Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Арт- терапия как метод профилактики профессионального стресса у сотрудников организации

  • 128 страниц
  • 2019 год
  • 105 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

proverenavtor

Имею 2 высших образования. В качестве автора работаю более 16 лет.

2500 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Введение 3
Глава I. Теоретико-методологические подходы к изучению проблемы профессионального стресса ………………………………………………………...6
1.1 Теоретический анализ феномена профессионального стресса в научной психологии 6
1.2 Понятие профессионального стресса, его типология, детерминанты 14
1.3 Теоретические аспекты исследования особенностей протекания профессионального стресса у сотрудников организации 25
1.3 Арт- терапия как метод управления стрессом 33
1.4 Психологические функции арт-терапии как профилактика профессионального стресса у сотрудников организации 38
Вывод по главе I……………………………………………………………………50
Глава II. Экспериментальное исследование динамики уровня стресса у сотрудников в период внедрения программы тренинга «Арт-терапия как сред-ство сохранения здоровья педагогов»…………………………………………... 51
2.1 Программа исследования 51
2.2. Описание методик исследования 52
2.2.1. Методика «Шкала организационного стресса» 53
2.2.2. Методика «Инвентаризация симптомов стресса» 55
2.2.3. Методика «Шкала психологического стресса - PSM-25» 56
2.3. Методики арт-терапии при профессиональном стрессе 58
2.4. Описание результатов исследования стресса на разных этапах 60
Вывод по главе II…………………………………………………………………...84
Заключение 86
Список литературы 88
Приложения…………………………………………………………………………94

1.3 Теоретические аспекты исследования особенностей протекания профессионального стресса у сотрудников организации

Профессиональный стресс - это многомерный феномен, выражающийся в физиологических и психологических реакциях на сложную рабочую ситуацию. Развитие стресс-реакций возможно даже в прогрессивных, хорошо управляемых организациях, что обусловлено не только структурно-организационными особенностями, но и характером работы, личностными отношениями сотрудников, их взаимодействием. Стресс, связанный с работой, - это возможная реакция организма, когда к людям предъявляются требования, не соответствующие уровню их знаний и навыков. Еще одним феноменом, характерным для многих производств, является психическое насилие, причина которого - ухудшение межличностных отношений и организационные дисфункции.
...

Глава I. Теоретико-методологические подходы к изучению проблемы профессионального стресса
1.1 Теоретический анализ феномена профессионального стресса
в научной психологии

Проблемой возникновения психологических стрессовых ситуаций в процессе трудовой деятельности и социальной активности людей активно изучается со второй половины предыдущего столетия, чему послужил ряд причин:
Первая. Активное исследование биологического стресса, изучение причин его возникновения, как следствие - появление большого количества работ, посвященных влиянию стресса на работоспособность человека, воздействия экстремальных факторов деятельности на функциональное состояние. Среди наиболее известных работ можно назвать труды У. Кеннона (1967), В.М. Бехтерева (1954), Г. Селье (1960), В. Арнольда (1967), В.И. Медведева (1979) и др.
Вторая.
...

1.2 Понятие профессионального стресса, его типология, детерминанты

Стресс, вызванный спецификой работы, называется производственным или профессиональным. Это многомерный феномен, который выражается в психологических и физиологических реакциях на сложную рабочую ситуацию.
Причины его возникновения и протекания.
К причинам профессионального стресса относятся психологические и физические факторы. При этом факторы могут быть как реальными, так и предполагаемыми.
В трудовой деятельности могут быть различные неблагоприятные внешние воздействия, которые могут стать основными причинам, которые вызывают физический стресс. К ним относятся высокий уровень физической нагрузки, слабая разработка эргономических составляющих и т. д.
...

1.3 Теоретические аспекты исследования особенностей протекания профессионального стресса у сотрудников организации

Профессиональный стресс - это многомерный феномен, выражающийся в физиологических и психологических реакциях на сложную рабочую ситуацию. Развитие стресс-реакций возможно даже в прогрессивных, хорошо управляемых организациях, что обусловлено не только структурно-организационными особенностями, но и характером работы, личностными отношениями сотрудников, их взаимодействием. Стресс, связанный с работой, - это возможная реакция организма, когда к людям предъявляются требования, не соответствующие уровню их знаний и навыков. Еще одним феноменом, характерным для многих производств, является психическое насилие, причина которого - ухудшение межличностных отношений и организационные дисфункции.
...

1.3 Арт- терапия как метод управления стрессом

Термин «арт-терапия» в переводе с английского означает «лечение, основанное на занятиях художественным творчеством», или «использование искусства как терапевтического фактора». «Наши переживания и эмоции являются источником энергии, которая может быть канализирована посредством экспрессивных искусств, являющихся мощным средством для обнаружения, проживания и принятия «темных» аспектов нас самих, а самопринятие имеет первостепенное значение для развития способности к сочувствию и состраданию другим», в свое время подчеркивал Л.С. Выготский. Художественное творчество, представляет взаимосвязь таких факторов как экспрессии, коммуникации и символизации является основой арт-терапии, считает В. Беккер-Глош. Плодотворно трактует термин «арт-терапия» М. Либман, определяя искусство как средство для передачи чувств и иных содержаний психики человека с целью изменения структуры его мироощущения.
...

Вывод по главе I

Проведя теоретический анализ основных направлений исследования стресса в психологической науке, следует заметить, что данная тематика до сих пор актуальна. Анализ различных концепций показывает, что стрессоры, лежащие в основе стресс-реакций, можно разделить на физические и психологических. Психологические стрессоры так же имеют свою структуру, и делятся на эмоциональные и информационные. В условиях информационного общества особую актуальность имеют информационные стрессоры, которые связаны с превышением возможностей человека по обработке информации.
В добавление к вышесказанному следует отметить, что внимание учёных и практиков привлекает проблема адаптации организма человека к стрессовым ситуациям, которая находит своё решение в работах многих исследователей и Г. Селье, в частности. Так, Г. Селье ввёл в науку понятие «общего адаптационного синдрома», обозначающего схему реакции организма на стрессовое воздействие.
...

2.1 Программа исследования

Формирование системы профилактики профессионального стресса работников предполагает выполнение функций планирования, организации, координации, мотивации, контроля, учета и анализа, осуществляя которые руководители обеспечивают условия для улучшения морально-психологического климата в коллективе. Программы профилактики профессионального стресса необходимо разрабатывать на двух уровнях: на уровне работника и на уровне организации.
...

2.2.1. Методика «Шкала организационного стресса»

Данная методика была разработана Маклиным, адаптирована Н. Е. Водопьяновой [8, с. 62-68].
Целью методики является измерение восприимчивости к организационному стрессу (ОС). Данная восприимчивость связана с «недостаточным умением общаться, принимать ценности других людей, адекватно оценивать ситуацию без ущерба для своего здоровья и работоспособности, негибкостью поведения и пассивностью по отношению к активным формам отдыха и восстановления жизненных сил» [8, с. 62-63].
Чем выше показатель организационного стресса, тем сильнее уязвимость к переживанию рабочих стрессов, чаще переживание дистрессов (Н.Е. Водопьянова имеет в виду следующие стресс-синдромы: эмоциональное выгорание, синдром хронической усталости, синдром менеджера).
...

2.2.2. Методика «Инвентаризация симптомов стресса»

Данная методика была разработана Т. Иванченко [8, с. 29-31].
Целью методики является исследование стрессовых признаков и степень их проявления. Респондентам необходимо ответить на 20 вопросов и оценить частоту проявлений каждого перечисленного симптома, для этого предлагаются такие варианты ответов как: никогда, редко, часто, всегда.
Обработка и интерпретация результатов:
Осуществляется подсчет общего количества набранных баллов, в результате данные распределяются по четырем группам:
1) 20-30 баллов - психическая адаптированность;
2) 31-45 баллов - средний уровень переживания стресса;
3) 46-60 баллов - высокий уровень переживания стресса;
4) 61-80 баллов - крайне выраженный уровень переживания стресса.
Первая группа - это лица, живущие спокойно и разумно, достаточно
легко справляющиеся с жизненными проблемами, но нередко «витающие в облаках».
...

2.2.3. Методика «Шкала психологического стресса - PSM-25»

Данная методика была разработана Л. Лемуром, Р. Тесьером, Л. Филлионом, адаптирована Н.Е. Водопьяновой [8, с. 41-44].
Методика направлена на измерение феноменологической структуры переживания стресса.
Целью методики является измерение стрессовых ощущений в соматических, поведенческих и эмоциональных показателях.
В традиционных методах исследования стрессовых состояний основной акцент делается на косвенных измерениях психологического стресса через стрессора или патологических проявлений тревожности, депрессии, фрустрации и т.п. Далеко не каждая методика предназначена для того, чтобы измерять стресс в контексте естественного состояния психической напряженности. Именно это послужило причиной тому, чтобы учеными - Лемуром, Тесье и Филлионом был разработан опросник, описывающий состояние человека, находящегося в стрессе, в результате чего отсутствует необходимость определения следующих переменных: стрессовых патологий» [13, с. 41].
...

2.3. Методики арт-терапии при профессиональном стрессе

На следующем этапе эмпирической деятельности была реализована программа тренинга «Арт-терапия как средство сохранения здоровья педагогов» (Приложение Ж).
Программа была ориентирована на решение следующих задач:
1.создание в группе атмосферы взаимного принятия, доброжелательности, взаимопомощи, эмоциональной поддержки;
2. побуждение участника к самораскрытию через спонтанное творчество, улучшение межличностных отношений;
3. гармонизация внутреннего мира; снижение уровня тревожности; повышение уверенности в себе; снижение уровня замкнутости.
Наряду с арт-терапевтическими техниками для решения поставленных задач были использованы разнообразные методы, дополнявшие друг друга: информирование; беседа; социально-психологические игры и упражнения; релаксационные упражнения.
...

2.4. Описание результатов исследования стресса на разных этапах

В данном исследовании было задействовано 54 человека, являющихся
Педагогами образовательной организации. Исследование было организовано в 3 этапа.
На первом этапе были выделены группы: экспериментальная и контрольная, также была проведена первичная диагностика стрессовых состояний педагогов в период начала внедрения программы тренинга «Арт-терапия как средство сохранения здоровья педагогов».
На втором этапе была организована и проведена комплексная психологическая работа, направленная на адаптацию работников к новой системе работы и снижению эмоционального напряжения.
Работа представляла собой тренинговые мероприятия, а также сопровождение педагогов (в виде индивидуальных и групповых встреч, бесед, проработки индивидуальных случаев).
...

Вывод по главе II

В данном исследовании принимала участие контрольная группа педагогов. При сопоставлении экспериментальной и контрольной групп через месяц после начала арт-терапии выявлены существенные, статистически значимые различия между группами, отсутствующие при первичном обследовании.
В параграфе «Организация исследования», мы расписали алгоритм работы, направленной на изучение динамики стрессовых состояний у работников гимназии. На первом этапе был произведен первичный срез, вначале внедрения программы тренинга «Арт-терапия как средство сохранения здоровья педагогов».
В результате обработки полученных данных, были составлены таблицы результатов исследования, которые, впоследствии, были подвергнуты математической обработке - для выявления статистической достоверности полученных данных и возможности проверки гипотез.
...

Заключение

Данная экспериментальная работа была направлена на изучение эффективности применения психологической работы в виде групповых занятий и индивидуальных бесед в период переживания педагогами стрессовых ситуаций, связанных с осуществлением профессиональной деятельности.
Задачи, поставленные во введении достигнуты:
1. Изучены теоретико - методологические подходы к изучению проблемы профессионального стресса.
2. Изучен теоретический анализ феномена профессионального стресса в научной психологии.
3. В рамках данной работы нами было определено понятие стресса, психологического стресса, стрессоустойчивости, профессионального выгорания, которое является следствием переживания стресса.
4. Дано понятие арт- терапии как метода управления стрессом.
5. Произведен теоретический обзор программ профилактики профессионального стресса у сотрудников организации;

1. Алексеев А.В. Я спокоен. Как защитить себя от стресса / А.В. Алексеев - Ростов н/Дону: Феникс, 2004. -224 с.
2. Бережливая медицина как отраслевой стандарт бережливого производства [Электронный ресурс]. URL: http://lean- kaizen.ru/pdf.php?pdf=159 (дата обращения: 13.04.2019)
3. Бережливое производство [Электронный ресурс] URL: http://www.lean- pro.com/about-lean-manufacturing.html (дата обращения: 13.04.2019)
4. Бережливое производство - новая управленческая технология учреждений здравоохранения [Электронный ресурс]. URL: http://lean- kai-zen.ru/pdf.php?pdf=33 (дата обращения: 13.04.2019)
5. Бережливый менеджмент в здравоохранении [Электронный ресурс]. URL: http://lean-kaizen.ru/pdf.php?pdf=138 (дата обращения: 13.04.2019)
6. Возможности использования подхода «Бережливое производство» (leanproduction) в медицине [Электронный ресурс]. URL: http://lean- kai-zen.ru/pdf.php?pdf=132 (дата обращения: 13.04.2019)
7. Бобков А.И., Бобкова А.С. Стресс, жизнь и смерть: Научно-философский трактат / А.И.Бобков, А.С.Бобкова . - М: ОАО «Оригинал», 1997. - 144 с.
8. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В.А.Бодров. - М.: ПЕРСЭ. - 2006. - 350 с.
9. Бойко В.В. Синдром эмоционального выгорания / В.В.Бойко [Электронный ресурс]. URL: http://rumagic.com (дата обращения: 13.04.2019)
10. Брайн Люк Сиворд. Жизнь в гармонии. Стресс как стимул к духовному рос-ту / Брайн Люк Сиворд. - М.: Издательская группа «Весь», 2010. - 310 с.
11. Брайт Д., Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление /Д.Брайт, В.А.Бодров. - М: ПЕР СЭ. - 2006. - 228 с.
12. Брайт Д., Джонс Ф. Стресс. Теории, исследования, мифы / Д.Брайт, Ф.Джонс. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 352 с.
13. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса / Н.Е.Водопьянова. - СПб.: Питер, 2009. - 336 с.
14. Гейссельхарт Р. Прощай, стресс! Лучшие техники релаксации / Р.Гейссельхарт. - М.: Омега-Л, 2006. - 118 с.
15. Грецов А.Г., Попова Е. Г. Научись преодолевать стресс / А.Г. Грецов, Е.Г. Попова. - СПб.: СПбНИИ физической культуры, 2006. - 56 с.
16. Гринберг Дж. Управление стрессом / Дж.Гринбер. - СПб.: Питер, 2002. - 496 с.
17. Данильченко Я.В., Костомарова Т. С. Бережливое производство новая управленческая технология учреждений здравоохранения / Я.В. Данильчен-ко, Т.С. Костомарова// Комплексные проблемы сердечно¬сосудистых забо-леваний. - 2014. №3. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/berezhlivoe-proizvodstvo-novaya- upravlencheskaya-tehnologiya-uchrezhdeniy-zdravoohraneniya (дата обраще-ния: 13.04.2019)
18. Иванова С.П. Психологическая устойчивость личности как фактор проти-водействия негативным влияниям социальной среды в ранней молодости и юности/С.П.Иванова//Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2009. - №9. - С. 99¬108.
19. Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей / Д.Н. Исаев. - СПб.: Речь, 2005. - 400 с.
20. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса / Л.А. Китаев-Смык. - М.: Академический проект, 2009. - 943 с.
21. Концепция типов поведения Фридмана и Розенмана [Электронный ресурс] URL: https://psyisland.wordpress.com/2013/01/23/16-концепция- типов-поведения-фридмана-и/ (дата обращения: 13.04.2019)
22. Куликов Л.В. Психологические механизмы манипулирования сознанием в деструктивных культах / Л.В. Куликов. - СПб.: Изд-во СПбГМТУ, 2004.
23. Куликов Л.В. Осознание здоровья как ценности // Психология здоровья. Под ред. Г.С. Никифорова / Л.В. Куликов. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006.
24. Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека / А.Б. Леонова. - М.: Изд-во Моск. ун-та. 1984. - 200 с.
25. Леонова А.Б., Кузнецова А. С. Психопрофилактика стрессов / А.Б. Леонова. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993. - 123 с.
26. Леонова А.Б. Психологические технологии управления состоянием человека / А.Б. Леонова, А.С. Кузнецова. - Москва: Смысл, 2007. =280 с.
27. Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс / Я.А. Лупьян. - Мн.: Выш.шк., 1988. - 233 с.
28. Мандель Б.Р. Психология стресса - М.: Флинта, 2014 [Электронный ресурс] / Б.Р. Мандель. URL:
http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=8479454 (дата обращения: 13.04.2019) Мельник Б. Е. Кахана М. С. Медико-биологические формы стресса / Б.Е. Мельник, М.С. Кахана. - Кишинев, «Штиинца», 1981. - 176 с.
29. Методика «Шкала организационного стресса» (Маклин) [Электронный ре-сурс]. URL: https://sites.google.com/site/test300m/sos (дата обращения: 13.04.2019)
30. Панченко Л.Л. Адаптация к профессиональной деятельности: Учеб.пособие. / Л.Л. Панченко. - Владивосток: Мор.гос. ун-т, 2006. - 35 c.
31. Панченко Л. Л. Диагностика стресса: Учеб.пособие. / Л.Л. Панченко. - Вла-дивосток: Мор.гос. ун-т, 2005. - 35 с.
32. Пигулевская И.С. Как избавиться от стресса и депрессии. Легкие способы перестать беспокоиться и стать счастливым / И.С. Пигулевская. - М.: Цен-трполиграф, 2012. - 138 с.
33. Повышение эффективности менеджмента учреждений здравоохранения в современных условиях на основе принципов бережливого производства [Электронный ресурс]. URL: http://lean-kaizen.ru/pdf.php?pdf=32 (дата обра-щения: 13.04.2019)
34. Куприянов Р.В., Кузьмина Ю.М. Психодиагностика стресса: практикум /сост. Р.В. Куприянов, Ю.М. Кузьмина. - Казань: КНИТУ, 2012. - 212 с.
35. Психология человека от рождения до смерти / Под общей редакцией А.А. Реана. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с. [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://www.e-reading.club/ bookreader.php/ 113018/Kollektiv_-_Psihologiya_cheloveka_ot_rozhdeniya_do_smerti.html (да-та обращения: 13.04.2019)
36. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. 2-е изд. /
Н.В. Самоукина. - СПб.: Питер, 2003. - 224 с.
37. Сандомирский М. Е. Защита от стресса. Физиологически - ориентированный подход к решению психологических проблем. / М.Е. Сандомирский. - М.: Издательство Института Психотерапии, 2001. - 297 с.
38. Сапольски Р. Психология стресса. / Р.Сапольски. - СПб.: Питер, 2015. - 480 с.
39. Селье Г. Стресс без дистресса [Электронный ресурс]. URL: http://psyberia.ru/book/distress.pdf (дата обращения: 13.04.2019)
40. Стахнева И.Ю. Психологическая устойчивость личности к стрессогенным факторам. [Электронный ресурс]. /И.Ю. Стахнева. - Режим доступа: http://www.edit.muh.ru/content/mag/trudy/11_2009/09.pdf (дата обращения: 13.04.2019)
41. Журвлева А.Л., Сергиенко Е.А. Стресс, выгорание, совладание в современ-ном контексте / Под.ред. А. Л. Журавлева, Е. А. Сергиенко. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. - 512 с.
42. Стресс: Тонкости, хитрости и секреты. - М.: Бук-пресс, 2006. 384 с.
43. Топчий М.В., Чурилова Т.М. Стресс как объект научной рефлексии / М.В. Топчий, Т.М. Чурилова. - Ставрополь: НОУ ВПО СКСИ, 2009. - 312 с.
44. Суворова В. В. Психофизиология стресса. / В.В. Суворова. - М.: Педагогика, 1975. - 208 с.
45. Ушаков И.В. «Бережливое производство (ЛИН-медицина) - новый инстру-мент повышения качества медицинской помощи» [Электронный ресурс]. / И.В. Ушаков
URL:http://diama.ru/sites/default/files/0_materials/Ushakov.pdf (дата обращения: 13.04.2019)
46. Хетагурова А.К., Шаповалова М.А., Огуль Л.А. Управление качеством в медицине: учебное пособие. / А.К. Хетагурова, М.А. Шаповалова, Л.А.Огуль. - Астрахань: Астраханский ГМУ, 2015. - 79с.
47. Черепанова Ю.О. Организация бережливого производства в здравоохране-нии [Электронный ресурс]. /Ю.О. Черепанова. URL: http://earchive.tpu.ru/ bitstream/11683/15462/1/conferenceJpu-2015-C40-V2- 091.pdf (дата обраще-ния: 13.04.2019)
48. Черниговцев Г. Жизнь без стрессов, или Пофигизм по-русски [Электронный ресурс]. / Г.Черниговцев. URL: http://www.koob.ru/chernigovich_g/ life_stress (дата обращения: 13.04.2019)
49. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. / Ю.В.Щербатых. - СПб.: Питер, 2006. - 256 с.
50. Энрих Г. Скафандр от стресса. Избавьтесь от психических перегрузок и верните себе здоровье быстро, легко и навсегда. /Г.Энрих. - М.: Крылов, 2010. - 120 с.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Оставляя свои контактные данные и нажимая «Заказать Дипломную работу», я соглашаюсь пройти процедуру регистрации на Платформе, принимаю условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности в целях заключения соглашения.

Фрагменты работ

Введение 3
Глава I. Теоретико-методологические подходы к изучению проблемы профессионального стресса ………………………………………………………...6
1.1 Теоретический анализ феномена профессионального стресса в научной психологии 6
1.2 Понятие профессионального стресса, его типология, детерминанты 14
1.3 Теоретические аспекты исследования особенностей протекания профессионального стресса у сотрудников организации 25
1.3 Арт- терапия как метод управления стрессом 33
1.4 Психологические функции арт-терапии как профилактика профессионального стресса у сотрудников организации 38
Вывод по главе I……………………………………………………………………50
Глава II. Экспериментальное исследование динамики уровня стресса у сотрудников в период внедрения программы тренинга «Арт-терапия как сред-ство сохранения здоровья педагогов»…………………………………………... 51
2.1 Программа исследования 51
2.2. Описание методик исследования 52
2.2.1. Методика «Шкала организационного стресса» 53
2.2.2. Методика «Инвентаризация симптомов стресса» 55
2.2.3. Методика «Шкала психологического стресса - PSM-25» 56
2.3. Методики арт-терапии при профессиональном стрессе 58
2.4. Описание результатов исследования стресса на разных этапах 60
Вывод по главе II…………………………………………………………………...84
Заключение 86
Список литературы 88
Приложения…………………………………………………………………………94

1.3 Теоретические аспекты исследования особенностей протекания профессионального стресса у сотрудников организации

Профессиональный стресс - это многомерный феномен, выражающийся в физиологических и психологических реакциях на сложную рабочую ситуацию. Развитие стресс-реакций возможно даже в прогрессивных, хорошо управляемых организациях, что обусловлено не только структурно-организационными особенностями, но и характером работы, личностными отношениями сотрудников, их взаимодействием. Стресс, связанный с работой, - это возможная реакция организма, когда к людям предъявляются требования, не соответствующие уровню их знаний и навыков. Еще одним феноменом, характерным для многих производств, является психическое насилие, причина которого - ухудшение межличностных отношений и организационные дисфункции.
...

Глава I. Теоретико-методологические подходы к изучению проблемы профессионального стресса
1.1 Теоретический анализ феномена профессионального стресса
в научной психологии

Проблемой возникновения психологических стрессовых ситуаций в процессе трудовой деятельности и социальной активности людей активно изучается со второй половины предыдущего столетия, чему послужил ряд причин:
Первая. Активное исследование биологического стресса, изучение причин его возникновения, как следствие - появление большого количества работ, посвященных влиянию стресса на работоспособность человека, воздействия экстремальных факторов деятельности на функциональное состояние. Среди наиболее известных работ можно назвать труды У. Кеннона (1967), В.М. Бехтерева (1954), Г. Селье (1960), В. Арнольда (1967), В.И. Медведева (1979) и др.
Вторая.
...

1.2 Понятие профессионального стресса, его типология, детерминанты

Стресс, вызванный спецификой работы, называется производственным или профессиональным. Это многомерный феномен, который выражается в психологических и физиологических реакциях на сложную рабочую ситуацию.
Причины его возникновения и протекания.
К причинам профессионального стресса относятся психологические и физические факторы. При этом факторы могут быть как реальными, так и предполагаемыми.
В трудовой деятельности могут быть различные неблагоприятные внешние воздействия, которые могут стать основными причинам, которые вызывают физический стресс. К ним относятся высокий уровень физической нагрузки, слабая разработка эргономических составляющих и т. д.
...

1.3 Теоретические аспекты исследования особенностей протекания профессионального стресса у сотрудников организации

Профессиональный стресс - это многомерный феномен, выражающийся в физиологических и психологических реакциях на сложную рабочую ситуацию. Развитие стресс-реакций возможно даже в прогрессивных, хорошо управляемых организациях, что обусловлено не только структурно-организационными особенностями, но и характером работы, личностными отношениями сотрудников, их взаимодействием. Стресс, связанный с работой, - это возможная реакция организма, когда к людям предъявляются требования, не соответствующие уровню их знаний и навыков. Еще одним феноменом, характерным для многих производств, является психическое насилие, причина которого - ухудшение межличностных отношений и организационные дисфункции.
...

1.3 Арт- терапия как метод управления стрессом

Термин «арт-терапия» в переводе с английского означает «лечение, основанное на занятиях художественным творчеством», или «использование искусства как терапевтического фактора». «Наши переживания и эмоции являются источником энергии, которая может быть канализирована посредством экспрессивных искусств, являющихся мощным средством для обнаружения, проживания и принятия «темных» аспектов нас самих, а самопринятие имеет первостепенное значение для развития способности к сочувствию и состраданию другим», в свое время подчеркивал Л.С. Выготский. Художественное творчество, представляет взаимосвязь таких факторов как экспрессии, коммуникации и символизации является основой арт-терапии, считает В. Беккер-Глош. Плодотворно трактует термин «арт-терапия» М. Либман, определяя искусство как средство для передачи чувств и иных содержаний психики человека с целью изменения структуры его мироощущения.
...

Вывод по главе I

Проведя теоретический анализ основных направлений исследования стресса в психологической науке, следует заметить, что данная тематика до сих пор актуальна. Анализ различных концепций показывает, что стрессоры, лежащие в основе стресс-реакций, можно разделить на физические и психологических. Психологические стрессоры так же имеют свою структуру, и делятся на эмоциональные и информационные. В условиях информационного общества особую актуальность имеют информационные стрессоры, которые связаны с превышением возможностей человека по обработке информации.
В добавление к вышесказанному следует отметить, что внимание учёных и практиков привлекает проблема адаптации организма человека к стрессовым ситуациям, которая находит своё решение в работах многих исследователей и Г. Селье, в частности. Так, Г. Селье ввёл в науку понятие «общего адаптационного синдрома», обозначающего схему реакции организма на стрессовое воздействие.
...

2.1 Программа исследования

Формирование системы профилактики профессионального стресса работников предполагает выполнение функций планирования, организации, координации, мотивации, контроля, учета и анализа, осуществляя которые руководители обеспечивают условия для улучшения морально-психологического климата в коллективе. Программы профилактики профессионального стресса необходимо разрабатывать на двух уровнях: на уровне работника и на уровне организации.
...

2.2.1. Методика «Шкала организационного стресса»

Данная методика была разработана Маклиным, адаптирована Н. Е. Водопьяновой [8, с. 62-68].
Целью методики является измерение восприимчивости к организационному стрессу (ОС). Данная восприимчивость связана с «недостаточным умением общаться, принимать ценности других людей, адекватно оценивать ситуацию без ущерба для своего здоровья и работоспособности, негибкостью поведения и пассивностью по отношению к активным формам отдыха и восстановления жизненных сил» [8, с. 62-63].
Чем выше показатель организационного стресса, тем сильнее уязвимость к переживанию рабочих стрессов, чаще переживание дистрессов (Н.Е. Водопьянова имеет в виду следующие стресс-синдромы: эмоциональное выгорание, синдром хронической усталости, синдром менеджера).
...

2.2.2. Методика «Инвентаризация симптомов стресса»

Данная методика была разработана Т. Иванченко [8, с. 29-31].
Целью методики является исследование стрессовых признаков и степень их проявления. Респондентам необходимо ответить на 20 вопросов и оценить частоту проявлений каждого перечисленного симптома, для этого предлагаются такие варианты ответов как: никогда, редко, часто, всегда.
Обработка и интерпретация результатов:
Осуществляется подсчет общего количества набранных баллов, в результате данные распределяются по четырем группам:
1) 20-30 баллов - психическая адаптированность;
2) 31-45 баллов - средний уровень переживания стресса;
3) 46-60 баллов - высокий уровень переживания стресса;
4) 61-80 баллов - крайне выраженный уровень переживания стресса.
Первая группа - это лица, живущие спокойно и разумно, достаточно
легко справляющиеся с жизненными проблемами, но нередко «витающие в облаках».
...

2.2.3. Методика «Шкала психологического стресса - PSM-25»

Данная методика была разработана Л. Лемуром, Р. Тесьером, Л. Филлионом, адаптирована Н.Е. Водопьяновой [8, с. 41-44].
Методика направлена на измерение феноменологической структуры переживания стресса.
Целью методики является измерение стрессовых ощущений в соматических, поведенческих и эмоциональных показателях.
В традиционных методах исследования стрессовых состояний основной акцент делается на косвенных измерениях психологического стресса через стрессора или патологических проявлений тревожности, депрессии, фрустрации и т.п. Далеко не каждая методика предназначена для того, чтобы измерять стресс в контексте естественного состояния психической напряженности. Именно это послужило причиной тому, чтобы учеными - Лемуром, Тесье и Филлионом был разработан опросник, описывающий состояние человека, находящегося в стрессе, в результате чего отсутствует необходимость определения следующих переменных: стрессовых патологий» [13, с. 41].
...

2.3. Методики арт-терапии при профессиональном стрессе

На следующем этапе эмпирической деятельности была реализована программа тренинга «Арт-терапия как средство сохранения здоровья педагогов» (Приложение Ж).
Программа была ориентирована на решение следующих задач:
1.создание в группе атмосферы взаимного принятия, доброжелательности, взаимопомощи, эмоциональной поддержки;
2. побуждение участника к самораскрытию через спонтанное творчество, улучшение межличностных отношений;
3. гармонизация внутреннего мира; снижение уровня тревожности; повышение уверенности в себе; снижение уровня замкнутости.
Наряду с арт-терапевтическими техниками для решения поставленных задач были использованы разнообразные методы, дополнявшие друг друга: информирование; беседа; социально-психологические игры и упражнения; релаксационные упражнения.
...

2.4. Описание результатов исследования стресса на разных этапах

В данном исследовании было задействовано 54 человека, являющихся
Педагогами образовательной организации. Исследование было организовано в 3 этапа.
На первом этапе были выделены группы: экспериментальная и контрольная, также была проведена первичная диагностика стрессовых состояний педагогов в период начала внедрения программы тренинга «Арт-терапия как средство сохранения здоровья педагогов».
На втором этапе была организована и проведена комплексная психологическая работа, направленная на адаптацию работников к новой системе работы и снижению эмоционального напряжения.
Работа представляла собой тренинговые мероприятия, а также сопровождение педагогов (в виде индивидуальных и групповых встреч, бесед, проработки индивидуальных случаев).
...

Вывод по главе II

В данном исследовании принимала участие контрольная группа педагогов. При сопоставлении экспериментальной и контрольной групп через месяц после начала арт-терапии выявлены существенные, статистически значимые различия между группами, отсутствующие при первичном обследовании.
В параграфе «Организация исследования», мы расписали алгоритм работы, направленной на изучение динамики стрессовых состояний у работников гимназии. На первом этапе был произведен первичный срез, вначале внедрения программы тренинга «Арт-терапия как средство сохранения здоровья педагогов».
В результате обработки полученных данных, были составлены таблицы результатов исследования, которые, впоследствии, были подвергнуты математической обработке - для выявления статистической достоверности полученных данных и возможности проверки гипотез.
...

Заключение

Данная экспериментальная работа была направлена на изучение эффективности применения психологической работы в виде групповых занятий и индивидуальных бесед в период переживания педагогами стрессовых ситуаций, связанных с осуществлением профессиональной деятельности.
Задачи, поставленные во введении достигнуты:
1. Изучены теоретико - методологические подходы к изучению проблемы профессионального стресса.
2. Изучен теоретический анализ феномена профессионального стресса в научной психологии.
3. В рамках данной работы нами было определено понятие стресса, психологического стресса, стрессоустойчивости, профессионального выгорания, которое является следствием переживания стресса.
4. Дано понятие арт- терапии как метода управления стрессом.
5. Произведен теоретический обзор программ профилактики профессионального стресса у сотрудников организации;

1. Алексеев А.В. Я спокоен. Как защитить себя от стресса / А.В. Алексеев - Ростов н/Дону: Феникс, 2004. -224 с.
2. Бережливая медицина как отраслевой стандарт бережливого производства [Электронный ресурс]. URL: http://lean- kaizen.ru/pdf.php?pdf=159 (дата обращения: 13.04.2019)
3. Бережливое производство [Электронный ресурс] URL: http://www.lean- pro.com/about-lean-manufacturing.html (дата обращения: 13.04.2019)
4. Бережливое производство - новая управленческая технология учреждений здравоохранения [Электронный ресурс]. URL: http://lean- kai-zen.ru/pdf.php?pdf=33 (дата обращения: 13.04.2019)
5. Бережливый менеджмент в здравоохранении [Электронный ресурс]. URL: http://lean-kaizen.ru/pdf.php?pdf=138 (дата обращения: 13.04.2019)
6. Возможности использования подхода «Бережливое производство» (leanproduction) в медицине [Электронный ресурс]. URL: http://lean- kai-zen.ru/pdf.php?pdf=132 (дата обращения: 13.04.2019)
7. Бобков А.И., Бобкова А.С. Стресс, жизнь и смерть: Научно-философский трактат / А.И.Бобков, А.С.Бобкова . - М: ОАО «Оригинал», 1997. - 144 с.
8. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В.А.Бодров. - М.: ПЕРСЭ. - 2006. - 350 с.
9. Бойко В.В. Синдром эмоционального выгорания / В.В.Бойко [Электронный ресурс]. URL: http://rumagic.com (дата обращения: 13.04.2019)
10. Брайн Люк Сиворд. Жизнь в гармонии. Стресс как стимул к духовному рос-ту / Брайн Люк Сиворд. - М.: Издательская группа «Весь», 2010. - 310 с.
11. Брайт Д., Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление /Д.Брайт, В.А.Бодров. - М: ПЕР СЭ. - 2006. - 228 с.
12. Брайт Д., Джонс Ф. Стресс. Теории, исследования, мифы / Д.Брайт, Ф.Джонс. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 352 с.
13. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса / Н.Е.Водопьянова. - СПб.: Питер, 2009. - 336 с.
14. Гейссельхарт Р. Прощай, стресс! Лучшие техники релаксации / Р.Гейссельхарт. - М.: Омега-Л, 2006. - 118 с.
15. Грецов А.Г., Попова Е. Г. Научись преодолевать стресс / А.Г. Грецов, Е.Г. Попова. - СПб.: СПбНИИ физической культуры, 2006. - 56 с.
16. Гринберг Дж. Управление стрессом / Дж.Гринбер. - СПб.: Питер, 2002. - 496 с.
17. Данильченко Я.В., Костомарова Т. С. Бережливое производство новая управленческая технология учреждений здравоохранения / Я.В. Данильчен-ко, Т.С. Костомарова// Комплексные проблемы сердечно¬сосудистых забо-леваний. - 2014. №3. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/berezhlivoe-proizvodstvo-novaya- upravlencheskaya-tehnologiya-uchrezhdeniy-zdravoohraneniya (дата обраще-ния: 13.04.2019)
18. Иванова С.П. Психологическая устойчивость личности как фактор проти-водействия негативным влияниям социальной среды в ранней молодости и юности/С.П.Иванова//Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2009. - №9. - С. 99¬108.
19. Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей / Д.Н. Исаев. - СПб.: Речь, 2005. - 400 с.
20. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса / Л.А. Китаев-Смык. - М.: Академический проект, 2009. - 943 с.
21. Концепция типов поведения Фридмана и Розенмана [Электронный ресурс] URL: https://psyisland.wordpress.com/2013/01/23/16-концепция- типов-поведения-фридмана-и/ (дата обращения: 13.04.2019)
22. Куликов Л.В. Психологические механизмы манипулирования сознанием в деструктивных культах / Л.В. Куликов. - СПб.: Изд-во СПбГМТУ, 2004.
23. Куликов Л.В. Осознание здоровья как ценности // Психология здоровья. Под ред. Г.С. Никифорова / Л.В. Куликов. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006.
24. Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека / А.Б. Леонова. - М.: Изд-во Моск. ун-та. 1984. - 200 с.
25. Леонова А.Б., Кузнецова А. С. Психопрофилактика стрессов / А.Б. Леонова. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993. - 123 с.
26. Леонова А.Б. Психологические технологии управления состоянием человека / А.Б. Леонова, А.С. Кузнецова. - Москва: Смысл, 2007. =280 с.
27. Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс / Я.А. Лупьян. - Мн.: Выш.шк., 1988. - 233 с.
28. Мандель Б.Р. Психология стресса - М.: Флинта, 2014 [Электронный ресурс] / Б.Р. Мандель. URL:
http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=8479454 (дата обращения: 13.04.2019) Мельник Б. Е. Кахана М. С. Медико-биологические формы стресса / Б.Е. Мельник, М.С. Кахана. - Кишинев, «Штиинца», 1981. - 176 с.
29. Методика «Шкала организационного стресса» (Маклин) [Электронный ре-сурс]. URL: https://sites.google.com/site/test300m/sos (дата обращения: 13.04.2019)
30. Панченко Л.Л. Адаптация к профессиональной деятельности: Учеб.пособие. / Л.Л. Панченко. - Владивосток: Мор.гос. ун-т, 2006. - 35 c.
31. Панченко Л. Л. Диагностика стресса: Учеб.пособие. / Л.Л. Панченко. - Вла-дивосток: Мор.гос. ун-т, 2005. - 35 с.
32. Пигулевская И.С. Как избавиться от стресса и депрессии. Легкие способы перестать беспокоиться и стать счастливым / И.С. Пигулевская. - М.: Цен-трполиграф, 2012. - 138 с.
33. Повышение эффективности менеджмента учреждений здравоохранения в современных условиях на основе принципов бережливого производства [Электронный ресурс]. URL: http://lean-kaizen.ru/pdf.php?pdf=32 (дата обра-щения: 13.04.2019)
34. Куприянов Р.В., Кузьмина Ю.М. Психодиагностика стресса: практикум /сост. Р.В. Куприянов, Ю.М. Кузьмина. - Казань: КНИТУ, 2012. - 212 с.
35. Психология человека от рождения до смерти / Под общей редакцией А.А. Реана. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с. [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://www.e-reading.club/ bookreader.php/ 113018/Kollektiv_-_Psihologiya_cheloveka_ot_rozhdeniya_do_smerti.html (да-та обращения: 13.04.2019)
36. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. 2-е изд. /
Н.В. Самоукина. - СПб.: Питер, 2003. - 224 с.
37. Сандомирский М. Е. Защита от стресса. Физиологически - ориентированный подход к решению психологических проблем. / М.Е. Сандомирский. - М.: Издательство Института Психотерапии, 2001. - 297 с.
38. Сапольски Р. Психология стресса. / Р.Сапольски. - СПб.: Питер, 2015. - 480 с.
39. Селье Г. Стресс без дистресса [Электронный ресурс]. URL: http://psyberia.ru/book/distress.pdf (дата обращения: 13.04.2019)
40. Стахнева И.Ю. Психологическая устойчивость личности к стрессогенным факторам. [Электронный ресурс]. /И.Ю. Стахнева. - Режим доступа: http://www.edit.muh.ru/content/mag/trudy/11_2009/09.pdf (дата обращения: 13.04.2019)
41. Журвлева А.Л., Сергиенко Е.А. Стресс, выгорание, совладание в современ-ном контексте / Под.ред. А. Л. Журавлева, Е. А. Сергиенко. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. - 512 с.
42. Стресс: Тонкости, хитрости и секреты. - М.: Бук-пресс, 2006. 384 с.
43. Топчий М.В., Чурилова Т.М. Стресс как объект научной рефлексии / М.В. Топчий, Т.М. Чурилова. - Ставрополь: НОУ ВПО СКСИ, 2009. - 312 с.
44. Суворова В. В. Психофизиология стресса. / В.В. Суворова. - М.: Педагогика, 1975. - 208 с.
45. Ушаков И.В. «Бережливое производство (ЛИН-медицина) - новый инстру-мент повышения качества медицинской помощи» [Электронный ресурс]. / И.В. Ушаков
URL:http://diama.ru/sites/default/files/0_materials/Ushakov.pdf (дата обращения: 13.04.2019)
46. Хетагурова А.К., Шаповалова М.А., Огуль Л.А. Управление качеством в медицине: учебное пособие. / А.К. Хетагурова, М.А. Шаповалова, Л.А.Огуль. - Астрахань: Астраханский ГМУ, 2015. - 79с.
47. Черепанова Ю.О. Организация бережливого производства в здравоохране-нии [Электронный ресурс]. /Ю.О. Черепанова. URL: http://earchive.tpu.ru/ bitstream/11683/15462/1/conferenceJpu-2015-C40-V2- 091.pdf (дата обраще-ния: 13.04.2019)
48. Черниговцев Г. Жизнь без стрессов, или Пофигизм по-русски [Электронный ресурс]. / Г.Черниговцев. URL: http://www.koob.ru/chernigovich_g/ life_stress (дата обращения: 13.04.2019)
49. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. / Ю.В.Щербатых. - СПб.: Питер, 2006. - 256 с.
50. Энрих Г. Скафандр от стресса. Избавьтесь от психических перегрузок и верните себе здоровье быстро, легко и навсегда. /Г.Энрих. - М.: Крылов, 2010. - 120 с.

Купить эту работу

Арт- терапия как метод профилактики профессионального стресса у сотрудников организации

2500 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

24 июля 2019 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
proverenavtor
4.5
Имею 2 высших образования. В качестве автора работаю более 16 лет.
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
2500 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Дипломная работа

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
450 ₽
Дипломная работа

Пути повышения эффективности организации на основе совершенствования структуры управления

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2200 ₽
Дипломная работа

Формирование лидерских качеств руководителя на примере руководителя УП «Мингаз»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
5000 ₽
Дипломная работа

Совершенствование организации рабочих мест на участке (на примере аптеки "Аптечный стандарт")

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Дипломная работа

Совершенствование системы мотивации трудовой деятельности персонала в организации

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽

Отзывы студентов

Отзыв fulder об авторе proverenavtor 2018-06-18
Дипломная работа

Прекрасный автор, сделала в краткие сроки, хорошо разбирается в материале.

Общая оценка 5
Отзыв Филипп Минаев об авторе proverenavtor 2015-04-27
Дипломная работа

Большое спасибо за отличный диплом! Рекомендую!!!!!!

Общая оценка 5
Отзыв Александр Дебошев об авторе proverenavtor 2016-07-29
Дипломная работа

Спасибо

Общая оценка 5
Отзыв Nino об авторе proverenavtor 2015-06-08
Дипломная работа

Спасибо, Юлия!

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Оценка кадрового потенциала на предприятии общественного питания

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1000 ₽
Готовая работа

Система управления персоналом на примере ПАО СберБанк

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1390 ₽
Готовая работа

Разработка мероприятий по развитию компетентностного подхода к системе управления персоналом предприятия организации

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Стратегия и политика управления персоналом организации

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2270 ₽
Готовая работа

«СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА» диплом

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2500 ₽
Готовая работа

Оценка и обучение персонала

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1900 ₽
Готовая работа

Совершенствование системы профессионального обучения персонала на примере ООО ХКФ банк

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3500 ₽
Готовая работа

Аттестация персонала как инструмент карьерного роста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Управление персоналом в системе обеспечения конкурентоспособности организации сферы услуг.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Совершенствование системы мотивации и стимулирования персонала на примере организации

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Виды конфликтов в современной организации

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2700 ₽
Готовая работа

Совершенствование использования кадрового потенциала.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽