Для меня было важно, чтобы получилась действительно исследовательская работа, а не просто реферат. Автору спасибо - справился!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Актуальность темы. Конституция, как основной закон (и как правовой институт), в настоящее время является обязательным атрибутом политического устройства практически во всех государствах. Вместе с тем по историческим меркам такое положение сложилось сравнительно недавно. Во всяком случае, намного позже, чем появились систематизированные правовые акты.
Конституция – сама есть право (его первоэлемент, сердцевина), его высший источник, высшая форма выражения. Верховенство права есть, прежде всего, верховенство Конституции. Именно Конституция стоит на страже правового суверенитета России внутри страны и за ее пределами. Верховенство Конституции обеспечивается требованиями конституционности, а не законности. Закон, законодательство – следующий, отраслевой (межотраслевой) уровень верховенства права. Верховенство права данного уровня обеспечивается требованиями конституционности и законности.
В связи с этим, представляется, не точным обозначение Конституции как основного закона. Конституция как само право не является основным законом, не входит в систему законодательства, а возвышается над ним. Соответственно принципы Конституции имеют всеобщее значение, распространяют свое воздействие в одинаковой мере на всех субъектов права, носят надотраслевой, надзаконный характер.
Основным законом развитого социалистического общества, общенародного государства, основой конституционализма данного периода стала принятая в 1977 г. «брежневская» Конституция СССР. Указывается прежде всего на то, что весьма демократическим, перспективным был тот факт, что ею впервые вводится понятие «народ» в качестве субъекта, которому принадлежит вся полнота власти. В том же плане можно трактовать и положения о всенародном обсуждении, референдуме, о статусе общественных организаций, трудового коллектива. Впервые напрямую закрепляется и руководящая роль коммунистической партии. При практическом отрицании многопартийности, идеологического многообразия это не соответствовало демократической сущности, характеру конституционализма.
Особое внимание сконцентрировано на положениях, касающихся статуса личности, ее прав и свобод. Именно они были в наибольшей степени свидетельством реальности в определенной степени прогресса советского практического конституционализма. Это основывается в первую очередь на том, что многие положения Конституции СССР 1977 г., носящие внешне в принципе демократический характер, в реальности отсутствовали. Они фактически выполняли роль прикрытия государства, диктатуры правящей коммунистической партии.
Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с определением места и роли Конституции СССР 1977 г. в системе российского законодательства.
Предмет исследования составляют наиболее общие теоретические вопросы, затрагивающие предпосылки создания Конституции СССР 1977 г., ее характеристику и структуру.
Методологическая основа исследования. В качестве частноправовых методов использовались историко-правовой в ходе изучения современных и имевших место в прошлом подходов к определению системы законодательства, формально-юридический при анализе нормативно-правовых актов, а также иных источников права, толковании российского законодательства; сравнительно-правовой в ходе сопоставления различных элементов Конституции СССР 1977 г.
Цель исследования: проанализировать Конституцию СССР 1977 года.
Задачи исследования:
– рассмотреть политические предпосылки создания Конституции СССР 1977 года;
– рассмотреть правовые предпосылки создания Конституции СССР 1977 года;
– дать общую характеристику Конституции 1977 года;
– проанализировать структуру Конституции 1977 года.
Структура работы. Работа включает в себя введение, две главы, четыре параграфа, заключение, библиографический список.
Введение 3
Глава 1. Предпосылки создания Конституции СССР 1977 года 6
1.1. Политические предпосылки создания Конституции СССР 1977 года 6
1.2. Правовые предпосылки создания Конституции СССР 1977 года 9
Глава 2. Конституция СССР 1977 года: общая характеристика и структура 13
2.1. Обращая характеристика Конституции 1977 года 13
2.2 Структура Конституции 1977 года 15
Заключение 19
Библиографический список: 22
Можно сделать вывод о том, что Конституция СССР 1977 г., вместо того чтобы являться основным инструментом для конструирования государственно-правовой жизни общества, превратилась в инструмент политико-правового конструирования реальности, т.е. она выполняла в большинстве своем политическую программную роль, и лишь во вторую очередь выступала в качестве нормативного правового регулятора деятельности государства.
Конституция Союза Советских Социалистических Республик, принятая 7 октября 1977 года Верховным Советом СССР, узаконила все основные достижения социалистического строительства, сохранила несомненные достоинства Сталинской Конституции 1936 года. В Основном Законе 1977 года появилась новая статья, касающаяся самой главной составляющей реального демократического жизнеустройства.
Длительный период разработки Конституции СССР 1977 г. сделал ее неким совершенным, качественным документом. Основной закон был рожден в противоречиях – правящие круги, с одной стороны, прекрасно понимали необходимость демократизировать государственную и общественно-политическую систему, с другой – хотели сохранить в неприкосновенности идеологическую основу и вертикаль власти. Идея сильной власти в Конституции СССР 1977 г. была в значительно большей степени сконцентрирована в личной власти самого Л. И. Брежнева, чем в хрущевском персонифицизме. В целом же общий анализ «Хрущевской конституции» позволяет сделать вывод о том, что она отличалась намного большим демократизмом как от «Сталинской», так и от «Брежневской» конституций.
Формулировка цели в Основном законе (Конституции) страны должна способствовать созданию нормативных условий не только для существования (функционирования) современного государства, но и его динамичного развития в качестве самостоятельного социального института, поскольку более не один нормативный источник не формирует (в российских условиях) должного представления о государстве. Отказ от целеполагания в основном законе может привести к деградации основных государственных институтов, утрате самобытной государственности, что наглядно демонстрирует ситуация с «гибелью» общенародного государства.
Ценность Конституции определяется тем, что она является главным нормативным правовым средством государственной организации общества, основным инструментом упорядочения взаимоотношений человека с обществом и государством. Посредством конституционных норм формализуются как универсальные, общечеловеческие ценности, так и новые приоритеты общества и государства, выступающие основой построения и ведения государственной, экономической и социальной политики государства.
В Конституции, принятой в 1977 году, есть много положительного, но все же некоторое несоответствие между статьями и теми фактами, которые происходили в те времена в Советском Союзе, имеются. В первых статьях документа говорится о том, что СССР – это общенародное государство. То есть народу принадлежит власть. Ее он осуществляет через Советы народных депутатов, они в свою очередь являются политической основой страны. Но далее в Законе говорится о том, что основой политической системы является КПСС, а все самые важные вопросы государственного значения – политические, экономические, международные – решаются на высшем партийном уровне. Советы остаются в стороне.
К отрицательным фактам можно отнести и принудительную службу в армии. Причем призывникам грозила уголовная ответственность за отказ от воинской повинности, не учитывались никакие факторы – ни религиозные, ни идейные. Не была четко прописана норма, позволяющая уехать за рубеж, отказавшись от советского гражданства. Значит, советский человек не обладал подлинной свободой и демократическими правами, как утверждалось в Конституции.
1. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик: Принята на Внеочередной седьмой Сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 окт. 1977 года. – М.: [б. и.], 1977. – 59 с.
2. Биккенин Н.Б. Как это было на самом деле: Сцены обществ. и част. жизни / Наиль Биккенин. – М.: Academia, 2003 (ПИК ВИНИТИ). – 310 с.
3. Брежнев Л.И. О Конституции СССР / Л. И. Брежнев. Конституция (основной закон) Союза Советских Социалистических Республик: принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР 7 октября 1977 года. – М.: издательство политической литературы, 1977. – 174 с.
4. Кобзев А.В. Мусульманское духовенство в СССР в 1940-1980-х годах // Вопросы истории. – 2014. – № 1. С. 61–65.
5. Лаптева Е.В. История России. Советский период (1917–1991): учебник для бакалавров. – М.: Русайнс, 2017. – 182 с.
6. Пантюхов Ф.С. Конституционный синопсис России: таблица соответствия статей российских конституций 1906, 1918, 1924, 1936, 1977 и 1993 годов: частотный словарь языка российских конституций / Ф. С. Пантюхов. – М.: ЛЕНАНД, cop. 2017. – 262 с.
7. Петришина И.Д. История России (1945–1985 гг.): учебное пособие / И. Д. Петришина; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Липецкий государственный технический университет», Институт истории, права и общественных наук, Кафедра отечественной и всеобщей истории. – Липецк: Липецкий государственный технический университет им. П. П. Семенова-Тян-Шанского, 2019. – 149 с.
8. Плетников В.С. Модель государства: понятие и признаки // Личность, право, государство. – 2019. – № 2. – С. 86–105.
9. Серегин А. В. Демократическая диктатура и самодержавное народоправство: сравнительно-правовое исследование государственных моделей управления: монография / А. В. Серегин. – М.: Юрлитинформ, 2018. – 202 с.
10. Стрекалов И.Н., Фокин А.А. «Каждая строчка проекта новой конституции проникнута заботой о советском человеке»: представления о справедливости и морали в обсуждении проекта Конституции 1977 г. // Вестник Томского государственного университета. – 2020. – № 460. – С. 164–172.
11. Федосеев П.Н. Теоретические проблемы социально-экономического развития на современном этапе // Вестник Академии наук СССР. – 1980. – №5. – С. 23–36.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Актуальность темы. Конституция, как основной закон (и как правовой институт), в настоящее время является обязательным атрибутом политического устройства практически во всех государствах. Вместе с тем по историческим меркам такое положение сложилось сравнительно недавно. Во всяком случае, намного позже, чем появились систематизированные правовые акты.
Конституция – сама есть право (его первоэлемент, сердцевина), его высший источник, высшая форма выражения. Верховенство права есть, прежде всего, верховенство Конституции. Именно Конституция стоит на страже правового суверенитета России внутри страны и за ее пределами. Верховенство Конституции обеспечивается требованиями конституционности, а не законности. Закон, законодательство – следующий, отраслевой (межотраслевой) уровень верховенства права. Верховенство права данного уровня обеспечивается требованиями конституционности и законности.
В связи с этим, представляется, не точным обозначение Конституции как основного закона. Конституция как само право не является основным законом, не входит в систему законодательства, а возвышается над ним. Соответственно принципы Конституции имеют всеобщее значение, распространяют свое воздействие в одинаковой мере на всех субъектов права, носят надотраслевой, надзаконный характер.
Основным законом развитого социалистического общества, общенародного государства, основой конституционализма данного периода стала принятая в 1977 г. «брежневская» Конституция СССР. Указывается прежде всего на то, что весьма демократическим, перспективным был тот факт, что ею впервые вводится понятие «народ» в качестве субъекта, которому принадлежит вся полнота власти. В том же плане можно трактовать и положения о всенародном обсуждении, референдуме, о статусе общественных организаций, трудового коллектива. Впервые напрямую закрепляется и руководящая роль коммунистической партии. При практическом отрицании многопартийности, идеологического многообразия это не соответствовало демократической сущности, характеру конституционализма.
Особое внимание сконцентрировано на положениях, касающихся статуса личности, ее прав и свобод. Именно они были в наибольшей степени свидетельством реальности в определенной степени прогресса советского практического конституционализма. Это основывается в первую очередь на том, что многие положения Конституции СССР 1977 г., носящие внешне в принципе демократический характер, в реальности отсутствовали. Они фактически выполняли роль прикрытия государства, диктатуры правящей коммунистической партии.
Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с определением места и роли Конституции СССР 1977 г. в системе российского законодательства.
Предмет исследования составляют наиболее общие теоретические вопросы, затрагивающие предпосылки создания Конституции СССР 1977 г., ее характеристику и структуру.
Методологическая основа исследования. В качестве частноправовых методов использовались историко-правовой в ходе изучения современных и имевших место в прошлом подходов к определению системы законодательства, формально-юридический при анализе нормативно-правовых актов, а также иных источников права, толковании российского законодательства; сравнительно-правовой в ходе сопоставления различных элементов Конституции СССР 1977 г.
Цель исследования: проанализировать Конституцию СССР 1977 года.
Задачи исследования:
– рассмотреть политические предпосылки создания Конституции СССР 1977 года;
– рассмотреть правовые предпосылки создания Конституции СССР 1977 года;
– дать общую характеристику Конституции 1977 года;
– проанализировать структуру Конституции 1977 года.
Структура работы. Работа включает в себя введение, две главы, четыре параграфа, заключение, библиографический список.
Введение 3
Глава 1. Предпосылки создания Конституции СССР 1977 года 6
1.1. Политические предпосылки создания Конституции СССР 1977 года 6
1.2. Правовые предпосылки создания Конституции СССР 1977 года 9
Глава 2. Конституция СССР 1977 года: общая характеристика и структура 13
2.1. Обращая характеристика Конституции 1977 года 13
2.2 Структура Конституции 1977 года 15
Заключение 19
Библиографический список: 22
Можно сделать вывод о том, что Конституция СССР 1977 г., вместо того чтобы являться основным инструментом для конструирования государственно-правовой жизни общества, превратилась в инструмент политико-правового конструирования реальности, т.е. она выполняла в большинстве своем политическую программную роль, и лишь во вторую очередь выступала в качестве нормативного правового регулятора деятельности государства.
Конституция Союза Советских Социалистических Республик, принятая 7 октября 1977 года Верховным Советом СССР, узаконила все основные достижения социалистического строительства, сохранила несомненные достоинства Сталинской Конституции 1936 года. В Основном Законе 1977 года появилась новая статья, касающаяся самой главной составляющей реального демократического жизнеустройства.
Длительный период разработки Конституции СССР 1977 г. сделал ее неким совершенным, качественным документом. Основной закон был рожден в противоречиях – правящие круги, с одной стороны, прекрасно понимали необходимость демократизировать государственную и общественно-политическую систему, с другой – хотели сохранить в неприкосновенности идеологическую основу и вертикаль власти. Идея сильной власти в Конституции СССР 1977 г. была в значительно большей степени сконцентрирована в личной власти самого Л. И. Брежнева, чем в хрущевском персонифицизме. В целом же общий анализ «Хрущевской конституции» позволяет сделать вывод о том, что она отличалась намного большим демократизмом как от «Сталинской», так и от «Брежневской» конституций.
Формулировка цели в Основном законе (Конституции) страны должна способствовать созданию нормативных условий не только для существования (функционирования) современного государства, но и его динамичного развития в качестве самостоятельного социального института, поскольку более не один нормативный источник не формирует (в российских условиях) должного представления о государстве. Отказ от целеполагания в основном законе может привести к деградации основных государственных институтов, утрате самобытной государственности, что наглядно демонстрирует ситуация с «гибелью» общенародного государства.
Ценность Конституции определяется тем, что она является главным нормативным правовым средством государственной организации общества, основным инструментом упорядочения взаимоотношений человека с обществом и государством. Посредством конституционных норм формализуются как универсальные, общечеловеческие ценности, так и новые приоритеты общества и государства, выступающие основой построения и ведения государственной, экономической и социальной политики государства.
В Конституции, принятой в 1977 году, есть много положительного, но все же некоторое несоответствие между статьями и теми фактами, которые происходили в те времена в Советском Союзе, имеются. В первых статьях документа говорится о том, что СССР – это общенародное государство. То есть народу принадлежит власть. Ее он осуществляет через Советы народных депутатов, они в свою очередь являются политической основой страны. Но далее в Законе говорится о том, что основой политической системы является КПСС, а все самые важные вопросы государственного значения – политические, экономические, международные – решаются на высшем партийном уровне. Советы остаются в стороне.
К отрицательным фактам можно отнести и принудительную службу в армии. Причем призывникам грозила уголовная ответственность за отказ от воинской повинности, не учитывались никакие факторы – ни религиозные, ни идейные. Не была четко прописана норма, позволяющая уехать за рубеж, отказавшись от советского гражданства. Значит, советский человек не обладал подлинной свободой и демократическими правами, как утверждалось в Конституции.
1. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик: Принята на Внеочередной седьмой Сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 окт. 1977 года. – М.: [б. и.], 1977. – 59 с.
2. Биккенин Н.Б. Как это было на самом деле: Сцены обществ. и част. жизни / Наиль Биккенин. – М.: Academia, 2003 (ПИК ВИНИТИ). – 310 с.
3. Брежнев Л.И. О Конституции СССР / Л. И. Брежнев. Конституция (основной закон) Союза Советских Социалистических Республик: принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР 7 октября 1977 года. – М.: издательство политической литературы, 1977. – 174 с.
4. Кобзев А.В. Мусульманское духовенство в СССР в 1940-1980-х годах // Вопросы истории. – 2014. – № 1. С. 61–65.
5. Лаптева Е.В. История России. Советский период (1917–1991): учебник для бакалавров. – М.: Русайнс, 2017. – 182 с.
6. Пантюхов Ф.С. Конституционный синопсис России: таблица соответствия статей российских конституций 1906, 1918, 1924, 1936, 1977 и 1993 годов: частотный словарь языка российских конституций / Ф. С. Пантюхов. – М.: ЛЕНАНД, cop. 2017. – 262 с.
7. Петришина И.Д. История России (1945–1985 гг.): учебное пособие / И. Д. Петришина; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Липецкий государственный технический университет», Институт истории, права и общественных наук, Кафедра отечественной и всеобщей истории. – Липецк: Липецкий государственный технический университет им. П. П. Семенова-Тян-Шанского, 2019. – 149 с.
8. Плетников В.С. Модель государства: понятие и признаки // Личность, право, государство. – 2019. – № 2. – С. 86–105.
9. Серегин А. В. Демократическая диктатура и самодержавное народоправство: сравнительно-правовое исследование государственных моделей управления: монография / А. В. Серегин. – М.: Юрлитинформ, 2018. – 202 с.
10. Стрекалов И.Н., Фокин А.А. «Каждая строчка проекта новой конституции проникнута заботой о советском человеке»: представления о справедливости и морали в обсуждении проекта Конституции 1977 г. // Вестник Томского государственного университета. – 2020. – № 460. – С. 164–172.
11. Федосеев П.Н. Теоретические проблемы социально-экономического развития на современном этапе // Вестник Академии наук СССР. – 1980. – №5. – С. 23–36.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
240 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149279 Курсовых работ — поможем найти подходящую