Спасибо!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Тема: «Анализ конкурентоспособности продукта и разработка рыночной стратегии предприятия».
Объектом исследования является конкурентоспособность ООО «Модуль-С», которое выпускает бронированные стекла.
Предметом исследования выступает развитие предприятия с целью обеспечения конкурентоспособности его продуктов.
В современных условиях развития российской экономики, которые приводят к усиления взаимодействия субъектов управления на всех уровнях, исследование проблемы конкурентоспособности является необходимой для построения эффективной системы управления предприятием. Конкурентоспособность выступает в качестве состязательной способности экономических субъектов и рассматривается на различных уровнях — мирового рынка, национального рынка, отрасли, организации, товара и услуги. Все обозначенные аналитические уровни строятся на основе исследования организационного уровня, на котором непосредственно происходит рыночное взаимодействие потребителя и производителя и разворачивается основная конкурентная борьба.
Современный менеджмент рассматривает конкуренцию в качестве процесса управления субъекта своими конкурентными преимуществами с целью одержания победы в борьбе со своими конкурентами или достижения поставленных целей. Конкуренция выступает основным источником развития субъектов и объектов управления, а также общества в целом. Все это обуславливает пристальный интерес со стороны исследователей к вопросу обеспечения конкурентоспособности предприятия и определеяет актуальность выбранной темы исследования.
Цель работы состоит в поиске направлений развития предприятия с целью повышения его конкурентоспособности. Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты конкурентоспособности предприятия;
- провести оценку конкурентоспособности предприятии
- определить направление развития предприятия;
- оценить целесообразность разработанных направлений повышения конкурентоспособности предприятия.
Методическую основу исследования составили следующие виды анализа: системный, факторный, рядов динамики и экономический анализ, а также методы менеджмента, маркетинга, экономического моделирования, теории принятия решений и организационного поведения.
Структура исследования: работа состоит из введения, пяти разделов, заключения, списка использованных источников и приложений.
В первом разделе рассмотрены различные точки зрения современных отечественных и зарубежных авторов на понятие «конкурентоспособности» и сформулировано понятие, которое будет использовать в работе. Также рассмотрены типы конкурентных стратегий, которые предприятие использует для своего поведения на рынке с целью дальнейшего развития и основные подходы к формированию конкурентной стратегии развития предприятия.
Во втором разделе рассмотрены методические аспекты оценки конкурентоспособности предприятия: модель Розенберга, модель ожидаемой полезности и идеального представления, показатель конкурентоспособности товара, методика построения конкурентного профиля и т.д. Также рассмотрены основные направления повышения конкурентоспособности предприятия.
В третьем разделе проведено исследование конкурентных преимуществ ООО «Модуль-С». Анализ начнется с исследования основных направлений деятельности предприятия и его технико-экономических показателей в динамике за 2012-2014 гг. С целью выбора верной стратегии развития предприятия проведен анализ рынков сбыта предприятия, основных конкурентов предприятия и его положение на рынке.
В четвертом разделе будет подведен итог результатов, полученных в третьем разделе, которые станут также основой проведения SWOT-анализа. Также после подведения итогов произведен поиск новых потенциальных рынков сбыта для предприятия, что станет основой для пятого раздела.
В пятом разделе разработаны рекомендации по повышению конкурентоспособности продукта ООО «Модуль-С». Рассмотрена стратегии выхода ООО «Модуль-С» на рынок Италии: рекомендации по выбору эффективной стратегии финансирования экспортных операций предприятия, формированию маркетинговой и ценовой стратегии выхода предприятия на рынок Италии. В заключении раздела проведен расчет затрат, необходимых для реализации разработанных рекомендаций, доходы, которые предприятие получит при использовании разработанных рекомендаций и достигаемый экономический эффект.
ВВЕДЕНИЕ 3
Раздел 1. Теоретические аспекты управления конкурентоспособностью продукта 5
1.1 Понятие конкуренции и конкурентоспособности продукта 5
1.2 Типы конкурентных стратегий 9
1.3 Формирование стратегии развития предприятия 12
Раздел 2. Методические аспекты оценки конкурентоспособности предприятия 20
2.1 Методы оценки конкурентоспособности предприятия 20
2.2 Способы повышения конкурентоспособности предприятия 25
Раздел 3. Оценка конкурентоспособности ООО «Модуль-С» 31
3.1 Технико-экономическая характеристика предприятия 31
3.2 Исследование рынков сбыта предприятия 35
3.3 Конкурентный анализ предприятия 41
Раздел 4. Основные выводы по результатам проведенных исследований 46
4.1 SWOT-анализ положения ООО «Модуль-С» на рынке 46
4.2 Поиск новых потенциальных рынков сбыта для предприятия 53
5. Рекомендации по повышению конкурентоспособности продукта ООО «Модуль-С» 58
5.1 Разработка стратегии выхода ООО «Модуль-С» на внешний рынок 58
5.2 Оценка эффективности разработанных рекомендаций 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 84
ПРИЛОЖЕНИЯ 89
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы. ООО «Модуль-С» специализируется на производстве пулестойкого, антивандального и ударостойкого стекла. Продукция компании прошла необходимые испытания в соответствующих учреждениях, что подтверждено сертификатами соответствия требованиям безопасности. В 2014 г. по сравнению с 2013 г. выручка снизилась на 39,28% или 49246 тыс.руб., что было вызвано потерей конкурентных позиций предприятия. На российский рынок листового стекла стали приходить зарубежные компании, действия которых ужесточили конкуренцию на рынке. Также в стране в 2014 г. наблюдался спад строительства, что сказалось на снижении спроса на листовое стекло. Произошло снижение и себестоимости продукции причем на 54,10%. Ввиду выявленных тенденций прибыль от реализации продукции в 2014 г. по сравнению с 2013 г. выросла на 22,43% или 787 тыс.руб. При этом за исследуемый период ООО «Модуль-С» показало высокие темпы своего развития. Предприятие наращивало производство и внедряло новое виды производств. Однако, в 2014 г. наблюдается ухудшение результатов деятельности предприятия, что было вызвано ужесточением конкуренции на рынке и спадом спроса на продукцию ввиду экономической нестабильности в стране. Ввиду этого руководству ООО «Модуль-С» необходимо разработать новую стратегию продвижения своей продукции на рынок, а также поиска новых рынков сбыта.
Основной спад произошел относительно такого вида продукции как триплекс. Анализ матрицы БКГ ООО «Модуль-С» показал следующее:
1. Наибольший спрос в настоящее время наблюдается на бронированное стекло и триплекс.
2. Производство офисных перегородок и огнестойкого стекла является для предприятия не рентабельным, от него необходимо отказаться.
3. Основными потребителями продукции предприятия являются строительные компании и автопроизводители.
Ввиду этого можно сделать вывод, что спад спроса на триплекс произошел ввиду конкурентного давления на рынке.
В настоящее время в РФ действуют 12 предприятий, производящих листовое стекло, большая часть из которых выпускают высококачественное флоат-стекло, причем основная часть производства - более 80% сосредоточена в центральных районах Основными ведущими производителями флоат-стекла в России являются: ОАО «Эй-Джи-Си Борский стекольный завод», группа Салаватстекло/ Саратовстройстекло, ООО «Эй Джи Си Флэт Глас Клин», с 2006г. - ООО «ПилкингтонГласс» и с 2008г. «Гардиан Стекло Рязань» Основными ближайшими конкурентами ООО «Модуль-С» являются стекольные предприятия Владимирской области: ООО ТД «Завод Символ» (Курлово), ООО «Магистраль» (Гусь-Хрустальный) и ООО «Стеклоград» (Гусь-Хрустальный).
Конкурентный анализ показал, что ООО «Модуль-С» занимает второе место на рынке листового стекла. При этом если на такие параметры как срок существования предприятие повлиять не может, то на увеличение других параметров может оказать влияние. Наиболее слабыми сторонами ООО «Модуль-С» по сравнению с его ближайшим конкурентом – ООО «Магистраль» являются ассортимент выпускаемой продукции и средняя стоимость выручки на 1 покупателя, финансовое положение предприятия, относящиеся соответственно к показателям третьей и четвертой группам приоритетности, а также доля розничных покупателей – относящаяся к третьей группе приоритетов. Именно этим направлениям следует уделить особое внимание в будущей деятельности предприятия. Также к слабым сторонам относится реклама – 5 степень приоритетности. На это руководящему составу предприятия также следует обратить внимание.
По многим позициям ООО «Модуль-С» не уступает своим конкурентам, так как у него есть и сильные стороны, например, репутация предприятия (показатель 1 степени), контроль качества продукции (показатель 2 степени), более привлекательные цены (показатель 3 степени), а также стабильность в отношении кадрового состава (показатель 5 степени). Эти факторы значительно повышают конкурентный потенциал ООО «Модуль-С».
Таким образом, ООО «Модуль-С» занимает очень низку долю на рынке листового стекла в России. Конкурировать с уже существующими лидерами рынка, которые занимают более 60% рынков предприятие не может. Для этого у него не хватает ни производственных мощностей, ни опыта. Новые предприятия стекольной промышленности уже разрабатываются на уровне государства и будут поддерживаться им. Приход на рынок зарубежных крупных предприятий также еще больше сокращают шансы ООО «Модуль-С» на возможность увеличения доли своего присутствия на рынке. Ввиду этого предприятию необходимо искать новые рынки сбыта и согласно проведенному исследованию уже не в России. На основании проведенного исследования деятельности ООО «Модуль-С» по производству и реализации листового стекла, можно сделать вывод, что для дальнейшего развития предприятия и расширения его деятельности ООО «Модуль-С» может выходить на внешние рынки в качестве экспортера с таким видом продукции как бронированное стекло и триплекс. Однако для этого необходимо было провести дополнительные исследования.
Дополнительное исследование показало, что после того как правительство реализует данные проект на рынке стекольной продукции будет достаточное количество российских производителей и новым компаниям будет достаточно трудно на него выйти, а имеющимся мелким компания поддерживать прежний уровень сбыта. Ввиду этого мелкие компании начнут искать новые рынки сбыта и преимущественно за рубежом. Таким образом, ООО «Модуль-С» необходимо опередить своих конкурентов и выйти на внешние рынки первому.
Основной спрос на листовое стекло наблюдается в странах Европы. Среднее потребление листового стекла в Европе 1,4 м.кв. на душу населения. Годовой объём потребления ок. 10 млн. тонн. (с Турцией, но без стран бывш.СССР). В 2014 году были запущены новые производственные линии в Болгарии (Sisecam) и в Италии (Sangalli).Однако, в Италии в настоящее время имеется высокий спрос на монотриплекс в связи с увеличением выпуска автомобилей, спрос на которые вырос на 24,2%, а также увеличения объем строительства высотных стеклянных зданий.
Италия может генерировать довольно мощный платежеспособный спрос на высококачественное флоат-стекло, поэтому ее рынок должен стать привлекательным для потенциальных экспортеров листового стекла в России. Таким образом, результаты проведенных исследований показывают, что:
- внутренний стекольный рынок РФ характеризуется высоким уровнем конкуренции и небольшим предприятиям на нем трудно выживать;
- наибольшую потребность в бронированном стекле испытывают страны Европы и в больше части Италия, где развитие автомобилестроения и строительства приводит к увеличению спроса на триплекс;
Повышенный спрос на высококачественное стекло и сложившаяся рыночная конъюнктура в Италии позволят ООО «Модуль-С» эффективно осуществить проект по осуществлению экспортных операций монотриплекса. При этом, недостаточная емкость внутреннего рынка стекла, высокий спрос на бронированное стекло и уровень цен на высококачественное стекло позволят предприятию получать достаточную прибыль для дальнейшего успешного развития. Ввиду этого обоснована необходимость выхода ООО «Модуль-С» на внешний рынок листового стекла Италии с продукцией монотриплекс. В проектном разделе была подробнее рассмотрена стратегия продвижения данной продукции на рынок Италии.
Разработанная стратегия поведения ООО «Модуль-С»рынке подразумевает следующие основные направления:
1. Использование для выхода на внешний рынок ресурсов зарубежного банка;
2. Использование маркетинговой стратегии выхода предприятия на рынок Италии;
3. Формирование ценовой политики предприятия на рынке Италии.
Реализация указанных мероприятий принесет предприятию дополнительную прибыль в размере 156,6 млн. руб., что является высоким показателем и ввиду этого можно считать их эффективными.
I Законодательные и нормативные акты
1. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 29.12.2012) "Об обществах с ограниченной ответственностью" [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный.
2. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "О защите конкуренции" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный.
II Учебники, учебные пособия, монографии
3. Авдулова Т. Менеджмент. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 208 с.
4. Азоев Г.Л., Челенков А.П. Конкурентные преимущества фирмы. М.: Типография «Новости», 2013. – с.87.
5. Акмаева Р.И. Стратегический менеджмент: учебное пособие. – М.: Волтерс Клувер, 2010.
6. Ансофф И. Стратегическое управление: пер. с англ. - М.: Питер, 2009.
7. Веснин В. Стратегическое управление. Учебное пособие. – М.: Проспект, 2014. – 186 с.
8. Горбашко Е., Максимцев И., Рыкова Ю., Четыркина Н. Управление конкурентоспособностью. Теория и практика. – М.: Юрайт, 2014.
9. Дихтль Е., Хершген X. Практический маркетинг: Учеб. пособие / Пер. с нем.; Под ред. И.С. Минко. – М.: Высш. шк., 2009.
10. Зимина А. А. Управление развитием предприятия : учеб. пособие. – Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2014.
11. Казначевская Г., Чуев И., Матросова О. Менеджмент. – М.: Феникс, 2013. – 368 с.
12. Котлер Ф. Маркетинг Менеджмент. Экспресс-курс. – СПб: Питер, 2011.
13. Кондраков Н. П. Бухгалтерский (финансовый, управленческий) учет. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2012.
14. Конкурентное право России: учебник / Д.А.Алешин, И.Ю.Артемьев, Е.Ю.Борзило и др.; отв. ред. И.Ю.Артемьев, А.Г.Сушкевич. М., 2012.
15. Коршунов В. Экономика организации (предприятия). Теория и практика. – М.: Юрайт, 2014. – с.448.
16. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс / Пер. с англ. под ред. С.Г. Божук. -2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. -124 с.
17. Кремнёв Д. Продвижение в социальных сетях. СПб.: Питер, 2011.
18. Кукушкин С. Н., Поздняков В. Я., Васильева Е. С. Планирование деятельности предприятия. – М.: Юрайт, 2013. – 350 с.
19. Ляско А. Стратегический менеджмент. Современный учебник. – М.: Издательский дом "Дело" РАНХиГС, 2013. – 488 с.
20. Микроэкономика. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И.- 4-е изд., испр. и доп.- М.: Юрайт-Издат, 2012.
21. Нечитайло А., Карлик А. Экономика предприятий (организаций). Учебник. – М.: Проспект, 2014. – 304 с.
22. Носова Н. Конкурентная стратегия компании, или Маркетинговые методы конкурентной борьбы. – М.: Дашков и Ко, 2013. – 256 с.
23. Ожиганов Э. Политика инновационного развития. Глобальная конкуренция и стратегическая перспектива России. – М.: Либроком, 2012 – 176 с.
24. Рубин Ю.Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции – М.: Маркет ДС – 2010.
25. Староверова Г.С. Экономическая оценка инвестиций: учебное пособие – М.: КНОРУС, 2012.
26. Титов В.И. Экономика предприятия: учебник — М.: Эксмо, 2012.
27. Томпсон А. А. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа: 13-е изд., пер. с англ. / А. А. Томпсон, А. Дж. Стрикленд. М., 2007.
28. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. Учебник для вузов. 5-е изд. - СПб.: Питер, 2007.
29. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации. – М.: Маркет ДС, 2008.
30. Философова Т. Г., Быков В. А. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность – М.: Юнити-Дана, 2008.
31. Чайникова Л.Н. Конкурентоспособность предприятия: учеб. пособие / Л.Н. Чайникова, В.Н. Чайников. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007.
32. Чурсин А. Теоретические основы управления конкурентоспособностью. – М.: Спектр, 2012.
33. Портер М. Конкурентная стратегия: учебник для вузов. - М.: Альпина Бизнес Букс. - 2010. -398 с.
III Статьи из периодической печати
34. Cassetti L. Economic freedom, freedom of enterprise and the protection of competition. Rome, 2011. – p.3-6.
35. Luther J. Fundamental rights in Italy. Alessandria, Italy, 2011. – p.186.
36. OECD: The Arrangement for Officially Supported Export Credits. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. oecd.org/trade/xcred/cirrs.pdf, свободный (дата обращения: 04.03.2015).
37. SMM на практике: в приоритете - обучение [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.unkniga.ru/vishee/479-smm-na-praktike.html?date= 2013-03-01.
38. Абхазов Ю.М., Лукашенко О.В., Смотрицкая И.И. Стратегия формирования конкурентоспособности корпораций // Россия в глобализирующемся мире: стратегия конкурентоспособности / Отв. ред. Д.С. Львов, Д.Е. Сорокин. М.: Наука, 2014. (Экономическая наука современной России.) – с.90.
39. Алешин Д. А. Современные мировые тенденции развития государственного регулирования конкуренции // Модернизация экономики и государство. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. кн. 3. С. 39.
40. Артамонов Б.В. Основные принципы формирования конкурентных стратегий // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. 2009. № 143. С. 12.
41. Архипов A.M. Теоретические вопросы современных конкурентных стратегий // Финансы и кредит. 2008. № 21. С. 62.
42. Бондарева С.Р. Конкурентные преимущества и их роль в формировании конкурентных стратегий развития организации // Экономические и гуманитарные науки. 2011. № 3. С. 101-107.
43. Власенко Н.А. Стратегия предприятия в условиях конкурентной среды // Международный журнал экспериментального образования. 2011. № 8. С. 205.
44. Гончаров А.А. Современные тенденции разработки конкурентных стратегий // Наука и экономика. 2011. № 2. С. 36-40.
45. Государственная поддержка экспорта и ВТО // Информационно-аналитическое издание ПРОВЭD [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://xn--b1ae2adf4f.xn--p1ai/analysis/4438-gospodderzka-wto.html, свободный (дата обращения: 11.03.2015).
46. Гришанов Д.Г. [и др.] Механизм выбора конкурентных стратегий. Условия равновесности и устойчивости рынка сбыта продукции: монография. Самара, 2009.
47. Захарова Н.С. Повышение конкурентоспособности предприятий стекольной промышленности на основе маркетингового исследования// Современные научные исследования и инновации. - Январь 2012. - № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/01/6129 (дата обращения: 16.04.2015).
48. Иванов Д.И. Анализ особенностей формирования инновационных стратегий в строительной сфере // Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы. 2012. № 4-5. С. 21-22.
49. Исследование потребностей малых и средних предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, в продуктах кредитования // МСП-Банк, 2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mspbank.ru/files/22-05-2014_ved-spros.pdf, свободный (дата обращения: 10.03.2015).
50. Кремнёв Д. Продвижение в социальных сетях. СПб.: Питер, 2011. - с.60.
51. Мамченко, О.П. Иерархические системы управления в экономике / О.П. Мамченко, Н.М. Оскорбин. - Барнаул, 2007. – с.27.
52. Общее руководство по экспортному финансированию и страхованию экспортных кредитов. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.veb.ru/common/upload/files/veb/br/export/exfinprocr.pdf, свободный (дата обращения: 04.03.2015).
53. Осипов В.И. Анализ производства и потребления плоского стекла на стекольном рынке России// Журнал «Окна. Двери. Фасады.» – Февраль 2014. [Электронный ресурс].
54. Чечкин Е.И. Российский рынок стекла: «Все прозрачно»// Эксперт- Урал - Февраль 2014. - №7 (588).
55. Осипов В.И. Анализ производства и потребления плоского стекла на стекольном рынке России// Журнал «Окна. Двери. Фасады» – Февраль 2014. [Электронный ресурс].
56.
57. Прытков И. В., Родионова В. Н. Характеристика современных подходов к выработке стратегии развития предприятия // Организатор производства. 2011. № 3. С. 39-44.
58. Сергеев, В.И. Менеджмент в бизнес-логистике / В.И. Сергеев. - М., 2009. – с.57.
59. Социальные сети в 2014 году: исследование comScore. Октябрь 2014 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cossa.ru/articles/149/11382, свободный.
60. Социальные сети и блогосфера как инструменты продвижения книг [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pro-books.ru/sitearticles/7097.
61. Список стран по числу пользователей Интернета [Элетронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Список_стран_по_числу_пользователей_Интернета, свободный.
62. Филимонов Г. Ю., Цатурян С. А. Социальные сети как инновационный механизм «мягкого» воздействия и управления массовым сознанием // Политика и общество. М.: Nota Bene, 2012. С. 65-75.
63. Хрусталев Б. Б., Демьянова В. С. Теоретические и методические основы формирования стратегии развития предприятия // Известия КГАУС. 2012. № 2(20). С. 201-266.
64. Чеботаренко Е.С. Типы стратегий конкурентной борьбы на рынке услуг // Вестник СамГУПС. 2009. Т. 2. № 6. С. 104.
65. Чечкин Е.И. Российский рынок стекла: «Все прозрачно»// Эксперт- Урал - Февраль 2014. - №7 (588).
IV Интернет-ресурсы
66. Сайт «ИКС-Консалтинг» [Электронный ресурс]. Режим доступа: iks-consulting.ru, свободный.
67. Консультант плюс [Электронный ресурс]. Режим доступа: consultant.ru, свободный.
68. Сайт ОАО «МСП Банк» - http://mspbank.ru.
69. По данным UNCTAD - unctad.org
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Тема: «Анализ конкурентоспособности продукта и разработка рыночной стратегии предприятия».
Объектом исследования является конкурентоспособность ООО «Модуль-С», которое выпускает бронированные стекла.
Предметом исследования выступает развитие предприятия с целью обеспечения конкурентоспособности его продуктов.
В современных условиях развития российской экономики, которые приводят к усиления взаимодействия субъектов управления на всех уровнях, исследование проблемы конкурентоспособности является необходимой для построения эффективной системы управления предприятием. Конкурентоспособность выступает в качестве состязательной способности экономических субъектов и рассматривается на различных уровнях — мирового рынка, национального рынка, отрасли, организации, товара и услуги. Все обозначенные аналитические уровни строятся на основе исследования организационного уровня, на котором непосредственно происходит рыночное взаимодействие потребителя и производителя и разворачивается основная конкурентная борьба.
Современный менеджмент рассматривает конкуренцию в качестве процесса управления субъекта своими конкурентными преимуществами с целью одержания победы в борьбе со своими конкурентами или достижения поставленных целей. Конкуренция выступает основным источником развития субъектов и объектов управления, а также общества в целом. Все это обуславливает пристальный интерес со стороны исследователей к вопросу обеспечения конкурентоспособности предприятия и определеяет актуальность выбранной темы исследования.
Цель работы состоит в поиске направлений развития предприятия с целью повышения его конкурентоспособности. Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты конкурентоспособности предприятия;
- провести оценку конкурентоспособности предприятии
- определить направление развития предприятия;
- оценить целесообразность разработанных направлений повышения конкурентоспособности предприятия.
Методическую основу исследования составили следующие виды анализа: системный, факторный, рядов динамики и экономический анализ, а также методы менеджмента, маркетинга, экономического моделирования, теории принятия решений и организационного поведения.
Структура исследования: работа состоит из введения, пяти разделов, заключения, списка использованных источников и приложений.
В первом разделе рассмотрены различные точки зрения современных отечественных и зарубежных авторов на понятие «конкурентоспособности» и сформулировано понятие, которое будет использовать в работе. Также рассмотрены типы конкурентных стратегий, которые предприятие использует для своего поведения на рынке с целью дальнейшего развития и основные подходы к формированию конкурентной стратегии развития предприятия.
Во втором разделе рассмотрены методические аспекты оценки конкурентоспособности предприятия: модель Розенберга, модель ожидаемой полезности и идеального представления, показатель конкурентоспособности товара, методика построения конкурентного профиля и т.д. Также рассмотрены основные направления повышения конкурентоспособности предприятия.
В третьем разделе проведено исследование конкурентных преимуществ ООО «Модуль-С». Анализ начнется с исследования основных направлений деятельности предприятия и его технико-экономических показателей в динамике за 2012-2014 гг. С целью выбора верной стратегии развития предприятия проведен анализ рынков сбыта предприятия, основных конкурентов предприятия и его положение на рынке.
В четвертом разделе будет подведен итог результатов, полученных в третьем разделе, которые станут также основой проведения SWOT-анализа. Также после подведения итогов произведен поиск новых потенциальных рынков сбыта для предприятия, что станет основой для пятого раздела.
В пятом разделе разработаны рекомендации по повышению конкурентоспособности продукта ООО «Модуль-С». Рассмотрена стратегии выхода ООО «Модуль-С» на рынок Италии: рекомендации по выбору эффективной стратегии финансирования экспортных операций предприятия, формированию маркетинговой и ценовой стратегии выхода предприятия на рынок Италии. В заключении раздела проведен расчет затрат, необходимых для реализации разработанных рекомендаций, доходы, которые предприятие получит при использовании разработанных рекомендаций и достигаемый экономический эффект.
ВВЕДЕНИЕ 3
Раздел 1. Теоретические аспекты управления конкурентоспособностью продукта 5
1.1 Понятие конкуренции и конкурентоспособности продукта 5
1.2 Типы конкурентных стратегий 9
1.3 Формирование стратегии развития предприятия 12
Раздел 2. Методические аспекты оценки конкурентоспособности предприятия 20
2.1 Методы оценки конкурентоспособности предприятия 20
2.2 Способы повышения конкурентоспособности предприятия 25
Раздел 3. Оценка конкурентоспособности ООО «Модуль-С» 31
3.1 Технико-экономическая характеристика предприятия 31
3.2 Исследование рынков сбыта предприятия 35
3.3 Конкурентный анализ предприятия 41
Раздел 4. Основные выводы по результатам проведенных исследований 46
4.1 SWOT-анализ положения ООО «Модуль-С» на рынке 46
4.2 Поиск новых потенциальных рынков сбыта для предприятия 53
5. Рекомендации по повышению конкурентоспособности продукта ООО «Модуль-С» 58
5.1 Разработка стратегии выхода ООО «Модуль-С» на внешний рынок 58
5.2 Оценка эффективности разработанных рекомендаций 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 84
ПРИЛОЖЕНИЯ 89
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы. ООО «Модуль-С» специализируется на производстве пулестойкого, антивандального и ударостойкого стекла. Продукция компании прошла необходимые испытания в соответствующих учреждениях, что подтверждено сертификатами соответствия требованиям безопасности. В 2014 г. по сравнению с 2013 г. выручка снизилась на 39,28% или 49246 тыс.руб., что было вызвано потерей конкурентных позиций предприятия. На российский рынок листового стекла стали приходить зарубежные компании, действия которых ужесточили конкуренцию на рынке. Также в стране в 2014 г. наблюдался спад строительства, что сказалось на снижении спроса на листовое стекло. Произошло снижение и себестоимости продукции причем на 54,10%. Ввиду выявленных тенденций прибыль от реализации продукции в 2014 г. по сравнению с 2013 г. выросла на 22,43% или 787 тыс.руб. При этом за исследуемый период ООО «Модуль-С» показало высокие темпы своего развития. Предприятие наращивало производство и внедряло новое виды производств. Однако, в 2014 г. наблюдается ухудшение результатов деятельности предприятия, что было вызвано ужесточением конкуренции на рынке и спадом спроса на продукцию ввиду экономической нестабильности в стране. Ввиду этого руководству ООО «Модуль-С» необходимо разработать новую стратегию продвижения своей продукции на рынок, а также поиска новых рынков сбыта.
Основной спад произошел относительно такого вида продукции как триплекс. Анализ матрицы БКГ ООО «Модуль-С» показал следующее:
1. Наибольший спрос в настоящее время наблюдается на бронированное стекло и триплекс.
2. Производство офисных перегородок и огнестойкого стекла является для предприятия не рентабельным, от него необходимо отказаться.
3. Основными потребителями продукции предприятия являются строительные компании и автопроизводители.
Ввиду этого можно сделать вывод, что спад спроса на триплекс произошел ввиду конкурентного давления на рынке.
В настоящее время в РФ действуют 12 предприятий, производящих листовое стекло, большая часть из которых выпускают высококачественное флоат-стекло, причем основная часть производства - более 80% сосредоточена в центральных районах Основными ведущими производителями флоат-стекла в России являются: ОАО «Эй-Джи-Си Борский стекольный завод», группа Салаватстекло/ Саратовстройстекло, ООО «Эй Джи Си Флэт Глас Клин», с 2006г. - ООО «ПилкингтонГласс» и с 2008г. «Гардиан Стекло Рязань» Основными ближайшими конкурентами ООО «Модуль-С» являются стекольные предприятия Владимирской области: ООО ТД «Завод Символ» (Курлово), ООО «Магистраль» (Гусь-Хрустальный) и ООО «Стеклоград» (Гусь-Хрустальный).
Конкурентный анализ показал, что ООО «Модуль-С» занимает второе место на рынке листового стекла. При этом если на такие параметры как срок существования предприятие повлиять не может, то на увеличение других параметров может оказать влияние. Наиболее слабыми сторонами ООО «Модуль-С» по сравнению с его ближайшим конкурентом – ООО «Магистраль» являются ассортимент выпускаемой продукции и средняя стоимость выручки на 1 покупателя, финансовое положение предприятия, относящиеся соответственно к показателям третьей и четвертой группам приоритетности, а также доля розничных покупателей – относящаяся к третьей группе приоритетов. Именно этим направлениям следует уделить особое внимание в будущей деятельности предприятия. Также к слабым сторонам относится реклама – 5 степень приоритетности. На это руководящему составу предприятия также следует обратить внимание.
По многим позициям ООО «Модуль-С» не уступает своим конкурентам, так как у него есть и сильные стороны, например, репутация предприятия (показатель 1 степени), контроль качества продукции (показатель 2 степени), более привлекательные цены (показатель 3 степени), а также стабильность в отношении кадрового состава (показатель 5 степени). Эти факторы значительно повышают конкурентный потенциал ООО «Модуль-С».
Таким образом, ООО «Модуль-С» занимает очень низку долю на рынке листового стекла в России. Конкурировать с уже существующими лидерами рынка, которые занимают более 60% рынков предприятие не может. Для этого у него не хватает ни производственных мощностей, ни опыта. Новые предприятия стекольной промышленности уже разрабатываются на уровне государства и будут поддерживаться им. Приход на рынок зарубежных крупных предприятий также еще больше сокращают шансы ООО «Модуль-С» на возможность увеличения доли своего присутствия на рынке. Ввиду этого предприятию необходимо искать новые рынки сбыта и согласно проведенному исследованию уже не в России. На основании проведенного исследования деятельности ООО «Модуль-С» по производству и реализации листового стекла, можно сделать вывод, что для дальнейшего развития предприятия и расширения его деятельности ООО «Модуль-С» может выходить на внешние рынки в качестве экспортера с таким видом продукции как бронированное стекло и триплекс. Однако для этого необходимо было провести дополнительные исследования.
Дополнительное исследование показало, что после того как правительство реализует данные проект на рынке стекольной продукции будет достаточное количество российских производителей и новым компаниям будет достаточно трудно на него выйти, а имеющимся мелким компания поддерживать прежний уровень сбыта. Ввиду этого мелкие компании начнут искать новые рынки сбыта и преимущественно за рубежом. Таким образом, ООО «Модуль-С» необходимо опередить своих конкурентов и выйти на внешние рынки первому.
Основной спрос на листовое стекло наблюдается в странах Европы. Среднее потребление листового стекла в Европе 1,4 м.кв. на душу населения. Годовой объём потребления ок. 10 млн. тонн. (с Турцией, но без стран бывш.СССР). В 2014 году были запущены новые производственные линии в Болгарии (Sisecam) и в Италии (Sangalli).Однако, в Италии в настоящее время имеется высокий спрос на монотриплекс в связи с увеличением выпуска автомобилей, спрос на которые вырос на 24,2%, а также увеличения объем строительства высотных стеклянных зданий.
Италия может генерировать довольно мощный платежеспособный спрос на высококачественное флоат-стекло, поэтому ее рынок должен стать привлекательным для потенциальных экспортеров листового стекла в России. Таким образом, результаты проведенных исследований показывают, что:
- внутренний стекольный рынок РФ характеризуется высоким уровнем конкуренции и небольшим предприятиям на нем трудно выживать;
- наибольшую потребность в бронированном стекле испытывают страны Европы и в больше части Италия, где развитие автомобилестроения и строительства приводит к увеличению спроса на триплекс;
Повышенный спрос на высококачественное стекло и сложившаяся рыночная конъюнктура в Италии позволят ООО «Модуль-С» эффективно осуществить проект по осуществлению экспортных операций монотриплекса. При этом, недостаточная емкость внутреннего рынка стекла, высокий спрос на бронированное стекло и уровень цен на высококачественное стекло позволят предприятию получать достаточную прибыль для дальнейшего успешного развития. Ввиду этого обоснована необходимость выхода ООО «Модуль-С» на внешний рынок листового стекла Италии с продукцией монотриплекс. В проектном разделе была подробнее рассмотрена стратегия продвижения данной продукции на рынок Италии.
Разработанная стратегия поведения ООО «Модуль-С»рынке подразумевает следующие основные направления:
1. Использование для выхода на внешний рынок ресурсов зарубежного банка;
2. Использование маркетинговой стратегии выхода предприятия на рынок Италии;
3. Формирование ценовой политики предприятия на рынке Италии.
Реализация указанных мероприятий принесет предприятию дополнительную прибыль в размере 156,6 млн. руб., что является высоким показателем и ввиду этого можно считать их эффективными.
I Законодательные и нормативные акты
1. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 29.12.2012) "Об обществах с ограниченной ответственностью" [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный.
2. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "О защите конкуренции" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный.
II Учебники, учебные пособия, монографии
3. Авдулова Т. Менеджмент. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 208 с.
4. Азоев Г.Л., Челенков А.П. Конкурентные преимущества фирмы. М.: Типография «Новости», 2013. – с.87.
5. Акмаева Р.И. Стратегический менеджмент: учебное пособие. – М.: Волтерс Клувер, 2010.
6. Ансофф И. Стратегическое управление: пер. с англ. - М.: Питер, 2009.
7. Веснин В. Стратегическое управление. Учебное пособие. – М.: Проспект, 2014. – 186 с.
8. Горбашко Е., Максимцев И., Рыкова Ю., Четыркина Н. Управление конкурентоспособностью. Теория и практика. – М.: Юрайт, 2014.
9. Дихтль Е., Хершген X. Практический маркетинг: Учеб. пособие / Пер. с нем.; Под ред. И.С. Минко. – М.: Высш. шк., 2009.
10. Зимина А. А. Управление развитием предприятия : учеб. пособие. – Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2014.
11. Казначевская Г., Чуев И., Матросова О. Менеджмент. – М.: Феникс, 2013. – 368 с.
12. Котлер Ф. Маркетинг Менеджмент. Экспресс-курс. – СПб: Питер, 2011.
13. Кондраков Н. П. Бухгалтерский (финансовый, управленческий) учет. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2012.
14. Конкурентное право России: учебник / Д.А.Алешин, И.Ю.Артемьев, Е.Ю.Борзило и др.; отв. ред. И.Ю.Артемьев, А.Г.Сушкевич. М., 2012.
15. Коршунов В. Экономика организации (предприятия). Теория и практика. – М.: Юрайт, 2014. – с.448.
16. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс / Пер. с англ. под ред. С.Г. Божук. -2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. -124 с.
17. Кремнёв Д. Продвижение в социальных сетях. СПб.: Питер, 2011.
18. Кукушкин С. Н., Поздняков В. Я., Васильева Е. С. Планирование деятельности предприятия. – М.: Юрайт, 2013. – 350 с.
19. Ляско А. Стратегический менеджмент. Современный учебник. – М.: Издательский дом "Дело" РАНХиГС, 2013. – 488 с.
20. Микроэкономика. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И.- 4-е изд., испр. и доп.- М.: Юрайт-Издат, 2012.
21. Нечитайло А., Карлик А. Экономика предприятий (организаций). Учебник. – М.: Проспект, 2014. – 304 с.
22. Носова Н. Конкурентная стратегия компании, или Маркетинговые методы конкурентной борьбы. – М.: Дашков и Ко, 2013. – 256 с.
23. Ожиганов Э. Политика инновационного развития. Глобальная конкуренция и стратегическая перспектива России. – М.: Либроком, 2012 – 176 с.
24. Рубин Ю.Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции – М.: Маркет ДС – 2010.
25. Староверова Г.С. Экономическая оценка инвестиций: учебное пособие – М.: КНОРУС, 2012.
26. Титов В.И. Экономика предприятия: учебник — М.: Эксмо, 2012.
27. Томпсон А. А. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа: 13-е изд., пер. с англ. / А. А. Томпсон, А. Дж. Стрикленд. М., 2007.
28. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. Учебник для вузов. 5-е изд. - СПб.: Питер, 2007.
29. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации. – М.: Маркет ДС, 2008.
30. Философова Т. Г., Быков В. А. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность – М.: Юнити-Дана, 2008.
31. Чайникова Л.Н. Конкурентоспособность предприятия: учеб. пособие / Л.Н. Чайникова, В.Н. Чайников. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007.
32. Чурсин А. Теоретические основы управления конкурентоспособностью. – М.: Спектр, 2012.
33. Портер М. Конкурентная стратегия: учебник для вузов. - М.: Альпина Бизнес Букс. - 2010. -398 с.
III Статьи из периодической печати
34. Cassetti L. Economic freedom, freedom of enterprise and the protection of competition. Rome, 2011. – p.3-6.
35. Luther J. Fundamental rights in Italy. Alessandria, Italy, 2011. – p.186.
36. OECD: The Arrangement for Officially Supported Export Credits. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. oecd.org/trade/xcred/cirrs.pdf, свободный (дата обращения: 04.03.2015).
37. SMM на практике: в приоритете - обучение [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.unkniga.ru/vishee/479-smm-na-praktike.html?date= 2013-03-01.
38. Абхазов Ю.М., Лукашенко О.В., Смотрицкая И.И. Стратегия формирования конкурентоспособности корпораций // Россия в глобализирующемся мире: стратегия конкурентоспособности / Отв. ред. Д.С. Львов, Д.Е. Сорокин. М.: Наука, 2014. (Экономическая наука современной России.) – с.90.
39. Алешин Д. А. Современные мировые тенденции развития государственного регулирования конкуренции // Модернизация экономики и государство. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. кн. 3. С. 39.
40. Артамонов Б.В. Основные принципы формирования конкурентных стратегий // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. 2009. № 143. С. 12.
41. Архипов A.M. Теоретические вопросы современных конкурентных стратегий // Финансы и кредит. 2008. № 21. С. 62.
42. Бондарева С.Р. Конкурентные преимущества и их роль в формировании конкурентных стратегий развития организации // Экономические и гуманитарные науки. 2011. № 3. С. 101-107.
43. Власенко Н.А. Стратегия предприятия в условиях конкурентной среды // Международный журнал экспериментального образования. 2011. № 8. С. 205.
44. Гончаров А.А. Современные тенденции разработки конкурентных стратегий // Наука и экономика. 2011. № 2. С. 36-40.
45. Государственная поддержка экспорта и ВТО // Информационно-аналитическое издание ПРОВЭD [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://xn--b1ae2adf4f.xn--p1ai/analysis/4438-gospodderzka-wto.html, свободный (дата обращения: 11.03.2015).
46. Гришанов Д.Г. [и др.] Механизм выбора конкурентных стратегий. Условия равновесности и устойчивости рынка сбыта продукции: монография. Самара, 2009.
47. Захарова Н.С. Повышение конкурентоспособности предприятий стекольной промышленности на основе маркетингового исследования// Современные научные исследования и инновации. - Январь 2012. - № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/01/6129 (дата обращения: 16.04.2015).
48. Иванов Д.И. Анализ особенностей формирования инновационных стратегий в строительной сфере // Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы. 2012. № 4-5. С. 21-22.
49. Исследование потребностей малых и средних предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, в продуктах кредитования // МСП-Банк, 2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mspbank.ru/files/22-05-2014_ved-spros.pdf, свободный (дата обращения: 10.03.2015).
50. Кремнёв Д. Продвижение в социальных сетях. СПб.: Питер, 2011. - с.60.
51. Мамченко, О.П. Иерархические системы управления в экономике / О.П. Мамченко, Н.М. Оскорбин. - Барнаул, 2007. – с.27.
52. Общее руководство по экспортному финансированию и страхованию экспортных кредитов. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.veb.ru/common/upload/files/veb/br/export/exfinprocr.pdf, свободный (дата обращения: 04.03.2015).
53. Осипов В.И. Анализ производства и потребления плоского стекла на стекольном рынке России// Журнал «Окна. Двери. Фасады.» – Февраль 2014. [Электронный ресурс].
54. Чечкин Е.И. Российский рынок стекла: «Все прозрачно»// Эксперт- Урал - Февраль 2014. - №7 (588).
55. Осипов В.И. Анализ производства и потребления плоского стекла на стекольном рынке России// Журнал «Окна. Двери. Фасады» – Февраль 2014. [Электронный ресурс].
56.
57. Прытков И. В., Родионова В. Н. Характеристика современных подходов к выработке стратегии развития предприятия // Организатор производства. 2011. № 3. С. 39-44.
58. Сергеев, В.И. Менеджмент в бизнес-логистике / В.И. Сергеев. - М., 2009. – с.57.
59. Социальные сети в 2014 году: исследование comScore. Октябрь 2014 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cossa.ru/articles/149/11382, свободный.
60. Социальные сети и блогосфера как инструменты продвижения книг [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pro-books.ru/sitearticles/7097.
61. Список стран по числу пользователей Интернета [Элетронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Список_стран_по_числу_пользователей_Интернета, свободный.
62. Филимонов Г. Ю., Цатурян С. А. Социальные сети как инновационный механизм «мягкого» воздействия и управления массовым сознанием // Политика и общество. М.: Nota Bene, 2012. С. 65-75.
63. Хрусталев Б. Б., Демьянова В. С. Теоретические и методические основы формирования стратегии развития предприятия // Известия КГАУС. 2012. № 2(20). С. 201-266.
64. Чеботаренко Е.С. Типы стратегий конкурентной борьбы на рынке услуг // Вестник СамГУПС. 2009. Т. 2. № 6. С. 104.
65. Чечкин Е.И. Российский рынок стекла: «Все прозрачно»// Эксперт- Урал - Февраль 2014. - №7 (588).
IV Интернет-ресурсы
66. Сайт «ИКС-Консалтинг» [Электронный ресурс]. Режим доступа: iks-consulting.ru, свободный.
67. Консультант плюс [Электронный ресурс]. Режим доступа: consultant.ru, свободный.
68. Сайт ОАО «МСП Банк» - http://mspbank.ru.
69. По данным UNCTAD - unctad.org
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
2240 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55695 Дипломных работ — поможем найти подходящую