Спасибо за работу, выполнена отлично! Ответственный и профессиональный автор, всем рекомендую!!!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Данная работа посвящена учению Святых Отцов о добродетели смирения. Изучение этой темы является особенно актуальным в силу того, что очевидно противоречие между тем, как добродетель смирения представлена в трудах Святых Отцов, и тем, как эта добродетель находит свое воплощение в христианской жизни. Достаточно часто можно столкнуться с тем, что христианами неправильно понимается сама сущность добродетели смирения. Между тем, жизнь во Христе предполагает, что христианин деятельно и осознанно принимает участие в церковной жизни, а для этого необходимым является укоренение его сознания в Предании православия, в изучении Священного Писания. Только такой подход помогает получить осмысленное представление о том, что же такое христианские добродетели. Добродетель смирения занимает особое место среди иных христианских добродетелей. И именно эта добродетель слишком часто превратно толкуется православными верующими. В частности, речь идет о путанице между такими понятиями, как смирение и уничижение, отречение. В результате, христиане, стремясь к самоуничижению, ошибочно полагают, что стремятся к смирению. Это вызывает большие проблемы в духовной жизни христиан, является причиной душевных расстройств, охлаждения к православию.
Также необходимо сказать о недостаточной разработанности темы смирения в научных исследованиях. На сегодняшний день существует небольшое количество понятных и актуальных трудов, которые помогают осознать сущность смирения как христианской добродетели. В большинстве трудов дается размытая характеристика добродетели смирения. В частности, следует выделить отдельные статьи, беседы о добродетели смирения В. Тулупова, Авраама Рейдмана, Н.Е. Пестова, А. Соколовского.
Понимание добродетели смирения представляет собой основу, на которой выстраивается мироощущение православного христианина, ведь смирение – это одна из главных добродетелей христианской жизни. В Священном Писании указано, что все последователи Христа должны придерживаться этой добродетели. Согласно словам святого апостола Петра,«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Итак, смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время»(I Петр. V, 5, 6). Совершеннейшим примером и образцом истинного смирения является для нас земная жизнь нашего Спасителя.
Согласно учению Святых Отцов, смирение – это первейшая христианская добродетель, поскольку без этой добродетели невозможно обретение иных добродетелей, без смирения христианин не может духовно совершенствоваться.
Достаточно часто, к сожалению, приходится сталкиваться с негативным пониманием сущности смирения, и, как следствие, негативным смыслом, которым наделяется данная великая добродетель. Здесь речь идет о том, что смиренные люди часто являются подавленными и угнетаемыми, они, живя в бедности и болезни, принимают свою участь, убеждая себя, что таким образом угодны Богу. Тем не менее, к истинному смирению это не имеет отношения, поскольку в первую очередь смирение связано с доверием, послушанием Богу и Его воле, а Господь призывал нас не мириться с трудностями, а стремиться преодолеть их (см.:Иак. 4:7, Еф. 6:10-13 и др.). Крайне важно понимать, насколько опасным является лжесмирение, которое выражается в таком поведении, как унижение собственного достоинства, рабская покорность, подавленность, человекоугодничество.
Истинно смиренный человек обладает многими знаниями о своей душе, он знает, как вступать в борьбу с грехом. Все это органично связано с неосуждениемдругих людей, проявлением сострадания к ближнему.
Мы можем обрести истинное смирение через подражание Иисусу Христу, святым подвижникам. Вот какой путь ко смирению указывает нам Господь наш Иисус Христос: «Когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя, и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место. Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою, ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 14, 8-11).
Таким образом, мы стремимся в данном исследовании преодолеть все возможные искажения и противоречия, которые связаны с добродетелью христианского смирения, осмыслить суть данной добродетели.
В качестве объекта исследования выступает святоотеческое учение о христианских добродетелях.
Предмет исследования – учения Святых Отцов о добродетели смирения.
Проблема исследования заключается в определении значения и места добродетели смирения в святоотеческом учении.
Цель исследования - раскрыть православное учение о добродетели смирения и предостеречь от ошибочного понимания сути христианского смирения.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Дать определение святоотеческого учения о добродетели смирения.
2. Выявить возможные ошибки в понимании христианской добродетели смирения.
3. Рассмотреть способы обретения христианского смирения согласно учению Святых Отцов
4. Обобщить результаты анализа и сделать выводы.
В работе использованы следующие методы исследования:
концептуализация (осмысление), экстраполяция (распространение выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления, на другую его часть или на всё явление в целом),анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Источниковедческая база исследования: Священное Писание, творения Отцов Церкви, работы православных богословов, посвященные исследованию добродетели смирения.
Научная новизна исследования: учение святых Отцов о христианской добродетели смирения представлено в целостном виде в связи со Священным Писанием.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что исследование может служить для более глубокого изучения православной добродетели смирения.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материал работывозможно использовать в качестве учебного пособия по нравственному богословию, чтобы учащиеся Хабаровской духовной семинарии более глубоко усвоили православное учение о добродетели смирения, а следовательно получили возможность более осознанно представлять данную добродетель и реализовать её в жизни. Работа также может быть использована для знакомства учащихся со святоотеческим наследием и приобщением через него к внутренне осмысленной жизни в Церкви Христовой.
Положения, выносимые на защиту:
1. Богословие святых Отцов Церкви о христианском смирении едино со Священным Писанием. Оно является не просто неким внешним набором знаний почерпнутых ими из Священного Писания, но укоренено в их сознании и воплощено ими в собственной духовной жизни, то есть пережито ими на опыте благодатной жизни во Христе. Именно такое личное переживание духовного опыта через участие в таинственной жизни Церкви, позволило им изложить учение о добродетели смирения в своих трудах.
2. Святоотеческое учение о добродетели смирения являет образец целостного подхода к предмету, предостерегая от возможных ошибок и неправильного понимания между значением, которое придается в трудах Святых Отцов и тем местом, которое оно занимает в жизни христиан. Свое учение о смирении святые Отцы излагают в контексте учения о спасении, опираясь при этом на Священное Писание, которое ставитсотериологический принцип в изложении православного учения на первое место.
3. Письменное наследие святых Отцов представляет собой слаженное образование, ведущее к одной цели – единение человека с Богом. Центральное место в святоотеческом наследии занимают богословские труды, а в них, в свою очередь, – учение о спасении через единение со Христом посредством подражания Его смирению.
Структура работы подчинена цели и задачам исследования. Работа включает в себя введение, три главы, заключение и список использованной литературы.
Во введении дано обоснование актуальности темы, определены объект, предмет, цель, задачи исследования, охарактеризованы методология, источники, научная новизна исследования, раскрыта теоретическая и практическая значимость работы.
Первая глава посвящена учению Святых Отцов о смирении, определению его сущности. Особое внимание здесь уделено определению места учения о смирении в богословии.
Во второй главе представленанализ истинного и ложного смирения в учении Святых Отцов.
Третья глава посвящена рассуждениям Святых Отцов, которые помогают обрести добродетель христианского смирения.
В заключении представлены основные выводы по исследованию.
Введение 3
Глава 1. Учение Святых Отцов о добродетели смирения 8
Глава 2. Святые Отцы о ложном смирении 17
Глава 3. Пути стяжания истинного христианского смирения 27
Заключение 34
Список литературы 37
Таким образом, подводя итоги, необходимо сказать, чтоисследования письменного наследия Святых Отцов, через пошаговое выполнение поставленных во введении задач, позволило нам реконструировать в целостном виде, в связи со Священным Писанием, святоотеческое учение о добродетели христианского смирения.
Решение первой задачи позволило сделать вывод о том, что содержание учения Святых Отцов о добродетели смирения находится в согласии со Священным Писанием и имеет его своим источником. Здесь надо понимать, чтоСвятые Отцы не только стяжали некую сумму знаний изСвященного Писания и православного богословия, но и передали нам личный опытблагодатной духовной жизни во Христе, через свои творения.
«Дивен Бог во святых своих»; непостижимое, таинственное и в то же время созерцательное видение глубинхристианской добродетели смирения мы обретаем только во Христе Иисусе и Святые Отцы тому лучшее подтверждение. Они трудами своими как внутренними так и внешними, стяжали ДухаСвятого, как источника «сокровища благих» чем облеклись в ризу Христову и обрели милость Бога Отца во спасение.
В связи с этим можно согласиться со словами преподобного Макария Египетского о том, что «смирение является признаком христианства, тем критерием, по которому мы можем определить, являемся ли мы христианами, с Богом ли мы находимся или же отвергаем Его как Отца».
Без смирения иные добродетели лишаются своего спасительного значения. Да и как может быть иначе, когда сама благодать — главное средство нашего спасения, даруется нам от Бога только за смирение .
По причине смирения перед ближним и по причине любви к ближнему отступает от сердца ожесточение. Оно отваливается, как тяжелый камень от входа в гроб, и сердце оживает для духовных отношений к Богу, для которых оно доселе было мертво .
Смирение направляет христианскую жизнь, дает нам силы для соблюдения божественных заповедей. Истинно смиренного человека Господь сохраняет от козней врагов, укрепляет в скорби и радости. Наконец, только истинно смиренный человек способен испытать радость единения с Богом .Итак, смирение – это основа всех христианских добродетелей.
Решение второй задачи позволило изучить те проблемы, которые возникают в жизни христиан из-за неправильного понимания сути пути смирения Христова, как духовные, но и душевные.
Ложное смирение чрезвычайно опасно для человека и окружающих, поскольку в этом случае человек обманывает и обманывается, находясь в состоянии определенной степени заблуждения, надевает на себя маску смиренного человека, не являясь таковым. Он желает произвести благоприятное впечатление на других, егослова идущие не от сердца, поражены человекоугодничеством. Ложное смирение укрепляет человека в его греховности, укрепляет в нем такие пороки, как гордыня и тщеславие.
Решение третьей задачи позволилоизложить пути стяжания добродетели, «как учат Святые Отцы, смирение есть дар Святого Духа, а не только человеческое достижение. Оно даруется тем, кто его желает, кто стремиться к нему и с усердием возделывает те качества, которые направляют к стяжанию этого блага. Смирение начинается с того, чтобы мыслить смиренно, и достигает того, чтобы смиренно действовать.
Святые Отцы в различных определениях наставляют нас на путь смирения, но смысл всех их поучений сводится к одному — к непрестанному злостраданию, которое укрепляет все добродетели.
Благословенный и исполненный Благодати смиренный человек непрестанно живет в недрах веры, как детеныш в объятиях матери-Благодати. Он никогда не живет ради себя самого, так как забыл себя. Он вместился в других: стал всем для всех, чтобы всех утешать. Он плачет с плачущими и радуется с радующимися. Посвятив себя, по Благодати, Спасителю Христу, он несет тяжесть всех, никогда никого не опечаливая и не огорчая.
Господь наш открывает, что Он «смиренным дает благодать» (Прем.3,34), при этом естественным образом противодействуя гордецам. Итак, если «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс.50,19), то понятно, почему наши Отцы, а также все, кто на протяжении человеческой истории когда-либо сподобился богопознания, старались в первую очередь быть смиренными .
1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Российское библейское общество. М., 1993. 1008 с. [По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II].
2. Священное Писание о смирении. В интернете [Электронный ресурс]. URL: //http://www.verapravoslavnaya.ru/?Smirenie_-_alfavit#3
3. Авва Дорофей, преп. Душеполезные поучения.Поучение второе. О смиренномудрии. В интернете [Электронный ресурс]. URL.:.// http://lib.eparhia-saratov.ru/books/05d/dorofey/lessons/6.html
4. Антоний Сурожский, митр. Человек перед Богом. О смирении. В интернете [Электронный ресурс]. URL.:// http://www.mitras.ru/pered2/pb_231.htm
5. Авраам (Рейдман), схиархим. Как мы играем в смирение. В интернете [Электронный ресурс]. URL.: // http://www.pravmir.ru/kak-my-igraem-v-smirenie
6. А. Соколовский. Борисовское благочиние Минской Епархии Белорусская Православная Церковь. О смирении. В интернете [Электронный ресурс]. URL.: // http://www.blagobor.by/article/vera/smirenie
7. Вячеслав Тулупов, протоиер. Одеяние Божества. О том, как приобрести смирение. В интернете [Электронный ресурс]. URL: http://azbyka.ru/dictionary/17/tulupov_odeyanie_bozhestva-all.shtml
8. Вера православная - Смирение – алфавит. Гл. 7. Как стяжать смирение? В интернете [Электронный ресурс]. URL.: //http://verapravoslavnaya.ru/?Smirenie_-_alfavit
9. Вера православная - Смирение – алфавит.гл 14. Ложное смирение. Как его отличить от истинного смирения ?В интернете [Электронный ресурс]. URL.: //http://verapravoslavnaya.ru/?Smirenie_-_alfavit
10. Георгий Завершинский, свящ. «Разумеешь ли, что читаешь?» Очерки евангельского созерцания. – М., 2012. С. 185-188.
11. Добротолюбие .Т 1-й , изд. 4-е, доп. Гл 5. М.-1905. С. 145-146.
12. Димитрий Константинов, протоиер. Беседа о смирении. В интернете [Электронный ресурс]. URL.: // http://ekklezia.ru/blogi/713-protoierey-dimitriy-konstantinov-beseda-o-smirenii.html
13. ДИМИТРИЙ КОНСТАНТИНОВ, протиер. Беседа о смирении. В интернете [Электронный ресурс]. URL://http://www.golubinski.ru/academia/const/smirenie.htm
14. Игнатий (Брянчанинов), свят. Аскетические опыты. Том I О истинном и ложном смиренномудрии В интернете [Электронный ресурс]. URL.: // .http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=823
15. Игнатий (Брянчанинов), свят. О прелести. Ч.2. В интернете [Электронный ресурс]. URL.: http://azbyka.ru/otechnik/?Ignatij_Brjanchaninov/o-prelesti=2
16. Игнатий (Брянчанинов), свят. О Страхе Божьем. В интернете [Электронный ресурс]. URL:.//http://azbyka.ru/dictionary/17/strah_bozhiy-all.shtml
17. Игнатий (Брянчанинов), свят. Аскетические опыты. О смирении. В интернете [Электронный ресурс]. URL: .// http://pravbeseda.ru/library/?page=book&id=782
18. Иосиф Ватопедский. старец. Слова утешения. Беседы о духовной жизни и о монашестве. Слово о смирении и смиренномудрии.: Пер.с греч. братии Богородице-Сергиевой Пустыни.,2005. С 166; 169; 172.
19. клуб Православие-наша жизнь. Христианское Смирение. В интернете [Электронный ресурс]. URL:// http://clubs.ya.ru/4611686018427405274/replies.xml?item_no=4
20. Максим Каскун, свящ. Лекция о смирении. В интернете [Электронный ресурс]. URL:.//http://bogovidec.ru/лекция-о-смирении-священник-максим-ка
21. Н.Е. Пестов, профессор.Современная практика православного благочестия. В интернете [Электронный ресурс]. URL:http://oprelesti.ru/index.php/chto-takoe-smirenie/450-o-sushchnosti-smireniya//
22. Православие. Том 1: Тело, душа и ум. В интернете [Электронный ресурс]. URL: //http://www.pravoslavie.by/page_book/telo-dusha-i-um
23. Серафим, свят. О КРОТОСТИ И СМИРЕНИИ В интернете [Электронный ресурс]. URL.: http://pravoslavie.domainbg.com/svt-serafim/smirenie.html
24. Святые Отцы о смирении. В интернете [Электронный ресурс]. URL:.// http://www.sobor26.ru/articles/407/
25. Трезвомыслие.Сборник творений русских подвижников благочестия об основах духовной жизни и молитве иисусовой. Т 2. – М., 2009. С. 288.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Данная работа посвящена учению Святых Отцов о добродетели смирения. Изучение этой темы является особенно актуальным в силу того, что очевидно противоречие между тем, как добродетель смирения представлена в трудах Святых Отцов, и тем, как эта добродетель находит свое воплощение в христианской жизни. Достаточно часто можно столкнуться с тем, что христианами неправильно понимается сама сущность добродетели смирения. Между тем, жизнь во Христе предполагает, что христианин деятельно и осознанно принимает участие в церковной жизни, а для этого необходимым является укоренение его сознания в Предании православия, в изучении Священного Писания. Только такой подход помогает получить осмысленное представление о том, что же такое христианские добродетели. Добродетель смирения занимает особое место среди иных христианских добродетелей. И именно эта добродетель слишком часто превратно толкуется православными верующими. В частности, речь идет о путанице между такими понятиями, как смирение и уничижение, отречение. В результате, христиане, стремясь к самоуничижению, ошибочно полагают, что стремятся к смирению. Это вызывает большие проблемы в духовной жизни христиан, является причиной душевных расстройств, охлаждения к православию.
Также необходимо сказать о недостаточной разработанности темы смирения в научных исследованиях. На сегодняшний день существует небольшое количество понятных и актуальных трудов, которые помогают осознать сущность смирения как христианской добродетели. В большинстве трудов дается размытая характеристика добродетели смирения. В частности, следует выделить отдельные статьи, беседы о добродетели смирения В. Тулупова, Авраама Рейдмана, Н.Е. Пестова, А. Соколовского.
Понимание добродетели смирения представляет собой основу, на которой выстраивается мироощущение православного христианина, ведь смирение – это одна из главных добродетелей христианской жизни. В Священном Писании указано, что все последователи Христа должны придерживаться этой добродетели. Согласно словам святого апостола Петра,«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Итак, смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время»(I Петр. V, 5, 6). Совершеннейшим примером и образцом истинного смирения является для нас земная жизнь нашего Спасителя.
Согласно учению Святых Отцов, смирение – это первейшая христианская добродетель, поскольку без этой добродетели невозможно обретение иных добродетелей, без смирения христианин не может духовно совершенствоваться.
Достаточно часто, к сожалению, приходится сталкиваться с негативным пониманием сущности смирения, и, как следствие, негативным смыслом, которым наделяется данная великая добродетель. Здесь речь идет о том, что смиренные люди часто являются подавленными и угнетаемыми, они, живя в бедности и болезни, принимают свою участь, убеждая себя, что таким образом угодны Богу. Тем не менее, к истинному смирению это не имеет отношения, поскольку в первую очередь смирение связано с доверием, послушанием Богу и Его воле, а Господь призывал нас не мириться с трудностями, а стремиться преодолеть их (см.:Иак. 4:7, Еф. 6:10-13 и др.). Крайне важно понимать, насколько опасным является лжесмирение, которое выражается в таком поведении, как унижение собственного достоинства, рабская покорность, подавленность, человекоугодничество.
Истинно смиренный человек обладает многими знаниями о своей душе, он знает, как вступать в борьбу с грехом. Все это органично связано с неосуждениемдругих людей, проявлением сострадания к ближнему.
Мы можем обрести истинное смирение через подражание Иисусу Христу, святым подвижникам. Вот какой путь ко смирению указывает нам Господь наш Иисус Христос: «Когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя, и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место. Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою, ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 14, 8-11).
Таким образом, мы стремимся в данном исследовании преодолеть все возможные искажения и противоречия, которые связаны с добродетелью христианского смирения, осмыслить суть данной добродетели.
В качестве объекта исследования выступает святоотеческое учение о христианских добродетелях.
Предмет исследования – учения Святых Отцов о добродетели смирения.
Проблема исследования заключается в определении значения и места добродетели смирения в святоотеческом учении.
Цель исследования - раскрыть православное учение о добродетели смирения и предостеречь от ошибочного понимания сути христианского смирения.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Дать определение святоотеческого учения о добродетели смирения.
2. Выявить возможные ошибки в понимании христианской добродетели смирения.
3. Рассмотреть способы обретения христианского смирения согласно учению Святых Отцов
4. Обобщить результаты анализа и сделать выводы.
В работе использованы следующие методы исследования:
концептуализация (осмысление), экстраполяция (распространение выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления, на другую его часть или на всё явление в целом),анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Источниковедческая база исследования: Священное Писание, творения Отцов Церкви, работы православных богословов, посвященные исследованию добродетели смирения.
Научная новизна исследования: учение святых Отцов о христианской добродетели смирения представлено в целостном виде в связи со Священным Писанием.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что исследование может служить для более глубокого изучения православной добродетели смирения.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материал работывозможно использовать в качестве учебного пособия по нравственному богословию, чтобы учащиеся Хабаровской духовной семинарии более глубоко усвоили православное учение о добродетели смирения, а следовательно получили возможность более осознанно представлять данную добродетель и реализовать её в жизни. Работа также может быть использована для знакомства учащихся со святоотеческим наследием и приобщением через него к внутренне осмысленной жизни в Церкви Христовой.
Положения, выносимые на защиту:
1. Богословие святых Отцов Церкви о христианском смирении едино со Священным Писанием. Оно является не просто неким внешним набором знаний почерпнутых ими из Священного Писания, но укоренено в их сознании и воплощено ими в собственной духовной жизни, то есть пережито ими на опыте благодатной жизни во Христе. Именно такое личное переживание духовного опыта через участие в таинственной жизни Церкви, позволило им изложить учение о добродетели смирения в своих трудах.
2. Святоотеческое учение о добродетели смирения являет образец целостного подхода к предмету, предостерегая от возможных ошибок и неправильного понимания между значением, которое придается в трудах Святых Отцов и тем местом, которое оно занимает в жизни христиан. Свое учение о смирении святые Отцы излагают в контексте учения о спасении, опираясь при этом на Священное Писание, которое ставитсотериологический принцип в изложении православного учения на первое место.
3. Письменное наследие святых Отцов представляет собой слаженное образование, ведущее к одной цели – единение человека с Богом. Центральное место в святоотеческом наследии занимают богословские труды, а в них, в свою очередь, – учение о спасении через единение со Христом посредством подражания Его смирению.
Структура работы подчинена цели и задачам исследования. Работа включает в себя введение, три главы, заключение и список использованной литературы.
Во введении дано обоснование актуальности темы, определены объект, предмет, цель, задачи исследования, охарактеризованы методология, источники, научная новизна исследования, раскрыта теоретическая и практическая значимость работы.
Первая глава посвящена учению Святых Отцов о смирении, определению его сущности. Особое внимание здесь уделено определению места учения о смирении в богословии.
Во второй главе представленанализ истинного и ложного смирения в учении Святых Отцов.
Третья глава посвящена рассуждениям Святых Отцов, которые помогают обрести добродетель христианского смирения.
В заключении представлены основные выводы по исследованию.
Введение 3
Глава 1. Учение Святых Отцов о добродетели смирения 8
Глава 2. Святые Отцы о ложном смирении 17
Глава 3. Пути стяжания истинного христианского смирения 27
Заключение 34
Список литературы 37
Таким образом, подводя итоги, необходимо сказать, чтоисследования письменного наследия Святых Отцов, через пошаговое выполнение поставленных во введении задач, позволило нам реконструировать в целостном виде, в связи со Священным Писанием, святоотеческое учение о добродетели христианского смирения.
Решение первой задачи позволило сделать вывод о том, что содержание учения Святых Отцов о добродетели смирения находится в согласии со Священным Писанием и имеет его своим источником. Здесь надо понимать, чтоСвятые Отцы не только стяжали некую сумму знаний изСвященного Писания и православного богословия, но и передали нам личный опытблагодатной духовной жизни во Христе, через свои творения.
«Дивен Бог во святых своих»; непостижимое, таинственное и в то же время созерцательное видение глубинхристианской добродетели смирения мы обретаем только во Христе Иисусе и Святые Отцы тому лучшее подтверждение. Они трудами своими как внутренними так и внешними, стяжали ДухаСвятого, как источника «сокровища благих» чем облеклись в ризу Христову и обрели милость Бога Отца во спасение.
В связи с этим можно согласиться со словами преподобного Макария Египетского о том, что «смирение является признаком христианства, тем критерием, по которому мы можем определить, являемся ли мы христианами, с Богом ли мы находимся или же отвергаем Его как Отца».
Без смирения иные добродетели лишаются своего спасительного значения. Да и как может быть иначе, когда сама благодать — главное средство нашего спасения, даруется нам от Бога только за смирение .
По причине смирения перед ближним и по причине любви к ближнему отступает от сердца ожесточение. Оно отваливается, как тяжелый камень от входа в гроб, и сердце оживает для духовных отношений к Богу, для которых оно доселе было мертво .
Смирение направляет христианскую жизнь, дает нам силы для соблюдения божественных заповедей. Истинно смиренного человека Господь сохраняет от козней врагов, укрепляет в скорби и радости. Наконец, только истинно смиренный человек способен испытать радость единения с Богом .Итак, смирение – это основа всех христианских добродетелей.
Решение второй задачи позволило изучить те проблемы, которые возникают в жизни христиан из-за неправильного понимания сути пути смирения Христова, как духовные, но и душевные.
Ложное смирение чрезвычайно опасно для человека и окружающих, поскольку в этом случае человек обманывает и обманывается, находясь в состоянии определенной степени заблуждения, надевает на себя маску смиренного человека, не являясь таковым. Он желает произвести благоприятное впечатление на других, егослова идущие не от сердца, поражены человекоугодничеством. Ложное смирение укрепляет человека в его греховности, укрепляет в нем такие пороки, как гордыня и тщеславие.
Решение третьей задачи позволилоизложить пути стяжания добродетели, «как учат Святые Отцы, смирение есть дар Святого Духа, а не только человеческое достижение. Оно даруется тем, кто его желает, кто стремиться к нему и с усердием возделывает те качества, которые направляют к стяжанию этого блага. Смирение начинается с того, чтобы мыслить смиренно, и достигает того, чтобы смиренно действовать.
Святые Отцы в различных определениях наставляют нас на путь смирения, но смысл всех их поучений сводится к одному — к непрестанному злостраданию, которое укрепляет все добродетели.
Благословенный и исполненный Благодати смиренный человек непрестанно живет в недрах веры, как детеныш в объятиях матери-Благодати. Он никогда не живет ради себя самого, так как забыл себя. Он вместился в других: стал всем для всех, чтобы всех утешать. Он плачет с плачущими и радуется с радующимися. Посвятив себя, по Благодати, Спасителю Христу, он несет тяжесть всех, никогда никого не опечаливая и не огорчая.
Господь наш открывает, что Он «смиренным дает благодать» (Прем.3,34), при этом естественным образом противодействуя гордецам. Итак, если «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс.50,19), то понятно, почему наши Отцы, а также все, кто на протяжении человеческой истории когда-либо сподобился богопознания, старались в первую очередь быть смиренными .
1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Российское библейское общество. М., 1993. 1008 с. [По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II].
2. Священное Писание о смирении. В интернете [Электронный ресурс]. URL: //http://www.verapravoslavnaya.ru/?Smirenie_-_alfavit#3
3. Авва Дорофей, преп. Душеполезные поучения.Поучение второе. О смиренномудрии. В интернете [Электронный ресурс]. URL.:.// http://lib.eparhia-saratov.ru/books/05d/dorofey/lessons/6.html
4. Антоний Сурожский, митр. Человек перед Богом. О смирении. В интернете [Электронный ресурс]. URL.:// http://www.mitras.ru/pered2/pb_231.htm
5. Авраам (Рейдман), схиархим. Как мы играем в смирение. В интернете [Электронный ресурс]. URL.: // http://www.pravmir.ru/kak-my-igraem-v-smirenie
6. А. Соколовский. Борисовское благочиние Минской Епархии Белорусская Православная Церковь. О смирении. В интернете [Электронный ресурс]. URL.: // http://www.blagobor.by/article/vera/smirenie
7. Вячеслав Тулупов, протоиер. Одеяние Божества. О том, как приобрести смирение. В интернете [Электронный ресурс]. URL: http://azbyka.ru/dictionary/17/tulupov_odeyanie_bozhestva-all.shtml
8. Вера православная - Смирение – алфавит. Гл. 7. Как стяжать смирение? В интернете [Электронный ресурс]. URL.: //http://verapravoslavnaya.ru/?Smirenie_-_alfavit
9. Вера православная - Смирение – алфавит.гл 14. Ложное смирение. Как его отличить от истинного смирения ?В интернете [Электронный ресурс]. URL.: //http://verapravoslavnaya.ru/?Smirenie_-_alfavit
10. Георгий Завершинский, свящ. «Разумеешь ли, что читаешь?» Очерки евангельского созерцания. – М., 2012. С. 185-188.
11. Добротолюбие .Т 1-й , изд. 4-е, доп. Гл 5. М.-1905. С. 145-146.
12. Димитрий Константинов, протоиер. Беседа о смирении. В интернете [Электронный ресурс]. URL.: // http://ekklezia.ru/blogi/713-protoierey-dimitriy-konstantinov-beseda-o-smirenii.html
13. ДИМИТРИЙ КОНСТАНТИНОВ, протиер. Беседа о смирении. В интернете [Электронный ресурс]. URL://http://www.golubinski.ru/academia/const/smirenie.htm
14. Игнатий (Брянчанинов), свят. Аскетические опыты. Том I О истинном и ложном смиренномудрии В интернете [Электронный ресурс]. URL.: // .http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=823
15. Игнатий (Брянчанинов), свят. О прелести. Ч.2. В интернете [Электронный ресурс]. URL.: http://azbyka.ru/otechnik/?Ignatij_Brjanchaninov/o-prelesti=2
16. Игнатий (Брянчанинов), свят. О Страхе Божьем. В интернете [Электронный ресурс]. URL:.//http://azbyka.ru/dictionary/17/strah_bozhiy-all.shtml
17. Игнатий (Брянчанинов), свят. Аскетические опыты. О смирении. В интернете [Электронный ресурс]. URL: .// http://pravbeseda.ru/library/?page=book&id=782
18. Иосиф Ватопедский. старец. Слова утешения. Беседы о духовной жизни и о монашестве. Слово о смирении и смиренномудрии.: Пер.с греч. братии Богородице-Сергиевой Пустыни.,2005. С 166; 169; 172.
19. клуб Православие-наша жизнь. Христианское Смирение. В интернете [Электронный ресурс]. URL:// http://clubs.ya.ru/4611686018427405274/replies.xml?item_no=4
20. Максим Каскун, свящ. Лекция о смирении. В интернете [Электронный ресурс]. URL:.//http://bogovidec.ru/лекция-о-смирении-священник-максим-ка
21. Н.Е. Пестов, профессор.Современная практика православного благочестия. В интернете [Электронный ресурс]. URL:http://oprelesti.ru/index.php/chto-takoe-smirenie/450-o-sushchnosti-smireniya//
22. Православие. Том 1: Тело, душа и ум. В интернете [Электронный ресурс]. URL: //http://www.pravoslavie.by/page_book/telo-dusha-i-um
23. Серафим, свят. О КРОТОСТИ И СМИРЕНИИ В интернете [Электронный ресурс]. URL.: http://pravoslavie.domainbg.com/svt-serafim/smirenie.html
24. Святые Отцы о смирении. В интернете [Электронный ресурс]. URL:.// http://www.sobor26.ru/articles/407/
25. Трезвомыслие.Сборник творений русских подвижников благочестия об основах духовной жизни и молитве иисусовой. Т 2. – М., 2009. С. 288.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
660 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149284 Курсовой работы — поможем найти подходящую