Спасибо!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Введение
Основы мусульманской теологии начали складываться в IX-XII веках. В противоречивости главных источников ислама - Корана и Сунны - состоит причина широких возможностей для различного рода интерпретаций догматических суждений. Из-за идейных расхождений сформировались разно рода религиозно-политические направления, но отсутствие в исламе системного догматического закона в мусульманском мире определило несформированность общепринятой теологической школы. Джабаритами отстаивается учение об абсолютном предопределении, кадаритами защищается тезис о свободе человека в выборе своих действий, от мутакаллимов слышны призывы к толкованию догматов ислама, опираясь на доводы разума. Главные оппоненты рационалистических течений в рамках мусульманской теологии - суннитские традиционалисты, утверждающие, что необходимо принимать веру без рассуждений, исповедывающие безусловность божественного предопределения, выступающие против любых новшеств в области веры и права, запрещающие обсуждение проблем религии.
Духовные истоки суфизма, впитавшего в себя шиитский эзотеризм, аллегоризм, элементы оккультных знаний (алхимии, физиогномики, науки о символике букв и цифр). Нас же в основном здесь будет интересовать социально-философское измерение суфизма, ориентированного на человека, его стремления, намерения и ожидания.
Актуальность темы исследования. В новой трансформирующейся социокультурной среде современного российского общества особенно ярко проявляется многообразие религиозных объединений, приобретающих все большее число последователей. Исторически сложилась так, что в период социальных и политических потрясений люди, стремясь к обновлению личностных ориентиров, погружаются в эзотерические, оккультные или мистические учения. Посредством систем мистической трансформации сознания современный человек пытается перейти от привычного рационального гнозиса к иррациональному, духовному центру своего «Я» в мистическом опыте, предполагая возможность «контакта» с трансцендентной реальностью. Это продиктовано личностным поиском который стимулирован девальвацией традиционных ценностей современного общества и стремлением человека к философскому самоопределению и самопознанию. В связи с этим изучение суфизма как мистического течения в исламе и его влияния на каждую личность в отдельности и духовную атмосферу социума в целом является на сегодняшний день актуальным.
Данная курсовая работа посвящена изучению вопросов теологии на примере суфизма с помощью рассмотрения различных его аспектов.
Объект работы: мусульманская культура, рассматриваемая как целостный культурно-исторический тип, обладающий чертами универсализма, сопоставимого с иными цивилизационно-культурными образованиями.
Предмет курсовой работы: суфизм как религиозно-философское течение в исламе, подверженное критике со стороны теологов-традиционалистов.
Цель: показать специфику критики теологами традиционалистами суфизма как мистико-аскетического, религиозно-философского течения в исламе.
Задачи:
- выявить духовные предпосылки появления учения суфизм;
- определить место суфизму в мусульманской культуре;
- выделить и описать основные противоречия с исламом;
- изучить особенности и отличия традиционалистов теологов.
В наши дни задачей Суфийского Движения является установление лучшего взаимопонимания между отдельными людьми, народами и расами, а также помощь тем, кто стремится найти истину. Его основное положение - утвердить осознание божественности человеческой души; для этого и дано суфийское учение.
Для того чтобы изучить образ бесконфликтного взаимодействия в суфизме, необходимо рассмотреть различные факторы, влияющие на формирование данного учения и те черты, которые ему наиболее характерны.
В данной работе использованы работы различных авторов, занимающихся изучением суфизма, таких как М. Т. Сепанянц , Абдуль-Кадир Иса , Карл Эрнст . Понимание многих философских аспектов суфизма углублено благодаря тщательным исследованиям М. Т. Степанянц, трудами по гносеологии суфизма М. Мухаммедходжоева, и публикациями Е.А.Фроловой, касательно онтологической проблематики мистической философии. Надо отметить уникальный парадигмальный анализ философского трактата Ибн Араби «Геммы мудрости», проведенный советским ученым А. В. Смирновым, а также переводы и трактовку произведений Абу Хамида аль-Газали в интерпритации А. А. Хисматуллина. В этом направлении активно работают У. Читтик, изучивший многоаспектность мистической поэзии Джалал ад-Дина Руми и А. Шиммель.В области, касающейся выявления внутренней структуры суфийских братств, знаменательна работа Дж. С. Тримингэма «Суфийские ордены в исламе». В отечественной науке подобной проблематикой занимаются А.А. Хисматуллин, Н. С. Алескерова, К. М. Ханбабаев, Г. М. Курбанов. Огромный вклад в освещение суфизма внес Тауфик Ибрагим.
Научная новизна исследования: раскрывается целостность мусульманской культуры как универсального культурно-исторического типа, равноценного и вполне сопоставимого с иными цивилизационно-культурными образованиями, и в связи с этим проанализированы исторические и социокультурные предпосылки зарождения ислама, универсальное содержание базовых принципов ислама, а также установлены особенности и взаимосвязь этнических и региональных компонентов, определяющих периферийные формы бытования ислама, занимающих важное место в мусульманской культуре.
Оглавление
Введение 3
Глав 1. История суфизма в некоторых аспектах 7
1.1 Культурные и духовные предпосылки суфизма 7
1.2 Место суфизма в духовной жизни 13
Глава 2. Основные направления в суфизме 19
2.1 Модернизм и традиционализм 19
2.2 Коран и суфизм 23
Заключение 25
Список использованной литературы 27
Заключение
Суфизм, появляется в исламе, как реализация потребностей исламского мира, как противостояние догматизму и тоска по эмоциональной любви между Богом и человеком. Для суфизма исламский закон – шариат, на просто форма и образ жизни, но первый шаг, смыслообразующее начало. Полнее всего это выражается в формуле шариат – тарикат - хакикат. Внешняя форма, закон –шариат, внутренний подход, духовный путь –тарикат, и Истина, сама реальность, Бог – хакика. Важно понимать, что образ внутреннего суфизма требует внешних форм его.
Несмотря на то, что суфизм является довольно противоречивым учением (возможно, потому что у всех различные взгляды на него), с помощью него человек может решить не только внутриличносные конфликты, если такие имеются (поскольку при достижении Абсолюта человек находится в полной гармонии с собой и с миром), но и может решать конфликты, и устанавливать мир в группах или даже государстве. Примерами участия суфиев в миротворчестве могут выступать Дагестан, Иран и другие страны Ближнего Востока.
Но при этом, методы и тактики, выбираемые суфиями в конфликтных ситуациях, направлены больше на урегулирование конфликта, чем на отстаивание собственных позиций. Ведь для суфиев гораздо важнее найти гармонию с окружающим миром, потому что без нее невозможно установить внутреннее равновесие и продолжить духовное саморазвитие, что является для них самым главным в жизни.
Чтобы сохранить гармонию, суфий, взглянув на проблему с позиции другого человека, воспринимает его точку зрения вместо того, чтобы настаивать на своей.
Люди спорят и ссорятся друг с другом, потому что у них есть несовпадающие желания и эгоистические интересы. Истинные суфии же не беспокоятся о достижениях или приобретениях, таких как богатство, власть и социальный статус. Следовательно, они не могут иметь разногласий с людьми или ссориться с кем бы то ни было.
Ненависти и злобе нет места в том сердце, где поселилась любовь к Богу. Сердце, наполненное злыми умыслами и отрицательными эмоциями, не в состоянии содержать в себе Божественную Любовь. Таким образом, свободное от ненависти сердце суфия содержит и излучает только любовь.
В мире суфиев нет ни агрессии, ни ненависти. Повсюду царит покой, и конфликтам нет места; не существует ни лицемерия, ни обмана. Каждый суфий искренне стремится служить своим собратьям-суфиям. Здесь можно найти лишь чистоту, безмятежность и любовь. Поистине, это та утопия, которой желают все сердца; это рай, обретенный в этом мире.
В мире суфиев все любят друг друга - независимо от поверхностных различий, таких как раса, богатство или общественное положение. Движимые человеколюбием, все стремятся помочь друг другу. Конфликты, так часто возникающие среди тех, кто попал в сети «я» и «ты», не существуют для суфия. Каждый суфий - это зеркало для других суфиев, и все отражают Истину.
Таким образом, мир суфия - это мир, к которому в глубине сердца стремятся все.
Список использованной литературы
1. Акимушкин О. Ф. Два редких памятника мусульманской агиографической литературы // Краткие сообщения Института востоковедения. Т. 38. М., 1960.
2. Бартольд В.В. Сочинения. Т.6. – М.: Наука,1966.
3. Бертельс Е.Э. Суфизм и суфийская литература. – М.: Наука, 1965.
4. Болдырев А.Н. Отражение древних культурных традиций в классической литературе Ирана. // История иранского государства и культуры. – М.,1971.
5. Газали А.-М. Эликсир счастья. – СПб., 2002.
6. Гриненко Г.В. История философии. – М., 2009.
7. Гольдциер И. Культ святых в исламе. – М., 1938.
8. Демидов С.М. Суфизм в Туркмении. – Ашхабад: Ылым,1978.
9. История религии / Под общ. ред. И.Н. Яблокова. – М., 2007.
10. Карл Эрнст. Суфизм. – М., 2002.
11. Комилов Н. Тасаввуф. – Ташкент: Мовароуннахр–Узбекистон, 2009.
12. Конрад Н.Н. Запад и Восток. – М., 1972.
13. Кныш А. Д. Мусульманский мистицизм. – М., СПб.: Диля, 2004.
14. Крымский А. История Персии, ее литературы и дервишской теософии. Ч.2. – М.: Изд-во Лазер. ин-т. вост.яз.,1912.
15. Мухаммад Ю.Х. Энциклопедия суфизма. – М., 2005.
16. Сепанянц М. Т. Исламский мистицизм. – М.,1987.
17. Степанянц М.Т. Философские аспекты суфизма. – М., 1987.
18. Тауфик Ибрагим. Философские концепции суфизма // Классический ислам: традиционные науки и философия. — М., 1988. — С. 85-131.
19. Хусайн Хорезми: среднеазиатский суфий начала XV в. // Из истории суфизма: источники и социальная практика. Ташкент, 1991.
20. Хисматулин А.А.. Суфизм. – СПб., 1999.
21. Абдуль-Кадир Иса. Истина суфизма. URL: http://sunnainfo.files.wordpress.com/2010/05/ istinasufizm1.pdf.
22. Николсон Р.А.. Идея личности в суфизме. URL: http://oldsufiwebzine.wordpress.com/tag/
23. Янгузин А.Р. Духовные истоки суфизма. URL: http://elibrary.ru/download/57931649.pdf.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Введение
Основы мусульманской теологии начали складываться в IX-XII веках. В противоречивости главных источников ислама - Корана и Сунны - состоит причина широких возможностей для различного рода интерпретаций догматических суждений. Из-за идейных расхождений сформировались разно рода религиозно-политические направления, но отсутствие в исламе системного догматического закона в мусульманском мире определило несформированность общепринятой теологической школы. Джабаритами отстаивается учение об абсолютном предопределении, кадаритами защищается тезис о свободе человека в выборе своих действий, от мутакаллимов слышны призывы к толкованию догматов ислама, опираясь на доводы разума. Главные оппоненты рационалистических течений в рамках мусульманской теологии - суннитские традиционалисты, утверждающие, что необходимо принимать веру без рассуждений, исповедывающие безусловность божественного предопределения, выступающие против любых новшеств в области веры и права, запрещающие обсуждение проблем религии.
Духовные истоки суфизма, впитавшего в себя шиитский эзотеризм, аллегоризм, элементы оккультных знаний (алхимии, физиогномики, науки о символике букв и цифр). Нас же в основном здесь будет интересовать социально-философское измерение суфизма, ориентированного на человека, его стремления, намерения и ожидания.
Актуальность темы исследования. В новой трансформирующейся социокультурной среде современного российского общества особенно ярко проявляется многообразие религиозных объединений, приобретающих все большее число последователей. Исторически сложилась так, что в период социальных и политических потрясений люди, стремясь к обновлению личностных ориентиров, погружаются в эзотерические, оккультные или мистические учения. Посредством систем мистической трансформации сознания современный человек пытается перейти от привычного рационального гнозиса к иррациональному, духовному центру своего «Я» в мистическом опыте, предполагая возможность «контакта» с трансцендентной реальностью. Это продиктовано личностным поиском который стимулирован девальвацией традиционных ценностей современного общества и стремлением человека к философскому самоопределению и самопознанию. В связи с этим изучение суфизма как мистического течения в исламе и его влияния на каждую личность в отдельности и духовную атмосферу социума в целом является на сегодняшний день актуальным.
Данная курсовая работа посвящена изучению вопросов теологии на примере суфизма с помощью рассмотрения различных его аспектов.
Объект работы: мусульманская культура, рассматриваемая как целостный культурно-исторический тип, обладающий чертами универсализма, сопоставимого с иными цивилизационно-культурными образованиями.
Предмет курсовой работы: суфизм как религиозно-философское течение в исламе, подверженное критике со стороны теологов-традиционалистов.
Цель: показать специфику критики теологами традиционалистами суфизма как мистико-аскетического, религиозно-философского течения в исламе.
Задачи:
- выявить духовные предпосылки появления учения суфизм;
- определить место суфизму в мусульманской культуре;
- выделить и описать основные противоречия с исламом;
- изучить особенности и отличия традиционалистов теологов.
В наши дни задачей Суфийского Движения является установление лучшего взаимопонимания между отдельными людьми, народами и расами, а также помощь тем, кто стремится найти истину. Его основное положение - утвердить осознание божественности человеческой души; для этого и дано суфийское учение.
Для того чтобы изучить образ бесконфликтного взаимодействия в суфизме, необходимо рассмотреть различные факторы, влияющие на формирование данного учения и те черты, которые ему наиболее характерны.
В данной работе использованы работы различных авторов, занимающихся изучением суфизма, таких как М. Т. Сепанянц , Абдуль-Кадир Иса , Карл Эрнст . Понимание многих философских аспектов суфизма углублено благодаря тщательным исследованиям М. Т. Степанянц, трудами по гносеологии суфизма М. Мухаммедходжоева, и публикациями Е.А.Фроловой, касательно онтологической проблематики мистической философии. Надо отметить уникальный парадигмальный анализ философского трактата Ибн Араби «Геммы мудрости», проведенный советским ученым А. В. Смирновым, а также переводы и трактовку произведений Абу Хамида аль-Газали в интерпритации А. А. Хисматуллина. В этом направлении активно работают У. Читтик, изучивший многоаспектность мистической поэзии Джалал ад-Дина Руми и А. Шиммель.В области, касающейся выявления внутренней структуры суфийских братств, знаменательна работа Дж. С. Тримингэма «Суфийские ордены в исламе». В отечественной науке подобной проблематикой занимаются А.А. Хисматуллин, Н. С. Алескерова, К. М. Ханбабаев, Г. М. Курбанов. Огромный вклад в освещение суфизма внес Тауфик Ибрагим.
Научная новизна исследования: раскрывается целостность мусульманской культуры как универсального культурно-исторического типа, равноценного и вполне сопоставимого с иными цивилизационно-культурными образованиями, и в связи с этим проанализированы исторические и социокультурные предпосылки зарождения ислама, универсальное содержание базовых принципов ислама, а также установлены особенности и взаимосвязь этнических и региональных компонентов, определяющих периферийные формы бытования ислама, занимающих важное место в мусульманской культуре.
Оглавление
Введение 3
Глав 1. История суфизма в некоторых аспектах 7
1.1 Культурные и духовные предпосылки суфизма 7
1.2 Место суфизма в духовной жизни 13
Глава 2. Основные направления в суфизме 19
2.1 Модернизм и традиционализм 19
2.2 Коран и суфизм 23
Заключение 25
Список использованной литературы 27
Заключение
Суфизм, появляется в исламе, как реализация потребностей исламского мира, как противостояние догматизму и тоска по эмоциональной любви между Богом и человеком. Для суфизма исламский закон – шариат, на просто форма и образ жизни, но первый шаг, смыслообразующее начало. Полнее всего это выражается в формуле шариат – тарикат - хакикат. Внешняя форма, закон –шариат, внутренний подход, духовный путь –тарикат, и Истина, сама реальность, Бог – хакика. Важно понимать, что образ внутреннего суфизма требует внешних форм его.
Несмотря на то, что суфизм является довольно противоречивым учением (возможно, потому что у всех различные взгляды на него), с помощью него человек может решить не только внутриличносные конфликты, если такие имеются (поскольку при достижении Абсолюта человек находится в полной гармонии с собой и с миром), но и может решать конфликты, и устанавливать мир в группах или даже государстве. Примерами участия суфиев в миротворчестве могут выступать Дагестан, Иран и другие страны Ближнего Востока.
Но при этом, методы и тактики, выбираемые суфиями в конфликтных ситуациях, направлены больше на урегулирование конфликта, чем на отстаивание собственных позиций. Ведь для суфиев гораздо важнее найти гармонию с окружающим миром, потому что без нее невозможно установить внутреннее равновесие и продолжить духовное саморазвитие, что является для них самым главным в жизни.
Чтобы сохранить гармонию, суфий, взглянув на проблему с позиции другого человека, воспринимает его точку зрения вместо того, чтобы настаивать на своей.
Люди спорят и ссорятся друг с другом, потому что у них есть несовпадающие желания и эгоистические интересы. Истинные суфии же не беспокоятся о достижениях или приобретениях, таких как богатство, власть и социальный статус. Следовательно, они не могут иметь разногласий с людьми или ссориться с кем бы то ни было.
Ненависти и злобе нет места в том сердце, где поселилась любовь к Богу. Сердце, наполненное злыми умыслами и отрицательными эмоциями, не в состоянии содержать в себе Божественную Любовь. Таким образом, свободное от ненависти сердце суфия содержит и излучает только любовь.
В мире суфиев нет ни агрессии, ни ненависти. Повсюду царит покой, и конфликтам нет места; не существует ни лицемерия, ни обмана. Каждый суфий искренне стремится служить своим собратьям-суфиям. Здесь можно найти лишь чистоту, безмятежность и любовь. Поистине, это та утопия, которой желают все сердца; это рай, обретенный в этом мире.
В мире суфиев все любят друг друга - независимо от поверхностных различий, таких как раса, богатство или общественное положение. Движимые человеколюбием, все стремятся помочь друг другу. Конфликты, так часто возникающие среди тех, кто попал в сети «я» и «ты», не существуют для суфия. Каждый суфий - это зеркало для других суфиев, и все отражают Истину.
Таким образом, мир суфия - это мир, к которому в глубине сердца стремятся все.
Список использованной литературы
1. Акимушкин О. Ф. Два редких памятника мусульманской агиографической литературы // Краткие сообщения Института востоковедения. Т. 38. М., 1960.
2. Бартольд В.В. Сочинения. Т.6. – М.: Наука,1966.
3. Бертельс Е.Э. Суфизм и суфийская литература. – М.: Наука, 1965.
4. Болдырев А.Н. Отражение древних культурных традиций в классической литературе Ирана. // История иранского государства и культуры. – М.,1971.
5. Газали А.-М. Эликсир счастья. – СПб., 2002.
6. Гриненко Г.В. История философии. – М., 2009.
7. Гольдциер И. Культ святых в исламе. – М., 1938.
8. Демидов С.М. Суфизм в Туркмении. – Ашхабад: Ылым,1978.
9. История религии / Под общ. ред. И.Н. Яблокова. – М., 2007.
10. Карл Эрнст. Суфизм. – М., 2002.
11. Комилов Н. Тасаввуф. – Ташкент: Мовароуннахр–Узбекистон, 2009.
12. Конрад Н.Н. Запад и Восток. – М., 1972.
13. Кныш А. Д. Мусульманский мистицизм. – М., СПб.: Диля, 2004.
14. Крымский А. История Персии, ее литературы и дервишской теософии. Ч.2. – М.: Изд-во Лазер. ин-т. вост.яз.,1912.
15. Мухаммад Ю.Х. Энциклопедия суфизма. – М., 2005.
16. Сепанянц М. Т. Исламский мистицизм. – М.,1987.
17. Степанянц М.Т. Философские аспекты суфизма. – М., 1987.
18. Тауфик Ибрагим. Философские концепции суфизма // Классический ислам: традиционные науки и философия. — М., 1988. — С. 85-131.
19. Хусайн Хорезми: среднеазиатский суфий начала XV в. // Из истории суфизма: источники и социальная практика. Ташкент, 1991.
20. Хисматулин А.А.. Суфизм. – СПб., 1999.
21. Абдуль-Кадир Иса. Истина суфизма. URL: http://sunnainfo.files.wordpress.com/2010/05/ istinasufizm1.pdf.
22. Николсон Р.А.. Идея личности в суфизме. URL: http://oldsufiwebzine.wordpress.com/tag/
23. Янгузин А.Р. Духовные истоки суфизма. URL: http://elibrary.ru/download/57931649.pdf.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
660 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149284 Курсовой работы — поможем найти подходящую