Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Городской пейзаж в творчестве Алексеева Федора Яковлевича.

  • 46 страниц
  • 2014 год
  • 1944 просмотра
  • 2 покупки
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

660 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Введение
Актуальность исследования. XVIII век был поворотным моментом в развитии русского искусства. Существует точка зрения, что до XVIII века искусство в России было поклоном Востоку, а с петровских – Западу. На самом деле развитие русской культуры не укладывается в столь упрощённую схему. Всё было куда сложнее. Резкий поворот Петра I в сторону Западной Европы привёл к образованию в русской культуре двух направлений. Теперь на одном и том же географическом пространстве «сосуществовали два мира: дворянский, повернувшийся лицом к Западу, и крестьянский, державшийся за традиционные ценности, за русскую самобытность» [28, c. 221]. Когда-то, при рождении России, Москва задавала тон всей культурной жизни страны, со становлением империи эта роль перешла к новой столице – Санкт-Петербургу.
Приобщившись к новой европейской культуре, дворянская Россия уже через полстолетия почти перестала воспринимать её как чужую. Если для современников Петра I западные новшества, от покроя до платья до устройства балов, были нечто инородным, насильно привязанные сверху, то во времена Елизаветы Петровны, дочери первого российского императора, диковинные, пришедшие извне порядки уже норма. Безусловно, следование за западноевропейской культурой не свелось к слепому подражанию. Восприимчивость к заимствованным стилям и жанрам сочеталась с приверженностью к национальному. Поэзия и проза, ваяние и зодчество, живопись и графика, музыка и театр обретают всё большую самостоятельность, а русский дух и русские мотивы проступают всё полнее и заметнее. Конечно, старина и новизна не переставали входить в столкновения друг с другом, и сама их несовместимость и борьба стали питательной почвой для культурного развития. Каким бы «вечным градом» не была культура, она не может стоять на месте. Внутренние противоречия, которые в изобилии присутствовали с самого начала петровский времён, оставались в силе весь XVIII век, предопределив ход как исторической, так и культурной эволюции страны [26, С. 221].
И. Богатская характеризуя восемнадцатое столетие, отмечает, что оно, привнеся в Россию «множество новшеств, дало мощный импульс новым культурным процессам. На смену средневековому образу видения мира приходит новое светское начало, которое находит отражение в изобразительном искусстве» [8, С. 10].
Живописи XVIII век принёс целое созвездие великолепных имён. Это И. Н. Никитин (1690 – 1741), А. М. Матвеев (1701 – 1789), А. П. Антропов (1716 – 1795), И. П. Аргунов (1727 – 1802), Ф. С. Рокотов (1735 – 1808), Д. Г. Левицкий (1735 – 1822), В. Л. Боровиковский (1757 – 1852) и многие другие.
Художники, по словам В. Воскобойникова, «пытались донести до современности радость земного существования, прелести бытия человеческого» [9, С. 163]. Среди таких живописцев был и Ф. Я. Алексеев (1753 – 1824). Алексеев явился родоначальником городского пейзажа. Он начинал как прекрасный копиист итальянских работ (в частности Каналетто), но вскоре индивидуальное перевесило в нём подражательное, и он вырос в большого мастера. Т. Ильина пишет: «Если рассматривать Алексеева как самостоятельную творческую личность, то это выдающийся художник XVIII века с огромным влиянием на последующее развитие пейзажа» [17, С. 349]. Лучшие работы Алексеева пришлись на конец XVIII века и даже захватывают начало XIX века.
М. Ромм пишет о том, что и последние годы XVIII века являются «переломными в развитии искусства» [25, С. 58]. Он напоминает о том, что искусство тогда именовалось «перспективной живописью». Для нас является существенным, что «провозвестниками нового жанра — городского пейзажа — явились полотна Ф.Я. Алексеева, выполненные в последние годы столетия». Как подтверждение этому он приводит слова одного из основных исследователей творчества этого художника: «В живописи Алексеева этой эпохи совершенно определенно чувствуется та милая, задушевная нота, которая двадцать лет спустя стала типичным признаком времени» [12, с. 358, 380].
При изучении материалов, посвящённых Ф. Я. Алексееву, становится очевидным, что отношение к живописцу не является однозначным. Разные оценки и толкования встречаются по мере всё более глубокого изучения. Это говорит о том, что исследование этой яркой страницы русской живописи ещё не завершено, что говорит об актуальности намеченной проблемы.
Степень изученности. Хотя библиографический список по теме «Творчество Ф. Я. Алексеева» не столь обширен, как литература, посвящённая таким художникам как, например, Левицкий или Боровиковский, всё же существуют серьёзные искусствоведческие работы. И. Э. Грабарь, художник и искусствовед, занимался творчеством Ф. Я. Алексеева, искал материалы для своей монографии повсюду, в том числе и Эрмитаже [32]. Большое значение в раскрытие значения творчества художника внёс такой видный учёный как А. Фёдоров-Давыдов. Весьма важен его труд Русский пейзаж. XVIII – начало XIX вв. – М.: Искусство, 1953.
Среди прочих, большой интерес представляют следующие работы: Андросова М.И. Фёдор Алексеев. Л., 1979; Ацаркина Э.Н. Ф. Алексеев // Сообщения института истории искусств. М., 1954. № 4-5. С. 76 – 96; Скорнякова Н.Н. Виды Москвы начала XIX века. Живопись и графика Ф. Алексеева и его мастерской // Страницы художественного наследия России XVI-XX веков. Труды Государственного Исторического музея. Вып. 89. М., 1997. С. 33 – 48; Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников XVIII века. Под ред. А.И. Леонова. – М., «Искусство», 1952.
В данной работе мы опирались на следующие труды: Бенуа А. Русская школа живописи, изд. тов-ва Р. Голике и А. Вильборг. 1904; Богатская И. Образ Московского кремля в живописи и графике XVIII – начала XIX века; Глинка Н. И. Беседы о русском искусстве. XVIII век. – СПб: Издательский дом «Книжный мир», 2001. – 256 с.; Грабарь И. Э. Федор Яковлевич Алексеев. Старые годы, 1907, июль—сентябрь; Григорьян К. Армения в русской живописи XVIII века // Известия Академии наук Армянской ССР. №2, 1952; Ильина Т. Русское искусство XVIII века. – М.: Высшая школа, 1999; Москва глазами художников. Составитель, научный редактор и автор вступительной статьи кандидат искусствоведения И. М. Гофман. – Л: Художник РСФСР, 1985. – 288 с., ил.; Ромм М. Иларион Мошков, поэт Петербурга//Нева, 2004, № 9; Сидоров Г. Ф. Я. Алексеев // Москва глазами художников. Составитель, научный редактор и автор вступительной статьи кандидат искусствоведения И. М. Гофман. – Л: Художник РСФСР, 1985. – 288 с., ил.; Фёдоров-Давыдов А. А. Русский пейзаж. XVIII – начало XIX вв. – М.: Искусство, 1953; Скворцов А. Жизнь и творчество Федора Яковлевича Алексеева. Русский городской пейзаж// http://art19.info/; Трифонов В. «Это действительно поэтика Северной Венеции». – Вести онлайн. 31.05.2013// http://www.vesty.spb.ru/apps/novosti/2013/05/31/eto-dejstvitelno-poetika-severnoj-venecii/; Усачёва С. В. Пейзаж в русской художественной культуре XVIII века: Особенности жанра и его бытование. Диссертация на соискание учёной степени кандидата искусствоведения// http://www.dissercat.com/content/peizazh-v-russkoi-khudozhestvennoi-kulture-xviii-veka-osobennosti-zhanra-i-ego-bytovanie
Цель исследования: выявить этапы развития творчества Ф. Я. Алексеева.
Задачи исследования:
а) выявить особенности развития пейзажа в XVIII веке;
б) выявить место и значение А. Ф. Алексеева в пейзажной живописи;
в) выявить способы воплощения г. Москвы в его пейзажах;
г) выявить способы воплощения Санкт-Петербурга на его полотнах;
д) подвести итоги работы.
Объект исследования: городской пейзаж в живописи XVIIIвека как самобытное явление.
Предмет исследования: творчество А. Ф. Яковлева как отражение самобытности живописи XVIII века.
Методы исследования:
а) метод изучения;
б) метод анализа;
в) метод синтеза.

Оглавление
Введение 3
Глава I Ф. Я. Алексеев – основоположник городского пейзажа 3
1.1. Пейзаж в русской живописи XVIII века 3
1.2. «Русский Каналетто»: эволюция стиля 3
Глава II Город как основополагающая тема в творчестве Ф. Я. Алекеева 3
2.1. «Московская сюита» Ф. Я. Алексеева 3
2.2. Петербург как высшая точка в творчестве Ф. Я. Алексеева 3
Заключение 3
Литература 3
Приложение 3

Заключение
Данная работа была посвящена русскому художнику XVIIIвека, основоположнику городского пейзажу Ф. Я. Алексееву.
XVIIIвек был особенным в истории нашей страны. Общеизвестны слова великого поэта, что Россия вошла в Европу, как спущенный корабль, при стуке топора и громе пушек. Конечно, входила она в европейское пространство значительно медленнее и постепенее, чем это может показаться из приведённого художественного сравнения. Тот крутой перелом, который произошёл в жизни России при Петре I, не имеющий аналогов в прошлом народов Запада, подготавливался в течение предыдущего столетия, и даже задолго до Петра [17, С. 11].
Результатом столь неожиданного процесса явилось не менее своеобразное русское искусство, в том числе, и живописи. Это своеобразие проявилось во всех жанрах: историческом, портретном, батальном и др. Коснулось оно и пейзажа, во многом, благодаря русскому художнику, воспитаннику Академии художеств Ф. Я. Алексееву.
Нами было выявлено, что единого мнении о творчестве Ф. Я. Алексеева, не существует. Так, А. Бенуа пишет о том, что Алексеев, наряду с некоторыми другими (М. Бельский, С. Щедрин) «…не были пейзажистами в нашем понимании. Их почти не интересовала природа, её настроение, «её краски; и они были типичными, несколько узкими видописцами-портретистами известных местностей. Однако, разумеется, те из них, которые облагали более художественной душой, вносили в это «видописание» и некоторую поэзию» [5, С. 19—20]. В то же время Фёдородов-Давыдов признаёт в произведениях Алексеева «наличие пейзажного образа и поэтического восприятия природы» [30, С. 3].
Тем не менее, нельзя не признать, что вклад Алексеева в русскую живопись весьма значителен и без него рассматривать развитие искусства в России рассматривать не представляется возможным.

При этом очевиден факт, что сам развитие русской живописи способствовало появлению такого мастера как Ф. Я. Алексеев. Его живописная поэтика, направленная на восприятие города, имеет смысл не только в художественном плане. Это также ещё одно историческое свидетельство, показывающее нам, насколько возросла роль города в жизни человека, а также уровень выросшего мастера человека, сумевшего создать такие шедевры градостроительства как Москва и Санкт-Петербург.
Прошедшее время показывает нам, насколько велика роль Ф. Я. Алексеева. И если, по словам Н. Глинки, «Щедрин развил и преобразовал декоративный пейзаж, а Иванов гармонично сочетал батальные и жанровые сцены с изображением местности, тем самым протянув к XIX столетию ниточку от петровских гравюр, прославлявших победы в Северной войне, то Алексеева можно считать наследником Зубова и Махаева. Виды городов – вот его стихия, и этими видами мы любуемся по сей день» [10, С. 112].
Таким образом, мы можем проследить творческую эволюцию Ф. Я. Яковлева, которая условно располагается по следующим этапам:
а) «итальянское» мировоззрение;
б) постижение древнерусского искусства;
в) несовместимость «итальянского» и древнерусского;
г) процесс перестройки мышления;
д) появление собственного стиля.
Москва явилась определённым периодом в творчестве художника. Московские пейзажи Алексеева получили всеобщее признание. Одно из полотен было продано в Англию, в 1807 году предполагалось выпустить гравюры с лучших видов серии. Произведения Алексеева вытеснили распространённые до того виды Делабарта. Они приобрели в последующие время особую историческую ценность ещё и потому, что явились последними изображениями «допожарной войны». Спустя год город подвергся варварскому разрушению. По картинам Алексеева сегодня мы можем увидеть, как выглядела Москва до сожжения. Это привносит в них дополнительную ценность.
Таким образом, в лучших московских работах мы можем выявить следующие черты его стиля:
• достоверность
• живописность
• динамичность
• эволюция от строгой выстроенности и соотноношения до боль-шей живописности и художественной свободы;
• приближённость отдельных черт города к зрителю (в этом их художественный принцип);
• станковость
• воссоздание сложного и многогранного облика великого города;
• воплощение национального духа и образа жизни москвичей.
Петербургский период художника принято делить на два этапа. Первый, более ранний, ещё несёт в себе отпечатки венецианских впечатлений мастера. Второй, поздний период, ясно демонстрирует: после долгих исканий художник нашёл, наконец, своё место в живописи. Он поднял городской пейзаж на должный ему уровень, продемонстрировал великолепное мастерство и собственное мировоззрение. В его петербургском периоде преобладают следующие черты:
• предвосхищение некоей «интимной» сути города;
• утончённый колорит;
• отзвуки венецианских впечатлений вкупе с петербургскими реалиями (ранний петербургский период)
• свободная манера
• уверенная композиция
• весомость и значительность архитектурных масс
• величие и грандиозность
• воплощение духа города
• воплощение «истинного Петербурга» в поздних работах как воплощение собственного стиля
Итак, творчество Ф. Я. Алексеева оказалось весьма важным этапом в сложении традиций национальной школы живописного пейзажа. Его произведения, оставшиеся привлекательными для потомков и современниками многими чертами, такими как возвышенность и художественное совершенство образов, ценны для нас ещё и тем, что навеки запечатлели облик русских городов рубежа XVIII – XIX столетий, став важнейшими историческими документами эпохи.

Литература

1. Алексеева М. А. Искусство XVIII века. – Л., 1990.
2. Батюшков К. Н. Прогулка в Академию Художеств// Батюшков К. Н. Избранное. – М.: Художественная литература, 1989.
3. Батюшков К. Н. Прогулка по Москве// Батюшков К. Н. Беседка муз: Стихи и проза/ Сост., вступ. ст. и прим. В. Бродского. – Переизд. – Л.: Детская литература, 1987. – 126 с.
4. Беккер И. И., Бродская И. А., Исаков С. К. Академия художеств. – Л. – М., 1940.
5. Бенуа А. Русская школа живописи, изд. тов-ва Р. Голике и А. Вильборг. 1904.
6. Бенуа А. История живописи всех времен и народов. СПб., 1912. Т. 1- 4.
7. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/peizazh-v-russkoi-khudozhestvennoi-kulture-xviii-veka-osobennosti-zhanra-i-ego-bytovanie#ixzz2o5Hz5aCz
8. Богатская И. Образ Московского кремля в живописи и графике XVIII – начала XIX века.
9. Воскобойников В. История мировой и отечественной культуры: Учебное пособие в 4-х частях / В. Воскобойников. – М.: МГУК. 1995.
10. Глинка Н. И. Беседы о русском искусстве. XVIII век. – СПб.: Издательский дом «Книжный мир», 2001. – 256 с.
11. Глинка Н. И. «Красуйся, град Петров…». – Л.: Наука, 1996.
12. Грабарь И. Э. Федор Яковлевич Алексеев. Старые годы, 1907, июль—сентябрь.
13. Григорьян К. Армения в русской живописи XVIII века// Известия Академии наук Армянской ССР. №2, 1952.
14. Гусарова А. П. Москва в творчестве художников XVIII века//Москва глазами художников. Составитель, научный редактор и автор вступительной статьи кандидат искусствоведения И. М. Гофман. – Л: Художник РСФСР, 1985. – 288 с., ил.
15. Живопись и графика Ф. Алексеева и его мастерской// Страницы художественного наследия России XVI-XX веков. Труды Государственного Исторического музея. Вып. 89. М., 1997.
16. Жидков Г. В. Русское искусство XVIII века. – М.: Искусство, 1951.
17. Ильина Т. Русское искусство XVIII века. – М.: Высшая школа, 1999.
18. Коваленская Н. Н. История русского искусства XVIII века. – М.: Искусство, 1968.
19. Коваленская Н.Н. Русский классицизм. Живопись, скульптура, графика. М., 1964
20. Коноплева М.С. С.Ф. Щедрин. Материалы к биографии и характеристике творчества // Материалы по русскому искусству. JL, 1928.
21. Лебедев Г. Е. Русская живопись XVIII века. – М., 1938
22. Маркина Л. Москва в творчестве русских художников XVIII века. – М.: Белый город, 1999.
23. Молева Н. Белютин Э. Педагогическая система Академии художеств в XVIII веке. М., 1956.
24. Москва глазами художников. Составитель, научный редактор и автор вступительной статьи кандидат искусствоведения И. М. Гофман. – Л: Художник РСФСР, 1985. – 288 с., ил.
25. Ромм М. Иларион Мошков, поэт Петербурга//Нева, 2004, № 9.
26. Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников XVIII века. Под ред. А.И. Леонова. – М., "Искусство", 1952.
27. Сидоров Г. Ф. Я. Алексеев // Москва глазами художников. Составитель, научный редактор и автор вступительной статьи кандидат искусствоведения И. М. Гофман. – Л: Художник РСФСР, 1985. – 288 с., ил.
28. Скорнякова Н.Н. Виды Москвы начала XIX века. Живопись и графика Ф. Алексеева и его мастерской //Страницы художественного наследия России XVI-XIX веков. М., 1997.
29. Соловьёв В. М. Русская культура. С древнейших времён до наших дней. – М.: Белый город, 2004. – 736 стр.: ил.
30. Фёдоров-Давыдов А. А. Русский пейзаж. XVIII – начало XIX вв. – М.: Искусство, 1953.
31. Федоров-Давыдов А.А. Федор Яковлевич Алексеев. М., 1955
Интернет-ресурсы
32. Айвазян М. А. Эстетические взгляды И. Э. Грабаря (О природе искусства). – Диссертация на соискание учё-ной степени кфн// http://www.dslib.net/estetika/jesteticheskie-vzgljady-i-je-grabarja.html
33. Скворцов А. Жизнь и творчество Федора Яковлевича Алексеева. Русский городской пейзаж// http://art19.info/
34. Трифонов В. «Это действительно поэтика Северной Венеции». – Вести онлайн. 31.05.2013// http://www.vesty.spb.ru/apps/novosti/2013/05/31/eto-dejstvitelno-poetika-severnoj-venecii/
35. Усачёва С. В. Пейзаж в русской художественной культуре XVIII века:Особенности жанра и его бытование. Диссертация на соискание учёной степени кандидата искусствоведения//http://www.dissercat.com/content/peizazh-v-russkoi-khudozhestvennoi-kulture-xviii-veka-osobennosti-zhanra-i-ego-bytovanie

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Оставляя свои контактные данные и нажимая «Заказать Курсовую работу», я соглашаюсь пройти процедуру регистрации на Платформе, принимаю условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности в целях заключения соглашения.

Фрагменты работ

Введение
Актуальность исследования. XVIII век был поворотным моментом в развитии русского искусства. Существует точка зрения, что до XVIII века искусство в России было поклоном Востоку, а с петровских – Западу. На самом деле развитие русской культуры не укладывается в столь упрощённую схему. Всё было куда сложнее. Резкий поворот Петра I в сторону Западной Европы привёл к образованию в русской культуре двух направлений. Теперь на одном и том же географическом пространстве «сосуществовали два мира: дворянский, повернувшийся лицом к Западу, и крестьянский, державшийся за традиционные ценности, за русскую самобытность» [28, c. 221]. Когда-то, при рождении России, Москва задавала тон всей культурной жизни страны, со становлением империи эта роль перешла к новой столице – Санкт-Петербургу.
Приобщившись к новой европейской культуре, дворянская Россия уже через полстолетия почти перестала воспринимать её как чужую. Если для современников Петра I западные новшества, от покроя до платья до устройства балов, были нечто инородным, насильно привязанные сверху, то во времена Елизаветы Петровны, дочери первого российского императора, диковинные, пришедшие извне порядки уже норма. Безусловно, следование за западноевропейской культурой не свелось к слепому подражанию. Восприимчивость к заимствованным стилям и жанрам сочеталась с приверженностью к национальному. Поэзия и проза, ваяние и зодчество, живопись и графика, музыка и театр обретают всё большую самостоятельность, а русский дух и русские мотивы проступают всё полнее и заметнее. Конечно, старина и новизна не переставали входить в столкновения друг с другом, и сама их несовместимость и борьба стали питательной почвой для культурного развития. Каким бы «вечным градом» не была культура, она не может стоять на месте. Внутренние противоречия, которые в изобилии присутствовали с самого начала петровский времён, оставались в силе весь XVIII век, предопределив ход как исторической, так и культурной эволюции страны [26, С. 221].
И. Богатская характеризуя восемнадцатое столетие, отмечает, что оно, привнеся в Россию «множество новшеств, дало мощный импульс новым культурным процессам. На смену средневековому образу видения мира приходит новое светское начало, которое находит отражение в изобразительном искусстве» [8, С. 10].
Живописи XVIII век принёс целое созвездие великолепных имён. Это И. Н. Никитин (1690 – 1741), А. М. Матвеев (1701 – 1789), А. П. Антропов (1716 – 1795), И. П. Аргунов (1727 – 1802), Ф. С. Рокотов (1735 – 1808), Д. Г. Левицкий (1735 – 1822), В. Л. Боровиковский (1757 – 1852) и многие другие.
Художники, по словам В. Воскобойникова, «пытались донести до современности радость земного существования, прелести бытия человеческого» [9, С. 163]. Среди таких живописцев был и Ф. Я. Алексеев (1753 – 1824). Алексеев явился родоначальником городского пейзажа. Он начинал как прекрасный копиист итальянских работ (в частности Каналетто), но вскоре индивидуальное перевесило в нём подражательное, и он вырос в большого мастера. Т. Ильина пишет: «Если рассматривать Алексеева как самостоятельную творческую личность, то это выдающийся художник XVIII века с огромным влиянием на последующее развитие пейзажа» [17, С. 349]. Лучшие работы Алексеева пришлись на конец XVIII века и даже захватывают начало XIX века.
М. Ромм пишет о том, что и последние годы XVIII века являются «переломными в развитии искусства» [25, С. 58]. Он напоминает о том, что искусство тогда именовалось «перспективной живописью». Для нас является существенным, что «провозвестниками нового жанра — городского пейзажа — явились полотна Ф.Я. Алексеева, выполненные в последние годы столетия». Как подтверждение этому он приводит слова одного из основных исследователей творчества этого художника: «В живописи Алексеева этой эпохи совершенно определенно чувствуется та милая, задушевная нота, которая двадцать лет спустя стала типичным признаком времени» [12, с. 358, 380].
При изучении материалов, посвящённых Ф. Я. Алексееву, становится очевидным, что отношение к живописцу не является однозначным. Разные оценки и толкования встречаются по мере всё более глубокого изучения. Это говорит о том, что исследование этой яркой страницы русской живописи ещё не завершено, что говорит об актуальности намеченной проблемы.
Степень изученности. Хотя библиографический список по теме «Творчество Ф. Я. Алексеева» не столь обширен, как литература, посвящённая таким художникам как, например, Левицкий или Боровиковский, всё же существуют серьёзные искусствоведческие работы. И. Э. Грабарь, художник и искусствовед, занимался творчеством Ф. Я. Алексеева, искал материалы для своей монографии повсюду, в том числе и Эрмитаже [32]. Большое значение в раскрытие значения творчества художника внёс такой видный учёный как А. Фёдоров-Давыдов. Весьма важен его труд Русский пейзаж. XVIII – начало XIX вв. – М.: Искусство, 1953.
Среди прочих, большой интерес представляют следующие работы: Андросова М.И. Фёдор Алексеев. Л., 1979; Ацаркина Э.Н. Ф. Алексеев // Сообщения института истории искусств. М., 1954. № 4-5. С. 76 – 96; Скорнякова Н.Н. Виды Москвы начала XIX века. Живопись и графика Ф. Алексеева и его мастерской // Страницы художественного наследия России XVI-XX веков. Труды Государственного Исторического музея. Вып. 89. М., 1997. С. 33 – 48; Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников XVIII века. Под ред. А.И. Леонова. – М., «Искусство», 1952.
В данной работе мы опирались на следующие труды: Бенуа А. Русская школа живописи, изд. тов-ва Р. Голике и А. Вильборг. 1904; Богатская И. Образ Московского кремля в живописи и графике XVIII – начала XIX века; Глинка Н. И. Беседы о русском искусстве. XVIII век. – СПб: Издательский дом «Книжный мир», 2001. – 256 с.; Грабарь И. Э. Федор Яковлевич Алексеев. Старые годы, 1907, июль—сентябрь; Григорьян К. Армения в русской живописи XVIII века // Известия Академии наук Армянской ССР. №2, 1952; Ильина Т. Русское искусство XVIII века. – М.: Высшая школа, 1999; Москва глазами художников. Составитель, научный редактор и автор вступительной статьи кандидат искусствоведения И. М. Гофман. – Л: Художник РСФСР, 1985. – 288 с., ил.; Ромм М. Иларион Мошков, поэт Петербурга//Нева, 2004, № 9; Сидоров Г. Ф. Я. Алексеев // Москва глазами художников. Составитель, научный редактор и автор вступительной статьи кандидат искусствоведения И. М. Гофман. – Л: Художник РСФСР, 1985. – 288 с., ил.; Фёдоров-Давыдов А. А. Русский пейзаж. XVIII – начало XIX вв. – М.: Искусство, 1953; Скворцов А. Жизнь и творчество Федора Яковлевича Алексеева. Русский городской пейзаж// http://art19.info/; Трифонов В. «Это действительно поэтика Северной Венеции». – Вести онлайн. 31.05.2013// http://www.vesty.spb.ru/apps/novosti/2013/05/31/eto-dejstvitelno-poetika-severnoj-venecii/; Усачёва С. В. Пейзаж в русской художественной культуре XVIII века: Особенности жанра и его бытование. Диссертация на соискание учёной степени кандидата искусствоведения// http://www.dissercat.com/content/peizazh-v-russkoi-khudozhestvennoi-kulture-xviii-veka-osobennosti-zhanra-i-ego-bytovanie
Цель исследования: выявить этапы развития творчества Ф. Я. Алексеева.
Задачи исследования:
а) выявить особенности развития пейзажа в XVIII веке;
б) выявить место и значение А. Ф. Алексеева в пейзажной живописи;
в) выявить способы воплощения г. Москвы в его пейзажах;
г) выявить способы воплощения Санкт-Петербурга на его полотнах;
д) подвести итоги работы.
Объект исследования: городской пейзаж в живописи XVIIIвека как самобытное явление.
Предмет исследования: творчество А. Ф. Яковлева как отражение самобытности живописи XVIII века.
Методы исследования:
а) метод изучения;
б) метод анализа;
в) метод синтеза.

Оглавление
Введение 3
Глава I Ф. Я. Алексеев – основоположник городского пейзажа 3
1.1. Пейзаж в русской живописи XVIII века 3
1.2. «Русский Каналетто»: эволюция стиля 3
Глава II Город как основополагающая тема в творчестве Ф. Я. Алекеева 3
2.1. «Московская сюита» Ф. Я. Алексеева 3
2.2. Петербург как высшая точка в творчестве Ф. Я. Алексеева 3
Заключение 3
Литература 3
Приложение 3

Заключение
Данная работа была посвящена русскому художнику XVIIIвека, основоположнику городского пейзажу Ф. Я. Алексееву.
XVIIIвек был особенным в истории нашей страны. Общеизвестны слова великого поэта, что Россия вошла в Европу, как спущенный корабль, при стуке топора и громе пушек. Конечно, входила она в европейское пространство значительно медленнее и постепенее, чем это может показаться из приведённого художественного сравнения. Тот крутой перелом, который произошёл в жизни России при Петре I, не имеющий аналогов в прошлом народов Запада, подготавливался в течение предыдущего столетия, и даже задолго до Петра [17, С. 11].
Результатом столь неожиданного процесса явилось не менее своеобразное русское искусство, в том числе, и живописи. Это своеобразие проявилось во всех жанрах: историческом, портретном, батальном и др. Коснулось оно и пейзажа, во многом, благодаря русскому художнику, воспитаннику Академии художеств Ф. Я. Алексееву.
Нами было выявлено, что единого мнении о творчестве Ф. Я. Алексеева, не существует. Так, А. Бенуа пишет о том, что Алексеев, наряду с некоторыми другими (М. Бельский, С. Щедрин) «…не были пейзажистами в нашем понимании. Их почти не интересовала природа, её настроение, «её краски; и они были типичными, несколько узкими видописцами-портретистами известных местностей. Однако, разумеется, те из них, которые облагали более художественной душой, вносили в это «видописание» и некоторую поэзию» [5, С. 19—20]. В то же время Фёдородов-Давыдов признаёт в произведениях Алексеева «наличие пейзажного образа и поэтического восприятия природы» [30, С. 3].
Тем не менее, нельзя не признать, что вклад Алексеева в русскую живопись весьма значителен и без него рассматривать развитие искусства в России рассматривать не представляется возможным.

При этом очевиден факт, что сам развитие русской живописи способствовало появлению такого мастера как Ф. Я. Алексеев. Его живописная поэтика, направленная на восприятие города, имеет смысл не только в художественном плане. Это также ещё одно историческое свидетельство, показывающее нам, насколько возросла роль города в жизни человека, а также уровень выросшего мастера человека, сумевшего создать такие шедевры градостроительства как Москва и Санкт-Петербург.
Прошедшее время показывает нам, насколько велика роль Ф. Я. Алексеева. И если, по словам Н. Глинки, «Щедрин развил и преобразовал декоративный пейзаж, а Иванов гармонично сочетал батальные и жанровые сцены с изображением местности, тем самым протянув к XIX столетию ниточку от петровских гравюр, прославлявших победы в Северной войне, то Алексеева можно считать наследником Зубова и Махаева. Виды городов – вот его стихия, и этими видами мы любуемся по сей день» [10, С. 112].
Таким образом, мы можем проследить творческую эволюцию Ф. Я. Яковлева, которая условно располагается по следующим этапам:
а) «итальянское» мировоззрение;
б) постижение древнерусского искусства;
в) несовместимость «итальянского» и древнерусского;
г) процесс перестройки мышления;
д) появление собственного стиля.
Москва явилась определённым периодом в творчестве художника. Московские пейзажи Алексеева получили всеобщее признание. Одно из полотен было продано в Англию, в 1807 году предполагалось выпустить гравюры с лучших видов серии. Произведения Алексеева вытеснили распространённые до того виды Делабарта. Они приобрели в последующие время особую историческую ценность ещё и потому, что явились последними изображениями «допожарной войны». Спустя год город подвергся варварскому разрушению. По картинам Алексеева сегодня мы можем увидеть, как выглядела Москва до сожжения. Это привносит в них дополнительную ценность.
Таким образом, в лучших московских работах мы можем выявить следующие черты его стиля:
• достоверность
• живописность
• динамичность
• эволюция от строгой выстроенности и соотноношения до боль-шей живописности и художественной свободы;
• приближённость отдельных черт города к зрителю (в этом их художественный принцип);
• станковость
• воссоздание сложного и многогранного облика великого города;
• воплощение национального духа и образа жизни москвичей.
Петербургский период художника принято делить на два этапа. Первый, более ранний, ещё несёт в себе отпечатки венецианских впечатлений мастера. Второй, поздний период, ясно демонстрирует: после долгих исканий художник нашёл, наконец, своё место в живописи. Он поднял городской пейзаж на должный ему уровень, продемонстрировал великолепное мастерство и собственное мировоззрение. В его петербургском периоде преобладают следующие черты:
• предвосхищение некоей «интимной» сути города;
• утончённый колорит;
• отзвуки венецианских впечатлений вкупе с петербургскими реалиями (ранний петербургский период)
• свободная манера
• уверенная композиция
• весомость и значительность архитектурных масс
• величие и грандиозность
• воплощение духа города
• воплощение «истинного Петербурга» в поздних работах как воплощение собственного стиля
Итак, творчество Ф. Я. Алексеева оказалось весьма важным этапом в сложении традиций национальной школы живописного пейзажа. Его произведения, оставшиеся привлекательными для потомков и современниками многими чертами, такими как возвышенность и художественное совершенство образов, ценны для нас ещё и тем, что навеки запечатлели облик русских городов рубежа XVIII – XIX столетий, став важнейшими историческими документами эпохи.

Литература

1. Алексеева М. А. Искусство XVIII века. – Л., 1990.
2. Батюшков К. Н. Прогулка в Академию Художеств// Батюшков К. Н. Избранное. – М.: Художественная литература, 1989.
3. Батюшков К. Н. Прогулка по Москве// Батюшков К. Н. Беседка муз: Стихи и проза/ Сост., вступ. ст. и прим. В. Бродского. – Переизд. – Л.: Детская литература, 1987. – 126 с.
4. Беккер И. И., Бродская И. А., Исаков С. К. Академия художеств. – Л. – М., 1940.
5. Бенуа А. Русская школа живописи, изд. тов-ва Р. Голике и А. Вильборг. 1904.
6. Бенуа А. История живописи всех времен и народов. СПб., 1912. Т. 1- 4.
7. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/peizazh-v-russkoi-khudozhestvennoi-kulture-xviii-veka-osobennosti-zhanra-i-ego-bytovanie#ixzz2o5Hz5aCz
8. Богатская И. Образ Московского кремля в живописи и графике XVIII – начала XIX века.
9. Воскобойников В. История мировой и отечественной культуры: Учебное пособие в 4-х частях / В. Воскобойников. – М.: МГУК. 1995.
10. Глинка Н. И. Беседы о русском искусстве. XVIII век. – СПб.: Издательский дом «Книжный мир», 2001. – 256 с.
11. Глинка Н. И. «Красуйся, град Петров…». – Л.: Наука, 1996.
12. Грабарь И. Э. Федор Яковлевич Алексеев. Старые годы, 1907, июль—сентябрь.
13. Григорьян К. Армения в русской живописи XVIII века// Известия Академии наук Армянской ССР. №2, 1952.
14. Гусарова А. П. Москва в творчестве художников XVIII века//Москва глазами художников. Составитель, научный редактор и автор вступительной статьи кандидат искусствоведения И. М. Гофман. – Л: Художник РСФСР, 1985. – 288 с., ил.
15. Живопись и графика Ф. Алексеева и его мастерской// Страницы художественного наследия России XVI-XX веков. Труды Государственного Исторического музея. Вып. 89. М., 1997.
16. Жидков Г. В. Русское искусство XVIII века. – М.: Искусство, 1951.
17. Ильина Т. Русское искусство XVIII века. – М.: Высшая школа, 1999.
18. Коваленская Н. Н. История русского искусства XVIII века. – М.: Искусство, 1968.
19. Коваленская Н.Н. Русский классицизм. Живопись, скульптура, графика. М., 1964
20. Коноплева М.С. С.Ф. Щедрин. Материалы к биографии и характеристике творчества // Материалы по русскому искусству. JL, 1928.
21. Лебедев Г. Е. Русская живопись XVIII века. – М., 1938
22. Маркина Л. Москва в творчестве русских художников XVIII века. – М.: Белый город, 1999.
23. Молева Н. Белютин Э. Педагогическая система Академии художеств в XVIII веке. М., 1956.
24. Москва глазами художников. Составитель, научный редактор и автор вступительной статьи кандидат искусствоведения И. М. Гофман. – Л: Художник РСФСР, 1985. – 288 с., ил.
25. Ромм М. Иларион Мошков, поэт Петербурга//Нева, 2004, № 9.
26. Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников XVIII века. Под ред. А.И. Леонова. – М., "Искусство", 1952.
27. Сидоров Г. Ф. Я. Алексеев // Москва глазами художников. Составитель, научный редактор и автор вступительной статьи кандидат искусствоведения И. М. Гофман. – Л: Художник РСФСР, 1985. – 288 с., ил.
28. Скорнякова Н.Н. Виды Москвы начала XIX века. Живопись и графика Ф. Алексеева и его мастерской //Страницы художественного наследия России XVI-XIX веков. М., 1997.
29. Соловьёв В. М. Русская культура. С древнейших времён до наших дней. – М.: Белый город, 2004. – 736 стр.: ил.
30. Фёдоров-Давыдов А. А. Русский пейзаж. XVIII – начало XIX вв. – М.: Искусство, 1953.
31. Федоров-Давыдов А.А. Федор Яковлевич Алексеев. М., 1955
Интернет-ресурсы
32. Айвазян М. А. Эстетические взгляды И. Э. Грабаря (О природе искусства). – Диссертация на соискание учё-ной степени кфн// http://www.dslib.net/estetika/jesteticheskie-vzgljady-i-je-grabarja.html
33. Скворцов А. Жизнь и творчество Федора Яковлевича Алексеева. Русский городской пейзаж// http://art19.info/
34. Трифонов В. «Это действительно поэтика Северной Венеции». – Вести онлайн. 31.05.2013// http://www.vesty.spb.ru/apps/novosti/2013/05/31/eto-dejstvitelno-poetika-severnoj-venecii/
35. Усачёва С. В. Пейзаж в русской художественной культуре XVIII века:Особенности жанра и его бытование. Диссертация на соискание учёной степени кандидата искусствоведения//http://www.dissercat.com/content/peizazh-v-russkoi-khudozhestvennoi-kulture-xviii-veka-osobennosti-zhanra-i-ego-bytovanie

Купить эту работу

Городской пейзаж в творчестве Алексеева Федора Яковлевича.

660 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 500 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

19 сентября 2014 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.3
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
2 раза Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
660 ₽ Цена от 500 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв Алёна731 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-03-25
Курсовая работа

отлично

Общая оценка 5
Отзыв Ксения0601 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2018-05-27
Курсовая работа

Благодарю автора за работу! Получены высокие баллы и положительный отзыв преподавателя.

Общая оценка 5
Отзыв Каспер об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-04-25
Курсовая работа

спасибо за помощь!

Общая оценка 5
Отзыв Алексей Михайлов об авторе EkaterinaKonstantinovna 2017-08-26
Курсовая работа

Огромное спасибо! Все отлично.

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Интерпретация традиционного индийского костюма в современной моде

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Исполнитель художественно-оформительских работ: роспись лонгборда

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1000 ₽
Готовая работа

Методика обучения традиционному декоративному китайскому пейзажу в художественной школе

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Миф о поединке Аполлона и Марсия в живописи итальянского Возрождения.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Minimalist style.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Музеефикация садово-паркового ансамбля (на примере Версаля)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2500 ₽
Готовая работа

Привлечение внимания аудитории к культурным достопримечательностям г. Каменск-Шахтинский с помощью PR-коммуникаций

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
4700 ₽
Готовая работа

"Мир искусства" и его создатели как явление культуры 20 xx века. Проблема ретроспективизма в живописи мирискусников. Творчество А.Н.Бенуа и К.А.Сомова

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Влияние византийской культуры на древнерусское изобразительное искусство, на примере собора Св.Софии в Киеве

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

"Режиссерская методология Марка Захарова в контексте взаимодействия искусств театра и кино"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1200 ₽
Готовая работа

Танцевальная культура различных регионов России и особенности ее развития на современном этапе.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Часть диплома по предмету Искусство на тему «Авторская методика адаптации техники современного танца для детей младшего школьного возраста в любительс

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1000 ₽