Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Праздник как феномен культуры

  • 28 страниц
  • 2014 год
  • 271 просмотр
  • 1 покупка
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

660 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования
С древних времен праздник является неотъемлемым элементом культурной жизни человека. Это всегда очень значимое событие, как для отдельного индивида, так и для всего общества в целом. Кроме того, праздник является уникальной формой эмоционально-символического утверждения существующих в обществе ценностей и мировоззренческих установок. Феномен праздника неоднократно привлекал внимание философов историков, культурологов, этнографов и культурантропологов. Однако каждого исследователя этот объект интересовал лишь в каком-то одном определенном аспекте. Поэтому определения, классификации и сущностные характеристики праздника зачастую оказывались различными. В обыденном словоупотреблении праздник фигурирует как памятная дата, обряд, состояние души, развлечение, традиция или атрибут современной культуры.
Как бы то ни было, для культорологии и теории праздника (области междисциплинарного гуманитарного знания, предметом исследовательского интереса которой является праздник) утрата функциональной специфики и отсутствие четкого определения понятия праздника, а также проблема современного «размывания» границ повседневного и праздничного, служат сигналом к дальнейшему исследованию праздника именно как феномена культуры. Степень изученности темы
Как и любая другая гуманитарная наука, теория праздника формировалась по мере накопления эмпирического материала по историческим, этнографическим, антропологическим и культурным аспектам праздника.

Проблемное поле теории праздника впервые обозначил М.М. Бахтин в конце 30-х гг. XX в. Анализируя средневековую культуру в работе «Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса», он сформулировал фундаментальные положения теории праздника, которые до сих пор остаются весьма значимыми для многих исследователей.
Игровая природа праздника была актуализирована Й. Хейзингой и получила свою дальнейшую интерпретацию в работах А.И. Мазаева и Д.М. Дауниса.
Праздник стал предметом специального теоретического анализа в работах таких зарубежных исследователей как Р. Генон, К. Жигульский, а также в работах отечественных авторов – Н.А. Хренова и А.И. Мазаева.
Особо хотелось бы отметить заслуги А.И. Мазаева, который рассматривал сущностные характеристики праздника сквозь призму категорий «праздничное пространство», «праздничное время» и «праздничное мироощущение» и т.д. Подробно эти категории описываются в разделе 1.2.
Многие из этих трудов оказались значимыми для исследования праздника как феномена культуры и послужили теоретическим фундаментом при постановке проблем и задач данной курсовой работы.
Практическая значимость работы
Как правило, любой праздник сопровождается непосредственным общением между людьми. Следовательно, тема данного исследования может помочь как в установлении эффективного общения между индивидами одной культуры, так и развитию межкультурных коммуникаций.
Кроме того, данная работа может быть интересной для исследователей в области культурологи и философии культуры, а также использованы для анализа состояния и перспектив развития современной праздничной культуры. Материалы курсовой работы могут быть использованы в подготовке специалистов в области культуры, а также при написании практических руководств по организации праздников. Объектом исследования данной курсовой работы является праздник как феномен культуры.
Предмет исследования – особенности и значение праздника как феномена культуры.
Целью курсовой работы является определение особенностей и значения праздника как феномена культуры.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
1) рассмотреть различные определения понятия праздника, а также его виды;
2) описать различные компоненты праздничного комплекса;
3) изучить особенности праздника как феномена культуры;
4) определить значения праздника для современной культуры;
5) сделать выводы по работе.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Общая характеристика праздника 7
1.1 Понятие праздника и его виды 7
1.2 Основные компоненты праздничного комплекса 9
2. Праздник как феномен культуры 15
2.1 Особенности праздника как культурного феномена 15
2.2 Значение праздника для современной культуры 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
Список использованной литературы 28


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В первой главе были рассмотрены различные определения понятия праздника, а также его виды. За основу было принято определение праздника как временного отрезка, который выделяет, маркирует наиболее значимое событие в жизни народа, государства или социальной группы людей. Среди основных компонентов праздничного комплекса можно выделить пространственно-временной компонент, который включает в себя праздничное пространство и время; структурно-содержательный компонент, который включает в себя декорации, костюмы участников, действия, игры (анимационные мероприятия), праздничную еду, подарки; и идеологический компонент, который включает в себя определенную идеологию, лежащую в основе праздника. Таким образом, чаще всего, праздник связан с реальными или религиозно-мифологическими событиями, которые должны восприниматься людьми как значимый и позитивный символ.
Во второй главе были рассмотрены основные особенности праздника как культурного феномена, а также его значение и место в современной культуре. В ходе исследования, было установлено, что праздник является общечеловеческой потребностью, обусловленной, прежде всего, множеством его общественных функций - духовного объединения, сплочения, примирения людей, возобновления нравственного очищения, общественных связей, эстетического образования и коллективного самовыражения. Выполняя компенсаторную функцию, праздник выступает как способ релаксации от груза будничных тревог и забот и обретения свободы.
Таким образом, во всех культурах праздник всегда имеет жизнеутверждающий, оптимистический характер; его содержательная сторона отличается выраженной духовной направленностью и многовековой преемственностью общечеловеческих ценностей.


Список использованной литературы

1. Бахтин, М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса / М. М. Бахтин. – М.: Художественная литература, 1965.
2. Даунис Д.М. Игра // Культурология. Век XX. − Спб.: Просвещение, 2003.
3. Жигульский К. Праздник и культутра. − М.: Прогресс, 1995.
4. Жирмунтский С.С. Социология праздников. / Перевод с польского. − М.: Наука, 1993.
5.Иконников С.Н. Культурное пространство в контексте изучения социокультурных процессов // Вопросы истории, 1998. − № 4.
6. Кац И.М. Праздники // Большая советская энциклопедия. − М.: Советская энциклопедия, 1976.
7. Келлер Э.А. Праздничная культура Петербурга. − Спб.: Невские огни, 2003.
8. Культурология. ХХ век: Словарь / под редакцией С.Я. Левита. − Спб.: Университетская книга, 1997.
9. Лавриненко Е.В. Тенденции развития праздников в современном российском городе // Рубикон, 1999. − № 1.
10. Лазарева Л.Н. История и теория праздников: учебное пособие. − Челябинск, 2009.
11. Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление. − М.: Наука, 1988.
12. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII − начало XX века. − СПб.: Азбука-классика, 2004.
13. Панченко, А. М. Русская культура в канун Петровских реформ / А. М. Панченко. – Спб, 1984.
14. Прокаева О. Н. Особенности праздника как культурного феномена // Журнал "Регионология", 2011. − №2.
15. Пятые Лазаревские чтения: «Лики традиционной культуры»: материалы международной научной конференции, 25–26 февр. 2011 г.: в 2 ч. / под редакцией проф. Н. Г. Апухтина. – Челябинск, 2011.
16. Шангина И.П. Вводная статья // Русские праздники. Энциклопедический справочник. − СПб.: Искусство, 2005.
17. Шангина И.П. Праздник // Свод этнографических понятий и терминов для составления справочника «Духовная культура народов Европейской части РФ». − М.: Наука, 2004.


Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Оставляя свои контактные данные и нажимая «Заказать Курсовую работу», я соглашаюсь пройти процедуру регистрации на Платформе, принимаю условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности в целях заключения соглашения.

Фрагменты работ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования
С древних времен праздник является неотъемлемым элементом культурной жизни человека. Это всегда очень значимое событие, как для отдельного индивида, так и для всего общества в целом. Кроме того, праздник является уникальной формой эмоционально-символического утверждения существующих в обществе ценностей и мировоззренческих установок. Феномен праздника неоднократно привлекал внимание философов историков, культурологов, этнографов и культурантропологов. Однако каждого исследователя этот объект интересовал лишь в каком-то одном определенном аспекте. Поэтому определения, классификации и сущностные характеристики праздника зачастую оказывались различными. В обыденном словоупотреблении праздник фигурирует как памятная дата, обряд, состояние души, развлечение, традиция или атрибут современной культуры.
Как бы то ни было, для культорологии и теории праздника (области междисциплинарного гуманитарного знания, предметом исследовательского интереса которой является праздник) утрата функциональной специфики и отсутствие четкого определения понятия праздника, а также проблема современного «размывания» границ повседневного и праздничного, служат сигналом к дальнейшему исследованию праздника именно как феномена культуры. Степень изученности темы
Как и любая другая гуманитарная наука, теория праздника формировалась по мере накопления эмпирического материала по историческим, этнографическим, антропологическим и культурным аспектам праздника.

Проблемное поле теории праздника впервые обозначил М.М. Бахтин в конце 30-х гг. XX в. Анализируя средневековую культуру в работе «Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса», он сформулировал фундаментальные положения теории праздника, которые до сих пор остаются весьма значимыми для многих исследователей.
Игровая природа праздника была актуализирована Й. Хейзингой и получила свою дальнейшую интерпретацию в работах А.И. Мазаева и Д.М. Дауниса.
Праздник стал предметом специального теоретического анализа в работах таких зарубежных исследователей как Р. Генон, К. Жигульский, а также в работах отечественных авторов – Н.А. Хренова и А.И. Мазаева.
Особо хотелось бы отметить заслуги А.И. Мазаева, который рассматривал сущностные характеристики праздника сквозь призму категорий «праздничное пространство», «праздничное время» и «праздничное мироощущение» и т.д. Подробно эти категории описываются в разделе 1.2.
Многие из этих трудов оказались значимыми для исследования праздника как феномена культуры и послужили теоретическим фундаментом при постановке проблем и задач данной курсовой работы.
Практическая значимость работы
Как правило, любой праздник сопровождается непосредственным общением между людьми. Следовательно, тема данного исследования может помочь как в установлении эффективного общения между индивидами одной культуры, так и развитию межкультурных коммуникаций.
Кроме того, данная работа может быть интересной для исследователей в области культурологи и философии культуры, а также использованы для анализа состояния и перспектив развития современной праздничной культуры. Материалы курсовой работы могут быть использованы в подготовке специалистов в области культуры, а также при написании практических руководств по организации праздников. Объектом исследования данной курсовой работы является праздник как феномен культуры.
Предмет исследования – особенности и значение праздника как феномена культуры.
Целью курсовой работы является определение особенностей и значения праздника как феномена культуры.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
1) рассмотреть различные определения понятия праздника, а также его виды;
2) описать различные компоненты праздничного комплекса;
3) изучить особенности праздника как феномена культуры;
4) определить значения праздника для современной культуры;
5) сделать выводы по работе.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Общая характеристика праздника 7
1.1 Понятие праздника и его виды 7
1.2 Основные компоненты праздничного комплекса 9
2. Праздник как феномен культуры 15
2.1 Особенности праздника как культурного феномена 15
2.2 Значение праздника для современной культуры 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
Список использованной литературы 28


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В первой главе были рассмотрены различные определения понятия праздника, а также его виды. За основу было принято определение праздника как временного отрезка, который выделяет, маркирует наиболее значимое событие в жизни народа, государства или социальной группы людей. Среди основных компонентов праздничного комплекса можно выделить пространственно-временной компонент, который включает в себя праздничное пространство и время; структурно-содержательный компонент, который включает в себя декорации, костюмы участников, действия, игры (анимационные мероприятия), праздничную еду, подарки; и идеологический компонент, который включает в себя определенную идеологию, лежащую в основе праздника. Таким образом, чаще всего, праздник связан с реальными или религиозно-мифологическими событиями, которые должны восприниматься людьми как значимый и позитивный символ.
Во второй главе были рассмотрены основные особенности праздника как культурного феномена, а также его значение и место в современной культуре. В ходе исследования, было установлено, что праздник является общечеловеческой потребностью, обусловленной, прежде всего, множеством его общественных функций - духовного объединения, сплочения, примирения людей, возобновления нравственного очищения, общественных связей, эстетического образования и коллективного самовыражения. Выполняя компенсаторную функцию, праздник выступает как способ релаксации от груза будничных тревог и забот и обретения свободы.
Таким образом, во всех культурах праздник всегда имеет жизнеутверждающий, оптимистический характер; его содержательная сторона отличается выраженной духовной направленностью и многовековой преемственностью общечеловеческих ценностей.


Список использованной литературы

1. Бахтин, М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса / М. М. Бахтин. – М.: Художественная литература, 1965.
2. Даунис Д.М. Игра // Культурология. Век XX. − Спб.: Просвещение, 2003.
3. Жигульский К. Праздник и культутра. − М.: Прогресс, 1995.
4. Жирмунтский С.С. Социология праздников. / Перевод с польского. − М.: Наука, 1993.
5.Иконников С.Н. Культурное пространство в контексте изучения социокультурных процессов // Вопросы истории, 1998. − № 4.
6. Кац И.М. Праздники // Большая советская энциклопедия. − М.: Советская энциклопедия, 1976.
7. Келлер Э.А. Праздничная культура Петербурга. − Спб.: Невские огни, 2003.
8. Культурология. ХХ век: Словарь / под редакцией С.Я. Левита. − Спб.: Университетская книга, 1997.
9. Лавриненко Е.В. Тенденции развития праздников в современном российском городе // Рубикон, 1999. − № 1.
10. Лазарева Л.Н. История и теория праздников: учебное пособие. − Челябинск, 2009.
11. Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление. − М.: Наука, 1988.
12. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII − начало XX века. − СПб.: Азбука-классика, 2004.
13. Панченко, А. М. Русская культура в канун Петровских реформ / А. М. Панченко. – Спб, 1984.
14. Прокаева О. Н. Особенности праздника как культурного феномена // Журнал "Регионология", 2011. − №2.
15. Пятые Лазаревские чтения: «Лики традиционной культуры»: материалы международной научной конференции, 25–26 февр. 2011 г.: в 2 ч. / под редакцией проф. Н. Г. Апухтина. – Челябинск, 2011.
16. Шангина И.П. Вводная статья // Русские праздники. Энциклопедический справочник. − СПб.: Искусство, 2005.
17. Шангина И.П. Праздник // Свод этнографических понятий и терминов для составления справочника «Духовная культура народов Европейской части РФ». − М.: Наука, 2004.


Купить эту работу

Праздник как феномен культуры

660 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 500 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

18 апреля 2017 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.3
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
1 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
660 ₽ Цена от 500 ₽

5 Похожих работ

Курсовая работа

Организация андерграунд концерта как отражения образов и смыслов современной отечественной музыкальной культуры

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
350 ₽
Курсовая работа

Нижегородский театр: вклад в историю развития театра в России в XIX – начале XX век

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Курсовая работа

КУРСОВАЯ РАБОТА «Спорт как культурная практика горожан рубежа XIX-XX веков»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Курсовая работа

Конкурентоспособность России на мировом рынке. Может ли Россия стать брендом

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
450 ₽
Курсовая работа

Эпоха возрождения как тип культуры

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
350 ₽

Отзывы студентов

Отзыв Алексей Михайлов об авторе EkaterinaKonstantinovna 2017-08-26
Курсовая работа

Спасибо!

Общая оценка 5
Отзыв Айтен об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-06-07
Курсовая работа

Отличная работа! Благодарю!

Общая оценка 5
Отзыв Ковалева Екатерина об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-06-25
Курсовая работа

я осталась очень довольна автором! автор выполнил работу в срок, не смотря на то, что срок был маленьким. мой преподаватель попросил только добавить дополнительно информацию и автор мне в этом помог! никаких замечаний. сдала без трудностей и получила 5. надеюсь в дальнейшем обратиться за помощью к этому автору, но уже не с курсовиком, а дипломом:)

Общая оценка 5
Отзыв fomcha об авторе EkaterinaKonstantinovna 2017-03-14
Курсовая работа

Большое спасибо за работу

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Сюрреализм в моде 20 века: культурологический аспект

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3300 ₽
Готовая работа

Феномен современной коммерческой культуры на примере свадебного обряда

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Англичане в Санкт-Петербурге. Диалог и перспективы в сфере туризма

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Второй этап огосударствления театров 1928-1936

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3300 ₽
Готовая работа

Технологии организации тематической свадьбы в стиле Оскар

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1000 ₽
Готовая работа

Брак и семья в раннесредневековой Франции

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
9500 ₽
Готовая работа

Боевые искусства в русской народной культуре

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ИСКУССТВЕ В КОНФУЦИАНСКИХ ТЕКСТАХ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2500 ₽
Готовая работа

ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Л.Я. ШТЕРНБЕРГА

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Инновационные формы работы с детской аудиторией (на примере ООО «КИДБУРГ»)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3300 ₽
Готовая работа

Культурная революция и культурное строительство

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1800 ₽
Готовая работа

Культуротворческие технологии как фактор стимулирования молодежной самодеятельности в учреждениях культуры клубного типа

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽