Для меня было важно, чтобы получилась действительно исследовательская работа, а не просто реферат. Автору спасибо - справился!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Актуальность. Иосиф Виссарионович Сталин – видный деятель большевистского движения в России, активный участник Октябрьской революции 1917 года, Генеральный секретарь Центрального Комитета Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков) в 1922-1953 гг. На период его правления СССР пришлась успешно проведённая индустриализация, коллективизация, культурная революция. Советский народ под началом Сталина одолел нацистских оккупантов в самой страшной войне в истории России – Великой Отечественной. Другая сторона периода его правления – жестокие репрессии конца 1930-х, жертвами которых стали сотни тысяч человек, в большинстве своём – безвинно.
По уровню дискуссионности своей персоны Сталин может сравниться с ещё одним советскимг генсеком – Михаилом Горбачёвым, так как историки оценивают его деятельность и положительно, и отрицательно. Менялось отношение к Сталину и в обществе. При жизни Сталина сложился культ его личности, характеризовавшийся безмерным почитанием его персоны. После смерти генсека отношение к его фигуре колебалось от сдержанного уважения до откровенной ненависти. Такие колебания нашли отражение и в учебниках истории для школ.
Период правления Сталина Советским Союзом неоднозначно и неполно представлен и в учебной литературе. В связи с разработкой общего унифицированного учебника по истории важно и необходимо, на наш взгляд, изучить, сопоставить и проанализировать образ И. Сталина в школьных учебниках истории разных эпох.
Анализ особеностей отображения личности Сталина в советских и российских учебниках истории разных эпох является целью данной работы. В этой связи будут поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать образ Сталина в учебниках истории времён культа личности.
2. Изучить особенности отображения личности Сталина в советских постсталинских учебниках истории.
3. Дать характеристику репрезентации Сталина в школьных учебниках новой России.
Объект исследования – отечественные учебники истории разных эпох. Предмет исследования – отображение образа Сталина в данных учебниках.
Историография. Проблема отображения образа Сталина в школьных учебниках истории в частности и в общественном сознании в частности не входила в орбиту интересов российских социологов вплоть до начала Перестройки и кардинального пересмотра на сталинскую эпоху. В советский период работ, посвященных Сталину, было мало, и они обычно описывали его жизнь и деятельность отрицательно, т.к. после доклада Н.С. Хрущева «О культе личности и его последствиях» , мнение о Сталине стало негативным. Но с приходом к власти Л.И. Брежнева негативное давление на историков ослабло, и образ Сталина в научке и публицистике стал положительным.
За последние 30 лет вышел ряд работ на тему отображения Сталина в обществе от таких авторов, как Р.А. Медведев , Ю.В. Емельянов , А.Б. Мартиросян , О. Хлевнюк и др. Они изучили жизнь И. В. Сталина с иных позиций, ведь в начале 1990-х были открыты архивы. Работы вышли не только в СССР и РФ, но и на Западе. Особый интерес представляют работы историков, писателей, журналистов Франции (А. Барбюс ), Англии (Р. Овери ), Германии (Й. Баберовский) , Бельгии (Ян Грей ), США (Р. Такер) . Авторы объективно подходили к жизни и деятельности И. В. Сталина.
Среди работ на тему отображения образа Сталина в учебниках истории особо выделяются работы Лыты , Кудрявцева , Ковригина , Павловец и др.
В качестве методов данного исследования использовались общенаучные методы, метод анализа вторичных данных. При изучении особенностей отображения образа Сталина в школьных учебниках в качетсве методических пособий применялис работы Ассмана , Хальбвакса , Ферро и пр.
Теоретическая и практическая значимость данной работы весьма высока. Её результаты могут быть использованы как в дальнейших исследованиях проблем отображения Сталина в учебниках истории, так и послужить основой для практических рекомендаций, связанных с изучением личности Сталина через призму взгляда новых поколений и изучения отображения советского периода в целом.
Гипотеза: каждая новая эпоха СССР и России привносила нечто новое в образ Сталина в школьных учебниках, и его оценка колебалась от безграничного восхваления до откровенной демонизации.
Новизна работы состоит в том, что впервые в российской социологии проводится анализ отображения образа Иосифа Сталина в школьных учебниках истории в столь протяжённых исторических рамках.
Структура работы. Работа состоит из содержания, введения, трёх глав, каждая из которых состоит из двух параграфов, заключения и списка использованных источников.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Отображение образа личности Сталина в учебниках истории эпохи культа личности…………………………………………………………………...6
1.1. Особенности культа личности Сталина…………………………………..6
1.2. Образ Сталина в учебниках истории 1930-1950-х……………………….8
Выводы по главе 1……………………………………………………………….11
2. Сталин в советских учебниках истории…………………………………13
2.1. Пересмотр роли Сталина в советской истории…………………………13
2.2. Отражение образа Сталина в учебниках истории 1960-1980-х………..15
Выводы по главе 2……………………………………………………………….18
3. «Отец народов» в учебниках истории новой России…………………...19
3.1. Отношение к Сталину в постсоветской России………………………...19
3.2. Иосиф Сталин и его образ в современных российских учебниках истории…………………………………………………………………………...20
Выводы по главе 3……………………………………………………………..26
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованных источников…………………………………………...31
По итогам данной работы можно сделат следующие выводы:
Впервые образ Иосифа Сталина в школьных учебниках истории был отображён ещё в годы его жизни. Все учебники истории эпохи культа личности занимались расхвалением Сталина, порой в ущерб исторической правдивости и объективности. Все достижения Сталина многократно преувиличивались, а недостатки и промахи либо замалчивались, либо описывались как результат действий вредителей и предателей. Дореволюционная биография Сталина преукрашивалась, упор делался на его активную деятельность в интересах и партии и мужественное претерпевание всех лишений со стороны царского режима. Тем не менее, несомненные заслуги Сталина в плане управления страной в годы Великой Отечественной войны и победа над нацистским Третьим Рейхом представлены достаточно объективно.
Сразу же после смерти Сталина и развенчания культа личности советские учебники истории подверглись деидеологизации. Прежние, «сталинские» учебники были признаны неподходящими для испоьзования в школах и заменены новыми, где упор делался уже на критику Сталина, в частности, за причастность к массовым репрессиям в целом и уничтожение сотен старых большевиков «ленинской гвардии» в частности. В годы Брежнева взгляд на личность Сталина в школьных учебниках стал более объективно-нейтральным. Из-за отсутствия каких-либо серьёзных оценок личности Сталина его образ в учебниках стал неполным, раскрытым в недостаточной степени.
Распад СССР и изменение ФГОСов по написанию учебников привёл к тому, что написанием учебников по истории для российских школ нередко занимались сомнительные зарубежные фонды, многие из которых, продвигая идею антисталинизма и антикоммунизма, мазали чёрной краской весь период сталинского правления. Активно критиковались и коллективизация ввиду якобы нового «закрепощения» советских крестьян, и индустриализации якобы на костях бесплатной рабочей силы, и провалы высшего командования и лично Сталина в годы Великой Отечественной войны. Однако наибольшую порцию критики в школьных учебниках 1990-х Сталин получал за годы «Большого террора» и массовые репрессии. Современные же учебники истории представляют наиболее объективный образ Сталина со всеми его достижениями и провалами. Все спорные аспекты отражены сравнительно честно, с учётом внутри- и внешнеполитической обстановки тех лет. При этом в нынешних учебниках отстутствует как огульное восхваление Сталина, так и его демонизация.
1. Абрамович И.Л. Воспоминания и взгляды: в 2 кн. Т. 1: Воспоминания. – Москва: КРУК-Престиж, 2004. – 282 с.
2. Антонов-Овсиенко А.В. Театр Иосифа Сталина. – Москва: Грэгорипэйдж, 2000. – 379 с.
3. Ануфриева Н.В. Оценка роли личности И.В. Сталина в современной исторической учебной литературе: к постановке вопроса // Actual Science. – 2016. – Т. 2. – №12. – С. 27-29.
4. Архангельский А. Н. [Электронный ресурс] // Преждевременное смыслоизвержение // Соцполитика: информационно-аналитический портал –http://www.socpolitika.ru/rus/social_policy_monitoring/comments/document6254shtml27.12.2007.htm (Дата обращения: 11.04.2022).
5. Ассман Я. Культурная память: письмо, память о прошлом и идентичность в высоких культурах. – Москва: Языки славянской культуры, 2004. – 368 с.
6. Баберовский Й. Выжженная земля. Сталинское царство насилия. – Москва: РОССПЭН: Политическая энциклопедия, 2014. – 486 с.
7. Базилевич К.В., Бахрушин С.В., Панкратова А.М., Фохт А.В. История СССР: учебник для 10 класса средней школы. – Москва: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1952. – 424 с.
8. Берхин И.Б. История СССР. Переходная эпоха от капитализма к социализму (1917-1937): учебное пособие для 9 класса. – Москва: Просвещение, 1972. – 240 с.
9. Бжезинский З. Тоталитарная диктатура и автократия. – Москва, 1992. – 786 с.
10. Борисов Ю.С., Курицын В.М., Хван Ю.С. Политическая система конца 20–30-х гг.: о Сталине и сталинизме // Историки спорят. – Москва: Политиздат, 1989. – С. 228-303.
11. Всемирная энциклопедия: Философия / Главн. научн. ред. и сост. А.А. Грицанов. – Москва: АСТ, Минск: Харвест, Совр. Литератор, 2001. – 1312 с.
12. Волобуев О.В., Карпачев С.П., Романов П.Н. История России начало XX – начало XXI века. 10 класс: учебник. – Москва: Дрофа, 2016. – 367 с.
13. Вяземский Е.Е. Становление и развитие системы школьного исторического образования в современной России: дисс. док. пед. наук. – Москва, 2004. – 445 с.
14. Горинов М.М., Горский А.А., Дайнес В.О. и др. История России с древности до наших дней: пособие для поступающих в вузы. – Москва: Высшая школа, 1994. – 335 с.
15. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. – Москва, 1995.
16. Грей Я. Сталин. – Москва: Интрдайджест, 1995. – 364 с.
17. Динамика отношения к Сталину. URL: https://www.levada.ru/2019/04/16/dinamikaotnosheniya-k-stalinu/ (Дата образения: 13.04.2022).
18. Дмитриенко В.П. и др. История Отечества. XX век. – Москва: Дрофа, 1995. – 635 с.
19. Долуцкий И.И. Отечественная история. XX век. Учебник для 10 класса средней школы. В 2 ч. Ч 2. – Москва: Мнемозина, 1994. – 445 с.
20. Дубровский А. М. Историк и власть: историческая наука в СССР и концепция истории феодальной России в контексте политики и идеологии (1930–1950-е гг.). – Брянск: БГУ, 2005. – С. 170–304.
21. Емельянов Ю.В. Сталин: Путь к власти. – Москва: Вече, 2003. – 476 с.
22. Емельянов, Ю.В. По страницам учебника сквозь дебри вымысла [Электронный ресурс] // Советская Россия. – 24 сентября. – 2009 http://www.sovross.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=56173.htm (Дата образения: 13.04.2022).
23. Жуковский С.Т., Жуковская И.Г. Россия в истории мировой цивилизации. IX–XX вв. – Москва: Школьная пресса, 2000. – 159 с.
24. Загладин Н.В., Петров Ю.А., История. Конец XIX – начало XXI века. 11 класс. Базовый уровень. – Москва: Русское слово, 2014. – 448 с.
25. Замковой В.И. Сталинизм: сталинская модель тоталитаризма. – Москва: ИМПЭ, 1995. – 40 с.
26. Зиновьев А.А. Сталин. Сталинская эпоха. Сталинизм // Конец предыстории человечества: социализм как альтернатива капитализму: Сб. мат. международ. науч.-практ. конф., 27-29 мая 2003 г. – Омск, 2004. – С. 207-215.
27. История Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков). Краткий курс. – Москва: Государственное социально-экономическое издательство, 1938. – 352 с.
28. История СССР (1938-1978): учеб. для 10 кл. под. ред. А.М. Кима. – Москва: Просвещение, 1980. – 250 с.
29. Казьмин Н.Д. ЦК КПСС о просмотре учебников для школ на предмет «проявления культа личности». Документ № 48 // Альманах «Россия. XX век». 12 марта 1956 г. https://www.alexanderyakovlev.org/almanah/inside/al manah-doc/1025380 (Дата образения: 13.04.2022).
30. Клокова Г.В. Российские учебники истории о великой отечественной войне // Преподавание истории и обществознания в школе – 2001. – № 1. – С. 38-43.
31. Крючков В.А. Личность и власть. – Москва: Просвещение, 2004. – 351 с.
32. Ковригин В.В. Отражение истории Второй мировой войны в содержании отечественного и зарубежного школьного исторического образования: дисс. канд. пед. наук. – Елец, 2008. – 152 с.
33. Кудрявцев В.Ю. Трансформация методических подходов к изучению исторической личности И.В. Сталина в учебниках истории: от культа личности до настоящего времени // Евразийский союз учёных. – 2020. – №5(74). – С. 29-34.
34. Кузнечевский В.Д. Без государственного взгляда на историю России Вторая мировая и Великая Отечественная войны в школьных учебниках истории https://histrf.ru/uploads/media/default/0001/26/32d6f12f9bca1d35a365b336be15111b3892c409.pdf (Дата образения: 13.04.2022).
35. Кулевиг Э. Народный протест в хрущевскую эпоху. Девять рассказов о неповиновении в СССР. Пер. с англ. – Москва: АИРО-XXI, 2009. – 206 с.
36. Куропаткин А. П. Новые веяния в идеологической пропаганде СССР в первые месяцы после смерти Сталина (на материалах передач союзного вещания) // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2010. – № 12. – C. 99 – 101.
37. Лацис О.Р. Сталин против Ленина // Осмыслить культ Сталина. – Москва: Прогресс, 1989. – С. 215–246.
38. Левада-центр [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.levada.ru/tag/stalin/ (дата обращения: 11.04.2022).
39. Левандовский А.А. История России. – Москва: Просвещение, 1997. – 382 с.
40. Линченко А.А., Иванов А.Г. «Живите тыщу лет, товарищ Сталин!..» Трансформация мифологии образов И.В. Сталина в современной российской исторической памяти // Диалог со временем. – 2017. – №59. – С. 116-135.
41. Лыта С.В. Биография И.В. Сталина в историографии и учебной литературе: в.к.р. – Екатеринбург, 2017. – 77 с.
42. Мартиросян А.Б. Сталин: биография вождя. – Москва: Вече, 2016. – 320 с.
43. Мартюшов Л.Н. И.В. Сталин: его место в истории // Вестник уральского института экономики, управления и права. – 2018. – №3. – С. 42-54.
44. Медведев Ж.А., Медведев Р.А. Неизвестный Сталин. – Москва: Время, 2007. – 752 с.
45. Михайлова А.Р. Культ личности как общественный феномен в Советском Союзе // Война и мир в Отечественной и мировой истории: матер. междунар. науч. конф.: в 2 т. – Санкт-Петербург, 27 марта 2020 года. Т. 2. – Санкт-Петербург: ФГБОУВО «СПбГУПТД», 2020. – С. 645-649.
46. Никифоров Ю.А. События великой отечественной войны на страницах новейших учебников по истории для средней школы. 1998 (МГОПУ) // История РУ: http://www.istorya.ru.htm (Дата обращения: 12.04.2022).
47. Овери Р. Сталин и Гитлер. – Москва: АСТ, 2015.– 719 с.
48. Огрызко В. Культура и власть от Сталина до Горбачёва // Рубрика в газете: Архивный беспредел. – 2019. – № 21, 07.06.2019.
49. Островский В.П., Уткин А.И. История России. XX век. 11 класс. Учебник для общеобразоват. учеб. заведений. 6-е изд., стереотип. – Москва: Дрофа, 2001. – 494 с.
50. Павловец М.Г. Апология сталинизма в постсоветских учебниках литературы // Логос. – 2017. – №5(120). – С. 65-86.
51. Сахибгоряев В.Х. Генезис мифологии о сталинизме // Северо-восточный научный журнал. – 2008. – №2. – С. 4-7.
52. Соловьёв С.М. Идеологические мифы в современных учебниках истории // Скепсис: Научно-просветительский журнал: http://scepsis.ru/library/id_2712.html.htm (Дата обращения: 14.04.2022).
53. Суходеев В.В. Военный гений Сталин. – Москва: Олма-Пресс, 2005. – 413 с.
54. Такер Р. Сталин – революционер Путь к власти. 1879-1929 / пер. с англ. Г.П. Бляблина. – Москва: Центрполиграф, 2012. – 507 с.
55. Федосов И.А., Берхин И.Б. История СССР. Учебник для 9 класса. – Москва: Просвещение 1982. – 324 с.
56. Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. – Москва: Высшая школа, 1992. – 350 с.
57. Хальбвакс М. Социальные рамки памяти. – Москва: Новое издательство, 2007. – 348 с.
58. Хлевнюк О.В. Сталин. Жизнь одного вождя: биография. – Москва: Corpus, 2015. – 461 с.
59. Хрущев Н.С. О культе личности и его последствиях // Известия ЦК КПСС. – 1989. – № 3. – С. 128-170.
60. Чураков Д. О. Учебники по истории XX века: вчера, сегодня... завтра? // Образовательный портал Слово: http://www.portalslovo.ru/history/39082.php.htm (Дата обращения: 14.04.2022).
61. Шадрин А.Ю. Об одной специфической рецензии на учебное пособие А.С. Барсенкова, А.И. Вдовина «История России. 1917-2009» // Россия и соотечественники. – 30.06.10. // http://www.russkie.org/index.php?module=fullitem&id=18918.htm (Дата обращения: 15.04.2022).
62. Шестаков А. В. Краткий курс истории СССР: учеб. для 3-4 кл. – Москва: Учпедгиз, 1937. – 224 с.
63. Barbusse H. Staline. Un monde nouveau vu à travers un homme. — Paris: Flammarion, 1935. — 321 p.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Актуальность. Иосиф Виссарионович Сталин – видный деятель большевистского движения в России, активный участник Октябрьской революции 1917 года, Генеральный секретарь Центрального Комитета Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков) в 1922-1953 гг. На период его правления СССР пришлась успешно проведённая индустриализация, коллективизация, культурная революция. Советский народ под началом Сталина одолел нацистских оккупантов в самой страшной войне в истории России – Великой Отечественной. Другая сторона периода его правления – жестокие репрессии конца 1930-х, жертвами которых стали сотни тысяч человек, в большинстве своём – безвинно.
По уровню дискуссионности своей персоны Сталин может сравниться с ещё одним советскимг генсеком – Михаилом Горбачёвым, так как историки оценивают его деятельность и положительно, и отрицательно. Менялось отношение к Сталину и в обществе. При жизни Сталина сложился культ его личности, характеризовавшийся безмерным почитанием его персоны. После смерти генсека отношение к его фигуре колебалось от сдержанного уважения до откровенной ненависти. Такие колебания нашли отражение и в учебниках истории для школ.
Период правления Сталина Советским Союзом неоднозначно и неполно представлен и в учебной литературе. В связи с разработкой общего унифицированного учебника по истории важно и необходимо, на наш взгляд, изучить, сопоставить и проанализировать образ И. Сталина в школьных учебниках истории разных эпох.
Анализ особеностей отображения личности Сталина в советских и российских учебниках истории разных эпох является целью данной работы. В этой связи будут поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать образ Сталина в учебниках истории времён культа личности.
2. Изучить особенности отображения личности Сталина в советских постсталинских учебниках истории.
3. Дать характеристику репрезентации Сталина в школьных учебниках новой России.
Объект исследования – отечественные учебники истории разных эпох. Предмет исследования – отображение образа Сталина в данных учебниках.
Историография. Проблема отображения образа Сталина в школьных учебниках истории в частности и в общественном сознании в частности не входила в орбиту интересов российских социологов вплоть до начала Перестройки и кардинального пересмотра на сталинскую эпоху. В советский период работ, посвященных Сталину, было мало, и они обычно описывали его жизнь и деятельность отрицательно, т.к. после доклада Н.С. Хрущева «О культе личности и его последствиях» , мнение о Сталине стало негативным. Но с приходом к власти Л.И. Брежнева негативное давление на историков ослабло, и образ Сталина в научке и публицистике стал положительным.
За последние 30 лет вышел ряд работ на тему отображения Сталина в обществе от таких авторов, как Р.А. Медведев , Ю.В. Емельянов , А.Б. Мартиросян , О. Хлевнюк и др. Они изучили жизнь И. В. Сталина с иных позиций, ведь в начале 1990-х были открыты архивы. Работы вышли не только в СССР и РФ, но и на Западе. Особый интерес представляют работы историков, писателей, журналистов Франции (А. Барбюс ), Англии (Р. Овери ), Германии (Й. Баберовский) , Бельгии (Ян Грей ), США (Р. Такер) . Авторы объективно подходили к жизни и деятельности И. В. Сталина.
Среди работ на тему отображения образа Сталина в учебниках истории особо выделяются работы Лыты , Кудрявцева , Ковригина , Павловец и др.
В качестве методов данного исследования использовались общенаучные методы, метод анализа вторичных данных. При изучении особенностей отображения образа Сталина в школьных учебниках в качетсве методических пособий применялис работы Ассмана , Хальбвакса , Ферро и пр.
Теоретическая и практическая значимость данной работы весьма высока. Её результаты могут быть использованы как в дальнейших исследованиях проблем отображения Сталина в учебниках истории, так и послужить основой для практических рекомендаций, связанных с изучением личности Сталина через призму взгляда новых поколений и изучения отображения советского периода в целом.
Гипотеза: каждая новая эпоха СССР и России привносила нечто новое в образ Сталина в школьных учебниках, и его оценка колебалась от безграничного восхваления до откровенной демонизации.
Новизна работы состоит в том, что впервые в российской социологии проводится анализ отображения образа Иосифа Сталина в школьных учебниках истории в столь протяжённых исторических рамках.
Структура работы. Работа состоит из содержания, введения, трёх глав, каждая из которых состоит из двух параграфов, заключения и списка использованных источников.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Отображение образа личности Сталина в учебниках истории эпохи культа личности…………………………………………………………………...6
1.1. Особенности культа личности Сталина…………………………………..6
1.2. Образ Сталина в учебниках истории 1930-1950-х……………………….8
Выводы по главе 1……………………………………………………………….11
2. Сталин в советских учебниках истории…………………………………13
2.1. Пересмотр роли Сталина в советской истории…………………………13
2.2. Отражение образа Сталина в учебниках истории 1960-1980-х………..15
Выводы по главе 2……………………………………………………………….18
3. «Отец народов» в учебниках истории новой России…………………...19
3.1. Отношение к Сталину в постсоветской России………………………...19
3.2. Иосиф Сталин и его образ в современных российских учебниках истории…………………………………………………………………………...20
Выводы по главе 3……………………………………………………………..26
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованных источников…………………………………………...31
По итогам данной работы можно сделат следующие выводы:
Впервые образ Иосифа Сталина в школьных учебниках истории был отображён ещё в годы его жизни. Все учебники истории эпохи культа личности занимались расхвалением Сталина, порой в ущерб исторической правдивости и объективности. Все достижения Сталина многократно преувиличивались, а недостатки и промахи либо замалчивались, либо описывались как результат действий вредителей и предателей. Дореволюционная биография Сталина преукрашивалась, упор делался на его активную деятельность в интересах и партии и мужественное претерпевание всех лишений со стороны царского режима. Тем не менее, несомненные заслуги Сталина в плане управления страной в годы Великой Отечественной войны и победа над нацистским Третьим Рейхом представлены достаточно объективно.
Сразу же после смерти Сталина и развенчания культа личности советские учебники истории подверглись деидеологизации. Прежние, «сталинские» учебники были признаны неподходящими для испоьзования в школах и заменены новыми, где упор делался уже на критику Сталина, в частности, за причастность к массовым репрессиям в целом и уничтожение сотен старых большевиков «ленинской гвардии» в частности. В годы Брежнева взгляд на личность Сталина в школьных учебниках стал более объективно-нейтральным. Из-за отсутствия каких-либо серьёзных оценок личности Сталина его образ в учебниках стал неполным, раскрытым в недостаточной степени.
Распад СССР и изменение ФГОСов по написанию учебников привёл к тому, что написанием учебников по истории для российских школ нередко занимались сомнительные зарубежные фонды, многие из которых, продвигая идею антисталинизма и антикоммунизма, мазали чёрной краской весь период сталинского правления. Активно критиковались и коллективизация ввиду якобы нового «закрепощения» советских крестьян, и индустриализации якобы на костях бесплатной рабочей силы, и провалы высшего командования и лично Сталина в годы Великой Отечественной войны. Однако наибольшую порцию критики в школьных учебниках 1990-х Сталин получал за годы «Большого террора» и массовые репрессии. Современные же учебники истории представляют наиболее объективный образ Сталина со всеми его достижениями и провалами. Все спорные аспекты отражены сравнительно честно, с учётом внутри- и внешнеполитической обстановки тех лет. При этом в нынешних учебниках отстутствует как огульное восхваление Сталина, так и его демонизация.
1. Абрамович И.Л. Воспоминания и взгляды: в 2 кн. Т. 1: Воспоминания. – Москва: КРУК-Престиж, 2004. – 282 с.
2. Антонов-Овсиенко А.В. Театр Иосифа Сталина. – Москва: Грэгорипэйдж, 2000. – 379 с.
3. Ануфриева Н.В. Оценка роли личности И.В. Сталина в современной исторической учебной литературе: к постановке вопроса // Actual Science. – 2016. – Т. 2. – №12. – С. 27-29.
4. Архангельский А. Н. [Электронный ресурс] // Преждевременное смыслоизвержение // Соцполитика: информационно-аналитический портал –http://www.socpolitika.ru/rus/social_policy_monitoring/comments/document6254shtml27.12.2007.htm (Дата обращения: 11.04.2022).
5. Ассман Я. Культурная память: письмо, память о прошлом и идентичность в высоких культурах. – Москва: Языки славянской культуры, 2004. – 368 с.
6. Баберовский Й. Выжженная земля. Сталинское царство насилия. – Москва: РОССПЭН: Политическая энциклопедия, 2014. – 486 с.
7. Базилевич К.В., Бахрушин С.В., Панкратова А.М., Фохт А.В. История СССР: учебник для 10 класса средней школы. – Москва: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1952. – 424 с.
8. Берхин И.Б. История СССР. Переходная эпоха от капитализма к социализму (1917-1937): учебное пособие для 9 класса. – Москва: Просвещение, 1972. – 240 с.
9. Бжезинский З. Тоталитарная диктатура и автократия. – Москва, 1992. – 786 с.
10. Борисов Ю.С., Курицын В.М., Хван Ю.С. Политическая система конца 20–30-х гг.: о Сталине и сталинизме // Историки спорят. – Москва: Политиздат, 1989. – С. 228-303.
11. Всемирная энциклопедия: Философия / Главн. научн. ред. и сост. А.А. Грицанов. – Москва: АСТ, Минск: Харвест, Совр. Литератор, 2001. – 1312 с.
12. Волобуев О.В., Карпачев С.П., Романов П.Н. История России начало XX – начало XXI века. 10 класс: учебник. – Москва: Дрофа, 2016. – 367 с.
13. Вяземский Е.Е. Становление и развитие системы школьного исторического образования в современной России: дисс. док. пед. наук. – Москва, 2004. – 445 с.
14. Горинов М.М., Горский А.А., Дайнес В.О. и др. История России с древности до наших дней: пособие для поступающих в вузы. – Москва: Высшая школа, 1994. – 335 с.
15. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. – Москва, 1995.
16. Грей Я. Сталин. – Москва: Интрдайджест, 1995. – 364 с.
17. Динамика отношения к Сталину. URL: https://www.levada.ru/2019/04/16/dinamikaotnosheniya-k-stalinu/ (Дата образения: 13.04.2022).
18. Дмитриенко В.П. и др. История Отечества. XX век. – Москва: Дрофа, 1995. – 635 с.
19. Долуцкий И.И. Отечественная история. XX век. Учебник для 10 класса средней школы. В 2 ч. Ч 2. – Москва: Мнемозина, 1994. – 445 с.
20. Дубровский А. М. Историк и власть: историческая наука в СССР и концепция истории феодальной России в контексте политики и идеологии (1930–1950-е гг.). – Брянск: БГУ, 2005. – С. 170–304.
21. Емельянов Ю.В. Сталин: Путь к власти. – Москва: Вече, 2003. – 476 с.
22. Емельянов, Ю.В. По страницам учебника сквозь дебри вымысла [Электронный ресурс] // Советская Россия. – 24 сентября. – 2009 http://www.sovross.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=56173.htm (Дата образения: 13.04.2022).
23. Жуковский С.Т., Жуковская И.Г. Россия в истории мировой цивилизации. IX–XX вв. – Москва: Школьная пресса, 2000. – 159 с.
24. Загладин Н.В., Петров Ю.А., История. Конец XIX – начало XXI века. 11 класс. Базовый уровень. – Москва: Русское слово, 2014. – 448 с.
25. Замковой В.И. Сталинизм: сталинская модель тоталитаризма. – Москва: ИМПЭ, 1995. – 40 с.
26. Зиновьев А.А. Сталин. Сталинская эпоха. Сталинизм // Конец предыстории человечества: социализм как альтернатива капитализму: Сб. мат. международ. науч.-практ. конф., 27-29 мая 2003 г. – Омск, 2004. – С. 207-215.
27. История Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков). Краткий курс. – Москва: Государственное социально-экономическое издательство, 1938. – 352 с.
28. История СССР (1938-1978): учеб. для 10 кл. под. ред. А.М. Кима. – Москва: Просвещение, 1980. – 250 с.
29. Казьмин Н.Д. ЦК КПСС о просмотре учебников для школ на предмет «проявления культа личности». Документ № 48 // Альманах «Россия. XX век». 12 марта 1956 г. https://www.alexanderyakovlev.org/almanah/inside/al manah-doc/1025380 (Дата образения: 13.04.2022).
30. Клокова Г.В. Российские учебники истории о великой отечественной войне // Преподавание истории и обществознания в школе – 2001. – № 1. – С. 38-43.
31. Крючков В.А. Личность и власть. – Москва: Просвещение, 2004. – 351 с.
32. Ковригин В.В. Отражение истории Второй мировой войны в содержании отечественного и зарубежного школьного исторического образования: дисс. канд. пед. наук. – Елец, 2008. – 152 с.
33. Кудрявцев В.Ю. Трансформация методических подходов к изучению исторической личности И.В. Сталина в учебниках истории: от культа личности до настоящего времени // Евразийский союз учёных. – 2020. – №5(74). – С. 29-34.
34. Кузнечевский В.Д. Без государственного взгляда на историю России Вторая мировая и Великая Отечественная войны в школьных учебниках истории https://histrf.ru/uploads/media/default/0001/26/32d6f12f9bca1d35a365b336be15111b3892c409.pdf (Дата образения: 13.04.2022).
35. Кулевиг Э. Народный протест в хрущевскую эпоху. Девять рассказов о неповиновении в СССР. Пер. с англ. – Москва: АИРО-XXI, 2009. – 206 с.
36. Куропаткин А. П. Новые веяния в идеологической пропаганде СССР в первые месяцы после смерти Сталина (на материалах передач союзного вещания) // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2010. – № 12. – C. 99 – 101.
37. Лацис О.Р. Сталин против Ленина // Осмыслить культ Сталина. – Москва: Прогресс, 1989. – С. 215–246.
38. Левада-центр [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.levada.ru/tag/stalin/ (дата обращения: 11.04.2022).
39. Левандовский А.А. История России. – Москва: Просвещение, 1997. – 382 с.
40. Линченко А.А., Иванов А.Г. «Живите тыщу лет, товарищ Сталин!..» Трансформация мифологии образов И.В. Сталина в современной российской исторической памяти // Диалог со временем. – 2017. – №59. – С. 116-135.
41. Лыта С.В. Биография И.В. Сталина в историографии и учебной литературе: в.к.р. – Екатеринбург, 2017. – 77 с.
42. Мартиросян А.Б. Сталин: биография вождя. – Москва: Вече, 2016. – 320 с.
43. Мартюшов Л.Н. И.В. Сталин: его место в истории // Вестник уральского института экономики, управления и права. – 2018. – №3. – С. 42-54.
44. Медведев Ж.А., Медведев Р.А. Неизвестный Сталин. – Москва: Время, 2007. – 752 с.
45. Михайлова А.Р. Культ личности как общественный феномен в Советском Союзе // Война и мир в Отечественной и мировой истории: матер. междунар. науч. конф.: в 2 т. – Санкт-Петербург, 27 марта 2020 года. Т. 2. – Санкт-Петербург: ФГБОУВО «СПбГУПТД», 2020. – С. 645-649.
46. Никифоров Ю.А. События великой отечественной войны на страницах новейших учебников по истории для средней школы. 1998 (МГОПУ) // История РУ: http://www.istorya.ru.htm (Дата обращения: 12.04.2022).
47. Овери Р. Сталин и Гитлер. – Москва: АСТ, 2015.– 719 с.
48. Огрызко В. Культура и власть от Сталина до Горбачёва // Рубрика в газете: Архивный беспредел. – 2019. – № 21, 07.06.2019.
49. Островский В.П., Уткин А.И. История России. XX век. 11 класс. Учебник для общеобразоват. учеб. заведений. 6-е изд., стереотип. – Москва: Дрофа, 2001. – 494 с.
50. Павловец М.Г. Апология сталинизма в постсоветских учебниках литературы // Логос. – 2017. – №5(120). – С. 65-86.
51. Сахибгоряев В.Х. Генезис мифологии о сталинизме // Северо-восточный научный журнал. – 2008. – №2. – С. 4-7.
52. Соловьёв С.М. Идеологические мифы в современных учебниках истории // Скепсис: Научно-просветительский журнал: http://scepsis.ru/library/id_2712.html.htm (Дата обращения: 14.04.2022).
53. Суходеев В.В. Военный гений Сталин. – Москва: Олма-Пресс, 2005. – 413 с.
54. Такер Р. Сталин – революционер Путь к власти. 1879-1929 / пер. с англ. Г.П. Бляблина. – Москва: Центрполиграф, 2012. – 507 с.
55. Федосов И.А., Берхин И.Б. История СССР. Учебник для 9 класса. – Москва: Просвещение 1982. – 324 с.
56. Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. – Москва: Высшая школа, 1992. – 350 с.
57. Хальбвакс М. Социальные рамки памяти. – Москва: Новое издательство, 2007. – 348 с.
58. Хлевнюк О.В. Сталин. Жизнь одного вождя: биография. – Москва: Corpus, 2015. – 461 с.
59. Хрущев Н.С. О культе личности и его последствиях // Известия ЦК КПСС. – 1989. – № 3. – С. 128-170.
60. Чураков Д. О. Учебники по истории XX века: вчера, сегодня... завтра? // Образовательный портал Слово: http://www.portalslovo.ru/history/39082.php.htm (Дата обращения: 14.04.2022).
61. Шадрин А.Ю. Об одной специфической рецензии на учебное пособие А.С. Барсенкова, А.И. Вдовина «История России. 1917-2009» // Россия и соотечественники. – 30.06.10. // http://www.russkie.org/index.php?module=fullitem&id=18918.htm (Дата обращения: 15.04.2022).
62. Шестаков А. В. Краткий курс истории СССР: учеб. для 3-4 кл. – Москва: Учпедгиз, 1937. – 224 с.
63. Barbusse H. Staline. Un monde nouveau vu à travers un homme. — Paris: Flammarion, 1935. — 321 p.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
300 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149279 Курсовых работ — поможем найти подходящую