отлично
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
XVIII век был знаменателен для России заметными переменами и достижениями в области искусства.
Еще в недрах XVII века, в «петровские» времена, происходил процесс «обмирщения» русской культуры. Петровские времена – это не недра XVII века, а ег о конец, и процесс обмирщения продолжался еще долго в XVIII веке, и связан именно с ним. В становлении и развитии светской культуры общеевропейского типа невозможно было полагаться на старые художественные способы выражения, для которых новые задачи оказа лись не по плечу. Приглашаемые на русскую службу иностранные мастера не только помогали создавать новое искусство, но и были учителями русских мастеров.
Как отмечают многие исследователи: «За одно столетие России пришлось пройти путь, для преодоления котор ого странам Европы понадобился более длительный срок. Осознавая и воспринимая опыт других культур, она избрала свое собственное направление в новых условиях, предпочла единственное направление – продолжение национальной традиции с учетом европейских достиж ений».
Изменились жанровая структура, содержание, характер, средства художественного выражения русского искусства. Оно выходило на общеевропейские пути развития в архитектуре, скульптуре, графике и, в первую очередь - живописи.
Значимым и интересным в оп исываемый период стал портрет - он занял центральное место как жанр, именно благодаря портрету, русская живопись достигла уровня европейской. «Никогда прежде художник столь пристально не всматривается в человека», – отмечает в своих работах И.Г. Романычева .
Внимание к индивидуальному «штилю» соответствует нарастанию авторского начала в отечественной портретописи. В этом смысле двумя этапами в русской культуре можно представить творчество Антропова, тщательно подписывающего свои, в том числе и копийные работы, и искусство Федора Степановича Рокотова, который настолько был уверен в узнаваемости своей манеры, что мог отказаться от личной подписи.
При этом, крупнейший русский портретист второй половины XVIII столетия был начисто забыт потомками. Память о нем едва теплилась в XIX веке. Его произведения пришлось заново открывать художникам «Мира искусства» на своих знаменитых выставках: 1902 года и «Таврической» 1905 года. В «возвращении» Рокотова огромная заслуга принадлежит Сергею Дягилеву, который организ овывал выставочные экспозиции и собирал для них рокотовские портреты по дворцам и дворянским усадьбам.
Источниковые материалы о художнике чрезвычайно скупы и малочисленны. Современники выдающегося живописца в своих мемуарах обошли его молчанием. О Рокотове не оставили ни одной строчки даже те писатели и поэты, чьи великолепные портреты он создавал. В их числе были А. П. Сумароков (1777. ГИМ) и В. И. Майков (1775. ГТГ), С. Г. Домашнев, Б. Е. Ельчанинов, С. А. Порошин, А. И. Воронцов, Д. П. Бутурлин.
По мнен ию Ершовой, «Н. Н. Врангелю, одному из талантливейших критиков Серебряного века, сотруднику журнала «Старые годы», во многом принадлежит «открытие» Рокотова. Он первым воссоздал образ живописца, дал поэтическую интерпретацию его творчества, ссылаясь на арх ивное дело, впервые высказал мысль о возвращении Рокотова в Петербург в конце 80-х гг. [Врангель, 1910]. Среди причин недостаточной изученности портретиста Врангель называет отсутствие потомков, которые могли бы сообщить некоторые сведения о его жизни, отс утствие авторских подписей на полотнах, редкое упоминание имени Рокотова в архивных документах. Свои рассуждения о художнике Врангель основывал на фактах, найденных им в архиве Академии художеств, в бумагах первого историка русского искусства Якоба Штелина , в справочных изданиях XIX в. Других свидетельств отношения к Рокотову людей XVIII в. Врангель не приводит».
Сведений о самом художнике сохранилось не много, однако работы, дошедшие до наших времен дают возможность анализировать творчество Рокотова, поэто му исследованию этой темы посвящено большое количество монографий признанных историков и искусствоведов, а так же его имя упоминается во многих общих трудах по искусству.
Особое внимание к жизни художника и изучению его творчества начинается в ХХ столетии. В этот период написано большое количество общих трудов по искусству, в которых уделяется особое внимание творчеству Рокотова.
В фундаментальном труде Александра Бенуа «Русская живопись в XIX веке» Ф. Рокотову дается неоднозначная оценка: с одной стороны — превосходный портретист, с другой — точен, сух и бесстрастен, в связи с чем вспоминается даже безличность фотоаппарата. В итоге Бенуа делает общий вывод: «Во всяком случае, весьма знаменателен тот факт, что Рокотов вообще мог тогда в России дойти до таког о технического совершенства и, что удивительно, иметь род славы в обществе и поддержку настолько сильную, чтобы быть допущенным до писания портрета государыни».
Мазок Рокотова – «нервный, до последней степени свободный, идущий во всех направлениях, изящный , часто капризно изломанный - этот мазок есть настоящая паспортная примета художника». Так писал о Рокотове художник и знаток русского искусства И. Э. Грабарь.
Одним из первых следует отметить работы искусствоведа Э. Голлербаха, по сей день, они имеют важн ое значения для изучения творчества Рокотова и искусства XVIII века в целом. В своих трудах автор рассматривает историю портретной живописи в России. Очерки задуманы автором в виде трех самостоятельных, последовательных выпусков, из которых первый посвящен XVIII веку, второй - XIX и третий - XX столетию. Применительно к XVIII веку и началу XIX не приходится говорить исключительно о русском портрете, поэтому название «Портретная живопись в России XVIII век» наиболее точно отвечает содержанию книги. Автор стр емится, главным образом, к воссозданию общей картины портретного искусства в России, - в плане историко-бытовом, этим объясняется краткость характеристик отдельных художников. Однако Рокотову уделено особое внимание. Автор проводит параллели творчества худ ожника с эпохой, в которой он жил. Изучив традиции и историю XVIII века сделал вывод, что Рокотов является родоначальником портретного жанра.
По сей день составляет интерес и научную ценность работа А.В. Лебедева под названием «Эпоха Просвещения и искусст во портрета в русской провинции. Культура эпохи Просвещения». В этой работе автор указывает на самобытность художника: «Не отходя от западноевропейских традиций, Рокотов находит свой иной путь развития творческой манеры, что предопределяет специфику его ин дивидуальности» - отмечает автор.
К общим трудам, важным для изучения творчества Рокотова, стоит отнести работу искусствоведа Е.А. Коньковой, вышедшую в 2002году, в которой рассказывается о процессе работы мастера с натурой. Автор уделяет большое внимани е изучению позднего периода творчества, который связан с переездом в Москву. По его мнению, в портретах исчезает интимность, появляется открытость образа. Автор считает, что это связанно с переездом в Москву, где люди «более открыты и лишены натянутых поз»
Работа искусствоведа Е.А. Коньковой, вышедшая в 2002 году, рассказывает о процессе работы мастера с натурой. Автор уделяет большое внимание изучению позднего периода творчества, который связан с переездом в Москву. По ее мнению, в портретах исчезает интим ность, появляется открытость образа. Автор считает, что это связанно с переездом в Москву, где люди «более открыты и лишены натянутых поз».
Так же стоит отметить работу Л.А. Рапицкой, которая в своих трудах рассматривает особенности парадного портрета XVII I и проецирует их на творчество Рокотова. «Желание заказчика диктует тенденцию развития портрета, что безусловно сказалось на творчестве художника»,- подчеркивает Л.А. Рапицкая.
Изучению творчества Рокотова, так же посвящено много монографий, для начала ст оит отметить необычайно важные публикации искусствоведа Ю.Анисимова, который сопоставил творческий метод мастера с декоративными принципами Л.Токе и Л.Пфандельца, отметил принципиальные различия и сделала вывод, что «у Рокотова свой собственный принцип де коративности красочных поверхностей, присущей исконно русской традиции».
Немаловажной, для исследования, является работа С.В. Сучкова. В книге «Ф.С. Рокотов» рассказывается о жизни и творчестве русского художника. Основная часть исследований приходится на изучение портретного творчества мастера. Исследователь сделала выводы, что «созданный Рокотовым тип портрета - камерный интимный портрет - составляет целую эпоху в русской портретной живописи. Он обладал редким даром, позволяющим мастерски передавать внутр енний мир человека, его трепетность и теплоту».
Важным исследованием для отечественного искусства является монография искусствоведа и историка А.В. Лебедева. Интересная публикация под названием «Ф.С. Рокотов. Русский художник», много рассказывает о жизни м астера и становлении его как художника. Автор попытался проследить и изучить весь творческий путь Рокотова.
В 1959 году вышла в свет важная интересная монография о Рокотове Н.П. Лапшиной. Автором проведена большая работа по атрибуции произведений Рокотова, уточнению и корректировке биографических фактов. Она постаралась обобщить все сведения собранные о художнике за столетие. Поэтому по праву можно сказать, что ее труды имеют большую значимость для исследования данной проблемы.
Итогом исследований ХХ столет ия о жизни и творчестве Рокотова можно назвать монография Н.М. Молевой. Автор попыталась изучить биографию Рокотова с самого начала. Она отмечает очень важную деталь, по ее мнению на творчески путь и становление художника повлияло родство с его хозяином П. И. Репниным.
Творчество Рокотова на сегодняшний день вызывает большой интерес у современников, его биографию продолжают изучать искусствоведы ХХ I столетия, выявляя все новые факты и анализируя, что именно повлияло на художника в его становлении метром портретного жанра. Эти работы, так же, имеют большое значение для изучения жизни художника.
Большое значение для изучения данной темы имеет работа Ю. А. Пелевина, он рассматривает отдельно взятую биографию мастера - его взаимоотношения с русским поэтом и критиком Н.Е. Струйским, который относился к русской интеллигенции. По его мнению: «Стремление к идеям просветительства не могли не повлиять на творчес тво Рокотова».
Однако, самой значительной на сегодняшний день, для изучения творчества и жизни художника, является монография профессора Института им.И.Е. Репина РАХ - И.Г. Романычевой «Ф.С. Рокотов. Жизнь и творчество». На основании новых архивных и литер атурных материалов в книге приводятся ранее неизвестные факты биографии художника – его причастность к Сухопутному шляхетскому кадетскому корпусу, обучение в частной художественной школе И.П. Аргунова. В исследовании отражена деятельность Рокотова в качест ве одного из первых педагогов Академии художеств, воссоздана атмосфера Академии в ее начальный период, расширен круг общения мастера в московский период жизни. Приводится аннотированный список произведений Рокотова с иллюстрациями, дополненный вновь найден ными портретами, материалами и документами.
На основе проделанного анализа литературы посвященной данной проблеме, можно сказать, что творчество Ф.С. Рокотова хорошо изучено, однако, стоит отметить, что нет полных исследований относительно творчества поздн его периода художника, в частности - созданных им женских портретов в этот период.
Цель курсовой работы - проанализировать женский образ в портретной живописи Ф.С. Рокотова в поздний период творчества и определить значимость этих работ для мировой и отече ственной культуры.
Для этого необходимо выполнить следующие задачи: подробно рассмотреть литературу о жизни и творчестве Ф.С. Рокотова остановиться на женских портретах позднего периода; проанализировать композиционное построение и охарактеризовать колори стические особенности картин.
Работа структурирована следующим образом: введение, основная часть, заключение, список использованной литературы, список иллюстраций, иллюстрации. Основная часть состоит из двух глав. В первой главе рассматривается биография х удожника. Во второй главе анализируется портретная живопись Ф.С.Рокотова в поздний период творчества, в частности женские портреты.
Содержание
Введение
Глава 1. Основоположник русского портрета
Глава 2. Женский образ в портретах Рокотова в поздний период творчества
Заключение
Список используемой литературы
Список иллюстраций
Альбом иллюстраций
Стиль Рокотова впитал в себя все многообразие направлений русского искусства XVIII века. Исследователи творче ства художника проводят многочисленные аналогии с рококо, сентиментализмом, классицизмом. Сложность и противоречивость эпохи, в которую творил мастер, сказалась на особенностях его творчества. Действительно, в XVIII веке культура и искусство России прошло путь стремительного восприятия опыта западного искусства. От древнерусского искусства отечественная культура этого периода переходит к светскому типу, связанному с расцветом придворного церемониала, придворного теат ра и т.п. Изучая творчество западных художников, непосредственно перенимая у них опыт в процессе обучения в Художественной Академии, русские мастера сразу же демонстрируют первые выдающиеся достижения в области художественного творчества. В огромном многоо бразии стилей, которые представлены у зарубежных мастеров, ориентироваться непросто. Возникает очень сложная задача – отобрать лучшее и адаптировать художественные средства под свой творческий метод.
С этой задачей успешно справился Рокотов. От искусства з арубежного, которое шло в это время уже по пути от классицизма к романтизму, он заимствовал элементы стилей рококо, сентиментализм, классицизм. Ну пути эволюции стиля художника от парадного портрета к камерному интимному портрету он использует черты данных стилей, органично соединяя их с собственным видением портретного жанра.
Рискнем предположить, что глубина чувств, душевных движений, их искренность у моделей портретов Рокотова зрелого и позднего период творчества носит черты еще одного стиля: романтическ ого. Об этом косвенно свидетельствует в своей статье А. Карев: «В них запечатлена не одна какая-то эмоция, а своеобразный микрокосмос, заполненный нерасчлененными, но пребывающими в постоянной подвижности чувствами. Для портретиста важно не столько конкрет ное состояние модели, сколько следы и отблески душевной жизни вообще. Человек чувствующий – вот основной мотив искусства Рокотова, и все живописные средства подчинены именно этой теме».
Эмоции, состояния души, внутренняя глубина природы человека – все эти мотивы творчества Рокотова являются отражением тенденции к романтической направленности, нашедшей свою завершенную художественную форму в жанре камерного интимного портрета. Художник одновременно является представителем своей эпохи, и предвосхищает некото рые явления художественного творчества XIX века.
Благодаря живой и раскованной (по нормам XVIII века) манере письма, фактура воспринимается как очень подвижная, пронизанная трепетом эмоциональности, что соответствует нарастанию эмоциональности и в русской поэзии этого времени. Плоскость холста, условно обозначающая некую прозрачную преграду между реальным и иллюзорным миром - закономерный принцип искусства Нового времени, становится своего рода экраном, на который проецируется портретный образ. Фактурная трепетность, подхваченная переливами то нчайших оттенков цветовых масс, сопоставима с неуловимыми нюансами душевных движений модели. Их богатство подчеркивается внешне лишенной эффектности, но распознаваемой в процессе длительного созерцания блистательной живописью Рокотова. Начиная со второй п оловины 1760-х годов лица рокотовских моделей неоднозначны по эмоциональному тонусу и порой соединяют полуулыбку с грустным выражением глаз, чувственное довольство и скепсис. В каждом из них художник запечатлевает не одну или несколько легко узнаваемых э моций, а своеобразный мир пребывающих в постоянной изменчивости чувств. Для портретиста важно не то или иное состояние модели, а следы и отблески «рая душевной красоты». Человек чувствующий - важнейший мотив зрелого творчества Рокотова.
Не случайно рокотов ский портрет связывают с сентиментализмом, провозгласившим примат чувств над разумом и на этой основе теоретически уравнявшим людей всех сословий. Чувствовать согласно программе сентименталистов - естественное врожденное состояние человека, к которому о н должен стремиться независимо от своего положения в обществе. Чувствительность же - благо, способное вернуть миру равновесие и гармонию, а человеку - союз с мудрой Природой. Общая предрасположенность к чувствительности становится основой своеобразного ду ховного единения - идеала, к которому необходимо стремиться. Причем степень совершенства индивидуальности сказывается не в исключительности душевного строя конкретной личности, что станет достоянием более поздней эпохи, а в том, насколько она может прио бщиться к этому идеалу. Именно от степени причастности к нему, а не от положения в обществе зависит ценность человека. Поэтому причиной некоторой неравнозначности рокотов- ских портретов является не столько уровень мастерства, сколько степень соответствия той или иной персоны рокотовскому представлению о «человеке чувствующем». Наиболее органично этими качествами наделяются женские модели. Видимо, в них Рокотов видит больше возможностей для одухотворения.
Сила дарования Рокотова дала ему возможность перес тупить через ограничения определенного стиля, использовать в творчестве те методы и приемы, которые соответствовали взгляду художника на духовное совершенство человеческой натуры.
Изображая в позднем творчестве преимущественно женщин, художник тяготеет к и скреннему восхищению их красотой и духовным миром. Каждый портрет – индивидуален, он словно носит отпечаток эмоциональной жизни женщины, запечатленной на полотне. В этой индивидуализации также можно констатировать стилевую примету романтизма.
Синкретизм р азличных стилей в русской культуре этого периода связан с историко-культурными обстоятельствами развития России. Влияние западной культуры, расцвет придворного искусства – в этом контексте появление яркого творческого самобытного дарования Рокотова в отече ственном художественном творчестве сыграло свою выдающуюся роль.
Напомним широко известный факт: творчество художника было чрезвычайно популярно при жизни, а потом надолго забыто. С чем это связано? Видимо, популярность у современников объясняется тем, чт о в рокотовском стиле нашли отражение наиболее актуальные тенденции эпохи. То, что его творчество на некоторые время оказалось забыто – в этом обстоятельстве сыграло роль то, что некоторые стилевые черты его портретов несколько опередили свое времени, и ли шь спустя время оказались поняты в должной мере.
Гениальность художника и его оригинальное творческое кредо наиболее последовательно воплотились в женских портретах позднего периода творчества, которые являются высшими достижениями искусства своего времен и, и одновременно предвосхищают стилевую парадигму наступающего XIX века.
Таким образом, в курсовой работе был проанализован женский образ в поздний период творчества художника, их композиционное построение и колористические особенности картин.
Цель и задачи работы выполнены.
Цит.по: Романычева И.Г. Ф.С.Рокотов. Жизнь и творчество. Спб: ЭГО, 2008. С.5.
Романычева И.Г. Ф.С.Рокотов. Жизнь и творчество. Спб: ЭГО, 2008. С. 6.
Ершова М. И. Федор Рокотов в кругу современников // Известия Уральского государственного университета. Гуманитарные науки. Выпуск 15. Искусствове дение. № 55(2008)
Бенуа А. Русская живопись в XIX веке. Эл. доступ: http://www.benua-rusart.ru/znachenie-rokotova.html
Федор Степанович Рокотов: Каталог выставки портретов / Сост. И. Э. Грабарь . М.; Пг., 1923.
Голлербах Э. Портретная живопись в России . Х Vlll век. М.: Искусство, 1923. С. 46.
Лебедев А.В. Эпоха Просвещения и искусство портрета в русской провинции. Культура эпохи Просвещения. М.: Искусство, 1968. С. 76.
Конькова Е.А. Популярная история русской живописи. М.: Вече, 2002. С. 39.
Конькова Е.А. По пулярная история русской живописи. М.: Вече, 2002. С. 39.
Рапацкая Л.А. История художественной культуры России: от древних времен до конца ХХ века. М.: Академия, 2008. С. 74.
Цит по: Романычева И.Г. Ф.С.Рокотов. Жизнь и творчество. С-Пб: ЭГО, 2008. С. 11 .
Сучков С.В. Ф.С.Рокотов. Л.: Советский художник, 1962. С. 89.
Лебедев А.В. Ф.С. Рокотов. Русский художник. Л.: Художник РСФСР, 1965.
Лапшина Н.П. Ф.С.Рокотов. М.: Наследие, 1959.
Молева Н.М. Загадки Рокотова или жизнь великого портретиста времен Е катерины. М.: Советский художник, 1994.
Пелевин Ю.А. Николай Струйской и Федор Рокотов // Историк и художник. М.: Вече, 2008. С. 51.
Романычева И.Г. Ф.С.Рокотов. Жизнь и творчество. Спб: ЭГО, 2008. – 352 с.
Моделях рокотовских портретов.
Карев А. Порт ретное мастерство Рокотова // Искусство. - 1986. - № 9. С. 62.
Список используемой литературы
1.Бенуа А. Русская живопись в XIX веке. Эл. доступ: http://www.benua-rusart.ru/znachenie-rokotova.html
2.Бенуа А.Н. Русское искусство XVIII – XX веков. М.: Пресском, 2005.
3.Голлербах Э. Портретная живопись в России. ХVlll век. М.: Искусство, 1923.
4.Ершова М. И. Федор Рокотов в кругу современников // Известия Уральского государственного университета. Гуманитарные науки. Выпуск 15. Искусствоведение. № 55(2008)
5.Конькова Е.А. Популярная история русской живописи. М.: Вече, 2002. Рапацкая Л.А. История художественной культуры России: от древних времен до конца ХХ века. М.: Академия, 2008.
6.Лапшина Н.П. Ф.С.Рокотов. М.: Наследие, 1959.
7.Лебедев А.В. Ф.С. Рокотов. Русский художник. Л.: Художник РСФСР, 1965.
8.Лебедев А.В. Эпоха Просвещения и искусство портрета в русской провинции. Культура эпохи Просвещения. М.: Искусство, 1968.
9.Молева Н.М. Загадки Рокотова или жизнь великого портретиста времен Екатерины. М.: Советский художник, 1994.
10.Пелевин Ю.А. Николай Струйской и Федор Рокотов // Историк и художник. М.: Вече, 2008.
11.Романычева И.Г. Ф.С.Рокотов. Жизнь и творчество. Спб: ЭГО, 2008.
12.Сучков С.В. Ф.С.Рокотов. Л.: Советский художник, 1962.
13.Федор Степанович Рокотов: Каталог выставки портретов / Сост. И. Э. Грабарь . М.; Пг., 1923.
Список иллюстраций
I.Рокотов Ф.С. Портрет графа Г.Г. Орлова. 1762-1763г., холст, масло, 96,9x75,8. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
II.Рокотов Ф.С. Портрет неизвестной в розовом платье. 1770 г., холст, масло, 58.8 x 46.7. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
III.Рокотов Ф.С. Портрет А.П. Струйской. 1772 г., холст, масло, 59,8х47,5cм. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
IV.Рокотов Ф.С. Портрет Е.Н. Орловой. 1779 г., холст, масло, 70,5x59. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
V.Рокотов Ф.С. Портрет В.Е. Новосильцевой. 1780 г., холст, масло, 70,5x59. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
VI.Рокотов Ф.С. Портрет В.Н. Суровцевой. Вторая половина 1780ых г.г., холст, масло, 68x52. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
VII.Рокотов Ф.С. Портрет В.Е. Санти. 1785 г., холст, масло, 72 x 56. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
VIII.Рокотов Ф.С. Портрет П.Н Ланской, 1790 г., холст, масло, 53 x 74. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
IX.Рокотов Ф.С. Портрет Ф.А. Воронцовой. 1793 г., холст, масло, 59,5 x 47,5см (овал, вписанный в прямоугольник. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
XVIII век был знаменателен для России заметными переменами и достижениями в области искусства.
Еще в недрах XVII века, в «петровские» времена, происходил процесс «обмирщения» русской культуры. Петровские времена – это не недра XVII века, а ег о конец, и процесс обмирщения продолжался еще долго в XVIII веке, и связан именно с ним. В становлении и развитии светской культуры общеевропейского типа невозможно было полагаться на старые художественные способы выражения, для которых новые задачи оказа лись не по плечу. Приглашаемые на русскую службу иностранные мастера не только помогали создавать новое искусство, но и были учителями русских мастеров.
Как отмечают многие исследователи: «За одно столетие России пришлось пройти путь, для преодоления котор ого странам Европы понадобился более длительный срок. Осознавая и воспринимая опыт других культур, она избрала свое собственное направление в новых условиях, предпочла единственное направление – продолжение национальной традиции с учетом европейских достиж ений».
Изменились жанровая структура, содержание, характер, средства художественного выражения русского искусства. Оно выходило на общеевропейские пути развития в архитектуре, скульптуре, графике и, в первую очередь - живописи.
Значимым и интересным в оп исываемый период стал портрет - он занял центральное место как жанр, именно благодаря портрету, русская живопись достигла уровня европейской. «Никогда прежде художник столь пристально не всматривается в человека», – отмечает в своих работах И.Г. Романычева .
Внимание к индивидуальному «штилю» соответствует нарастанию авторского начала в отечественной портретописи. В этом смысле двумя этапами в русской культуре можно представить творчество Антропова, тщательно подписывающего свои, в том числе и копийные работы, и искусство Федора Степановича Рокотова, который настолько был уверен в узнаваемости своей манеры, что мог отказаться от личной подписи.
При этом, крупнейший русский портретист второй половины XVIII столетия был начисто забыт потомками. Память о нем едва теплилась в XIX веке. Его произведения пришлось заново открывать художникам «Мира искусства» на своих знаменитых выставках: 1902 года и «Таврической» 1905 года. В «возвращении» Рокотова огромная заслуга принадлежит Сергею Дягилеву, который организ овывал выставочные экспозиции и собирал для них рокотовские портреты по дворцам и дворянским усадьбам.
Источниковые материалы о художнике чрезвычайно скупы и малочисленны. Современники выдающегося живописца в своих мемуарах обошли его молчанием. О Рокотове не оставили ни одной строчки даже те писатели и поэты, чьи великолепные портреты он создавал. В их числе были А. П. Сумароков (1777. ГИМ) и В. И. Майков (1775. ГТГ), С. Г. Домашнев, Б. Е. Ельчанинов, С. А. Порошин, А. И. Воронцов, Д. П. Бутурлин.
По мнен ию Ершовой, «Н. Н. Врангелю, одному из талантливейших критиков Серебряного века, сотруднику журнала «Старые годы», во многом принадлежит «открытие» Рокотова. Он первым воссоздал образ живописца, дал поэтическую интерпретацию его творчества, ссылаясь на арх ивное дело, впервые высказал мысль о возвращении Рокотова в Петербург в конце 80-х гг. [Врангель, 1910]. Среди причин недостаточной изученности портретиста Врангель называет отсутствие потомков, которые могли бы сообщить некоторые сведения о его жизни, отс утствие авторских подписей на полотнах, редкое упоминание имени Рокотова в архивных документах. Свои рассуждения о художнике Врангель основывал на фактах, найденных им в архиве Академии художеств, в бумагах первого историка русского искусства Якоба Штелина , в справочных изданиях XIX в. Других свидетельств отношения к Рокотову людей XVIII в. Врангель не приводит».
Сведений о самом художнике сохранилось не много, однако работы, дошедшие до наших времен дают возможность анализировать творчество Рокотова, поэто му исследованию этой темы посвящено большое количество монографий признанных историков и искусствоведов, а так же его имя упоминается во многих общих трудах по искусству.
Особое внимание к жизни художника и изучению его творчества начинается в ХХ столетии. В этот период написано большое количество общих трудов по искусству, в которых уделяется особое внимание творчеству Рокотова.
В фундаментальном труде Александра Бенуа «Русская живопись в XIX веке» Ф. Рокотову дается неоднозначная оценка: с одной стороны — превосходный портретист, с другой — точен, сух и бесстрастен, в связи с чем вспоминается даже безличность фотоаппарата. В итоге Бенуа делает общий вывод: «Во всяком случае, весьма знаменателен тот факт, что Рокотов вообще мог тогда в России дойти до таког о технического совершенства и, что удивительно, иметь род славы в обществе и поддержку настолько сильную, чтобы быть допущенным до писания портрета государыни».
Мазок Рокотова – «нервный, до последней степени свободный, идущий во всех направлениях, изящный , часто капризно изломанный - этот мазок есть настоящая паспортная примета художника». Так писал о Рокотове художник и знаток русского искусства И. Э. Грабарь.
Одним из первых следует отметить работы искусствоведа Э. Голлербаха, по сей день, они имеют важн ое значения для изучения творчества Рокотова и искусства XVIII века в целом. В своих трудах автор рассматривает историю портретной живописи в России. Очерки задуманы автором в виде трех самостоятельных, последовательных выпусков, из которых первый посвящен XVIII веку, второй - XIX и третий - XX столетию. Применительно к XVIII веку и началу XIX не приходится говорить исключительно о русском портрете, поэтому название «Портретная живопись в России XVIII век» наиболее точно отвечает содержанию книги. Автор стр емится, главным образом, к воссозданию общей картины портретного искусства в России, - в плане историко-бытовом, этим объясняется краткость характеристик отдельных художников. Однако Рокотову уделено особое внимание. Автор проводит параллели творчества худ ожника с эпохой, в которой он жил. Изучив традиции и историю XVIII века сделал вывод, что Рокотов является родоначальником портретного жанра.
По сей день составляет интерес и научную ценность работа А.В. Лебедева под названием «Эпоха Просвещения и искусст во портрета в русской провинции. Культура эпохи Просвещения». В этой работе автор указывает на самобытность художника: «Не отходя от западноевропейских традиций, Рокотов находит свой иной путь развития творческой манеры, что предопределяет специфику его ин дивидуальности» - отмечает автор.
К общим трудам, важным для изучения творчества Рокотова, стоит отнести работу искусствоведа Е.А. Коньковой, вышедшую в 2002году, в которой рассказывается о процессе работы мастера с натурой. Автор уделяет большое внимани е изучению позднего периода творчества, который связан с переездом в Москву. По его мнению, в портретах исчезает интимность, появляется открытость образа. Автор считает, что это связанно с переездом в Москву, где люди «более открыты и лишены натянутых поз»
Работа искусствоведа Е.А. Коньковой, вышедшая в 2002 году, рассказывает о процессе работы мастера с натурой. Автор уделяет большое внимание изучению позднего периода творчества, который связан с переездом в Москву. По ее мнению, в портретах исчезает интим ность, появляется открытость образа. Автор считает, что это связанно с переездом в Москву, где люди «более открыты и лишены натянутых поз».
Так же стоит отметить работу Л.А. Рапицкой, которая в своих трудах рассматривает особенности парадного портрета XVII I и проецирует их на творчество Рокотова. «Желание заказчика диктует тенденцию развития портрета, что безусловно сказалось на творчестве художника»,- подчеркивает Л.А. Рапицкая.
Изучению творчества Рокотова, так же посвящено много монографий, для начала ст оит отметить необычайно важные публикации искусствоведа Ю.Анисимова, который сопоставил творческий метод мастера с декоративными принципами Л.Токе и Л.Пфандельца, отметил принципиальные различия и сделала вывод, что «у Рокотова свой собственный принцип де коративности красочных поверхностей, присущей исконно русской традиции».
Немаловажной, для исследования, является работа С.В. Сучкова. В книге «Ф.С. Рокотов» рассказывается о жизни и творчестве русского художника. Основная часть исследований приходится на изучение портретного творчества мастера. Исследователь сделала выводы, что «созданный Рокотовым тип портрета - камерный интимный портрет - составляет целую эпоху в русской портретной живописи. Он обладал редким даром, позволяющим мастерски передавать внутр енний мир человека, его трепетность и теплоту».
Важным исследованием для отечественного искусства является монография искусствоведа и историка А.В. Лебедева. Интересная публикация под названием «Ф.С. Рокотов. Русский художник», много рассказывает о жизни м астера и становлении его как художника. Автор попытался проследить и изучить весь творческий путь Рокотова.
В 1959 году вышла в свет важная интересная монография о Рокотове Н.П. Лапшиной. Автором проведена большая работа по атрибуции произведений Рокотова, уточнению и корректировке биографических фактов. Она постаралась обобщить все сведения собранные о художнике за столетие. Поэтому по праву можно сказать, что ее труды имеют большую значимость для исследования данной проблемы.
Итогом исследований ХХ столет ия о жизни и творчестве Рокотова можно назвать монография Н.М. Молевой. Автор попыталась изучить биографию Рокотова с самого начала. Она отмечает очень важную деталь, по ее мнению на творчески путь и становление художника повлияло родство с его хозяином П. И. Репниным.
Творчество Рокотова на сегодняшний день вызывает большой интерес у современников, его биографию продолжают изучать искусствоведы ХХ I столетия, выявляя все новые факты и анализируя, что именно повлияло на художника в его становлении метром портретного жанра. Эти работы, так же, имеют большое значение для изучения жизни художника.
Большое значение для изучения данной темы имеет работа Ю. А. Пелевина, он рассматривает отдельно взятую биографию мастера - его взаимоотношения с русским поэтом и критиком Н.Е. Струйским, который относился к русской интеллигенции. По его мнению: «Стремление к идеям просветительства не могли не повлиять на творчес тво Рокотова».
Однако, самой значительной на сегодняшний день, для изучения творчества и жизни художника, является монография профессора Института им.И.Е. Репина РАХ - И.Г. Романычевой «Ф.С. Рокотов. Жизнь и творчество». На основании новых архивных и литер атурных материалов в книге приводятся ранее неизвестные факты биографии художника – его причастность к Сухопутному шляхетскому кадетскому корпусу, обучение в частной художественной школе И.П. Аргунова. В исследовании отражена деятельность Рокотова в качест ве одного из первых педагогов Академии художеств, воссоздана атмосфера Академии в ее начальный период, расширен круг общения мастера в московский период жизни. Приводится аннотированный список произведений Рокотова с иллюстрациями, дополненный вновь найден ными портретами, материалами и документами.
На основе проделанного анализа литературы посвященной данной проблеме, можно сказать, что творчество Ф.С. Рокотова хорошо изучено, однако, стоит отметить, что нет полных исследований относительно творчества поздн его периода художника, в частности - созданных им женских портретов в этот период.
Цель курсовой работы - проанализировать женский образ в портретной живописи Ф.С. Рокотова в поздний период творчества и определить значимость этих работ для мировой и отече ственной культуры.
Для этого необходимо выполнить следующие задачи: подробно рассмотреть литературу о жизни и творчестве Ф.С. Рокотова остановиться на женских портретах позднего периода; проанализировать композиционное построение и охарактеризовать колори стические особенности картин.
Работа структурирована следующим образом: введение, основная часть, заключение, список использованной литературы, список иллюстраций, иллюстрации. Основная часть состоит из двух глав. В первой главе рассматривается биография х удожника. Во второй главе анализируется портретная живопись Ф.С.Рокотова в поздний период творчества, в частности женские портреты.
Содержание
Введение
Глава 1. Основоположник русского портрета
Глава 2. Женский образ в портретах Рокотова в поздний период творчества
Заключение
Список используемой литературы
Список иллюстраций
Альбом иллюстраций
Стиль Рокотова впитал в себя все многообразие направлений русского искусства XVIII века. Исследователи творче ства художника проводят многочисленные аналогии с рококо, сентиментализмом, классицизмом. Сложность и противоречивость эпохи, в которую творил мастер, сказалась на особенностях его творчества. Действительно, в XVIII веке культура и искусство России прошло путь стремительного восприятия опыта западного искусства. От древнерусского искусства отечественная культура этого периода переходит к светскому типу, связанному с расцветом придворного церемониала, придворного теат ра и т.п. Изучая творчество западных художников, непосредственно перенимая у них опыт в процессе обучения в Художественной Академии, русские мастера сразу же демонстрируют первые выдающиеся достижения в области художественного творчества. В огромном многоо бразии стилей, которые представлены у зарубежных мастеров, ориентироваться непросто. Возникает очень сложная задача – отобрать лучшее и адаптировать художественные средства под свой творческий метод.
С этой задачей успешно справился Рокотов. От искусства з арубежного, которое шло в это время уже по пути от классицизма к романтизму, он заимствовал элементы стилей рококо, сентиментализм, классицизм. Ну пути эволюции стиля художника от парадного портрета к камерному интимному портрету он использует черты данных стилей, органично соединяя их с собственным видением портретного жанра.
Рискнем предположить, что глубина чувств, душевных движений, их искренность у моделей портретов Рокотова зрелого и позднего период творчества носит черты еще одного стиля: романтическ ого. Об этом косвенно свидетельствует в своей статье А. Карев: «В них запечатлена не одна какая-то эмоция, а своеобразный микрокосмос, заполненный нерасчлененными, но пребывающими в постоянной подвижности чувствами. Для портретиста важно не столько конкрет ное состояние модели, сколько следы и отблески душевной жизни вообще. Человек чувствующий – вот основной мотив искусства Рокотова, и все живописные средства подчинены именно этой теме».
Эмоции, состояния души, внутренняя глубина природы человека – все эти мотивы творчества Рокотова являются отражением тенденции к романтической направленности, нашедшей свою завершенную художественную форму в жанре камерного интимного портрета. Художник одновременно является представителем своей эпохи, и предвосхищает некото рые явления художественного творчества XIX века.
Благодаря живой и раскованной (по нормам XVIII века) манере письма, фактура воспринимается как очень подвижная, пронизанная трепетом эмоциональности, что соответствует нарастанию эмоциональности и в русской поэзии этого времени. Плоскость холста, условно обозначающая некую прозрачную преграду между реальным и иллюзорным миром - закономерный принцип искусства Нового времени, становится своего рода экраном, на который проецируется портретный образ. Фактурная трепетность, подхваченная переливами то нчайших оттенков цветовых масс, сопоставима с неуловимыми нюансами душевных движений модели. Их богатство подчеркивается внешне лишенной эффектности, но распознаваемой в процессе длительного созерцания блистательной живописью Рокотова. Начиная со второй п оловины 1760-х годов лица рокотовских моделей неоднозначны по эмоциональному тонусу и порой соединяют полуулыбку с грустным выражением глаз, чувственное довольство и скепсис. В каждом из них художник запечатлевает не одну или несколько легко узнаваемых э моций, а своеобразный мир пребывающих в постоянной изменчивости чувств. Для портретиста важно не то или иное состояние модели, а следы и отблески «рая душевной красоты». Человек чувствующий - важнейший мотив зрелого творчества Рокотова.
Не случайно рокотов ский портрет связывают с сентиментализмом, провозгласившим примат чувств над разумом и на этой основе теоретически уравнявшим людей всех сословий. Чувствовать согласно программе сентименталистов - естественное врожденное состояние человека, к которому о н должен стремиться независимо от своего положения в обществе. Чувствительность же - благо, способное вернуть миру равновесие и гармонию, а человеку - союз с мудрой Природой. Общая предрасположенность к чувствительности становится основой своеобразного ду ховного единения - идеала, к которому необходимо стремиться. Причем степень совершенства индивидуальности сказывается не в исключительности душевного строя конкретной личности, что станет достоянием более поздней эпохи, а в том, насколько она может прио бщиться к этому идеалу. Именно от степени причастности к нему, а не от положения в обществе зависит ценность человека. Поэтому причиной некоторой неравнозначности рокотов- ских портретов является не столько уровень мастерства, сколько степень соответствия той или иной персоны рокотовскому представлению о «человеке чувствующем». Наиболее органично этими качествами наделяются женские модели. Видимо, в них Рокотов видит больше возможностей для одухотворения.
Сила дарования Рокотова дала ему возможность перес тупить через ограничения определенного стиля, использовать в творчестве те методы и приемы, которые соответствовали взгляду художника на духовное совершенство человеческой натуры.
Изображая в позднем творчестве преимущественно женщин, художник тяготеет к и скреннему восхищению их красотой и духовным миром. Каждый портрет – индивидуален, он словно носит отпечаток эмоциональной жизни женщины, запечатленной на полотне. В этой индивидуализации также можно констатировать стилевую примету романтизма.
Синкретизм р азличных стилей в русской культуре этого периода связан с историко-культурными обстоятельствами развития России. Влияние западной культуры, расцвет придворного искусства – в этом контексте появление яркого творческого самобытного дарования Рокотова в отече ственном художественном творчестве сыграло свою выдающуюся роль.
Напомним широко известный факт: творчество художника было чрезвычайно популярно при жизни, а потом надолго забыто. С чем это связано? Видимо, популярность у современников объясняется тем, чт о в рокотовском стиле нашли отражение наиболее актуальные тенденции эпохи. То, что его творчество на некоторые время оказалось забыто – в этом обстоятельстве сыграло роль то, что некоторые стилевые черты его портретов несколько опередили свое времени, и ли шь спустя время оказались поняты в должной мере.
Гениальность художника и его оригинальное творческое кредо наиболее последовательно воплотились в женских портретах позднего периода творчества, которые являются высшими достижениями искусства своего времен и, и одновременно предвосхищают стилевую парадигму наступающего XIX века.
Таким образом, в курсовой работе был проанализован женский образ в поздний период творчества художника, их композиционное построение и колористические особенности картин.
Цель и задачи работы выполнены.
Цит.по: Романычева И.Г. Ф.С.Рокотов. Жизнь и творчество. Спб: ЭГО, 2008. С.5.
Романычева И.Г. Ф.С.Рокотов. Жизнь и творчество. Спб: ЭГО, 2008. С. 6.
Ершова М. И. Федор Рокотов в кругу современников // Известия Уральского государственного университета. Гуманитарные науки. Выпуск 15. Искусствове дение. № 55(2008)
Бенуа А. Русская живопись в XIX веке. Эл. доступ: http://www.benua-rusart.ru/znachenie-rokotova.html
Федор Степанович Рокотов: Каталог выставки портретов / Сост. И. Э. Грабарь . М.; Пг., 1923.
Голлербах Э. Портретная живопись в России . Х Vlll век. М.: Искусство, 1923. С. 46.
Лебедев А.В. Эпоха Просвещения и искусство портрета в русской провинции. Культура эпохи Просвещения. М.: Искусство, 1968. С. 76.
Конькова Е.А. Популярная история русской живописи. М.: Вече, 2002. С. 39.
Конькова Е.А. По пулярная история русской живописи. М.: Вече, 2002. С. 39.
Рапацкая Л.А. История художественной культуры России: от древних времен до конца ХХ века. М.: Академия, 2008. С. 74.
Цит по: Романычева И.Г. Ф.С.Рокотов. Жизнь и творчество. С-Пб: ЭГО, 2008. С. 11 .
Сучков С.В. Ф.С.Рокотов. Л.: Советский художник, 1962. С. 89.
Лебедев А.В. Ф.С. Рокотов. Русский художник. Л.: Художник РСФСР, 1965.
Лапшина Н.П. Ф.С.Рокотов. М.: Наследие, 1959.
Молева Н.М. Загадки Рокотова или жизнь великого портретиста времен Е катерины. М.: Советский художник, 1994.
Пелевин Ю.А. Николай Струйской и Федор Рокотов // Историк и художник. М.: Вече, 2008. С. 51.
Романычева И.Г. Ф.С.Рокотов. Жизнь и творчество. Спб: ЭГО, 2008. – 352 с.
Моделях рокотовских портретов.
Карев А. Порт ретное мастерство Рокотова // Искусство. - 1986. - № 9. С. 62.
Список используемой литературы
1.Бенуа А. Русская живопись в XIX веке. Эл. доступ: http://www.benua-rusart.ru/znachenie-rokotova.html
2.Бенуа А.Н. Русское искусство XVIII – XX веков. М.: Пресском, 2005.
3.Голлербах Э. Портретная живопись в России. ХVlll век. М.: Искусство, 1923.
4.Ершова М. И. Федор Рокотов в кругу современников // Известия Уральского государственного университета. Гуманитарные науки. Выпуск 15. Искусствоведение. № 55(2008)
5.Конькова Е.А. Популярная история русской живописи. М.: Вече, 2002. Рапацкая Л.А. История художественной культуры России: от древних времен до конца ХХ века. М.: Академия, 2008.
6.Лапшина Н.П. Ф.С.Рокотов. М.: Наследие, 1959.
7.Лебедев А.В. Ф.С. Рокотов. Русский художник. Л.: Художник РСФСР, 1965.
8.Лебедев А.В. Эпоха Просвещения и искусство портрета в русской провинции. Культура эпохи Просвещения. М.: Искусство, 1968.
9.Молева Н.М. Загадки Рокотова или жизнь великого портретиста времен Екатерины. М.: Советский художник, 1994.
10.Пелевин Ю.А. Николай Струйской и Федор Рокотов // Историк и художник. М.: Вече, 2008.
11.Романычева И.Г. Ф.С.Рокотов. Жизнь и творчество. Спб: ЭГО, 2008.
12.Сучков С.В. Ф.С.Рокотов. Л.: Советский художник, 1962.
13.Федор Степанович Рокотов: Каталог выставки портретов / Сост. И. Э. Грабарь . М.; Пг., 1923.
Список иллюстраций
I.Рокотов Ф.С. Портрет графа Г.Г. Орлова. 1762-1763г., холст, масло, 96,9x75,8. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
II.Рокотов Ф.С. Портрет неизвестной в розовом платье. 1770 г., холст, масло, 58.8 x 46.7. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
III.Рокотов Ф.С. Портрет А.П. Струйской. 1772 г., холст, масло, 59,8х47,5cм. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
IV.Рокотов Ф.С. Портрет Е.Н. Орловой. 1779 г., холст, масло, 70,5x59. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
V.Рокотов Ф.С. Портрет В.Е. Новосильцевой. 1780 г., холст, масло, 70,5x59. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
VI.Рокотов Ф.С. Портрет В.Н. Суровцевой. Вторая половина 1780ых г.г., холст, масло, 68x52. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
VII.Рокотов Ф.С. Портрет В.Е. Санти. 1785 г., холст, масло, 72 x 56. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
VIII.Рокотов Ф.С. Портрет П.Н Ланской, 1790 г., холст, масло, 53 x 74. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
IX.Рокотов Ф.С. Портрет Ф.А. Воронцовой. 1793 г., холст, масло, 59,5 x 47,5см (овал, вписанный в прямоугольник. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
2 раза | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
660 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149294 Курсовой работы — поможем найти подходящую