Спасибо за работу, выполнена отлично! Ответственный и профессиональный автор, всем рекомендую!!!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Новая картина мира поставила в центр истории человека, а не безликие силы. Культурное развитие человека отстало от энергетических и технических возможностей общества. Выход видится в развитии культуры и формировании новых человеческих качеств. Новыми качествами (основой нового гуманизма) являются: глобальность мышления, любовь к справедливости, отвращение к насилию. Это позволило сформулировать и новые задачи человечества:
· сохранение культурного наследия;
· создание мировой сверхгосударственной общности;
· сохранение естественной среды обитания;
· увеличение эффективности производства;
· правильное использование ресурсов природы;
· развитие интеллектуальных, сенситивных, соматических способностей человека.
Философия ХХ века представляет собой сложное духовное образование. Ее плюрализм объясняется как развитием науки и практики, так и развитием предшествующей философии XIX века.
Философия ХХ в. предстает в различных направлениях. Среди них такие, как идеализм и материализм, антропоцентризм и натурализм, рационализм и иррационализм, сциентизм и антисциентизм.
Сциентизм - философско-мировоззренческая ориентация, связанная с обоснованием способности науки решить все социальные проблемы. Сциентизм лежит в основе многочисленных теорий и концепций технологического детерминизма, концепций неопозитивизма (прежде всего философии науки).
Антисциентизм не отрицает силы воздействия науки на общественную жизнь и человека. Это влияние истолковывается ими как негативное. Антисциентизм подвергает пересмотру такие понятия, как истина, рациональность, социальное согласие и т.д.
Эти два направления развития философии ХХ в. органически связаны с рационализмом и иррационализмом, антропологизмом и натурализмом. Рационализм и иррационализм в ХХ столетии предстают как философское осмысление важнейших средств познания мира, управления человеческой деятельностью и воздействия на развитие общества.
Основными моделями современного философского мышления, философскими школами и течениями являются позитивизм, структурализм, неотомизм, экзистенциализм, «философия жизни», психоанализ, герменевтика.
Иррационализм - это философское учение, отрицающее рационализм (т.е. противостояние классической философии).
Несокрушимой вере ученых в силу человеческого разума и обязательность общественного прогресса был впервые дан Великой французской революцией (1789 - 1794 гг.), которая породила террор, гражданскую войну с десятками тысяч человеческих жертв. Это заставило многих философов задуматься над действительными возможностями разума и науки и создать свои, критические по отношению к рационализму, философские системы.
Критический переход новой философии сыграл положительную роль в развитии философского знания:
· давалась критическая оценка рационального познания;
· определялись его границы, пределы его возможностей;
· изучалось соотношение мыслительных качеств человека, а также психологических качеств (воли, эмоции, чувства и т.д.);
· духовный мир рассматривался не в его высших формах, а в понятиях опыта, практики, в психологических формах.
Новая философия выдвигает целый ряд смелых и новых идей конкурирующих со старой классической философской системой:
1. Идея изучения жизни отдельного человека и важности её анализа, примата изучения жизни индивида над исследованием больших человеческих общностей (классов, народов, наций, этносов).
2. Движение от идеи свободного и разумного человека, способного переделать природу, общество и себя лично, к человеку, жестко детерминированному экономикой, политикой, религией и пр. Выяснилось, что у человека есть не только разум и сознание, но и подсознание.
3. Сознание и разум отдельного человека и (что важнее) общественное сознание не понимаются как независимая структура, а объявляется, что они подвержены манипуляции со стороны различных сил - государства, партии, авторитетов.
4. Активно проводится идея двух не пересекающихся линий человеческого знания - научного и философского, имеющих своим продуктом научную истину, философскую правду .
Иррационализм проявился в таких течениях западной философии как:
· философия науки;
· экзистенциализм;
· психоанализ З. Фрейда;
· некоторые варианты Герменевтики и Феноменологии;
· философский мистицизм.
Первые шаги в сторону от рационализма к иррационализму были сделаны Кьеркегором, Шопенгауэром, Ницше.
Степень научной разработанности проблемы. Иррационализм в современной философии выделяет такие типы: художественно – поэтический, экзистенциальный и интуиционистский.
О художественно - поэтическом иррационализме писали в своих учениях Мишель Фуко, Феликс Гваттари, Жорж Батай, Жак Деррида, Жиль Делез и др. Такой тип определяется перерастанием осмысления иррационального в его выражение благодаря иррациональности языка.
Интуиционистский иррационализм анализировали в философских работах Анри Бергсон, Николай Онуфриевич Лосский, Семён Людвигович Франк и Николай Александрович Бердяев. Специфика этого типа состоит в осмыслении интуиции как средства одоления отделения человека от мира.
Экзистенциальный иррационализм рассматривали в философских учениях философы: Альбер Камю, Жан-Поль Сартр и Сёрен Обю Кьеркегор. Особенность такого иррационализма заключается в противопоставлении иррационального мира и рационального человека.
Объект исследования – иррационализм и его разновидности.
Предмет исследования – особенности иррационализма.
Цель исследования – выявление основных разновидностей иррационализма. Для достижения этой цели необходимо поставить и решить следующие задачи:
- рассмотреть рациональное и иррациональное в философии;
- изучить основные идеи философского иррационализма;
- перечислить основные типы философского иррационализма;
- расмотреть иррационализм в современных теориях и программах.
Методологические основы исследования. Основу исследования составляет диалектический метод, включающий в себя единство исторического и логического подходов. Кроме этого, были использованы методы сравнительного философского анализа, метод интерпретации, социокультурный подход.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, каждая по два параграфа, заключения, списка использованной литературы, состоящего из 60 наименований. Общий объем работы – 43 страницы.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1. Истоки формирования иррационализма..........................................8
1.1. Рациональное и иррациональное в философии…………………………..8
1.2. Основные идеи философского иррационализма………………………….13
Глава 2. Иррационализм как философская традиция……………………20
2.1. Основные типы философского иррационализма…………………………20
2.2. Иррационализм в современных теориях и программах…………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………40
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что иррационализм внес свой весомый вклад в развитие философии ХХ века.
В конце XIX – начале XX века выдвигается целый ряд смелых и новых идей, удачно конкурирующих с «классической» философией.
Во-первых, это идея изучения жизни отдельного человека и важности ее анализа. Во-вторых, идея, что у человека есть не только «разум» и «сознание», но и «подсознание» («бессознательное»), которое вместе с интуицией становится в центр исследований современной антропологии. В-третьих, сознание и разум отдельного человека, и общественное сознание не понимается теперь как независимые структуры. Напротив, объявляется, что они оказываются объектом манипуляции со стороны различных сил: государств, партий и т.д. В-четвертых, активно проводится идея существования и взаимодействия двух не пересекающихся линий человеческого знания - научного и философского, имеющих своим конечным продуктом «научную истину» и «философскую правду».
Это дало возможность возникновения принципиально новой философской картины мира и нового стиля мышления. Например, социально-экологический тип мышления и картины мира, определяющие современную науку и культуру .
35. Нарский И.С. Новейшие течения буржуазной философии. – М., 2012. 356 с.
36. Научная картина мира. Логико-гносеологические аспекты. Киев, 2013. 288 с.
37. Научная картина мира: общекультурное и внутринаучное функционирование. Свердловск. 2013. 354 с.
38. Никитин Е.П. Типы научного объяснения. Вопросы философии.2013, №10. 65 С.
39. Никифоров А. П. Философия науки: история и методология. - М., 2008. 339 с.
40. Ойзерман Т. И. Проблемы рациональности и современный философский антиинтеллектуализм // Вопросы философии. 2009. № 2.45 С.
41. Ойзерман Т.И. Критика “критического рационализма”. – М., 2008. 629 с.
42. Ойзерман Т.И. Опыт критического осмысления диалектического материализма // Вопросы философии. 2010. № 1. 145 С.
43. Петров С. Познание и моделирование. Ленинская теория отражения и современность. – М. - София, 2009. 473 с.
44. Спиркин, А.Г. Философия / А.Г. Спиркин. – М: Гардарики, 2009. 289 с.
45. Философия в современном мире. - М., 2012. 356 с.
46. Философия глобальных проблем. - М., 2008. 289 с.
47. Философия науки. Вып. 1. Проблемы рациональности. VI., 2013. 458 с.
48. Философия науки. Вып. 2. Гносеологические и логико-методологические проблемы. - М.,2012. 356 с.
49. Философия науки. Вып. 3. Проблемы анализа знания. - М., 2014. 538 с.
50. Философия науки. Вып. 5. Философия науки в поисках новых путей. - М., 2009. 256 с.
51. Философия науки: Вып. 1-6. - М., 1995-2010. 549 с.
52. Философия и методология науки: В 2 ч. - М., 2014. 629 с.
53. Философия и наука. - М., 2013. 432 с.
54. Философия. Учебник. Под общей редакцией Г.В. Андрейченко, В.Д. Грачева - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2011. - 245 с.
55. Философия. Учебник. Под редакцией Губина В.Д., Сидориной Т.Ю., Филатова В.П. Москва 2014. 456 с.
56. Философия: Учебник / Под ред. проф. О.А. Митрошенкова. - М.: Гардарики, 2012. - 655 с.
57. Философия: Учебник для высших учебных заведений. - Ростов н/Д, 2014. 468 с.
58. Чанышев, А.Н. Курс лекций по философии / А.Н. Чанышев.- М., Высшая школа, 2012. 526 с.
59. Юдин Б.Г. Объяснение и понимание в научном познании // Вопросы философии. 2012. №9. 65 С.
60. Яновская С. А. Методологические проблемы науки. - М., 2012. 599 с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Новая картина мира поставила в центр истории человека, а не безликие силы. Культурное развитие человека отстало от энергетических и технических возможностей общества. Выход видится в развитии культуры и формировании новых человеческих качеств. Новыми качествами (основой нового гуманизма) являются: глобальность мышления, любовь к справедливости, отвращение к насилию. Это позволило сформулировать и новые задачи человечества:
· сохранение культурного наследия;
· создание мировой сверхгосударственной общности;
· сохранение естественной среды обитания;
· увеличение эффективности производства;
· правильное использование ресурсов природы;
· развитие интеллектуальных, сенситивных, соматических способностей человека.
Философия ХХ века представляет собой сложное духовное образование. Ее плюрализм объясняется как развитием науки и практики, так и развитием предшествующей философии XIX века.
Философия ХХ в. предстает в различных направлениях. Среди них такие, как идеализм и материализм, антропоцентризм и натурализм, рационализм и иррационализм, сциентизм и антисциентизм.
Сциентизм - философско-мировоззренческая ориентация, связанная с обоснованием способности науки решить все социальные проблемы. Сциентизм лежит в основе многочисленных теорий и концепций технологического детерминизма, концепций неопозитивизма (прежде всего философии науки).
Антисциентизм не отрицает силы воздействия науки на общественную жизнь и человека. Это влияние истолковывается ими как негативное. Антисциентизм подвергает пересмотру такие понятия, как истина, рациональность, социальное согласие и т.д.
Эти два направления развития философии ХХ в. органически связаны с рационализмом и иррационализмом, антропологизмом и натурализмом. Рационализм и иррационализм в ХХ столетии предстают как философское осмысление важнейших средств познания мира, управления человеческой деятельностью и воздействия на развитие общества.
Основными моделями современного философского мышления, философскими школами и течениями являются позитивизм, структурализм, неотомизм, экзистенциализм, «философия жизни», психоанализ, герменевтика.
Иррационализм - это философское учение, отрицающее рационализм (т.е. противостояние классической философии).
Несокрушимой вере ученых в силу человеческого разума и обязательность общественного прогресса был впервые дан Великой французской революцией (1789 - 1794 гг.), которая породила террор, гражданскую войну с десятками тысяч человеческих жертв. Это заставило многих философов задуматься над действительными возможностями разума и науки и создать свои, критические по отношению к рационализму, философские системы.
Критический переход новой философии сыграл положительную роль в развитии философского знания:
· давалась критическая оценка рационального познания;
· определялись его границы, пределы его возможностей;
· изучалось соотношение мыслительных качеств человека, а также психологических качеств (воли, эмоции, чувства и т.д.);
· духовный мир рассматривался не в его высших формах, а в понятиях опыта, практики, в психологических формах.
Новая философия выдвигает целый ряд смелых и новых идей конкурирующих со старой классической философской системой:
1. Идея изучения жизни отдельного человека и важности её анализа, примата изучения жизни индивида над исследованием больших человеческих общностей (классов, народов, наций, этносов).
2. Движение от идеи свободного и разумного человека, способного переделать природу, общество и себя лично, к человеку, жестко детерминированному экономикой, политикой, религией и пр. Выяснилось, что у человека есть не только разум и сознание, но и подсознание.
3. Сознание и разум отдельного человека и (что важнее) общественное сознание не понимаются как независимая структура, а объявляется, что они подвержены манипуляции со стороны различных сил - государства, партии, авторитетов.
4. Активно проводится идея двух не пересекающихся линий человеческого знания - научного и философского, имеющих своим продуктом научную истину, философскую правду .
Иррационализм проявился в таких течениях западной философии как:
· философия науки;
· экзистенциализм;
· психоанализ З. Фрейда;
· некоторые варианты Герменевтики и Феноменологии;
· философский мистицизм.
Первые шаги в сторону от рационализма к иррационализму были сделаны Кьеркегором, Шопенгауэром, Ницше.
Степень научной разработанности проблемы. Иррационализм в современной философии выделяет такие типы: художественно – поэтический, экзистенциальный и интуиционистский.
О художественно - поэтическом иррационализме писали в своих учениях Мишель Фуко, Феликс Гваттари, Жорж Батай, Жак Деррида, Жиль Делез и др. Такой тип определяется перерастанием осмысления иррационального в его выражение благодаря иррациональности языка.
Интуиционистский иррационализм анализировали в философских работах Анри Бергсон, Николай Онуфриевич Лосский, Семён Людвигович Франк и Николай Александрович Бердяев. Специфика этого типа состоит в осмыслении интуиции как средства одоления отделения человека от мира.
Экзистенциальный иррационализм рассматривали в философских учениях философы: Альбер Камю, Жан-Поль Сартр и Сёрен Обю Кьеркегор. Особенность такого иррационализма заключается в противопоставлении иррационального мира и рационального человека.
Объект исследования – иррационализм и его разновидности.
Предмет исследования – особенности иррационализма.
Цель исследования – выявление основных разновидностей иррационализма. Для достижения этой цели необходимо поставить и решить следующие задачи:
- рассмотреть рациональное и иррациональное в философии;
- изучить основные идеи философского иррационализма;
- перечислить основные типы философского иррационализма;
- расмотреть иррационализм в современных теориях и программах.
Методологические основы исследования. Основу исследования составляет диалектический метод, включающий в себя единство исторического и логического подходов. Кроме этого, были использованы методы сравнительного философского анализа, метод интерпретации, социокультурный подход.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, каждая по два параграфа, заключения, списка использованной литературы, состоящего из 60 наименований. Общий объем работы – 43 страницы.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1. Истоки формирования иррационализма..........................................8
1.1. Рациональное и иррациональное в философии…………………………..8
1.2. Основные идеи философского иррационализма………………………….13
Глава 2. Иррационализм как философская традиция……………………20
2.1. Основные типы философского иррационализма…………………………20
2.2. Иррационализм в современных теориях и программах…………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………40
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что иррационализм внес свой весомый вклад в развитие философии ХХ века.
В конце XIX – начале XX века выдвигается целый ряд смелых и новых идей, удачно конкурирующих с «классической» философией.
Во-первых, это идея изучения жизни отдельного человека и важности ее анализа. Во-вторых, идея, что у человека есть не только «разум» и «сознание», но и «подсознание» («бессознательное»), которое вместе с интуицией становится в центр исследований современной антропологии. В-третьих, сознание и разум отдельного человека, и общественное сознание не понимается теперь как независимые структуры. Напротив, объявляется, что они оказываются объектом манипуляции со стороны различных сил: государств, партий и т.д. В-четвертых, активно проводится идея существования и взаимодействия двух не пересекающихся линий человеческого знания - научного и философского, имеющих своим конечным продуктом «научную истину» и «философскую правду».
Это дало возможность возникновения принципиально новой философской картины мира и нового стиля мышления. Например, социально-экологический тип мышления и картины мира, определяющие современную науку и культуру .
35. Нарский И.С. Новейшие течения буржуазной философии. – М., 2012. 356 с.
36. Научная картина мира. Логико-гносеологические аспекты. Киев, 2013. 288 с.
37. Научная картина мира: общекультурное и внутринаучное функционирование. Свердловск. 2013. 354 с.
38. Никитин Е.П. Типы научного объяснения. Вопросы философии.2013, №10. 65 С.
39. Никифоров А. П. Философия науки: история и методология. - М., 2008. 339 с.
40. Ойзерман Т. И. Проблемы рациональности и современный философский антиинтеллектуализм // Вопросы философии. 2009. № 2.45 С.
41. Ойзерман Т.И. Критика “критического рационализма”. – М., 2008. 629 с.
42. Ойзерман Т.И. Опыт критического осмысления диалектического материализма // Вопросы философии. 2010. № 1. 145 С.
43. Петров С. Познание и моделирование. Ленинская теория отражения и современность. – М. - София, 2009. 473 с.
44. Спиркин, А.Г. Философия / А.Г. Спиркин. – М: Гардарики, 2009. 289 с.
45. Философия в современном мире. - М., 2012. 356 с.
46. Философия глобальных проблем. - М., 2008. 289 с.
47. Философия науки. Вып. 1. Проблемы рациональности. VI., 2013. 458 с.
48. Философия науки. Вып. 2. Гносеологические и логико-методологические проблемы. - М.,2012. 356 с.
49. Философия науки. Вып. 3. Проблемы анализа знания. - М., 2014. 538 с.
50. Философия науки. Вып. 5. Философия науки в поисках новых путей. - М., 2009. 256 с.
51. Философия науки: Вып. 1-6. - М., 1995-2010. 549 с.
52. Философия и методология науки: В 2 ч. - М., 2014. 629 с.
53. Философия и наука. - М., 2013. 432 с.
54. Философия. Учебник. Под общей редакцией Г.В. Андрейченко, В.Д. Грачева - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2011. - 245 с.
55. Философия. Учебник. Под редакцией Губина В.Д., Сидориной Т.Ю., Филатова В.П. Москва 2014. 456 с.
56. Философия: Учебник / Под ред. проф. О.А. Митрошенкова. - М.: Гардарики, 2012. - 655 с.
57. Философия: Учебник для высших учебных заведений. - Ростов н/Д, 2014. 468 с.
58. Чанышев, А.Н. Курс лекций по философии / А.Н. Чанышев.- М., Высшая школа, 2012. 526 с.
59. Юдин Б.Г. Объяснение и понимание в научном познании // Вопросы философии. 2012. №9. 65 С.
60. Яновская С. А. Методологические проблемы науки. - М., 2012. 599 с.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
300 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149284 Курсовой работы — поможем найти подходящую