Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Политические и религиозные причины иконоборчества в отечественной историографии XX века.

  • 40 страниц
  • 2017 год
  • 114 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

660 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Выбранная тема исследования курсовой работы обозначена как Политические и религиозные причины иконоборчества в отечественной историографии XX века.
Указанная тема актуальна, потому что такое явление как иконоборчество вызывает у русского православного человека непонимание и отторжение. Русскому христианству уже более 1000 лет, почти столько же и русской иконописи. Икона сопровождала человека всю его жизнь: при крещении ему дарили икону небесного покровителя, иконой он благословлялся на важные и ответственные жизненные решения и дела, и в последний путь его тоже провожала икона. Непременным атрибутом любого крестьянского дома – а крестьяне, мы знаем, составляли большинство населения России – был красный угол с иконами. Иконописцы на Руси почитались как святые, а знаменитого русского иконописца Андрея Рублева даже канонизировали. Икона считалась окном через которое Господь и святые смотрят на наш грешный мир, недаром некоторые христианки на ночь задергивали шторки на домашнем иконостасе, чтобы лики «могли отдохнуть». Или, например, задергивали шторки, когда делали что-то неприличное, греховное, говорили, мол – «тогда Бог не увидит».
В тоже время, несмотря на такое благоговейное отношение к иконе, был в нашей истории период осатанелого иконоборчества, связанный с насаждением атеизма в новообразованном СССР. Безусловно, борьба с иконами осуществлялась преимущественно молодым поколением, не впитавшем с детства ту религиозность, на которой воспитывалось старшее поколение. Таким образом, выбранная тема исследования связывает нас вот такими вот двумя непохожими друг на друга отношениями к иконе. Тем более, Россия во многом схожая с Византией, после падения Константинополя являлась ее преемницей, последним оплотом восточного православия, многое переняла и в иконописи. Поэтому несомненный интерес вызывает генезис и причины византийского иконоборчества.
Степень изученности данной проблемы достаточно высока. В данной работе рассматриваются церковные историки и византологи как дореволюционного периода, так и исследователи периода эмиграции. Византийский период христианства всегда интересовал специалистов в области церковной истории, потому как в этот период входили созывы Вселенских соборов, тогда создавалась сокровищница святоотеческих традиций, именно в этот период христианство вышло на государственный, имперский уровень и осталось таким до сих пор. Из отечественных ученых, столпов византологии и церковной истории можно выделить Ф.И. Успенского, В.В. Болотова, А.П. Лебедева, А.А. Васильева, Г.А. Острогорского и А.В. Карташева.
Новизна исследования выражается в последовательном рассмотрении трудов историков, применительно к исследуемой теме и сопоставлении указываемых ими причин, как политических, так и религиозных, породивших такое явление как иконоборчество. Таким образом, из многостраничных трудов ученых будет сформирована краткая характеристика причин византийского иконоборчества.
Научно-практическая значимость заключается в анализе всех возможных причин иконоборчества, которые, как мы увидим далее, у разных исследователей отличаются. Причем каждая позиция ученого аргументирована и подкреплена фактами. На основании этого материла, будет подготовлено заключение с соответствующими выводами.
Цель исследования: Выявить и описать политические и религиозные причины иконоборчества, используя труды отечественных историографов XX в.
Объект исследования в данной работе – Политические и религиозные причины иконоборчества.
Предметом исследования в курсовой работе является такое явление как византийское иконоборчество.


Введение 3
Глава 1 Исследователи дореволюционной эпохи 5
1.1. Ф. И. Успенский (История Византийской империи, том 2//Иконоборческий период) 5
1.2. В. В. Болотов (Лекции по истории древней Церкви// Иконоборческий спор) 11
1.3. А. П. Лебедев («Вселенские соборы VI, VII и VIII веков»// Иконоборчество и VII Вселенский собор) 16
Глава 2 Исследователи эпохи иммиграции 21
2.1. А. А. Васильев. («История Византийской империи»// Глава 5. Эпоха иконоборчества) 21
2.2. Г.А. Острогорский (История Византийского государства// Эпоха иконоборческого кризиса) 26
2.3. А. В. Карташев (Вселенские Соборы// VII Вселенский собор) 29
Заключение 39
Список литературы 40

Итак, рассмотрев и сопоставив точки зрения церковных историков на причины иконоборчества можно сделать следующие выводы:
1) Ф.И. Успенский выделял ряд причин возникновения иконоборчества. Первую причину он видел в чужеродности императоров-иконоборцев, с которой смешивались религиозные мотивы, определяемые сектами монтанистов и павликиан, распространенных на родине императоров. Не маловажен факт влияния арабского ислама. Успенский еще напоминает об участие в этом процессе иудеев, осуждающих иконы с помощью Ветхого Завета. Таким образом, в оценке Успенского превалирует религиозный фактор;
2) В.В. Болотов как бы опровергает доводы Успенского и выдвигает свои. Он во главу угла ставит личное влияние императоров и их реформаторский дух. В целом иконоборцы проводили политику секуляризма, ломая старый строй, церковный, и строя новый, по армейскому принципу, с культом силы. У Болотова акцент идет на политические мотивы;
3) А.П. Лебедев обращается к истокам иконопочитания и делает выводы о естественном возникновении иконоборчества, реализованного сильной рукой императора;
4) А.А. Васильев подтверждает ранее сделанные выводы коллег и добавляет политическую причину: ослабленная войнами страна нуждалась в притоках капитала, главным источником которого стало богатство монастырей. Кроме того, императоры-иконоборцы яро ненавидели монахов;
5) Г.А. Острогорский видит главную религиозную причину – сектанство и непримиримость к оппонентам;
6) А.В. Карташев превосходит всех остальных историков и добавляет к уже сказанным ряд новых причин, в основном религиозных.
Таким образом, иконоборчество – сложный вопрос, но причин, связанных с вероучением в нем больше.

1. Ф.И. Успенский. История Византийской империи. Т.2., 440 с.;
2. Лебедев А.П. Вселенские соборы VI, VII и VIII веков. Т.4., 332 с.;
3. В.В. Болотов. Лекции по истории древней Церкви., 1432 с.;
4. А.П. Лебедев. История Вселенских соборов., 436 с.;
5. А. Ю. Панус. Социальные аспекты иконоборчества и основные этапы иконоборческого движения.
6. А.А. Васильев. История Византийской империи. Время до крестовых походов до 1081 г., 229 с.;
7. Лурье В.М. История византийской философии., 554 с.
8. Г.А. Острогорский. История Византийского государства., 1118 с.;
9. А.В. Карташев. Вселенские соборы., 522 с.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Оставляя свои контактные данные и нажимая «Заказать Курсовую работу», я соглашаюсь пройти процедуру регистрации на Платформе, принимаю условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности в целях заключения соглашения.

Фрагменты работ

Выбранная тема исследования курсовой работы обозначена как Политические и религиозные причины иконоборчества в отечественной историографии XX века.
Указанная тема актуальна, потому что такое явление как иконоборчество вызывает у русского православного человека непонимание и отторжение. Русскому христианству уже более 1000 лет, почти столько же и русской иконописи. Икона сопровождала человека всю его жизнь: при крещении ему дарили икону небесного покровителя, иконой он благословлялся на важные и ответственные жизненные решения и дела, и в последний путь его тоже провожала икона. Непременным атрибутом любого крестьянского дома – а крестьяне, мы знаем, составляли большинство населения России – был красный угол с иконами. Иконописцы на Руси почитались как святые, а знаменитого русского иконописца Андрея Рублева даже канонизировали. Икона считалась окном через которое Господь и святые смотрят на наш грешный мир, недаром некоторые христианки на ночь задергивали шторки на домашнем иконостасе, чтобы лики «могли отдохнуть». Или, например, задергивали шторки, когда делали что-то неприличное, греховное, говорили, мол – «тогда Бог не увидит».
В тоже время, несмотря на такое благоговейное отношение к иконе, был в нашей истории период осатанелого иконоборчества, связанный с насаждением атеизма в новообразованном СССР. Безусловно, борьба с иконами осуществлялась преимущественно молодым поколением, не впитавшем с детства ту религиозность, на которой воспитывалось старшее поколение. Таким образом, выбранная тема исследования связывает нас вот такими вот двумя непохожими друг на друга отношениями к иконе. Тем более, Россия во многом схожая с Византией, после падения Константинополя являлась ее преемницей, последним оплотом восточного православия, многое переняла и в иконописи. Поэтому несомненный интерес вызывает генезис и причины византийского иконоборчества.
Степень изученности данной проблемы достаточно высока. В данной работе рассматриваются церковные историки и византологи как дореволюционного периода, так и исследователи периода эмиграции. Византийский период христианства всегда интересовал специалистов в области церковной истории, потому как в этот период входили созывы Вселенских соборов, тогда создавалась сокровищница святоотеческих традиций, именно в этот период христианство вышло на государственный, имперский уровень и осталось таким до сих пор. Из отечественных ученых, столпов византологии и церковной истории можно выделить Ф.И. Успенского, В.В. Болотова, А.П. Лебедева, А.А. Васильева, Г.А. Острогорского и А.В. Карташева.
Новизна исследования выражается в последовательном рассмотрении трудов историков, применительно к исследуемой теме и сопоставлении указываемых ими причин, как политических, так и религиозных, породивших такое явление как иконоборчество. Таким образом, из многостраничных трудов ученых будет сформирована краткая характеристика причин византийского иконоборчества.
Научно-практическая значимость заключается в анализе всех возможных причин иконоборчества, которые, как мы увидим далее, у разных исследователей отличаются. Причем каждая позиция ученого аргументирована и подкреплена фактами. На основании этого материла, будет подготовлено заключение с соответствующими выводами.
Цель исследования: Выявить и описать политические и религиозные причины иконоборчества, используя труды отечественных историографов XX в.
Объект исследования в данной работе – Политические и религиозные причины иконоборчества.
Предметом исследования в курсовой работе является такое явление как византийское иконоборчество.


Введение 3
Глава 1 Исследователи дореволюционной эпохи 5
1.1. Ф. И. Успенский (История Византийской империи, том 2//Иконоборческий период) 5
1.2. В. В. Болотов (Лекции по истории древней Церкви// Иконоборческий спор) 11
1.3. А. П. Лебедев («Вселенские соборы VI, VII и VIII веков»// Иконоборчество и VII Вселенский собор) 16
Глава 2 Исследователи эпохи иммиграции 21
2.1. А. А. Васильев. («История Византийской империи»// Глава 5. Эпоха иконоборчества) 21
2.2. Г.А. Острогорский (История Византийского государства// Эпоха иконоборческого кризиса) 26
2.3. А. В. Карташев (Вселенские Соборы// VII Вселенский собор) 29
Заключение 39
Список литературы 40

Итак, рассмотрев и сопоставив точки зрения церковных историков на причины иконоборчества можно сделать следующие выводы:
1) Ф.И. Успенский выделял ряд причин возникновения иконоборчества. Первую причину он видел в чужеродности императоров-иконоборцев, с которой смешивались религиозные мотивы, определяемые сектами монтанистов и павликиан, распространенных на родине императоров. Не маловажен факт влияния арабского ислама. Успенский еще напоминает об участие в этом процессе иудеев, осуждающих иконы с помощью Ветхого Завета. Таким образом, в оценке Успенского превалирует религиозный фактор;
2) В.В. Болотов как бы опровергает доводы Успенского и выдвигает свои. Он во главу угла ставит личное влияние императоров и их реформаторский дух. В целом иконоборцы проводили политику секуляризма, ломая старый строй, церковный, и строя новый, по армейскому принципу, с культом силы. У Болотова акцент идет на политические мотивы;
3) А.П. Лебедев обращается к истокам иконопочитания и делает выводы о естественном возникновении иконоборчества, реализованного сильной рукой императора;
4) А.А. Васильев подтверждает ранее сделанные выводы коллег и добавляет политическую причину: ослабленная войнами страна нуждалась в притоках капитала, главным источником которого стало богатство монастырей. Кроме того, императоры-иконоборцы яро ненавидели монахов;
5) Г.А. Острогорский видит главную религиозную причину – сектанство и непримиримость к оппонентам;
6) А.В. Карташев превосходит всех остальных историков и добавляет к уже сказанным ряд новых причин, в основном религиозных.
Таким образом, иконоборчество – сложный вопрос, но причин, связанных с вероучением в нем больше.

1. Ф.И. Успенский. История Византийской империи. Т.2., 440 с.;
2. Лебедев А.П. Вселенские соборы VI, VII и VIII веков. Т.4., 332 с.;
3. В.В. Болотов. Лекции по истории древней Церкви., 1432 с.;
4. А.П. Лебедев. История Вселенских соборов., 436 с.;
5. А. Ю. Панус. Социальные аспекты иконоборчества и основные этапы иконоборческого движения.
6. А.А. Васильев. История Византийской империи. Время до крестовых походов до 1081 г., 229 с.;
7. Лурье В.М. История византийской философии., 554 с.
8. Г.А. Острогорский. История Византийского государства., 1118 с.;
9. А.В. Карташев. Вселенские соборы., 522 с.

Купить эту работу

Политические и религиозные причины иконоборчества в отечественной историографии XX века.

660 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 500 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

27 июля 2017 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.3
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
660 ₽ Цена от 500 ₽

5 Похожих работ

Курсовая работа

Организация андерграунд концерта как отражения образов и смыслов современной отечественной музыкальной культуры

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
350 ₽
Курсовая работа

Нижегородский театр: вклад в историю развития театра в России в XIX – начале XX век

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Курсовая работа

КУРСОВАЯ РАБОТА «Спорт как культурная практика горожан рубежа XIX-XX веков»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Курсовая работа

Конкурентоспособность России на мировом рынке. Может ли Россия стать брендом

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
450 ₽
Курсовая работа

Эпоха возрождения как тип культуры

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
350 ₽

Отзывы студентов

Отзыв Алексей Михайлов об авторе EkaterinaKonstantinovna 2017-08-26
Курсовая работа

Спасибо!

Общая оценка 5
Отзыв Айтен об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-06-07
Курсовая работа

Отличная работа! Благодарю!

Общая оценка 5
Отзыв Ковалева Екатерина об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-06-25
Курсовая работа

я осталась очень довольна автором! автор выполнил работу в срок, не смотря на то, что срок был маленьким. мой преподаватель попросил только добавить дополнительно информацию и автор мне в этом помог! никаких замечаний. сдала без трудностей и получила 5. надеюсь в дальнейшем обратиться за помощью к этому автору, но уже не с курсовиком, а дипломом:)

Общая оценка 5
Отзыв fomcha об авторе EkaterinaKonstantinovna 2017-03-14
Курсовая работа

Большое спасибо за работу

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Сюрреализм в моде 20 века: культурологический аспект

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3300 ₽
Готовая работа

Феномен современной коммерческой культуры на примере свадебного обряда

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Англичане в Санкт-Петербурге. Диалог и перспективы в сфере туризма

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Второй этап огосударствления театров 1928-1936

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3300 ₽
Готовая работа

Технологии организации тематической свадьбы в стиле Оскар

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1000 ₽
Готовая работа

Брак и семья в раннесредневековой Франции

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
9500 ₽
Готовая работа

Боевые искусства в русской народной культуре

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ИСКУССТВЕ В КОНФУЦИАНСКИХ ТЕКСТАХ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2500 ₽
Готовая работа

ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Л.Я. ШТЕРНБЕРГА

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Инновационные формы работы с детской аудиторией (на примере ООО «КИДБУРГ»)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3300 ₽
Готовая работа

Культурная революция и культурное строительство

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1800 ₽
Готовая работа

Культуротворческие технологии как фактор стимулирования молодежной самодеятельности в учреждениях культуры клубного типа

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽