Прекрасный автор, сделала в краткие сроки, хорошо разбирается в материале.
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Актуальность исследования. Биографический метод с каждым годом занимает все более заметное место в арсенале современной психологии и смежных гуманитарных наук. Его развитие имеет длительную, богатую историю, которую творили философы, историки, социологи, искусствоведы, науковеды и, конечно, психологи. Среди тех, кто внес существенный вклад в развитие биографической психологии в XX веке, стоят психологи Н.А. Рыбников, Б.Г. Ананьев, С.Л.Рубинштейн (СССР – Россия), австрийские Зигмунд Фрейд, Шарлотта Бюлер, Виктор Франкл, немецкие Альфред Адлер, Ганс Томэ, американские Г. Олпорт, А. Маслоу и другие.
В современной науке усиливается тенденция целостного изучения личности на всем протяжении ее жизни в масштабе исторической эпохи, в связи с чем биографические методы приобретают большую популярность и развитие. На сегодняшний день биографические методы применяются при отборе персонала. Биографические методы в системе отбора персонала – это особый концептуальный подход к изучению личности, основанный на представлении о том, что личность является «продуктом» собственной биографии или истории своей жизни. В этом качестве биографические методы представляют собой нечто значительно большее, чем инструмент для изучения отдельных функций или свойств личности. Биографический метод исследования состоит в выявлении ключевых факторов формирования индивида, его жизненного пути, кризисных периодов развития, особенностей социализации. Анализируются также текущие события в жизни индивида и прогнозируются возможные события в будущем.
Проблема исследования. Не смотря на то, что биографический метод имеет длительную историю, на сегодняшний день отсутствует единая методология применения биографического метода при отборе персонала. Большинство организаций используют только резюме, как элемент биографического метода, ряд организаций используют анкетирование, написание автобиографий и т.д. Но проблемой является то, что отсутствует комплексная методика применения биографического метода в отборе персонала и методика обработки и интерпретации результатов.
Цель исследования. Целью данного исследования является изучение вопроса целесообразности применения биографического метода, как метода качественного отбора персонала.
Задачи исследования. Для достижения цели исследования были выдвинуты следующие задачи:
1. Изучение исторических аспектов, понятия, методологии биографического метода.
2. Анализ методологии исследования.
3. Обработка результатов исследования.
Гипотеза исследования. Применение биографического метода при отборе персонала позволяет осуществить более качественный отбор.
Объект исследования. Система отбора персонала организации.
Предмет исследования. Биографические методы при отборе персонала в организацию.
Методы исследования. В исследовании были использованы следующие методы:
- биографическое анкетирование;
- психологическая автобиография;
- Коржова Е.Ю., Бердникова А.В. Методика «Отношение к значимой жизненной ситуации».
Методологическая основа исследования: вопросы биографического метода раскрыты в трудах таких авторов как Е.Мещеркина, В. Семенова, А. Вардомацкий, Е. Здравомыслова и др.
Элементы научной новизны и теоретической значимости: В исследовании уточнена история возникновения биографического метода, раскрыто понятие, виды биографического метода и особенности применения биографического метода в отборе персонала.
Практическая значимость исследования: применение биографических методов позволяет осуществлять более качественный отбор сотрудников организации. Данные методы могут использовать как некоммерческие, так и коммерческие организации.
Эмпирическая база исследования: Исследование проводилось на базе «Переславское городское казачье общество». «ПГКО» - некоммерческая организация с членством около 150 человек, из них 35 являются строевыми казаками, остальные находятся в «обозе», 30% казаков контролируют подразделения организации, но право решения важных вопрос самоуправления остается за Кругом. В диагностике участвовали 30 кандидатов, которые планируют стать членами «ПГКО» и прошедшие классический отбор в члены ПГКО.
Этапы исследования: Отбор в члены «ПГКО» происходит следующим образом:
1) Анализ резюме.
2) Собеседование.
3) Анкетирование.
4) Автобиография.
5) Принятие решения.
В целях подтверждения гипотезы о том, что биографический метод способствует более качественному отбору кадров, было предложено ко всем респондентам применить дополнительно биографические методы отбора, такие как:
-биографическое анкетирование;
- психологическая автобиография;
- Коржова Е.Ю., Бердникова А.В. Методика «Отношение к значимой жизненной ситуации».
Структура дипломной работы: Дипломная работа включает введение, в котором отражены актуальность, цель, задачи, гипотеза исследования. Также работа включает три главы, из готовых первая глава – теоретическая, вторая глава – методическая, третья глава содержит результаты исследования и их обсуждения. Также дипломная работа содержит заключение с обобщающими выводами и список литературы с приложениями.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БИОГРАФИЧЕСКОГО МЕТОДА 7
1.1. История возникновения биографического метода 7
1.2. Понятие, сущность и виды биографического метода 16
1.3. Биографический метод в отборе персонала 32
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ БИОГРАФИЧЕСКОГО МЕТОДА ДЛЯ КАЧЕСТВЕННОГО ОТБОРА ПЕРСОНАЛА 35
2.1. Материалы исследования 35
2.2. Методы исследования 38
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 45
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 66
Проведенное теоретическое исследование показало, что нет единого взгляда на понимание биографических методов, поэтому в работе приводится несколько наиболее распространенных определений данного понятия, в том числе:
1. Биографические методы в психологии (от греческого bios – жизнь, grapho – пишу) – это способы исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности.
2. Биографические методы – качественные методы, которые основываются на принципиальной гипотезе (предположении) о том, что, возможно, восстанавливать и изучать социальную действительность, социальные факты через анализ биографических материалов и событий, сохранённых в них, через оценки, отзывы, мнения и установки. Основа этой гипотезы – факт, что человеческий поступок определён проходом через объективные социальные условия, и это отражается в субъективном феномене сознания.
3. Биографические данные в социологии – это основной источник детальных и мотивационных описаний «истории» отдельной личности. Разновидность этнографического метода.
4. Биографический метод представляет собой метод синтетического описания человека как личности и субъекта деятельности. В настоящее время он является единственным методом, который позволяет изучать личность в процессе развития. Биографический метод – исторический и одновременно генетический, так как позволяет проследить динамику жизненного пути.
5. По мнению Ананьева Б.Г., биографический метод - собирание и анализ данных о жизненном пути человека как личности и субъекте деятельности (анализ человеческой документации, свидетельств современников, продуктов деятельности самого человека и т. д.).
Основными источниками биографических данных являются:
- официальные биографические документы (характеристики, автобиографии и др.);
- практические результаты деятельности (активность в общественной работе, успешность в выполнении различных нормативов и заданий и т.п.);
- автобиографические данные (автобиография, биографическая анкета, беседа).
Варианты биографического метода включают:
1) ретроспективный анализ, т.е. описание индивидуальности, проводимое post factum на основании сведений, почерпнутых из документальных источников
2) длительные лонгитюдные исследования, предоставляющие экспериментальные данные для биографического анализа;
3) каузометрический анализ, устанавливающий связи между разными событиями жизни на основании собственных оценок испытуемого.
Целью данного исследования являлось изучение вопроса целесообразности применения биографического метода, как метода качественного отбора персонала в казачество.
Исследование проводилось на базе «Переславское городское казачье общество». «ПГКО» - некоммерческая организация с членством около 150 человек, из них 35 являются строевыми казаками, остальные находятся в «обозе», 30% казаков контролируют подразделения организации, но право решения важных вопрос самоуправления остается за Кругом.
В организации «Переславское городское казачье общество» активно ведется борьба с негативными проявлениями (курением, употреблением спиртных напитков, полностью отсутствует нецензурщина). Но самое пристальное внимание казаки уделяют воспитанию подрастающего поколения. Много внимания уделяется боевой подготовке. Проводятся специальные занятия по выработке боевых навыков с использованием карт местности и радиотелефонов. В случае объявления боевой тревоги казаки должны четко, согласно боевому расчету, выполнять свои действия по охране и обороне объектов города и населения, так что горожане должны относиться к казакам, как к своим защитникам.
Благодаря грамотному взаимодействию всех уровней власти с обществом, самим казакам, демократическому подходу к решению стоящих перед ними задач, Переславские, казаки занимают одно из первых мест в ЦКВ, а в Ярославской области - лучшие. Немалая заслуга в этом атамана, его помощника, батюшки и всех казаков.
В диагностике участвовали 30 кандидатов, которые планируют стать членами «ПГКО» и прошедшие классический отбор в члены ПГКО. Отбор в члены «ПГКО» происходит следующим образом. На первом этапе проводится анализ резюме. Кандидаты, резюме которых не подходят в дальнейшем отборе не участвуют.
Кандидаты не прошедшие собеседование также не принимают дальнейшего участия в резюме. Анкетирование в «ПГКО» носит формальный характер и результаты совпадают с результатами собеседования.
Далее, те кто прошли предыдущие этапы отбора пишут автобиографию. По результатам ее исследования принимается решение о том, может ли респондент стать членом ПГКО.
Из исследуемой группы по результатам типового отбора членами ПГКО могут стать 12 респондентов.
В целях подтверждения гипотезы о том, что биографический метод способствует более качественному отбору кадров, было предложено ко всем респондентам применить дополнительно биографические методы отбора, такие как:
- биографическое анкетирование;
- психологическая автобиография;
- Коржова Е.Ю., Бердникова А.В. Методика «Отношение к значимой жизненной ситуации».
Проведенное исследование показало, что применение биографических методов позволяет осуществлять более качественный отбор сотрудников организации. Так при помощи биографического метода было выделено 18 респондентов, которые могут быть зачислены в штат организации.
При этом были выделены все респонденты, которые были отобраны методами стандартного отбора, а также 1 респондент, который был отклонен на этапе анализа резюме, 3 респондента, которые были отклонены на этапе собеседования и 2 респондента, которые были отклонены на этапе автобиографии.
Эти данные свидетельствуют о том, что применение биографических методов позволяет устранить недостатки анализа резюме. Отклонение кандидатуры может быть вследствие некачественного резюме, что может быть обусловлено отсутствием данного навыка, а не отсутствием необходимых профессиональных качеств.
Биографические методы позволяют устранить недостатки собеседования, а именно исключить субъективность оценки, что характерно для собеседования. Респондент может не зарекомендовать себя на собеседовании, но проявить на службе.
Биографические методы позволяют устранить недостатки автобиографии. Автобиография пишется в произвольной форме и респондент может ввиду отсутствия опыта сделать акценты не на «те» события, что исключает применения метода «психологической автобиографии».
Таким образом, рекомендуется применять биографические методы в процессе отбора персонала.
1. Бредфорд, Д., Коэн, А. Искусство управлять людьми/ Д.Бредфорд, А.Коэн.- М., 2011.
2. Беляцкий, Н.П. Менеджмент. Основы лидерства/ Н.П.Беляцкий.- Минск, 2012.
3. Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.
4. Волкогонова ,О. Д. Управленческая психология: учебник / под науч. ред. О.Д. Волкогоновой/О.Д.Волкогонова , А.Т. Зуб. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 352 с.
5. Егоршин А.П. Управление персоналом – 4-е изд. – Н. Новгород: НИМБ, 2011.
6. Кричевский, Р.Л. Психология лидерства: Учебное пособие/ под науч. ред. Р.Л.Кричесвского/ Р.Л. Кричевский. - М.: Статут, 2011.
7. Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.
8. Крупица В.В. Теоретико-методологические основы менеджмента персонала организации: Монография. – Н.Новгород, 2013.
9. Могура М.И., Курбатова М.Б. Современные персонал-технологии. – М.: ЗАО «Бизнес-школа», 2011
10. Организационная психология: Учебник / Под общ. ред. А.Б. Леоновой/А.Б.Леонова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 429 с.
11. Основы управления персоналом: Учебное пособие для вузов. Под ред.Генкина Б.Н. – М.: Высшая школа, 2013
12. Пикулева ,О. А. Психология самопрезентации личности: Монография / О.А. Пикулева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 320 с.
13. Поройков, С. Ю. Психологические типы: Монография / С.Ю. Поройков. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015.
14. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации. Учебник. – М.: АспектПресс, 2012.
15. Радугин А. А. Радугин К. А. Введение в менеджмент: социология организаций и управления. - Воронеж, 2012.
16. Рапохин ,Н. П. Прикладная психология: Учебное пособие / под науч. ред. Н.П. Рапохина/Н.П.Рюхин. - М.: Форум: ИНФРА-М, 2013. - 432 с
17. Рыбников Н.А. Биографический метод. М., 1918
18. Татарников Е.А. Управление персоналом. Учебное пособие. – М.: Изд-во РИОР, 2015.
19. Управление персоналом: Учебник для вузов /Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М: ЮНИТИ, 2012.
20. Авдеева Н.М. Key performance indicators или система ключевых показателей эффективности как способ мотивации персонала // Молодой ученый. 2015. № 11-3 (91). С. 1-4.
21. Аквазба Е.О., Медведев П.С. Система мотивации труда в современной образовательной организации: проблемы и перспективы // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. С. 167.
22. Алиева С.М., Лизавенко М.В. Система мотивации персонала компании в современных условиях // В сборнике: Экономическое развитие России: тенденции, перспективы сборник статей по материалам I Международной научно-практической студенческой конференции: в 4 томах. Кафедра экономики предприятия НГПУ им.К.Минина. Нижний Новгород, 2015. С. 70-73.
23. Базык Е.Ф. Система мотивации персонала на предприятии как рычаг управления / Современные научные исследования: исторический опыт и инновации сборник материалов Международной научно-практической конференции. ответственный редактор И.А.Харитонов. г. Краснодар,, 2015. С. 41-43.
24. Базык Е.Ф. Система мотивации персонала на предприятии как рычаг эффективного управления // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 4-1. С. 167-172.
25. Белякова А.П. Эффективная система мотивации – важный фактор по повышению экономических показателей предприятия // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. № 8. С. 121-125.
26. Вильдиманова А.В., Никитина Е.Ю. Система стимулирования и мотивации труда работников железнодорожной пассажирской компании // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2015. № 32. С. 93-96.
27. Гарькуша В.Н., Гугуева А.В. Управление мотивацией персонала в системе сбалансированных показателей предприятия // Друкеровский вестник. 2015. № 2. С. 109-114.
28. Дедов Л.А., Эйсснер Ю.Н. О российской и западной системах мотивации труда // Журнал экономической теории. 2015. № 3. С. 212-218.
29. Долженко Р.А. Корпоративная социальная политика в системе трудовой мотивации персонала (на материалах коммерческого банка) // Мотивация и оплата труда. 2015. № 1. С. 28-37.
30. Ершова Н.А., Павлов С.Н. Ценовая мотивация персонала в системе децентрализованного менеджмента // Полиграфист. В помощь руководителю и главному бухгалтеру. 2015. № 3 (69). С. 35-40.
31. Завьялова Е.К. Особенности управления человеческими ресурсами инновационно-активных компаний // Вестник СПбУ. Сер.8. Менеджмент. - 2012. – Вып.2. – С.78-106.
32. Иванова М.В. Влияние особенностей инновационной компании на систему мотивации персонала // Актуальные вопросы экономических наук. 2015. № 43. С. 60-66.
33. Изменение в системе оплаты труда как фактор управления мотивацией трудового поведения работников образовательных учреждений / Балынская Н.Р., Кузнецова Н.В., Синицына О.Н. // Вопросы управления. 2015. № 3 (15). С. 96-104.
34. Исаева К.В. Построение системы мотивации персонала на основе системы сбалансированных показателей (опыт отечественных компаний) // Нормирование и оплата труда в промышленности. 2015. № 5-6. С. 37-43.
35. Киреева Н.С. Система мотивации персонала как регулятор проблемы межфункционального взаимодействия в подразделениях маркетинга и логистики // Человеческий капитал и профессиональное образование. 2015. № 3 (15). С. 26-32.
36. Кобец Ю.В. Разработка систем мотивации персонала предприятия ОАО «ГАЗПРОМ» // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. 2015. № 20. С. 93-95.
37. Кондря Т.И., Глызина А.А. Мотивация труда педагогов в системе дошкольного образования современной России: социологический аспект // В сборнике: В мире научных открытий Материалы XV Международной научно-практической конференции. Центр научной мысли. Москва, 2015. С. 102-105.
38. Кошелева Ю. Мотивация персонала / Ю. Кошелева, М. Архипов, М. Токарева // Управление персоналом. – 2012. - №16. – С.12-34.
39. Крылов Э. И., Власова В. М., Журавкова И. В. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов предприятия и расходов на оплату труда./ Э. И. Крылов, В. М. Власова, И. В. Журавкова - М.: Финансы и статистика, 2006. - 272 с.
40. Левинзон В.С. О системах мотивации научно-преподавательского персонала в ВУЗе // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 5-1. С. 56-58.
41. Мазманова, Б.Г. Управление оплатой труда: учеб. Пособие / Мазманова Б.Г. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 368 с.
42. Моденов А.К. Система и методы мотивации // В сборнике: Инновационные технологии в сервисе Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. Под ред. А. Е. Карлика. Санкт-Петербург, 2015. С. 262-264.
43. Моисеев А.А. Особенности мотивации профессиональной деятельности сотрудников в системе «человек-человек»: сущность и структура // В сборнике: Психологические науки: теория и практика Материалы III Международной научной конференции. Москва, 2015. С. 3-6.
44. Мотивация и оплата труда в системе здравоохранения (окончание) / Борисов К.Н., Субочева А.О., Засиева О.З. // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2015. № 21. С. 122-125.
45. Неьматов Ж.А., Исмаилова Т.С. Влияние корпоративной культуры на систему мотивации организации // Потенциал современной науки. 2015. № 6 (14). С. 50-52.
46. Никифорова Е.А. Система мотивации, как один из ключевых факторов успешной деятельности организации // Инновационная наука. 2015. Т. 1. № 4-1. С. 88-90.
47. Никифорова Ю.Э., Фадеева О.М. Адаптация зарубежного опыта систем мотивации трудовой деятельности к российской действительности // В сборнике: Научный взгляд Труды международной научно-практической конференции. Москва, 2015. С. 403-408.
48. Одегов Ю. Подходы к управлению человеческими ресурсами и их влияние на оценку эффективности работы с персоналом / Ю. Одегов, Л. Котова // Кадровик. – 2011. - №2. – С.82-90.
49. Оплата труда: типичные нарушения, сложные вопросы: [практ. пособие] / под общей редакцией С.Ю. Рахманова. - 2-е изд. перераб. - М.: Омега-Л, 2007. - 255 с.
50. Павленко О.В. Критерии оценки и формирование современных систем мотивации труда в условиях рыночной экономики // В сборнике: Экономика, управление, финансы Материалы IV Международной научной конференции. Пермь, 2015. С. 143-146.
51. Павленко О.В. Нематериальная мотивация в системе управления персоналом // Экономика и предпринимательство. 2015. № 3-2 (56-2). С. 524-527.
52. Патрахина Т.Н., Романчук К.П. Сущность и содержание понятия «мотивация» в системе управления // Молодой ученый. 2015. № 7. С. 461-464.
53. Пирогов Н.Л., Рязанов А.А. Развитие систем мотивации и стимулирования персонала предприятий вагоноремонтного комплекса открытого акционерного общества «Российские железные дороги» // Мир экономики и права. 2015. № 1. С. 30-35.
54. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК./ Г.В. Савицкая- Мн.: Новое знание, 2015.-с.658.
55. Саркисян, Г.А. Оплата и организация труда: правовые и экономические вопросы: пособие. / Г.А. Саркисян, Л.В. Щур-Труханович. - М.: Изд-во «Финпресс», 2015. - 160 с.
56. Свиридова Н.В., Шавнина Е.В. Система профориентационной работы как инструмент мотивации к осознанному выбору профессиональной карьеры // Научный альманах. 2015. № 9 (11). С. 596-599.
57. Сидоренко Е. Мотивационный менеджмент. //Топ-менеджер, №22, 2011.- 22 с.
58. Система мотивации и стимулирования трудовой активности персонала в условиях реструктуризации предприятий нефтегазовых отраслей / Калинин Д.Д., Нарожняя К.Г., Терещенко Ю.С. // ФӘн-наука. 2015. № 1 (40). С. 17-18.
59. Система нематериальной мотивации персонала: 5 основных правил создания / Ноздрина Е.Е., Казакова А.Д., Свириденко А.Д., Якуненкова В.В., Рожкова О.В., Добрынин А.С., Малышев Н.Д., Юрцев С.А., Бранд И.Д., Мамонтов Н.С. // Молодой ученый. 2015. № 15. С. 403-405.
60. Травин В. В., Магура М. И., Курбатова М. Б. Мотивационный менеджмент – М.: Дело, 2011. – 127 с.
61. Фидельман Г.Н. Менеджмент систем. Мотивация // Стратегический менеджмент. 2015. № 1. С. 10-17.
62. Херцберг Ф., Mocнер Б., Снидерман Б. Б. Мотивация к работе. – М.: Изд-во «Вершина»- 2011.- 238 с.
63. Хомутинникова Л.В. Мотивация как система различных стимулов // Перспективы науки. 2015. № 4 (67). С. 45-48.
64. Бандурин А.В., Чуб Б.А. Стратегический менеджмент и кадровый потенциал организации [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. // режим доступа: http://www.eduhmao.ru/info/1/4340/35032/
65. Биографические методы в психологии [Электронный ресурс] // режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/1620319/
66. Биографические методы [Электронный ресурс] // режим доступа: http://u4isna5.ru/annotacija/471-2012-02-13-19-01-04
67. Мещеркина Е.Ю., Семенова В.В. Биографический метод в социологии. История, методология и практика. – Институт социологии РАН, 1994г. [Электронный ресурс] // режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/2010/11/14/1214796518/Биографический метод.pdf
68. Мошкова Г.Ю. Биографический метод и проблема психологии личности ученого [Электронный ресурс] // режим доступа: http://hr-portal.ru/article/biograficheskiy-metod-i-problema-psihologii-lichnosti-uchenogo
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Актуальность исследования. Биографический метод с каждым годом занимает все более заметное место в арсенале современной психологии и смежных гуманитарных наук. Его развитие имеет длительную, богатую историю, которую творили философы, историки, социологи, искусствоведы, науковеды и, конечно, психологи. Среди тех, кто внес существенный вклад в развитие биографической психологии в XX веке, стоят психологи Н.А. Рыбников, Б.Г. Ананьев, С.Л.Рубинштейн (СССР – Россия), австрийские Зигмунд Фрейд, Шарлотта Бюлер, Виктор Франкл, немецкие Альфред Адлер, Ганс Томэ, американские Г. Олпорт, А. Маслоу и другие.
В современной науке усиливается тенденция целостного изучения личности на всем протяжении ее жизни в масштабе исторической эпохи, в связи с чем биографические методы приобретают большую популярность и развитие. На сегодняшний день биографические методы применяются при отборе персонала. Биографические методы в системе отбора персонала – это особый концептуальный подход к изучению личности, основанный на представлении о том, что личность является «продуктом» собственной биографии или истории своей жизни. В этом качестве биографические методы представляют собой нечто значительно большее, чем инструмент для изучения отдельных функций или свойств личности. Биографический метод исследования состоит в выявлении ключевых факторов формирования индивида, его жизненного пути, кризисных периодов развития, особенностей социализации. Анализируются также текущие события в жизни индивида и прогнозируются возможные события в будущем.
Проблема исследования. Не смотря на то, что биографический метод имеет длительную историю, на сегодняшний день отсутствует единая методология применения биографического метода при отборе персонала. Большинство организаций используют только резюме, как элемент биографического метода, ряд организаций используют анкетирование, написание автобиографий и т.д. Но проблемой является то, что отсутствует комплексная методика применения биографического метода в отборе персонала и методика обработки и интерпретации результатов.
Цель исследования. Целью данного исследования является изучение вопроса целесообразности применения биографического метода, как метода качественного отбора персонала.
Задачи исследования. Для достижения цели исследования были выдвинуты следующие задачи:
1. Изучение исторических аспектов, понятия, методологии биографического метода.
2. Анализ методологии исследования.
3. Обработка результатов исследования.
Гипотеза исследования. Применение биографического метода при отборе персонала позволяет осуществить более качественный отбор.
Объект исследования. Система отбора персонала организации.
Предмет исследования. Биографические методы при отборе персонала в организацию.
Методы исследования. В исследовании были использованы следующие методы:
- биографическое анкетирование;
- психологическая автобиография;
- Коржова Е.Ю., Бердникова А.В. Методика «Отношение к значимой жизненной ситуации».
Методологическая основа исследования: вопросы биографического метода раскрыты в трудах таких авторов как Е.Мещеркина, В. Семенова, А. Вардомацкий, Е. Здравомыслова и др.
Элементы научной новизны и теоретической значимости: В исследовании уточнена история возникновения биографического метода, раскрыто понятие, виды биографического метода и особенности применения биографического метода в отборе персонала.
Практическая значимость исследования: применение биографических методов позволяет осуществлять более качественный отбор сотрудников организации. Данные методы могут использовать как некоммерческие, так и коммерческие организации.
Эмпирическая база исследования: Исследование проводилось на базе «Переславское городское казачье общество». «ПГКО» - некоммерческая организация с членством около 150 человек, из них 35 являются строевыми казаками, остальные находятся в «обозе», 30% казаков контролируют подразделения организации, но право решения важных вопрос самоуправления остается за Кругом. В диагностике участвовали 30 кандидатов, которые планируют стать членами «ПГКО» и прошедшие классический отбор в члены ПГКО.
Этапы исследования: Отбор в члены «ПГКО» происходит следующим образом:
1) Анализ резюме.
2) Собеседование.
3) Анкетирование.
4) Автобиография.
5) Принятие решения.
В целях подтверждения гипотезы о том, что биографический метод способствует более качественному отбору кадров, было предложено ко всем респондентам применить дополнительно биографические методы отбора, такие как:
-биографическое анкетирование;
- психологическая автобиография;
- Коржова Е.Ю., Бердникова А.В. Методика «Отношение к значимой жизненной ситуации».
Структура дипломной работы: Дипломная работа включает введение, в котором отражены актуальность, цель, задачи, гипотеза исследования. Также работа включает три главы, из готовых первая глава – теоретическая, вторая глава – методическая, третья глава содержит результаты исследования и их обсуждения. Также дипломная работа содержит заключение с обобщающими выводами и список литературы с приложениями.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БИОГРАФИЧЕСКОГО МЕТОДА 7
1.1. История возникновения биографического метода 7
1.2. Понятие, сущность и виды биографического метода 16
1.3. Биографический метод в отборе персонала 32
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ БИОГРАФИЧЕСКОГО МЕТОДА ДЛЯ КАЧЕСТВЕННОГО ОТБОРА ПЕРСОНАЛА 35
2.1. Материалы исследования 35
2.2. Методы исследования 38
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 45
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 66
Проведенное теоретическое исследование показало, что нет единого взгляда на понимание биографических методов, поэтому в работе приводится несколько наиболее распространенных определений данного понятия, в том числе:
1. Биографические методы в психологии (от греческого bios – жизнь, grapho – пишу) – это способы исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности.
2. Биографические методы – качественные методы, которые основываются на принципиальной гипотезе (предположении) о том, что, возможно, восстанавливать и изучать социальную действительность, социальные факты через анализ биографических материалов и событий, сохранённых в них, через оценки, отзывы, мнения и установки. Основа этой гипотезы – факт, что человеческий поступок определён проходом через объективные социальные условия, и это отражается в субъективном феномене сознания.
3. Биографические данные в социологии – это основной источник детальных и мотивационных описаний «истории» отдельной личности. Разновидность этнографического метода.
4. Биографический метод представляет собой метод синтетического описания человека как личности и субъекта деятельности. В настоящее время он является единственным методом, который позволяет изучать личность в процессе развития. Биографический метод – исторический и одновременно генетический, так как позволяет проследить динамику жизненного пути.
5. По мнению Ананьева Б.Г., биографический метод - собирание и анализ данных о жизненном пути человека как личности и субъекте деятельности (анализ человеческой документации, свидетельств современников, продуктов деятельности самого человека и т. д.).
Основными источниками биографических данных являются:
- официальные биографические документы (характеристики, автобиографии и др.);
- практические результаты деятельности (активность в общественной работе, успешность в выполнении различных нормативов и заданий и т.п.);
- автобиографические данные (автобиография, биографическая анкета, беседа).
Варианты биографического метода включают:
1) ретроспективный анализ, т.е. описание индивидуальности, проводимое post factum на основании сведений, почерпнутых из документальных источников
2) длительные лонгитюдные исследования, предоставляющие экспериментальные данные для биографического анализа;
3) каузометрический анализ, устанавливающий связи между разными событиями жизни на основании собственных оценок испытуемого.
Целью данного исследования являлось изучение вопроса целесообразности применения биографического метода, как метода качественного отбора персонала в казачество.
Исследование проводилось на базе «Переславское городское казачье общество». «ПГКО» - некоммерческая организация с членством около 150 человек, из них 35 являются строевыми казаками, остальные находятся в «обозе», 30% казаков контролируют подразделения организации, но право решения важных вопрос самоуправления остается за Кругом.
В организации «Переславское городское казачье общество» активно ведется борьба с негативными проявлениями (курением, употреблением спиртных напитков, полностью отсутствует нецензурщина). Но самое пристальное внимание казаки уделяют воспитанию подрастающего поколения. Много внимания уделяется боевой подготовке. Проводятся специальные занятия по выработке боевых навыков с использованием карт местности и радиотелефонов. В случае объявления боевой тревоги казаки должны четко, согласно боевому расчету, выполнять свои действия по охране и обороне объектов города и населения, так что горожане должны относиться к казакам, как к своим защитникам.
Благодаря грамотному взаимодействию всех уровней власти с обществом, самим казакам, демократическому подходу к решению стоящих перед ними задач, Переславские, казаки занимают одно из первых мест в ЦКВ, а в Ярославской области - лучшие. Немалая заслуга в этом атамана, его помощника, батюшки и всех казаков.
В диагностике участвовали 30 кандидатов, которые планируют стать членами «ПГКО» и прошедшие классический отбор в члены ПГКО. Отбор в члены «ПГКО» происходит следующим образом. На первом этапе проводится анализ резюме. Кандидаты, резюме которых не подходят в дальнейшем отборе не участвуют.
Кандидаты не прошедшие собеседование также не принимают дальнейшего участия в резюме. Анкетирование в «ПГКО» носит формальный характер и результаты совпадают с результатами собеседования.
Далее, те кто прошли предыдущие этапы отбора пишут автобиографию. По результатам ее исследования принимается решение о том, может ли респондент стать членом ПГКО.
Из исследуемой группы по результатам типового отбора членами ПГКО могут стать 12 респондентов.
В целях подтверждения гипотезы о том, что биографический метод способствует более качественному отбору кадров, было предложено ко всем респондентам применить дополнительно биографические методы отбора, такие как:
- биографическое анкетирование;
- психологическая автобиография;
- Коржова Е.Ю., Бердникова А.В. Методика «Отношение к значимой жизненной ситуации».
Проведенное исследование показало, что применение биографических методов позволяет осуществлять более качественный отбор сотрудников организации. Так при помощи биографического метода было выделено 18 респондентов, которые могут быть зачислены в штат организации.
При этом были выделены все респонденты, которые были отобраны методами стандартного отбора, а также 1 респондент, который был отклонен на этапе анализа резюме, 3 респондента, которые были отклонены на этапе собеседования и 2 респондента, которые были отклонены на этапе автобиографии.
Эти данные свидетельствуют о том, что применение биографических методов позволяет устранить недостатки анализа резюме. Отклонение кандидатуры может быть вследствие некачественного резюме, что может быть обусловлено отсутствием данного навыка, а не отсутствием необходимых профессиональных качеств.
Биографические методы позволяют устранить недостатки собеседования, а именно исключить субъективность оценки, что характерно для собеседования. Респондент может не зарекомендовать себя на собеседовании, но проявить на службе.
Биографические методы позволяют устранить недостатки автобиографии. Автобиография пишется в произвольной форме и респондент может ввиду отсутствия опыта сделать акценты не на «те» события, что исключает применения метода «психологической автобиографии».
Таким образом, рекомендуется применять биографические методы в процессе отбора персонала.
1. Бредфорд, Д., Коэн, А. Искусство управлять людьми/ Д.Бредфорд, А.Коэн.- М., 2011.
2. Беляцкий, Н.П. Менеджмент. Основы лидерства/ Н.П.Беляцкий.- Минск, 2012.
3. Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.
4. Волкогонова ,О. Д. Управленческая психология: учебник / под науч. ред. О.Д. Волкогоновой/О.Д.Волкогонова , А.Т. Зуб. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 352 с.
5. Егоршин А.П. Управление персоналом – 4-е изд. – Н. Новгород: НИМБ, 2011.
6. Кричевский, Р.Л. Психология лидерства: Учебное пособие/ под науч. ред. Р.Л.Кричесвского/ Р.Л. Кричевский. - М.: Статут, 2011.
7. Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.
8. Крупица В.В. Теоретико-методологические основы менеджмента персонала организации: Монография. – Н.Новгород, 2013.
9. Могура М.И., Курбатова М.Б. Современные персонал-технологии. – М.: ЗАО «Бизнес-школа», 2011
10. Организационная психология: Учебник / Под общ. ред. А.Б. Леоновой/А.Б.Леонова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 429 с.
11. Основы управления персоналом: Учебное пособие для вузов. Под ред.Генкина Б.Н. – М.: Высшая школа, 2013
12. Пикулева ,О. А. Психология самопрезентации личности: Монография / О.А. Пикулева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 320 с.
13. Поройков, С. Ю. Психологические типы: Монография / С.Ю. Поройков. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015.
14. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации. Учебник. – М.: АспектПресс, 2012.
15. Радугин А. А. Радугин К. А. Введение в менеджмент: социология организаций и управления. - Воронеж, 2012.
16. Рапохин ,Н. П. Прикладная психология: Учебное пособие / под науч. ред. Н.П. Рапохина/Н.П.Рюхин. - М.: Форум: ИНФРА-М, 2013. - 432 с
17. Рыбников Н.А. Биографический метод. М., 1918
18. Татарников Е.А. Управление персоналом. Учебное пособие. – М.: Изд-во РИОР, 2015.
19. Управление персоналом: Учебник для вузов /Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М: ЮНИТИ, 2012.
20. Авдеева Н.М. Key performance indicators или система ключевых показателей эффективности как способ мотивации персонала // Молодой ученый. 2015. № 11-3 (91). С. 1-4.
21. Аквазба Е.О., Медведев П.С. Система мотивации труда в современной образовательной организации: проблемы и перспективы // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. С. 167.
22. Алиева С.М., Лизавенко М.В. Система мотивации персонала компании в современных условиях // В сборнике: Экономическое развитие России: тенденции, перспективы сборник статей по материалам I Международной научно-практической студенческой конференции: в 4 томах. Кафедра экономики предприятия НГПУ им.К.Минина. Нижний Новгород, 2015. С. 70-73.
23. Базык Е.Ф. Система мотивации персонала на предприятии как рычаг управления / Современные научные исследования: исторический опыт и инновации сборник материалов Международной научно-практической конференции. ответственный редактор И.А.Харитонов. г. Краснодар,, 2015. С. 41-43.
24. Базык Е.Ф. Система мотивации персонала на предприятии как рычаг эффективного управления // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 4-1. С. 167-172.
25. Белякова А.П. Эффективная система мотивации – важный фактор по повышению экономических показателей предприятия // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. № 8. С. 121-125.
26. Вильдиманова А.В., Никитина Е.Ю. Система стимулирования и мотивации труда работников железнодорожной пассажирской компании // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2015. № 32. С. 93-96.
27. Гарькуша В.Н., Гугуева А.В. Управление мотивацией персонала в системе сбалансированных показателей предприятия // Друкеровский вестник. 2015. № 2. С. 109-114.
28. Дедов Л.А., Эйсснер Ю.Н. О российской и западной системах мотивации труда // Журнал экономической теории. 2015. № 3. С. 212-218.
29. Долженко Р.А. Корпоративная социальная политика в системе трудовой мотивации персонала (на материалах коммерческого банка) // Мотивация и оплата труда. 2015. № 1. С. 28-37.
30. Ершова Н.А., Павлов С.Н. Ценовая мотивация персонала в системе децентрализованного менеджмента // Полиграфист. В помощь руководителю и главному бухгалтеру. 2015. № 3 (69). С. 35-40.
31. Завьялова Е.К. Особенности управления человеческими ресурсами инновационно-активных компаний // Вестник СПбУ. Сер.8. Менеджмент. - 2012. – Вып.2. – С.78-106.
32. Иванова М.В. Влияние особенностей инновационной компании на систему мотивации персонала // Актуальные вопросы экономических наук. 2015. № 43. С. 60-66.
33. Изменение в системе оплаты труда как фактор управления мотивацией трудового поведения работников образовательных учреждений / Балынская Н.Р., Кузнецова Н.В., Синицына О.Н. // Вопросы управления. 2015. № 3 (15). С. 96-104.
34. Исаева К.В. Построение системы мотивации персонала на основе системы сбалансированных показателей (опыт отечественных компаний) // Нормирование и оплата труда в промышленности. 2015. № 5-6. С. 37-43.
35. Киреева Н.С. Система мотивации персонала как регулятор проблемы межфункционального взаимодействия в подразделениях маркетинга и логистики // Человеческий капитал и профессиональное образование. 2015. № 3 (15). С. 26-32.
36. Кобец Ю.В. Разработка систем мотивации персонала предприятия ОАО «ГАЗПРОМ» // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. 2015. № 20. С. 93-95.
37. Кондря Т.И., Глызина А.А. Мотивация труда педагогов в системе дошкольного образования современной России: социологический аспект // В сборнике: В мире научных открытий Материалы XV Международной научно-практической конференции. Центр научной мысли. Москва, 2015. С. 102-105.
38. Кошелева Ю. Мотивация персонала / Ю. Кошелева, М. Архипов, М. Токарева // Управление персоналом. – 2012. - №16. – С.12-34.
39. Крылов Э. И., Власова В. М., Журавкова И. В. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов предприятия и расходов на оплату труда./ Э. И. Крылов, В. М. Власова, И. В. Журавкова - М.: Финансы и статистика, 2006. - 272 с.
40. Левинзон В.С. О системах мотивации научно-преподавательского персонала в ВУЗе // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 5-1. С. 56-58.
41. Мазманова, Б.Г. Управление оплатой труда: учеб. Пособие / Мазманова Б.Г. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 368 с.
42. Моденов А.К. Система и методы мотивации // В сборнике: Инновационные технологии в сервисе Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. Под ред. А. Е. Карлика. Санкт-Петербург, 2015. С. 262-264.
43. Моисеев А.А. Особенности мотивации профессиональной деятельности сотрудников в системе «человек-человек»: сущность и структура // В сборнике: Психологические науки: теория и практика Материалы III Международной научной конференции. Москва, 2015. С. 3-6.
44. Мотивация и оплата труда в системе здравоохранения (окончание) / Борисов К.Н., Субочева А.О., Засиева О.З. // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2015. № 21. С. 122-125.
45. Неьматов Ж.А., Исмаилова Т.С. Влияние корпоративной культуры на систему мотивации организации // Потенциал современной науки. 2015. № 6 (14). С. 50-52.
46. Никифорова Е.А. Система мотивации, как один из ключевых факторов успешной деятельности организации // Инновационная наука. 2015. Т. 1. № 4-1. С. 88-90.
47. Никифорова Ю.Э., Фадеева О.М. Адаптация зарубежного опыта систем мотивации трудовой деятельности к российской действительности // В сборнике: Научный взгляд Труды международной научно-практической конференции. Москва, 2015. С. 403-408.
48. Одегов Ю. Подходы к управлению человеческими ресурсами и их влияние на оценку эффективности работы с персоналом / Ю. Одегов, Л. Котова // Кадровик. – 2011. - №2. – С.82-90.
49. Оплата труда: типичные нарушения, сложные вопросы: [практ. пособие] / под общей редакцией С.Ю. Рахманова. - 2-е изд. перераб. - М.: Омега-Л, 2007. - 255 с.
50. Павленко О.В. Критерии оценки и формирование современных систем мотивации труда в условиях рыночной экономики // В сборнике: Экономика, управление, финансы Материалы IV Международной научной конференции. Пермь, 2015. С. 143-146.
51. Павленко О.В. Нематериальная мотивация в системе управления персоналом // Экономика и предпринимательство. 2015. № 3-2 (56-2). С. 524-527.
52. Патрахина Т.Н., Романчук К.П. Сущность и содержание понятия «мотивация» в системе управления // Молодой ученый. 2015. № 7. С. 461-464.
53. Пирогов Н.Л., Рязанов А.А. Развитие систем мотивации и стимулирования персонала предприятий вагоноремонтного комплекса открытого акционерного общества «Российские железные дороги» // Мир экономики и права. 2015. № 1. С. 30-35.
54. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК./ Г.В. Савицкая- Мн.: Новое знание, 2015.-с.658.
55. Саркисян, Г.А. Оплата и организация труда: правовые и экономические вопросы: пособие. / Г.А. Саркисян, Л.В. Щур-Труханович. - М.: Изд-во «Финпресс», 2015. - 160 с.
56. Свиридова Н.В., Шавнина Е.В. Система профориентационной работы как инструмент мотивации к осознанному выбору профессиональной карьеры // Научный альманах. 2015. № 9 (11). С. 596-599.
57. Сидоренко Е. Мотивационный менеджмент. //Топ-менеджер, №22, 2011.- 22 с.
58. Система мотивации и стимулирования трудовой активности персонала в условиях реструктуризации предприятий нефтегазовых отраслей / Калинин Д.Д., Нарожняя К.Г., Терещенко Ю.С. // ФӘн-наука. 2015. № 1 (40). С. 17-18.
59. Система нематериальной мотивации персонала: 5 основных правил создания / Ноздрина Е.Е., Казакова А.Д., Свириденко А.Д., Якуненкова В.В., Рожкова О.В., Добрынин А.С., Малышев Н.Д., Юрцев С.А., Бранд И.Д., Мамонтов Н.С. // Молодой ученый. 2015. № 15. С. 403-405.
60. Травин В. В., Магура М. И., Курбатова М. Б. Мотивационный менеджмент – М.: Дело, 2011. – 127 с.
61. Фидельман Г.Н. Менеджмент систем. Мотивация // Стратегический менеджмент. 2015. № 1. С. 10-17.
62. Херцберг Ф., Mocнер Б., Снидерман Б. Б. Мотивация к работе. – М.: Изд-во «Вершина»- 2011.- 238 с.
63. Хомутинникова Л.В. Мотивация как система различных стимулов // Перспективы науки. 2015. № 4 (67). С. 45-48.
64. Бандурин А.В., Чуб Б.А. Стратегический менеджмент и кадровый потенциал организации [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. // режим доступа: http://www.eduhmao.ru/info/1/4340/35032/
65. Биографические методы в психологии [Электронный ресурс] // режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/1620319/
66. Биографические методы [Электронный ресурс] // режим доступа: http://u4isna5.ru/annotacija/471-2012-02-13-19-01-04
67. Мещеркина Е.Ю., Семенова В.В. Биографический метод в социологии. История, методология и практика. – Институт социологии РАН, 1994г. [Электронный ресурс] // режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/2010/11/14/1214796518/Биографический метод.pdf
68. Мошкова Г.Ю. Биографический метод и проблема психологии личности ученого [Электронный ресурс] // режим доступа: http://hr-portal.ru/article/biograficheskiy-metod-i-problema-psihologii-lichnosti-uchenogo
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
2240 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55695 Дипломных работ — поможем найти подходящую