отлично
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Введение
Главная идея модерна начала ХХ века могла бы звучать примерно так: ни один стол, шкаф, кресло или диван не должен быть похож на другой. Массовым потребителем тканей модерна стала интеллигенция, мещанские слои и значительная часть вошедшего в силу купечества, быстро воспринявшая вкусы культурной части общества. Декоративный текстиль с новыми рисунками, заполнивший городские интерьеры в виде обивки стен и мебели, пологов кроватей, занавесок, скатертей, покрывал и тому подобных изделий, был настолько характерен и разнообразен, что стал «лицом» всего текстиля конца XlX-начала XX века.
Хотя стиль возник далеко от России, текстильные узоры модерна стали проникать в русский городской быт одновременно с их широким распространением в Западной Европе. Многоплановые связи России с Европой, включая постоянные абонементы рисунков лучших западных фирм и работу немецких и французских мастеров текстильного орнамента на русских фабриках, способствовали проникновению творческих идей через государственные границы и интернационализации художественного оформления значительной части русского текстиля. Достаточно сказать, что на Прохоровской Трехгорной мануфактуре, вводившей на рубеже XIX-XX веков в производство до 400 новых рисунков в год, более половины орнаментов комбинировалось на основе привозных абонементов.
После сенсационного успеха стиля модерн на Парижской Всемирной выставке 1900, где активно участвовала и Россия, новые рисунки русских столичных фабрик приобрели ясно выраженную экстравагантную направленность. Русский текстиль и подготовка художников для работы с орнаментом были на этой выставке очень высоко оценены. Так, Товариществу Прохоровской Трехгорной мануфактуры «за успехи в техническом деле» была присуждена высшая награда «Grand Prix», а «Школа ремесленных учеников» Товарищества по учебному отделу получила золотую медаль.
В орнаментах художников, работавших в России, можно проследить все особенности развития европейского модерна. Эскизы и законченные рисунки таких художников-текстильщиков, как О.Грюн, П.Русин, Л.Мей, Ф.Дружинин. К.Власов, Р.Рюнн, Г.Бауман, сохранившиеся в художественных мастерских Московского хлопчатобумажного комбината «Трехгорная мануфактура» и Первой ситценабивной фабрики до наших дней, красноречиво это подтверждают.
Фантастические орнаменты, которые считаются типичными для европейского и русского модерна, возникли не сразу. В Англии, стране-родоначальнице модерна, текстильный орнамент при зарождении стиля был довольно скромных очертаний и опирался на точное детальное изображение местной флоры. К родной земле, заросшей маргаритками и терновником, овеянной романтикой прошлых веков, было обращено внимание художников, не желавших ее превращения в кирпичные трущобы городов с удушливой атмосферой фабричных корпусов. Усиленный интерес к родной природе и истории стал частью всего процесса развития модерна в Европе. Ранние композиции были просты и повторяемость элементов хорошо читалась. В английских орнаментах длинная волнистая «текучая» линия, движение которой легло в основу вычурных изгибов изображений конца XIX-начала XX века, появилась к 1870-м годам. Зарождением и развитие этой линии в текстильном рисунке можно проследить в работах У. Морриса.
Открытием модерна безусловно является использование в орнаменте микроформ строения различных растений и иных органических и неорганических веществ. Перед художниками, заглянувшими в окуляр микроскопа, открылся неведомый мир орнаментально организованных форм. Странная пластика оболочек растительных клеток, четкость кристаллов химических соединений позволили выйти на совершенно новые, никогда не существовавшие в текстильном рисунке орнаменты. Открытие для искусства микромира стало завершением открытия «других миров» в модерне.
Через все стадии модерна прошли луговые «сорные травы»: васильки, ромашки, незабудки, маргаритки, земляника, одуванчики, душица, лопухи, купавки, клевер. Меняясь в оттенках окраски, они всегда сохраняли в себе отголоски начальной фазы развития английского модерна, когда текстильный орнамент стал опираться на точные изображения местной флоры. Скромные зеленовато-серые, желтовато-коричневые, бело-голубые изображения луговых трав в раннем модерне постепенно заменялись сочной контрастной локальной расцветкой, где ярко-синее пятно соседствовало с желтым и зеленым. «Сорные травы» изображались, в основном, на тканях для одежды.
В художественном текстиле модерна отразились все направления орнаментальных поисков конца XlX-начала XX века, существенно обогатив выразительные возможности текстильного рисунка. Текстильные собрания крупнейших музеев мира являются сегодня наиболее полной энциклопедией декора эпохи «модерн».
Сегодня модерн, вопреки изначальному значению слова, — не современность, а уже достояние истории. Ретро, которое по-прежнему остаётся главным истоком художественного авангарда. Исподволь этот стиль вновь завоевывает сердца. В большей степени европейские, в меньшей — наши, но тенденция его возвращения — очевидна.
Цель исследования: изучить особенности развития текстиля в русском интерьере в эпоху модерна.
Обьект исследования: русский текстиль в эпоху модерн.
Предмет исследования: эпоха модерн.
Задачи исследовапния:
1. Рассмотреть особенности стиля «Модерн».
2. Изучить ивановский текстиль как феномен промышленного дизайна россии.
3. Проанализировать растительный орнамент в художественной практике российского текстиля конца XIX - начала XX веков.
Методы исследования: теоритиечксий анализ литературы по проблеме исследования.
Оглавление
Введение 3
1.Особенности стиля «Модерн» 6
2. Текстильные орнаменты стиля модерн в России 10
3.Ивановский текстиль как феномен промышленного дизайна россии 12
4. Растительный орнамент в художественной практике российского текстиля конца XIX - начала XX веков 17
Заключение 22
Список литературы 24
Заключение
1. Для стиля модерн свойственна ориентация на органическое начало, художники черпали вдохновение из стилизации объектов флоры и фауны, таких как травы, листья, виноградная лоза, цветы, водоросли, бабочки, стрекозы, павлиньи перья. Формы в модерне уподоблены частям живого организма. Поэтому они растут как бы сами, завершаясь там, где естественно может завершиться процесс этого роста.
2. Над симметрией и даже над равновесием частей преобладает ритм. Вытянутые формы стульев, ваз, бокалов имеют, разумеется, и другой стимул, кроме идеи ритма, - тонкость, изгиб, изящество.
3. Стилизация позволяет модерну обращаться к разным историческим стилям, но смысл ее состоит в преувеличении, изменении, преображении образца. Стилизуются также природные мотивы
- набегающая волна, плавно изгибающийся растительный орнамент (удар бича), павлиньи перья, крылья бабочки, цветы, которые в дальнейшем служат элементом сложного орнаментального оформления.
Растительный орнамент эпохи модерн и в европейской, и в российской практике подарил художникам большие возможности для эксперимента. Однако, бесспорно и то, что «при всем многообразии орнаментальных решений, зависящих от фантазии художника, стиль модерн сохранил единую идеологическую направленность и художественную целостность», которая не потеряла актуальности в конце XIX - начале XX столетий. В Санкт- Петербургской художественно-промышленной Академии им. А.Л.Штиглица студенты кафедры художественного текстиля сегодня постигают орнаментальную бионику, открытую модерном; на занятиях по изучению биологических структур они исследуют внутреннее строение цветов, листьев, стеблей и т. д., прорисовывают детали, рассматривают под микроскопом структуры отдельных элементов, изучают их фактуру и поверхность. Вслед за У.Моррисом они стремятся трактовать функции растительного орнамента значительно шире и подарить ему органичную художественную целостность не только внутри самой орнаментальной системы, но и во взаимодействии с тканью, с предметом и т.д. Одновременно в текстильных композициях широко используется прошлая практика единения традиций и экспериментального поиска, имевшая в России особую судьбу. В целом же интерес современного художественного текстиля к формообразующим возможностям растительного орнамента вновь и вновь стимулирует обращение исследовательского поиска к традициям модерна, которые продолжают жить, трансформироваться и обретать новое творческое осмысление в XXI веке.
Знание и использование этих принципов на практике поможет добиться дизайнеру наилучших результатов при проектировании изделий с использованием мотивов исторического стиля модерн.
Список литературы
1. Альфонс Муха / пер. с англ.; под ред. Сары Муха. - М.: ООО «Магма», 2006. - 160 с.
2. Верижникова Т.Ф. Творчество Уильяма Морриса. Кандидатская диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Л., 1973.
3. Борисова Е.А., Стернин Г.Ю. Русский модерн. М., 1990.
4. Бесчастнов Н.П.Изображение растительных мотивов. М., 2004.
5. Бирюкова Н.Ю. Шпалеры // Историзм в России. Стиль и эпоха в декоративном искусстве. Каталог выставки. СПб., 1996, с. 350.
6. Борисова Е.А., Стернин Г.Ю. Русский модерн. М.: Советский художник, 1990. - 359 с.
7. Бесчастнов Н. Уроки народного ткачества//Декоративное искусство № 7, 1968, с. 10.
8. Балдин К.Е., Семененко А.М. Иваново. История исовременность. Иваново: Ивановская газета, 1996.204 с.
9. Зелинг Ш. Мода: Век модельеров: 1900 - 1999: Энциклопедический словарь / Ш. Зелинг. - Konemann, 2000. - 656 с.: ил.
10. 100% Иваново. Агитационный текстиль 1920-х -1930-х годов из собрания Ивановского государственного историко-краеведческого музея им. Д.Г Бурылина: альбом. Издательская программа: Интерроса, 2010. Ч. 1. 476 с.
11. Иваново-Вознесенская губерния. Краткий обзор природы, населения, экономики и истории: сборник документов и материалов. Иваново- Вознесенск: ОСНОВА, 1929. 188 с.
12. Ивановские ситцы: альбом / Авт. - сост. Е.В. Арсеньева. Л.: Художник РСФСР, 1983. 216 с.
13. Каминская Н.М. История костюма: Учеб. пособие / Н. М. Каминская. - 2-е изд., перераб. - М.: Легпромбытиздат, 1986. - 168с.
14. Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830-1910-х годов. М.: Искусство, 1979. -400 с.
15. Ковалева О.В. О.Уайльд и стиль модерн : дис. ... канд. фил. наук : 10.01.03. - Москва, 2001. - 241 с.
16. Коржуева, А. Р. Принципы и методы проектирования текстильного рисунка стиля модерн. Западноевропейский и отечественный опыт: Дис... канд. искусств.: 17.00.06М., 2006. - 15 с.
17. Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов, тт.1,2. - АО «Академия моды»,- 1996
18. Морозова И. Ткани модерна //Декоративное искусство, № 2. 1977, с. 47.
19. Мак Коркордейл Ч. Убранство жилого интерьера от античности до наших дней. М., 1990.
20. Макаров К.А. Эстетика Морриса и судьбы декоративного искусства России. - В кн.: Эстетика Морриса и современность. - М., 1987.
5. Розенталь Р., Ратцка X. История прикладного искусства нового времени.-М., 1971.
6.
Рудин Н.Г. Художественное оформление тканей. - М., 1964.Сарабьянов Д. В. Модерн: История стиля : Альбом / Сарабьянов Д.В. - М. : Галар, 2001. - 344 с
21. Сарабьянов Д.В. К определению стиля модерн. В кн.: Советское искусствознание-78, второй выпуск. - М., 1979.
Скворцова И.В. Искусство шали в русской праздничной культуре. СПб., 2010, с. 124.
22. Скворцова И.А. Стравинский и новый стиль (Черты модерна в русском периоде творчества) //Московская школа. Взгляд из XXI в. / ГМПИ им. М.М. Ипполитова- Иванова. М., 2004. - С. 21-26.
23. Скворцова И.В. Искусство шали в русской праздничной культуре. СПб, 2010.
24. Харди У Путеводитель по стилю Ар Нуво М.:АСТ- Пресс, 1999г.
25.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Введение
Главная идея модерна начала ХХ века могла бы звучать примерно так: ни один стол, шкаф, кресло или диван не должен быть похож на другой. Массовым потребителем тканей модерна стала интеллигенция, мещанские слои и значительная часть вошедшего в силу купечества, быстро воспринявшая вкусы культурной части общества. Декоративный текстиль с новыми рисунками, заполнивший городские интерьеры в виде обивки стен и мебели, пологов кроватей, занавесок, скатертей, покрывал и тому подобных изделий, был настолько характерен и разнообразен, что стал «лицом» всего текстиля конца XlX-начала XX века.
Хотя стиль возник далеко от России, текстильные узоры модерна стали проникать в русский городской быт одновременно с их широким распространением в Западной Европе. Многоплановые связи России с Европой, включая постоянные абонементы рисунков лучших западных фирм и работу немецких и французских мастеров текстильного орнамента на русских фабриках, способствовали проникновению творческих идей через государственные границы и интернационализации художественного оформления значительной части русского текстиля. Достаточно сказать, что на Прохоровской Трехгорной мануфактуре, вводившей на рубеже XIX-XX веков в производство до 400 новых рисунков в год, более половины орнаментов комбинировалось на основе привозных абонементов.
После сенсационного успеха стиля модерн на Парижской Всемирной выставке 1900, где активно участвовала и Россия, новые рисунки русских столичных фабрик приобрели ясно выраженную экстравагантную направленность. Русский текстиль и подготовка художников для работы с орнаментом были на этой выставке очень высоко оценены. Так, Товариществу Прохоровской Трехгорной мануфактуры «за успехи в техническом деле» была присуждена высшая награда «Grand Prix», а «Школа ремесленных учеников» Товарищества по учебному отделу получила золотую медаль.
В орнаментах художников, работавших в России, можно проследить все особенности развития европейского модерна. Эскизы и законченные рисунки таких художников-текстильщиков, как О.Грюн, П.Русин, Л.Мей, Ф.Дружинин. К.Власов, Р.Рюнн, Г.Бауман, сохранившиеся в художественных мастерских Московского хлопчатобумажного комбината «Трехгорная мануфактура» и Первой ситценабивной фабрики до наших дней, красноречиво это подтверждают.
Фантастические орнаменты, которые считаются типичными для европейского и русского модерна, возникли не сразу. В Англии, стране-родоначальнице модерна, текстильный орнамент при зарождении стиля был довольно скромных очертаний и опирался на точное детальное изображение местной флоры. К родной земле, заросшей маргаритками и терновником, овеянной романтикой прошлых веков, было обращено внимание художников, не желавших ее превращения в кирпичные трущобы городов с удушливой атмосферой фабричных корпусов. Усиленный интерес к родной природе и истории стал частью всего процесса развития модерна в Европе. Ранние композиции были просты и повторяемость элементов хорошо читалась. В английских орнаментах длинная волнистая «текучая» линия, движение которой легло в основу вычурных изгибов изображений конца XIX-начала XX века, появилась к 1870-м годам. Зарождением и развитие этой линии в текстильном рисунке можно проследить в работах У. Морриса.
Открытием модерна безусловно является использование в орнаменте микроформ строения различных растений и иных органических и неорганических веществ. Перед художниками, заглянувшими в окуляр микроскопа, открылся неведомый мир орнаментально организованных форм. Странная пластика оболочек растительных клеток, четкость кристаллов химических соединений позволили выйти на совершенно новые, никогда не существовавшие в текстильном рисунке орнаменты. Открытие для искусства микромира стало завершением открытия «других миров» в модерне.
Через все стадии модерна прошли луговые «сорные травы»: васильки, ромашки, незабудки, маргаритки, земляника, одуванчики, душица, лопухи, купавки, клевер. Меняясь в оттенках окраски, они всегда сохраняли в себе отголоски начальной фазы развития английского модерна, когда текстильный орнамент стал опираться на точные изображения местной флоры. Скромные зеленовато-серые, желтовато-коричневые, бело-голубые изображения луговых трав в раннем модерне постепенно заменялись сочной контрастной локальной расцветкой, где ярко-синее пятно соседствовало с желтым и зеленым. «Сорные травы» изображались, в основном, на тканях для одежды.
В художественном текстиле модерна отразились все направления орнаментальных поисков конца XlX-начала XX века, существенно обогатив выразительные возможности текстильного рисунка. Текстильные собрания крупнейших музеев мира являются сегодня наиболее полной энциклопедией декора эпохи «модерн».
Сегодня модерн, вопреки изначальному значению слова, — не современность, а уже достояние истории. Ретро, которое по-прежнему остаётся главным истоком художественного авангарда. Исподволь этот стиль вновь завоевывает сердца. В большей степени европейские, в меньшей — наши, но тенденция его возвращения — очевидна.
Цель исследования: изучить особенности развития текстиля в русском интерьере в эпоху модерна.
Обьект исследования: русский текстиль в эпоху модерн.
Предмет исследования: эпоха модерн.
Задачи исследовапния:
1. Рассмотреть особенности стиля «Модерн».
2. Изучить ивановский текстиль как феномен промышленного дизайна россии.
3. Проанализировать растительный орнамент в художественной практике российского текстиля конца XIX - начала XX веков.
Методы исследования: теоритиечксий анализ литературы по проблеме исследования.
Оглавление
Введение 3
1.Особенности стиля «Модерн» 6
2. Текстильные орнаменты стиля модерн в России 10
3.Ивановский текстиль как феномен промышленного дизайна россии 12
4. Растительный орнамент в художественной практике российского текстиля конца XIX - начала XX веков 17
Заключение 22
Список литературы 24
Заключение
1. Для стиля модерн свойственна ориентация на органическое начало, художники черпали вдохновение из стилизации объектов флоры и фауны, таких как травы, листья, виноградная лоза, цветы, водоросли, бабочки, стрекозы, павлиньи перья. Формы в модерне уподоблены частям живого организма. Поэтому они растут как бы сами, завершаясь там, где естественно может завершиться процесс этого роста.
2. Над симметрией и даже над равновесием частей преобладает ритм. Вытянутые формы стульев, ваз, бокалов имеют, разумеется, и другой стимул, кроме идеи ритма, - тонкость, изгиб, изящество.
3. Стилизация позволяет модерну обращаться к разным историческим стилям, но смысл ее состоит в преувеличении, изменении, преображении образца. Стилизуются также природные мотивы
- набегающая волна, плавно изгибающийся растительный орнамент (удар бича), павлиньи перья, крылья бабочки, цветы, которые в дальнейшем служат элементом сложного орнаментального оформления.
Растительный орнамент эпохи модерн и в европейской, и в российской практике подарил художникам большие возможности для эксперимента. Однако, бесспорно и то, что «при всем многообразии орнаментальных решений, зависящих от фантазии художника, стиль модерн сохранил единую идеологическую направленность и художественную целостность», которая не потеряла актуальности в конце XIX - начале XX столетий. В Санкт- Петербургской художественно-промышленной Академии им. А.Л.Штиглица студенты кафедры художественного текстиля сегодня постигают орнаментальную бионику, открытую модерном; на занятиях по изучению биологических структур они исследуют внутреннее строение цветов, листьев, стеблей и т. д., прорисовывают детали, рассматривают под микроскопом структуры отдельных элементов, изучают их фактуру и поверхность. Вслед за У.Моррисом они стремятся трактовать функции растительного орнамента значительно шире и подарить ему органичную художественную целостность не только внутри самой орнаментальной системы, но и во взаимодействии с тканью, с предметом и т.д. Одновременно в текстильных композициях широко используется прошлая практика единения традиций и экспериментального поиска, имевшая в России особую судьбу. В целом же интерес современного художественного текстиля к формообразующим возможностям растительного орнамента вновь и вновь стимулирует обращение исследовательского поиска к традициям модерна, которые продолжают жить, трансформироваться и обретать новое творческое осмысление в XXI веке.
Знание и использование этих принципов на практике поможет добиться дизайнеру наилучших результатов при проектировании изделий с использованием мотивов исторического стиля модерн.
Список литературы
1. Альфонс Муха / пер. с англ.; под ред. Сары Муха. - М.: ООО «Магма», 2006. - 160 с.
2. Верижникова Т.Ф. Творчество Уильяма Морриса. Кандидатская диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Л., 1973.
3. Борисова Е.А., Стернин Г.Ю. Русский модерн. М., 1990.
4. Бесчастнов Н.П.Изображение растительных мотивов. М., 2004.
5. Бирюкова Н.Ю. Шпалеры // Историзм в России. Стиль и эпоха в декоративном искусстве. Каталог выставки. СПб., 1996, с. 350.
6. Борисова Е.А., Стернин Г.Ю. Русский модерн. М.: Советский художник, 1990. - 359 с.
7. Бесчастнов Н. Уроки народного ткачества//Декоративное искусство № 7, 1968, с. 10.
8. Балдин К.Е., Семененко А.М. Иваново. История исовременность. Иваново: Ивановская газета, 1996.204 с.
9. Зелинг Ш. Мода: Век модельеров: 1900 - 1999: Энциклопедический словарь / Ш. Зелинг. - Konemann, 2000. - 656 с.: ил.
10. 100% Иваново. Агитационный текстиль 1920-х -1930-х годов из собрания Ивановского государственного историко-краеведческого музея им. Д.Г Бурылина: альбом. Издательская программа: Интерроса, 2010. Ч. 1. 476 с.
11. Иваново-Вознесенская губерния. Краткий обзор природы, населения, экономики и истории: сборник документов и материалов. Иваново- Вознесенск: ОСНОВА, 1929. 188 с.
12. Ивановские ситцы: альбом / Авт. - сост. Е.В. Арсеньева. Л.: Художник РСФСР, 1983. 216 с.
13. Каминская Н.М. История костюма: Учеб. пособие / Н. М. Каминская. - 2-е изд., перераб. - М.: Легпромбытиздат, 1986. - 168с.
14. Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830-1910-х годов. М.: Искусство, 1979. -400 с.
15. Ковалева О.В. О.Уайльд и стиль модерн : дис. ... канд. фил. наук : 10.01.03. - Москва, 2001. - 241 с.
16. Коржуева, А. Р. Принципы и методы проектирования текстильного рисунка стиля модерн. Западноевропейский и отечественный опыт: Дис... канд. искусств.: 17.00.06М., 2006. - 15 с.
17. Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов, тт.1,2. - АО «Академия моды»,- 1996
18. Морозова И. Ткани модерна //Декоративное искусство, № 2. 1977, с. 47.
19. Мак Коркордейл Ч. Убранство жилого интерьера от античности до наших дней. М., 1990.
20. Макаров К.А. Эстетика Морриса и судьбы декоративного искусства России. - В кн.: Эстетика Морриса и современность. - М., 1987.
5. Розенталь Р., Ратцка X. История прикладного искусства нового времени.-М., 1971.
6.
Рудин Н.Г. Художественное оформление тканей. - М., 1964.Сарабьянов Д. В. Модерн: История стиля : Альбом / Сарабьянов Д.В. - М. : Галар, 2001. - 344 с
21. Сарабьянов Д.В. К определению стиля модерн. В кн.: Советское искусствознание-78, второй выпуск. - М., 1979.
Скворцова И.В. Искусство шали в русской праздничной культуре. СПб., 2010, с. 124.
22. Скворцова И.А. Стравинский и новый стиль (Черты модерна в русском периоде творчества) //Московская школа. Взгляд из XXI в. / ГМПИ им. М.М. Ипполитова- Иванова. М., 2004. - С. 21-26.
23. Скворцова И.В. Искусство шали в русской праздничной культуре. СПб, 2010.
24. Харди У Путеводитель по стилю Ар Нуво М.:АСТ- Пресс, 1999г.
25.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
660 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149284 Курсовой работы — поможем найти подходящую