Спасибо!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования
С древних времен праздник является неотъемлемым элементом культурной жизни человека. Это всегда очень значимое событие, как для отдельного индивида, так и для всего общества в целом. Кроме того, праздник является уникальной формой эмоционально-символического утверждения существующих в обществе ценностей и мировоззренческих установок. Феномен праздника неоднократно привлекал внимание философов историков, культурологов, этнографов и культурантропологов. Однако каждого исследователя этот объект интересовал лишь в каком-то одном определенном аспекте. Поэтому определения, классификации и сущностные характеристики праздника зачастую оказывались различными. В обыденном словоупотреблении праздник фигурирует как памятная дата, обряд, состояние души, развлечение, традиция или атрибут современной культуры.
Как бы то ни было, для культорологии и теории праздника (области междисциплинарного гуманитарного знания, предметом исследовательского интереса которой является праздник) утрата функциональной специфики и отсутствие четкого определения понятия праздника, а также проблема современного «размывания» границ повседневного и праздничного, служат сигналом к дальнейшему исследованию праздника именно как феномена культуры. Степень изученности темы
Как и любая другая гуманитарная наука, теория праздника формировалась по мере накопления эмпирического материала по историческим, этнографическим, антропологическим и культурным аспектам праздника.
Проблемное поле теории праздника впервые обозначил М.М. Бахтин в конце 30-х гг. XX в. Анализируя средневековую культуру в работе «Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса», он сформулировал фундаментальные положения теории праздника, которые до сих пор остаются весьма значимыми для многих исследователей.
Игровая природа праздника была актуализирована Й. Хейзингой и получила свою дальнейшую интерпретацию в работах А.И. Мазаева и Д.М. Дауниса.
Праздник стал предметом специального теоретического анализа в работах таких зарубежных исследователей как Р. Генон, К. Жигульский, а также в работах отечественных авторов – Н.А. Хренова и А.И. Мазаева.
Особо хотелось бы отметить заслуги А.И. Мазаева, который рассматривал сущностные характеристики праздника сквозь призму категорий «праздничное пространство», «праздничное время» и «праздничное мироощущение» и т.д. Подробно эти категории описываются в разделе 1.2.
Многие из этих трудов оказались значимыми для исследования праздника как феномена культуры и послужили теоретическим фундаментом при постановке проблем и задач данной курсовой работы.
Практическая значимость работы
Как правило, любой праздник сопровождается непосредственным общением между людьми. Следовательно, тема данного исследования может помочь как в установлении эффективного общения между индивидами одной культуры, так и развитию межкультурных коммуникаций.
Кроме того, данная работа может быть интересной для исследователей в области культурологи и философии культуры, а также использованы для анализа состояния и перспектив развития современной праздничной культуры. Материалы курсовой работы могут быть использованы в подготовке специалистов в области культуры, а также при написании практических руководств по организации праздников. Объектом исследования данной курсовой работы является праздник как феномен культуры.
Предмет исследования – особенности и значение праздника как феномена культуры.
Целью курсовой работы является определение особенностей и значения праздника как феномена культуры.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
1) рассмотреть различные определения понятия праздника, а также его виды;
2) описать различные компоненты праздничного комплекса;
3) изучить особенности праздника как феномена культуры;
4) определить значения праздника для современной культуры;
5) сделать выводы по работе.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Общая характеристика праздника 7
1.1 Понятие праздника и его виды 7
1.2 Основные компоненты праздничного комплекса 9
2. Праздник как феномен культуры 15
2.1 Особенности праздника как культурного феномена 15
2.2 Значение праздника для современной культуры 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
Список использованной литературы 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В первой главе были рассмотрены различные определения понятия праздника, а также его виды. За основу было принято определение праздника как временного отрезка, который выделяет, маркирует наиболее значимое событие в жизни народа, государства или социальной группы людей. Среди основных компонентов праздничного комплекса можно выделить пространственно-временной компонент, который включает в себя праздничное пространство и время; структурно-содержательный компонент, который включает в себя декорации, костюмы участников, действия, игры (анимационные мероприятия), праздничную еду, подарки; и идеологический компонент, который включает в себя определенную идеологию, лежащую в основе праздника. Таким образом, чаще всего, праздник связан с реальными или религиозно-мифологическими событиями, которые должны восприниматься людьми как значимый и позитивный символ.
Во второй главе были рассмотрены основные особенности праздника как культурного феномена, а также его значение и место в современной культуре. В ходе исследования, было установлено, что праздник является общечеловеческой потребностью, обусловленной, прежде всего, множеством его общественных функций - духовного объединения, сплочения, примирения людей, возобновления нравственного очищения, общественных связей, эстетического образования и коллективного самовыражения. Выполняя компенсаторную функцию, праздник выступает как способ релаксации от груза будничных тревог и забот и обретения свободы.
Таким образом, во всех культурах праздник всегда имеет жизнеутверждающий, оптимистический характер; его содержательная сторона отличается выраженной духовной направленностью и многовековой преемственностью общечеловеческих ценностей.
Список использованной литературы
1. Бахтин, М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса / М. М. Бахтин. – М.: Художественная литература, 1965.
2. Даунис Д.М. Игра // Культурология. Век XX. − Спб.: Просвещение, 2003.
3. Жигульский К. Праздник и культутра. − М.: Прогресс, 1995.
4. Жирмунтский С.С. Социология праздников. / Перевод с польского. − М.: Наука, 1993.
5.Иконников С.Н. Культурное пространство в контексте изучения социокультурных процессов // Вопросы истории, 1998. − № 4.
6. Кац И.М. Праздники // Большая советская энциклопедия. − М.: Советская энциклопедия, 1976.
7. Келлер Э.А. Праздничная культура Петербурга. − Спб.: Невские огни, 2003.
8. Культурология. ХХ век: Словарь / под редакцией С.Я. Левита. − Спб.: Университетская книга, 1997.
9. Лавриненко Е.В. Тенденции развития праздников в современном российском городе // Рубикон, 1999. − № 1.
10. Лазарева Л.Н. История и теория праздников: учебное пособие. − Челябинск, 2009.
11. Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление. − М.: Наука, 1988.
12. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII − начало XX века. − СПб.: Азбука-классика, 2004.
13. Панченко, А. М. Русская культура в канун Петровских реформ / А. М. Панченко. – Спб, 1984.
14. Прокаева О. Н. Особенности праздника как культурного феномена // Журнал "Регионология", 2011. − №2.
15. Пятые Лазаревские чтения: «Лики традиционной культуры»: материалы международной научной конференции, 25–26 февр. 2011 г.: в 2 ч. / под редакцией проф. Н. Г. Апухтина. – Челябинск, 2011.
16. Шангина И.П. Вводная статья // Русские праздники. Энциклопедический справочник. − СПб.: Искусство, 2005.
17. Шангина И.П. Праздник // Свод этнографических понятий и терминов для составления справочника «Духовная культура народов Европейской части РФ». − М.: Наука, 2004.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования
С древних времен праздник является неотъемлемым элементом культурной жизни человека. Это всегда очень значимое событие, как для отдельного индивида, так и для всего общества в целом. Кроме того, праздник является уникальной формой эмоционально-символического утверждения существующих в обществе ценностей и мировоззренческих установок. Феномен праздника неоднократно привлекал внимание философов историков, культурологов, этнографов и культурантропологов. Однако каждого исследователя этот объект интересовал лишь в каком-то одном определенном аспекте. Поэтому определения, классификации и сущностные характеристики праздника зачастую оказывались различными. В обыденном словоупотреблении праздник фигурирует как памятная дата, обряд, состояние души, развлечение, традиция или атрибут современной культуры.
Как бы то ни было, для культорологии и теории праздника (области междисциплинарного гуманитарного знания, предметом исследовательского интереса которой является праздник) утрата функциональной специфики и отсутствие четкого определения понятия праздника, а также проблема современного «размывания» границ повседневного и праздничного, служат сигналом к дальнейшему исследованию праздника именно как феномена культуры. Степень изученности темы
Как и любая другая гуманитарная наука, теория праздника формировалась по мере накопления эмпирического материала по историческим, этнографическим, антропологическим и культурным аспектам праздника.
Проблемное поле теории праздника впервые обозначил М.М. Бахтин в конце 30-х гг. XX в. Анализируя средневековую культуру в работе «Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса», он сформулировал фундаментальные положения теории праздника, которые до сих пор остаются весьма значимыми для многих исследователей.
Игровая природа праздника была актуализирована Й. Хейзингой и получила свою дальнейшую интерпретацию в работах А.И. Мазаева и Д.М. Дауниса.
Праздник стал предметом специального теоретического анализа в работах таких зарубежных исследователей как Р. Генон, К. Жигульский, а также в работах отечественных авторов – Н.А. Хренова и А.И. Мазаева.
Особо хотелось бы отметить заслуги А.И. Мазаева, который рассматривал сущностные характеристики праздника сквозь призму категорий «праздничное пространство», «праздничное время» и «праздничное мироощущение» и т.д. Подробно эти категории описываются в разделе 1.2.
Многие из этих трудов оказались значимыми для исследования праздника как феномена культуры и послужили теоретическим фундаментом при постановке проблем и задач данной курсовой работы.
Практическая значимость работы
Как правило, любой праздник сопровождается непосредственным общением между людьми. Следовательно, тема данного исследования может помочь как в установлении эффективного общения между индивидами одной культуры, так и развитию межкультурных коммуникаций.
Кроме того, данная работа может быть интересной для исследователей в области культурологи и философии культуры, а также использованы для анализа состояния и перспектив развития современной праздничной культуры. Материалы курсовой работы могут быть использованы в подготовке специалистов в области культуры, а также при написании практических руководств по организации праздников. Объектом исследования данной курсовой работы является праздник как феномен культуры.
Предмет исследования – особенности и значение праздника как феномена культуры.
Целью курсовой работы является определение особенностей и значения праздника как феномена культуры.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
1) рассмотреть различные определения понятия праздника, а также его виды;
2) описать различные компоненты праздничного комплекса;
3) изучить особенности праздника как феномена культуры;
4) определить значения праздника для современной культуры;
5) сделать выводы по работе.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Общая характеристика праздника 7
1.1 Понятие праздника и его виды 7
1.2 Основные компоненты праздничного комплекса 9
2. Праздник как феномен культуры 15
2.1 Особенности праздника как культурного феномена 15
2.2 Значение праздника для современной культуры 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
Список использованной литературы 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В первой главе были рассмотрены различные определения понятия праздника, а также его виды. За основу было принято определение праздника как временного отрезка, который выделяет, маркирует наиболее значимое событие в жизни народа, государства или социальной группы людей. Среди основных компонентов праздничного комплекса можно выделить пространственно-временной компонент, который включает в себя праздничное пространство и время; структурно-содержательный компонент, который включает в себя декорации, костюмы участников, действия, игры (анимационные мероприятия), праздничную еду, подарки; и идеологический компонент, который включает в себя определенную идеологию, лежащую в основе праздника. Таким образом, чаще всего, праздник связан с реальными или религиозно-мифологическими событиями, которые должны восприниматься людьми как значимый и позитивный символ.
Во второй главе были рассмотрены основные особенности праздника как культурного феномена, а также его значение и место в современной культуре. В ходе исследования, было установлено, что праздник является общечеловеческой потребностью, обусловленной, прежде всего, множеством его общественных функций - духовного объединения, сплочения, примирения людей, возобновления нравственного очищения, общественных связей, эстетического образования и коллективного самовыражения. Выполняя компенсаторную функцию, праздник выступает как способ релаксации от груза будничных тревог и забот и обретения свободы.
Таким образом, во всех культурах праздник всегда имеет жизнеутверждающий, оптимистический характер; его содержательная сторона отличается выраженной духовной направленностью и многовековой преемственностью общечеловеческих ценностей.
Список использованной литературы
1. Бахтин, М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса / М. М. Бахтин. – М.: Художественная литература, 1965.
2. Даунис Д.М. Игра // Культурология. Век XX. − Спб.: Просвещение, 2003.
3. Жигульский К. Праздник и культутра. − М.: Прогресс, 1995.
4. Жирмунтский С.С. Социология праздников. / Перевод с польского. − М.: Наука, 1993.
5.Иконников С.Н. Культурное пространство в контексте изучения социокультурных процессов // Вопросы истории, 1998. − № 4.
6. Кац И.М. Праздники // Большая советская энциклопедия. − М.: Советская энциклопедия, 1976.
7. Келлер Э.А. Праздничная культура Петербурга. − Спб.: Невские огни, 2003.
8. Культурология. ХХ век: Словарь / под редакцией С.Я. Левита. − Спб.: Университетская книга, 1997.
9. Лавриненко Е.В. Тенденции развития праздников в современном российском городе // Рубикон, 1999. − № 1.
10. Лазарева Л.Н. История и теория праздников: учебное пособие. − Челябинск, 2009.
11. Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление. − М.: Наука, 1988.
12. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII − начало XX века. − СПб.: Азбука-классика, 2004.
13. Панченко, А. М. Русская культура в канун Петровских реформ / А. М. Панченко. – Спб, 1984.
14. Прокаева О. Н. Особенности праздника как культурного феномена // Журнал "Регионология", 2011. − №2.
15. Пятые Лазаревские чтения: «Лики традиционной культуры»: материалы международной научной конференции, 25–26 февр. 2011 г.: в 2 ч. / под редакцией проф. Н. Г. Апухтина. – Челябинск, 2011.
16. Шангина И.П. Вводная статья // Русские праздники. Энциклопедический справочник. − СПб.: Искусство, 2005.
17. Шангина И.П. Праздник // Свод этнографических понятий и терминов для составления справочника «Духовная культура народов Европейской части РФ». − М.: Наука, 2004.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
1 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
660 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149284 Курсовой работы — поможем найти подходящую