Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Репортаж на региональном радио

  • 75 страниц
  • 2016 год
  • 302 просмотра
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

2240 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Введение

Зародившись в начале XX века, обдавая такими признаками, как всеохватности, массовость, а также доступности, радио стало традиционным и привычным атрибутом жизни современного человека. В современной системе многостороннего информационного взаимодействия радиовещание не только не утратило своей популярности, но и приобрело новые методы и формы деятельности (то есть вещательные форматы). Благодаря сети Интернет на современном этапе радио получило мощный инструмент для расширения масштаба своего вещания, для дополнительного завоевания популярности слушателей, а также для воплощения своего организационно-структурного и профессионально-творческого потенциала.
Особой популярности радио на современном этапе способствуют также его экономические особенности, которые непосредственно влияют на многообразие и экономичность радиобизнеса. При этом история и технология радиовещания и процессы функционирования радиожанров всегда привлекали многих исследователей. Как отмечает В.В. Смирнов, «изучение жанров имеет не только практический, но еще и историко-теоретический интерес, так как они представляют собой одну из важнейших категорий в сфере творчества» .
В этом отношении необходимо подчеркнуть две ведущие тенденции в радиожурналистике: 1) постепенно развитие ряда жанров радиожурналистике, в их числе и жанра радиорепортаж; 2) приобретение все большей значимости регионального радио.
Совокупность таких факторов, как неугасаемая популярность радио, развитие жанра радиорепортажа и усиление значимости регионарного радио в нашей стране, делает рассмотрение темы «Репортаж на региональном радио» актуальным.
Рассматривая степень изученности темы радиорепортаж в целом (то есть его история, теория, особенности создания) необходимо отметить, что радиорепортаж в отечественном радиоведении изучен достаточно хорошо. Этому жанру посвящена, например, научная работа ю К.Г. Хараидзе, исследование В.Л. Щербатюка. Кроме этого, в качестве значимых работ по данной теме можно назвать труды В.В. Смирнова, Л. Маграчева, а также Т.В. Лебедевой. В качестве отдельного раздела вопросы радиорепортажа были освещены в трудах Ю.В. Клюева, Т.В. Васильевой, В.Г. Осинского, Г.Н. Петрова, А.А. Шереля, М.И. Шостака. В работах названных исследователей преимущественно использовались материалы Центрального (Всесоюзного) радио. При этом специфика репортажа на региональном радио практически не рассматривалась.
Новизна данного исследования заключается в рассмотрение региональной специфики радиорепортажа.
Объект исследования –репортаж на отечественном радио.
Предмет – репортаж на региональном радио на современном этапе.
Целью данного исследования является определение тенденций развития и отличительных черт репортажа на региональном радио. Названная цель реализуется путем постановки и осуществления следующих задач:
- изучить историю возникновения и основные характеристики, виды и типы, жанрообразующие признаки радиорепортажа;
- исследовать тенденции развития жанра на региональном радио и его место в эфирной сетке;
- описать драматургию построения репортажа на радио;
- выявить специфичные изобразительно-выразительные средства;
- изучить влияние формата и специфики программ на построение радиорепортажей;
- определить роль и значимость фигуры ведущего в репортаже на региональном радио;
- проанализировать ряд радиорепортажей регионального радио с целью выявления определенных закономерностей их построения.
Научная гипотеза: специфику репортажа на региональном радио можно выявить путем изучения общих характерных черт радиорепортажа, выявлений современных тенденций его развития, а также проведения комплексного анализа репортажей регионального радио.
Теоретико-методологическую базу исследования составили научные издания, учебные пособия, содержащие теоретические основы радирепортажа; статьи из журналов, отражающие отдельные актуальные вопросы по специфике радиорепортажа; интернет-ресурсы, содержащие эмпирические материалы по данной теме. Качестве основных выступали работы таких видных исследователей в данной области, как Т.В. Васильева, В.Г. Осинский, Г.Н. Петров, С.Н. Ильченко, В.Ф. Познин, Е.П. Почкай, Ю.В. Клюев, Т.В. Лебедева, Ю.А. Летунов, Л.Е. Маграчев, В.В. Смирнов, И.Н. Тхагушев, Е.Н. Филимоновых, К.Г. Хараидзе, В. Н. Шеин, В.Л. Щербатюк, А.А. Шерель, М.И. Шостак.
Методы исследования включали: анализ публикаций по данной теме, исторический метод, метод сравнения и сопоставления, типологический метод, метод группировки и структурирования полученной информации, анализ звуковой информации.
Теоретическое значение данного исследования заключается в комплексном исследовании радиорепортажа на региональном радио.
Практическая значимость данной работы находит свое выражение в возможности проведенного исследования стать базовым при дальнейшем изучении темы репортажа на региональном радио.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Во введении обосновывается актуальность данной темы, рассматривается степень ее изученности, обозначается новизна, объект и предмет исследования, цель и задачи работы, прописывается научная гипотеза, указывается теоретико-методологическая база исследования, его теоретическая и практическая значимость. Первая глава данной работы посвящена специфики и трансформации репортажа на радио. Во второй главе изучается специфика построения репортажа на радио. Третья глава носит практический характер и отражает результаты анализа репортажей на региональном радио. В заключении подводятся основные итоги данного исследования. Список литературы включает 44 названия.  

Содержание

Введение 3
Глава 1. Специфика и трансформация репортажа на радио 6
1.1.История возникновения и развития жанра репортаж на радио 6
1.2.Основные характеристики, виды и типы радиорепортажа, его жанрообразующие признаки 8
1.3.Тенденции развития жанра на региональном радио и его место в эфирной сетке 19
Глава 2. Специфика построения репортажа на радио 27
2.1 Драматургия построения репортажа на радио 27
2.2.Специфичные изобразительно-выразительные средства 31
2.3. Влияние формата и специфики программ на построение радиорепортажей 40
2.4. Роль и значимость фигуры ведущего в репортаже на региональном радио 46
Глава 3. Многофакторный анализ репортажей регионального радио 51
3.1. Анализ репортажей различных станций регионального радио 51
3.2. Анализ авторских репортажей на Воронежском радио 62
Заключение 71
Список литературы 75




Заключение

Несмотря на активное развитие телевидения и появление сети Интернет, в конце ХХ – нач. XXI вв. радио остается одним из самых оперативных, массовых, а также доступных каналов распространения информации. Особое место в системе вещания отводится региональному радио.
В нашей стране за годы реформирования сформировались совершенно новые условия функционирования СМИ. При этом ведущими событиями, существенно повлиявшими на изменение ситуации, стали отмена цензуры и государственно-партийной монополии на СМИ, отказ от единой государственной системы, а также зависимость
радиовещания от экономических факторов. Одна из самых значимых
перемен в деятельности СМИ напрямую связана с повышением роли регионального радиовещания. история радиорепортажа – это путь освоения работниками радио практически всех сложных звуковых форм радиопроизведения, непосредственно нацеленного на контакт со своими слушателями. Одновременно эта история проявляет степень раскрытия личности журналиста в различные периоды становления и процесса эволюции отечественного вещания: то есть от трансляции жестко отобранной информации, своего рода политического рупора событий до индивидуального подхода к их освещению, а также наполненного личными оценками увиденного. При этом достаточно востребованным на региональном радио является жанр репортажа. Репортаж можно трактовать как развернутое коммуникативное действие, которое направлено на слушателя для освещения какого-либо многосоставного события.
Сформулирует кратко те выводы, к которым мы пришли, рассмотрев репортаж на региональном радио.
1. Радиорепортаж – это динамичный, оперативный, эмоциональный радио-рассказ об определенном событии, который отличается своей наглядностью, достаточно активной ролью автора, который выступает в качестве свидетеля либо участника определенных события.
История радиорепортажа – это путь освоения работниками радио практически всех сложных звуковых форм радиопроизведения, непосредственно нацеленного на контакт со своими слушателями.
2. Главными жанровыми особенностями радиорепортажа на радио являются: событийность, сверхоперативность, или одномоментность, динамичность эмоциональность. В зависимости от принятого основания деления выделяют: по творческой манере, а также по способу отражения действительности: «живой» репортаж, репортаж-лекцию, репортаж-комментарий, репортаж-путешествие, репортаж-расследование; по типу озвучивания радиорепортажи подразделяются на звучащие в прямом эфире непосредственно в момент события, а также записанные тоже в момент определенного события на электронные носители, однако воспроизводимые позже; по способу включения в программу вещательного дня репортаж может являться отдельной передачей, некоторым «кадром» сложной программы либо передачи, однако при этом в отличие от интервью он сохраняет свои главные качества. Также принято выделять три вида репортажа, каждый из которых – событийный, проблемный, познавательный – модифицирует определенные аспекты жанра.
3.Специфика радиорепортажа на региональном радио ранее заключалась в преобладании местной тематики репортажа, которые были весьма востребованы у слушателей как источник актуальной информации именно местного значения.
4. У радиорепортажа может быть своя драматургия. При этом начало репортажа, его фабула, концовка, словом, вся «архитектоника» репортажа – это весьма дело сложное и творческое. К выразительным средствам традиционно в радиожурналистике и, соответственно, репортаже, относят слово, музыку, шумы, монтаж. Все выразительные средства принято разделять на две основных группы: природные (то есть формообразующие) и технические (то есть стилеобразующие).
5. Построение радиорепортажей зависит от формата и специфики программ. Например, на музыкальных радиостанциях радиорепортаж будет звучать не очень часто и будет связан непосредственно с музыкальной тематикой и миром музыки; на спортивной –спортивном репортаже, причем радиожурналист в этом случае обязан дать такую значимую возможность свои слушателям, как сопереживание происходящему. При так называемом «полном варианте» в эфире региональных радиостанций могут присутствовать уже большие или «развернутые» репортажи. Большие репортажи представляют собой трансляции выездных либо домашних матчей с участием футбольных или баскетбольных команд. В новостных программах региональных станций репортажи появляются достаточно редко, так как новости, из-за небольшого штата сотрудников станций, берутся непосредственно с лент информагентств в Интернете, а также записываются по телефону и готовятся к эфиру в редакции.
6. Роль ведущего, то есть посредника между событием и радиослушателем – является весьма активной, так как событие развивается непосредственно на глазах репортера, в нем совсем нет никакого домысла. Автор в этом случае может быть свидетелем, участником, даже организатором определенного события, однако в любом случае это вовсе не равнодушный «летописец», а именно такой человек, который передает слушателю свои чувства, мысли, свои взгляды. К характеристике специфики профессиональной деятельности радиожурналиста относится не только многофункциональность, но также и наличие таких составляющих его профессии, как коммуникабельность, мобильность и оперативность.
7. Проведенный нами анализ репортажей регионального радио показал, что, практически все репортажи регионального радио в первую очередь связаны именно с региональной тематикой, которая может быть интересна слушателям. Построение и качество репортажей различно, но в подавляющем большинстве случает по своей видовой принадлежности это «живой репортаж», а в качестве изобразительно-выразительных средств применяются документальные шумы.
8.На основе анализа авторских репортажей, звучавших на Воронежском радио можно заключить, что практически все репортажи п своему строению и музыкальному оформлению весьма похожи: они «линейны», состоят из гармонично составленных в единое целое «информационных блоков», связанных затрагиваемой в репортаже темой; речь автора репортажа чередуется с записями участников или очевидцев рассматриваемого события; на всем протяжении репортажа используется одна и та же мелодия, которая выступает преимущественно в качестве подложки текста ведущего; практически каждый репортаж имеет определенное вступление, при том, как развернутое заключение присутствует не всегда. Необходимо отметить, что такого рода похожесть предопределена двумя факторами: 1) наличием единого автора рассмотренных репортажей; 2) спецификой форматом радиостанции. Кроме этого, все рассмотренные нами репортажи, так или иначе связаны с г. Воронежем и представляют интерес в первую очередь именно регионально слушателям.
То есть основной отличительный фактор репортажей на региональном радио – их тесная связи в содержательном аспекте с данным регионом.

Список литературы

1. Аналитика, ФНР: тенденции и изменения в региональном радиовещании в 2012 году [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.radioportal.ru/context/tendencii-media?language=en. – Загл. с экрана. – (дата просмотра 26.03.2016).
2. Барышников, Б. «Юность» всегда в пути / Б. Барышников, И. Кусургашев // До встречи в эфире. – М.: Искусство, 1986. – С. 66 - 74.
3. Васильева, Т. В. Курс радиотелевизионной журналистики: учеб. пособие / Т.В. Васильева, В.Г. Осинский, Г.Н. Петров. –СПб.: Спец. лит., 2004. – 265 с.
4. Гааг, Н.А. История радио: развитие собственных специфических изобразительно-выразительных средств / Н.А. Гааг // Вестн. Воронеж. гос. ун-та. Сер. Филология. Журналистика. – Воронеж. – 2013. – №. 2. – С. 122–133.
5. Ганц, П. Подготовка телерадиорепортажа (из французского опыта) / П. Ганц, Ж.-П. Шампиа. – М.: ИПК РТР, 2000. – 188 с.
6. Говорит и показывает кафедра радио и телевидения. Вып. 2 / под ред. С. Н. Ильченко, В.Г. Осинского, Г.Н. Петрова. – СПб. : С.-Петерб. гос. ун-т, Ф-т журн., 2004. – 284 с.
7. Егоров, В.В. Основы государственной политики в области электронных СМИ / В.В. Егоров. – М.: Ин-т повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 2001. – 312 с.
8. Ермилов, А. О живом звуке и репортаже на радио / А. Ермилов // Ключи к эфиру. Кн. 2. Основы мастерства. – М.: Аспект Пресс, 2007. – С. 38 - 44.
9. Жандарова, О. Региональные радиостанции: потенциал и перспективы развития [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://broadcasting.ru/articles2/bypub/bc-5-2006. – Загл. с экрана. – (дата просмотра 28.03.2016).
10. Зарва, М.В. Слово в эфире : о языке и стиле радиопередач : произ-ношение в радио- и телевизионной речи : справ. пособие / М. В. Зарва. – М. : Наука, Флинта, 2011. – 374 с.
11. Иваницкий, Л.В. Трудный хлеб телекомментатора / Л.В. Иваницкий // Спорт в зеркале журналистики. – М.: Мысль, 1989. – С. 63 - 67.
12. Ильченко, С.Н. Технология СМИ: творческие профессии на телевидении и радио / С.Н. Ильченко, В.Ф. Познин, Е.П. Почкай. – СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, ф-т журн., 2003. – 298 с.
13. Информационные и аналитические жанры радиожурналистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gendocs.ru/v1601. – Загл. с экрана. – (дата просмотра 28.03.2016).
14. Ким, М.Н. Журналистика: методология профессионального творчества / М.Н. Ким. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2004. – 288 с.
15. Клюев, Ю. В. Радиожурналистика: основы профессии : учеб. пособие / Ю.В. Клюев. – СПб.: Ин-т «Высш. шк. журн. и мас. Коммуникаций» СПбГУ, 2015. – 264 с.
16. Ковтун, В.Г. Встречи с мэтром отечественной радиожурналистики / В.Г. Ковтун // Говорит и показывает кафедра РТ. – СПб., 1997. – С. 178 - 183.
17. Лебедева, Т.В. Жанры радиожурналистики: учеб. пособие / Т.В. Лебедева. – М.: Аспект Пресс, 2012. – 244 с.
18. Летунов, Ю.А. Великий говорящий / Ю.А. Летунов. – М.: Политиздат, 1966. – 242 с.
19. Летунов, Ю.А. Время, люди, микрофон / Ю.А. Летунов. – М.: Искусство, 1974. – 342 с.
20. Летунов, Ю.А. Что скажешь людям? / Ю.А. Летунов. – М.: Мысль, 1980. – 286 с.
21. Маграчев, Л.Е. Сюжеты, сочиненные жизнью / Л.Е. Маграчев. – М.: Искусство, 1972. – 264 с.
22. Музыря, А.А. Искусство слышать мир: молодежи об искусстве / А.А. Музыря. – М.: Искусство, 1989. – 254 с.
23. Мутовкин, Л.А. Специфика работы на радио / Л.А. Мутовкин. – М., 2013. – 244 с.
24. Пока микрофон не выключен… (Из опыта работы немецких радиожурналистов). – М.: ИПК РТР, 1991. – 254 с.
25. Почкай, Е.П. Технология СМИ: выразительные средства телевидения и радио: учеб. пособие для студентов ф-та журн / Е.П. Почкай. – СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, ф-т журн., 2000. – 294 с.
26. Радиожурналистика / под ред. А. А. Шереля. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. – 269 с.
27. Радио – стадион [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://radiostation.ru/music/format.html 601. – Загл. с экрана. – (дата просмотра 28.03.2016).
28. Рихтер, С.Г. Цифровое радиовещание / С.Г. Рихтер. – М. : Горячая Линия – Телеком, 2004. – 352 с.
29. Рождение звукового образа. Художественные проблемы звукозаписи в экранных искусствах и на радио / сост. Е. М. Авербах. – М.: Искусство, 1983. – 212 с.
30. Светана-Толстая, С.В. Русский язык в массмедийном пространстве / С.В. Светана-Толстая // Журналистика и культура русской речи. – М.: Изд-во ИКАР, 2006. – №2. – С. 33 - 36.
31. Смирнов, В.В. Радиожурналистика в современном эфире: учеб. пособие / В.В. Смирнов. – Таганрог: Центр развития личности, 2007. – 214 с.
32. Смирнов, В.В. Формы вещания: функции, типология, структура радиопрограмм: учеб. пособие для вузов / В.В. Смирнов. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 230 с.
33. Сычина (Гааг), Н.А. Анализ утренних радиопрограмм. Оптимальная модель «радиоутра» / Н.А. Сычина (Гааг) // СМИ и журналистика: прошлое, настоящее, будущее. – Старый Оскол, 2015. – С. 55–57.
34. Телерадиожурналистика в упражнения, тренингах и творческих практиках : метод. материалы для преподавателей / под ред. М. А. Бережной. – СПб. : С.-Петерб. гос. ун-т, Ин-т «Высш. шк. журн. и мас. Коммуникаций», 2014. – 204 с.
35. Тоффлер, Э. Третья волна / Э. Тоффлер. – М.: АСТ, 1999. – 398 с.
36. Тхагушев, И.Н. Современное радиовещание в системе средств массовой информации / И.Н. Тхагушев // Вестн. Моск. Ун-та: Сер. Журналистика. – 1999. – №6. – С. 33 - 36.
37. Фестиваль «Вместе Радио» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://radiofestival.ru/about/nomination. – Загл. с экрана. – (дата просмотра 28.03.2016)
38. Филимоновых, Е.Н. Время работать на радио / Е.Н. Филимоновых. – М.: Фонд независимого радиовещания, 2002. – 258 с.
39. Хараидзе, К.Г. Репортаж как жанр советской радиопублицистики: автореф. дис. / К.Г. Хараидзе. – М., 1984. – 24 с.
40. Шеин, В. Н. Современная радиожурналистика : теория и практика: учеб. пособие для специальности аудиовизуальная журналистика / В. Н. Шеин. – Минск : Белорус. гос. ун-т., 2010. – 151 с.
41. Щербатюк, В.Л. Радиорепортаж / В.Л. Щербатюка. – М., 1970. – 244 с.
42. Шерель, А.А. Радиожурналистика / А.А. Шерель. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2000. – 287 с.
43. Шостак, М. И. Журналист и его произведение / М.И. Шостак. – М., 1998. – 248 с.
44. Яременко, Н. Н. Как стать радиожурналистом : работа на радио в вопросах и ответах / Н. Н. Яременко. – М. : Этерна, 2011. – 272 с.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Оставляя свои контактные данные и нажимая «Заказать Дипломную работу», я соглашаюсь пройти процедуру регистрации на Платформе, принимаю условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности в целях заключения соглашения.

Фрагменты работ

Введение

Зародившись в начале XX века, обдавая такими признаками, как всеохватности, массовость, а также доступности, радио стало традиционным и привычным атрибутом жизни современного человека. В современной системе многостороннего информационного взаимодействия радиовещание не только не утратило своей популярности, но и приобрело новые методы и формы деятельности (то есть вещательные форматы). Благодаря сети Интернет на современном этапе радио получило мощный инструмент для расширения масштаба своего вещания, для дополнительного завоевания популярности слушателей, а также для воплощения своего организационно-структурного и профессионально-творческого потенциала.
Особой популярности радио на современном этапе способствуют также его экономические особенности, которые непосредственно влияют на многообразие и экономичность радиобизнеса. При этом история и технология радиовещания и процессы функционирования радиожанров всегда привлекали многих исследователей. Как отмечает В.В. Смирнов, «изучение жанров имеет не только практический, но еще и историко-теоретический интерес, так как они представляют собой одну из важнейших категорий в сфере творчества» .
В этом отношении необходимо подчеркнуть две ведущие тенденции в радиожурналистике: 1) постепенно развитие ряда жанров радиожурналистике, в их числе и жанра радиорепортаж; 2) приобретение все большей значимости регионального радио.
Совокупность таких факторов, как неугасаемая популярность радио, развитие жанра радиорепортажа и усиление значимости регионарного радио в нашей стране, делает рассмотрение темы «Репортаж на региональном радио» актуальным.
Рассматривая степень изученности темы радиорепортаж в целом (то есть его история, теория, особенности создания) необходимо отметить, что радиорепортаж в отечественном радиоведении изучен достаточно хорошо. Этому жанру посвящена, например, научная работа ю К.Г. Хараидзе, исследование В.Л. Щербатюка. Кроме этого, в качестве значимых работ по данной теме можно назвать труды В.В. Смирнова, Л. Маграчева, а также Т.В. Лебедевой. В качестве отдельного раздела вопросы радиорепортажа были освещены в трудах Ю.В. Клюева, Т.В. Васильевой, В.Г. Осинского, Г.Н. Петрова, А.А. Шереля, М.И. Шостака. В работах названных исследователей преимущественно использовались материалы Центрального (Всесоюзного) радио. При этом специфика репортажа на региональном радио практически не рассматривалась.
Новизна данного исследования заключается в рассмотрение региональной специфики радиорепортажа.
Объект исследования –репортаж на отечественном радио.
Предмет – репортаж на региональном радио на современном этапе.
Целью данного исследования является определение тенденций развития и отличительных черт репортажа на региональном радио. Названная цель реализуется путем постановки и осуществления следующих задач:
- изучить историю возникновения и основные характеристики, виды и типы, жанрообразующие признаки радиорепортажа;
- исследовать тенденции развития жанра на региональном радио и его место в эфирной сетке;
- описать драматургию построения репортажа на радио;
- выявить специфичные изобразительно-выразительные средства;
- изучить влияние формата и специфики программ на построение радиорепортажей;
- определить роль и значимость фигуры ведущего в репортаже на региональном радио;
- проанализировать ряд радиорепортажей регионального радио с целью выявления определенных закономерностей их построения.
Научная гипотеза: специфику репортажа на региональном радио можно выявить путем изучения общих характерных черт радиорепортажа, выявлений современных тенденций его развития, а также проведения комплексного анализа репортажей регионального радио.
Теоретико-методологическую базу исследования составили научные издания, учебные пособия, содержащие теоретические основы радирепортажа; статьи из журналов, отражающие отдельные актуальные вопросы по специфике радиорепортажа; интернет-ресурсы, содержащие эмпирические материалы по данной теме. Качестве основных выступали работы таких видных исследователей в данной области, как Т.В. Васильева, В.Г. Осинский, Г.Н. Петров, С.Н. Ильченко, В.Ф. Познин, Е.П. Почкай, Ю.В. Клюев, Т.В. Лебедева, Ю.А. Летунов, Л.Е. Маграчев, В.В. Смирнов, И.Н. Тхагушев, Е.Н. Филимоновых, К.Г. Хараидзе, В. Н. Шеин, В.Л. Щербатюк, А.А. Шерель, М.И. Шостак.
Методы исследования включали: анализ публикаций по данной теме, исторический метод, метод сравнения и сопоставления, типологический метод, метод группировки и структурирования полученной информации, анализ звуковой информации.
Теоретическое значение данного исследования заключается в комплексном исследовании радиорепортажа на региональном радио.
Практическая значимость данной работы находит свое выражение в возможности проведенного исследования стать базовым при дальнейшем изучении темы репортажа на региональном радио.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Во введении обосновывается актуальность данной темы, рассматривается степень ее изученности, обозначается новизна, объект и предмет исследования, цель и задачи работы, прописывается научная гипотеза, указывается теоретико-методологическая база исследования, его теоретическая и практическая значимость. Первая глава данной работы посвящена специфики и трансформации репортажа на радио. Во второй главе изучается специфика построения репортажа на радио. Третья глава носит практический характер и отражает результаты анализа репортажей на региональном радио. В заключении подводятся основные итоги данного исследования. Список литературы включает 44 названия.  

Содержание

Введение 3
Глава 1. Специфика и трансформация репортажа на радио 6
1.1.История возникновения и развития жанра репортаж на радио 6
1.2.Основные характеристики, виды и типы радиорепортажа, его жанрообразующие признаки 8
1.3.Тенденции развития жанра на региональном радио и его место в эфирной сетке 19
Глава 2. Специфика построения репортажа на радио 27
2.1 Драматургия построения репортажа на радио 27
2.2.Специфичные изобразительно-выразительные средства 31
2.3. Влияние формата и специфики программ на построение радиорепортажей 40
2.4. Роль и значимость фигуры ведущего в репортаже на региональном радио 46
Глава 3. Многофакторный анализ репортажей регионального радио 51
3.1. Анализ репортажей различных станций регионального радио 51
3.2. Анализ авторских репортажей на Воронежском радио 62
Заключение 71
Список литературы 75




Заключение

Несмотря на активное развитие телевидения и появление сети Интернет, в конце ХХ – нач. XXI вв. радио остается одним из самых оперативных, массовых, а также доступных каналов распространения информации. Особое место в системе вещания отводится региональному радио.
В нашей стране за годы реформирования сформировались совершенно новые условия функционирования СМИ. При этом ведущими событиями, существенно повлиявшими на изменение ситуации, стали отмена цензуры и государственно-партийной монополии на СМИ, отказ от единой государственной системы, а также зависимость
радиовещания от экономических факторов. Одна из самых значимых
перемен в деятельности СМИ напрямую связана с повышением роли регионального радиовещания. история радиорепортажа – это путь освоения работниками радио практически всех сложных звуковых форм радиопроизведения, непосредственно нацеленного на контакт со своими слушателями. Одновременно эта история проявляет степень раскрытия личности журналиста в различные периоды становления и процесса эволюции отечественного вещания: то есть от трансляции жестко отобранной информации, своего рода политического рупора событий до индивидуального подхода к их освещению, а также наполненного личными оценками увиденного. При этом достаточно востребованным на региональном радио является жанр репортажа. Репортаж можно трактовать как развернутое коммуникативное действие, которое направлено на слушателя для освещения какого-либо многосоставного события.
Сформулирует кратко те выводы, к которым мы пришли, рассмотрев репортаж на региональном радио.
1. Радиорепортаж – это динамичный, оперативный, эмоциональный радио-рассказ об определенном событии, который отличается своей наглядностью, достаточно активной ролью автора, который выступает в качестве свидетеля либо участника определенных события.
История радиорепортажа – это путь освоения работниками радио практически всех сложных звуковых форм радиопроизведения, непосредственно нацеленного на контакт со своими слушателями.
2. Главными жанровыми особенностями радиорепортажа на радио являются: событийность, сверхоперативность, или одномоментность, динамичность эмоциональность. В зависимости от принятого основания деления выделяют: по творческой манере, а также по способу отражения действительности: «живой» репортаж, репортаж-лекцию, репортаж-комментарий, репортаж-путешествие, репортаж-расследование; по типу озвучивания радиорепортажи подразделяются на звучащие в прямом эфире непосредственно в момент события, а также записанные тоже в момент определенного события на электронные носители, однако воспроизводимые позже; по способу включения в программу вещательного дня репортаж может являться отдельной передачей, некоторым «кадром» сложной программы либо передачи, однако при этом в отличие от интервью он сохраняет свои главные качества. Также принято выделять три вида репортажа, каждый из которых – событийный, проблемный, познавательный – модифицирует определенные аспекты жанра.
3.Специфика радиорепортажа на региональном радио ранее заключалась в преобладании местной тематики репортажа, которые были весьма востребованы у слушателей как источник актуальной информации именно местного значения.
4. У радиорепортажа может быть своя драматургия. При этом начало репортажа, его фабула, концовка, словом, вся «архитектоника» репортажа – это весьма дело сложное и творческое. К выразительным средствам традиционно в радиожурналистике и, соответственно, репортаже, относят слово, музыку, шумы, монтаж. Все выразительные средства принято разделять на две основных группы: природные (то есть формообразующие) и технические (то есть стилеобразующие).
5. Построение радиорепортажей зависит от формата и специфики программ. Например, на музыкальных радиостанциях радиорепортаж будет звучать не очень часто и будет связан непосредственно с музыкальной тематикой и миром музыки; на спортивной –спортивном репортаже, причем радиожурналист в этом случае обязан дать такую значимую возможность свои слушателям, как сопереживание происходящему. При так называемом «полном варианте» в эфире региональных радиостанций могут присутствовать уже большие или «развернутые» репортажи. Большие репортажи представляют собой трансляции выездных либо домашних матчей с участием футбольных или баскетбольных команд. В новостных программах региональных станций репортажи появляются достаточно редко, так как новости, из-за небольшого штата сотрудников станций, берутся непосредственно с лент информагентств в Интернете, а также записываются по телефону и готовятся к эфиру в редакции.
6. Роль ведущего, то есть посредника между событием и радиослушателем – является весьма активной, так как событие развивается непосредственно на глазах репортера, в нем совсем нет никакого домысла. Автор в этом случае может быть свидетелем, участником, даже организатором определенного события, однако в любом случае это вовсе не равнодушный «летописец», а именно такой человек, который передает слушателю свои чувства, мысли, свои взгляды. К характеристике специфики профессиональной деятельности радиожурналиста относится не только многофункциональность, но также и наличие таких составляющих его профессии, как коммуникабельность, мобильность и оперативность.
7. Проведенный нами анализ репортажей регионального радио показал, что, практически все репортажи регионального радио в первую очередь связаны именно с региональной тематикой, которая может быть интересна слушателям. Построение и качество репортажей различно, но в подавляющем большинстве случает по своей видовой принадлежности это «живой репортаж», а в качестве изобразительно-выразительных средств применяются документальные шумы.
8.На основе анализа авторских репортажей, звучавших на Воронежском радио можно заключить, что практически все репортажи п своему строению и музыкальному оформлению весьма похожи: они «линейны», состоят из гармонично составленных в единое целое «информационных блоков», связанных затрагиваемой в репортаже темой; речь автора репортажа чередуется с записями участников или очевидцев рассматриваемого события; на всем протяжении репортажа используется одна и та же мелодия, которая выступает преимущественно в качестве подложки текста ведущего; практически каждый репортаж имеет определенное вступление, при том, как развернутое заключение присутствует не всегда. Необходимо отметить, что такого рода похожесть предопределена двумя факторами: 1) наличием единого автора рассмотренных репортажей; 2) спецификой форматом радиостанции. Кроме этого, все рассмотренные нами репортажи, так или иначе связаны с г. Воронежем и представляют интерес в первую очередь именно регионально слушателям.
То есть основной отличительный фактор репортажей на региональном радио – их тесная связи в содержательном аспекте с данным регионом.

Список литературы

1. Аналитика, ФНР: тенденции и изменения в региональном радиовещании в 2012 году [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.radioportal.ru/context/tendencii-media?language=en. – Загл. с экрана. – (дата просмотра 26.03.2016).
2. Барышников, Б. «Юность» всегда в пути / Б. Барышников, И. Кусургашев // До встречи в эфире. – М.: Искусство, 1986. – С. 66 - 74.
3. Васильева, Т. В. Курс радиотелевизионной журналистики: учеб. пособие / Т.В. Васильева, В.Г. Осинский, Г.Н. Петров. –СПб.: Спец. лит., 2004. – 265 с.
4. Гааг, Н.А. История радио: развитие собственных специфических изобразительно-выразительных средств / Н.А. Гааг // Вестн. Воронеж. гос. ун-та. Сер. Филология. Журналистика. – Воронеж. – 2013. – №. 2. – С. 122–133.
5. Ганц, П. Подготовка телерадиорепортажа (из французского опыта) / П. Ганц, Ж.-П. Шампиа. – М.: ИПК РТР, 2000. – 188 с.
6. Говорит и показывает кафедра радио и телевидения. Вып. 2 / под ред. С. Н. Ильченко, В.Г. Осинского, Г.Н. Петрова. – СПб. : С.-Петерб. гос. ун-т, Ф-т журн., 2004. – 284 с.
7. Егоров, В.В. Основы государственной политики в области электронных СМИ / В.В. Егоров. – М.: Ин-т повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 2001. – 312 с.
8. Ермилов, А. О живом звуке и репортаже на радио / А. Ермилов // Ключи к эфиру. Кн. 2. Основы мастерства. – М.: Аспект Пресс, 2007. – С. 38 - 44.
9. Жандарова, О. Региональные радиостанции: потенциал и перспективы развития [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://broadcasting.ru/articles2/bypub/bc-5-2006. – Загл. с экрана. – (дата просмотра 28.03.2016).
10. Зарва, М.В. Слово в эфире : о языке и стиле радиопередач : произ-ношение в радио- и телевизионной речи : справ. пособие / М. В. Зарва. – М. : Наука, Флинта, 2011. – 374 с.
11. Иваницкий, Л.В. Трудный хлеб телекомментатора / Л.В. Иваницкий // Спорт в зеркале журналистики. – М.: Мысль, 1989. – С. 63 - 67.
12. Ильченко, С.Н. Технология СМИ: творческие профессии на телевидении и радио / С.Н. Ильченко, В.Ф. Познин, Е.П. Почкай. – СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, ф-т журн., 2003. – 298 с.
13. Информационные и аналитические жанры радиожурналистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gendocs.ru/v1601. – Загл. с экрана. – (дата просмотра 28.03.2016).
14. Ким, М.Н. Журналистика: методология профессионального творчества / М.Н. Ким. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2004. – 288 с.
15. Клюев, Ю. В. Радиожурналистика: основы профессии : учеб. пособие / Ю.В. Клюев. – СПб.: Ин-т «Высш. шк. журн. и мас. Коммуникаций» СПбГУ, 2015. – 264 с.
16. Ковтун, В.Г. Встречи с мэтром отечественной радиожурналистики / В.Г. Ковтун // Говорит и показывает кафедра РТ. – СПб., 1997. – С. 178 - 183.
17. Лебедева, Т.В. Жанры радиожурналистики: учеб. пособие / Т.В. Лебедева. – М.: Аспект Пресс, 2012. – 244 с.
18. Летунов, Ю.А. Великий говорящий / Ю.А. Летунов. – М.: Политиздат, 1966. – 242 с.
19. Летунов, Ю.А. Время, люди, микрофон / Ю.А. Летунов. – М.: Искусство, 1974. – 342 с.
20. Летунов, Ю.А. Что скажешь людям? / Ю.А. Летунов. – М.: Мысль, 1980. – 286 с.
21. Маграчев, Л.Е. Сюжеты, сочиненные жизнью / Л.Е. Маграчев. – М.: Искусство, 1972. – 264 с.
22. Музыря, А.А. Искусство слышать мир: молодежи об искусстве / А.А. Музыря. – М.: Искусство, 1989. – 254 с.
23. Мутовкин, Л.А. Специфика работы на радио / Л.А. Мутовкин. – М., 2013. – 244 с.
24. Пока микрофон не выключен… (Из опыта работы немецких радиожурналистов). – М.: ИПК РТР, 1991. – 254 с.
25. Почкай, Е.П. Технология СМИ: выразительные средства телевидения и радио: учеб. пособие для студентов ф-та журн / Е.П. Почкай. – СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, ф-т журн., 2000. – 294 с.
26. Радиожурналистика / под ред. А. А. Шереля. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. – 269 с.
27. Радио – стадион [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://radiostation.ru/music/format.html 601. – Загл. с экрана. – (дата просмотра 28.03.2016).
28. Рихтер, С.Г. Цифровое радиовещание / С.Г. Рихтер. – М. : Горячая Линия – Телеком, 2004. – 352 с.
29. Рождение звукового образа. Художественные проблемы звукозаписи в экранных искусствах и на радио / сост. Е. М. Авербах. – М.: Искусство, 1983. – 212 с.
30. Светана-Толстая, С.В. Русский язык в массмедийном пространстве / С.В. Светана-Толстая // Журналистика и культура русской речи. – М.: Изд-во ИКАР, 2006. – №2. – С. 33 - 36.
31. Смирнов, В.В. Радиожурналистика в современном эфире: учеб. пособие / В.В. Смирнов. – Таганрог: Центр развития личности, 2007. – 214 с.
32. Смирнов, В.В. Формы вещания: функции, типология, структура радиопрограмм: учеб. пособие для вузов / В.В. Смирнов. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 230 с.
33. Сычина (Гааг), Н.А. Анализ утренних радиопрограмм. Оптимальная модель «радиоутра» / Н.А. Сычина (Гааг) // СМИ и журналистика: прошлое, настоящее, будущее. – Старый Оскол, 2015. – С. 55–57.
34. Телерадиожурналистика в упражнения, тренингах и творческих практиках : метод. материалы для преподавателей / под ред. М. А. Бережной. – СПб. : С.-Петерб. гос. ун-т, Ин-т «Высш. шк. журн. и мас. Коммуникаций», 2014. – 204 с.
35. Тоффлер, Э. Третья волна / Э. Тоффлер. – М.: АСТ, 1999. – 398 с.
36. Тхагушев, И.Н. Современное радиовещание в системе средств массовой информации / И.Н. Тхагушев // Вестн. Моск. Ун-та: Сер. Журналистика. – 1999. – №6. – С. 33 - 36.
37. Фестиваль «Вместе Радио» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://radiofestival.ru/about/nomination. – Загл. с экрана. – (дата просмотра 28.03.2016)
38. Филимоновых, Е.Н. Время работать на радио / Е.Н. Филимоновых. – М.: Фонд независимого радиовещания, 2002. – 258 с.
39. Хараидзе, К.Г. Репортаж как жанр советской радиопублицистики: автореф. дис. / К.Г. Хараидзе. – М., 1984. – 24 с.
40. Шеин, В. Н. Современная радиожурналистика : теория и практика: учеб. пособие для специальности аудиовизуальная журналистика / В. Н. Шеин. – Минск : Белорус. гос. ун-т., 2010. – 151 с.
41. Щербатюк, В.Л. Радиорепортаж / В.Л. Щербатюка. – М., 1970. – 244 с.
42. Шерель, А.А. Радиожурналистика / А.А. Шерель. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2000. – 287 с.
43. Шостак, М. И. Журналист и его произведение / М.И. Шостак. – М., 1998. – 248 с.
44. Яременко, Н. Н. Как стать радиожурналистом : работа на радио в вопросах и ответах / Н. Н. Яременко. – М. : Этерна, 2011. – 272 с.

Купить эту работу

Репортаж на региональном радио

2240 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

27 апреля 2017 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.5
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
2240 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Дипломная работа

Родовое поместье как альтернатива жизни в мегаполисе

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3000 ₽
Дипломная работа

Воздействие новостных программ электронных СМИ на общественное сознание

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Дипломная работа

Эволюция внешнего облика тонкого иллюстрированного журнала в 19 в. на примере журнала "Всемирная иллюстрация"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Дипломная работа

Формирование образа героя(в печатных изданиях, на примере журнала "Караван историй")

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Дипломная работа

Издательская деятельность сыновей А.С. Суворина (Алексей Алексеевич Суворин, Борис Алексеевич Суворин, Михаил Алексеевич Суворин)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽

Отзывы студентов

Отзыв Айтен об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-06-27
Дипломная работа

Спасибо за понимание, терпение.

Общая оценка 5
Отзыв Лана Вершинина об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-06-02
Дипломная работа

Марии спасибо большое за работу. Специалист в своей области! Огромное спасибо Вам! Ни разу не пожалела, что обратилась к Вам)) В кратчайшие сроки был написан диплом. Переделывать практически не пришлось. Кстати, тема очень сложная, связана с вооруженными конфликтами. Защитилась на отлично! ответственный и компетентный автор. Антиплагиат выдал хороший результат. Никакой воды в дипломной работе, все по сути. И по стоимости лояльные цены.. В общем, кто ищет добросовестного автора в журналистике -вам сюда!СПАСИБООООООО

Общая оценка 5
Отзыв timoteo об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-06-02
Дипломная работа

Прекрасный автор мой куратор долго проверял работу, и гарантийное время истекло. автор без какого либо ворчание откликнулся на просьбу помочь с корректировки! Если хотите работу без головной боли рекомендую

Общая оценка 5
Отзыв aspirant2013 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2018-05-15
Дипломная работа

И еще раз хочу похвалить этого автора! Обо никаких добрых слов и слов благодарности для него не жалко! Безупречно выполненный диплом как по контенту, так и по оформлению. Был принят с первого раза без замечаний.

Общая оценка 5
Отзыв Айтен об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-06-27
Дипломная работа

Спасибо за понимание, терпение.

Общая оценка 5
Отзыв Лана Вершинина об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-06-02
Дипломная работа

Марии спасибо большое за работу. Специалист в своей области! Огромное спасибо Вам! Ни разу не пожалела, что обратилась к Вам)) В кратчайшие сроки был написан диплом. Переделывать практически не пришлось. Кстати, тема очень сложная, связана с вооруженными конфликтами. Защитилась на отлично! ответственный и компетентный автор. Антиплагиат выдал хороший результат. Никакой воды в дипломной работе, все по сути. И по стоимости лояльные цены.. В общем, кто ищет добросовестного автора в журналистике -вам сюда!СПАСИБООООООО

Общая оценка 5
Отзыв timoteo об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-06-02
Дипломная работа

Прекрасный автор мой куратор долго проверял работу, и гарантийное время истекло. автор без какого либо ворчание откликнулся на просьбу помочь с корректировки! Если хотите работу без головной боли рекомендую

Общая оценка 5
Отзыв aspirant2013 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2018-05-15
Дипломная работа

И еще раз хочу похвалить этого автора! Обо никаких добрых слов и слов благодарности для него не жалко! Безупречно выполненный диплом как по контенту, так и по оформлению. Был принят с первого раза без замечаний.

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Заголовок и его манипулятивное использование на страницах прессы

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

гуманистические идеи в публицистике Джорджа оруэлла

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Освещение вопросов культуры в федеральной прессе. (На примере публикаций "Новой газеты")

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1990 ₽
Готовая работа

Жанры мультимедийной журналистики

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1000 ₽
Готовая работа

диплом Журналистское расследование

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Журналистское расследование как жанр

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Подход к созданию медиаобраза России на примерах газет «TheNewYorkTimes» и «DieWelt»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
990 ₽
Готовая работа

Структурно – организационные особенности журналистского текста (На примере публикаций журнала «Русский репортёр»)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
900 ₽
Готовая работа

Аспекты редакторской подготовки учебного пособия по специальности

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
4700 ₽
Готовая работа

Особенности и перспективы внутренних новых мобильных технологий в китайскую систему массовой информации и коммуникации

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Аналитические программы на российском радио.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Специфика текстов телевизионных новостей

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽