отлично
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Введение
Популярность мифа об Осирисе и Исиде в Древнем Египте и в греко-римское время объясняется необычайной живучестью и, можно сказать, актуальной универсальностью и «человечностью» мифологических образов и моделей, лежащих в основе легенды об Осирисе. Это история об убийстве доброго брата злым, благого правителя коварным и нечестивым, история преданной жены, история любящей матери и ее сына, история отмщения сына за убийство своего отца и торжества законного наследника над узурпатором.
Миф об Осирисе и Исиде не был забыт вплоть до средневековья, откуда потом перешел в эпоху возрождения и в новое время (также со своей спецификой интерпретации). Культ Исиды сохранялся на острове Филэ до времени Юстиниана (537 г.), и после официального запрещения еще практиковался местными жителями; в Италии, судя по словам поэта Рутилия Намациана, праздник «нахождения» Осириса отмечался еще в 417 г.
Как вселенская богиня-мать Исида пользовалась широкой популярностью в эпоху Эллинизма не только в Египте, где ее культ и таинства процветали в Александрии, но и во всем Средиземноморье. Хорошо известны ее храмы в Библе, Афинах, Помпеях, Риме. Позже, святилища и мистерии Исиды были широко распространены и в других городах Римской империи, среди которых выделялся храм в Лютеции. В знаменитом произведении античного автора Апулея «Метаморфозы» описываются церемонии инициации в служители богини, хотя их полное символическое содержание так и остается загадкой. В римское время Исида намного превзошла своей популярностью культ Осириса и стала серьезной соперницей становления раннего христианства.
Таким образом, можно сделать вывод о значимости образа Исиды в римское время, к которому относится фрагмент росписи с изображением, атрибутированным как жрец с систром.
В данной работе будет выдвинута и сделана попытка доказать гипотезу о том, что на сохранившемся фрагменте изображена богиня Исида с систром – её традиционным атрибутом.
Недостаточная исследованность указанного фрагмента росписи, хранящегося в ГМИИ им. А.С. Пушкина определяет актуальность данной работы.
Предмет исследования – культ Исиды.
Объект исследования – отражение образа Исиды на фрагменте росписи с изображением, атрибутированным как жрец с систром.
Цель работы – проанализировать особенности иконографии Исиды в искусстве.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать особенности культа Исиды.
2. Проанализировать развитие иконографии образа Исиды.
3. Атрибутировать фрагмент росписи с изображением жреца с систром.
Методы исследования. Сравнительный, иконографический анализ.
Анализ источников и литературы. В древнеегипетских текстах нет записи осирической легенды, нет единого, последовательного и связного изложения всех сюжетов этого мифа. В нашем распоряжении имеются многочисленные отрывочные упоминания и намеки на мифологические эпизоды, которые рассеяны в самых разнообразных древнеегипетских религиозных текстах. Комплекс документов, перечисленных некоторыми исследователями , можно считать достаточно полным, хотя и не исчерпывающим.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Иконография образа Исиды 9
Глава 2. Атрибуты культа Исиды 20
Заключение 23
Список литературы 25
Приложение 29
Заключение
В заключение необходимо сделать вывод по выдвинутой гипотезе. В ходе данного исследования было выявлено, что систр является традиционным атрибутом не только жрецов Исиды, но и самой богини.
В периоде, к которому относится фрагмент росписи - I в. - на крышах Римских храмах располагали статуи богов, жрец - служитель, но не божество. Этот факт так же позволяет сделать вывод о том, что на росписи изображена именно статуя Исиды.
В первой главе данной курсовой подробно рассматриваются вопросы культа Исиды в Древнем Египте и Древнем Риме, что позволяет утверждать факт значимости и почитаемости богини Исиды в рассматриваемое время. В эпоху Плутарха была весьма популярна именно эта ипостась образа Исиды — мистическая и магическая, связанная с колдовством и чарами. Все эти античные представления подпитывались от египетской традиции. Плутарх, однако, делает акцент на другом аспекте облика Исиды — именно на ее причастности к знанию. Имя Исиды, по мнению Плутарха, говорит о том, что богине присуще знание и способность познавать. Ни одно египетское божество (за исключением Сераписа) не получило такой широкой популярности в греко-римском мире, как Исида. Как вселенская богиня-мать Исида пользовалась широкой популярностью в эпоху Эллинизма, особенно со времени эллинизма. В греко-римском мире ее называли «та, у которой тысячи имен». Позже с помощью влияния Рима и Греции на новую религию, христианство, она вошла под культом Мадонны и в христианский мир.
Позднегреческая и римская иконография Исиды предполагают именно темный цвет одежды, который изображен на фрагменте росписи. При этом, красный цвет систра на росписи можно рассматривать как символ крови Исиды. Желтый цвет крыши на изображении ассоциируется с золотом, которым повелевает Исида как символом нетленности.
На основании изложенных фактов можно атрибутировать изображение на фрагменте росписи не как жреца, а именно саму богиню Исиду с систром.
Список литературы
1. Антее Р. Мифология в древнем Египте // Мифологии древнего мира. Пер. с англ. Под ред. В.А. Якобсона. М., 1977. С. 55-121.
2. Ассман Я. Египет: Теология и благочестие ранней цивилизации. М., 1999.
3. Бадж У. Египетская религия. Египетская магия. М., 1996.
4. Бадж У. Легенды о египетских богах. М., 1997.
5. Брестед Д., Тураев Б. История Древнего Египта. Минск, 2003.
6. Бычков В.В. Эстетика поздней античности. 11-1П века. М., 1981.
7. Гладкий В.Д. Древний мир: Энциклопедический словарь. Т.1. Донецк, 1996.
8. Гомбрих Э. История искусства. - М., 1998.
9. Грейвс Р. Мифы древней Греции. М., 1992.
10. Гузик М.А. Культура Древнего Востока. М., 1997.
11. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. СПб., 1994.
12. Захаров A.A. Молитвы к Исиде (К Охуг.Рар. №1380) // Ученые записки Института истории РАНИОН. М., 1929. Т.З. С. 102-108.
13. История искусства зарубежных стран. Том I. - М., Издательство Академии художеств СССР, 1962.
14. История искусства. Первые цивилизации. М., 1998.
15. Коростовцев М.А. Писцы древнего Египта. СПб., 2001.
16. Коростовцев М.А. Религия древнего Египта. М., 1976.
17. Косидовский З. Когда солнце было богом. М., 1991.
18. Котрелл Л. Во времена фараонов. М., 1982.
19. Культура древнего Египта. М., 1976.
20. Курциус Л. Египетский храм / История архитектуры. - М., 1935.
21. Лапис И. А., Матье М. Э. Древнеегипетская скульптура в собрании Государственного Эрмитажа. - М., 1969.
22. Лурье И. М.: Матье М. Э. Культура и искусство Древнего Египта: Путеводитель по выставке Государственного Эрмитажа. - М. - Л., 1952.
23. Любимов Л. Искусство древнего мира. - М., Просвещение, 1980.
24. Матье М. Э. Из истории семьи и рода в Древнем Египте, - ВДИ, 1954, № 3, стр. 73.
25. Матье М. Э. Эрмитажная скульптурная группа Аменемхеба. - Древний мир, М., 1962, стр. 144-150.
26. Матье М.Э. Избранные труды по мифологии и идеологии древнего Египта. М., 1996.
27. Матье М.Э. Искусство Древнего Египта // Искусство Древнего Востока. М., 1968. С. 5–36.
28. Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. М., 1958.
29. Мертц Б. Древний Египет: храмы, гробницы, иероглифы. М., 2003.
30. Мертц Б. Красная земля, черная земля. Древний Египет: легенды и факты. М., 2003.
31. Мифы в искусстве старом и новом. СПб., 1993.
32. Мифы народов мира. Энциклопедия, том I. - М., Рос. Энциклопедия, 1994.
33. Мифы народов мира. Энциклопедия, том II. - М., Рос. Энциклопедия, 1994.
34. Морэ Э. Цари и боги Египта. - М., Алетейа, 1998.
35. Павлов В. В. Скульптурный портрет в Древнем Египте, М., 1937.
36. Павлов В. В. Египетская скульптура в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Малая пластика, М., 1949.
37. Павлов В. В. Очерки по искусству Древнего Египта, М., 1936.
38. Павлов В.В. Образы прекрасного. М., 1979.
39. Павлова О.И. Амон Фиванский: ранняя история культа. М., 1984.
40. Популярная художественная энциклопедия, том I. - М., “Советская энциклопедия”, 1986.
41. Популярная художественная энциклопедия, том II. - М., “Советская энциклопедия”, 1986.
42. Поэзия и проза древнего Востока. М., 1973.
43. Рубинштейн Р.И. Загадки пирамид. М., 1966.
44. Сказки и повести древнего Египта. Под ред. И.Г. Лившица. Л., 1979.
45. Солодовников Ю.А. Человек в мировой художественной культуре. М., 2001.
46. Струве В.В. Манефон и его время. СПб., 2003.
47. Торшилов Д.О. Античная мифография: мифы и единство действия. СПб., 1999.
48. Трубецкой С.Н. Философия Плутарха // Плутарх. Исида и Осирис. Киев, 1996. Приложение II. С. 230-250.
49. Тураев Б. А. Египетская литература, М., 1920.
50. Тураев Б.А. Бог Тот. СПб., 2002.
51. Тураев Б.А. Египетская литература. СПб., 2000.
52. Уколова В.И. Поздний Рим. Пять портретов. М., 1992.
53. Фараон Хуфу и чародеи. Сказки, повести, поучения древнего Египта. Под ред. И.С. Кацнельсона. М., 1958.
54. Холл Д. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Введение
Популярность мифа об Осирисе и Исиде в Древнем Египте и в греко-римское время объясняется необычайной живучестью и, можно сказать, актуальной универсальностью и «человечностью» мифологических образов и моделей, лежащих в основе легенды об Осирисе. Это история об убийстве доброго брата злым, благого правителя коварным и нечестивым, история преданной жены, история любящей матери и ее сына, история отмщения сына за убийство своего отца и торжества законного наследника над узурпатором.
Миф об Осирисе и Исиде не был забыт вплоть до средневековья, откуда потом перешел в эпоху возрождения и в новое время (также со своей спецификой интерпретации). Культ Исиды сохранялся на острове Филэ до времени Юстиниана (537 г.), и после официального запрещения еще практиковался местными жителями; в Италии, судя по словам поэта Рутилия Намациана, праздник «нахождения» Осириса отмечался еще в 417 г.
Как вселенская богиня-мать Исида пользовалась широкой популярностью в эпоху Эллинизма не только в Египте, где ее культ и таинства процветали в Александрии, но и во всем Средиземноморье. Хорошо известны ее храмы в Библе, Афинах, Помпеях, Риме. Позже, святилища и мистерии Исиды были широко распространены и в других городах Римской империи, среди которых выделялся храм в Лютеции. В знаменитом произведении античного автора Апулея «Метаморфозы» описываются церемонии инициации в служители богини, хотя их полное символическое содержание так и остается загадкой. В римское время Исида намного превзошла своей популярностью культ Осириса и стала серьезной соперницей становления раннего христианства.
Таким образом, можно сделать вывод о значимости образа Исиды в римское время, к которому относится фрагмент росписи с изображением, атрибутированным как жрец с систром.
В данной работе будет выдвинута и сделана попытка доказать гипотезу о том, что на сохранившемся фрагменте изображена богиня Исида с систром – её традиционным атрибутом.
Недостаточная исследованность указанного фрагмента росписи, хранящегося в ГМИИ им. А.С. Пушкина определяет актуальность данной работы.
Предмет исследования – культ Исиды.
Объект исследования – отражение образа Исиды на фрагменте росписи с изображением, атрибутированным как жрец с систром.
Цель работы – проанализировать особенности иконографии Исиды в искусстве.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать особенности культа Исиды.
2. Проанализировать развитие иконографии образа Исиды.
3. Атрибутировать фрагмент росписи с изображением жреца с систром.
Методы исследования. Сравнительный, иконографический анализ.
Анализ источников и литературы. В древнеегипетских текстах нет записи осирической легенды, нет единого, последовательного и связного изложения всех сюжетов этого мифа. В нашем распоряжении имеются многочисленные отрывочные упоминания и намеки на мифологические эпизоды, которые рассеяны в самых разнообразных древнеегипетских религиозных текстах. Комплекс документов, перечисленных некоторыми исследователями , можно считать достаточно полным, хотя и не исчерпывающим.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Иконография образа Исиды 9
Глава 2. Атрибуты культа Исиды 20
Заключение 23
Список литературы 25
Приложение 29
Заключение
В заключение необходимо сделать вывод по выдвинутой гипотезе. В ходе данного исследования было выявлено, что систр является традиционным атрибутом не только жрецов Исиды, но и самой богини.
В периоде, к которому относится фрагмент росписи - I в. - на крышах Римских храмах располагали статуи богов, жрец - служитель, но не божество. Этот факт так же позволяет сделать вывод о том, что на росписи изображена именно статуя Исиды.
В первой главе данной курсовой подробно рассматриваются вопросы культа Исиды в Древнем Египте и Древнем Риме, что позволяет утверждать факт значимости и почитаемости богини Исиды в рассматриваемое время. В эпоху Плутарха была весьма популярна именно эта ипостась образа Исиды — мистическая и магическая, связанная с колдовством и чарами. Все эти античные представления подпитывались от египетской традиции. Плутарх, однако, делает акцент на другом аспекте облика Исиды — именно на ее причастности к знанию. Имя Исиды, по мнению Плутарха, говорит о том, что богине присуще знание и способность познавать. Ни одно египетское божество (за исключением Сераписа) не получило такой широкой популярности в греко-римском мире, как Исида. Как вселенская богиня-мать Исида пользовалась широкой популярностью в эпоху Эллинизма, особенно со времени эллинизма. В греко-римском мире ее называли «та, у которой тысячи имен». Позже с помощью влияния Рима и Греции на новую религию, христианство, она вошла под культом Мадонны и в христианский мир.
Позднегреческая и римская иконография Исиды предполагают именно темный цвет одежды, который изображен на фрагменте росписи. При этом, красный цвет систра на росписи можно рассматривать как символ крови Исиды. Желтый цвет крыши на изображении ассоциируется с золотом, которым повелевает Исида как символом нетленности.
На основании изложенных фактов можно атрибутировать изображение на фрагменте росписи не как жреца, а именно саму богиню Исиду с систром.
Список литературы
1. Антее Р. Мифология в древнем Египте // Мифологии древнего мира. Пер. с англ. Под ред. В.А. Якобсона. М., 1977. С. 55-121.
2. Ассман Я. Египет: Теология и благочестие ранней цивилизации. М., 1999.
3. Бадж У. Египетская религия. Египетская магия. М., 1996.
4. Бадж У. Легенды о египетских богах. М., 1997.
5. Брестед Д., Тураев Б. История Древнего Египта. Минск, 2003.
6. Бычков В.В. Эстетика поздней античности. 11-1П века. М., 1981.
7. Гладкий В.Д. Древний мир: Энциклопедический словарь. Т.1. Донецк, 1996.
8. Гомбрих Э. История искусства. - М., 1998.
9. Грейвс Р. Мифы древней Греции. М., 1992.
10. Гузик М.А. Культура Древнего Востока. М., 1997.
11. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. СПб., 1994.
12. Захаров A.A. Молитвы к Исиде (К Охуг.Рар. №1380) // Ученые записки Института истории РАНИОН. М., 1929. Т.З. С. 102-108.
13. История искусства зарубежных стран. Том I. - М., Издательство Академии художеств СССР, 1962.
14. История искусства. Первые цивилизации. М., 1998.
15. Коростовцев М.А. Писцы древнего Египта. СПб., 2001.
16. Коростовцев М.А. Религия древнего Египта. М., 1976.
17. Косидовский З. Когда солнце было богом. М., 1991.
18. Котрелл Л. Во времена фараонов. М., 1982.
19. Культура древнего Египта. М., 1976.
20. Курциус Л. Египетский храм / История архитектуры. - М., 1935.
21. Лапис И. А., Матье М. Э. Древнеегипетская скульптура в собрании Государственного Эрмитажа. - М., 1969.
22. Лурье И. М.: Матье М. Э. Культура и искусство Древнего Египта: Путеводитель по выставке Государственного Эрмитажа. - М. - Л., 1952.
23. Любимов Л. Искусство древнего мира. - М., Просвещение, 1980.
24. Матье М. Э. Из истории семьи и рода в Древнем Египте, - ВДИ, 1954, № 3, стр. 73.
25. Матье М. Э. Эрмитажная скульптурная группа Аменемхеба. - Древний мир, М., 1962, стр. 144-150.
26. Матье М.Э. Избранные труды по мифологии и идеологии древнего Египта. М., 1996.
27. Матье М.Э. Искусство Древнего Египта // Искусство Древнего Востока. М., 1968. С. 5–36.
28. Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. М., 1958.
29. Мертц Б. Древний Египет: храмы, гробницы, иероглифы. М., 2003.
30. Мертц Б. Красная земля, черная земля. Древний Египет: легенды и факты. М., 2003.
31. Мифы в искусстве старом и новом. СПб., 1993.
32. Мифы народов мира. Энциклопедия, том I. - М., Рос. Энциклопедия, 1994.
33. Мифы народов мира. Энциклопедия, том II. - М., Рос. Энциклопедия, 1994.
34. Морэ Э. Цари и боги Египта. - М., Алетейа, 1998.
35. Павлов В. В. Скульптурный портрет в Древнем Египте, М., 1937.
36. Павлов В. В. Египетская скульптура в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Малая пластика, М., 1949.
37. Павлов В. В. Очерки по искусству Древнего Египта, М., 1936.
38. Павлов В.В. Образы прекрасного. М., 1979.
39. Павлова О.И. Амон Фиванский: ранняя история культа. М., 1984.
40. Популярная художественная энциклопедия, том I. - М., “Советская энциклопедия”, 1986.
41. Популярная художественная энциклопедия, том II. - М., “Советская энциклопедия”, 1986.
42. Поэзия и проза древнего Востока. М., 1973.
43. Рубинштейн Р.И. Загадки пирамид. М., 1966.
44. Сказки и повести древнего Египта. Под ред. И.Г. Лившица. Л., 1979.
45. Солодовников Ю.А. Человек в мировой художественной культуре. М., 2001.
46. Струве В.В. Манефон и его время. СПб., 2003.
47. Торшилов Д.О. Античная мифография: мифы и единство действия. СПб., 1999.
48. Трубецкой С.Н. Философия Плутарха // Плутарх. Исида и Осирис. Киев, 1996. Приложение II. С. 230-250.
49. Тураев Б. А. Египетская литература, М., 1920.
50. Тураев Б.А. Бог Тот. СПб., 2002.
51. Тураев Б.А. Египетская литература. СПб., 2000.
52. Уколова В.И. Поздний Рим. Пять портретов. М., 1992.
53. Фараон Хуфу и чародеи. Сказки, повести, поучения древнего Египта. Под ред. И.С. Кацнельсона. М., 1958.
54. Холл Д. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
660 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149284 Курсовой работы — поможем найти подходящую