Морфология
Задание 1: Определите, новая или исконная флексия в каждой форме. Объясните, как появилась новая флексия (какая аналогия имела место).
В дыму, из пламени, места, города, ушей, долгов, домов, с небес
Задание 4. В примерах Древнерусских пам...
Морфология
Задание 1: Определите, новая или исконная флексия в каждой форме. Объясните, как появилась новая флексия (какая аналогия имела место).
В дыму, из пламени, места, города, ушей, долгов, домов, с небес
Задание 4. В примерах Древнерусских памятниках найдите имена прилагательные. Сделайте морфологический разбор каждого, определите, какое оно: качественное, относительное или притяжательное; полное или краткое; его род, число, падеж и вариант склонения.
1. По замышлению Бояню. 2. Не лhпо ли ны бяшеть, братие, начать старыми словесы трудных повhстии о пълку Игоревh. 3 Се азъ Мьстиславъ Володмирь сынъ.
Задание 6. Переведите на современный русский язык следующие фразы:
1. Все ны погубить.
2. Не поустять мене.
3. Послахомъ по тя.
Задание 7. Объясните письменные формы XIX века.
ея, у мудрыя, у всеих.
Задание 8. Указать причины отсутствия в устной литературной норме древнерусского языка оглушения на конце звонких согласных, но свойственное современному русскому языку.
Задание 9. Сравнить фонетические, грамматические, лексические, стилистические особенности русского языка выбранной Вами эпохи и современного русского языка.
Задание 10. Приведите примеры фонетических, грамматических, орфографических особенностей современного русского литературного языка, которые отражают исторические языковые процессы.
Задание 11. Определите, каково происхождение следующих форм и какие исторические преобразования они претерпели:
Ходишь, делает, хочется, Богъ, весть, вишь.
Задание 12. Образовать причастия действительного и страдательного залога настоящего и прошедшего времени (им. и вин. п., м., ж., ср. рода , ед. и мн. числа) от глаголов.
Хвалити, бегите.
Задание 13. Теория В.В. Виноградова и И.И. Срезневского о происхождении русского литературного языка.
Фонетика
Задание 1. В любом стихотворении А.С. Пушкина (15-20 строк) отметить и объяснить все явления, связанные с тенденцией к восходящей звучности и тенденцией к слоговому сингармонизму.
Задание 2. Восстановить редуцированные гласные (где они были до XII века) в следующих словах: окно, собрать, отомстить, кусочек, горшочек.
Задание 3. Объяснить и датировать написание (определить, какие фонетические процессы письменный эпохи отражены) (h – условное значение буквы ять).
Деревъцо, оучитhль, сълъннце, горек.
Задание 4. Реконструировать состав фонем XI в., расстав этимологический h, е, ь.
Село, лесной, ледовый, тело, летний, тело, лен.
Список использованных источников
...
Задание 1.
Выполните полный морфемный разбор первых трех слов. В остальных словах обозначьте морфемы и выделите основы.
Бедность, безводный, вглядываться, вертолет, глубинный, двигатель, доигрывать, жатва, задумчивость, звездочка, обходчик, отгадка, ...
Задание 1.
Выполните полный морфемный разбор первых трех слов. В остальных словах обозначьте морфемы и выделите основы.
Бедность, безводный, вглядываться, вертолет, глубинный, двигатель, доигрывать, жатва, задумчивость, звездочка, обходчик, отгадка, педагогический, переводчица.
Задание 2.
Из первого задания выпишите слова с алломорфами. Укажите причину их появления (исторические чередования и др.).
Задание 3.
Выделите основы в словах, охарактеризуйте их.
Барство, газетчик, гибель, глыба, двигатель, егоза, жадность, журчание.
Задание 4.
Префикс и суффикс: сравнительная характеристика.
Задание 5.
Выполните словообразовательный анализ
Бездорожье, вал, варенье, взрыв, водитель, дрейф, дружба, завод (у механизмов), ЗИЛ, легкие, первоклассник, передняя, Левобережье.
Задание 6.
Составьте словообразовательное гнездо
Вкус, безвкусно, безвкусица, привкус, вкусный, вкусовой, вкусно, вкуснота, невкусно, превкусно, превкусный, безвкусный.
Задание 7.
Опишите словообразовательный тип
Промах, сотрудничать.
...
Практическая часть
Задание А. Нахождение орфограмм в тексте и определение принципа русской орфографии, которым обусловлено их написание.
Вариант 1
У заболоченных берегов озера тундра оголилась, только кое-где белеют и блестят на солнце пятна снега....
Практическая часть
Задание А. Нахождение орфограмм в тексте и определение принципа русской орфографии, которым обусловлено их написание.
Вариант 1
У заболоченных берегов озера тундра оголилась, только кое-где белеют и блестят на солнце пятна снега. Движимое силой инерции, огромное ледяное поле напирает на берега. Еще крепко держит ноги скованная ледяным панцирем мерзлота. Лед в устье рек и речонок долго будет стоять, а озеро очистится дней через десять. И тогда песчаный берег, залитый светом, перейдет в таинственное свечение сонной воды.
Задание Б. Определение опознавательных признаков названного правила и орфограмм предложенного орфографического правила
№ варианта Орфографическое правило
1 Разделительный мягкий знак
Задание В. Построение фрагмента урока на тему: Работа с орфографическим правилом (на материале учебников русского языка), предъявление системы закрепительных упражнений по нему.
№
варианта Правило и название орфограммы Материал для работы с правилом. Подбор системы закрепительных упражнений:
В.П. Канакина «Русский язык»(УМК «Школа России»)
1 Разделительный мягкий знак 3 кл. Часть 1.стр. 68-69, упр. 125-127
Задание Г. Проверка и оценка ученических работ. Планирование работы над ошибками, системы упражнений по преодолению ошибок.
№ варианта Текст ученической работы для проверки и оценки
1
Прошло знойное лето. Наступила золотая осень. Загляни в лес. По опушкам растут грибы. Среди пожухлой травы краснеют подосиновики. По краю ельника можно найти скольские грузди, душыстые рыжыки. Старые пни покрыты опёнками. Моховые болота усыпаны румяной клюквой. Наполяне горят гроздья рибины. Дни стоят погожие. Небо высокое и прозрачное. На дне ручья видна каждая травинка. Умолкают птичи голоса. В лесу тишина и покой. Хорошо в лесу!(68 сл.)
Слова для справок: на поляне, усыпаны, покой.
...
Введение 3
1. Понятие и общая характеристика стилей 4
2. Научный стиль 5
3. Официально-деловой стиль 7
4. Газетно-публицистический стиль 9
5. Художественный стиль 10
6. Разговорно-обиходный стиль 13
Заключение 16
Список использованных источников 18
...
Введение 3
1. Понятие и общая характеристика стилей 4
2. Научный стиль 5
3. Официально-деловой стиль 7
4. Газетно-публицистический стиль 9
5. Художественный стиль 10
6. Разговорно-обиходный стиль 13
Заключение 16
Список использованных источников 18
...
1. Расставьте знаки препинания
Стра...ая пер...мена произошла со вч...рашнего дня во всем в его наружност... в выра...жени... лица.
Он чу...ствовал себя другим человеком. Самоувер...ность и...чезла и сп...койствие и...чезло то(же) от преж...его душев...
1. Расставьте знаки препинания
Стра...ая пер...мена произошла со вч...рашнего дня во всем в его наружност... в выра...жени... лица.
Он чу...ствовал себя другим человеком. Самоувер...ность и...чезла и сп...койствие и...чезло то(же) от преж...его душевного строя не осталось (н...)чего. По…вилось ка-кое(то) (не)бывалое ощущение сильное сладкое и (не)доброе словно таинств...ный гость забрался в св...тилище и овл...дел им. Литвинов трусил и в то(же) время отча...ная отвага заг...ралась в нем побежде...ым знакома эта смесь прот...воп...ложных чу...ств (не)(без)..звестна она и вору после первой краж... А Литвинов был поб...жден так скоро (в)течени... мига что сталось с его честностью?
2. Ответьте на вопрос
а) Сколько звуков в слове смесь?
3. Подберите антоним к слову отвага
Ответы: смелость, трусость, героизм. Подчеркнуть нужное. Составьте с этим словом предложение.
4. Определите написание НЕ с существительными (слитно или раздельно)
Это не…буквы, а некоторая символика; открылась не…достача; отнюдь не…умник; энергия не…нависти; вовсе не…шутка; их не…уживчивость; не…урожай хлебов.
5. Вставьте пропущенные буквы
Зал…зать на дерево, зал…зать рану, пол…скать горло, пол…скать щенка, шу¬мят и пенятся в…лы, устало брели в…лы, прис…гать на верность Родине.
6. Вставьте непроверяемые безударные гласные
Кат…комбы , агр…ном, верм…шель, сув…ренный, б…гема, хр…зантема.
7. Вставьте чередующиеся безударные гласные А или О
Пром…кательная бумага, изл…жить содержание, распол…гать временем, сг…ревшие дрова, обм…кнуть в воду, заг…рать на солнце.
8.Зачеркните логически лишнее слово
Рождество я отмечал у коллеги по работе. Деепричастный оборот всегда обособляется запятыми. Дайте сообщение в газету о свободных вакансиях. Очень замечательные пироги печет Пульхерия Ивановна. Близнецы были так похожи, что родители не различали их одного от другого.
Список использованной литературы
...
Задание 5. Выписать из текста 6 односоставных предложений разных типов, подчеркнуть грамматическую основу, определить тип (с обоснованием).
Задание 6. Выписать из текста 2 простых предложения и выполнить их полный описательный анализ.
Задание 7. Вы...
Задание 5. Выписать из текста 6 односоставных предложений разных типов, подчеркнуть грамматическую основу, определить тип (с обоснованием).
Задание 6. Выписать из текста 2 простых предложения и выполнить их полный описательный анализ.
Задание 7. Выписать из текста 2 сложносочиненных предложения, подчеркнуть грамматические основы, указать характер смысловых отношений между частями этих предложений, а также средства их связи.
Задание 8. Выписать из текста 3 сложноподчиненных предложения (в том числе и многочленные СПП), определить тип придаточных предложений. У многочленных СПП определить тип подчинения (последовательное, параллельное однородное или неоднородное).
Задание 9. Выписать из текста одно предложение с бессоюзной связью, подчеркните грамматические основы в каждой части....
3. Выпишите из текста такие слова, слоги которых могут быть внесены в таблицу
4. Выпишите из текста 2 слова, имеющие в своем составе не менее трех слогов разного типа (по начальному и конечному звукам), и дайте характеристику каждого слога.
5. Выпиши...
3. Выпишите из текста такие слова, слоги которых могут быть внесены в таблицу
4. Выпишите из текста 2 слова, имеющие в своем составе не менее трех слогов разного типа (по начальному и конечному звукам), и дайте характеристику каждого слога.
5. Выпишите из текста одно слово, в котором есть гласные фонемы, имеющие один дифференциальный признак
6. Выпишите из текста
одно слово, в котором есть согласные фонемы, имеющие один дифференциальный признак:
одно слово, в котором есть согласные, имеющие два дифференциальных признака:
одно слово, в котором есть согласные, имеющие три дифференциальных признака:
одно слово, в котором есть согласные, имеющие четыре дифференциальных признака:
7. Выполните морфофонематическую транскрипцию двух слов, в одном из которых есть гласная гиперфонема, в другом – согласная гиперфонема....