1.1 Понятия и термины, этапы и функции социального прогнозирования
1.2 Возникновение социального прогнозирования
2.2 Римский клуб и его роль в исследовании социального прогнозирования
Заключение
3.2 Программа адаптации детей-сирот
Список литературы
Актуальность данной темы исследования обусловлена:
Во-первых, социальное прогнозирование имеет большое значение в современной науке.
Прогнозирование – это социальная теория познания. Она находится в специфическом взаимодействии с целым рядом теоретических доктрин, концепций, систем, которые в той или иной мере рассматривают в качестве основного объекта будущее, осуществляют на разных уровнях – теоретическом, психолого-интуитивном, практическом – исследование его проблем. Прогнозирование плодотворно лишь тогда, когда оно базируется на научных системах познания, позволяющих предвидеть ход процессов, социальных явлений, тенденций развития и социальные последствия предпринимаемых практических мер.
Методология прогностических исследований опирается на наиболее ценные теоретические достижения многих наук: исторических, математических, философии, социологии;
Во-вторых, социальное прогнозирование общества занимает важную и значительную роль в социальной сфере.
В наиболее общем виде объектом исследования в социальном прогнозировании служит общество как социальный организм. Конкретные объекты представляют собой различные аспекты существования социальной сферы и могут быть систематизированы таким образом:
– формы общественного сознания (мировоззрение, наука, искусство, мораль, право, политика, религия);
– формы жизнедеятельности (труд, быт, досуг, общественно-политическая деятельность);
– формирование личности (образование, воспитание, спорт);
– народонаселение (демография, этнография, и т.д.);
– расселение (регион, город, село, экология и т.д.);
– социальное развитие (общество, коллектив);
социальные изменения и структура;
– социальные институты;
– социальные группы;
– массовая информация (общественное мнение, печать, радио, телевидение и т.д.);
– государство, международные отношения, национальные движения и т.д.
В-третьих, заинтересованностью общества в устойчивом и стабильном развитии, основанном на ясном понимании будущих перспектив, формирующих растущую потребность в разработке эффективных социальных прогнозов. Это определяет важнейшую роль социального прогнозирования в системах управления социумами различного уровня.
В социологии актуальность исследования динамики социального прогнозирования справедливо связывается с необходимостью определения путей развития социума, активизацией всех сторон его жизни.
Степень научной разработанности данной темы исследования:
В научной литературе существует несколько подходов к объяснению сущности социального прогнозирования.
Основы социального прогнозирования в зарубежной классической социологии и социальной философии заложили в начале ХХ-го века труды таких выдающихся исследователей, как П. Гартинг, Э. Говард, Ш. Рише, Г. Тард, Г. Уэллс и др.
Начало изучению вопросов социального и управленческого прогнозирования и планирования в России было положено в 60-е - 70-е годы XX столетия в работах ученых Виноградова В.Г., Гендина А.И., Гончарука СИ., Доброва Г.М., Куценко В.И., Лисичкина В.А., Ожегова Ю.П., Румянцева A.M., Руткевича М.Н. и др.
Сегодня, прогнозирование играет ключевую роль в управлении социальными и экономическими процессами государства. Вопросы прогнозирования тенденций социального, культурного и экономического развития России рассмотрены в работах таких ученых, как Абалкин Л.И., Аринин А.Н., Волков Ю.Е., Жуков В.И., Журавлев Г.Т., Иванов В.Н., Катульский Е.Д., Коптюг В.А., Кортунов СВ., Кудров В.М., Мальцев В.А., Мельникова Е.Н., Найбороденко Н.М., Осипов Г.В., Осадчая Г.И., Павленок П.Д., Римашевская Н.М., Сафронова В.М., Серебрянников В., Хлопьев А., Чартаев М.А., Ядов В.А., Яковец Ю.В., Яновский Р.Г. и других.
Типичными работами в области социального прогнозирования являлись "Окно в будущее: современные проблемы социального прогнозирования" И. Бестужева-Лады (1970); "Предвидение и цель в развитии общества: философско-социологические аспекты социального прогнозирования" А. Гендина (1970); "Методологические проблемы социального прогнозирования" под ред. А. Казакова (1975); "Вопросы прогнозирования общественных явлений" под ред. В. Куценко (1978) и др.
Целью курсового исследования является рассмотрение исторических аспектов социального прогнозирования и сущности социального прогнозирования.
Задачи исследования:
1) раскрыть общие понятия и термины социального прогнозирования;
2) рассмотреть истоки возникновения и развития социального прогнозирования;
3) проанализировать эволюцию исследований социального прогнозирования;
4) определить основные функции и этапы прогнозирования.
1) http://ru.wikipedia.org/wiki/Прогноз
2) http://kref.ru/infopsikhologijasotsiologija/2.html
4) http://www.i-u.ru/biblio/archive/socprogn/27.aspx
5) http://www.galactic.org.ua/clovo/0-pci4.htm
6) Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. – М., 2005 .
7) Основы социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. Н.Ф. Басова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
8) Основы экономического и социального прогнозирования / Под. ред. В.Н. Мосина, Д.М. Крука. – М.: Высш. шк., 2005.
9) Сафронова В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.
10) Холостова Е.И. Социальная работа: Учебное пособие. – 4-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007.
11) Основы социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н.Ф. Басова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
12) Рабочая книга по прогнозированию / Отв. ред. И.В. Бестужев-Лада. М.: Мысль, 2005.
13) Социальна работа \ Под общей редакцией проф. В.И. Курбатова. – г. Ростов-на-Дону, 2006.
14) Социальные науки и социальное образование (научная школа члена-корреспондента РАН В.И. Жукова). – М., 2004.
15) Социальная работа: теория и практика. / Под ред. Е.И. Холостовой — М., 2006.
16) Назарова И.Б. Дети-сироты. Россия: 10 лет реформ. Социально-демографическая ситуация/ под редакцией Н.М. Римашевской. - М., РИЦ ИСЭПН, 2006.
17) Федеральная целевая программа «Дети России» на 2007-2010 годы
18) Федеральная целевая программа «Дети-сироты» на 2005-2006 года