отлично
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Введение
Существенные преобразования, которые произошли в политической и экономической сферах современного российского общества, не могли не оказать свое влияние на сфере культуры. В новых условиях подверглись изменениям как театр, так и зритель. Как показали исследования , среди современного населения весьма много таких людей, которые отвергают серьезные духовные ценности, для них свойственны общественная пассивность и отсутствие социальной ответственности. Культурные потребности при этом отошли на второй план, большинство российского населения озабочено насущной проблемой выживания, преобладают домашние, весьма пассивные формы проведения свободного времени. Преодоление существующих сегодня острых противоречий в духовной жизни нашей страны требует также мобилизации практически всех внутренних сил нашего общества, максимального применения самых различных факторов, непосредственно влияющих на развитие личности. Одним из важнейших в этом плане является искусство, а в его числе - театр.
Но сегодня общение с театральным искусством постепенно становится более поверхностным, ослабевает его развивающая и неизменно усиливается развлекательно - релаксационная роль. Если несколько десятилетий назад театр был лидером общественной мысли, то в настоящее время для зрителей театр в первую очередь воспринимается как место отдыха.
Сегодня появились новая форма организации театрального дела. Работники театра в настоящее время получили большую свободу творчества, а также самовыражения. Все это оказало существенное влияние на взаимодействие театра и зрителя.
Все выше сказанное делает рассмотрение темы «Театр и зритель. Типы взаимодействия сегодня» актуальным.
Целью данной работы является выявление особенностей взаимодействия театра и зрителя на современном этапе. Названная цель реализуется путем постановки и осуществление следующих задач:
- рассмотреть взаимодействие театра и зрителя как культурное явление;
- описать особенности социального взаимодействия театра и зрителя;
- выявить типы современного взаимодействия театра и зрителя.
Объект исследования – театральное искусство на современном этапе.
Объект исследования – специфика современного взаимодействия театра и зрителя.
Особый вклад в раскрытие данной темы внесли такие исследователи, как М. Герман, Н.В. Григорьянц, Г.Г. Дадамян, В.Н. Дмитриевский, А.В. Захаров, О.С. Копалова, Т. Марченко, М.М. Смирнова, А. Юберсфельд и др.
Практическую основу составили такие пьесы, как пьеса И. Вырыпаева «Кислород», спектакль «Трехгрошовая опера» в современной постановке К. Серебренникова, постановка Ирины Латынниковой по пьесе Е. Исаевой «Я боюсь любви», музыкальная комедия Карима Тинчурина «Голубая шаль», спектакль-экскурсия «Балтийские витальеры в поисках клада», спектакль «Поллианна», постановки самарского фестиваля театрального искусства «Пластилиновый дождь».
Методы исследования: анализ публикаций по данной теме, анализ театральных постановок, метод сравнения и сопоставления, метод синтеза полученной информации.
Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Театр и зритель: специфика взаимодействия на современном этапе 5
1.1.Взаимодействие театра и зрителя как культурное явление 5
1.2.Особенности социального взаимодействия театра и зрителя 8
Глава 2. Типы современного взаимодействия театра и зрителя 12
2.1. Зритель как свидетель 12
2.2.Интеактивность системы «актер – зритель» 16
2.3. Зритель как участник действия 25
Заключение 29
Список литературы 30
Заключение
Рассматривая взаимодействие между театром и зрителем можно отметить, что современные художественные практики зритель воспринимает как особую модель реальности. При этом театральное взаимодействие театра и зрителя представляет собой многосоставное образование, которое включает в себя не только многообразные элементы, но также и ряд находящихся в единстве, взаимодействующих между собой процессов коммуникации.
Та коммуникация, которая осуществляется в театре, имеет непосредственное отношение к культурной коммуникации, так как именно в театре происходит обмен культурной информацией.
Анализ пьесы «Кислород» И. Вырыпаева зрителя, как «зритель – свидетель», в котором зритель выступает в роли свидетеля интерпретации современной действительности на театральной сцене.
Изучение спектакля «Трехгрошовая опера» в современной постановке К. Серебренникова и постановки Ирины Латынниковой по пьесе Е. Исаевой под названием «Я боюсь любви» показало, что в этом случае имело место интреактивное общение актеров со зрительным залом. При этом именно вербальный элемент театрального интерактива в большей мере отражает особенности коммуникации современной культуры и современного театра.
Изучение музыкальной комедии Карима Тинчурина «Голубая шаль», санкт-петербургского спектакля-экскурсии «Балтийские витальеры в поисках клада», а также спектакль «Поллианна», поставленный в Театре юных зрителей им. А.А. Брянцева и постановки самарского фестиваля театрального искусства «Пластилиновый дождь» показали, что зритель из созерцателя превращается в активного участника. Актеры и зрители не разделены сценой, а находятся словно бы по одну сторону действия.
Особенностью современного взаимодействие театра и зрителя является преобладание «включенности» зрителя в театральное действия.
Список литературы
1. Вырыпаев, И. Кислород [Текст] / И. Вырыпаев // Документальный театр. Пьесы. – М., 2004. – С. 110 - 121.
2. Герман, М. Театральное пространство – событие [Текст] / М. Герман // Театроведение Германии: система координат. сб. стат. / сост. Э. Фишер-Лихте, А.Чепунов. - СПб.: «Балтийские сезоны», 2004. – С. 73 - 80.
3. Гирц, К. «Насыщенное описание»: в поисках интерпретативной теории культуры [Текст] / К. Гирц // Интерпретация культур. – М., 2004. – C. 25 - 27.
4. Григорьянц, Н.В. Театральный интерактив как модель коммуникации современной культуры [Текст] / Н.В. Григорьянц // Вестник Томского государственного университета. – 2014. – № 383. – С. 73–77.
5. Дадамян, Г.Г. Театр между прошлым и будущим [Текст] / Г.Г. Дадамян. – М. : ГИТИС, 1989. – 124 с.
6. Дмитриевский, В.Н. Основы социологии театра: История, теория, практика [Текст]: учеб. пособие / В.Н. Дмитриевский. - М. : ГИТИС, 2004. 116 с.
7. Захаров, А.В. Массовое общество и культура в России: социально-типологический анализ [Текст] / А.В. Захаров // Вопр. философии. – 2003. – № 9. – С. 3 – 16.
8. Кастинг на мечту [Электронный ресурс]. – Режим доступа: nezabarom.ua. – Загл. с экрана. – (Дата просмотра – 30.08.2015). Кастинг на мечту [Электронный ресурс]. – Режим доступа: nezabarom.ua. – Загл. с экрана. – (Дата просмотра – 30.08.2015).
9. Копалова, О.С. Взаимодействие актеров и зрителей во время спектакля [Текст] / О.С. Копалова // Уральская школа молодых социологов: сб. тезисов науч. работ студентов и аспирантов. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 1998. - С. 65-67.
10. Копалова, О.С. Театр и зритель: институциональные аспекты взаимодействия [Текст]: автореф. … канд. социологич. наук / О.С. Копалова. – Екатеринбург. – 2001. – 24 c.
11. Копалова, О.С. Театр как социальный институт [Текст] / О.С. Копалова // Проблемы общественного развития в зеркале социологии и экономики. Тезисы докладов III межрегиональной научной конференции. – Екатеринбург: Изд-во Урал, гос. проф.-пед. ун-та, 2000. – С. 110-112.
12. Мамаладзе, М. Театр катастрофического сознания [Текст] / М. Мамаладзе // НЛО. – 2005. - № 3 (73).- С. 280 - 310.
13. Марченко, Т. Искусство быть зрителем [Текст] / Т. Марченко. – М. : Знание, 1996. – 234 с.
14. Рецензия на «Пластилин» [Текст] / В. Сигарева [Электронный ресурс]. – Режим доступа: // http://www.proza.ru/. – Загл. с экрана. – (Даа просмотра – 20.07.2015).
15. Смирнова, М.М. Проблемы содержательности театральных форм (Спектакль как тип общения «сцена-зал») [Текст]: автореф. дисс...канд.искусствоведения / М.М. Смирнова. – СПб., 1994. – С. 12.
16. Спектакли Санкт-Петербурга [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kudago.com/. – Загл. с экрана. – (Дата просмотра – 30.08.2015).
17. Татарский театр покажет в Уфе пьесу норвежского авангардиста и сказку Гоцци [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mkset.ru/. – Загл. с экрана. – (Дата просмотра – 30.08.2015).
18. Юберсфельд, А. Читать театр – 2 [Текст] / А. Юберсфельд // Как всегда – об авангарде. – М. : ГИТИС, 1992. – 145 с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Введение
Существенные преобразования, которые произошли в политической и экономической сферах современного российского общества, не могли не оказать свое влияние на сфере культуры. В новых условиях подверглись изменениям как театр, так и зритель. Как показали исследования , среди современного населения весьма много таких людей, которые отвергают серьезные духовные ценности, для них свойственны общественная пассивность и отсутствие социальной ответственности. Культурные потребности при этом отошли на второй план, большинство российского населения озабочено насущной проблемой выживания, преобладают домашние, весьма пассивные формы проведения свободного времени. Преодоление существующих сегодня острых противоречий в духовной жизни нашей страны требует также мобилизации практически всех внутренних сил нашего общества, максимального применения самых различных факторов, непосредственно влияющих на развитие личности. Одним из важнейших в этом плане является искусство, а в его числе - театр.
Но сегодня общение с театральным искусством постепенно становится более поверхностным, ослабевает его развивающая и неизменно усиливается развлекательно - релаксационная роль. Если несколько десятилетий назад театр был лидером общественной мысли, то в настоящее время для зрителей театр в первую очередь воспринимается как место отдыха.
Сегодня появились новая форма организации театрального дела. Работники театра в настоящее время получили большую свободу творчества, а также самовыражения. Все это оказало существенное влияние на взаимодействие театра и зрителя.
Все выше сказанное делает рассмотрение темы «Театр и зритель. Типы взаимодействия сегодня» актуальным.
Целью данной работы является выявление особенностей взаимодействия театра и зрителя на современном этапе. Названная цель реализуется путем постановки и осуществление следующих задач:
- рассмотреть взаимодействие театра и зрителя как культурное явление;
- описать особенности социального взаимодействия театра и зрителя;
- выявить типы современного взаимодействия театра и зрителя.
Объект исследования – театральное искусство на современном этапе.
Объект исследования – специфика современного взаимодействия театра и зрителя.
Особый вклад в раскрытие данной темы внесли такие исследователи, как М. Герман, Н.В. Григорьянц, Г.Г. Дадамян, В.Н. Дмитриевский, А.В. Захаров, О.С. Копалова, Т. Марченко, М.М. Смирнова, А. Юберсфельд и др.
Практическую основу составили такие пьесы, как пьеса И. Вырыпаева «Кислород», спектакль «Трехгрошовая опера» в современной постановке К. Серебренникова, постановка Ирины Латынниковой по пьесе Е. Исаевой «Я боюсь любви», музыкальная комедия Карима Тинчурина «Голубая шаль», спектакль-экскурсия «Балтийские витальеры в поисках клада», спектакль «Поллианна», постановки самарского фестиваля театрального искусства «Пластилиновый дождь».
Методы исследования: анализ публикаций по данной теме, анализ театральных постановок, метод сравнения и сопоставления, метод синтеза полученной информации.
Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Театр и зритель: специфика взаимодействия на современном этапе 5
1.1.Взаимодействие театра и зрителя как культурное явление 5
1.2.Особенности социального взаимодействия театра и зрителя 8
Глава 2. Типы современного взаимодействия театра и зрителя 12
2.1. Зритель как свидетель 12
2.2.Интеактивность системы «актер – зритель» 16
2.3. Зритель как участник действия 25
Заключение 29
Список литературы 30
Заключение
Рассматривая взаимодействие между театром и зрителем можно отметить, что современные художественные практики зритель воспринимает как особую модель реальности. При этом театральное взаимодействие театра и зрителя представляет собой многосоставное образование, которое включает в себя не только многообразные элементы, но также и ряд находящихся в единстве, взаимодействующих между собой процессов коммуникации.
Та коммуникация, которая осуществляется в театре, имеет непосредственное отношение к культурной коммуникации, так как именно в театре происходит обмен культурной информацией.
Анализ пьесы «Кислород» И. Вырыпаева зрителя, как «зритель – свидетель», в котором зритель выступает в роли свидетеля интерпретации современной действительности на театральной сцене.
Изучение спектакля «Трехгрошовая опера» в современной постановке К. Серебренникова и постановки Ирины Латынниковой по пьесе Е. Исаевой под названием «Я боюсь любви» показало, что в этом случае имело место интреактивное общение актеров со зрительным залом. При этом именно вербальный элемент театрального интерактива в большей мере отражает особенности коммуникации современной культуры и современного театра.
Изучение музыкальной комедии Карима Тинчурина «Голубая шаль», санкт-петербургского спектакля-экскурсии «Балтийские витальеры в поисках клада», а также спектакль «Поллианна», поставленный в Театре юных зрителей им. А.А. Брянцева и постановки самарского фестиваля театрального искусства «Пластилиновый дождь» показали, что зритель из созерцателя превращается в активного участника. Актеры и зрители не разделены сценой, а находятся словно бы по одну сторону действия.
Особенностью современного взаимодействие театра и зрителя является преобладание «включенности» зрителя в театральное действия.
Список литературы
1. Вырыпаев, И. Кислород [Текст] / И. Вырыпаев // Документальный театр. Пьесы. – М., 2004. – С. 110 - 121.
2. Герман, М. Театральное пространство – событие [Текст] / М. Герман // Театроведение Германии: система координат. сб. стат. / сост. Э. Фишер-Лихте, А.Чепунов. - СПб.: «Балтийские сезоны», 2004. – С. 73 - 80.
3. Гирц, К. «Насыщенное описание»: в поисках интерпретативной теории культуры [Текст] / К. Гирц // Интерпретация культур. – М., 2004. – C. 25 - 27.
4. Григорьянц, Н.В. Театральный интерактив как модель коммуникации современной культуры [Текст] / Н.В. Григорьянц // Вестник Томского государственного университета. – 2014. – № 383. – С. 73–77.
5. Дадамян, Г.Г. Театр между прошлым и будущим [Текст] / Г.Г. Дадамян. – М. : ГИТИС, 1989. – 124 с.
6. Дмитриевский, В.Н. Основы социологии театра: История, теория, практика [Текст]: учеб. пособие / В.Н. Дмитриевский. - М. : ГИТИС, 2004. 116 с.
7. Захаров, А.В. Массовое общество и культура в России: социально-типологический анализ [Текст] / А.В. Захаров // Вопр. философии. – 2003. – № 9. – С. 3 – 16.
8. Кастинг на мечту [Электронный ресурс]. – Режим доступа: nezabarom.ua. – Загл. с экрана. – (Дата просмотра – 30.08.2015). Кастинг на мечту [Электронный ресурс]. – Режим доступа: nezabarom.ua. – Загл. с экрана. – (Дата просмотра – 30.08.2015).
9. Копалова, О.С. Взаимодействие актеров и зрителей во время спектакля [Текст] / О.С. Копалова // Уральская школа молодых социологов: сб. тезисов науч. работ студентов и аспирантов. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 1998. - С. 65-67.
10. Копалова, О.С. Театр и зритель: институциональные аспекты взаимодействия [Текст]: автореф. … канд. социологич. наук / О.С. Копалова. – Екатеринбург. – 2001. – 24 c.
11. Копалова, О.С. Театр как социальный институт [Текст] / О.С. Копалова // Проблемы общественного развития в зеркале социологии и экономики. Тезисы докладов III межрегиональной научной конференции. – Екатеринбург: Изд-во Урал, гос. проф.-пед. ун-та, 2000. – С. 110-112.
12. Мамаладзе, М. Театр катастрофического сознания [Текст] / М. Мамаладзе // НЛО. – 2005. - № 3 (73).- С. 280 - 310.
13. Марченко, Т. Искусство быть зрителем [Текст] / Т. Марченко. – М. : Знание, 1996. – 234 с.
14. Рецензия на «Пластилин» [Текст] / В. Сигарева [Электронный ресурс]. – Режим доступа: // http://www.proza.ru/. – Загл. с экрана. – (Даа просмотра – 20.07.2015).
15. Смирнова, М.М. Проблемы содержательности театральных форм (Спектакль как тип общения «сцена-зал») [Текст]: автореф. дисс...канд.искусствоведения / М.М. Смирнова. – СПб., 1994. – С. 12.
16. Спектакли Санкт-Петербурга [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kudago.com/. – Загл. с экрана. – (Дата просмотра – 30.08.2015).
17. Татарский театр покажет в Уфе пьесу норвежского авангардиста и сказку Гоцци [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mkset.ru/. – Загл. с экрана. – (Дата просмотра – 30.08.2015).
18. Юберсфельд, А. Читать театр – 2 [Текст] / А. Юберсфельд // Как всегда – об авангарде. – М. : ГИТИС, 1992. – 145 с.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
1 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
660 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149284 Курсовой работы — поможем найти подходящую