Спасибо!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Введение
Современному человеку кажется, что он очень далеко ушел от традиционной культуры. В конце концов, что его в XXI веке связывает с далекой эпохой, со старинным укладом жизни? Но стоит более внима-тельно понаблюдать за нашим бытом и поведением, и мы с удивлением увидим, что наша жизнь пронизана многочисленными обычаями, представлениями, верованиями, смысл которых утрачен. Однако мы все равно делаем так, потому что именно так поступали наши предки.
Со временем значение многих обрядов было забыто, некоторые из них превратились в своеобразную игру, забаву (проводы зимы, хождение ряженых по дворам, гадания, свадебные обряды и т. д.), но, тем не менее, сами обряды живут и доныне. И, возводя за городом современный коттедж по проекту модного архитектора и дизайнера, с камином вместо традиционной печи, хозяин дома при его закладке замуровывает под фундаментом деньги, запускает первыми в новое жилище кошку или собаку. Такова традиция, хотя почему так надо делать, мало кто знает.
Спрашиваете ли вы себя: почему нельзя здороваться через порог, почему рассыпать соль — плохая примета, кто такой леший, откуда взялись русалки и т. д.?
Народный календарь без преувеличений можно назвать своеобразной «энциклопедией», ведь именно в нем закодирована вся жизнь народа: его знания, опыт, обычаи, обрядовые праздники, наблюдения за природой, приметы погоды, прогнозы на урожай, сроки проведения сельскохозяйственных работ, которыми нередко многие пользуются и сегодня. Именно это и обуславливает актуальность данной работы.
Степень разработанности проблемы. Широта и многообразие интегрированных в обрядах социальных явлений и процессов предопределили и столь же широкое и многообразное их отражение в научной литературе. Для нашего исследования наибольший интерес вызывают философские и культурологические труды, в которых раскрываются общие закономерности, условия и механизмы функционирования историко-культурных традиций, обрядов и, в частности, такого его явления, как праздник. В отечественной культурологии - это К.А. Абдульханова-Славская, Е.М. Бабосов, Г.С. Батищев, Л.П. Буева, Б.Г. Григорьян, В.Е. Давидович, Ю.Н. Давыдов, Н.П. Дубинин, Ю.А. Жданов, Н.С. Злобин, С.Н. Иконникова, И.В. Ильенков, М.С. Каган, Л.Н. Коган, О.Н. Крутова, Э.С. Маркарян, В.М. Межуев, И.И. Резвицкий, Э.В. Соколов, Л.В. Сохань, Н.В. Сычев, В.И. Толстых, И.Т. Фролов, А.С. Ципко, В.И. Шинкарук и многие другие.
Наиболее общие культурологические аспекты праздничной культуры в разные годы находились в центре внимания известных российских специалистов, в том числе А.Н. Афанасьева, М.М. Бахтина, А.И. Бенифанда, B.C. Библера, Ф.И. Буслаева, А.Н. Веселовского, А.Е. Зарина, Д.С. Лихачева, А.Ф. Лосева, Ю.М. Лотмана, С.Н., А.И. Мазаева, А.П. Маркова, А.Ф. Некрыловой, С.Н. Полторака, В.Я. Проппа, И.М. Пыляева, И.М. Снегирева, Э.В.Соколова, С.А. Токарева, ГЛ. Тульчинского и других. Благодаря усилиям этих ученых познание обрядовой культуры России приобрело целенаправленный характер, а также позволило выявить ряд важных научных направлений, нуждающихся в проведении принципиально новых исследований.
Объектом исследования являются русские народные обряды.
Предмет исследования – традиционная семейная обрядность как элемент русской обрядовой культуры в целом.
Цель данной работы – рассмотреть особенности русской семейной обрядности. Для этого необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть обряды начала жизни: рождение, крещение.
2. Проанализировать русские народные обряды, связанные с созданием семьи.
3. Рассмотреть обряды погребального цикла.
4. Проследить историю развития русской праздничной культуры на примере обрядов празднования Рождества, Масленицы и Пасхи.
Методологическая основа исследования.
Методология данной работы базируется на единстве философско-культурологического и культурно-функционального подходов к решению проблемы. В исследовании применяется системный подход, используются материалы по этнографии, краеведению, религиоведению. Исследование опирается на ряд гносеологических принципов: историзма; диалектического соотношения общего, особенного и единичного; целостности и взаимодополнительности.
Введение.
Глава 1.Семейные обряды и обычаи.
1.Рождение ребёнка.
1.2.Крещение.
1.3.Свадьба.
1.4. Смотрины.
1.5. Новоселье.
1.6.Русский православный обряд погребения.
1.6.1 Причащение.
1.6.2. Соборования.
1.6.3.Погребение
1.6.4. Поминание усопших.
Глава 2. Православные праздники и обряды.
2.1. Рождество Христово.
2.2. Масленица.
2.3. Пасха.
Заключение
Литература.
Заключение
Мир человека был полон волшебства, чудес, он населен разными духами (нежитью), которые являются неотъемлемой частью природы. А раз эти существа обитали рядом с людьми, с ними приходилось как-то уживаться. Так появилась сложная система взаимоотношений с лешими, кикиморами, овинниками и прочей нечистью. Любопытно, что такие представления о духах, природе и сезонных явлениях прекрасно уживаются в сознании народа с христианской религией, хотя Церковь отрицательно относится к подобным суевериям.
Немало традиций и обычаев родилось в процессе крестьянского труда на земле. Далеко не все они сохранились до наших дней, но воспоминания о них живут в пословицах, поговорках, песнях, загадках: «Хлеб —всему голова», «Готовь летом сани, а зимой телегу», «С дураком говорить, что солому молотить», «Пять овечек стог подъедают, а пять прочь отбегают» (прядение льна) и т. д.
Государство создавало законы, но они не могли охватить всю сложную систему взаимоотношений между людьми. Это делали обычаи, этические правила, которыми руководствовалась многочисленная семья с разветвленными родственными связями, деревенская община, или, как тогда говорили, мир. Элементы традиционного народного быта передавались из поколения в поколение. Сегодня ученые этнографы из этих осколков, как из кусочков мозаики, складывают картину русской народной культуры. В слово «русский» мы отнюдь не вкладываем узкоэтнический смысл. Ведь русская культура создана и продолжает жить благодаря людям, представляющим различные народы нашей многонациональной страны.
Безусловно, сегодня жизнь очень изменилась, эти изменения затрону-ли не только город, но и деревню. Тем не менее, и в XXI веке люди продолжают работать на земле, выращивают хлеб и скот и сохраняют обычаи предков. А некоторые, казалось бы, навсегда забытые обряды возрождаются, обогащая народную культуру новыми красками.
Литература
1. Брусилов Б.П. Хлеб да соль в посты и праздники. М., 1996.
2. Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. - М.: Издание книгопродавца М. Березина – интернет-версия книги предоставлена сайтом Фольклорус (http://folklorus.narod.ru)
3. Ковалев В.М., Могильный Н.П. Русская кухня: традиции и обычаи. М., 1990.
4. Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа.
5. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. - 3-е изд.- М.: Академический проект, 2001.
6. Мельников. Ф. Е. Краткая история древлеправославной церкви. Барнаул. БГПУ. 1999.
7. Науменко Г.М. Народные праздники: обряды и времена года. М., 2001
8. Панкеев И. А. Полная энциклопедия быта русского народа. Тт. 1, 2. М.: Олма-Пресс, 1998.
9. Романов П.В. Застольная история государства Российского. М., 2000.
10. Российский праздник как историко-культурный феномен. СПб.: Нестор, 2003.
11. Россия XVIII века глазами иностранцев. – Л., 1989.
12. Руднев В.А. Обряды народные и обряды церковные. Лениздат, 1982.
13. Теоретические аспекты праздничной культуры России. СПб.: Нестор, 2001.
14. Энциклопедия зимних праздников. СПб, 1995.
15. Энциклопедия обрядов и обычаев. СПб, 1996.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Введение
Современному человеку кажется, что он очень далеко ушел от традиционной культуры. В конце концов, что его в XXI веке связывает с далекой эпохой, со старинным укладом жизни? Но стоит более внима-тельно понаблюдать за нашим бытом и поведением, и мы с удивлением увидим, что наша жизнь пронизана многочисленными обычаями, представлениями, верованиями, смысл которых утрачен. Однако мы все равно делаем так, потому что именно так поступали наши предки.
Со временем значение многих обрядов было забыто, некоторые из них превратились в своеобразную игру, забаву (проводы зимы, хождение ряженых по дворам, гадания, свадебные обряды и т. д.), но, тем не менее, сами обряды живут и доныне. И, возводя за городом современный коттедж по проекту модного архитектора и дизайнера, с камином вместо традиционной печи, хозяин дома при его закладке замуровывает под фундаментом деньги, запускает первыми в новое жилище кошку или собаку. Такова традиция, хотя почему так надо делать, мало кто знает.
Спрашиваете ли вы себя: почему нельзя здороваться через порог, почему рассыпать соль — плохая примета, кто такой леший, откуда взялись русалки и т. д.?
Народный календарь без преувеличений можно назвать своеобразной «энциклопедией», ведь именно в нем закодирована вся жизнь народа: его знания, опыт, обычаи, обрядовые праздники, наблюдения за природой, приметы погоды, прогнозы на урожай, сроки проведения сельскохозяйственных работ, которыми нередко многие пользуются и сегодня. Именно это и обуславливает актуальность данной работы.
Степень разработанности проблемы. Широта и многообразие интегрированных в обрядах социальных явлений и процессов предопределили и столь же широкое и многообразное их отражение в научной литературе. Для нашего исследования наибольший интерес вызывают философские и культурологические труды, в которых раскрываются общие закономерности, условия и механизмы функционирования историко-культурных традиций, обрядов и, в частности, такого его явления, как праздник. В отечественной культурологии - это К.А. Абдульханова-Славская, Е.М. Бабосов, Г.С. Батищев, Л.П. Буева, Б.Г. Григорьян, В.Е. Давидович, Ю.Н. Давыдов, Н.П. Дубинин, Ю.А. Жданов, Н.С. Злобин, С.Н. Иконникова, И.В. Ильенков, М.С. Каган, Л.Н. Коган, О.Н. Крутова, Э.С. Маркарян, В.М. Межуев, И.И. Резвицкий, Э.В. Соколов, Л.В. Сохань, Н.В. Сычев, В.И. Толстых, И.Т. Фролов, А.С. Ципко, В.И. Шинкарук и многие другие.
Наиболее общие культурологические аспекты праздничной культуры в разные годы находились в центре внимания известных российских специалистов, в том числе А.Н. Афанасьева, М.М. Бахтина, А.И. Бенифанда, B.C. Библера, Ф.И. Буслаева, А.Н. Веселовского, А.Е. Зарина, Д.С. Лихачева, А.Ф. Лосева, Ю.М. Лотмана, С.Н., А.И. Мазаева, А.П. Маркова, А.Ф. Некрыловой, С.Н. Полторака, В.Я. Проппа, И.М. Пыляева, И.М. Снегирева, Э.В.Соколова, С.А. Токарева, ГЛ. Тульчинского и других. Благодаря усилиям этих ученых познание обрядовой культуры России приобрело целенаправленный характер, а также позволило выявить ряд важных научных направлений, нуждающихся в проведении принципиально новых исследований.
Объектом исследования являются русские народные обряды.
Предмет исследования – традиционная семейная обрядность как элемент русской обрядовой культуры в целом.
Цель данной работы – рассмотреть особенности русской семейной обрядности. Для этого необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть обряды начала жизни: рождение, крещение.
2. Проанализировать русские народные обряды, связанные с созданием семьи.
3. Рассмотреть обряды погребального цикла.
4. Проследить историю развития русской праздничной культуры на примере обрядов празднования Рождества, Масленицы и Пасхи.
Методологическая основа исследования.
Методология данной работы базируется на единстве философско-культурологического и культурно-функционального подходов к решению проблемы. В исследовании применяется системный подход, используются материалы по этнографии, краеведению, религиоведению. Исследование опирается на ряд гносеологических принципов: историзма; диалектического соотношения общего, особенного и единичного; целостности и взаимодополнительности.
Введение.
Глава 1.Семейные обряды и обычаи.
1.Рождение ребёнка.
1.2.Крещение.
1.3.Свадьба.
1.4. Смотрины.
1.5. Новоселье.
1.6.Русский православный обряд погребения.
1.6.1 Причащение.
1.6.2. Соборования.
1.6.3.Погребение
1.6.4. Поминание усопших.
Глава 2. Православные праздники и обряды.
2.1. Рождество Христово.
2.2. Масленица.
2.3. Пасха.
Заключение
Литература.
Заключение
Мир человека был полон волшебства, чудес, он населен разными духами (нежитью), которые являются неотъемлемой частью природы. А раз эти существа обитали рядом с людьми, с ними приходилось как-то уживаться. Так появилась сложная система взаимоотношений с лешими, кикиморами, овинниками и прочей нечистью. Любопытно, что такие представления о духах, природе и сезонных явлениях прекрасно уживаются в сознании народа с христианской религией, хотя Церковь отрицательно относится к подобным суевериям.
Немало традиций и обычаев родилось в процессе крестьянского труда на земле. Далеко не все они сохранились до наших дней, но воспоминания о них живут в пословицах, поговорках, песнях, загадках: «Хлеб —всему голова», «Готовь летом сани, а зимой телегу», «С дураком говорить, что солому молотить», «Пять овечек стог подъедают, а пять прочь отбегают» (прядение льна) и т. д.
Государство создавало законы, но они не могли охватить всю сложную систему взаимоотношений между людьми. Это делали обычаи, этические правила, которыми руководствовалась многочисленная семья с разветвленными родственными связями, деревенская община, или, как тогда говорили, мир. Элементы традиционного народного быта передавались из поколения в поколение. Сегодня ученые этнографы из этих осколков, как из кусочков мозаики, складывают картину русской народной культуры. В слово «русский» мы отнюдь не вкладываем узкоэтнический смысл. Ведь русская культура создана и продолжает жить благодаря людям, представляющим различные народы нашей многонациональной страны.
Безусловно, сегодня жизнь очень изменилась, эти изменения затрону-ли не только город, но и деревню. Тем не менее, и в XXI веке люди продолжают работать на земле, выращивают хлеб и скот и сохраняют обычаи предков. А некоторые, казалось бы, навсегда забытые обряды возрождаются, обогащая народную культуру новыми красками.
Литература
1. Брусилов Б.П. Хлеб да соль в посты и праздники. М., 1996.
2. Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. - М.: Издание книгопродавца М. Березина – интернет-версия книги предоставлена сайтом Фольклорус (http://folklorus.narod.ru)
3. Ковалев В.М., Могильный Н.П. Русская кухня: традиции и обычаи. М., 1990.
4. Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа.
5. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. - 3-е изд.- М.: Академический проект, 2001.
6. Мельников. Ф. Е. Краткая история древлеправославной церкви. Барнаул. БГПУ. 1999.
7. Науменко Г.М. Народные праздники: обряды и времена года. М., 2001
8. Панкеев И. А. Полная энциклопедия быта русского народа. Тт. 1, 2. М.: Олма-Пресс, 1998.
9. Романов П.В. Застольная история государства Российского. М., 2000.
10. Российский праздник как историко-культурный феномен. СПб.: Нестор, 2003.
11. Россия XVIII века глазами иностранцев. – Л., 1989.
12. Руднев В.А. Обряды народные и обряды церковные. Лениздат, 1982.
13. Теоретические аспекты праздничной культуры России. СПб.: Нестор, 2001.
14. Энциклопедия зимних праздников. СПб, 1995.
15. Энциклопедия обрядов и обычаев. СПб, 1996.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
660 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149284 Курсовой работы — поможем найти подходящую