Для меня было важно, чтобы получилась действительно исследовательская работа, а не просто реферат. Автору спасибо - справился!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Введение
Актуальность темы. Вопрос положения и прав женщины всегда вызывал интерес как в обществе, так и среди исследователей самых различных дисциплин.
На протяжении истории в статусе женщины в обществе произошли значительные изменения, в настоящее время политическая, экономическая и социальная роль женщины заметно выросла. При этом вопросы о месте женщины в обществе, ее роли, основных функций, правах по-прежнему являются предметом дискуссий среди общественных, религиозных деятелей. Многие стереотипы, которые существуют в современном обществе, берут свое основание в прошлом, поэтому для более глубокого понимания необходимо изучение истории вопроса.
Актуальным представляется изучение истории древних обществ, исследования того, какова была роль женщины, имела ли она какие-либо права и, если имела, то каким образом они защищались. Интересным также представляется рассмотрение различий в правах и возможностях женщин, принадлежавшим к разным категориям древневосточного общества.
Законы Хаммурапи являются одним из самых ранних источников, по которым мы можем выявить особенности общества, государства и других аспектов жизни древнего Вавилона первой половины XVIII века до н.э. Они заметно повлияли на законодательство многих государств Древнего Востока в более поздние периоды. Законы Хаммурапи были обнаружены французским археологом Ж.Ж.М. Морганом в 1901-1902 годах в Сузах, на юго-западе Ирана. Здесь был найден базальтовый столб высотой 2,25 м., который относился к эпохе правления великого вавилонского царя Хаммурапи (XVIII в. до н.э.) Из этих законов мы можем найти довольно много информации о положении женщины в Древнем Вавилоне. В ряде статей сборника законов Хаммурапи рассматривается различные ситуации, связанные с положением женщины в семейно-брачных отношениях, прописываются ее имущественных права, права женщин, принадлежащих к разным социальным слоям.
Еще одним интересным собранием законов древней Месопотамии являются более поздние законы, которые были созданы в древней Ассирии в в период Среднеассирийского царства. Среднеассирийские законы были найдены немецкими учеными в процессе раскопок на месте древней столицы Ассирии – Ашшура, и датируются периодом между 1450 и 1250 гг. до н.э.
Значительная часть их рассматривает вопросы семейного права, уголовных преступлений, совершенных женщинами. Из них мы можем сделать выводы о положении женщины в древней Ассирии.
При подготовке работы были использованы монографии иностранных и отечественных востоковедов, посвященных истории древнего Вавилона и Ассирии, в которых затрагивается вопросы древневосточного права. В то же время работ, посвященных непосредственно положению женщины в древневосточном обществе, не так много. Можно отметить работу немецкого археолога Е. Вардимана, посвященную вопросам положения женщины Древнего мира. В целом же проблема положения женщины в обществе древней Месопотамии, как правило, рассматривается в рамках исследований древневосточного государства, общества и права .
Цель работы: исследовать особенности положение женщины древней Месопотамии на основании анализа законов Хаммурапи и Среднеассирийских законов.
Задачи работы:
• Проанализировать правовой статус женщины в Древнем Вавилоне по законам Хаммурапи;
• Проанализировать положение женщины в обществе Древней Ассирии по Среднеассирийским законам;
• Сопоставить положение и права женщин в древнем Вавилоне и Ассирии на основании законов Хаммурапи и Среднеассирийских законов.
Объект исследования: законы Хаммурапи и Среднеассирийские законы.
Предмет исследования: особенности положения женщины в древнем Вавилоне первой половины XVIII века до н.э. и в древней Ассирии в XV-XI веках до н.э.
Оглавление
Введение 3
1. Правовое положение женщины по законам Хаммурапи 6
1.2. Женщина в системе семейных отношений по законам Хаммурапи 6
1.2. Имущественные права женщин по законам Хаммурапи 12
1.3. Положение жриц 14
2. Правовое положение женщины по Среднеассирийским законам 17
2.1. Вопросы ответственности и наказания женщин за преступления по Среднеассирийским законам 17
2.2. Женщина в системе семейных отношений 20
3. Сравнительная характеристика положения женщины по законам Хаммурапи и Среднеассирийским законам 26
Заключение 31
Список использованной литературы и источников 33
Заключение
Таким образом, исходя из текста законов Хаммурапи и Среднеассирийских законов, можно сделать вывод о неравноправии женщины. При этом в оценках исследователей законов Хаммурапи можно найти разные точки зрения по вопросу положения женщины, от представления о женщине, как полной собственности мужчины, до достаточно высокой оценки того, каким образом была женщина защищена. В то же время, можно сказать, что в целом по законам Хаммурапи женщина была все же больше прав.
В отношении права развода по законам Хаммурапи мужчина имел полную свободу, у женщины же были ограниченные права. Для женщин было определено несколько причин развода, по которым она имела право его получить: супружеская измена мужа, плохое обращение, безосновательное обвинение в супружеской неверности и факт оставления им дома и местности проживания. В первых трех случаях это необходимо было варианты защиты прав больных, бесплодных женщин.
Моногамный брак был обычной практикой, но в то же время муж мог иметь дома несколько наложниц, стоящих в правовом отношении ниже старшей жены. Это были, как правило, рабыни, которые сохраняли свой рабский статус, но после смерти главы семьи их дети получали право на свободу. Например, если хозяин публично признавал детей, рожденных рабыней, своими детьми, то эти дети получали почти равные права с детьми законной жены на наследство и могли быть отпущены на свободу. В то же время, свободная женщина могла также получить статус рабыни в том случае, если она не содержит дом в надлежащем порядке, расточает имущество. В этом случае мужчина имел право жениться повторно.
Бездетная жена может дать мужу наложницу, оставаясь хозяйкой дома. Но и в этом случае у мужа есть право на развод, законные препятствия для развода для мужа отсутствуют, они существуют для жены.
Прелюбодеяние считалось преступлением, за которое следовала смертная казнь, и в древнем Вавилоне, и в Ассирии, при этом обращает на себя внимание степень жестокости наказания в Среднеассирийских законах.
Анализируя текст Среднеассирийских законов, следует отметить в целом большее бесправие женщины, здесь она выступает в том числе как вещь, меновая стоимость, залог. При этом, в отличие от законов Хаммурапи, меньше места уделяется защите прав женщины, фактически в статьях оценивается ее бесправие. Женщина не рассматривалась как субъект, она упоминается всюду как жена человека или дочь человека. Исключением здесь являются проститутки, вдовы, либо разведенные женщины, не нашедшие себе другого опекуна.
Женщина в обществе древней Месопотамии была, прежде всего, женой своего мужа, либо находилась в зависимости от отца или других родственников мужского пола. Она имела некоторые права на приданое, полученное от отца, также законы в той или иной степени защищают права женщин, оставшихся без содержания.
Список использованной литературы и источников
1. Баранова Н.С. Правовое положение женщин в Древнем Вавилоне // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ - № 2. – 2014 // http://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-polozhenie-zhenschin-v-drevnem-vavilone (проверено 10.05.2016)
2. Вардиман Е. Женщина в древнем мире. М.: Изд-во «Наука». Главная редакция восточной литературы, 1990. – 335 с.
3. Законы Хаммурапи // http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/hammurap.htm (проверено 10.05.2016)
4. История Востока. В 6 т. Т. 1. Восток в древности. – М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1997. – 688 с.
5. История государства и права Древнего Востока и античного мира: учебное пособие / Под общ. ред. Е.В. Суворова. – Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2015. – 116 с.
6. История Древнего мира. Древний Восток. Египет, Шумер, Вавилон, Западная Азия / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. – Мн.: Харвест, 1998. -832 с.
7. Кленгель-Брандт, Э. Путешествие в Древний Вавилон. М.: Изд-во «Наука» - Главная редакция восточной литературы, 1979. // http://coollib.com/b/227605/read#5 (проверено 10.05.2016)
8. Липин Л.А. Ассирийская патриархальная семья. Автореф. Дисс. К.и.н. М.: ИВ АН СССР, 1948.
9. Никитина А.Д. Правовая культура северной Месопотамии в доимперский период. М.: НОЧУВПО московский институт экономических преобразований, 2012. – 145 с
10. Саггс Г. Вавилон и Ассирия. Быт, религия, культура. М.: ЗАО Центрполиграф, 2004. – 234 с.
11. Саггс Г. Величие Вавилона. История древней цивилизации Междуречья / Пер. с англ. Л.А. Игоревского. М.: ЗАО Центрполиграф, 2012. – 463 с.
12. Среднеассирийские законы // http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/assyr.htm (проверено 10.05.2016)
13. Тураев Б. А. История Древнего Востока. Т. 1. - М.: Директ-Медиа, 2013. – 309 с.
14. Шарпен Д. Хаммурапи, царь Вавилона. М.: РГГУ, 2013. – 312 с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Введение
Актуальность темы. Вопрос положения и прав женщины всегда вызывал интерес как в обществе, так и среди исследователей самых различных дисциплин.
На протяжении истории в статусе женщины в обществе произошли значительные изменения, в настоящее время политическая, экономическая и социальная роль женщины заметно выросла. При этом вопросы о месте женщины в обществе, ее роли, основных функций, правах по-прежнему являются предметом дискуссий среди общественных, религиозных деятелей. Многие стереотипы, которые существуют в современном обществе, берут свое основание в прошлом, поэтому для более глубокого понимания необходимо изучение истории вопроса.
Актуальным представляется изучение истории древних обществ, исследования того, какова была роль женщины, имела ли она какие-либо права и, если имела, то каким образом они защищались. Интересным также представляется рассмотрение различий в правах и возможностях женщин, принадлежавшим к разным категориям древневосточного общества.
Законы Хаммурапи являются одним из самых ранних источников, по которым мы можем выявить особенности общества, государства и других аспектов жизни древнего Вавилона первой половины XVIII века до н.э. Они заметно повлияли на законодательство многих государств Древнего Востока в более поздние периоды. Законы Хаммурапи были обнаружены французским археологом Ж.Ж.М. Морганом в 1901-1902 годах в Сузах, на юго-западе Ирана. Здесь был найден базальтовый столб высотой 2,25 м., который относился к эпохе правления великого вавилонского царя Хаммурапи (XVIII в. до н.э.) Из этих законов мы можем найти довольно много информации о положении женщины в Древнем Вавилоне. В ряде статей сборника законов Хаммурапи рассматривается различные ситуации, связанные с положением женщины в семейно-брачных отношениях, прописываются ее имущественных права, права женщин, принадлежащих к разным социальным слоям.
Еще одним интересным собранием законов древней Месопотамии являются более поздние законы, которые были созданы в древней Ассирии в в период Среднеассирийского царства. Среднеассирийские законы были найдены немецкими учеными в процессе раскопок на месте древней столицы Ассирии – Ашшура, и датируются периодом между 1450 и 1250 гг. до н.э.
Значительная часть их рассматривает вопросы семейного права, уголовных преступлений, совершенных женщинами. Из них мы можем сделать выводы о положении женщины в древней Ассирии.
При подготовке работы были использованы монографии иностранных и отечественных востоковедов, посвященных истории древнего Вавилона и Ассирии, в которых затрагивается вопросы древневосточного права. В то же время работ, посвященных непосредственно положению женщины в древневосточном обществе, не так много. Можно отметить работу немецкого археолога Е. Вардимана, посвященную вопросам положения женщины Древнего мира. В целом же проблема положения женщины в обществе древней Месопотамии, как правило, рассматривается в рамках исследований древневосточного государства, общества и права .
Цель работы: исследовать особенности положение женщины древней Месопотамии на основании анализа законов Хаммурапи и Среднеассирийских законов.
Задачи работы:
• Проанализировать правовой статус женщины в Древнем Вавилоне по законам Хаммурапи;
• Проанализировать положение женщины в обществе Древней Ассирии по Среднеассирийским законам;
• Сопоставить положение и права женщин в древнем Вавилоне и Ассирии на основании законов Хаммурапи и Среднеассирийских законов.
Объект исследования: законы Хаммурапи и Среднеассирийские законы.
Предмет исследования: особенности положения женщины в древнем Вавилоне первой половины XVIII века до н.э. и в древней Ассирии в XV-XI веках до н.э.
Оглавление
Введение 3
1. Правовое положение женщины по законам Хаммурапи 6
1.2. Женщина в системе семейных отношений по законам Хаммурапи 6
1.2. Имущественные права женщин по законам Хаммурапи 12
1.3. Положение жриц 14
2. Правовое положение женщины по Среднеассирийским законам 17
2.1. Вопросы ответственности и наказания женщин за преступления по Среднеассирийским законам 17
2.2. Женщина в системе семейных отношений 20
3. Сравнительная характеристика положения женщины по законам Хаммурапи и Среднеассирийским законам 26
Заключение 31
Список использованной литературы и источников 33
Заключение
Таким образом, исходя из текста законов Хаммурапи и Среднеассирийских законов, можно сделать вывод о неравноправии женщины. При этом в оценках исследователей законов Хаммурапи можно найти разные точки зрения по вопросу положения женщины, от представления о женщине, как полной собственности мужчины, до достаточно высокой оценки того, каким образом была женщина защищена. В то же время, можно сказать, что в целом по законам Хаммурапи женщина была все же больше прав.
В отношении права развода по законам Хаммурапи мужчина имел полную свободу, у женщины же были ограниченные права. Для женщин было определено несколько причин развода, по которым она имела право его получить: супружеская измена мужа, плохое обращение, безосновательное обвинение в супружеской неверности и факт оставления им дома и местности проживания. В первых трех случаях это необходимо было варианты защиты прав больных, бесплодных женщин.
Моногамный брак был обычной практикой, но в то же время муж мог иметь дома несколько наложниц, стоящих в правовом отношении ниже старшей жены. Это были, как правило, рабыни, которые сохраняли свой рабский статус, но после смерти главы семьи их дети получали право на свободу. Например, если хозяин публично признавал детей, рожденных рабыней, своими детьми, то эти дети получали почти равные права с детьми законной жены на наследство и могли быть отпущены на свободу. В то же время, свободная женщина могла также получить статус рабыни в том случае, если она не содержит дом в надлежащем порядке, расточает имущество. В этом случае мужчина имел право жениться повторно.
Бездетная жена может дать мужу наложницу, оставаясь хозяйкой дома. Но и в этом случае у мужа есть право на развод, законные препятствия для развода для мужа отсутствуют, они существуют для жены.
Прелюбодеяние считалось преступлением, за которое следовала смертная казнь, и в древнем Вавилоне, и в Ассирии, при этом обращает на себя внимание степень жестокости наказания в Среднеассирийских законах.
Анализируя текст Среднеассирийских законов, следует отметить в целом большее бесправие женщины, здесь она выступает в том числе как вещь, меновая стоимость, залог. При этом, в отличие от законов Хаммурапи, меньше места уделяется защите прав женщины, фактически в статьях оценивается ее бесправие. Женщина не рассматривалась как субъект, она упоминается всюду как жена человека или дочь человека. Исключением здесь являются проститутки, вдовы, либо разведенные женщины, не нашедшие себе другого опекуна.
Женщина в обществе древней Месопотамии была, прежде всего, женой своего мужа, либо находилась в зависимости от отца или других родственников мужского пола. Она имела некоторые права на приданое, полученное от отца, также законы в той или иной степени защищают права женщин, оставшихся без содержания.
Список использованной литературы и источников
1. Баранова Н.С. Правовое положение женщин в Древнем Вавилоне // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ - № 2. – 2014 // http://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-polozhenie-zhenschin-v-drevnem-vavilone (проверено 10.05.2016)
2. Вардиман Е. Женщина в древнем мире. М.: Изд-во «Наука». Главная редакция восточной литературы, 1990. – 335 с.
3. Законы Хаммурапи // http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/hammurap.htm (проверено 10.05.2016)
4. История Востока. В 6 т. Т. 1. Восток в древности. – М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1997. – 688 с.
5. История государства и права Древнего Востока и античного мира: учебное пособие / Под общ. ред. Е.В. Суворова. – Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2015. – 116 с.
6. История Древнего мира. Древний Восток. Египет, Шумер, Вавилон, Западная Азия / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. – Мн.: Харвест, 1998. -832 с.
7. Кленгель-Брандт, Э. Путешествие в Древний Вавилон. М.: Изд-во «Наука» - Главная редакция восточной литературы, 1979. // http://coollib.com/b/227605/read#5 (проверено 10.05.2016)
8. Липин Л.А. Ассирийская патриархальная семья. Автореф. Дисс. К.и.н. М.: ИВ АН СССР, 1948.
9. Никитина А.Д. Правовая культура северной Месопотамии в доимперский период. М.: НОЧУВПО московский институт экономических преобразований, 2012. – 145 с
10. Саггс Г. Вавилон и Ассирия. Быт, религия, культура. М.: ЗАО Центрполиграф, 2004. – 234 с.
11. Саггс Г. Величие Вавилона. История древней цивилизации Междуречья / Пер. с англ. Л.А. Игоревского. М.: ЗАО Центрполиграф, 2012. – 463 с.
12. Среднеассирийские законы // http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/assyr.htm (проверено 10.05.2016)
13. Тураев Б. А. История Древнего Востока. Т. 1. - М.: Директ-Медиа, 2013. – 309 с.
14. Шарпен Д. Хаммурапи, царь Вавилона. М.: РГГУ, 2013. – 312 с.
| Купить эту работу vs Заказать новую | ||
|---|---|---|
| 1 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
|
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
| Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
| 660 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 147294 Курсовой работы — поможем найти подходящую