(1) Иногда ночью, просыпаясь, Чайковский слышал, как, потрескивая, провоет то одна, то другая половица, как бы вспомнив его дневную музыку и выхватив из нее любимую ноту.
(2) Еще это напоминало оркестр перед увертюрой, когда оркестранты настраивают инструменты.
(3) То тут, то там – то на чердаке, то в маленьком зале, то в застекленной прихожей – кто-то трогал струну.
(4) Чайковский сквозь сон улавливал мелодию, но, проснувшись утром, забывал ее.
(5) Он напрягал память и вздыхал: как жаль, что ночное треньканье деревянного дома нельзя сейчас проиграть!
(6) Прислушиваясь к ночным звукам, он часто думал, что вот проходит жизнь, а все написанное – только небогатая дань своему народу, друзьям, любимому поэту Александру Сергеевичу Пушкину.
(7) Но еще ни разу ему не удалось передать тот легкий восторг, что возникает от зрелища радуги, от ауканья крестьянских девушек в чаще, от самых простых явлений окружающей жизни.
(8) Нет, очевидно, это ему не дано.
(9) Он никогда не ждал вдохновения.
(10) Он работал, работал, как поденщик, как вол, и вдохновение рождалось в работе.
(11) Пожалуй, больше всего ему помогали леса, лесной дом, где он гостил этим летом, просеки, заросли, заброшенные дороги – в их колеях, налитых дождем, отражался в сумерках серп месяца, – этот воздух и всегда немного печальные русские закаты.
(12) Он не променяет эти туманные зори ни на какие великолепные позлащенные закаты Италии.
(13) Он без остатка отдал свое сердце России – ее лесам и деревушкам, околицам, тропинкам и песням.
(14) Но с каждым днем его все больше мучает невозможность выразить всю поэзию своей страны.
(15) Он должен добиться этого.
(16) Нужно только не щадить себя.
Задания к тексту 1
1. Какая из следующих формулировок наиболее полно выражает основную мысль текста?
1. Чайковский – один из величайших русских композиторов.
2. Чайковский никогда не ждал вдохновения.
3. Только в упорной работе рождается вдохновение.
4. Чайковский мечтал воплотить в музыке красоту и богатство России.
2. К какому стилю речи относится текст?
1) публицистическому
2) разговорному
3) научному
4) официально-деловому
5) художественному
3. Какое из перечисленных языковых средств не используется в этом тексте?
1) вводные слова
2) риторический вопрос
3) сравнение
4) эпитет
4. В каком значении употреблено слово «музыка» в предложении 1?
Значения приводятся по Толковому словарю С.И. Ожегова.
1. Искусство, в котором переживания, чувства и идеи выражаются ритмически и интонационно организованными звуками, а также сами произведения этого искусства. Классическая музыка.
3. Мелодия какого-нибудь звучания. Музыка голоса.
4. Какое-нибудь дело, занятие, течение каких-нибудь дел, занятий. Испортил нам всю музыку.
5. Какую цель стремился достигнуть композитор?
1) проиграть «ночное треньканье деревянного дома»
2) передать восторг, возникающий от «простых явлений окружающей жизни»
3) выразить с помощью музыки «всю поэзию своей страны»
6. Какое из перечисленных средств выразительности используется в предложении 12?
1) сравнение
2) метафора
3) олицетворение
4) эпитеты
7. С помощью каких языковых средств связаны 9 и 10 предложения?
1) указательное местоимение
2) лексический повтор
3) синоним
4) частица
8. В предложении 2 использованы:
1) архаизмы
2) диалектизмы
3) термины
4) историзмы
9. В предложении 1 используются тропы:
1) аллегория
2) литота
3) олицетворение
4) синекдоха
10. В предложении 10 использованы тропы:
1) перифраза
2) сравнение
3) эпитет
Ответы:
...
Задание № 1. Проанализируйте первую главу сказки П.П. Ершова «Конек-Горбунок»
Задание 2. Творчество Л.Н. Толстого и ответьте на следующие вопросы:
1) Укажите, что занимает основное место в учебных книгах Л.Н.Толстого для детей.
2) Какова композиция «Новой азбуки»?
3) Перечислите жанры произведений, вошедших в « Новую азбуку».
4) Прочитайте сказку Л.Н.Толстого « Три медведя». Традиционен или нет зачин сказки?
5) Какие характерные особенности фольклорной сказки присутствуют в литературной сказке Л.Н.Толстого?
6) В чём близость персонажей сказки Л.Н.Толстого с персонажами фольклорных сказок о животных?
7) Что было важно показать Л.Н. Толстому детям в конце сказки?
Задание 3. Проанализируйте любое стихотворение, вошедшее в круг детского чтения: Ф.Тютчева «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Зима недаром злится» и др.; А.Фета «Кот поет, глаза прищуря...», «Мама! глянь-ка...» и др.; А. Майкова «Спи, дитя мое, усни...»; Н. Некрасова «Крестьянские дети», «Школьник», «Дядюшка Яков», «Плач детей»; «Дедушка Мазай и зайцы»; «Мороз Красный нос» по плану:
а) особенности композиции стихотворения, его тема, поэтика;
б) стихотворный размер, виды рифм, способы рифмовки;
в) центральные образы, их роль в раскрытии идеи произведения;
г) образовательно-воспитательное значение стихотворений.
...
С самого начала Великой Отечественной войны Солженицын участвует в военных действиях, становится фронтовиком, командует артиллерийской батареей, получает много орденов и наград. Однако в конце войны, в феврале, писателя арестуют за нелестный отзыв о власти в письме близкому другу. Начинается лагерная жизнь. Получив осуждение на 8 лет, Солженицын отправляется в исправительно-трудовой лагерь, где выполняет работу чернорабочего, каменщика, литейщика и др. С этого момента писатель пристально наблюдает за жизнью в лагере, непосредственно участвуя в ней, чтобы потом подробно описать и проанализировать ее в своих произведениях, изобразить жизнь заключенных и их порядки такими, какие они есть на самом деле. [4, с. 28]...
Задание: Проанализируйте один из предложенных ниже текстов. Особое внимание обратите на аспект анализа, в котором необходимо осуществить разбор текста.
Аспект анализа – образ персонажа в прозаическом произведении. Определите, каковы черты образа Павла Петровича в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».
Это «…человек среднего роста, одетый в темный, английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки... На вид ему было лет сорок пять; его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза. Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов».
...
Задание 1. Вам предложены четыре столбика терминов, но эти термины «перепутаны». Вы должны определить и назвать принципы, по которым могут быть собраны термины в столбики, правильно их распределить, дополнив столбики аналогичными терминами.
Стихотворные размеры Роды литературы Жанры Изобразительно-выразительные средства
Задание 2. С помощью каких средств выразительности создан образ дождя в стихотворении Н. Заболоцкого? Назовите их, объясните, какова их функция в произведении? Какой образ они рождают?
Мой зонтик рвётся, словно птица,
И вырывается, треща.
Шумит над миром и дымится
Сырая хижина дождя.
Задание 3. Определите, что соответствует понятию «род литературы»:
1. Поэзия
2. Пьеса
3. Лирика
4. Проза
5. Драма
Задание 4. Определите, что соответствует понятию «жанр литературы»:
1. Поэзия.
2. Драма.
3. Поэма.
4. Баллада.
5. Амфибрахий.
Задание 5. Определите, каковы приметные черты стиля Н.А. Некрасова в приведенном фрагменте:
Крестьянские дети
Опять я в деревне. Хожу на охоту,
Пишу мои вирши – живется легко,
Вчера, утомленный ходьбой по болоту,
Забрел я в сарай и заснул глубоко.
Проснулся: в широкие щели сарая
Глядятся веселого солнца лучи.
Воркует голубка; над крышей летая,
Кричат молодые грачи,
Летит и другая какая-то птица –
По тени узнал я ворону как раз;
Чу! шепот какой-то… а вот вереница
Вдоль щели внимательных глаз!
Всё серые, карие, синие глазки –
Смешались, как в поле цветы.
В них столько покоя, свободы и ласки,
В них столько святой доброты!
Я детского глаза люблю выраженье,
Его я узнаю всегда.
Я замер: коснулось души умиленье…
Чу! шепот опять!..
Задание 6. Определите, каковы приметные черты стиля Ф.М. Достоевского в приведенном фрагменте:
В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С - м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К - ну мосту.
Он благополучно избегнул встречи с своею хозяйкой на лестнице. Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру. Квартирная же хозяйка его, у которой он нанимал эту каморку с обедом и прислугой, помещалась одною лестницей ниже, в отдельной квартире, и каждый раз, при выходе на улицу, ему непременно надо было проходить мимо хозяйкиной кухни, почти всегда настежь отворенной на лестницу. И каждый раз молодой человек, проходя мимо, чувствовал какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился и от которого морщился. Он был должен кругом хозяйке и боялся с нею встретиться.
Не то чтоб он был так труслив и забит, совсем даже напротив; но с некоторого времени он был в раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию. Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи, не только встречи с хозяйкой. Он был задавлен бедностью; но даже стесненное положение перестало в последнее время тяготить его. Насущными делами своими он совсем перестал и не хотел заниматься. Никакой хозяйки, в сущности, он не боялся, что бы та ни замышляла против него. Но останавливаться на лестнице, слушать всякий вздор про всю эту обыденную дребедень, до которой ему нет никакого дела, все эти приставания о платеже, угрозы, жалобы, и при этом самому изворачиваться, извиняться, лгать, - нет уж, лучше проскользнуть как-нибудь кошкой по лестнице и улизнуть, чтобы никто не видал.
Впрочем, на этот раз страх встречи с своею кредиторшей даже его самого поразил по выходе на улицу.
"На какое дело хочу покуситься и в то же время каких пустяков боюсь! -- подумал он с странною улыбкой. -- Гм... да... всё в руках человека, и всё-то он мимо носу проносит, единственно от одной трусости... это уж аксиома... Любопытно, чего люди больше всего боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся... А впрочем, я слишком много болтаю. Оттого и ничего не делаю, что болтаю. Пожалуй, впрочем, и так: оттого болтаю, что ничего не делаю. Это я в этот последний месяц выучился болтать, лежа по целым суткам в углу и думая... о царе Горохе. Ну зачем я теперь иду? Разве я способен на это? Разве это серьезно? Совсем не серьезно. Так, ради фантазии сам себя тешу; игрушки! Да, пожалуй что и игрушки!"
На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, -- всё это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши. Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины. Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека. Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. Но скоро он впал как бы в глубокую задумчивость, даже, вернее сказать, как бы в какое-то забытье, и пошел, уже не замечая окружающего, да и не желая его замечать. Изредка только бормотал он что-то про себя, от своей привычки к монологам, в которой он сейчас сам себе признался. В эту же минуту он и сам сознавал, что мысли его порою мешаются и что он очень слаб: второй день как уж он почти совсем ничего не ел.
Задание 7. Верно ли утверждение: лирика всегда представлена в стихотворной форме, а драма и эпос имеют только прозаическую природу?
...
Задание 1. Смысловое наполнение понятий (тезаурус дисциплины): литература, литературоведение, теория литературы, история литературы, литературная критика. Дайте определение каждому из понятий, расскажите, как они соотносятся между собой. Возможен ответ в виде самостоятельно продуманной схемы.
Задание 2. Смысловое наполнение понятия (тезаурус дисциплины): поэтика. Дайте определение понятию, расскажите, какие виды поэтики выделяют литературоведы. Возможен ответ в виде самостоятельно продуманной схемы.
Задание 3. Определите тип образа: перед вами образ лирического героя, образ ролевого героя или образ лирического персонажа? Какими чертами этот образ наделен, какова его структура?
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.
(М.Ю. Лермонтов)
Задание 4. Определите тип образа: перед вами образ лирического героя, образ ролевого героя или образ лирического персонажа? Какими чертами этот образ наделен, какова его структура?
Парус
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит…
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
(М.Ю. Лермонтов)
Задание 5.
Классифицируйте перечисленные типы персонажей, самостоятельно выберите и обоснуйте принципы распределения: главный персонаж, собирательные персонажи, эпические персонажи, внесценические персонажи, лирический герой, второстепенные персонажи, ролевой персонаж, комический герой, групповые персонажи, трагический герой, фоновый персонаж, драматический персонаж, действующее лицо.
Задание 6. Разделите перечисленные типы художественных образов на две группы, самостоятельно выберите и обоснуйте принципы распределения: индивидуальные, трагические образы, типические, архетипы, собирательные, единичные, характерные, групповые, драматические образы, эпические образы, лирические образы.
Задание 7.
Художественный образ, дайте определение литературоведческому термину. Структура художественного образа, его составляющие во фрагменте повести И.С. Тургенева «Муму».
…Из числа всей …челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья. Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком. Одаренный необычайной силой, он работал за четверых — дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе. Славный он был мужик, и не будь его несчастье, всякая девка охотно пошла бы за него замуж... Но вот Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и лопату и определили его дворником.
Задание 8.
Художественный образ, дайте определение литературоведческому термину. Структура художественного образа, его составляющие во фрагменте рассказа И.С. Тургенев «Хорь и Калиныч».
Мы поехали шагом; за деревней догнал нас человек лет сорока, высокого роста, худой, с небольшой загнутой назад головкой. Это был Калиныч. Его добродушное смуглое лицо, кое-где отмеченное рябинами, мне понравилось с первого взгляда. Калиныч (как узнал я после) каждый день ходил с барином на охоту, носил его сумку, иногда и ружье, замечал, где садится птица, доставал воды, набирал земляники, устраивал шалаши, бегал за дрожками; без него г-н Полутыкин шагу ступить не мог. Калиныч был человек самого веселого, самого кроткого нрава, беспрестанно попевал вполголоса, беззаботно поглядывал во все стороны, говорил немного в нос, улыбаясь, прищуривал свои светло-голубые глаза и часто брался рукою за свою жидкую, клиновидную бороду. Ходил он нескоро, но большими шагами, слегка подпираясь длинной и тонкой палкой. В течение дня он не раз заговаривал со мною, услуживал мне без раболепства, но за барином наблюдал, как за ребенком. Когда невыносимый полуденный зной заставил нас искать убежища, он свел нас на свою пасеку, в самую глушь леса. Калиныч отворил нам избушку, увешанную пучками сухих душистых трав, уложил нас на свежем сене, а сам надел на голову род мешка с сеткой, взял нож, горшок и головешку и отправился на пасеку вырезать нам сот. Мы запили прозрачный теплый мед ключевой водой и заснули под однообразное жужжанье пчел и болтливый лепет листьев.
Легкий порыв ветерка разбудил меня... Я открыл глаза и увидел Калиныча: он сидел на пороге полураскрытой двери и ножом вырезывал ложку. Я долго любовался его лицом, кротким и ясным, как вечернее небо.
...