отлично
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Современное общество отчаянно нуждается в изменении вектора развития с культуры противостояния, войны всех против всех, борьбы за существование, на вектор культуры диалога, взаимоприятия личности, общества, природы. Оно также нуждается в людях с высоким уровнем мышления, способных оценить перспективы, обнаружить скрытые связи, посмотреть на ту или иную проблему с различных точек зрения. Это невозможно без формирования у подрастающего поколения творческого отношения к действительности, которое тесно связано с работой над мышлением ребенка и развитием его личности. Именно поэтому современное образование и воспитание сравит перед педагогом задачу развития у детей психических процессов, способностей и интересов . Особая роль в этом отводится пространственным представлениям и развитию пространственного мышления.
Пространственное мышление – это такой вид умственной деятельности, который обеспечивает создание пространственных образов и оперирование ими в процессе решения практических и теоретических задач .
Поскольку и мир, и в значительной степени мышление человека, являются организованными пространственно, становится очевидно наличие развитого пространственного мышления позволяет решать ряд абсолютно разноплановых задач и лежит в основе всех видов деятельности, требующих анализа свойств и отношений, трансформации одних структур в другие, создания новых структур. Иными словами, в занятиях на развитие пространственного мышления с ранних лет нуждаются не только будущие конструкторы и архитекторы, художники и дизайнеры, инженеры и строители, но и все люди.
Богатые возможности для этого, конечно, имеют занятия изобразительным искусством, в программе которых работа с пространством занимает одно из центральных мест.
К сожалению, данные статистики показывают низкий уровень развития пространственного мышления у учащихся современных школ. Необходимость активации процесса и повышения общего уровня знаний, умений и навыков трактовки пространства является важнейшей проблемой теории и практики обучения и воспитания и делает обращение к теме исследования особенно актуальной.
Подчеркнем, что по настоящему эффективная методика обучения навыкам передачи пространства должна прежде всего формировать пространственное мышление ребенка, а значит должна основываться на особенностях возрастного и гендерного состава учащихся. Коногорская С.А. замечает, что существуют различия в начальном уровне пространственного мышления мальчиков и девочек, которые проявляются еще до полового созревания в возрасте от 6 до 9 лет . Таким образом, перед педагогом стоит важная задача: выработать такую методику преподавания, которая бы учитывала эти различия, прививала детям навыки передачи пространства в живописи и, как следствие, развивала бы их пространственное мышление.
Исходя из проблематики вопроса, можно определить цель данной работы как создание эффективнной системы обучения навыкам передачи пространства в живописи, способной сформировать у учащихся развитое пространственное мышление.
Цель определяет постановку следующих задач:
1. Анализ исторических аспектов методики построения пространства в их эволюционном развитии.
2. Выявление современного уровня обучения построению пространства.
3. Определение научно-теоретических и психолого-педагогических основ обучения построению пространства в живописи.
4. Разработка эффективной методической системы формирования знаний, умений и навыков построения пространства в живописи.
Объектом исследования таким образом будет выступать процесс обучения навыкам передачи пространства в живописи, а предметом – педагогические условия, теоретические основы, пути, методы, средства, способствующие более эффективному развитию пространственного мышления обучающихся, навыков передачи ими на плоскости пространства.
Во введении даны цели и задачи исследования, его актуальность, объект и предмет исследования, а также общий анализ использованной литературы, структура работы, а также алфавитный перечень использованных в работе источников.
Первая глава содержит два параграфа и посвящена рассмотрению исторических аспектов методики построения пространства в живописи. В первом параграфе прослеживается историческая эволюция методов передачи пространства в живописи, дается обзор основных источников по вопросу, а во втором – на основе типовой и двух авторских программ анализируется современное состояние обучению построения пространства, выделяются связанные с ним проблемы и перспективы.
Вторая глава исследования посвящена непосредственно процессу обучения навыкам передачи пространства в живописи и также содержит два параграфа. В первом параграфе даются научно-теоретические и психолого-педагогические основы обучения построению пространства в живописи, а во втором рассматривается какой должна быть методическая система формирования знаний, умений и навыков построению пространства в живописи для учащихся общеобразовательных учреждений.
Базой исследования явились работы по восприятию пространства у детей (Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф., Коногорская С.А., Якиманская И.С.), а также по методике обучения изобразительной грамоте и языке живописи применительно соотношения таких понятий, как «пространство мира и картины» (Беда Г.В., Бакушинский A.B., Мочалов Л.В.). Пространственное построение в живописи, соотношение геометрии картины и зрительного восприятия рассмотрены по работам Б.В.Раушенбаха.
Полезными оказались также работы психологической направленности (Веккер Л.М., Запорожец А.В., Ковалев Ю.Н., Ницын А.Ю., Лук А.Н.), раскрывающие психо-физические основы проблематики.
Были проанализированы типовая образовательная программа «Живопись», утвержденная приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12 марта 2012 г. №156, авторские программы Литвиновой Ж.С., Неменского Б., Степаковой В.
Таким образом, можно выделить следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической, методической, а также специальной литературы по проблематике исследования, сопоставительный анализ методов изображения пространства на плоскости, изучение накопленного опыта педагогов и сравнительный анализ методик обучения передаче пространства, индуктивные и дедуктивные методы обобщения полученных данных.
Введение 3
Исторические аспекты методики построения пространства и современные методы обучения 7
1.1. Историческая эволюция методов передачи пространства. Обзор источников. 7
1.2 Современное состояние обучения построению пространства: поблемы и перспективы. 15
2. Обучение навыкам передачи пространства в живописи 20
2.1 Научно-теоретические и психолого-педагогические основы обучения построению пространства в живописи 20
2.2 Методическая система формирования знаний, умений и навыков построения пространства в живописи у учащихся общеобразовательных учреждений 27
Заключение 30
Список использованной литературы 33
В ходе написания курсовой работы последовательно решались следующие задачи:
1. Анализ исторических аспектов методики построения пространства в их эволюционном развитии.
2. Выявление современного уровня обучения построению пространства.
3. Определение научно-теоретических и психолого-педагогических основ обучения построению пространства в живописи.
4. Разработка эффективной методической системы формирования знаний, умений и навыков построения пространства в живописи.
Анализ исторических аспектов методики построения пространства и их эволюционном развитии показал, что на протяжении исторического развития человечества нельзя определить какой-то единый способ передачи и образного выражения пространства в живописи. Каждой эпохе была присуща своя особая система работы с пространством. Это обстоятельство подтвердило мысль о том, что как мировоззрение эпохи, так и мировоззрение человека во многом можно понять, анализируя как именно идет работа с пространством, что подтвердила высокую значимость разработки эффективной методики обучения навыкам передачи пространства в живописи.
Несмотря на то, что в области обучения построения пространства накоплен большой теоретический и практический опыт, он не всегда целенаправленно изучается и используется молодыми педагогами, поскольку принятые типовые программы сосредотачиваются лишь на академическом рассмотрении вопроса. Кроме того, современными исследователями выявлен не достаточно высокий уровень овладения навыками пространственной композиции студентами.
Тем не менее многие авторские программы предоставляют достаточно эффективные и инновационные инструменты по развитию пространственного мышления учащихся.
При условии, что педагоги в процессе обучения будут учитывать гендерные, возрастные особенности обучающихся, субъективное пространство, эмоциональный подход, технологии развития пространственного мышления, основанные на составном характере пространства, осознанности и глубины образного восприятия, они могут быть достаточно эффективны.
Таким образом, только опираясь на научно-теоретические и психолого-педагогические основы, педагог может организовать образовательный процесс и управлять им таким образом, чтобы достигнуть целей обучения, развить образное мышления учащихся путем выполнения ими проблемно-творческих заданий, содействующих самостоятельной творческой деятельности.
На основе литературы по способам и методам передачи пространственной среды, с учетом исторических закономерностей развития способов передачи пространства были систематизированы основные жтапы введения работы и технические приемы передачи пространства в живописи. Была предложена такая последовательность работы, которая позволила учесть психо-физические особенности детей и сделать процесс обучения более эффективным.
Последовательное решение данных задач в целом позволило говорить о том, что поставленная в начале работы цель о рассмотрении возможности эффективной системы обучения навыкам передачи пространства в живописи, формирующей у учащихся развитое целостное и пространственное мышление была достигнута.
Важно отметить, что поиск эффективных сочетаний педагогических форм, средств и методов обучения показал несмотря на то, что оптимального соотношения форм, методов, средств обучения, единственно способствующего формированию и развитию умений и навыков передачи пространства, не существует, не преувеличиваая значения, а также не отвергая какой-то один из компонентов обучения можно достичь высоких результатов на каждом этапе обучения, при условии понимания его содержания и задач.
1. Аксёнова Е., Аксёнов Ю. Перспектива // Художник. – 1962. - № 12. - С.56-60.
2. Ананьев Б. Г, Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М., 1964.
3. Бакушинский A.B. Художественное творчество и воспитание /A.B. Бакушинский. М., 1979. -230 с.
4. Беда Г.В. Методика обучения изобразительной грамоте: Методические рекомендации/ Г.В. Беда. КГУ, Краснодар, 1990. - 15 с.
5. Веккер Л.М. Психические процессы В 2-х т. Т. 1 Л.: Изд-во ЛГУ, 1974.-334 с.
6. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2-х т. – М.: Педагогика. - 1986.
7. Ковалев Ю.Н., Ницын А.Ю. Передача субъективного пространства в живописи // Технічна естетика і дизайн. – 2011. – Вип. 9. – С. 10–19
8. Коногорская С.А. Возрастные особенности развития пространственного мышления подростков и старших школьников: ориентировка в карте-схеме и графической модели пространства // Педагогика и психология: тренды, проблемы, актуальные задачи: материалы III Международной науч.-практ. конференции: сб. науч. трудов. – Краснодар, 2013. – С. 188–194.
9. Леонтьев А.М. Мышление. Философская энциклопедия. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1964. – Т.3.
10. Литвинова Ж.С. Авторская программа «Живопись» для детских художественных школ и художественных отделений ДШИ / Фестиваль педагогических идей. Режим доступа: www.festival.1september.ru Код доступа: 12.04.2014
11. Лук А.Н. Мышление и творчество./ А.Н. Лук. М.: Изд - во полит, литры, 1976.- 181с.
12. Мочалов Л.В. Пространство мира и пространство картины (очерки о языке живописи. М.: Советский художник, 1983, с.175
13. Неменский Б., Степакова В. Авторская программа «Живопись» для детских художественных школ и художественных отделений ДШИ / Фестиваль педагогических идей. Режим доступа: www.festival.1september.ru Код доступа: 12.04.2014
14. Одаряев М.В. Формирование у студентов ХГФ умений и навыков построения пространства в многослойной масляной живописи : диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.02. - Москва, 2006. - 178 с.
15. Павлова А.А., Корзинова Е.И. Графика в средней школе. - М.: Владос, 2003г. – с. 56-58.
16. Панксенов Г. И. Живопись. Форма, цвет, изображение: учебное пособие для студ. высш. худ. учебных заведений. - М.: Издательский центр Академия. - 2008.
17. Психологические основы педагогики (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова): Учеб. пособие. — М.: Гардарики, 2002. — 431 с.
18. Раушенбах Б. В. Пространственные построения в живописи. – М.: Наука. – 1980. – 288 с.
19. Раушенбах Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие. – М.: Азбука-классика. - 2001.
20. Раушенбах Б.В. Системы перспективы в изобразительном искусстве: Общая теория перспективы. — М.: Наука, 1986.
21. Рубинштейн С.Л. О природе мышления и его составе // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. — М., 1981.
22. Соколова М.В. Мировая культура и искусство: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ М.В. Соколова. - 3-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 368 с.
23. Тягло А.В. Становление научной концепции целостности. Харьков: «Вьнца школа», 1989. - 133 с.
24. Фаворский В. А. О композиции // Искусство. — 1933. — № 1-2
25. Штелер Т. Обратная перспектива: Павел Флоренский и Морис Мерло-Понти о пространстве и линейной перспективе в искусстве Ренессанса // Историко-философский ежегодник 2006 / Ин-т философии РАН. — М.: Наука, 2006, с. 320—329
26. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников. – М.: Педагогика, 1980.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Современное общество отчаянно нуждается в изменении вектора развития с культуры противостояния, войны всех против всех, борьбы за существование, на вектор культуры диалога, взаимоприятия личности, общества, природы. Оно также нуждается в людях с высоким уровнем мышления, способных оценить перспективы, обнаружить скрытые связи, посмотреть на ту или иную проблему с различных точек зрения. Это невозможно без формирования у подрастающего поколения творческого отношения к действительности, которое тесно связано с работой над мышлением ребенка и развитием его личности. Именно поэтому современное образование и воспитание сравит перед педагогом задачу развития у детей психических процессов, способностей и интересов . Особая роль в этом отводится пространственным представлениям и развитию пространственного мышления.
Пространственное мышление – это такой вид умственной деятельности, который обеспечивает создание пространственных образов и оперирование ими в процессе решения практических и теоретических задач .
Поскольку и мир, и в значительной степени мышление человека, являются организованными пространственно, становится очевидно наличие развитого пространственного мышления позволяет решать ряд абсолютно разноплановых задач и лежит в основе всех видов деятельности, требующих анализа свойств и отношений, трансформации одних структур в другие, создания новых структур. Иными словами, в занятиях на развитие пространственного мышления с ранних лет нуждаются не только будущие конструкторы и архитекторы, художники и дизайнеры, инженеры и строители, но и все люди.
Богатые возможности для этого, конечно, имеют занятия изобразительным искусством, в программе которых работа с пространством занимает одно из центральных мест.
К сожалению, данные статистики показывают низкий уровень развития пространственного мышления у учащихся современных школ. Необходимость активации процесса и повышения общего уровня знаний, умений и навыков трактовки пространства является важнейшей проблемой теории и практики обучения и воспитания и делает обращение к теме исследования особенно актуальной.
Подчеркнем, что по настоящему эффективная методика обучения навыкам передачи пространства должна прежде всего формировать пространственное мышление ребенка, а значит должна основываться на особенностях возрастного и гендерного состава учащихся. Коногорская С.А. замечает, что существуют различия в начальном уровне пространственного мышления мальчиков и девочек, которые проявляются еще до полового созревания в возрасте от 6 до 9 лет . Таким образом, перед педагогом стоит важная задача: выработать такую методику преподавания, которая бы учитывала эти различия, прививала детям навыки передачи пространства в живописи и, как следствие, развивала бы их пространственное мышление.
Исходя из проблематики вопроса, можно определить цель данной работы как создание эффективнной системы обучения навыкам передачи пространства в живописи, способной сформировать у учащихся развитое пространственное мышление.
Цель определяет постановку следующих задач:
1. Анализ исторических аспектов методики построения пространства в их эволюционном развитии.
2. Выявление современного уровня обучения построению пространства.
3. Определение научно-теоретических и психолого-педагогических основ обучения построению пространства в живописи.
4. Разработка эффективной методической системы формирования знаний, умений и навыков построения пространства в живописи.
Объектом исследования таким образом будет выступать процесс обучения навыкам передачи пространства в живописи, а предметом – педагогические условия, теоретические основы, пути, методы, средства, способствующие более эффективному развитию пространственного мышления обучающихся, навыков передачи ими на плоскости пространства.
Во введении даны цели и задачи исследования, его актуальность, объект и предмет исследования, а также общий анализ использованной литературы, структура работы, а также алфавитный перечень использованных в работе источников.
Первая глава содержит два параграфа и посвящена рассмотрению исторических аспектов методики построения пространства в живописи. В первом параграфе прослеживается историческая эволюция методов передачи пространства в живописи, дается обзор основных источников по вопросу, а во втором – на основе типовой и двух авторских программ анализируется современное состояние обучению построения пространства, выделяются связанные с ним проблемы и перспективы.
Вторая глава исследования посвящена непосредственно процессу обучения навыкам передачи пространства в живописи и также содержит два параграфа. В первом параграфе даются научно-теоретические и психолого-педагогические основы обучения построению пространства в живописи, а во втором рассматривается какой должна быть методическая система формирования знаний, умений и навыков построению пространства в живописи для учащихся общеобразовательных учреждений.
Базой исследования явились работы по восприятию пространства у детей (Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф., Коногорская С.А., Якиманская И.С.), а также по методике обучения изобразительной грамоте и языке живописи применительно соотношения таких понятий, как «пространство мира и картины» (Беда Г.В., Бакушинский A.B., Мочалов Л.В.). Пространственное построение в живописи, соотношение геометрии картины и зрительного восприятия рассмотрены по работам Б.В.Раушенбаха.
Полезными оказались также работы психологической направленности (Веккер Л.М., Запорожец А.В., Ковалев Ю.Н., Ницын А.Ю., Лук А.Н.), раскрывающие психо-физические основы проблематики.
Были проанализированы типовая образовательная программа «Живопись», утвержденная приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12 марта 2012 г. №156, авторские программы Литвиновой Ж.С., Неменского Б., Степаковой В.
Таким образом, можно выделить следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической, методической, а также специальной литературы по проблематике исследования, сопоставительный анализ методов изображения пространства на плоскости, изучение накопленного опыта педагогов и сравнительный анализ методик обучения передаче пространства, индуктивные и дедуктивные методы обобщения полученных данных.
Введение 3
Исторические аспекты методики построения пространства и современные методы обучения 7
1.1. Историческая эволюция методов передачи пространства. Обзор источников. 7
1.2 Современное состояние обучения построению пространства: поблемы и перспективы. 15
2. Обучение навыкам передачи пространства в живописи 20
2.1 Научно-теоретические и психолого-педагогические основы обучения построению пространства в живописи 20
2.2 Методическая система формирования знаний, умений и навыков построения пространства в живописи у учащихся общеобразовательных учреждений 27
Заключение 30
Список использованной литературы 33
В ходе написания курсовой работы последовательно решались следующие задачи:
1. Анализ исторических аспектов методики построения пространства в их эволюционном развитии.
2. Выявление современного уровня обучения построению пространства.
3. Определение научно-теоретических и психолого-педагогических основ обучения построению пространства в живописи.
4. Разработка эффективной методической системы формирования знаний, умений и навыков построения пространства в живописи.
Анализ исторических аспектов методики построения пространства и их эволюционном развитии показал, что на протяжении исторического развития человечества нельзя определить какой-то единый способ передачи и образного выражения пространства в живописи. Каждой эпохе была присуща своя особая система работы с пространством. Это обстоятельство подтвердило мысль о том, что как мировоззрение эпохи, так и мировоззрение человека во многом можно понять, анализируя как именно идет работа с пространством, что подтвердила высокую значимость разработки эффективной методики обучения навыкам передачи пространства в живописи.
Несмотря на то, что в области обучения построения пространства накоплен большой теоретический и практический опыт, он не всегда целенаправленно изучается и используется молодыми педагогами, поскольку принятые типовые программы сосредотачиваются лишь на академическом рассмотрении вопроса. Кроме того, современными исследователями выявлен не достаточно высокий уровень овладения навыками пространственной композиции студентами.
Тем не менее многие авторские программы предоставляют достаточно эффективные и инновационные инструменты по развитию пространственного мышления учащихся.
При условии, что педагоги в процессе обучения будут учитывать гендерные, возрастные особенности обучающихся, субъективное пространство, эмоциональный подход, технологии развития пространственного мышления, основанные на составном характере пространства, осознанности и глубины образного восприятия, они могут быть достаточно эффективны.
Таким образом, только опираясь на научно-теоретические и психолого-педагогические основы, педагог может организовать образовательный процесс и управлять им таким образом, чтобы достигнуть целей обучения, развить образное мышления учащихся путем выполнения ими проблемно-творческих заданий, содействующих самостоятельной творческой деятельности.
На основе литературы по способам и методам передачи пространственной среды, с учетом исторических закономерностей развития способов передачи пространства были систематизированы основные жтапы введения работы и технические приемы передачи пространства в живописи. Была предложена такая последовательность работы, которая позволила учесть психо-физические особенности детей и сделать процесс обучения более эффективным.
Последовательное решение данных задач в целом позволило говорить о том, что поставленная в начале работы цель о рассмотрении возможности эффективной системы обучения навыкам передачи пространства в живописи, формирующей у учащихся развитое целостное и пространственное мышление была достигнута.
Важно отметить, что поиск эффективных сочетаний педагогических форм, средств и методов обучения показал несмотря на то, что оптимального соотношения форм, методов, средств обучения, единственно способствующего формированию и развитию умений и навыков передачи пространства, не существует, не преувеличиваая значения, а также не отвергая какой-то один из компонентов обучения можно достичь высоких результатов на каждом этапе обучения, при условии понимания его содержания и задач.
1. Аксёнова Е., Аксёнов Ю. Перспектива // Художник. – 1962. - № 12. - С.56-60.
2. Ананьев Б. Г, Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М., 1964.
3. Бакушинский A.B. Художественное творчество и воспитание /A.B. Бакушинский. М., 1979. -230 с.
4. Беда Г.В. Методика обучения изобразительной грамоте: Методические рекомендации/ Г.В. Беда. КГУ, Краснодар, 1990. - 15 с.
5. Веккер Л.М. Психические процессы В 2-х т. Т. 1 Л.: Изд-во ЛГУ, 1974.-334 с.
6. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2-х т. – М.: Педагогика. - 1986.
7. Ковалев Ю.Н., Ницын А.Ю. Передача субъективного пространства в живописи // Технічна естетика і дизайн. – 2011. – Вип. 9. – С. 10–19
8. Коногорская С.А. Возрастные особенности развития пространственного мышления подростков и старших школьников: ориентировка в карте-схеме и графической модели пространства // Педагогика и психология: тренды, проблемы, актуальные задачи: материалы III Международной науч.-практ. конференции: сб. науч. трудов. – Краснодар, 2013. – С. 188–194.
9. Леонтьев А.М. Мышление. Философская энциклопедия. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1964. – Т.3.
10. Литвинова Ж.С. Авторская программа «Живопись» для детских художественных школ и художественных отделений ДШИ / Фестиваль педагогических идей. Режим доступа: www.festival.1september.ru Код доступа: 12.04.2014
11. Лук А.Н. Мышление и творчество./ А.Н. Лук. М.: Изд - во полит, литры, 1976.- 181с.
12. Мочалов Л.В. Пространство мира и пространство картины (очерки о языке живописи. М.: Советский художник, 1983, с.175
13. Неменский Б., Степакова В. Авторская программа «Живопись» для детских художественных школ и художественных отделений ДШИ / Фестиваль педагогических идей. Режим доступа: www.festival.1september.ru Код доступа: 12.04.2014
14. Одаряев М.В. Формирование у студентов ХГФ умений и навыков построения пространства в многослойной масляной живописи : диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.02. - Москва, 2006. - 178 с.
15. Павлова А.А., Корзинова Е.И. Графика в средней школе. - М.: Владос, 2003г. – с. 56-58.
16. Панксенов Г. И. Живопись. Форма, цвет, изображение: учебное пособие для студ. высш. худ. учебных заведений. - М.: Издательский центр Академия. - 2008.
17. Психологические основы педагогики (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова): Учеб. пособие. — М.: Гардарики, 2002. — 431 с.
18. Раушенбах Б. В. Пространственные построения в живописи. – М.: Наука. – 1980. – 288 с.
19. Раушенбах Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие. – М.: Азбука-классика. - 2001.
20. Раушенбах Б.В. Системы перспективы в изобразительном искусстве: Общая теория перспективы. — М.: Наука, 1986.
21. Рубинштейн С.Л. О природе мышления и его составе // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. — М., 1981.
22. Соколова М.В. Мировая культура и искусство: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ М.В. Соколова. - 3-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 368 с.
23. Тягло А.В. Становление научной концепции целостности. Харьков: «Вьнца школа», 1989. - 133 с.
24. Фаворский В. А. О композиции // Искусство. — 1933. — № 1-2
25. Штелер Т. Обратная перспектива: Павел Флоренский и Морис Мерло-Понти о пространстве и линейной перспективе в искусстве Ренессанса // Историко-философский ежегодник 2006 / Ин-т философии РАН. — М.: Наука, 2006, с. 320—329
26. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников. – М.: Педагогика, 1980.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
660 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149294 Курсовой работы — поможем найти подходящую