 2013), в которой изложены основные положения, систематизирующие взгляды на базовые принципы, цели и задачи, а также приоритетные направления, внешнеполитической деятельности. Мы обращались к концепции внешней культурной политики России, отражающей культурное развитие российского сообщества (2000; 2010 гг.). В концепции информационной политики России (в редакции 1998 г.) закреплены основы по дальнейшему развитию информационного пространства и обеспечения его безопасности.
Важнейшим источником, необходимым для осуществления анализа эволюции имиджа России, послужили данные международных рейтингов стран, (рейтинги экономики, рейтинги уровня жизни, рейтинги уровня процветания, рейтинги военной мощи, общие рейтинги стран), в том числе, материалы рейтингов брендов стран. В частности, автор использовал данные наиболее авторитетных рейтингов брендов государств составляемые агентствами «BrandFinance» , которое проводит глобальные исследования и сопровождающий их рейтинг стран мира по показателю стоимости национальных брендов, в частности, в рамках исследования использовались материалы по рейтингу 100 национальных брендов.
По данным агентства, специализирующегося на глобальным исследовании брендов стран, «FutureBrand», в работе исследован рейтинг по индексам брендов стран.
Также в работе рассмотрены данные ежегодного рейтинга национального индекса брендов. Анализ данных рейтингов позволил нам проследить изменение позиций бренда и имиджа России в рамках исследуемого периода. Также в качестве источников использовались результаты официальных отчётов иностранных политических обозревателей, международных организаций и т.д., что отражает отношение зарубежного общественного мнения к имиджу России.
К категории прочих источников следует отнести: заявления политических лидеров, имеющих отношение к формированию имиджа страны (к примеру, выступление В. Путина на совещании послов в 2004 г.; выступление Д. Медведева на совещании представителей Россотрудничества в 2012 г.), материалы СМИ, позволяющие проанализировать имидж России, материалы PR и имиджевых кампаний.
Теоретическая база исследования формировалась на основе научной литературы, в частности, использовались труды российских специалистов в области имиджелогии, связей с общественностью и политического брендинга Г.Г. Почепцова, Д.В. Ольшанского, А.Ф.Панасюк, И. Пригожина и И. Стенгерс, М.С. Ельчанинова, Т.В. Карадже и многих других.
Среди работ, посвященных непосредственному анализу имиджа России, следует обозначить исследования С. Кобзевой и А. Коротаева , С.Е. Икрянникова , И.Д. Комалиной, и многих других.
На основании анализа этих научных трудов нами были проработаны сюжеты, связанные с проблематикой формирования имиджевой стратегии России, а также вопросы современного развития имиджа России.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1991 года по 2014год. Так как предметом изучения является образ современной России, а её политический курс и соответственно отношение к нему сильно изменились на рубеже веков, непосредственный интерес представляет восприятие России после 2000 года.
Основными методами исследования, используемыми в работе, стали методы анализа и синтеза, применявшиеся при определении факторов и составляющих элементов имиджевой политики государства, абстрагирования и обобщения для осмысления понятий имиджа, применения понятия имиджа в отношении стран, политических, культурных и экономических аспектов имиджа страны. Также следует отметить применение так называемого историко-генетического метода, используемого в процессе анализа изменений принципов оценки имиджа страны.
Научная новизна работы заключается в том, что в настоящем исследовании предпринимается попытка анализа политического имиджа России, особенно актуальная в связи с недавними событиями, сильно изменившими позиционирование России на мировой политической арене и ответную реакцию.
Научно-практическое значение работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы административными учреждениями, бизнес-сообществами и брендинговыми и имиджевыми агентствами при планировании и реализации городских брендинговых кампаний, а также представителями научного и экспертного сообщества при проведении дальнейших исследований в области территориального брендинга.
Структура работы построена исходя из поставленных задач диссертационного исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы и приложений. В первой главе проводится анализ общих теоретических подходов к проблеме формирования имиджа страны. Вторая глава посвящена анализу факторов и составляющих элементов имиджевой политики государства. Третья глава рассматривает развитие имиджа современной Российской Федерации.
Введение 2
Глава I. Теоретические подходы к проблеме формирования имиджа страны 10
1.1. Имидж страны как научная категория 10
1.2. Инструменты и технологии формирования имиджа стран 17
Глава II. Факторы и составляющие элементы имиджевой политики России 24
2.1. Проблемы формирования имиджевой стратегии России 24
2.2 Роль государственных акторов в формировании имиджа России 38
2.3 Средства массовой информации и их значение в развитии имиджа России 45
2.4 Роль общественных акторов для имиджа России 55
Глава III. Развитие имиджа современной Российской Федерации 60
3.1 PR-кампании по продвижению России на международном уровне 60
3.2 Влияние имиджа политического лидера на формирование имиджа России 69
Заключение 85
Список использованных источников и литературы 88
Приложения 96
Подводя итоги проделанной работе, следует сделать выводы о том, что имидж страны характеризуется совокупностью общих представлений (состоящей из набора убеждений и ощущений), складывающихся у зарубежных граждан от страны в целом. Вместе с тем, представление об имидже включает в себя рациональную, или логическую составляющую, основанную на внутренней убежденности, и эмоционально-образную, базирующуюся на чувствах.
В качестве инструментов формирования имиджа может выступать все, что способно оказывать воздействие на ее внутреннюю и внешнюю аудиторию, а технологии выступают процессом поэтапного создания имиджа страны.
Несмотря на довольно обширный перечень существующих инструментов по формированию внешнеполитического имиджа современной России, в настоящее время возник ряд значимых проблем, препятствующих достижению целей имиджевой стратегии России, так основная проблема обусловлена недавним воссоединением Крыма с Россией и нарастающим конфликтом на юго-востоке Украины, которые породили новую волну информационной войны Запада против нашей страны, а оценки России стали откровенно агрессивными.
При формировании имиджа России необходимо подчеркнуть особую роль государственных акторов, к примеру, деятельность МИД России, который является одним из основных акторов формирования имиджа государства за рубежом. Процесс формирования положительного имиджа и высокого международного престижа нашей страны требует существенных усилий, в том числе и посредством подключения к этому процессу общественных акторов, способных оказывать существенное влияние на идеологию общественности.
Роль СМИ заключается в том, что они выступают ключевым фактором в международных отношениях, освещая самые важные события, которые происходят во всем мире, формируя в сознании общественности мнения о различных процессах. В настоящий момент средства массовой информации являются наиболее действенным инструментом, способствующим формированию имиджа государства.
Имидж России на международной арене носит противоречивый характер. Причиной этому служит ряд факторов. Во-первых, российское государство до сих пор ощущает на себе влияние советского прошлого. Во-вторых, существующая внешняя коммуникационная политика государства, а также различные попытки коррекции текущего имиджа не имеют комплексного подхода, единого концептуального, идейного ядра, вокруг которого бы можно было выстроить сильную и эффективную имиджевую политику.
Поскольку Россия обладает рядом конкурентных преимуществ, опираясь на которые возможно скорректировать текущий имидж в положительную сторону. Но для этого необходимо учесть следующее: внутренний имидж России напрямую влияет на внешний. Поэтому реальное решение социальных проблем и действия, направленные на повышение уровня жизни в России, поспособствуют не только улучшению имиджа России внутри страны, но и его коррекции на международной арене. Применение PR-технологий при освещении подобной деятельности государства даст максимальный эффект. Качественным ресурсом для России может стать выставочная деятельность, космический туризм, развитие оборонного комплекса.
Помимо того, было установлено, что имидж действующего политического лидера России В.В. Путина повлиял на имидж России, закрепив в сознании мировой общественности суждение о том, что наша страна обладает собственным мнением на происходящие мировые события и не подвластна давлению извне, а также у нее имеется достаточный потенциал для собственного развития. Тем самым с приходом к власти В.В. Пунина международные обозреватели стали считаться с величием нашего государства, оценив силу духа и твердость отстаиваемых позиций нынешнего политического лидера.
Тем самым, анализ эволюции внешнеполитического имиджа современной России за период 1991-2014 гг. показал, что России так и не удалось сформировать конкурентную имиджевую стратегию. До 1991года страна была под «железным занавесом», а после распада СССР, когда появилось наше государство в его новом виде и состоянии, которое претерпевало политический и экономический кризис, поэтому на мировой арене, в силу утраты доверия имидж России характеризовался как негативный, повсеместно бытовало суждение о том, что в страна находится в состоянии разрухи.
В 2000-х, когда стали впервые на государственном уровне говорить о необходимости формирования положительного имиджа и предпринимать первые шаги в этом направлении, Россия постепенно обретала позитивный имидж, о чем свидетельствуют рейтинги того периода.
Однако на сегодняшний момент отношение к России снова ухудшилось на что значительно повлияла геополитическая обстановка на мировой арене, так периодически в новостных лентах со ссылкой на данные международных опросов проходят сообщения о том, что к России в мире стали значительно хуже относиться, что, по мнению населения разных стран, международное влияние нашей страны снижается и ее авторитет падает, а напряженность возрастает.
Американские социологические службы констатируют тот факт, что отношение к России в 2014 году существенно ухудшилось и ситуация принимает «драматический» характер, при этом наиболее существенные сдвиги в сторону негативного отношения наблюдаются в Европе и США.
1. Источники:
1.1. Документы:
1. Концепция внешней политики Российской Федерации 1993 г. Внешняя политика и безопасность современной России. 1991–2002. Хрестоматия в четырех томах / ред.-сост. Т.А. Шаклеина. Т. IV. Исследования. М.: МГИМО (У) МИД России, Российская ассоциация международных исследований, АНО «ИНО-Центр», 2002. C. 19–51.
2. Концепция внешней политики Российской Федерации 2000 г. Внешняя политика и безопасность современной России. 1991–2002. Хрестоматия в четырех томах. М.: МГИМО (У) МИД России, Российская ассоциация международных исследований, АНО «ИНО-Центр», 2002. C. 109–122.
3. Концепция внешней политики Российской Федерации , 12 июля 2008 г. N Пр-1440. URL: http://base.garant.ru/12173145/#ixzz3XmPywuyC; Концепция внешней политики Российской Федерации, 12 февраля 2013 года. URL: http: //mid.ru/brp_4nsf/D/6D84DDEDEDBF7DA644257B160051BF7F
4. Концепция внешней политики Российской Федерации, 12 февраля 2013 года. [Электронный ресурс]. URL: http: //mid.ru/brp_4nsf/D/6D84DDEDEDBF7DA644257B160051BF7F
5. Концепция Государственной информационной политики Российской Федерации, 21 декабря 1998 года. [Электронный ресурс]. URL: http: //garant.ru/products/ipo/prime/doc
6. Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества. Приложение № 1 к Концепции внешней политики Российской Федерации от 18 декабря 2010 г. Министерство иностранных дел Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.mid.ru/ns-psmak.nsf/processQueryBl?OpenAgent
7. Тезисы «Внешняя культурная политика России» - 2000 год. //Дипломатический вестник. 2000, № 4. С. 76 – 84.
1.2. Тексты выступлений политических лидеров:
1. Выступление В.В. Путина на совещании послов и постоянных представителей в МИД, 2004 г. [Электронный ресурс]. URL: http://trueinform.ru/modules.php?file=article&name=Video&sid=60301;
2. Выступление Д.А. Медведева на совещание руководителей представительств Россотрудничества за рубежом 3 сентября 2012 г. Официальный сайт Правительства РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/stens/20531
1.3. Материалы рейтингов:
1. Рейтинг 100 национальных брендов. Центр гуманитарных технологий. 27.08. 2012 [Электронный ресурс]. URL: http: //gtmarket/ru/news/2012/09/03/4947
2. Рейтинг 100 национальных брендов. Гуманитарная энциклопедия. Центр гуманитарных технологий. 27 августа 2012 [Электронный ресурс]. URL: http: //gtmarket/ru/news/2012/09/03/4947, последняя редакция: 07.07. 2014
3. Рейтинг стран мира по количеству олимпийских медалей. [Электронный ресурс]. URL: http. www.aneki.com/olympic.html
4. BrandFinance Nation Brands 2013; 2014. Flying the Flag: Discover the Most Valuable Nations Brands of 2013 // BrandFinance: Bridging the Gap between Marketing and Finance. URL: http://issuu.com/brandfinance/docs/brand_finance_nation_brands_2013
5. FutureBrand. Country Brand Index 2012-13, 2014 URL: http://www.futurebrand.com/images/uploads/studies/cbi/CBI_2012-Final.pdf
6. Nation Brand Index 2013, 2014: Latest Findings/ URL: http://www.gfk.com/news-and-events/press-room/press-releases/pages/nation-brand-index-2013-latest-findings.aspx
7. The IMD World Competitiveness Yearbook 2015: [Электронный ресурс]. URL: http://gtmarket.ru/news/2015/05/31/4423
8. The Legatum Prosperity Index — комбинированный показатель, который измеряет достижения стран мира с точки зрения их благополучия и процветания. Цель исследования — изучение общественного благополучия и его развитие в глобальном масштабе. [Электронный ресурс]. URL: http://www.prosperity.com/
9. World Competitiveness. World Economic Forum. [Электронный ресурс]. URL: http://www.weforum.org/issues/globalcompetitiveness
1.4. Материалы социологических исследований, опросов:
1. Социологический опрос: Как вы относитесь к политическому курсу России. Институт глобальных трансформаций. [Электронный ресурс]. URL: www.i-g-t.org/2012/04/05.
2. Исследование образа России по мнению ее населения на сайте Фонда общественного мнения [Электронный ресурс]. URL: http://fom.ru/Mir/10771
3. Основные социально-экономические показатели. Институт комплексных стратегических исследований. [Электронный ресурс]. URL: http://icss.ac.ru/macro/
4. РБК-рейтинг: Репутация России от 23.09.2013. [Электронный ресурс]. URL: http://rating.rbc.ru/article.shtml?2013/09/23/34029582
5. Результаты глобального исследования конкурентоспособности стран мира 2014 года, опубликованные ведущим в Европе Институтом менеджмента (Institute of Management Development, IMD), базирующимся в Лозанне (Швейцария) [Электронный ресурс]. URL: http://www.euroosvita.net/index.php/?category=1&id=3264
6. Российский бизнес за рубежом. Исследование агентства «The Intellegence Unit» - 2014. [Электронный ресурс]. URL: http://www.intelros.ru/reports/16882-russkiy-biznes-za-rubezhom-issledovanie-economist-intelligence-unit-2014.html
2. Литература:
2.1.Монографии, книги:
3. Баранов Н.А. Политические отношения и политический процесс в современной России. В 3-х ч. - СПб: БГТУ, 2004.
4. Баранов Н.А.: Популизм как политическая деятельность. - СПб: Изд-во СЗАГС, 2002.
5. Бурстин Д. Американцы: колониальный опыт. - М.: Прогресс,1993.
6. Вебер М. Избранные произведения. - М., 1990.
7. Гавра Д. П. Имидж территориальных субъектов в современном ин- формационном пространстве / Под ред. Д. П. Гавра, Ю. В. Таранова. — СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций, 2013.
8. Гаджиев К.С. Пропаганда и внушение. - М., 1989.
9. Дмитриев А.В. Неформальная политическая коммуникация. – М., 1997.
10. Егорова-Гантман Е.В., Плешаков К.В., Политическая реклама. - М., 1999.
11. Ельчанинов М.С. Социальная синергетика и катастрофы России в эпоху модерна. - М.: Комкнига, 2009.
12. Заславская Т.И. Современное российское общество: Социальный механизм трансформации. - М.: Дело, 2004.
13. Ивен С. Все имиджи потребления: Политика Стиля в современной культуре. - Н.Й., 1988.
14. Имиджевая стратегия России в контексте мирового опыта. /Под ред. И.А.Василенко. - М.: Международные отношения. 2013.
15. Ковалевский М.М. Сочинения в двух томах. Т. I. - СПб.: Издательство «Алетейя», 1997.
16. Комлева Н. А., Саймонс Г., Стровский Д. Л. Идеологическая мощь геополитического актора: сущность, структура, российская практика. - М., 2011.
17. Коплан С. Революция информационного пространства. /Пер. на рус. - СПб, 2013.
18. Котлер Ф., Асплунд К., Рейн И., Хайдер Д. Маркетинг мест. - СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005.
19. Крыштановская О. Анатомия российской элиты. - М., 2005.
20. Мелешкина Е.Ю. Политический процесс: основные аспекты и способы анализа. - М.: Весь мир, 2001.
21. Мелиховский В.М. Социальный маркетинг. – Ярославль, 2009.
22. Михайловский, Н.К. Полное собрание сочинений. В 8 т. - СПб., 1914 (изд-е 2013 – Т1.);
23. Мухаев Р.Т. Теория политики. - М., 2005.
24. Национальная идея России. Программа действий (постановка задачи) / Под ред. С.С Сулакшина.- М., 2009.
25. Ницше Ф. Полное собрание сочинений: В 13 томах: Т. 12: Черновики и наброски, 1885—1887 гг. — М.: Культурная революция, 2005.
26. Острогорский М.Я. Демократия и политические партии. Т. 2. - М., 1930.
27. Почепцов А.Г. PR в политике [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.library.cjes.ru/online/?a=con&z_id=330& c_id=2169 (дата обращения 12.03.2015)
28. Почепцов Г.Г. Имиджелогия: Теория и практика. - Киев: СП. Адеф-Украина, 1998.
29. Почепцов Г.Г. Имиджеология. - Киев: Ваклер, 2002.
30. Пригожин И. Порядок из хаоса. - М.: Прогресс, 2010
31. Рожков И.Я., Кисмерешкин В.Г., Имидж России. Ресурсы. Опыт. Приоритеты. - М.: РИПОЛ классик, 2008.
32. Ролз Дж. Теория справедливости. - Новосибирск, 1995.
33. Сарухани Б. Социология информации. - Тегеран, 2008.
34. Современная Россия и мир: альтернативы развития (роль политических лидеров в формировании имиджа страны и региона): материалы международной научно-практической конференции / Под ред. Ю.Г. Чернышова – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2009.
35. Тухватуллин Р.М. Влияние общественного мнения на ценностные ориентации личности в сфере национального развития и международных отношений. – Уфа, 1997.
36. Феофанов О.А. Реклама. Новые технологии в России. - СПб.: ПИТЕР, 2000.
37. Фрейд 3. Психология бессознательного. — М.: Просвещение.1989.
38. Фромм Э. Бегство от свободы. - М.1990.
39. Юнг К.-Г. Психология бессознательного. — М., 1994.
40. Adorno T.W., Frenkel-Brunswik E., Levinson D.J., Sanford R.N. The Authoritarian Personality. - N. Y.: Harper & Row. 1950.
41. Boorstin D. Image or what happened to the American Dream. - N.Y., 1961.
42. Lasswel G., Smith B.L., Casey R.D. Propaganda, communication and public order. - Princetone, 1947.
2.2. Справочно-информационные издания:
1. Image //Cambridge Academic Content Dictionary URL: http://dictionary.cambridge.org/ru
2. Imago // Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь. Изд. 2-е, переработ. и дополн. - М.: «Русский язык», 1976. С. 490.
2.3. Авторефераты диссертаций:
1. Галумов Э.А. Международный имидж современной России (политологический анализ). Автореф. дисс. на соиск. уч.степ. д.полит.наук. -М., 2004
2. Горбаткин Д. А. Имидж организации: структура, механизмы функционирования, подходы к формированию. Автореф. дисс. на соиск. уч.степ. к. психол. н. – М, 2002.Ляпоров В.Н. Формирование бренд-политики в современной России. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. к.полит.н. -М., 2008.
3. Добрикова А.А. Имидж региона в социокультурной коммуникации. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. к. культуролог. н. -Челябинск. 2012.
4. Паршина Е.В. Роль и место публичной дипломатии в формировании имиджа государства (политологический анализ на опыте США и СССР/РФ). Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. к.полит.н.- М., 2006.
2.4.Статьи:
1. Белоусов К. И., Зелянская Н.Л. Образ мира политика (по данным частотного анализа лексики) // Политическая лингвистика. 2012. №2. С. 60–65.
2. Белоусов К., Зелянская Н. Путин как миф. [Электронный ресурс]. URL: http://poleznosti.ru/sur/people/putin/?print=1.
3. Бляхер Л.Е., Огурцова Т.Л. Приключения легитимности власти в России, или воссоздание презумпции виновности // Полис. 2006. №3. С. 17-19.
4. В.В.Путин, находящийся с рабочей поездкой в Сибирском федеральном округе, совершил спуск на глубоководном аппарате «Мир» на дно озера Байкал. [Электронный ресурс]. URL: premier.gov.ru
5. Василенко И.А. Имиджевая стратегия современной России: [Электронный ресурс]. URL: http://www.perspektivy.info/rus/ekob/imidzhevaja_strategija_sovremennoj_rossii_2014-06-23.htm
6. Гессен М. Диктатор // Нью-Йорк Таймс по-русски. 2012. 21 мая.
7. Кирилюк О.Н.Имидж России и влияние на него политических лидеров. // КоммерсантЪ. 2012. 15 ноября. С.7.
8. Кононенко В.А. Создать образ России? //Россия в глобальной политике. 2006. № 2, март – апрель.
9. Косачев К. О роли СМИ в формировании имиджа государства и развитии межкультурного диалога foreignaffairs.com/author/michael-mcfaul [Электронный ресурс]. blog.rs.gov.ru/node/47. 16.05.2013
10. Косачев К.И. О роли СМИ в формировании имиджа государства и развитии межкультурного диалога: [Электронный ресурс]. URL: http://blog.rs.gov.ru/node/47
11. Левинтов А. Современные политические технологии в России [Электронный ресурс]. URL: http://www.vestnik.com/issues/ 98/0414/win/levin.htm.
12. Ливрик Э.Г. Социологическая теория и политические практики Т.Г. Масарика // Социс. 1999. №5. С.31.
13. Магун В.С., Руднев М.Г. Базовые ценности россиян в европейском контексте // Общественные науки и современность. 2010. № 3. С.4.
14. Милибэнд Д.: «Владимир Путин является «Безжалостным диктатором» пер. с анг. // Хаффингтон Пост. 2012. 4 March.
15. Моисеева В. Негативный имидж России как главное препятствие ее развитию // Независимая газета. 2013. 8 октября. С. 8-10.
16. Организаторы сафари для Путина объяснились по поводу «подставы с тигром»: «Кому-то что-то показалось» [Электронный ресурс]. URL: newsru.com;
17. Осборн Э. Опасения Владимира Путина превратят Россию в прямую диктатуру пер.с анг. // Дейли Телеграф. 2011. 25 Сентября.
18. Пивоваров Ю.С. Русская власть и публичная политика // Полис. 2006. №1. С.4.
19. Полгуева Е. «Ангел Ада Абаддон» // Советская Россия. 2010. 27 июля. С.17-18.
20. После Крыма: образы меняются вслед за реальностью// Русский век. 2011. № 12. С. 6–7.
21. Премьер-гонка: Владимир Путин протестировал болид «Формулы-1»// Российская газета. 2012. 17 марта. [Электронный ресурс]. URL: Rg.ru.
22. Тигрица Путина «жива». [Электронный ресурс]. //Московский комсомолец. №7 март 2012, URL: MK.ru;
23. Урнов, М. Ю. Россия: виртуальные и реальные политические перспективы [Текст] : препринт WP14/2014/03 / М. Ю. Урнов ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. – 52 с.
24. Хабаровские охотоведы подтвердили: Путину тигрицу подложили из зоопарка. [Электронный ресурс]. URL: Hab.mk.ru
25. Худолей К.К., Болотов Д.А., Трещенков Е.А., Седов А.Р, Максимова Д. Л. Россия в информационном поле зарубежных СМИ и Интернет в 2012 г.: модели восприятия и механизмы их формирования от 26.06.2012. –М. С.21-23.
26. Anholt S. Public diplomacy and place branding: Where’s the link? //Place branding, 2005. Vol.2. P. 271-283.
27. Avgerinos K.P. Russia’s Public Diplomacy Effort: What the Kremlin is Doing and Why It’s Not Working // Journal of Public and International Affairs. Spring. 2009. Vol. 20. blog.rs.gov.ru/node/47.
28. McFaul M/ Current history, USA. 2005. Oct.6. [Электронный ресурс]. URL: http://www.
29. Информационное агентство ОС информ: Т.Г. Роль СМИ во внешней политике и формировании образа государства в международном массовом сознании: [Электронный ресурс]. URL: http://osinform.ru/29676-rol-smi-vo-vneshney-politike-i-formirovanii-obraza-gosudarstva-v-mezhdunarodnom-massovom-soznanii.html
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Актуальность темы исследования. В современном мире всё большее значение приобретает информация: можно даже сказать, что мир зависит от информации. Многие политические и экономические процессы включают в себя информационный уровень, и его значение постепенно возрастает. Нередко кризисы возникают вследствие особого освещения событий в СМИ, формируемым этими СМИ общественным мнением.
В международной практике, во внешней политике для успешного выполнения задач необходимо ориентироваться на имидж страны. Многие факторы, его формирующие, изменяются со временем, и в значительной степени это актуально для нашей страны. В связи с новым этапом во внешней политике нашего государства, которая направлена на построение и укрепление внешнеэкономических связей, становится важным изучение эволюции внешнеполитического имиджа современной России. Формирование позитивного имиджа России в мире в условиях международной турбулентности и трансформации глобального порядка – одна из ключевых внешнеполитических задач страны. На высшем уровне этот вопрос был поднят еще в июле 2012 г. на cовещании послов Российской Федерации. В.В. Путин констатировал тогда, что «образ России за рубежом формируется не нами, поэтому он часто искажен и не отражает ни реальную ситуацию в нашей стране, ни ее вклад в мировую цивилизацию, науку, культуру, да и позиция нашей страны в международных делах сейчас освещается весьма однобоко».
Действительно, российский имидж за рубежом нуждается в серьезной корректировке. В последнее десятилетие он страдал и от остаточных фобий времен «холодной войны» («агрессивное диктаторское государство, традиционно угрожающее соседям»), и от новых образов (страна в состоянии распада, деградации и нищеты, управляемая некомпетентными чиновниками, обуреваемая планами «возрождения империи»). Часть этих образов была почерпнута из российских СМИ и в какой-то мере отражала реальность. Вместе с тем в имидже России сохранился ряд стереотипов, поддерживаемых некоторыми представителями западной элиты, профессионально специализирующимися на враждебности к России.
Целью данного исследования является изучение эволюции внешнеполитического имиджа современной России.
Задачи исследования вытекают из сформулированной цели и соответствуют структуре работы, что позволяет последовательно раскрыть изучаемую проблематику:
1. Определить понятийный аппарат имиджа страны в качестве научной категории;
2. Рассмотреть основные инструменты и технологии, способствующие процессу развития имиджа страны;
3. Изучить круг проблем препятствующих формированию имиджевой стратегии России;
4. Выявить роль государственных и общественных акторов в процессе эволюционирования имиджа России;
5. Охарактеризовать значение средств массовой информации в развитии имиджа страны;
6. Изучить PR-кампании посредствам, которых осуществляется продвижение России на международном уровне;
7. Оценить влияние имиджа политических лидеров в процессе формирования имиджа страны.
Объект исследования - внешнеполитический имидж России.
Предметом исследования служит процесс эволюции внешнеполитического имиджа современной России.
Степень изученности проблемы.
Следует отметить, что истоки формирования научного инструментария по проблематике исследования начинаются в направлении политической социологии. Это сравнительно новое направление имеет, однако, свою историю. Уже на рубеже XIX - XX столетий ряд учёных создавал труды в духе политической социологии, формируя контекст данного дискурса и определяя его важнейшие понятия и термины. У самых истоков стоят труды западных учёных, определивших направления развития политической социологии и психологии: Ф. Ницше (1885), 3. Фрейда (1989), К. Юнга (1991), Э. Фромма (1941), М. Вебера (1990), Г. Лассуэла (1947), Т. Адорно (1950) и др. Авторами закладываются основные понятия, связанные с проблемой внешнеполитического имиджа, к примеру, концепция формирования авторитарной личности и ее влияние на общественные массы.
Следует отметить всеобъемлющие работы и отечественных мыслителей: Н.К.Михайловского (1914), М.М. Ковалевского (1913), Н.С. Лосского, первые попытки осмысления предмета социальной психологии у Г. Тарда (1903). В этом же ряду стоят труды ученых, работавших до и после революции, таких, например, как М.Я. Острогорский (1915, 1930) . В этих трудах освещается роль и место личности в политических партиях, привносящих политико-мировоззренческие установки для формирования внешнеполитического имиджа.
С начала прошлого столетия вопросы формирования внешнеполитического имиджа страны стали интересовать и зарубежных исследователей, а одной из предпосылок к такому повышенному интересу стала «холодная война», начавшаяся в 1946 году. Так, именно в тот момент политические лидеры и исследователи всерьез начали анализировать отношения между противостоящими блоками, а также роли сложившихся имиджей государств в этих взаимоотношениях.
В этот период многие зарубежные ученые посвятили исследования имиджу Советского Союза. К данной тематике обратились такие ученые как: К. Боулдинг («The Image» ), С. Бурдис, Р. Катрис, а также Р. Уайт. Так, в своей работе американский экономист и социолог К. Боулдинг впервые рассмотрел понятие «имидж» в сфере общественных отношений и дал его характеристику. В условиях политического и идеологического противостояния, вплоть до развала СССР, имидж страны сводился к образу врага. Очевидно, что изучение данных работ помогает проследить истоки негативного отношения к России, а также выявить психологические причины устойчивости образа врага в западном сознании.
Сегодня проблема политического имиджа становится более актуальной, чем когда-либо. Междисциплинарный подход, набирающий популярность у западных исследователей, позволяет осмыслить разные аспекты такого явления как политический имидж. В этом смысле примечательна работа американского исследователя С. Ивена, который выдвинул гипотезу, о том, что реклама является основой современного стиля политической жизни, наметив также ключевые подходы к решению вопроса о соотношении коллективного и индивидуального политического стиля, а также их влияния на внешнеполитический имидж государства.
Определённый интерес представляют работы о механизмах пропаганды и рекламы, важнейших компонентах формирования внешнеполитического имиджа. В частности, наиболее разработан вопрос имиджа отдельных политических лидеров, актуальный в первую очередь в связи с выборным процессом. Здесь следует назвать работы О.И. Гордеевой, С. Голдмет, С.И. Васильцова, И.С. Смирновой. Более широкое обобщение исследований механизмов политической пропаганды мы находим в работе К.С. Гаджиева «Пропаганда и внушение» .
С определением имиджа страны тесно связано трактовки государственного бренда, или бренда страны. Понятие бренда страны в целом и его элементы рассматриваются в монографиях зарубежных исследователей А. Уиллер , М. Шеррингтона , М. Линдстрома , Ф. Котлера, Н. Кляйна , Д. Аакера , С. Анхольта. Среди российских специалистов особо подчеркнем вклад петербургского ученого С. Старова и практикующего специалиста в области брендинга А. Стася , которые наметили общетеоретические подходы к пониманию феномена государственного бренда, рассмотрели механизмы и технологии его формирования.
Следует отметить что, проблеме имиджа России посвящено довольно много работ, например, московского исследователя Э.А. Галумова , который довольно детально рассматривает эту проблему в ряде своих монографий, петербургского ученого, профессора СПбГУ Д. Гавры, а также представителей московской школы политологии В.Н. Ляпорова, А.А. Гравера. Имиджу России также посвящены работы доктора политических наук И.А. Василенко, американского исследователя Д. Бурстина . Вклад в изучение внешнеполитического имиджа России в медийном пространстве внесли петербургские ученые С.М. Виноградова и Г.С. Мельник, К. Худолей, Д. Болотов, Е. Трещенков.
Таким образом, целесообразно сделать вывод о том, что степени изученности исследуемой тематики носит весьма неравномерный охват всех основополагающих вопросов, также примечательно, что проблемы исследования внешнеполитического имиджа носят интегративный характер современного этапа научного познания.
Источниковую базу исследования составили документальные источники, а также материалы международных рейтингов стран и их брендов, аналитические отчеты международных организаций, выступления политических лидеров, политических обозревателей и экспертов.
Для исследования содержания имиджевой политики России, эволюции ее целей и механизмов осуществления мы использовали документальные источники, содержащие стратегию формирования внешнеполитического имиджа России: концепция внешней политики Российской Федерации (1993; 2003; 2008; 2013), в которой изложены основные положения, систематизирующие взгляды на базовые принципы, цели и задачи, а также приоритетные направления, внешнеполитической деятельности. Мы обращались к концепции внешней культурной политики России, отражающей культурное развитие российского сообщества (2000; 2010 гг.). В концепции информационной политики России (в редакции 1998 г.) закреплены основы по дальнейшему развитию информационного пространства и обеспечения его безопасности.
Важнейшим источником, необходимым для осуществления анализа эволюции имиджа России, послужили данные международных рейтингов стран, (рейтинги экономики, рейтинги уровня жизни, рейтинги уровня процветания, рейтинги военной мощи, общие рейтинги стран), в том числе, материалы рейтингов брендов стран. В частности, автор использовал данные наиболее авторитетных рейтингов брендов государств составляемые агентствами «BrandFinance» , которое проводит глобальные исследования и сопровождающий их рейтинг стран мира по показателю стоимости национальных брендов, в частности, в рамках исследования использовались материалы по рейтингу 100 национальных брендов.
По данным агентства, специализирующегося на глобальным исследовании брендов стран, «FutureBrand», в работе исследован рейтинг по индексам брендов стран.
Также в работе рассмотрены данные ежегодного рейтинга национального индекса брендов. Анализ данных рейтингов позволил нам проследить изменение позиций бренда и имиджа России в рамках исследуемого периода. Также в качестве источников использовались результаты официальных отчётов иностранных политических обозревателей, международных организаций и т.д., что отражает отношение зарубежного общественного мнения к имиджу России.
К категории прочих источников следует отнести: заявления политических лидеров, имеющих отношение к формированию имиджа страны (к примеру, выступление В. Путина на совещании послов в 2004 г.; выступление Д. Медведева на совещании представителей Россотрудничества в 2012 г.), материалы СМИ, позволяющие проанализировать имидж России, материалы PR и имиджевых кампаний.
Теоретическая база исследования формировалась на основе научной литературы, в частности, использовались труды российских специалистов в области имиджелогии, связей с общественностью и политического брендинга Г.Г. Почепцова, Д.В. Ольшанского, А.Ф.Панасюк, И. Пригожина и И. Стенгерс, М.С. Ельчанинова, Т.В. Карадже и многих других.
Среди работ, посвященных непосредственному анализу имиджа России, следует обозначить исследования С. Кобзевой и А. Коротаева , С.Е. Икрянникова , И.Д. Комалиной, и многих других.
На основании анализа этих научных трудов нами были проработаны сюжеты, связанные с проблематикой формирования имиджевой стратегии России, а также вопросы современного развития имиджа России.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1991 года по 2014год. Так как предметом изучения является образ современной России, а её политический курс и соответственно отношение к нему сильно изменились на рубеже веков, непосредственный интерес представляет восприятие России после 2000 года.
Основными методами исследования, используемыми в работе, стали методы анализа и синтеза, применявшиеся при определении факторов и составляющих элементов имиджевой политики государства, абстрагирования и обобщения для осмысления понятий имиджа, применения понятия имиджа в отношении стран, политических, культурных и экономических аспектов имиджа страны. Также следует отметить применение так называемого историко-генетического метода, используемого в процессе анализа изменений принципов оценки имиджа страны.
Научная новизна работы заключается в том, что в настоящем исследовании предпринимается попытка анализа политического имиджа России, особенно актуальная в связи с недавними событиями, сильно изменившими позиционирование России на мировой политической арене и ответную реакцию.
Научно-практическое значение работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы административными учреждениями, бизнес-сообществами и брендинговыми и имиджевыми агентствами при планировании и реализации городских брендинговых кампаний, а также представителями научного и экспертного сообщества при проведении дальнейших исследований в области территориального брендинга.
Структура работы построена исходя из поставленных задач диссертационного исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы и приложений. В первой главе проводится анализ общих теоретических подходов к проблеме формирования имиджа страны. Вторая глава посвящена анализу факторов и составляющих элементов имиджевой политики государства. Третья глава рассматривает развитие имиджа современной Российской Федерации.
Введение 2
Глава I. Теоретические подходы к проблеме формирования имиджа страны 10
1.1. Имидж страны как научная категория 10
1.2. Инструменты и технологии формирования имиджа стран 17
Глава II. Факторы и составляющие элементы имиджевой политики России 24
2.1. Проблемы формирования имиджевой стратегии России 24
2.2 Роль государственных акторов в формировании имиджа России 38
2.3 Средства массовой информации и их значение в развитии имиджа России 45
2.4 Роль общественных акторов для имиджа России 55
Глава III. Развитие имиджа современной Российской Федерации 60
3.1 PR-кампании по продвижению России на международном уровне 60
3.2 Влияние имиджа политического лидера на формирование имиджа России 69
Заключение 85
Список использованных источников и литературы 88
Приложения 96
Подводя итоги проделанной работе, следует сделать выводы о том, что имидж страны характеризуется совокупностью общих представлений (состоящей из набора убеждений и ощущений), складывающихся у зарубежных граждан от страны в целом. Вместе с тем, представление об имидже включает в себя рациональную, или логическую составляющую, основанную на внутренней убежденности, и эмоционально-образную, базирующуюся на чувствах.
В качестве инструментов формирования имиджа может выступать все, что способно оказывать воздействие на ее внутреннюю и внешнюю аудиторию, а технологии выступают процессом поэтапного создания имиджа страны.
Несмотря на довольно обширный перечень существующих инструментов по формированию внешнеполитического имиджа современной России, в настоящее время возник ряд значимых проблем, препятствующих достижению целей имиджевой стратегии России, так основная проблема обусловлена недавним воссоединением Крыма с Россией и нарастающим конфликтом на юго-востоке Украины, которые породили новую волну информационной войны Запада против нашей страны, а оценки России стали откровенно агрессивными.
При формировании имиджа России необходимо подчеркнуть особую роль государственных акторов, к примеру, деятельность МИД России, который является одним из основных акторов формирования имиджа государства за рубежом. Процесс формирования положительного имиджа и высокого международного престижа нашей страны требует существенных усилий, в том числе и посредством подключения к этому процессу общественных акторов, способных оказывать существенное влияние на идеологию общественности.
Роль СМИ заключается в том, что они выступают ключевым фактором в международных отношениях, освещая самые важные события, которые происходят во всем мире, формируя в сознании общественности мнения о различных процессах. В настоящий момент средства массовой информации являются наиболее действенным инструментом, способствующим формированию имиджа государства.
Имидж России на международной арене носит противоречивый характер. Причиной этому служит ряд факторов. Во-первых, российское государство до сих пор ощущает на себе влияние советского прошлого. Во-вторых, существующая внешняя коммуникационная политика государства, а также различные попытки коррекции текущего имиджа не имеют комплексного подхода, единого концептуального, идейного ядра, вокруг которого бы можно было выстроить сильную и эффективную имиджевую политику.
Поскольку Россия обладает рядом конкурентных преимуществ, опираясь на которые возможно скорректировать текущий имидж в положительную сторону. Но для этого необходимо учесть следующее: внутренний имидж России напрямую влияет на внешний. Поэтому реальное решение социальных проблем и действия, направленные на повышение уровня жизни в России, поспособствуют не только улучшению имиджа России внутри страны, но и его коррекции на международной арене. Применение PR-технологий при освещении подобной деятельности государства даст максимальный эффект. Качественным ресурсом для России может стать выставочная деятельность, космический туризм, развитие оборонного комплекса.
Помимо того, было установлено, что имидж действующего политического лидера России В.В. Путина повлиял на имидж России, закрепив в сознании мировой общественности суждение о том, что наша страна обладает собственным мнением на происходящие мировые события и не подвластна давлению извне, а также у нее имеется достаточный потенциал для собственного развития. Тем самым с приходом к власти В.В. Пунина международные обозреватели стали считаться с величием нашего государства, оценив силу духа и твердость отстаиваемых позиций нынешнего политического лидера.
Тем самым, анализ эволюции внешнеполитического имиджа современной России за период 1991-2014 гг. показал, что России так и не удалось сформировать конкурентную имиджевую стратегию. До 1991года страна была под «железным занавесом», а после распада СССР, когда появилось наше государство в его новом виде и состоянии, которое претерпевало политический и экономический кризис, поэтому на мировой арене, в силу утраты доверия имидж России характеризовался как негативный, повсеместно бытовало суждение о том, что в страна находится в состоянии разрухи.
В 2000-х, когда стали впервые на государственном уровне говорить о необходимости формирования положительного имиджа и предпринимать первые шаги в этом направлении, Россия постепенно обретала позитивный имидж, о чем свидетельствуют рейтинги того периода.
Однако на сегодняшний момент отношение к России снова ухудшилось на что значительно повлияла геополитическая обстановка на мировой арене, так периодически в новостных лентах со ссылкой на данные международных опросов проходят сообщения о том, что к России в мире стали значительно хуже относиться, что, по мнению населения разных стран, международное влияние нашей страны снижается и ее авторитет падает, а напряженность возрастает.
Американские социологические службы констатируют тот факт, что отношение к России в 2014 году существенно ухудшилось и ситуация принимает «драматический» характер, при этом наиболее существенные сдвиги в сторону негативного отношения наблюдаются в Европе и США.
1. Источники:
1.1. Документы:
1. Концепция внешней политики Российской Федерации 1993 г. Внешняя политика и безопасность современной России. 1991–2002. Хрестоматия в четырех томах / ред.-сост. Т.А. Шаклеина. Т. IV. Исследования. М.: МГИМО (У) МИД России, Российская ассоциация международных исследований, АНО «ИНО-Центр», 2002. C. 19–51.
2. Концепция внешней политики Российской Федерации 2000 г. Внешняя политика и безопасность современной России. 1991–2002. Хрестоматия в четырех томах. М.: МГИМО (У) МИД России, Российская ассоциация международных исследований, АНО «ИНО-Центр», 2002. C. 109–122.
3. Концепция внешней политики Российской Федерации , 12 июля 2008 г. N Пр-1440. URL: http://base.garant.ru/12173145/#ixzz3XmPywuyC; Концепция внешней политики Российской Федерации, 12 февраля 2013 года. URL: http: //mid.ru/brp_4nsf/D/6D84DDEDEDBF7DA644257B160051BF7F
4. Концепция внешней политики Российской Федерации, 12 февраля 2013 года. [Электронный ресурс]. URL: http: //mid.ru/brp_4nsf/D/6D84DDEDEDBF7DA644257B160051BF7F
5. Концепция Государственной информационной политики Российской Федерации, 21 декабря 1998 года. [Электронный ресурс]. URL: http: //garant.ru/products/ipo/prime/doc
6. Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества. Приложение № 1 к Концепции внешней политики Российской Федерации от 18 декабря 2010 г. Министерство иностранных дел Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.mid.ru/ns-psmak.nsf/processQueryBl?OpenAgent
7. Тезисы «Внешняя культурная политика России» - 2000 год. //Дипломатический вестник. 2000, № 4. С. 76 – 84.
1.2. Тексты выступлений политических лидеров:
1. Выступление В.В. Путина на совещании послов и постоянных представителей в МИД, 2004 г. [Электронный ресурс]. URL: http://trueinform.ru/modules.php?file=article&name=Video&sid=60301;
2. Выступление Д.А. Медведева на совещание руководителей представительств Россотрудничества за рубежом 3 сентября 2012 г. Официальный сайт Правительства РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/stens/20531
1.3. Материалы рейтингов:
1. Рейтинг 100 национальных брендов. Центр гуманитарных технологий. 27.08. 2012 [Электронный ресурс]. URL: http: //gtmarket/ru/news/2012/09/03/4947
2. Рейтинг 100 национальных брендов. Гуманитарная энциклопедия. Центр гуманитарных технологий. 27 августа 2012 [Электронный ресурс]. URL: http: //gtmarket/ru/news/2012/09/03/4947, последняя редакция: 07.07. 2014
3. Рейтинг стран мира по количеству олимпийских медалей. [Электронный ресурс]. URL: http. www.aneki.com/olympic.html
4. BrandFinance Nation Brands 2013; 2014. Flying the Flag: Discover the Most Valuable Nations Brands of 2013 // BrandFinance: Bridging the Gap between Marketing and Finance. URL: http://issuu.com/brandfinance/docs/brand_finance_nation_brands_2013
5. FutureBrand. Country Brand Index 2012-13, 2014 URL: http://www.futurebrand.com/images/uploads/studies/cbi/CBI_2012-Final.pdf
6. Nation Brand Index 2013, 2014: Latest Findings/ URL: http://www.gfk.com/news-and-events/press-room/press-releases/pages/nation-brand-index-2013-latest-findings.aspx
7. The IMD World Competitiveness Yearbook 2015: [Электронный ресурс]. URL: http://gtmarket.ru/news/2015/05/31/4423
8. The Legatum Prosperity Index — комбинированный показатель, который измеряет достижения стран мира с точки зрения их благополучия и процветания. Цель исследования — изучение общественного благополучия и его развитие в глобальном масштабе. [Электронный ресурс]. URL: http://www.prosperity.com/
9. World Competitiveness. World Economic Forum. [Электронный ресурс]. URL: http://www.weforum.org/issues/globalcompetitiveness
1.4. Материалы социологических исследований, опросов:
1. Социологический опрос: Как вы относитесь к политическому курсу России. Институт глобальных трансформаций. [Электронный ресурс]. URL: www.i-g-t.org/2012/04/05.
2. Исследование образа России по мнению ее населения на сайте Фонда общественного мнения [Электронный ресурс]. URL: http://fom.ru/Mir/10771
3. Основные социально-экономические показатели. Институт комплексных стратегических исследований. [Электронный ресурс]. URL: http://icss.ac.ru/macro/
4. РБК-рейтинг: Репутация России от 23.09.2013. [Электронный ресурс]. URL: http://rating.rbc.ru/article.shtml?2013/09/23/34029582
5. Результаты глобального исследования конкурентоспособности стран мира 2014 года, опубликованные ведущим в Европе Институтом менеджмента (Institute of Management Development, IMD), базирующимся в Лозанне (Швейцария) [Электронный ресурс]. URL: http://www.euroosvita.net/index.php/?category=1&id=3264
6. Российский бизнес за рубежом. Исследование агентства «The Intellegence Unit» - 2014. [Электронный ресурс]. URL: http://www.intelros.ru/reports/16882-russkiy-biznes-za-rubezhom-issledovanie-economist-intelligence-unit-2014.html
2. Литература:
2.1.Монографии, книги:
3. Баранов Н.А. Политические отношения и политический процесс в современной России. В 3-х ч. - СПб: БГТУ, 2004.
4. Баранов Н.А.: Популизм как политическая деятельность. - СПб: Изд-во СЗАГС, 2002.
5. Бурстин Д. Американцы: колониальный опыт. - М.: Прогресс,1993.
6. Вебер М. Избранные произведения. - М., 1990.
7. Гавра Д. П. Имидж территориальных субъектов в современном ин- формационном пространстве / Под ред. Д. П. Гавра, Ю. В. Таранова. — СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций, 2013.
8. Гаджиев К.С. Пропаганда и внушение. - М., 1989.
9. Дмитриев А.В. Неформальная политическая коммуникация. – М., 1997.
10. Егорова-Гантман Е.В., Плешаков К.В., Политическая реклама. - М., 1999.
11. Ельчанинов М.С. Социальная синергетика и катастрофы России в эпоху модерна. - М.: Комкнига, 2009.
12. Заславская Т.И. Современное российское общество: Социальный механизм трансформации. - М.: Дело, 2004.
13. Ивен С. Все имиджи потребления: Политика Стиля в современной культуре. - Н.Й., 1988.
14. Имиджевая стратегия России в контексте мирового опыта. /Под ред. И.А.Василенко. - М.: Международные отношения. 2013.
15. Ковалевский М.М. Сочинения в двух томах. Т. I. - СПб.: Издательство «Алетейя», 1997.
16. Комлева Н. А., Саймонс Г., Стровский Д. Л. Идеологическая мощь геополитического актора: сущность, структура, российская практика. - М., 2011.
17. Коплан С. Революция информационного пространства. /Пер. на рус. - СПб, 2013.
18. Котлер Ф., Асплунд К., Рейн И., Хайдер Д. Маркетинг мест. - СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005.
19. Крыштановская О. Анатомия российской элиты. - М., 2005.
20. Мелешкина Е.Ю. Политический процесс: основные аспекты и способы анализа. - М.: Весь мир, 2001.
21. Мелиховский В.М. Социальный маркетинг. – Ярославль, 2009.
22. Михайловский, Н.К. Полное собрание сочинений. В 8 т. - СПб., 1914 (изд-е 2013 – Т1.);
23. Мухаев Р.Т. Теория политики. - М., 2005.
24. Национальная идея России. Программа действий (постановка задачи) / Под ред. С.С Сулакшина.- М., 2009.
25. Ницше Ф. Полное собрание сочинений: В 13 томах: Т. 12: Черновики и наброски, 1885—1887 гг. — М.: Культурная революция, 2005.
26. Острогорский М.Я. Демократия и политические партии. Т. 2. - М., 1930.
27. Почепцов А.Г. PR в политике [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.library.cjes.ru/online/?a=con&z_id=330& c_id=2169 (дата обращения 12.03.2015)
28. Почепцов Г.Г. Имиджелогия: Теория и практика. - Киев: СП. Адеф-Украина, 1998.
29. Почепцов Г.Г. Имиджеология. - Киев: Ваклер, 2002.
30. Пригожин И. Порядок из хаоса. - М.: Прогресс, 2010
31. Рожков И.Я., Кисмерешкин В.Г., Имидж России. Ресурсы. Опыт. Приоритеты. - М.: РИПОЛ классик, 2008.
32. Ролз Дж. Теория справедливости. - Новосибирск, 1995.
33. Сарухани Б. Социология информации. - Тегеран, 2008.
34. Современная Россия и мир: альтернативы развития (роль политических лидеров в формировании имиджа страны и региона): материалы международной научно-практической конференции / Под ред. Ю.Г. Чернышова – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2009.
35. Тухватуллин Р.М. Влияние общественного мнения на ценностные ориентации личности в сфере национального развития и международных отношений. – Уфа, 1997.
36. Феофанов О.А. Реклама. Новые технологии в России. - СПб.: ПИТЕР, 2000.
37. Фрейд 3. Психология бессознательного. — М.: Просвещение.1989.
38. Фромм Э. Бегство от свободы. - М.1990.
39. Юнг К.-Г. Психология бессознательного. — М., 1994.
40. Adorno T.W., Frenkel-Brunswik E., Levinson D.J., Sanford R.N. The Authoritarian Personality. - N. Y.: Harper & Row. 1950.
41. Boorstin D. Image or what happened to the American Dream. - N.Y., 1961.
42. Lasswel G., Smith B.L., Casey R.D. Propaganda, communication and public order. - Princetone, 1947.
2.2. Справочно-информационные издания:
1. Image //Cambridge Academic Content Dictionary URL: http://dictionary.cambridge.org/ru
2. Imago // Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь. Изд. 2-е, переработ. и дополн. - М.: «Русский язык», 1976. С. 490.
2.3. Авторефераты диссертаций:
1. Галумов Э.А. Международный имидж современной России (политологический анализ). Автореф. дисс. на соиск. уч.степ. д.полит.наук. -М., 2004
2. Горбаткин Д. А. Имидж организации: структура, механизмы функционирования, подходы к формированию. Автореф. дисс. на соиск. уч.степ. к. психол. н. – М, 2002.Ляпоров В.Н. Формирование бренд-политики в современной России. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. к.полит.н. -М., 2008.
3. Добрикова А.А. Имидж региона в социокультурной коммуникации. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. к. культуролог. н. -Челябинск. 2012.
4. Паршина Е.В. Роль и место публичной дипломатии в формировании имиджа государства (политологический анализ на опыте США и СССР/РФ). Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. к.полит.н.- М., 2006.
2.4.Статьи:
1. Белоусов К. И., Зелянская Н.Л. Образ мира политика (по данным частотного анализа лексики) // Политическая лингвистика. 2012. №2. С. 60–65.
2. Белоусов К., Зелянская Н. Путин как миф. [Электронный ресурс]. URL: http://poleznosti.ru/sur/people/putin/?print=1.
3. Бляхер Л.Е., Огурцова Т.Л. Приключения легитимности власти в России, или воссоздание презумпции виновности // Полис. 2006. №3. С. 17-19.
4. В.В.Путин, находящийся с рабочей поездкой в Сибирском федеральном округе, совершил спуск на глубоководном аппарате «Мир» на дно озера Байкал. [Электронный ресурс]. URL: premier.gov.ru
5. Василенко И.А. Имиджевая стратегия современной России: [Электронный ресурс]. URL: http://www.perspektivy.info/rus/ekob/imidzhevaja_strategija_sovremennoj_rossii_2014-06-23.htm
6. Гессен М. Диктатор // Нью-Йорк Таймс по-русски. 2012. 21 мая.
7. Кирилюк О.Н.Имидж России и влияние на него политических лидеров. // КоммерсантЪ. 2012. 15 ноября. С.7.
8. Кононенко В.А. Создать образ России? //Россия в глобальной политике. 2006. № 2, март – апрель.
9. Косачев К. О роли СМИ в формировании имиджа государства и развитии межкультурного диалога foreignaffairs.com/author/michael-mcfaul [Электронный ресурс]. blog.rs.gov.ru/node/47. 16.05.2013
10. Косачев К.И. О роли СМИ в формировании имиджа государства и развитии межкультурного диалога: [Электронный ресурс]. URL: http://blog.rs.gov.ru/node/47
11. Левинтов А. Современные политические технологии в России [Электронный ресурс]. URL: http://www.vestnik.com/issues/ 98/0414/win/levin.htm.
12. Ливрик Э.Г. Социологическая теория и политические практики Т.Г. Масарика // Социс. 1999. №5. С.31.
13. Магун В.С., Руднев М.Г. Базовые ценности россиян в европейском контексте // Общественные науки и современность. 2010. № 3. С.4.
14. Милибэнд Д.: «Владимир Путин является «Безжалостным диктатором» пер. с анг. // Хаффингтон Пост. 2012. 4 March.
15. Моисеева В. Негативный имидж России как главное препятствие ее развитию // Независимая газета. 2013. 8 октября. С. 8-10.
16. Организаторы сафари для Путина объяснились по поводу «подставы с тигром»: «Кому-то что-то показалось» [Электронный ресурс]. URL: newsru.com;
17. Осборн Э. Опасения Владимира Путина превратят Россию в прямую диктатуру пер.с анг. // Дейли Телеграф. 2011. 25 Сентября.
18. Пивоваров Ю.С. Русская власть и публичная политика // Полис. 2006. №1. С.4.
19. Полгуева Е. «Ангел Ада Абаддон» // Советская Россия. 2010. 27 июля. С.17-18.
20. После Крыма: образы меняются вслед за реальностью// Русский век. 2011. № 12. С. 6–7.
21. Премьер-гонка: Владимир Путин протестировал болид «Формулы-1»// Российская газета. 2012. 17 марта. [Электронный ресурс]. URL: Rg.ru.
22. Тигрица Путина «жива». [Электронный ресурс]. //Московский комсомолец. №7 март 2012, URL: MK.ru;
23. Урнов, М. Ю. Россия: виртуальные и реальные политические перспективы [Текст] : препринт WP14/2014/03 / М. Ю. Урнов ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. – 52 с.
24. Хабаровские охотоведы подтвердили: Путину тигрицу подложили из зоопарка. [Электронный ресурс]. URL: Hab.mk.ru
25. Худолей К.К., Болотов Д.А., Трещенков Е.А., Седов А.Р, Максимова Д. Л. Россия в информационном поле зарубежных СМИ и Интернет в 2012 г.: модели восприятия и механизмы их формирования от 26.06.2012. –М. С.21-23.
26. Anholt S. Public diplomacy and place branding: Where’s the link? //Place branding, 2005. Vol.2. P. 271-283.
27. Avgerinos K.P. Russia’s Public Diplomacy Effort: What the Kremlin is Doing and Why It’s Not Working // Journal of Public and International Affairs. Spring. 2009. Vol. 20. blog.rs.gov.ru/node/47.
28. McFaul M/ Current history, USA. 2005. Oct.6. [Электронный ресурс]. URL: http://www.
29. Информационное агентство ОС информ: Т.Г. Роль СМИ во внешней политике и формировании образа государства в международном массовом сознании: [Электронный ресурс]. URL: http://osinform.ru/29676-rol-smi-vo-vneshney-politike-i-formirovanii-obraza-gosudarstva-v-mezhdunarodnom-massovom-soznanii.html
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
2240 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55695 Дипломных работ — поможем найти подходящую