Оперативный автор.всем рекомендую друзья!!!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Отсутствует
1.1 Функции словообразования
1.2 Новые тенденции в современном словотворчестве
1.3 Эмоционально-оценочный потенциал современных активных словообразовательных средств
Выводы по главе 1
2.1 Словообразование в образовательных программах для средней и старшей школы
2.2 Словообразование в УМК для средней и старшей школы
Выводы по главе 2
Выводы по главе 3
Заключение
Список источников
Приложение 1
Введение
Актуальность работы заключается в том, что перед современной школой в настоящее время стоит задача не столько вооружить ученика определенным багажом знаний, сколько научить самостоятельно приобретать знания, умения, навыки. Благодатным материалом для решения этой задачи является раздел словообразование, и задача учителя состоит в том, чтобы полнее использовать его возможности при обучении детей.
При изучении словообразования в школе, можно проследить пути и средства пополнения словаря, следовательно, оно тесно связано и с проблемами морфологической структуры слова, и с путями пополнения словарного состава языка.
Овладение способами и средствами словообразования в процессе изучения родного языка, не только обеспечивает пополнение словарного запаса и облегчает процесс усвоения других разделов, но и способствует расширению способов смыслопередачи в вербальной коммуникации. В этой связи возрастает значимость изучения словообразовательной и формирования навыков оперирования словообразовательными средствами в ситуациях общения, т.е. формирования словообразовательной компетенции учащихся.
Словообразование является благодатным материалом для решения задач развития логического мышления учащихся. Недооценка обучения словообразованию приводит к тому, что орфографический навык, не подкреплённый знанием приставок и суффиксов, существующих в языке, умением оперировать ими в речи для создания новых слов, закрепляется слабо.
Работа над словообразованием является одним из важнейших источников обогащения словарного запаса детей и одним из наиболее понятных способов овладения смысловым значением слов.
Актуальность работы также обусловлена потребностью современной школы в более последовательном формировании научных понятий из области словообразования. Данный факт становится тем более важным, что анализ существующих программ обучения и УМК по русскому языку для средней и начальной школы практически не учитывает стилистический и эмоционально-оценочный потенциал словообразовательных средств, только некоторые авторы выделяют вопрос о выразительности словообразовательных средств в отдельную тему для изучения, следовательно, данный вопрос является мало изученным, что и предопределило выбор темы исследования.
Объект нашего исследования – словообразовательные средства в курсе изучения русского языка в средней и старшей школе.
Предмет – эмоционально-оценочный потенциал словообразовательных средств на материале произведений Алексея Иванова.
Цель работы – проанализировать практику обучения эмоционально-оценочному словообразованию в школе.
Поставленная цель определила задачи исследования:
Рассмотреть функции словообразования.
Изучить тенденции в современном словотворчестве.
Выявить эмоционально-оценочный потенциал современных активных словообразовательных средств.
Проанализировать образовательные программы и УМК по русскому языку для средней и старшей школы с точки зрения обучения словообразованию.
Проанализировать возможности использования произведений Алексея Иванова на уроках русского языка для изучения эмоционально-оценочных средств словообразования.
Материалом исследования явились методические публикации по проблемам изучения вопросов словообразования в школе, школьные учебники русского языка, произведения Алексея Иванова.
Методы исследовaния: aнализ лингвистической, педaгогической и методической литерaтуры по теме исследования; обобщение; срaвнение.
К вопросам оценочного словообразования обращались многие исследователи [Виноградов 1972; Гальперин 2005; Карасик 2005; Маркелова 1993; Лопатин 2007; Вендина 1998; Виноградова 2012; Зубова, Меньшикова 2014]. В. В. Виноградов писал о субъективно-оценочных суффиксах существительных, качественных прилагательных. [Виноградов 1972: 121 – 122]. Уже сама по себе словообразовательная активность может интерпретироваться как сигнал значимости, ценности для картины мира говорящего понятия, маркированного словообразовательным аффиксом. Т. И. Вендина видит сходство между когнитивным и психологическим компонентами словообразовательного акта и механизмом выражения мнения о ценности в полипредикативных предложениях: «…здесь происходит то же сопоставление и так же дается логическая квалификация и оценка явлений, подлежащих словообразовательному детерминированию, как и в предикативных конструкциях…» [Вендина 1998: 8]. Той же позиции придерживается Т. В. Маркелова, которая проводит параллель между структурой производного слова и оценочного высказывания, где аффиксу соответствует функция оценочного предиката на основе его обязательности в оценочном семантическом комплексе [Маркелова 1993].
Теоретическая значимость работы заключается в научно-методическом обосновании потенциала эмоционально-оценочных словообразовательных средств в современном русском языке, а также во вкладе в развитие теории и методики обучения русскому языку
Практическая значимость работы заключается в анализе словообразования в романах Алексея Иванова и методической разработке урока по работе с окказионализмами и эмоционально-оценочными словообразовательными средствами.
Научная новизна работы заключается в том, что словообразование, как один из основных разделов изучения в курсе русского языка, не уделяет должного внимания выразительности активных словообразовательных средств, следовательно, в средней и старшей школе учащиеся знакомятся только с базовыми компонентами. В данной работе мы попытались разработать методические материалы, которые могут способствовать расширению раздела словообразования в школьном курсе именно относительно эмоционально-оценочного потенциала словообразовательных средств.
Кроме того, произведения Алексея Иванова, на материале произведений которого произведен анализ словообразовательных средств также являются недостаточно изученным с языковой точки зрения и представляют научный интерес для анализа применяемых автором приемов и средств для создания образа своих героев и организации художественного пространства.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова. – М., 1996. – 472 с.
2. Баранов, М.Т. Научно-методические основы обогащения словарного запаса школьника в процессе изучения русского языка. - М.: Наука, 2015. – 352 с.
3. Буслаев, Ф.И. О преподавании отечественного языка // Буслаев Ф.И. Преподавание отечественного языка. - М.: Наука, 2012. – 256 с.
4. Вахнина, Т.П. Современный русский язык / Т.П. Вахнина, О.В. Иванова. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2014. - 155 с.
5. Вендина, Т. И. Русская языковая картина мира сквозь призму словообразования (макрокосм) / Т. И. Вендина. – М.: Изд-во «Индрик», 1998. – 240 с.
6. Виданов Е.Ю. Развитие аналитизма в современном русском словообразовании / Е.Ю. Виданов. – Омск: Вариант-Омск, 2012.
7. Виноградов, В. В. Избранные труды. Лексикология и лексикография / В. В. Виноградов. – М.: Наука, 1977. – 312 с.
8. Виноградова, В. Н. Оценки реалий и способов их выражения средствами словообразования / В. Н. Виноградова // Человек о языке – язык о человеке: Сборник статей памяти ак. Н. Ю. Шведовой / Отв. ред. М. В. Ляпон. – М.: Издательский центр «Азбуковник», 2012. – С. 107 – 114.
9. Выготский, Л.С. Основы педологии. – СПб.: Питер, 2015. – 165 с.
10. Гальперин, И. Р. Избранные труды / И. Р. Гальперин. – М.: Высшая школа, 2005. – 255 с.
11. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена 2020 года по русскому языку.
12. Дёмичева, В.В. Формирование логического мышления учащихся при обучении словообразованию // Начальная школа. – 2014. - №4. – С. 65-69.
13. Земская Е. А. Современный русский язык. Словообразование [Текст]: учебное пособие / Е. А. Земская. - 7-е изд. - Москва : Флинта : Наука, 2012. - 323 с.
14. Зубова, Л. В.. Меньшикова, Ю. В. Морфемика и словообразование современного русского языка: Учебник для высших учебных заведений Российской федерации / Л. В. Зубова, Ю. В. Меньшикова. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2014. – 255 с.
15. Исаева Н.А. Учебник по русскому языку и методике его преподавания в школе как средство реализации ФГОС нового поколения / Н. А. Исаева// Начальная школа: плюс до и после. - 2010. - № 5. - С. 7-10.
16. Казак М.Ю. Морфемика и словообразования современного русского языка. Теория : учеб. пособие М.Ю. Казак. – Белгород: ИД «Белгород», 2012. – 80 с.
17. Карасик, В. И. Этноспецифические концепты / В. И. Карасик // Иная ментальность: коллективная монография / Карасик В. И., Прохвачева О. Г., Зубкова Я. В., Грабарова Э. В.. – М.: Гнозис, 2005б. – С. 8 – 101.
18. Куликова О.Ф. Окказиональная лексика в рекламном тексте (на материале телевизионной рекламы) Эпоха науки. 2019. № 17. С. 115-118.
19. Лопатин, В. В. Оценка как объект грамматики / В. В. Лопатин // Многогранное русское слово: Избранные статьи по русскому языку/ ред. О. Е. Иванова. – М.: «Издательский центр “Азбуковник”», 2007. – С. 536 – 542.
20. Лопатина, А.Н. Русский язык. - М.: Просвещение, 2014. – 345 с.
21. Маркелова, Т. В. Семантика оценки и средства ее выражения в русском языке: Учеб. пособие по спецкурсу / Т. В. Маркелова. – М.: МПУ, 1993. – 125 с.
22. Методика преподавания русского языка в школе / Под ред. М.Т. Баранова. - М.: Академия, 2015. – 452 с.
23. Методика развития речи / Под ред. Т.А. Ладыженской. - М.: Просвещение, 2011. - 175 с.
24. Тихонов, А.Н. Словообразовательный словарь русского языка. – М.: Академия, 2015. – 324 с.
25. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413).
26. Федоренко, Л.П. Принципы обучения русскому языку. - М.: ООО «Издательский дом ОНИКС XXI век», 2011. - 176 с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Отсутствует
1.1 Функции словообразования
1.2 Новые тенденции в современном словотворчестве
1.3 Эмоционально-оценочный потенциал современных активных словообразовательных средств
Выводы по главе 1
2.1 Словообразование в образовательных программах для средней и старшей школы
2.2 Словообразование в УМК для средней и старшей школы
Выводы по главе 2
Выводы по главе 3
Заключение
Список источников
Приложение 1
Введение
Актуальность работы заключается в том, что перед современной школой в настоящее время стоит задача не столько вооружить ученика определенным багажом знаний, сколько научить самостоятельно приобретать знания, умения, навыки. Благодатным материалом для решения этой задачи является раздел словообразование, и задача учителя состоит в том, чтобы полнее использовать его возможности при обучении детей.
При изучении словообразования в школе, можно проследить пути и средства пополнения словаря, следовательно, оно тесно связано и с проблемами морфологической структуры слова, и с путями пополнения словарного состава языка.
Овладение способами и средствами словообразования в процессе изучения родного языка, не только обеспечивает пополнение словарного запаса и облегчает процесс усвоения других разделов, но и способствует расширению способов смыслопередачи в вербальной коммуникации. В этой связи возрастает значимость изучения словообразовательной и формирования навыков оперирования словообразовательными средствами в ситуациях общения, т.е. формирования словообразовательной компетенции учащихся.
Словообразование является благодатным материалом для решения задач развития логического мышления учащихся. Недооценка обучения словообразованию приводит к тому, что орфографический навык, не подкреплённый знанием приставок и суффиксов, существующих в языке, умением оперировать ими в речи для создания новых слов, закрепляется слабо.
Работа над словообразованием является одним из важнейших источников обогащения словарного запаса детей и одним из наиболее понятных способов овладения смысловым значением слов.
Актуальность работы также обусловлена потребностью современной школы в более последовательном формировании научных понятий из области словообразования. Данный факт становится тем более важным, что анализ существующих программ обучения и УМК по русскому языку для средней и начальной школы практически не учитывает стилистический и эмоционально-оценочный потенциал словообразовательных средств, только некоторые авторы выделяют вопрос о выразительности словообразовательных средств в отдельную тему для изучения, следовательно, данный вопрос является мало изученным, что и предопределило выбор темы исследования.
Объект нашего исследования – словообразовательные средства в курсе изучения русского языка в средней и старшей школе.
Предмет – эмоционально-оценочный потенциал словообразовательных средств на материале произведений Алексея Иванова.
Цель работы – проанализировать практику обучения эмоционально-оценочному словообразованию в школе.
Поставленная цель определила задачи исследования:
Рассмотреть функции словообразования.
Изучить тенденции в современном словотворчестве.
Выявить эмоционально-оценочный потенциал современных активных словообразовательных средств.
Проанализировать образовательные программы и УМК по русскому языку для средней и старшей школы с точки зрения обучения словообразованию.
Проанализировать возможности использования произведений Алексея Иванова на уроках русского языка для изучения эмоционально-оценочных средств словообразования.
Материалом исследования явились методические публикации по проблемам изучения вопросов словообразования в школе, школьные учебники русского языка, произведения Алексея Иванова.
Методы исследовaния: aнализ лингвистической, педaгогической и методической литерaтуры по теме исследования; обобщение; срaвнение.
К вопросам оценочного словообразования обращались многие исследователи [Виноградов 1972; Гальперин 2005; Карасик 2005; Маркелова 1993; Лопатин 2007; Вендина 1998; Виноградова 2012; Зубова, Меньшикова 2014]. В. В. Виноградов писал о субъективно-оценочных суффиксах существительных, качественных прилагательных. [Виноградов 1972: 121 – 122]. Уже сама по себе словообразовательная активность может интерпретироваться как сигнал значимости, ценности для картины мира говорящего понятия, маркированного словообразовательным аффиксом. Т. И. Вендина видит сходство между когнитивным и психологическим компонентами словообразовательного акта и механизмом выражения мнения о ценности в полипредикативных предложениях: «…здесь происходит то же сопоставление и так же дается логическая квалификация и оценка явлений, подлежащих словообразовательному детерминированию, как и в предикативных конструкциях…» [Вендина 1998: 8]. Той же позиции придерживается Т. В. Маркелова, которая проводит параллель между структурой производного слова и оценочного высказывания, где аффиксу соответствует функция оценочного предиката на основе его обязательности в оценочном семантическом комплексе [Маркелова 1993].
Теоретическая значимость работы заключается в научно-методическом обосновании потенциала эмоционально-оценочных словообразовательных средств в современном русском языке, а также во вкладе в развитие теории и методики обучения русскому языку
Практическая значимость работы заключается в анализе словообразования в романах Алексея Иванова и методической разработке урока по работе с окказионализмами и эмоционально-оценочными словообразовательными средствами.
Научная новизна работы заключается в том, что словообразование, как один из основных разделов изучения в курсе русского языка, не уделяет должного внимания выразительности активных словообразовательных средств, следовательно, в средней и старшей школе учащиеся знакомятся только с базовыми компонентами. В данной работе мы попытались разработать методические материалы, которые могут способствовать расширению раздела словообразования в школьном курсе именно относительно эмоционально-оценочного потенциала словообразовательных средств.
Кроме того, произведения Алексея Иванова, на материале произведений которого произведен анализ словообразовательных средств также являются недостаточно изученным с языковой точки зрения и представляют научный интерес для анализа применяемых автором приемов и средств для создания образа своих героев и организации художественного пространства.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова. – М., 1996. – 472 с.
2. Баранов, М.Т. Научно-методические основы обогащения словарного запаса школьника в процессе изучения русского языка. - М.: Наука, 2015. – 352 с.
3. Буслаев, Ф.И. О преподавании отечественного языка // Буслаев Ф.И. Преподавание отечественного языка. - М.: Наука, 2012. – 256 с.
4. Вахнина, Т.П. Современный русский язык / Т.П. Вахнина, О.В. Иванова. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2014. - 155 с.
5. Вендина, Т. И. Русская языковая картина мира сквозь призму словообразования (макрокосм) / Т. И. Вендина. – М.: Изд-во «Индрик», 1998. – 240 с.
6. Виданов Е.Ю. Развитие аналитизма в современном русском словообразовании / Е.Ю. Виданов. – Омск: Вариант-Омск, 2012.
7. Виноградов, В. В. Избранные труды. Лексикология и лексикография / В. В. Виноградов. – М.: Наука, 1977. – 312 с.
8. Виноградова, В. Н. Оценки реалий и способов их выражения средствами словообразования / В. Н. Виноградова // Человек о языке – язык о человеке: Сборник статей памяти ак. Н. Ю. Шведовой / Отв. ред. М. В. Ляпон. – М.: Издательский центр «Азбуковник», 2012. – С. 107 – 114.
9. Выготский, Л.С. Основы педологии. – СПб.: Питер, 2015. – 165 с.
10. Гальперин, И. Р. Избранные труды / И. Р. Гальперин. – М.: Высшая школа, 2005. – 255 с.
11. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена 2020 года по русскому языку.
12. Дёмичева, В.В. Формирование логического мышления учащихся при обучении словообразованию // Начальная школа. – 2014. - №4. – С. 65-69.
13. Земская Е. А. Современный русский язык. Словообразование [Текст]: учебное пособие / Е. А. Земская. - 7-е изд. - Москва : Флинта : Наука, 2012. - 323 с.
14. Зубова, Л. В.. Меньшикова, Ю. В. Морфемика и словообразование современного русского языка: Учебник для высших учебных заведений Российской федерации / Л. В. Зубова, Ю. В. Меньшикова. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2014. – 255 с.
15. Исаева Н.А. Учебник по русскому языку и методике его преподавания в школе как средство реализации ФГОС нового поколения / Н. А. Исаева// Начальная школа: плюс до и после. - 2010. - № 5. - С. 7-10.
16. Казак М.Ю. Морфемика и словообразования современного русского языка. Теория : учеб. пособие М.Ю. Казак. – Белгород: ИД «Белгород», 2012. – 80 с.
17. Карасик, В. И. Этноспецифические концепты / В. И. Карасик // Иная ментальность: коллективная монография / Карасик В. И., Прохвачева О. Г., Зубкова Я. В., Грабарова Э. В.. – М.: Гнозис, 2005б. – С. 8 – 101.
18. Куликова О.Ф. Окказиональная лексика в рекламном тексте (на материале телевизионной рекламы) Эпоха науки. 2019. № 17. С. 115-118.
19. Лопатин, В. В. Оценка как объект грамматики / В. В. Лопатин // Многогранное русское слово: Избранные статьи по русскому языку/ ред. О. Е. Иванова. – М.: «Издательский центр “Азбуковник”», 2007. – С. 536 – 542.
20. Лопатина, А.Н. Русский язык. - М.: Просвещение, 2014. – 345 с.
21. Маркелова, Т. В. Семантика оценки и средства ее выражения в русском языке: Учеб. пособие по спецкурсу / Т. В. Маркелова. – М.: МПУ, 1993. – 125 с.
22. Методика преподавания русского языка в школе / Под ред. М.Т. Баранова. - М.: Академия, 2015. – 452 с.
23. Методика развития речи / Под ред. Т.А. Ладыженской. - М.: Просвещение, 2011. - 175 с.
24. Тихонов, А.Н. Словообразовательный словарь русского языка. – М.: Академия, 2015. – 324 с.
25. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413).
26. Федоренко, Л.П. Принципы обучения русскому языку. - М.: ООО «Издательский дом ОНИКС XXI век», 2011. - 176 с.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
2000 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55687 Дипломных работ — поможем найти подходящую