Спасибо!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Введение
Сегодня во времена глобализации стираются границы между этническими стереотипами, общество развивается по правилам единого информационного пространства, увеличиваютсямиграционные переселения, которые ставят перед людьми все новые задачи.
В настоящее время особенно возросло внимание к проблемам, связанным с этнической неоднородность общества. Часто обсуждаются темы национального самоопределения, сохранения самобытности народа.Призывы к отделению Своих от Чужих иногда превращаются и без того напряженную ситуацию усугубляют, в которых активно участвуют как средства массовой информации, так и некоторые политические деятели, которые используют этничность как орудие манипуляции.
Актуальность исследования определена необходимостью определить три формата репрезентаций этнических стереотипов, которые происходят на публичном уровне, в процессе формирования этничности, реализующегося на материалах лингвистических, невербальных, креолизованных текстов.
Сегодня значимую роль в общественной жизни играют средства массовой информации и социальные сети. Они, имея определенные рычаги в качестве подачи информации способны сформировать общественные стереотипы по тем или иным вопросам. Глобальная сеть Интернет и телекоммуникационные системы, выступая в роли трансграничного пространства, являются основными демонстраторами, репрезентаторами этничности. Эти публичные просторы представляют собой этнический дисплей, с помощью которого этничность не только воссоздается и представляется общественности, но и его образ создается заново, развивается, проживается каждым индивидом.
Этничность представляется как собирательная, конструируемая с определенными целями в этнокультурном пространстве культурная сущность.
В настоящее время мировое пространство представляет собой большуюполикультурную площадку, где этническая тематика, применение этнических и национальных символов часто становятся интересующей проблемой. Поэтому этничность является одной из самых актуальных тем в социальном обществе и в пространстве и медиа-дискурса. Как мы уже отмечали, активную роль в это играют СМИ. В основе многих телевизионных репортажей, публикаций в прессе, да и в мире художественного кинематографа в лице главного персонажа выбирается этнический герой, с которым происходят различные ситуация и события.
Осуществление этничности совершается в процессе представления в современном символическом пространстве. Очень популярным в настоящее время является становится празднование национальных и религиозных праздников (напр. русская Масленица, татарский Сабантуй, мусульманский праздник Курбан или христианские торжества в часть Рождества Христова). Все чаще они сопровождаются массовыми гуляниями, которых активно используются этнические образы. В основе этих мероприятий скорее прячется идеологическая подоплека, реконструируемая и воссозданная государством, при содействии этнографов и историков, а не переданные спокон веков традициями предков.
Репрезентация этнических стереотипов в межкультурном формате принимает участие в конструировании этничности. Изучение способов и инструментов репрезентаций этностереотипов в межкультурном дискурсе, их роли в структуре воспроизводства этничности, конструировании национальных и этнических идентичностей представляется актуальным и перспективным направлением.
Предметом исследования стали лингвистический, невербальный и креолизованный текст и их роль в межкультурной коммуникации.
Объектом исследования стали этнические стереотипы.
Целью исследованияв данной работе является теоретическое обоснование функционирования этнических стереотипов и репрезентация их роли на уровне вербального, невербального и вербально-невербальногоформата, а также формирование положительного образа этничности посредством репрезентации этнических образов в межкультурном пространстве.
Реализация цели предполагает решение следующих задач:
1. Представить теоретические основы формирования понятия этничность, стереотипы и этностереотипы в современных исследованиях по проблемам этничности, этнических стереотипов.
2. Рассмотреть и систематизировать научные теории в определении функций этнических стереотипов.
3. Проанализировать форматы репрезентации этнический стереотипов в тексте.
4. Определить многообразие способов воспроизводства этнических стереотипов в культурной среде.
4. На примере культурных репрезентаций исследовать историческую преемственность применения вербальных и невербальных репрезентаций.
5. Проанализировать некоторые особенности функционирования этнических стереотипов в межкультурной среде.
Научная новизна работы состоит в том, что в работе рассмотрено современное состояние вопроса этнической идентичности, сформулировано представление об этностереотипах, их роли и функциях в структуре идентификационных процессов этнических групп, возможностях его познания через вербальные и невербальные средства выражения.
На основании исследования вербальных и невербальных средств выражения рассмотрены характерные особенности этнических стереотипов в разных культурах. В результате определены понятия, что этнос или этничность выступает в роли социокультурного конструктора. Обращение к фольклорным мотивам, истории связанной с возрождением традиций представляют мощные инструменты для репрезентации этнических стереотипов. Анализ показалпревалирующиепозиции и принципразделения этнических образов в социально-общественной повседневности.
Теоретическое и практическое значение этой работы заключется в том, что результаты работы могут быть применены в дальнейших локальных проектах по изучению роли этнических стереотипов в межкультурной коммуникации, а также примеры могут использоваться при преподавании спецкурсов по различным дисциплинам, касающимся межкультурной коммуникации, этнологии, социологии межкультурной коммуникации.
Структура работысостоит из введения, двух глав,заключения, списка литературы.
Оглавление
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы формирования этнических принципов в межкультурной коммуникации 6
1.1.Историография изучения этнических принципов в межкультурной коммуникации 6
1.2. Функции этнических стереотипов и их значимость в межкультурной коммуникации 10
1.3. Выводы по 1 главе 14
Глава 2.Форматы конструирования и воспроизводства этнических стереотипов в вербальных и невербальных текстах 16
2.1. Лингвистический формат 16
2.2. Невербальные тексты 20
2.3. Креолизованный текст 23
Выводы ко 2 главе 24
Заключение 26
Список литературы 29
Заключение
В заключении нашего исследования мы пришли к ряду выводов об особенностях репрезентации этнических стереотипов в лингвистических, невербальных и креолизованных текстах, они нижеследующие:
1. Этнос или этничность, являясь социальной формой культурных различий, выступает социокультурным конструктом. Базовым механизмом ретрансляции этничности является конструирование символической границы, репрезентация различий, актуализация нормативности образа этнического Своего и неприятия Чужого. Обращение к фольклорным и деревенским конструктам, возрождение традиций представляют мощные инструменты воспроизводства символов нации.
1. Значимыми конструктами в этническом дискурсе являются категории этнических Своих и Чужих, участвующие в воспроизводстве и поддержании символических границ этнических групп. Бытующая на уровнеязыка, знаков и символов, реализующая себя в репрезентации, этностереотипы конструируют в сознании людей представление о той или иной этнической группе. Чащеэтнический Чужой в структуре межкультурной коммуникации представляет собой негативный образ, позволяющий сконструировать необходимую идентичность «от противного».
2. Этнический стереотип представляют как относительно устойчивые мнения обобщенного характера об этнической группе. Различные формы репрезентации этностереотипов конструируют этническую идентичность, предлагают способ вообразить этническую группу. Этнические символы тесно связаны со стереотипами. Процесс стереотипизации какой-либо социальной, тем более этнической группы есть одновременно (частично) процесс символизации каких-то образов, ценностей и действий. В межкультурной коммуникации существуют несколько форм репрезентации стереотипов: вербальное поведение; невербальное поведение (мимика, жесты, телодвижения); общение на основе креолизованного текста.
4. Межкультурная коммуникация являясь значимым агентом социализации, играет ведущую роль в конструировании этнической идентичности. Наиболее востребованными и распространенными образцами этностереотипов являются креолизованные тексты, в которых репрезентации этничности осуществляются по определенным канонам, с использованием вербальных, так и невербальных средств. Различные культурные пространства в процессе репрезентации представляют собой этнические сцены, которые, являясь неотъемлемой частью современной повседневности, участвуют в конструировании этничности. Культурные репрезентации этничности построены на демонстрации социальных иерархий и порядков группы.
5. Анализ различных форм репрезентации этностереотипов показывает дифференциацию этнических образов в повседневной жизни. Фольклорные обычаи, традиции выступают в качестве культурных корней определенной нации.
6. Развитие визуальной информации, внедрение новых технологий в процесс коммуникации, успешное совершенствование компьютерных технологий дали возможность представить этностереотипы в более широком понятии, что позволило воспринимать этностереотипы не только с отрицательной точки зрения, но находить в них положительные качества, дающие возможность объединить межнациональные сообщества.
7. В процессе ознакомления со стереотипами культуры другого народа появляетсянепонимание культурных понятий, которые часто несовпадают с принятыми нормами и стандартами в своей культуре и чужой для реципиента культуре. Возникновение стереотипов, свойственных для людей разных культур, иногда образовывают трудности при общении, иногда даже становятся причиной так называемого «культурного шока», из-за этого случается недопонимание чужой культуры.
8. Исследование этностереотипов с точки зрения межкультурной коммуникации позволяет получить более полное представление о менталитете народа, его национальном образе мира. Как вербальные, так и невербальные тексты наиболее однозначно, передают стереотипные представления, шкалу ценностей нации. Стереотипы помогают человеку упорядочить многообразие мира в своем представлении, нередко создавая для него несуществующую реальность.
Список литературы
1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. С. 301.
2. Алимжанова Г.М. Сопоставительная лингвокультурология: взаимодействие языка, культуры и человека. Алматы, 2010. С. 16
3. Анисимова Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация: на примере креолизованных текстов. М.:Академия, 2003. 128 с.
4. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт. М., 1988. С. 4.
5. Баляев С.И.Этнический стереотп как социально-перцептивный феномен группового самосознания // Социосфера. 2012. № 4 С. 9-11.
6. Воробьев В.В. Теоретические и прикладные аспекты лингвокультурологии. Дис. докт. филол. наук. М., 1996. С. 60.
7. Жукова И.Н. Словарь терминов межкультурной коммуникации / И.Н. Жукова, М.Г. Лебедько, З.Г. Прошина, Н.Г. Юзефович; под ред. М.Г. Лебедько и З.Г. Прошиной.М. : Флинта : Наука, 2013. 632 c.
8. Лебедева Н. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М.: Наука, 1999.С.136.
9. Платонов Ю.П., Почебут Л.Г. Этническая социальная психология. Спб.: Питер, 1993. С.103
10. Прманова Н.А. Концепт как единица ономатистического знания //Ономастика Поволжья: Сб. ст. Казань, 2010. С. 75.
11. Садохин А.П. Межкультурная коммуникация. М.:Альфа-М, Инфра-М, 2006. С. 279.
12. Семашко Т.Ф. Место этностереотипов в современном языковом пространстве // Научный потенциал. 2014. № 1(14). С. 36-40.
13. Словарь терминов межкультурной коммуникации. С. 195
14. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М.: Наука, 1998. С. 182
15. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. Практикум. М.,: Аспект-Пресс, 2006. С. 19.
16. Удод Д. А. Креолизованный текст как особый вид паралингвистически активного текста [Текст] / Д. А. Удод // Современная филология: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, январь 2013 г.). Уфа: Лето, 2013. С. 97-99.
17. Шихирев П. Современная социальная психология. М.: Мысль, 1999. С. 125.
18. Щетинина Е.В.Этнический стереотип в условиях масскультурного дискурса // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2013. № 1 (11). С. 190-195.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Введение
Сегодня во времена глобализации стираются границы между этническими стереотипами, общество развивается по правилам единого информационного пространства, увеличиваютсямиграционные переселения, которые ставят перед людьми все новые задачи.
В настоящее время особенно возросло внимание к проблемам, связанным с этнической неоднородность общества. Часто обсуждаются темы национального самоопределения, сохранения самобытности народа.Призывы к отделению Своих от Чужих иногда превращаются и без того напряженную ситуацию усугубляют, в которых активно участвуют как средства массовой информации, так и некоторые политические деятели, которые используют этничность как орудие манипуляции.
Актуальность исследования определена необходимостью определить три формата репрезентаций этнических стереотипов, которые происходят на публичном уровне, в процессе формирования этничности, реализующегося на материалах лингвистических, невербальных, креолизованных текстов.
Сегодня значимую роль в общественной жизни играют средства массовой информации и социальные сети. Они, имея определенные рычаги в качестве подачи информации способны сформировать общественные стереотипы по тем или иным вопросам. Глобальная сеть Интернет и телекоммуникационные системы, выступая в роли трансграничного пространства, являются основными демонстраторами, репрезентаторами этничности. Эти публичные просторы представляют собой этнический дисплей, с помощью которого этничность не только воссоздается и представляется общественности, но и его образ создается заново, развивается, проживается каждым индивидом.
Этничность представляется как собирательная, конструируемая с определенными целями в этнокультурном пространстве культурная сущность.
В настоящее время мировое пространство представляет собой большуюполикультурную площадку, где этническая тематика, применение этнических и национальных символов часто становятся интересующей проблемой. Поэтому этничность является одной из самых актуальных тем в социальном обществе и в пространстве и медиа-дискурса. Как мы уже отмечали, активную роль в это играют СМИ. В основе многих телевизионных репортажей, публикаций в прессе, да и в мире художественного кинематографа в лице главного персонажа выбирается этнический герой, с которым происходят различные ситуация и события.
Осуществление этничности совершается в процессе представления в современном символическом пространстве. Очень популярным в настоящее время является становится празднование национальных и религиозных праздников (напр. русская Масленица, татарский Сабантуй, мусульманский праздник Курбан или христианские торжества в часть Рождества Христова). Все чаще они сопровождаются массовыми гуляниями, которых активно используются этнические образы. В основе этих мероприятий скорее прячется идеологическая подоплека, реконструируемая и воссозданная государством, при содействии этнографов и историков, а не переданные спокон веков традициями предков.
Репрезентация этнических стереотипов в межкультурном формате принимает участие в конструировании этничности. Изучение способов и инструментов репрезентаций этностереотипов в межкультурном дискурсе, их роли в структуре воспроизводства этничности, конструировании национальных и этнических идентичностей представляется актуальным и перспективным направлением.
Предметом исследования стали лингвистический, невербальный и креолизованный текст и их роль в межкультурной коммуникации.
Объектом исследования стали этнические стереотипы.
Целью исследованияв данной работе является теоретическое обоснование функционирования этнических стереотипов и репрезентация их роли на уровне вербального, невербального и вербально-невербальногоформата, а также формирование положительного образа этничности посредством репрезентации этнических образов в межкультурном пространстве.
Реализация цели предполагает решение следующих задач:
1. Представить теоретические основы формирования понятия этничность, стереотипы и этностереотипы в современных исследованиях по проблемам этничности, этнических стереотипов.
2. Рассмотреть и систематизировать научные теории в определении функций этнических стереотипов.
3. Проанализировать форматы репрезентации этнический стереотипов в тексте.
4. Определить многообразие способов воспроизводства этнических стереотипов в культурной среде.
4. На примере культурных репрезентаций исследовать историческую преемственность применения вербальных и невербальных репрезентаций.
5. Проанализировать некоторые особенности функционирования этнических стереотипов в межкультурной среде.
Научная новизна работы состоит в том, что в работе рассмотрено современное состояние вопроса этнической идентичности, сформулировано представление об этностереотипах, их роли и функциях в структуре идентификационных процессов этнических групп, возможностях его познания через вербальные и невербальные средства выражения.
На основании исследования вербальных и невербальных средств выражения рассмотрены характерные особенности этнических стереотипов в разных культурах. В результате определены понятия, что этнос или этничность выступает в роли социокультурного конструктора. Обращение к фольклорным мотивам, истории связанной с возрождением традиций представляют мощные инструменты для репрезентации этнических стереотипов. Анализ показалпревалирующиепозиции и принципразделения этнических образов в социально-общественной повседневности.
Теоретическое и практическое значение этой работы заключется в том, что результаты работы могут быть применены в дальнейших локальных проектах по изучению роли этнических стереотипов в межкультурной коммуникации, а также примеры могут использоваться при преподавании спецкурсов по различным дисциплинам, касающимся межкультурной коммуникации, этнологии, социологии межкультурной коммуникации.
Структура работысостоит из введения, двух глав,заключения, списка литературы.
Оглавление
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы формирования этнических принципов в межкультурной коммуникации 6
1.1.Историография изучения этнических принципов в межкультурной коммуникации 6
1.2. Функции этнических стереотипов и их значимость в межкультурной коммуникации 10
1.3. Выводы по 1 главе 14
Глава 2.Форматы конструирования и воспроизводства этнических стереотипов в вербальных и невербальных текстах 16
2.1. Лингвистический формат 16
2.2. Невербальные тексты 20
2.3. Креолизованный текст 23
Выводы ко 2 главе 24
Заключение 26
Список литературы 29
Заключение
В заключении нашего исследования мы пришли к ряду выводов об особенностях репрезентации этнических стереотипов в лингвистических, невербальных и креолизованных текстах, они нижеследующие:
1. Этнос или этничность, являясь социальной формой культурных различий, выступает социокультурным конструктом. Базовым механизмом ретрансляции этничности является конструирование символической границы, репрезентация различий, актуализация нормативности образа этнического Своего и неприятия Чужого. Обращение к фольклорным и деревенским конструктам, возрождение традиций представляют мощные инструменты воспроизводства символов нации.
1. Значимыми конструктами в этническом дискурсе являются категории этнических Своих и Чужих, участвующие в воспроизводстве и поддержании символических границ этнических групп. Бытующая на уровнеязыка, знаков и символов, реализующая себя в репрезентации, этностереотипы конструируют в сознании людей представление о той или иной этнической группе. Чащеэтнический Чужой в структуре межкультурной коммуникации представляет собой негативный образ, позволяющий сконструировать необходимую идентичность «от противного».
2. Этнический стереотип представляют как относительно устойчивые мнения обобщенного характера об этнической группе. Различные формы репрезентации этностереотипов конструируют этническую идентичность, предлагают способ вообразить этническую группу. Этнические символы тесно связаны со стереотипами. Процесс стереотипизации какой-либо социальной, тем более этнической группы есть одновременно (частично) процесс символизации каких-то образов, ценностей и действий. В межкультурной коммуникации существуют несколько форм репрезентации стереотипов: вербальное поведение; невербальное поведение (мимика, жесты, телодвижения); общение на основе креолизованного текста.
4. Межкультурная коммуникация являясь значимым агентом социализации, играет ведущую роль в конструировании этнической идентичности. Наиболее востребованными и распространенными образцами этностереотипов являются креолизованные тексты, в которых репрезентации этничности осуществляются по определенным канонам, с использованием вербальных, так и невербальных средств. Различные культурные пространства в процессе репрезентации представляют собой этнические сцены, которые, являясь неотъемлемой частью современной повседневности, участвуют в конструировании этничности. Культурные репрезентации этничности построены на демонстрации социальных иерархий и порядков группы.
5. Анализ различных форм репрезентации этностереотипов показывает дифференциацию этнических образов в повседневной жизни. Фольклорные обычаи, традиции выступают в качестве культурных корней определенной нации.
6. Развитие визуальной информации, внедрение новых технологий в процесс коммуникации, успешное совершенствование компьютерных технологий дали возможность представить этностереотипы в более широком понятии, что позволило воспринимать этностереотипы не только с отрицательной точки зрения, но находить в них положительные качества, дающие возможность объединить межнациональные сообщества.
7. В процессе ознакомления со стереотипами культуры другого народа появляетсянепонимание культурных понятий, которые часто несовпадают с принятыми нормами и стандартами в своей культуре и чужой для реципиента культуре. Возникновение стереотипов, свойственных для людей разных культур, иногда образовывают трудности при общении, иногда даже становятся причиной так называемого «культурного шока», из-за этого случается недопонимание чужой культуры.
8. Исследование этностереотипов с точки зрения межкультурной коммуникации позволяет получить более полное представление о менталитете народа, его национальном образе мира. Как вербальные, так и невербальные тексты наиболее однозначно, передают стереотипные представления, шкалу ценностей нации. Стереотипы помогают человеку упорядочить многообразие мира в своем представлении, нередко создавая для него несуществующую реальность.
Список литературы
1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. С. 301.
2. Алимжанова Г.М. Сопоставительная лингвокультурология: взаимодействие языка, культуры и человека. Алматы, 2010. С. 16
3. Анисимова Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация: на примере креолизованных текстов. М.:Академия, 2003. 128 с.
4. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт. М., 1988. С. 4.
5. Баляев С.И.Этнический стереотп как социально-перцептивный феномен группового самосознания // Социосфера. 2012. № 4 С. 9-11.
6. Воробьев В.В. Теоретические и прикладные аспекты лингвокультурологии. Дис. докт. филол. наук. М., 1996. С. 60.
7. Жукова И.Н. Словарь терминов межкультурной коммуникации / И.Н. Жукова, М.Г. Лебедько, З.Г. Прошина, Н.Г. Юзефович; под ред. М.Г. Лебедько и З.Г. Прошиной.М. : Флинта : Наука, 2013. 632 c.
8. Лебедева Н. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М.: Наука, 1999.С.136.
9. Платонов Ю.П., Почебут Л.Г. Этническая социальная психология. Спб.: Питер, 1993. С.103
10. Прманова Н.А. Концепт как единица ономатистического знания //Ономастика Поволжья: Сб. ст. Казань, 2010. С. 75.
11. Садохин А.П. Межкультурная коммуникация. М.:Альфа-М, Инфра-М, 2006. С. 279.
12. Семашко Т.Ф. Место этностереотипов в современном языковом пространстве // Научный потенциал. 2014. № 1(14). С. 36-40.
13. Словарь терминов межкультурной коммуникации. С. 195
14. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М.: Наука, 1998. С. 182
15. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. Практикум. М.,: Аспект-Пресс, 2006. С. 19.
16. Удод Д. А. Креолизованный текст как особый вид паралингвистически активного текста [Текст] / Д. А. Удод // Современная филология: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, январь 2013 г.). Уфа: Лето, 2013. С. 97-99.
17. Шихирев П. Современная социальная психология. М.: Мысль, 1999. С. 125.
18. Щетинина Е.В.Этнический стереотип в условиях масскультурного дискурса // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2013. № 1 (11). С. 190-195.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
1 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
660 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149284 Курсовой работы — поможем найти подходящую