Спасибо!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Введение
Во второй половине 50-х – нач. 60-х гг. XX века в общественно-культурной жизни СССР появляется такое новое самостоятельное направление, как авторская песня. Данное явление создали так называемые «поющие поэты», то есть авторы стихов и музыки своих песен, которые одновременно являлись и их исполнители (преимущественно под аккомпанемент гитары).
Практически сразу же зародились споры о том, как должно назваться это новое общественно-художественное явление. В повседневный язык входит выражение «самодеятельная песня». Такие песни также стали называть ещё и как «городская», «молодёжная», «туристская», «студенческая», «гитарная», «экспедиционная», «поэтическая», «литературная» и др. Множественность прилагаемых к ней определений не случайна. Это связано с тем, что каждое из таких определений неизменно отражало определенную грань, черту сложного и весьма не однозначного целого. И именно поэтому каждое такое определение было само по себе значимым и существенным, но не при этом полным, а также не точным без других.
Авторская песня как музыкально-поэтическое явление включает в себя поющиеся стихи, но вовсе не исчерпывается ими.
Кроме этого, авторская песня это еще и социально-культурное явления, что и определило актуальность рассмотрения данной темы.
Целью данной работы выступает изучение генезиса авторской песни как культурологического явления. Реализация поставленной цели осуществляется путем постановки и раскрытия следующих задач:
- выявить особенности отечественной авторской песни;
- изучить авторскую песню в международном аспекте;
- проанализировать истоки авторской песни;
- описать этапы развития авторской песни в нашей стране;
- охарактеризовать трансформацию авторской песни в конце ХХ – нач. XXI века.
Объект исследования – авторская песня как социокультурное явление.
Предмет – генезис авторской песни как социокультурного явления.
Методы исследования: исторический метод, метод анализа публикаций по данной теме, метод сравнения, метод группировки полученной информации.
метод группировки полученной информации.
метод группировки полученной информации.
Особый вклад в раскрытие данной темы внесли следующие исследователи: Ю.А. Андреев [3], проанализировавший историю и описавший теорию авторской песни; Н.А. Богомолов [4], изучивший авторскую песню в контексте русской поэзии; Р. Джагалов [6], выявивший международные тенденции авторской песни; М.В. Каманкина [7], описавшая проблемы типологии и эволюции авторской песни; Л.И. Левин [12], объектом исследования которого стала история авторской песни в нашей стране; А.В. Кулагин [9; 10], выявивший роль и место авторской песни в социокультурном и политическом пространстве страны; Л.А. Левина [12; 13], описавшая эстетику и поэтику авторской песни; О.В.Янковская [19; 20], объектом исследования которой стал генезис авторской песни и др. Однако целостное и многаспектного исследование проведено пока не было.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Содержание
Введение 3
Глава 1.Авторская песня как национальный феномен 5
1.1.Особенности отечественной авторской песни 5
1.2.Авторская песня на международной арене 11
Глава 2. Социокультурный генезис авторской песни 15
2.1.Истоки авторской песни 15
2.2.Этапы развития авторской песни в нашей стране 18
Глава 3. Социокультурная трансформация авторской песни в конце ХХ – нач. XXI вв. 24
3.1. Динамика функциональности авторской песни 24
3.2.Авторская песня в начале XXI века 27
Заключение 30
Список литературы 32
Заключение
Авторская песня по своей исконной природе синкретична и вполне готова к эксперименту с разными литературно-музыкальными жанрами. Авторскую песню можно охарактеризовать как некое порождение особого типа сознания: как её создатели, так и ее слушатели неизменно желают немедленной творческой самореализации. Именно поэтому возникновение и развитие авторской песни было неизменно связано с молодёжной субкультурой, а также с творческой активностью представителей городской интеллигенции.
По своей внутренней исторической сущности авторская песня является неким результатом национального творчества, имеющего свои корни в традициях фольклора, а также русского былинного жанра. Авторская песня несколько близка к фольклору по своей функциональности, по своему способу устной трансляции, а также по возможной вариативности песенных текстов, по непосредственному единству духа исполнителя авторской песни и ее слушателей.
Авторская песня может выступать в качестве некоего способа бытия человека в культуре в непосредственном процессе его репрезентирования его как духовной и свободной личности. Индивидуально – авторское авторской песни неизменно начало несёт в себе ценностно-содержательные аспекты, которые способны рождать так необходимую человеку гармонию. Именно поэтому авторскую песню можно назвать самобытным национальным феноменом.
В 60-е - 80-е гг. XX века в нашей стране авторская песня заявила о себе как актуальный жанр искусства, что было связано с массовым характером распространения в обществе авторских песен, вовлечением большинства населения в движение КСП (клубов самодеятельной песни), а также фестивальное движение. Во многом актуальность данного жанра была основана на неформальности креативного самого процесса, обращенности к той тематике, которая была весьма близка людям того времени, а также к чувствам и переживаниям простого человека, утратившего в советском обществе практическую всякую возможность проявления своей индивидуальности. Оказывало на популярность авторской песни данного еще и практическое полное отсутствие цензурных ограничений к самодеятельному творчеству.
Авторская песня имеет место и в других странах, что показывает единство ее генетических истоков.
Авторская песня в нашей стране проходит несколько этапов своего развития.
В последнее время в отношении авторской песни можно подчеркнуть преобладание тенденции ее тяготения к концертно-развлекательной форме исполнения, которая была продиктованная политико-экономическими изменениями, происходящими в нашей стране в постсоветский период, а также сменой мировозрения общества относительно основных ценностей человечества. То есть, на сегодняшний момент авторская песня располагается словно бы на неком распутии двух субкультур, что, в свою очередь, дает ей необходимую возможность дальнейшего развития.
Список литературы
1. Авторская песня [Текст] : Антология / сост. Д. Сухарев. – Екатеринбург: У-Фактория, 2002/ - 344 c.
2. Авторская песня [Текст]: кн. для ученика и учителя / авт.-сост. Вл. Новиков. – М.: Олимп: АСТ, 1997. – 312 c.
3. Андреев, Ю.А. Наша авторская…: История, теория и современное состояние самодеятельной песни [Текст] / Ю.А. Андреев. – М.: Мол. гвардия, 1991.- 288 с.
4. Богомолов, H.A. От Пушкина до Кибирова[Текст]: ст. о русской литературе, преимущественно о поэзии / Н.А. Богомолов. – М.: Новое литературное обозрение, 2004. – 624 с.
5. Венявкин, И. Феномен «кантауторе» в итальянской культуре второй половины ХХ века и творчество Фабрицио Де Андре [Текст]: автореф. дис. … канд. ист. наук / И. Венявкин. – М., 2006. – 24 с.
6. Джагалов, Р. Авторская песня как жанровая лаборатория «социализма с человеческим лицом» [Текст] / Р. Джагалов // Новое литературное обозрение. – 2009. - № 100. – С. 88 – 94.
7. Каманкина, М.В. Самодеятельная авторская песня 1950–1970-х годов: К проблеме типологии и эволюции жанра [Текст] / М.В. Каманкина. – М., 1989. – 288 с.
8. Левин, Л.И. История авторской песни [Электронный ресурс] / Л.И. Левин. – Режим доступа: http://www.ucoz.ru/. – Загл. с экрана. – (дата просмотра 04.06.2015).
9. Крылов, А. Шансонье всея Руси в ландшафте тоталитарной системы [Текст] / А. Крылов // Поэзия и песня В. Высоцкого: Пути изучения: сб. науч. ст. / под ред. С.В. Свиридова. – Калиниград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2006. С. 4 – 51.
10. Кулагин, А.В. Барды и филологи (Авторская песня в исследованиях последних лет) [Текст] / А.В. Кулагин // Новое литературное обозрение. – 2002. – №2. – С.352 - 356.
11. Кулагин, А.В. В поисках жанра. Новые книги об авторской песне [Текст] / А.В. Кулагин // Новое литературное обозрение. – 2004. – №2. – С.337 - 340.
12. Левина, Л. А. Авторская песня как явление русской поэзии второй половины XX века [Текст] : автореф дис. ... д-ра филол. наук / Л.А. Левина. – М., 2006. - 46 с.
13. Левина, Л.А. Грани звучащего слова: Эстетика и поэтика авторской песни [Текст]: монография / Л.А. Левина. – М.: Нефть и газ, 2002. – 352 с.
14. Михайловская, А. Г. Российская авторская (бардовская) песня [Текст]: дис. ... канд. ист. наук / А.Г. Михайловская. – М., 2006. – 368 с.
15. Ничипоров, И.Б. Авторская песня в русской поэзии 1950– 1970-х гг.: творческие индивидуальности, жанрово-стилевые поиски, литературные связи [Текст] / И.Б. Ничипоров. – М., 2006. – 284 с.
16. Новиков, В. И. По гамбургскому счету: (Поющие поэты в контексте большой литературы) [Текст] / В.И. Новиков // Авторская песня. – М., 2000. – С. 370 - 381.
17. Хомутова, Е. Н. Феномен авторской песни в отечественной культуре середины XX века [Текст]: автореф. дис. …канд. культурол. наук. / Е.Н. Хомутова. – М., 2002. – 22 с.
18. Чудакова, М. Возвращение лирики [Текст] / М. Чумакова // Булат Окуджава: его круг, его век. – М.: Соль, 2004. – С. 27 - 31.
19. Янковская, О.В. Новый взгляд на авторскую песню 1950 - 1960-х годов XX века: культурологический аспект [Текст] / О.В.Янковская // Рождение культурологии в России: материалы Всероссийской научной конференции. – Кострома 2010. – C. 237-243.
20. Янковская, О.В. Воплощение национальной идеи в авторской песне [Текст] / О.В.Янковская // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова. – 2010. – № 4. – C.47-49.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Введение
Во второй половине 50-х – нач. 60-х гг. XX века в общественно-культурной жизни СССР появляется такое новое самостоятельное направление, как авторская песня. Данное явление создали так называемые «поющие поэты», то есть авторы стихов и музыки своих песен, которые одновременно являлись и их исполнители (преимущественно под аккомпанемент гитары).
Практически сразу же зародились споры о том, как должно назваться это новое общественно-художественное явление. В повседневный язык входит выражение «самодеятельная песня». Такие песни также стали называть ещё и как «городская», «молодёжная», «туристская», «студенческая», «гитарная», «экспедиционная», «поэтическая», «литературная» и др. Множественность прилагаемых к ней определений не случайна. Это связано с тем, что каждое из таких определений неизменно отражало определенную грань, черту сложного и весьма не однозначного целого. И именно поэтому каждое такое определение было само по себе значимым и существенным, но не при этом полным, а также не точным без других.
Авторская песня как музыкально-поэтическое явление включает в себя поющиеся стихи, но вовсе не исчерпывается ими.
Кроме этого, авторская песня это еще и социально-культурное явления, что и определило актуальность рассмотрения данной темы.
Целью данной работы выступает изучение генезиса авторской песни как культурологического явления. Реализация поставленной цели осуществляется путем постановки и раскрытия следующих задач:
- выявить особенности отечественной авторской песни;
- изучить авторскую песню в международном аспекте;
- проанализировать истоки авторской песни;
- описать этапы развития авторской песни в нашей стране;
- охарактеризовать трансформацию авторской песни в конце ХХ – нач. XXI века.
Объект исследования – авторская песня как социокультурное явление.
Предмет – генезис авторской песни как социокультурного явления.
Методы исследования: исторический метод, метод анализа публикаций по данной теме, метод сравнения, метод группировки полученной информации.
метод группировки полученной информации.
метод группировки полученной информации.
Особый вклад в раскрытие данной темы внесли следующие исследователи: Ю.А. Андреев [3], проанализировавший историю и описавший теорию авторской песни; Н.А. Богомолов [4], изучивший авторскую песню в контексте русской поэзии; Р. Джагалов [6], выявивший международные тенденции авторской песни; М.В. Каманкина [7], описавшая проблемы типологии и эволюции авторской песни; Л.И. Левин [12], объектом исследования которого стала история авторской песни в нашей стране; А.В. Кулагин [9; 10], выявивший роль и место авторской песни в социокультурном и политическом пространстве страны; Л.А. Левина [12; 13], описавшая эстетику и поэтику авторской песни; О.В.Янковская [19; 20], объектом исследования которой стал генезис авторской песни и др. Однако целостное и многаспектного исследование проведено пока не было.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Содержание
Введение 3
Глава 1.Авторская песня как национальный феномен 5
1.1.Особенности отечественной авторской песни 5
1.2.Авторская песня на международной арене 11
Глава 2. Социокультурный генезис авторской песни 15
2.1.Истоки авторской песни 15
2.2.Этапы развития авторской песни в нашей стране 18
Глава 3. Социокультурная трансформация авторской песни в конце ХХ – нач. XXI вв. 24
3.1. Динамика функциональности авторской песни 24
3.2.Авторская песня в начале XXI века 27
Заключение 30
Список литературы 32
Заключение
Авторская песня по своей исконной природе синкретична и вполне готова к эксперименту с разными литературно-музыкальными жанрами. Авторскую песню можно охарактеризовать как некое порождение особого типа сознания: как её создатели, так и ее слушатели неизменно желают немедленной творческой самореализации. Именно поэтому возникновение и развитие авторской песни было неизменно связано с молодёжной субкультурой, а также с творческой активностью представителей городской интеллигенции.
По своей внутренней исторической сущности авторская песня является неким результатом национального творчества, имеющего свои корни в традициях фольклора, а также русского былинного жанра. Авторская песня несколько близка к фольклору по своей функциональности, по своему способу устной трансляции, а также по возможной вариативности песенных текстов, по непосредственному единству духа исполнителя авторской песни и ее слушателей.
Авторская песня может выступать в качестве некоего способа бытия человека в культуре в непосредственном процессе его репрезентирования его как духовной и свободной личности. Индивидуально – авторское авторской песни неизменно начало несёт в себе ценностно-содержательные аспекты, которые способны рождать так необходимую человеку гармонию. Именно поэтому авторскую песню можно назвать самобытным национальным феноменом.
В 60-е - 80-е гг. XX века в нашей стране авторская песня заявила о себе как актуальный жанр искусства, что было связано с массовым характером распространения в обществе авторских песен, вовлечением большинства населения в движение КСП (клубов самодеятельной песни), а также фестивальное движение. Во многом актуальность данного жанра была основана на неформальности креативного самого процесса, обращенности к той тематике, которая была весьма близка людям того времени, а также к чувствам и переживаниям простого человека, утратившего в советском обществе практическую всякую возможность проявления своей индивидуальности. Оказывало на популярность авторской песни данного еще и практическое полное отсутствие цензурных ограничений к самодеятельному творчеству.
Авторская песня имеет место и в других странах, что показывает единство ее генетических истоков.
Авторская песня в нашей стране проходит несколько этапов своего развития.
В последнее время в отношении авторской песни можно подчеркнуть преобладание тенденции ее тяготения к концертно-развлекательной форме исполнения, которая была продиктованная политико-экономическими изменениями, происходящими в нашей стране в постсоветский период, а также сменой мировозрения общества относительно основных ценностей человечества. То есть, на сегодняшний момент авторская песня располагается словно бы на неком распутии двух субкультур, что, в свою очередь, дает ей необходимую возможность дальнейшего развития.
Список литературы
1. Авторская песня [Текст] : Антология / сост. Д. Сухарев. – Екатеринбург: У-Фактория, 2002/ - 344 c.
2. Авторская песня [Текст]: кн. для ученика и учителя / авт.-сост. Вл. Новиков. – М.: Олимп: АСТ, 1997. – 312 c.
3. Андреев, Ю.А. Наша авторская…: История, теория и современное состояние самодеятельной песни [Текст] / Ю.А. Андреев. – М.: Мол. гвардия, 1991.- 288 с.
4. Богомолов, H.A. От Пушкина до Кибирова[Текст]: ст. о русской литературе, преимущественно о поэзии / Н.А. Богомолов. – М.: Новое литературное обозрение, 2004. – 624 с.
5. Венявкин, И. Феномен «кантауторе» в итальянской культуре второй половины ХХ века и творчество Фабрицио Де Андре [Текст]: автореф. дис. … канд. ист. наук / И. Венявкин. – М., 2006. – 24 с.
6. Джагалов, Р. Авторская песня как жанровая лаборатория «социализма с человеческим лицом» [Текст] / Р. Джагалов // Новое литературное обозрение. – 2009. - № 100. – С. 88 – 94.
7. Каманкина, М.В. Самодеятельная авторская песня 1950–1970-х годов: К проблеме типологии и эволюции жанра [Текст] / М.В. Каманкина. – М., 1989. – 288 с.
8. Левин, Л.И. История авторской песни [Электронный ресурс] / Л.И. Левин. – Режим доступа: http://www.ucoz.ru/. – Загл. с экрана. – (дата просмотра 04.06.2015).
9. Крылов, А. Шансонье всея Руси в ландшафте тоталитарной системы [Текст] / А. Крылов // Поэзия и песня В. Высоцкого: Пути изучения: сб. науч. ст. / под ред. С.В. Свиридова. – Калиниград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2006. С. 4 – 51.
10. Кулагин, А.В. Барды и филологи (Авторская песня в исследованиях последних лет) [Текст] / А.В. Кулагин // Новое литературное обозрение. – 2002. – №2. – С.352 - 356.
11. Кулагин, А.В. В поисках жанра. Новые книги об авторской песне [Текст] / А.В. Кулагин // Новое литературное обозрение. – 2004. – №2. – С.337 - 340.
12. Левина, Л. А. Авторская песня как явление русской поэзии второй половины XX века [Текст] : автореф дис. ... д-ра филол. наук / Л.А. Левина. – М., 2006. - 46 с.
13. Левина, Л.А. Грани звучащего слова: Эстетика и поэтика авторской песни [Текст]: монография / Л.А. Левина. – М.: Нефть и газ, 2002. – 352 с.
14. Михайловская, А. Г. Российская авторская (бардовская) песня [Текст]: дис. ... канд. ист. наук / А.Г. Михайловская. – М., 2006. – 368 с.
15. Ничипоров, И.Б. Авторская песня в русской поэзии 1950– 1970-х гг.: творческие индивидуальности, жанрово-стилевые поиски, литературные связи [Текст] / И.Б. Ничипоров. – М., 2006. – 284 с.
16. Новиков, В. И. По гамбургскому счету: (Поющие поэты в контексте большой литературы) [Текст] / В.И. Новиков // Авторская песня. – М., 2000. – С. 370 - 381.
17. Хомутова, Е. Н. Феномен авторской песни в отечественной культуре середины XX века [Текст]: автореф. дис. …канд. культурол. наук. / Е.Н. Хомутова. – М., 2002. – 22 с.
18. Чудакова, М. Возвращение лирики [Текст] / М. Чумакова // Булат Окуджава: его круг, его век. – М.: Соль, 2004. – С. 27 - 31.
19. Янковская, О.В. Новый взгляд на авторскую песню 1950 - 1960-х годов XX века: культурологический аспект [Текст] / О.В.Янковская // Рождение культурологии в России: материалы Всероссийской научной конференции. – Кострома 2010. – C. 237-243.
20. Янковская, О.В. Воплощение национальной идеи в авторской песне [Текст] / О.В.Янковская // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова. – 2010. – № 4. – C.47-49.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
660 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149284 Курсовой работы — поможем найти подходящую