отлично
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Все музеи мира существуют и работают ради посетителей. Эти учреждения должны не только просвещать и информировать людей, но также повышать их культурный уровень и духовно обогащать. Эффективность музейной деятельности зависит от множества социально-экономических и даже политических факторов, в том числе и от количества посетителей.
Для того чтобы привлечь людей на выставки, заинтересовать неординарными экспозициями необходимо всесторонне изучить аудиторию музеев. Ведь построить грамотную стратегию продвижения в массы культурного досуга можно, лишь имея представление о том, кто посещает эти учреждения культуры.
В эпоху IT-технологий данный вопрос является актуальным, как никогда. Музеи сейчас вынуждены конкурировать с другими видами массового досуга, что заставляет их учитывать особенности современных людей, совмещая научно-просветительскую деятельность с веяниями времени.
Актуальность исследования заключается еще и в том, что существует настоятельная необходимость определения эффективности инновационных методик, применяемых в последние годы для изучения музейной аудитории.
Объект исследования: методы изучения музейного посетителя
Предмет исследования: история исследований музейной аудитории
Целью курсовой работы является выявления основных различий в методике исследования музейного посетителя с помощью сравнения применяемых методов в изучении музейной аудитории в СССР и России.
Цель реализуется решением следующих задач:
1. Определить понятие музейной аудитории
2. Провести обзор методов, применяемых в изучении музейной аудитории в советское время.
3. Определить инновационные подходы в исследованиях музейного посетителя в современной России
При выполнении работы применялись аналитический и сравнительно-исторический методы научного познания. Объектом исследования является изучение музейной аудитории в социологическом аспекте. А предметом изысканий – формирование представлений о посетителях этих учреждений культуры, их запросах и потребностях с исторической точки зрения.
Введение 3
Глава 1. Характеристика музейной аудитории 5
1.1 Параметры музейного посетителя 5
1.2 Методы исследования музейной аудитории 13
1.3 Классификация аудитории в зависимости от категории музея 22
Глава 2 Динамика музейной аудитории в историческом аспекте 25
2.1 Влияние советской идеологии на изучение музейной аудитории 25
2.2 Музейный бум в СССР 1960-70-х годов 29
2.3 Инновационные методы изучения музейного посетителя 34
Заключение 38
Список литературы 40
Приложения 43
Итак, проведя всесторонний анализ методов изучения музейной аудитории, можно сделать следующие выводы.
Музейная аудитория – это социальная общность людей, которые не только посещают музеи, но и проявляют интерес данной форме культурного досуга, получают новые знания. Это совокупность посетителей, в отношении которых музеи реализуют свою просветительскую и развивающую функцию.
Музейная аудитория характеризуется в соответствии с присущими ей социально-демографическими параметрами, такими как пол, возраст, уровень образования, место жительства. Учет особенностей различных категорий посетителей, ориентация на расширение аудитории – вот источники качественных показателей культурно-образовательной деятельности каждого музея.
Выделяют следующие основные критерии определения музейной аудитории: реальная и потенциальная; постоянная и традиционная, а также новая.
Как показывают социологические исследования, многие музейные работники не точно понимают мотивы интереса аудитории к выставкам и экспозициям.
Изучение различных сторон музейной деятельности осуществляется с использованием целого комплекса методов. Среди них выделяют: опрос посетителей и местных жителей; опрос музейных работников и экспертов; визуальные наблюдения; а также анализ музейной документации.
Метод сбора данных, используемый при проведении исследования, должен соответствовать роду информации, которую необходимо получить.
Советская идеология оказала огромное влияние на развитие практически всех отраслей культуры и науки, в том числе и на изучение музейной аудитории.
Одним из главных усовершенствований в деле управления музейной сетью стало создание объединений музеев, централизованных музейных систем.
Изменение отношения общества к вопросам охраны и использования памятников истории и культуры привело к возникновению новой группы учреждений культуры – музеев-заповедников.
Государство вкладывало средства в музейное строительство, считая музеи мощным средством идеологического воздействия на население.
Истинную эффективность деятельности музея, его востребованность и популярность среди населения невозможно определять только на основе количества посещений. Поэтому при изучении музейной аудитории всегда важно выяснять у посетителей их впечатление от экспозиции, выставки, работы экскурсовода.
Новые технологии начали активно применяться в музейном деле в результате сокращения бюджетного финансирования и поиска новых путей привлечения посетителей в условиях экономического кризиса. В последнее десятилетие во многих музеях были созданы специальные отделы маркетинга, задача которых состоит в увеличении количества посетителей.
Информационные технологии позволяют разрабатывать новые методики изучения музейной аудитории. Например, на сайтах музеев можно организовывать мини-опросы виртуальных посетителей. Они не должны содержать много вопросов, но вполне способны дать общее представление о культурных потребностях и интересах потенциальной аудитории музеев.
1. Актуальные проблемы музейного строительства: Музей и посетитель. – М., 1979. – (Тр. / НИИ культуры; 85).
2. Актуальные проблемы музейного строительства: (Музей и посетитель). – М., 1981. – (Тр. / НИИ культуры; 101).
3. Вопросы истории музейного дела в СССР. – Вып. 7. – М., 1962. – (Сб. науч. тр. / НИИ музееведения).
4. Вопросы массовой научно-просветительной работы музеев – М., 1961 – (Тр. /НИИ музееведения)
5. Вопросы социологического исследования в области музееведения: Музей и посетитель. – М., 1978. – (Тр. / НИИ культуры; 65).
6. Гнедовский М.Б. Музейная аудитория // Сов. музей. – 1986. – № 4.
7. Гнедовский М. Что такое музейный маркетинг? // Мир музея. – 1995. – № 4, 5.
8. Изучение музейного зрителя / Под ред. Л. Розенталя. – М., 1928.
9. Кобылина А.М. К методике изучения юного посетителя музея // Сов. музей. – 1935. –№ 1.
10. Кобылина А.М. Итоги семинара по методике изучения юного посетителя // Сов. музей. – 1935. – № 4.
11. Коваль М.Ю. Об одном социально-психологическом исследовании в музее // Музейное дело в СССР: Актуальные проблемы совершенствования музейной экспозиции. – М., 1982.
12. Коваль М.Ю. Об изучении обратной связи // Сов. музей. – 1983. – № 1.
13. Ломунова А.К. Воспитание музейной культуры посетителя: Конспект лекций / Всесоюз. ин-т повышения квалификации работников культуры. – М., 1988.
14. Лурье В.Г. Из истории массовой работы музеев, 1945–1967 гг.: (Ист. очерк). // // Вопросы массовой работы музеев. – М., 1972.
15. Музей и власть. Ч. 1: Гос. политика в области музейного дела (XVIII–XX вв.) / НИИ культуры. – М., 1991.
16. Музей и посетитель. – М., 1975. – (Тр. / НИИ культуры; Вып. 33).
17. Музей и посетитель. – М., 1976. – Вып. 2. – (Тр. / НИИ культуры; 43).
18. Невский В.А. Советский музей в цифрах // Сов. музей. – 1935. – № 3.
19. Овсянникова С.А. Художественные музеи Петербурга и Москвы второй пол. ХIХ – нач. ХХ века (Эрмитаж, Третьяковская галерея, Русский музей) // Тр. НИИ Музееведения. М., 1962. Вып. VII.
20. Пеш Д. Маркетинг в музеях? // Мир музея. – 1993. – № 5.
21. Пищулин Ю.П., Равикович Д.А. Музейная аудитория (к постановке вопроса) // Музей и современность. Проблемы совершенствования музейного дела. - М., 1977. - С. 144-148. - (Труды/НИИ культуры, т. 59).
22. Поздняков Н.Н. Педологические извращения в работе по изучению юного посетителя музея // Сов. музей. – 1936. – № 5.
23. Поздняков Н.И. Политехнический музей и его научно-просветительная деятельность (1872–1917) // История музейного дела: Сб. ст. – Вып. 1. – М., 1957.
24. Посетители // Museum. – 1993. – № 4.
25. Проблемы совершенствования музейного дела: (Музей и современность). – М., 1977. – (Тр. / НИИ культуры; 59).
26. Разгон А.М. Предварительный музейный съезд – итоги развития музейного дела в России // Музей и власть. Ч. 2: Из жизни музеев. – М., 1991. – (Сб. науч. тр. / НИИ культуры).
27. Рафиенко Л.С. Из истории изучения посетителей в 1920–1930 гг. // Вопросы экскурсионной работы. – М., 1973.
28. Розенталь Л.В. Учет состава музейных зрителей (опыт Третьяковской галереи) // Сов. музей. – 1931. – № 4.
29. Самсонов Ю. Социологическое исследование в музее // Актуальные проблемы музейного дела РСФСР. – М., 1978. – (Сб. науч. тр. / Музей Революции СССР).
30. Соболева Е. Музейный маркетинг, спонсорство и паблик рилейшнз: опыт немецких музеев // Мир музея. – 1994. – № 4.
31. Социолог в музее. – М., 1988. – (Музейное дело и охрана памятников: Экспресс-информ. / ГБЛ: НИО Информкультура; Вып. 4).
32. Цикл занятий «Музей и дети» в Политехническим музее // Ребенок в музее (Социол. и психол.-пед. аспекты) / Рос. ин-т культурологии. – М., 1993. – Гл. 3.
33. Шаповаленко И.В. Формирование образов исторических явлений у детей младшего школьного возраста (опыт экспериментального исследования) // Воспитание подрастающего поколения в музее: теория, методика, практика. – М., 1989. – (Сб. науч. тр. / НИИ культуры).
34. Шуцкая Г. Дом бояр Романовых // Сов. музей. – 1992. – № 5.
35. Явления художественной жизни в зеркале общественного мнения. Вып. 2: Итоги социологических исследований 1989 г. / НИИ культуры. – М., 1990.
36. http://pandia.ru/text/77/28/96531.php
37. http://mkrf.ru/upload/mkrf/mkdocs2012/14_11_2012_3.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Все музеи мира существуют и работают ради посетителей. Эти учреждения должны не только просвещать и информировать людей, но также повышать их культурный уровень и духовно обогащать. Эффективность музейной деятельности зависит от множества социально-экономических и даже политических факторов, в том числе и от количества посетителей.
Для того чтобы привлечь людей на выставки, заинтересовать неординарными экспозициями необходимо всесторонне изучить аудиторию музеев. Ведь построить грамотную стратегию продвижения в массы культурного досуга можно, лишь имея представление о том, кто посещает эти учреждения культуры.
В эпоху IT-технологий данный вопрос является актуальным, как никогда. Музеи сейчас вынуждены конкурировать с другими видами массового досуга, что заставляет их учитывать особенности современных людей, совмещая научно-просветительскую деятельность с веяниями времени.
Актуальность исследования заключается еще и в том, что существует настоятельная необходимость определения эффективности инновационных методик, применяемых в последние годы для изучения музейной аудитории.
Объект исследования: методы изучения музейного посетителя
Предмет исследования: история исследований музейной аудитории
Целью курсовой работы является выявления основных различий в методике исследования музейного посетителя с помощью сравнения применяемых методов в изучении музейной аудитории в СССР и России.
Цель реализуется решением следующих задач:
1. Определить понятие музейной аудитории
2. Провести обзор методов, применяемых в изучении музейной аудитории в советское время.
3. Определить инновационные подходы в исследованиях музейного посетителя в современной России
При выполнении работы применялись аналитический и сравнительно-исторический методы научного познания. Объектом исследования является изучение музейной аудитории в социологическом аспекте. А предметом изысканий – формирование представлений о посетителях этих учреждений культуры, их запросах и потребностях с исторической точки зрения.
Введение 3
Глава 1. Характеристика музейной аудитории 5
1.1 Параметры музейного посетителя 5
1.2 Методы исследования музейной аудитории 13
1.3 Классификация аудитории в зависимости от категории музея 22
Глава 2 Динамика музейной аудитории в историческом аспекте 25
2.1 Влияние советской идеологии на изучение музейной аудитории 25
2.2 Музейный бум в СССР 1960-70-х годов 29
2.3 Инновационные методы изучения музейного посетителя 34
Заключение 38
Список литературы 40
Приложения 43
Итак, проведя всесторонний анализ методов изучения музейной аудитории, можно сделать следующие выводы.
Музейная аудитория – это социальная общность людей, которые не только посещают музеи, но и проявляют интерес данной форме культурного досуга, получают новые знания. Это совокупность посетителей, в отношении которых музеи реализуют свою просветительскую и развивающую функцию.
Музейная аудитория характеризуется в соответствии с присущими ей социально-демографическими параметрами, такими как пол, возраст, уровень образования, место жительства. Учет особенностей различных категорий посетителей, ориентация на расширение аудитории – вот источники качественных показателей культурно-образовательной деятельности каждого музея.
Выделяют следующие основные критерии определения музейной аудитории: реальная и потенциальная; постоянная и традиционная, а также новая.
Как показывают социологические исследования, многие музейные работники не точно понимают мотивы интереса аудитории к выставкам и экспозициям.
Изучение различных сторон музейной деятельности осуществляется с использованием целого комплекса методов. Среди них выделяют: опрос посетителей и местных жителей; опрос музейных работников и экспертов; визуальные наблюдения; а также анализ музейной документации.
Метод сбора данных, используемый при проведении исследования, должен соответствовать роду информации, которую необходимо получить.
Советская идеология оказала огромное влияние на развитие практически всех отраслей культуры и науки, в том числе и на изучение музейной аудитории.
Одним из главных усовершенствований в деле управления музейной сетью стало создание объединений музеев, централизованных музейных систем.
Изменение отношения общества к вопросам охраны и использования памятников истории и культуры привело к возникновению новой группы учреждений культуры – музеев-заповедников.
Государство вкладывало средства в музейное строительство, считая музеи мощным средством идеологического воздействия на население.
Истинную эффективность деятельности музея, его востребованность и популярность среди населения невозможно определять только на основе количества посещений. Поэтому при изучении музейной аудитории всегда важно выяснять у посетителей их впечатление от экспозиции, выставки, работы экскурсовода.
Новые технологии начали активно применяться в музейном деле в результате сокращения бюджетного финансирования и поиска новых путей привлечения посетителей в условиях экономического кризиса. В последнее десятилетие во многих музеях были созданы специальные отделы маркетинга, задача которых состоит в увеличении количества посетителей.
Информационные технологии позволяют разрабатывать новые методики изучения музейной аудитории. Например, на сайтах музеев можно организовывать мини-опросы виртуальных посетителей. Они не должны содержать много вопросов, но вполне способны дать общее представление о культурных потребностях и интересах потенциальной аудитории музеев.
1. Актуальные проблемы музейного строительства: Музей и посетитель. – М., 1979. – (Тр. / НИИ культуры; 85).
2. Актуальные проблемы музейного строительства: (Музей и посетитель). – М., 1981. – (Тр. / НИИ культуры; 101).
3. Вопросы истории музейного дела в СССР. – Вып. 7. – М., 1962. – (Сб. науч. тр. / НИИ музееведения).
4. Вопросы массовой научно-просветительной работы музеев – М., 1961 – (Тр. /НИИ музееведения)
5. Вопросы социологического исследования в области музееведения: Музей и посетитель. – М., 1978. – (Тр. / НИИ культуры; 65).
6. Гнедовский М.Б. Музейная аудитория // Сов. музей. – 1986. – № 4.
7. Гнедовский М. Что такое музейный маркетинг? // Мир музея. – 1995. – № 4, 5.
8. Изучение музейного зрителя / Под ред. Л. Розенталя. – М., 1928.
9. Кобылина А.М. К методике изучения юного посетителя музея // Сов. музей. – 1935. –№ 1.
10. Кобылина А.М. Итоги семинара по методике изучения юного посетителя // Сов. музей. – 1935. – № 4.
11. Коваль М.Ю. Об одном социально-психологическом исследовании в музее // Музейное дело в СССР: Актуальные проблемы совершенствования музейной экспозиции. – М., 1982.
12. Коваль М.Ю. Об изучении обратной связи // Сов. музей. – 1983. – № 1.
13. Ломунова А.К. Воспитание музейной культуры посетителя: Конспект лекций / Всесоюз. ин-т повышения квалификации работников культуры. – М., 1988.
14. Лурье В.Г. Из истории массовой работы музеев, 1945–1967 гг.: (Ист. очерк). // // Вопросы массовой работы музеев. – М., 1972.
15. Музей и власть. Ч. 1: Гос. политика в области музейного дела (XVIII–XX вв.) / НИИ культуры. – М., 1991.
16. Музей и посетитель. – М., 1975. – (Тр. / НИИ культуры; Вып. 33).
17. Музей и посетитель. – М., 1976. – Вып. 2. – (Тр. / НИИ культуры; 43).
18. Невский В.А. Советский музей в цифрах // Сов. музей. – 1935. – № 3.
19. Овсянникова С.А. Художественные музеи Петербурга и Москвы второй пол. ХIХ – нач. ХХ века (Эрмитаж, Третьяковская галерея, Русский музей) // Тр. НИИ Музееведения. М., 1962. Вып. VII.
20. Пеш Д. Маркетинг в музеях? // Мир музея. – 1993. – № 5.
21. Пищулин Ю.П., Равикович Д.А. Музейная аудитория (к постановке вопроса) // Музей и современность. Проблемы совершенствования музейного дела. - М., 1977. - С. 144-148. - (Труды/НИИ культуры, т. 59).
22. Поздняков Н.Н. Педологические извращения в работе по изучению юного посетителя музея // Сов. музей. – 1936. – № 5.
23. Поздняков Н.И. Политехнический музей и его научно-просветительная деятельность (1872–1917) // История музейного дела: Сб. ст. – Вып. 1. – М., 1957.
24. Посетители // Museum. – 1993. – № 4.
25. Проблемы совершенствования музейного дела: (Музей и современность). – М., 1977. – (Тр. / НИИ культуры; 59).
26. Разгон А.М. Предварительный музейный съезд – итоги развития музейного дела в России // Музей и власть. Ч. 2: Из жизни музеев. – М., 1991. – (Сб. науч. тр. / НИИ культуры).
27. Рафиенко Л.С. Из истории изучения посетителей в 1920–1930 гг. // Вопросы экскурсионной работы. – М., 1973.
28. Розенталь Л.В. Учет состава музейных зрителей (опыт Третьяковской галереи) // Сов. музей. – 1931. – № 4.
29. Самсонов Ю. Социологическое исследование в музее // Актуальные проблемы музейного дела РСФСР. – М., 1978. – (Сб. науч. тр. / Музей Революции СССР).
30. Соболева Е. Музейный маркетинг, спонсорство и паблик рилейшнз: опыт немецких музеев // Мир музея. – 1994. – № 4.
31. Социолог в музее. – М., 1988. – (Музейное дело и охрана памятников: Экспресс-информ. / ГБЛ: НИО Информкультура; Вып. 4).
32. Цикл занятий «Музей и дети» в Политехническим музее // Ребенок в музее (Социол. и психол.-пед. аспекты) / Рос. ин-т культурологии. – М., 1993. – Гл. 3.
33. Шаповаленко И.В. Формирование образов исторических явлений у детей младшего школьного возраста (опыт экспериментального исследования) // Воспитание подрастающего поколения в музее: теория, методика, практика. – М., 1989. – (Сб. науч. тр. / НИИ культуры).
34. Шуцкая Г. Дом бояр Романовых // Сов. музей. – 1992. – № 5.
35. Явления художественной жизни в зеркале общественного мнения. Вып. 2: Итоги социологических исследований 1989 г. / НИИ культуры. – М., 1990.
36. http://pandia.ru/text/77/28/96531.php
37. http://mkrf.ru/upload/mkrf/mkdocs2012/14_11_2012_3.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
660 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149284 Курсовой работы — поможем найти подходящую