Для меня было важно, чтобы получилась действительно исследовательская работа, а не просто реферат. Автору спасибо - справился!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Исторические события происходят как во времени, так и в пространстве. Пространственные представления неразрывно связаны с историческими фактами, и понять историю цивилизаций, эпох, государств без сформированной географической компетенции невозможно. Историческое пространство содержит карты локально-исторических цивилизаций, динамику географических, экологических, этнических факторов развития человека и общества, изменение геополитической карты своей страны и мира.
Особое место для формирования пространственного мышления имеют исторические карты и контурные карты, помогающие в усвоении исторического материала. Именно на уроках истории познается карта как наглядное средство, как исторический источник, как средство развития мышления и пространственного представления. Однако учитель не может себе позволить каждый урок работать с картой или затрачивать на нее большое количество времени, что приводит к неправильной работе с исторической картой и нарушениям пространственных представлений обучающихся.
Тема данного исследования актуальна, так как разработанная внеурочная программа дает возможность учителю провести больше времени на объяснение работы с картой, коррекцию проблем учеников, что невозможно в полной мере осуществить на уроке. Более того, на данный момент на просторах Интернета представлено не много методических разработок по работе с исторической картой, а для 5 классов такая разработка вообще отсутствует.
Цель исследования – разработать программу внеурочной деятельности для 5 классов общеобразовательной школы с упором на развитие пространственного мышления посредством исторической карты.
Задачи исследования:
1. Изучить нормативно-правовую и научную литературу по данному вопросу, выделить актуальные проблемы и пути их решения.
2. Проанализировать методику, средства и приемы формирования пространственного мышления на уроках истории.
3. Познакомиться с теоретическим материалом по теме историческая карта.
4. Объединить полученные знания и на их основании разработать методическую программу внеурочной деятельности.
Объект – программа внеурочной деятельности по истории.
Предмет – развитие пространственного мышления посредством исторической карты на занятиях внеурочной деятельности по истории.
Теоретическая база. Научные источники включают в себя нормативно-правовые акты, например, ФГОС 2021 г. ООО, примерные образовательные программы по внеурочной деятельности. Также использовались учебные пособия, в которых отражалась информация о пространственном мышлении или исторических картах. Данной проблемой занимались многие ученые – М.Т. Студеникин, М.В. Короткова, Н.И. Ворожейкина, П.В. Гора, О.Ю. Стрелова и др. Помимо прочего были использованы примеры уже разработанных программ внеурочной деятельности по работе с картой, однако близкой к нашей проблеме и 5 классу не было обнаружено. В целом теоретическая база репрезентативная, однако немного устаревшая, так как часть трудов больше относится к советскому времени, а новейшие исследования зачастую публикуются в виде статей, а не монографий.
В данной работе используются такие общенаучные методы как анализ, синтез, обобщение, описание. В исследовании используются также специально-исторические методы: сравнительно-исторический, историко-системный.
Поставленные задачи определили структуру работы, которая состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников.
ВВЕДЕНИЕ 2
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 4
1.1. Название проекта 5
1.2. Ключевые слова: 5
1.3. Аннотация проекта 5
1.4. Целевая группа / и косвенные бенефициары 6
1.5. Проект предусматривает проведение экспедиций и/или полевых исследований 7
1.6. Срок реализации проекта 7
1.7. Объем финансирования 7
II. СОДЕРЖАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА 8
2.1. Цель проекта 8
2.2. Задачи проекта 8
2.3. Актуальность проекта 8
2.4. Анализ современного состояния исследований в данной области: 9
2.5. Предлагаемые подходы и методы, их обоснование для реализации цели и задачи проекта 11
2.6. Ожидаемые результаты реализации проекта и их научная и прикладная значимость 11
2.7.Общий план реализации проекта 12
III. ПРОЕКТНОЕ РЕШЕНИЕ 13
3.1. Пояснительная записка 13
3.2. Содержание программы 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 19
Работая над исследованием, мы пришли к выводу, что на данный момент тема развития пространственного мышления посредством исторической карты у обучающихся пятых классов актуальна, так как научная литература представлена, а вот методические рекомендации и методические разработки не многочисленны, более того конкретно для пятого класса отсутствуют.
В результате работы нам удалось разработать программу внеурочной деятельности, которая полностью выстроилась на основе работы с исторической и контурной картой, что позволит учителю углубить знания учеников по работе с данным наглядным средством, скорректировать ошибки, углубить знание по предмету, продолжить работу над формирование пространственного мышления. Программа построена в соответствие с ФГОС ООО, направлены на получение не только предметных, но и личностных и метапредметных результатов. В основу программы мы заложили системно-деятельностный подход, что также соответствует нормативно-правовой базе образования в РФ.
Предложенная программа позволяет ученикам проявить себя, развить творческие способности, мотивирует на познание нового, улучшает отношение к дисциплине «Всеобщая история» в целом, так как ученик начинает понимать свои ошибки и больше их не допускает.
Полученная программа внеурочной деятельности имеет новизну, поэтому ее можно использовать в различных общеобразовательных школах, либо использовать как основу для разработки подобных программ, но для 6-11 классов.
1. Ворожейкина Н. И. Формирование пространственных представлений учащихся в основной школе // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2004. – № 4. – С. 30–36.
2. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Методика преподавания истории в школе: практ. пособ. для учителей / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова; под ред. Е.Е. Вяземского. – М.: Владос, 2001. – 176 с.
3. Гора П. В. Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе / П.В. Гора. – М.: Просвещение, 1971. – 239 с.
4. Данилова Е.А., Артамонов М.А. Приемы формирования пространственного мышления учащихся на уроках истории через использование методов исторической географии // Преподавание истории в школах. – 2020. – № 9. – С. 60-63.
5. Короткова М. В. Наглядность на уроках истории / М.В. Короткова. – М.: Владос, 2000. – 175 с.
6. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях / М.В. Короткова, М.Т. Студеникин; под ред. М.Т. Студеникина. – М., 1999. – 191 с.
7. Манкевич Д.В. О специфике и перспективах использования интерактивных исторических карт в образовательном процессе // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. – 2013. – Вып. 11. –
С. 86-90.
8. Никулина Н.Ю. Методика преподавания истории в средней школе: Учебное пособие / Н.Ю. Никулина. – Калининград, 2000. – 93 с.
9. Стрелова О. Ю. Историческая карта как образ «своего» и «чужого» // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2002. – № 7. – С. 51–57.
10. Шоган В.В. Методика преподавания истории в школе: учеб. пособие / В.В. Шоган. – Ростов н/Д., 2007. – 475 с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Исторические события происходят как во времени, так и в пространстве. Пространственные представления неразрывно связаны с историческими фактами, и понять историю цивилизаций, эпох, государств без сформированной географической компетенции невозможно. Историческое пространство содержит карты локально-исторических цивилизаций, динамику географических, экологических, этнических факторов развития человека и общества, изменение геополитической карты своей страны и мира.
Особое место для формирования пространственного мышления имеют исторические карты и контурные карты, помогающие в усвоении исторического материала. Именно на уроках истории познается карта как наглядное средство, как исторический источник, как средство развития мышления и пространственного представления. Однако учитель не может себе позволить каждый урок работать с картой или затрачивать на нее большое количество времени, что приводит к неправильной работе с исторической картой и нарушениям пространственных представлений обучающихся.
Тема данного исследования актуальна, так как разработанная внеурочная программа дает возможность учителю провести больше времени на объяснение работы с картой, коррекцию проблем учеников, что невозможно в полной мере осуществить на уроке. Более того, на данный момент на просторах Интернета представлено не много методических разработок по работе с исторической картой, а для 5 классов такая разработка вообще отсутствует.
Цель исследования – разработать программу внеурочной деятельности для 5 классов общеобразовательной школы с упором на развитие пространственного мышления посредством исторической карты.
Задачи исследования:
1. Изучить нормативно-правовую и научную литературу по данному вопросу, выделить актуальные проблемы и пути их решения.
2. Проанализировать методику, средства и приемы формирования пространственного мышления на уроках истории.
3. Познакомиться с теоретическим материалом по теме историческая карта.
4. Объединить полученные знания и на их основании разработать методическую программу внеурочной деятельности.
Объект – программа внеурочной деятельности по истории.
Предмет – развитие пространственного мышления посредством исторической карты на занятиях внеурочной деятельности по истории.
Теоретическая база. Научные источники включают в себя нормативно-правовые акты, например, ФГОС 2021 г. ООО, примерные образовательные программы по внеурочной деятельности. Также использовались учебные пособия, в которых отражалась информация о пространственном мышлении или исторических картах. Данной проблемой занимались многие ученые – М.Т. Студеникин, М.В. Короткова, Н.И. Ворожейкина, П.В. Гора, О.Ю. Стрелова и др. Помимо прочего были использованы примеры уже разработанных программ внеурочной деятельности по работе с картой, однако близкой к нашей проблеме и 5 классу не было обнаружено. В целом теоретическая база репрезентативная, однако немного устаревшая, так как часть трудов больше относится к советскому времени, а новейшие исследования зачастую публикуются в виде статей, а не монографий.
В данной работе используются такие общенаучные методы как анализ, синтез, обобщение, описание. В исследовании используются также специально-исторические методы: сравнительно-исторический, историко-системный.
Поставленные задачи определили структуру работы, которая состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников.
ВВЕДЕНИЕ 2
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 4
1.1. Название проекта 5
1.2. Ключевые слова: 5
1.3. Аннотация проекта 5
1.4. Целевая группа / и косвенные бенефициары 6
1.5. Проект предусматривает проведение экспедиций и/или полевых исследований 7
1.6. Срок реализации проекта 7
1.7. Объем финансирования 7
II. СОДЕРЖАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА 8
2.1. Цель проекта 8
2.2. Задачи проекта 8
2.3. Актуальность проекта 8
2.4. Анализ современного состояния исследований в данной области: 9
2.5. Предлагаемые подходы и методы, их обоснование для реализации цели и задачи проекта 11
2.6. Ожидаемые результаты реализации проекта и их научная и прикладная значимость 11
2.7.Общий план реализации проекта 12
III. ПРОЕКТНОЕ РЕШЕНИЕ 13
3.1. Пояснительная записка 13
3.2. Содержание программы 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 19
Работая над исследованием, мы пришли к выводу, что на данный момент тема развития пространственного мышления посредством исторической карты у обучающихся пятых классов актуальна, так как научная литература представлена, а вот методические рекомендации и методические разработки не многочисленны, более того конкретно для пятого класса отсутствуют.
В результате работы нам удалось разработать программу внеурочной деятельности, которая полностью выстроилась на основе работы с исторической и контурной картой, что позволит учителю углубить знания учеников по работе с данным наглядным средством, скорректировать ошибки, углубить знание по предмету, продолжить работу над формирование пространственного мышления. Программа построена в соответствие с ФГОС ООО, направлены на получение не только предметных, но и личностных и метапредметных результатов. В основу программы мы заложили системно-деятельностный подход, что также соответствует нормативно-правовой базе образования в РФ.
Предложенная программа позволяет ученикам проявить себя, развить творческие способности, мотивирует на познание нового, улучшает отношение к дисциплине «Всеобщая история» в целом, так как ученик начинает понимать свои ошибки и больше их не допускает.
Полученная программа внеурочной деятельности имеет новизну, поэтому ее можно использовать в различных общеобразовательных школах, либо использовать как основу для разработки подобных программ, но для 6-11 классов.
1. Ворожейкина Н. И. Формирование пространственных представлений учащихся в основной школе // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2004. – № 4. – С. 30–36.
2. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Методика преподавания истории в школе: практ. пособ. для учителей / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова; под ред. Е.Е. Вяземского. – М.: Владос, 2001. – 176 с.
3. Гора П. В. Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе / П.В. Гора. – М.: Просвещение, 1971. – 239 с.
4. Данилова Е.А., Артамонов М.А. Приемы формирования пространственного мышления учащихся на уроках истории через использование методов исторической географии // Преподавание истории в школах. – 2020. – № 9. – С. 60-63.
5. Короткова М. В. Наглядность на уроках истории / М.В. Короткова. – М.: Владос, 2000. – 175 с.
6. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях / М.В. Короткова, М.Т. Студеникин; под ред. М.Т. Студеникина. – М., 1999. – 191 с.
7. Манкевич Д.В. О специфике и перспективах использования интерактивных исторических карт в образовательном процессе // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. – 2013. – Вып. 11. –
С. 86-90.
8. Никулина Н.Ю. Методика преподавания истории в средней школе: Учебное пособие / Н.Ю. Никулина. – Калининград, 2000. – 93 с.
9. Стрелова О. Ю. Историческая карта как образ «своего» и «чужого» // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2002. – № 7. – С. 51–57.
10. Шоган В.В. Методика преподавания истории в школе: учеб. пособие / В.В. Шоган. – Ростов н/Д., 2007. – 475 с.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
250 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149279 Курсовых работ — поможем найти подходящую