Спасибо!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Введение…………………………………………………………………3
1. Основные подходы к исследованию восточнославянского мира….6
2. Обряды и верования…………………………………………………..9
3. Памятники……………………………………………………………..15
4. Прикладное искусство…………………………….………………….16
5. Языческие святилища…………….…………………………………..17
6. Жилища русичей………………………………….…………………..22
Заключение………………………………………………………………27
Литература……………………………………………………………….31
1. Основные подходы к исследованию восточнославянского мира
В большинстве литературных источников исследование язычества древних славян предваряется рассмотрением исторических судеб славянства с глубокой доисторической древности, так как без этого было бы невозможно понимание всей многогранности процесса формирования религиозных представлений.
Ядром государства Руси ("Киевской Руси") была, как известно, сравнительно небольшая область Среднего Поднепровья - от Десны до Роси, возглавившая процесс рождения феодальной государственности на огромном пространстве Восточной Европы - от Вислы до Волги и от Балтики до Черного моря.
Анализ древнейшей истории восточнославянского мира убеждает в том, что на протяжении двух тысячелетий, предшествовавших возникновению Киевской Руси, наиболее развитым и исторически активным регионом являлось Среднее Поднепровье.
...
3. Памятники
Последний вопрос, требующий нашего рассмотрения в связи с религиозными представлениями отдаленных предков Руси - это вопрос о каменных изваяниях VI - V вв. до н. э., находимых или на самой южной кромке земли сколотов-пахарей или же в том конечном пункте, который был целью торговых поездок борисфенитов – в окрестностях Ольвии, эмпория борисфенитов. Исследователи этих интересных изваяний всегда обозначали их слишком общим термином -скифские и не делали выводов из их очень определенного географического распространения, позволяющего утверждать, что они (по крайней мере, определенная часть их) связаны не со скифским миром, а со сколотским, борисфенитским и с тем участком этого мира, который носил специальное наименование "Священных путей".
Обязательным набором предметов на памятниках являются: гривна (иногда витая) на шее, рог-ритон в правой руке (изредка в левой) и меч-акинак, являющийся основой датировки, у пояса.
...
4. Прикладное искусство
Из предметов прикладного искусства VI - VII вв. наибольший интерес для изучения язычества представляют застежки для плащей - фибулы. Плащ (древнерусск. мантиА - мантия) был престижной парадной одеждой; фибулы (одна или две) застегивали мантию спереди на самом видном месте. В рассматриваемую эпоху на фибулах появляется множество различных изображений апотропеического, оберегающего значения.
Раннесредневековые фибулы - огромная и исторически очень важная тема. Разработка ее затруднена прежде всего тем, что время бытования фибул - заключительный этап великого переселения народов, запутывающий и хронологию и этническое определение отдельных вариантов1.
При изготовлении памятников очень важным являлся вопрос о том небесном божестве, от которого исходит и солнечный свет и дождь. Здесь могут быть названы два претендента: Дажьбог и сам Род.
...
5. Языческие святилища
К моменту сложения древнерусского государства и в первые два столетия его существования на широком пространстве, заселенном восточными славянами, было, по всей вероятности, множество языческих святилищ и священных мест как общего ритуального назначения, так и посвященных отдельным божествам. Об этом говорит обилие "святых озер", "святых рощ" и селений, носящих языческие имена.
Исключительный интерес представляет уникальное ритуальное сооружение, обнаруженное в 1964 г. близ Житомира у поселения Шумска на берегу речки Гнилопяти (притока Тетерева) на южном краю земли Древлян.
Сооружение 11 х 14 м представляет собой крайне неправильную, но симметричную фигуру, названную исследовательницей "крестообразной"; длинная ось сооружения строго ориентирована по линии север - юг.
...
6. Жилища русичей
Жилища были все пронизаны магическо-заклинательной символикой, с помощью которой семья каждого славянина стремилась обеспечить себе сытость и тепло, безопасность и здоровье. К сожалению, материал по славянскому и древнерусскому жилищу дает нам значительно меньше данных о язычестве, чем раскопки более ранних племенных святилищ. Исключение представляет Новгород Великий, где в домах XI-XIV вв. обнаружено много элементов бытового язычества, вплоть до миниатюрных изображений домовых, покровителей дома.
Скудость подлинных материалов, синхронных изучаемой нами эпохе, может быть компенсирована привлечением необъятного и богатого по содержанию этнографического материала, собранного преимущественно в русской, белорусской и украинской деревне XIX в. Мы уже видели на примере севернорусской вышивки, что народное искусство хранит чрезвычайно глубокий пласт религиозных представлений (богини рожаницы, Макошь, Лада, Купала и мн. др.).
...
1. Амброз А.К. Проблемы раннесредневековой хронологии Восточной Европы//Сов. археология, 1971, № 2.
2. Граков Б.Н. Скифы. - М., 1971.
3. Доватур А.И., Каллистов Д.П., Шишова Я.А. Народы нашей страны в "Истории" Геродота. М., 1982.
4. Записки Юлия Цезаря. Галльская война. Кн. шестая, - М.; Л., 1948
5. Петренко В.Г. Задачи и тематика конференции (по скифо-сарматской археологии в 1967 г.)//Проблемы скифской археологии. - М., 1971.
6. Петренко В.Г. Правобережье Среднего Приднепровья. - М., 1967.
7. Рыбаков Б.А. Новая концепция предыстории Киевской Руси. - История СССР, 1981, № 1 и 2.
8. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. - М., 1982.
9. Рыбаков Б.А. Прикладное искусство //История культуры древней Руси. - М.; Л., 1951.
10. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. - М.: Издательство «Наука», 1981.
11. Hensel W. Polska Starozytna, W., 1977.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Введение…………………………………………………………………3
1. Основные подходы к исследованию восточнославянского мира….6
2. Обряды и верования…………………………………………………..9
3. Памятники……………………………………………………………..15
4. Прикладное искусство…………………………….………………….16
5. Языческие святилища…………….…………………………………..17
6. Жилища русичей………………………………….…………………..22
Заключение………………………………………………………………27
Литература……………………………………………………………….31
1. Основные подходы к исследованию восточнославянского мира
В большинстве литературных источников исследование язычества древних славян предваряется рассмотрением исторических судеб славянства с глубокой доисторической древности, так как без этого было бы невозможно понимание всей многогранности процесса формирования религиозных представлений.
Ядром государства Руси ("Киевской Руси") была, как известно, сравнительно небольшая область Среднего Поднепровья - от Десны до Роси, возглавившая процесс рождения феодальной государственности на огромном пространстве Восточной Европы - от Вислы до Волги и от Балтики до Черного моря.
Анализ древнейшей истории восточнославянского мира убеждает в том, что на протяжении двух тысячелетий, предшествовавших возникновению Киевской Руси, наиболее развитым и исторически активным регионом являлось Среднее Поднепровье.
...
3. Памятники
Последний вопрос, требующий нашего рассмотрения в связи с религиозными представлениями отдаленных предков Руси - это вопрос о каменных изваяниях VI - V вв. до н. э., находимых или на самой южной кромке земли сколотов-пахарей или же в том конечном пункте, который был целью торговых поездок борисфенитов – в окрестностях Ольвии, эмпория борисфенитов. Исследователи этих интересных изваяний всегда обозначали их слишком общим термином -скифские и не делали выводов из их очень определенного географического распространения, позволяющего утверждать, что они (по крайней мере, определенная часть их) связаны не со скифским миром, а со сколотским, борисфенитским и с тем участком этого мира, который носил специальное наименование "Священных путей".
Обязательным набором предметов на памятниках являются: гривна (иногда витая) на шее, рог-ритон в правой руке (изредка в левой) и меч-акинак, являющийся основой датировки, у пояса.
...
4. Прикладное искусство
Из предметов прикладного искусства VI - VII вв. наибольший интерес для изучения язычества представляют застежки для плащей - фибулы. Плащ (древнерусск. мантиА - мантия) был престижной парадной одеждой; фибулы (одна или две) застегивали мантию спереди на самом видном месте. В рассматриваемую эпоху на фибулах появляется множество различных изображений апотропеического, оберегающего значения.
Раннесредневековые фибулы - огромная и исторически очень важная тема. Разработка ее затруднена прежде всего тем, что время бытования фибул - заключительный этап великого переселения народов, запутывающий и хронологию и этническое определение отдельных вариантов1.
При изготовлении памятников очень важным являлся вопрос о том небесном божестве, от которого исходит и солнечный свет и дождь. Здесь могут быть названы два претендента: Дажьбог и сам Род.
...
5. Языческие святилища
К моменту сложения древнерусского государства и в первые два столетия его существования на широком пространстве, заселенном восточными славянами, было, по всей вероятности, множество языческих святилищ и священных мест как общего ритуального назначения, так и посвященных отдельным божествам. Об этом говорит обилие "святых озер", "святых рощ" и селений, носящих языческие имена.
Исключительный интерес представляет уникальное ритуальное сооружение, обнаруженное в 1964 г. близ Житомира у поселения Шумска на берегу речки Гнилопяти (притока Тетерева) на южном краю земли Древлян.
Сооружение 11 х 14 м представляет собой крайне неправильную, но симметричную фигуру, названную исследовательницей "крестообразной"; длинная ось сооружения строго ориентирована по линии север - юг.
...
6. Жилища русичей
Жилища были все пронизаны магическо-заклинательной символикой, с помощью которой семья каждого славянина стремилась обеспечить себе сытость и тепло, безопасность и здоровье. К сожалению, материал по славянскому и древнерусскому жилищу дает нам значительно меньше данных о язычестве, чем раскопки более ранних племенных святилищ. Исключение представляет Новгород Великий, где в домах XI-XIV вв. обнаружено много элементов бытового язычества, вплоть до миниатюрных изображений домовых, покровителей дома.
Скудость подлинных материалов, синхронных изучаемой нами эпохе, может быть компенсирована привлечением необъятного и богатого по содержанию этнографического материала, собранного преимущественно в русской, белорусской и украинской деревне XIX в. Мы уже видели на примере севернорусской вышивки, что народное искусство хранит чрезвычайно глубокий пласт религиозных представлений (богини рожаницы, Макошь, Лада, Купала и мн. др.).
...
1. Амброз А.К. Проблемы раннесредневековой хронологии Восточной Европы//Сов. археология, 1971, № 2.
2. Граков Б.Н. Скифы. - М., 1971.
3. Доватур А.И., Каллистов Д.П., Шишова Я.А. Народы нашей страны в "Истории" Геродота. М., 1982.
4. Записки Юлия Цезаря. Галльская война. Кн. шестая, - М.; Л., 1948
5. Петренко В.Г. Задачи и тематика конференции (по скифо-сарматской археологии в 1967 г.)//Проблемы скифской археологии. - М., 1971.
6. Петренко В.Г. Правобережье Среднего Приднепровья. - М., 1967.
7. Рыбаков Б.А. Новая концепция предыстории Киевской Руси. - История СССР, 1981, № 1 и 2.
8. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. - М., 1982.
9. Рыбаков Б.А. Прикладное искусство //История культуры древней Руси. - М.; Л., 1951.
10. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. - М.: Издательство «Наука», 1981.
11. Hensel W. Polska Starozytna, W., 1977.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
330 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149284 Курсовой работы — поможем найти подходящую