Спасибо!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Введение
Актуальность темы: Рост интереса к национальной культуре является неотъемлемой составляющей процессов духовного возрождения нашего народа. Календарные праздники воплощают гармоничную связь человека и природы, влияет на организацию хозяйствования, функционирования этического и эстетического компонентов общественного сознания. Народная обрядность как историческая форма бытия массовой культуры имеет творческий характер из-за способности привлекать каждого человека к общей художественной деятельности, обеспечивает осознание и закрепление национальных ценностей каждой последующей генерацией.
В настоящее время на территории России наблюдается тенденция к осознанию социокультурными общностями своей культурной самобытности, выражающаяся особенно активизировавшимся интересом к древнейшим пластам исторического и культурного наследия, стремлением возродить и сохранить свои традиции, накопленные веками, предшествующими поколениями. И это на сегодняшний день особенно важно, ведь именно культура, является фундаментальной основой сохранения самобытности и уникальности этноса. Однако в современных условиях, когда глобализационные процессы уже затронули практически все сферы жизнедеятельности общества, включая духовную, очень остро стоит вопрос о кризисе национальной идентичности, унификации национально-культурной самобытности, стандартизации традиционной культуры, опасности исчезновения локальных культурных (духовных) ценностей, историко-культурного наследия народов. Следовательно, проблема возрождения и сохранения традиций, их дальнейшего развития и активного использования обществом приобретает особый характер. В связи с этим тема исследования музыкально-фольклорных традиций в региональном аспекте является очень актуальной.
Организация досуговой деятельности имеет чрезвычайное влияние на формирование личности молодежи. Всестороннее и гармоничное развитие человека является не только высоким социальным идеалом, но и необходимым условием для решения задач, стоящих на современном этапе развития общества. Учреждения культуры дают возможность молодежи удовлетворить свои духовные, развлекательные, любительские и другие нужды. Поэтому проблема улучшения качества досуговой деятельности молодежи в учреждениях культуры является актуальной и социально важной
Современная социокультурная ситуация России характеризуется, с одной стороны, размытыми моральными нормами, отсутствием в обществе здоровых национальных идей, единых нравственных ориентиров, идеалов и ценностей, а с другой – агрессивным навязыванием чуждых для российской ментальности образцов западной культуры вообще и псевдокультуры в частности, появлением в обществе антиценностей. В результате унификации культурных образцов, а также нарушения преемственности поколений, возникшего в силу определенных исторических событий, происходящих в России за последнее столетие, наметился процесс отчуждения человека от своего культурно-исторического наследия, значительно затрудняется межпоколенная трансмиссия и связанная с ней этническая идентификация подрастающего поколения, с трудом формируется нравственная позиция личности, что приводит к возникновению угрозы потери своего национального сознания и национальной самобытности.
Объект исследования – социально-культурная деятельность.
Предмет - технология организации фольклорных праздников в условиях районного Дома культуры.
Цель: разработать технологию организации фольклорных праздников в условиях районного Дома культуры.
Задачи:
1. Изучить теоретические аспекты организации фольклорных праздников в условиях районного Дома культуры
2. Определить место фольклорных праздников в современной работе социально-культурных учреждений.
3. Разработать технологию организации фольклорных праздников в условиях районного Дома культуры.
По мнению учёных (Н.С. Александровой, Ш.М.-Х.Арсалиев, Е.С. Бабунова, З.А. Богатеева, Г.Н. Волков, В.М. Григорьев, Т.С. Комарова, Т.Н. Петрова, В.Д. Путилин, М.Г. Тайчинов и др.), важным оказывается сохранение и разумное использование в воспитании всего богатства этнической культуры, в том числе фольклорных праздников и обрядов.
Теория жанров устного народного творчества достаточно глубоко изучена в истории фольклористики, такими известными учеными, как В.П. Аникин, А.Н. Афанасьев, М.А. Булатов, Ф.И. Буслаев, В.И. Даль, Н.И. Кравцов, С.Г. Лазутин, М.Н. Мельников и др. Описанию фольклора, традиций, народных промыслов и ремесел посвящены работы Е.И. Григорьевой, М.И. Долженковой, А.М. Кальницкой. Выделяется так же целый ряд исследований обобщающего характера, в которых выявлены теоретические основы социально-культурной деятельности, отличающейся в современных условиях поиском технологий интенсивной педагогической поддержки личности в процессе творческого развития (работы Г.А. Аванесовой, А.Д. Жаркова, Ю.Д. Красильникова, Г.Н. Новиковой, Г.А. Романовой, Е.Ю. Стрельцовой, Н.Н. Ярошенко и др.).
В научный анализ теории и практики культурно-досуговой деятельности значительный вклад внесли Ю.А. Стрельцов, А.Д. Жарков, В.А. Ковшаров, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Задачи СКД в контексте приобщения молодежи к народной культуре 6
1.1 Роль досуга в развитии личности современной молодежи 6
1.2. Влияние народной культуры на воспитание молодежи 8
1.3 Место фольклорных праздников в современной работе социально-культурных учреждений 12
Глава 2. Разработка технологии организации фольклорных праздников в условиях районного Дома культуры 20
2.1 Праздники летнего солнцеворота в народном праздничном календаре 20
2.2 Разработка основных этапов подготовки и проведения Купала 24
Выводы 36
Список использованной литературы 37
Выводы
Культурно-досуговая деятельность является подсистемой духовно-культурной жизни общества. Она функционально объединяет социальные институты, призванные обеспечивать распространение духовно-культурных ценностей, их активное творческое освоение людьми в свободное время с целью формирования творческой личности.
Из проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Организация досуговой деятельности молодежи максимально адаптирована к современной жизни. На первом месте это клубы, которые выполняют рекреационную, коммуникативную, социальную, творческую, ценностно-ориентационную, познавательную, воспитательную и другие функции.
2. Прежде чем приступить к организации свободного времени организатору досуга стоит хорошо разбираться в признаках свободного времени, которые раскрывают его сущность, руководствоваться принципами досуговой деятельности. Ученые-теоретики определяют такие принципы как системность, добровольность, дифференциация, доступность и др., но ведущим принципом выделяют принцип интересы, поэтому организовывая досуг, следует уделять этому особое внимание.
3. Сегодня существует широкий спектр мест проведения досуга это клубы, музеи, парки культуры и отдыха, дома культуры и досуговые центры. Организатор досуговой деятельности должен осознать не только сущность форм и методов досуговой деятельности, но и уметь их использовать.
Список использованной литературы
1. Азарова Р.Н. Досуг современной молодежи // Внешкольник. - 2003. - № 10. - С. 19-21.
2. Броникова Г. Нововведения в социально-культурной сфере // Клуб. - 2004. - № 4. - С. 12-13.
3. Василенко К. Клуб как лицо эпохи: клубная культура // Политика и культура. - 2001. - № 46. - С. 56-67.
4. Вишняк А.И. Культура молодежного досуга / А.И. Вишняк, В.И. Тарасенко. - М.: Высшая школа, 1988. - 53 с.
5. Воспитательная деятельность клубных учреждений. - М.: НИИ культуры, 1983. - С.3-62.
6. Гагин В.Н. Интересно ли в вашем клубе? / В.Н. Гагин. - М.: Политиздат, 1989. - С. 238.
7. Горбатова И.И. Деятельность клубов / И.И. Горбатова, А. В. Каменец // Аналитический обзор. - М.: ГИВЦ МК Р.Ф., 1994. - 35 с.
8. Горушкина С. Задача со многими неизвестными: финансирование культурно-досуговых учреждений // Клуб. - 2004. - № 8. - С. 10-12.
9. Грушин Б. Творческий потенциал свободного времени / Б. Грушин. - М.: Профиздат, 1980. - С. 164.
10. Гурова Р.Г. Современная молодежь: социальные ценности и нравственные ориентации // Педагогика. - 2000. - № 10. - С. 25-27.
11. Демченко А. Возможности российского досуга / А. Демченко // Клуб. - М., 1996. - № 7. - С.10-13.
12. Демченко А. Некоторые проблемы современного развития культурно-досуговой деятельности и народного творчества / А. Демченко // Культурно-досуговая деятельность и народное творчество. -1996. - 49с.
13. Дукачева Л.В. Планирование клубных мероприятий: выявление досуговых предпочтений на основе социологических опросов / Л.В. Дукачева // Справочник руководителя учреждений культуры. - 2003. - №7. - С.79-86.
14. Дуликов В.З. А как там отдыхают: культурно-досуговая деятельность стран Запада // Клуб. - 2000. - № 2. - С. 25-26.
15. Ерасов Б.С. Социальная культурология: учеб. пособ. / Б.С. Ерасов. - М.: Аспект пресс, 1997. - С. 196-233.
16. Жарков А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности. - М.: Просвещение, 1998. - 248 с.
17. Калинин И. Клубные парадоксы / И. Калинин // Встреча. - 1996. - №5. - С.19-21.
18. Калинин И. Клубный клубок / И. Калинин // Встреча. - 1998 №6, №7. - С.30-32.
19. Каменец А.В. Деятельность клубных учреждений в современных условиях: Учебное пособие / А.В. Каменец. - М.: МГУК, 1997. - 41с.
20. Кирсанов В. Комплексная модель исследования досуга: сущность и пути построения // Вестник книжной палаты. - 2006. - № 7. - С. 40-43.
21. Киченко А. Фольклор как художественная система (проблемы теории) / А. Киченко. - Саратов: НПЦ, 2002. - 216 с.
22. Клуб: Культура досуга. - М.: Профиздат, 1987. - 184 с.
23. Кононенко Л. Клубные учреждения в новых условиях // Культура. - 1997. - № 11-12. - С. 2-3.
24. Культура досуга. - М.: Высшая школа, 1990. - С.92-108.
25. Культурно-досуговая деятельность: Учебное пособие / под ред. Жаркова А.Д., Чижикова В.М. - М.: Издательство МГУК, 1981. - 48с.
26. Мосалев Б.Г. Досуг / Б.Г. Мосалев. - М.: Изд-во МГУК, 1995. - 85с.
27. Николаева Т.Н. Демократизация деятельности клубов в процессе перестройки: Автореф. дис... канд. пед. наук / Т.Н. Николаева; МГИК. - М., 1991. -16с.
28. Новаторов В.Е. Организаторы досуга / В.Е. Новаторов. - М.: Сов. Россия, 1987. - 62 с.
29. Петрова З.А. Методология и методика социологических исследований культурно-досуговой деятельности: учеб. пособ. / З.А. Петрова. - М.: МГИК, 1990. - С.92-108.
30. Петрова И. В. Культурно-развлекательная деятельность в клубных учреждениях (по материалам развитых зарубежных стран) / И. В. Петрова. - М., 1998. - 71 с.
31. Петрова И.В. Досуг в зарубежных странах: учебник / И.В. Петрова. - М.: Кондор, 2008. - 408с.
32. Социальное проектирование в сфере культуры. Перспективные модели учреждений культуры: сб. науч. тр. / НИИ культуры. - М., 1990, С. 22-91.
33. Стрельцов Ю.А. Методика воспитательной работы в клубе / Ю.А. Стрельцов. - М.: Просвещение, 1979. - С.27-74.
34. Трегубов Б.А. Свободное время молодежи: сущность, типология, управление. - СП (б): Изд-во С. Петербургского ун-та, 1991. - 152 с.
35. Цимбалюк Н.М. Организация и методика культурно досуговой деятельности: теоретические основы культурно-досуговой деятельности / Н.М.Цимбалюк. - М., 2000. - 145 с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Введение
Актуальность темы: Рост интереса к национальной культуре является неотъемлемой составляющей процессов духовного возрождения нашего народа. Календарные праздники воплощают гармоничную связь человека и природы, влияет на организацию хозяйствования, функционирования этического и эстетического компонентов общественного сознания. Народная обрядность как историческая форма бытия массовой культуры имеет творческий характер из-за способности привлекать каждого человека к общей художественной деятельности, обеспечивает осознание и закрепление национальных ценностей каждой последующей генерацией.
В настоящее время на территории России наблюдается тенденция к осознанию социокультурными общностями своей культурной самобытности, выражающаяся особенно активизировавшимся интересом к древнейшим пластам исторического и культурного наследия, стремлением возродить и сохранить свои традиции, накопленные веками, предшествующими поколениями. И это на сегодняшний день особенно важно, ведь именно культура, является фундаментальной основой сохранения самобытности и уникальности этноса. Однако в современных условиях, когда глобализационные процессы уже затронули практически все сферы жизнедеятельности общества, включая духовную, очень остро стоит вопрос о кризисе национальной идентичности, унификации национально-культурной самобытности, стандартизации традиционной культуры, опасности исчезновения локальных культурных (духовных) ценностей, историко-культурного наследия народов. Следовательно, проблема возрождения и сохранения традиций, их дальнейшего развития и активного использования обществом приобретает особый характер. В связи с этим тема исследования музыкально-фольклорных традиций в региональном аспекте является очень актуальной.
Организация досуговой деятельности имеет чрезвычайное влияние на формирование личности молодежи. Всестороннее и гармоничное развитие человека является не только высоким социальным идеалом, но и необходимым условием для решения задач, стоящих на современном этапе развития общества. Учреждения культуры дают возможность молодежи удовлетворить свои духовные, развлекательные, любительские и другие нужды. Поэтому проблема улучшения качества досуговой деятельности молодежи в учреждениях культуры является актуальной и социально важной
Современная социокультурная ситуация России характеризуется, с одной стороны, размытыми моральными нормами, отсутствием в обществе здоровых национальных идей, единых нравственных ориентиров, идеалов и ценностей, а с другой – агрессивным навязыванием чуждых для российской ментальности образцов западной культуры вообще и псевдокультуры в частности, появлением в обществе антиценностей. В результате унификации культурных образцов, а также нарушения преемственности поколений, возникшего в силу определенных исторических событий, происходящих в России за последнее столетие, наметился процесс отчуждения человека от своего культурно-исторического наследия, значительно затрудняется межпоколенная трансмиссия и связанная с ней этническая идентификация подрастающего поколения, с трудом формируется нравственная позиция личности, что приводит к возникновению угрозы потери своего национального сознания и национальной самобытности.
Объект исследования – социально-культурная деятельность.
Предмет - технология организации фольклорных праздников в условиях районного Дома культуры.
Цель: разработать технологию организации фольклорных праздников в условиях районного Дома культуры.
Задачи:
1. Изучить теоретические аспекты организации фольклорных праздников в условиях районного Дома культуры
2. Определить место фольклорных праздников в современной работе социально-культурных учреждений.
3. Разработать технологию организации фольклорных праздников в условиях районного Дома культуры.
По мнению учёных (Н.С. Александровой, Ш.М.-Х.Арсалиев, Е.С. Бабунова, З.А. Богатеева, Г.Н. Волков, В.М. Григорьев, Т.С. Комарова, Т.Н. Петрова, В.Д. Путилин, М.Г. Тайчинов и др.), важным оказывается сохранение и разумное использование в воспитании всего богатства этнической культуры, в том числе фольклорных праздников и обрядов.
Теория жанров устного народного творчества достаточно глубоко изучена в истории фольклористики, такими известными учеными, как В.П. Аникин, А.Н. Афанасьев, М.А. Булатов, Ф.И. Буслаев, В.И. Даль, Н.И. Кравцов, С.Г. Лазутин, М.Н. Мельников и др. Описанию фольклора, традиций, народных промыслов и ремесел посвящены работы Е.И. Григорьевой, М.И. Долженковой, А.М. Кальницкой. Выделяется так же целый ряд исследований обобщающего характера, в которых выявлены теоретические основы социально-культурной деятельности, отличающейся в современных условиях поиском технологий интенсивной педагогической поддержки личности в процессе творческого развития (работы Г.А. Аванесовой, А.Д. Жаркова, Ю.Д. Красильникова, Г.Н. Новиковой, Г.А. Романовой, Е.Ю. Стрельцовой, Н.Н. Ярошенко и др.).
В научный анализ теории и практики культурно-досуговой деятельности значительный вклад внесли Ю.А. Стрельцов, А.Д. Жарков, В.А. Ковшаров, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Задачи СКД в контексте приобщения молодежи к народной культуре 6
1.1 Роль досуга в развитии личности современной молодежи 6
1.2. Влияние народной культуры на воспитание молодежи 8
1.3 Место фольклорных праздников в современной работе социально-культурных учреждений 12
Глава 2. Разработка технологии организации фольклорных праздников в условиях районного Дома культуры 20
2.1 Праздники летнего солнцеворота в народном праздничном календаре 20
2.2 Разработка основных этапов подготовки и проведения Купала 24
Выводы 36
Список использованной литературы 37
Выводы
Культурно-досуговая деятельность является подсистемой духовно-культурной жизни общества. Она функционально объединяет социальные институты, призванные обеспечивать распространение духовно-культурных ценностей, их активное творческое освоение людьми в свободное время с целью формирования творческой личности.
Из проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Организация досуговой деятельности молодежи максимально адаптирована к современной жизни. На первом месте это клубы, которые выполняют рекреационную, коммуникативную, социальную, творческую, ценностно-ориентационную, познавательную, воспитательную и другие функции.
2. Прежде чем приступить к организации свободного времени организатору досуга стоит хорошо разбираться в признаках свободного времени, которые раскрывают его сущность, руководствоваться принципами досуговой деятельности. Ученые-теоретики определяют такие принципы как системность, добровольность, дифференциация, доступность и др., но ведущим принципом выделяют принцип интересы, поэтому организовывая досуг, следует уделять этому особое внимание.
3. Сегодня существует широкий спектр мест проведения досуга это клубы, музеи, парки культуры и отдыха, дома культуры и досуговые центры. Организатор досуговой деятельности должен осознать не только сущность форм и методов досуговой деятельности, но и уметь их использовать.
Список использованной литературы
1. Азарова Р.Н. Досуг современной молодежи // Внешкольник. - 2003. - № 10. - С. 19-21.
2. Броникова Г. Нововведения в социально-культурной сфере // Клуб. - 2004. - № 4. - С. 12-13.
3. Василенко К. Клуб как лицо эпохи: клубная культура // Политика и культура. - 2001. - № 46. - С. 56-67.
4. Вишняк А.И. Культура молодежного досуга / А.И. Вишняк, В.И. Тарасенко. - М.: Высшая школа, 1988. - 53 с.
5. Воспитательная деятельность клубных учреждений. - М.: НИИ культуры, 1983. - С.3-62.
6. Гагин В.Н. Интересно ли в вашем клубе? / В.Н. Гагин. - М.: Политиздат, 1989. - С. 238.
7. Горбатова И.И. Деятельность клубов / И.И. Горбатова, А. В. Каменец // Аналитический обзор. - М.: ГИВЦ МК Р.Ф., 1994. - 35 с.
8. Горушкина С. Задача со многими неизвестными: финансирование культурно-досуговых учреждений // Клуб. - 2004. - № 8. - С. 10-12.
9. Грушин Б. Творческий потенциал свободного времени / Б. Грушин. - М.: Профиздат, 1980. - С. 164.
10. Гурова Р.Г. Современная молодежь: социальные ценности и нравственные ориентации // Педагогика. - 2000. - № 10. - С. 25-27.
11. Демченко А. Возможности российского досуга / А. Демченко // Клуб. - М., 1996. - № 7. - С.10-13.
12. Демченко А. Некоторые проблемы современного развития культурно-досуговой деятельности и народного творчества / А. Демченко // Культурно-досуговая деятельность и народное творчество. -1996. - 49с.
13. Дукачева Л.В. Планирование клубных мероприятий: выявление досуговых предпочтений на основе социологических опросов / Л.В. Дукачева // Справочник руководителя учреждений культуры. - 2003. - №7. - С.79-86.
14. Дуликов В.З. А как там отдыхают: культурно-досуговая деятельность стран Запада // Клуб. - 2000. - № 2. - С. 25-26.
15. Ерасов Б.С. Социальная культурология: учеб. пособ. / Б.С. Ерасов. - М.: Аспект пресс, 1997. - С. 196-233.
16. Жарков А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности. - М.: Просвещение, 1998. - 248 с.
17. Калинин И. Клубные парадоксы / И. Калинин // Встреча. - 1996. - №5. - С.19-21.
18. Калинин И. Клубный клубок / И. Калинин // Встреча. - 1998 №6, №7. - С.30-32.
19. Каменец А.В. Деятельность клубных учреждений в современных условиях: Учебное пособие / А.В. Каменец. - М.: МГУК, 1997. - 41с.
20. Кирсанов В. Комплексная модель исследования досуга: сущность и пути построения // Вестник книжной палаты. - 2006. - № 7. - С. 40-43.
21. Киченко А. Фольклор как художественная система (проблемы теории) / А. Киченко. - Саратов: НПЦ, 2002. - 216 с.
22. Клуб: Культура досуга. - М.: Профиздат, 1987. - 184 с.
23. Кононенко Л. Клубные учреждения в новых условиях // Культура. - 1997. - № 11-12. - С. 2-3.
24. Культура досуга. - М.: Высшая школа, 1990. - С.92-108.
25. Культурно-досуговая деятельность: Учебное пособие / под ред. Жаркова А.Д., Чижикова В.М. - М.: Издательство МГУК, 1981. - 48с.
26. Мосалев Б.Г. Досуг / Б.Г. Мосалев. - М.: Изд-во МГУК, 1995. - 85с.
27. Николаева Т.Н. Демократизация деятельности клубов в процессе перестройки: Автореф. дис... канд. пед. наук / Т.Н. Николаева; МГИК. - М., 1991. -16с.
28. Новаторов В.Е. Организаторы досуга / В.Е. Новаторов. - М.: Сов. Россия, 1987. - 62 с.
29. Петрова З.А. Методология и методика социологических исследований культурно-досуговой деятельности: учеб. пособ. / З.А. Петрова. - М.: МГИК, 1990. - С.92-108.
30. Петрова И. В. Культурно-развлекательная деятельность в клубных учреждениях (по материалам развитых зарубежных стран) / И. В. Петрова. - М., 1998. - 71 с.
31. Петрова И.В. Досуг в зарубежных странах: учебник / И.В. Петрова. - М.: Кондор, 2008. - 408с.
32. Социальное проектирование в сфере культуры. Перспективные модели учреждений культуры: сб. науч. тр. / НИИ культуры. - М., 1990, С. 22-91.
33. Стрельцов Ю.А. Методика воспитательной работы в клубе / Ю.А. Стрельцов. - М.: Просвещение, 1979. - С.27-74.
34. Трегубов Б.А. Свободное время молодежи: сущность, типология, управление. - СП (б): Изд-во С. Петербургского ун-та, 1991. - 152 с.
35. Цимбалюк Н.М. Организация и методика культурно досуговой деятельности: теоретические основы культурно-досуговой деятельности / Н.М.Цимбалюк. - М., 2000. - 145 с.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
1 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
660 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149284 Курсовой работы — поможем найти подходящую