Спасибо!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Народное декоративно-прикладное творчество – сложное и многогранное явление. Оно включает в себя самые различные направления, виды, формы. Но у всех форм существования декоративно-прикладного искусства общая цель – соединить практические функции объекта с художественными характеристиками.
В славянском быту все пронизано синтезом унитарной и эстетической функции. Для воплощения их использовали различные материалы: глину, металлы, ткани и природные материалы, дерево.
Во многом таким разнообразием обусловлена актуальность изучения ДПИ в настоящее время, исследует художественную сторону вопроса, не стоит забывать, что это культурное явление, в котором отражаются представления о мире и мироустройстве общества, в которых создаются предметы. Как отмечает известный исследователь народного творчества М.А. Некрасова, в современных условиях «возрастает потребность народа в народном искусстве, в его подлинности, духовности. Но найти пути к сохранению народного искусства, к его плодотворному развитию можно только понимая его сущность, творческую и духовную, его место в современной культуре».
Ведущая творческая идея традиционного народного искусства, основанная на утверждении единства природного и человеческого мира, проверенная опытом многих поколений, сохраняет всю свою значимость в искусстве современных народных художественных промыслов.
Нижнетагильская роспись является особенной традиционной для данного региона формой народно-художественного промысла, возникновение которого датируется второй половиной XVIII века, процесс становления техники связано с иконописью.
Промысел внутренне связан с глубинными характерными линиями развития русской культуры, с процессами, происходившими и в других русских народных промыслах, и потому изучение его весьма актуально не только для осмысления значимости самого промысла, но и для определения его места в истории искусства.
Тема исследования настоящей работы лежит несколько глубже, чем изучение особенностей ДПИ, это явление русского искусства тесно связного с культурой, таким образом, возникает необходимость в рассмотрении его как единого целого.
В работах западно-сибирского историка В.Г. Молодых о развитии живописного промысла особенно отмечена роль живописной школы Нижнего Тагила, распространение ее влияния на большой части Сибирского Зауралья. Так же интересны исследовательские работы историков и этнографов Т. Гуськовой, Б. Кафенгауза, Н. Полищука, и искусствоведа Д. Айзенштадта. Их исследовательские работы представляют интерес, так как рассматривают местное народное искусство, как самобытное и художественно значимое явление.
Целью данной работы является, изучение истории становления и технологии создания лаковой живописи нижнетагильской области, как особенного явления в декоративно-прикладном искусстве.
Для достижения поставленной цели перед автором был поставлен ряд задач:
• Изучить исторический процесс происхождения лаковой росписи;
• Изучить процесс происхождения и развития нижнетагильской росписи;
• Рассмотреть технологию изготовления лаков;
• Выявить особенности нижнетагильских лаков;
• Обозначить процесс развития нижнетагильской росписи в XX в. и выявить возможные перспективы развития промысла;
Объектом данного изыскания стал лаковый промысел Нижнетагильской области.
Предметом исследования является история и искусство промысла на протяжении своего исторического развития, как самостоятельного художественного феномена, его место в развитии русской духовной культуры и собственно художественные проблемы.
По своей структуре работа состоит из введения, трех глав основной части и заключения. Первая глава состоит из трех параграфов, вторая глава основной части состоит из двух взаимосвязанных параграфов. Такая структура продиктована процессом выполнения задач поставленных ранее.
Введение 2
Глава 1. История развития лаковой миниатюры 5
1.1. Мировая история развития лаковой росписи 5
1.2. История развития лакового дела в России 8
1.3. История развития промысла в Нижнем Тагиле 13
Глава 2. Стилистические и технологические особенности Нижнетагильской росписи 18
2.1. Технология создания Нижнетагильской росписи 18
2.2. Стилистические особенности Нижнетагильской росписи 21
Глава 3. Современное состояние промысла и перспективы развития 23
Заключение 27
Список литературы 29
В данной научной работе был раскрыт процесс исторического развития нижнитагильского промысла, были проанализированы художественные особенности искусства лакирного дела в Нижнем Тагиле в XX веке.
В искусстве уральской лаковой росписи по металлу воплотился сплав кропотливого труда, щедрости и душевной красоты многих поколений талантливых умельцев.
На своем пути исторического развития увлечения традиционной для восточного искусства лаковой живописью постепенно приобрела в России статус профессионального искусства.
Искусство лаков, пришедшее в Россию из Европы, впитывало особенности господствующего художественного стиля, так как если на ранних этапах развития мы можем говорить о характере промысла, то постепенно произведения лаковой росписи приобретают значимость искусства элитарного. Так, например, в произведениях XVIII в. прослеживаются черты барокко, в более поздних произведениях нашел свое отражение классицизм, на рубеже XIX – XX вв. маньеристические тенденции будут отслеживаться и в произведениях миниатюры.
Стоит отметить что, искусство лаковой росписи по сути своей это сплетение народного и профессионального, индивидуальные сложные работы до сих пор имеют высокую художественную ценность, работы направленные на массовый выпуск выполнялись в общем художественном ключе промысла. Так же существуют проблемы связанные с атрибуцией произведений, так как большинство произведений особенно ранних не подписывалось, поэтому их невозможно идентифицировать как творчество какого либо мастера.
Стоит отметить, что в рамках развития искусства лаковой росписи XX в. происходят бурные поиски формы выражения, в том числе происходит обращение к первоистокам, стоит отметить, что поиски продолжались до 70-ых годов.
Лаковая роспись – искусство, обладающее уникальными технологическими особенностями. Несмотря на некоторые изменения, появившиеся в ней в XX в., сохраняется полностью традиционная технология.
Исследуемый материал дает основание утверждать, что лакирное дело XX века – целостное художественное явление, развивавшееся по собственным законам, решавшее свои собственные творческие и функциональные задачи, опиравшееся на свои формообразующие принципы.
1. Барадулин В.А. Русские росписи Прикамья. Пермское книжное издательство, 1987. — 182 с.
2. Барадулин В.А. Народные росписи Урала и Приуралья. (Крестьянский расписной дом)/ В.А. Барадулин. Л.: Художник РСФСР, 1987. – 200 с.
3. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства / П.Г. Богатырев. – М.:, 1971. – 542 с.
4. Василенко В.М. Народное искусство. Избранные труды о народном творчестве X – XX веков. / В.М. Василенко – М., 1974. – 293 с.
5. Голубева, А.Н. Основы производственного мастерства (двухцветная маховая роспись): учеб. – метод. пособие для бакалавров, обучающихся по направлению «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», профиль «Художественная роспись (нижнетагильская)» / под науч. ред. О.П. Рыбниковой. – СПб.: ВШНИ, 2014. – 80с.
6. Григорьева, К.М. Генезис нижнетагильской лаковой росписи и профессионального образования в этой области традиционного прикладного искусства / К.М. Григорьева // Вопросы культурологи. 8/2013. – М.: Изд. дом «Панорама», 2013. – 84-89с.
7. Дмитриев А.В. Тагильская роза. История «лакирного дела» на Урале/ Под ред. Е.В. Логунова и И.Г. Семенова. – Екатеринбург: Старт, 2000. – 140 с.
8. Елясова Е.В. исторические аспекты развития нижнетагильской кистевой росписи // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(31). URL: http://sibac.info/ (дата обращения: 10.05.2017)
9. Силонова О. Тагильская роспись // Тагильский рабочий. Выпуск 31.05.1991.
10. Тагильские истории. Из цикла ИА «Все новости Нижнего Тагила» URL: http://historyntagil.ru/books (дата обращения: 10.05.2017)
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Народное декоративно-прикладное творчество – сложное и многогранное явление. Оно включает в себя самые различные направления, виды, формы. Но у всех форм существования декоративно-прикладного искусства общая цель – соединить практические функции объекта с художественными характеристиками.
В славянском быту все пронизано синтезом унитарной и эстетической функции. Для воплощения их использовали различные материалы: глину, металлы, ткани и природные материалы, дерево.
Во многом таким разнообразием обусловлена актуальность изучения ДПИ в настоящее время, исследует художественную сторону вопроса, не стоит забывать, что это культурное явление, в котором отражаются представления о мире и мироустройстве общества, в которых создаются предметы. Как отмечает известный исследователь народного творчества М.А. Некрасова, в современных условиях «возрастает потребность народа в народном искусстве, в его подлинности, духовности. Но найти пути к сохранению народного искусства, к его плодотворному развитию можно только понимая его сущность, творческую и духовную, его место в современной культуре».
Ведущая творческая идея традиционного народного искусства, основанная на утверждении единства природного и человеческого мира, проверенная опытом многих поколений, сохраняет всю свою значимость в искусстве современных народных художественных промыслов.
Нижнетагильская роспись является особенной традиционной для данного региона формой народно-художественного промысла, возникновение которого датируется второй половиной XVIII века, процесс становления техники связано с иконописью.
Промысел внутренне связан с глубинными характерными линиями развития русской культуры, с процессами, происходившими и в других русских народных промыслах, и потому изучение его весьма актуально не только для осмысления значимости самого промысла, но и для определения его места в истории искусства.
Тема исследования настоящей работы лежит несколько глубже, чем изучение особенностей ДПИ, это явление русского искусства тесно связного с культурой, таким образом, возникает необходимость в рассмотрении его как единого целого.
В работах западно-сибирского историка В.Г. Молодых о развитии живописного промысла особенно отмечена роль живописной школы Нижнего Тагила, распространение ее влияния на большой части Сибирского Зауралья. Так же интересны исследовательские работы историков и этнографов Т. Гуськовой, Б. Кафенгауза, Н. Полищука, и искусствоведа Д. Айзенштадта. Их исследовательские работы представляют интерес, так как рассматривают местное народное искусство, как самобытное и художественно значимое явление.
Целью данной работы является, изучение истории становления и технологии создания лаковой живописи нижнетагильской области, как особенного явления в декоративно-прикладном искусстве.
Для достижения поставленной цели перед автором был поставлен ряд задач:
• Изучить исторический процесс происхождения лаковой росписи;
• Изучить процесс происхождения и развития нижнетагильской росписи;
• Рассмотреть технологию изготовления лаков;
• Выявить особенности нижнетагильских лаков;
• Обозначить процесс развития нижнетагильской росписи в XX в. и выявить возможные перспективы развития промысла;
Объектом данного изыскания стал лаковый промысел Нижнетагильской области.
Предметом исследования является история и искусство промысла на протяжении своего исторического развития, как самостоятельного художественного феномена, его место в развитии русской духовной культуры и собственно художественные проблемы.
По своей структуре работа состоит из введения, трех глав основной части и заключения. Первая глава состоит из трех параграфов, вторая глава основной части состоит из двух взаимосвязанных параграфов. Такая структура продиктована процессом выполнения задач поставленных ранее.
Введение 2
Глава 1. История развития лаковой миниатюры 5
1.1. Мировая история развития лаковой росписи 5
1.2. История развития лакового дела в России 8
1.3. История развития промысла в Нижнем Тагиле 13
Глава 2. Стилистические и технологические особенности Нижнетагильской росписи 18
2.1. Технология создания Нижнетагильской росписи 18
2.2. Стилистические особенности Нижнетагильской росписи 21
Глава 3. Современное состояние промысла и перспективы развития 23
Заключение 27
Список литературы 29
В данной научной работе был раскрыт процесс исторического развития нижнитагильского промысла, были проанализированы художественные особенности искусства лакирного дела в Нижнем Тагиле в XX веке.
В искусстве уральской лаковой росписи по металлу воплотился сплав кропотливого труда, щедрости и душевной красоты многих поколений талантливых умельцев.
На своем пути исторического развития увлечения традиционной для восточного искусства лаковой живописью постепенно приобрела в России статус профессионального искусства.
Искусство лаков, пришедшее в Россию из Европы, впитывало особенности господствующего художественного стиля, так как если на ранних этапах развития мы можем говорить о характере промысла, то постепенно произведения лаковой росписи приобретают значимость искусства элитарного. Так, например, в произведениях XVIII в. прослеживаются черты барокко, в более поздних произведениях нашел свое отражение классицизм, на рубеже XIX – XX вв. маньеристические тенденции будут отслеживаться и в произведениях миниатюры.
Стоит отметить что, искусство лаковой росписи по сути своей это сплетение народного и профессионального, индивидуальные сложные работы до сих пор имеют высокую художественную ценность, работы направленные на массовый выпуск выполнялись в общем художественном ключе промысла. Так же существуют проблемы связанные с атрибуцией произведений, так как большинство произведений особенно ранних не подписывалось, поэтому их невозможно идентифицировать как творчество какого либо мастера.
Стоит отметить, что в рамках развития искусства лаковой росписи XX в. происходят бурные поиски формы выражения, в том числе происходит обращение к первоистокам, стоит отметить, что поиски продолжались до 70-ых годов.
Лаковая роспись – искусство, обладающее уникальными технологическими особенностями. Несмотря на некоторые изменения, появившиеся в ней в XX в., сохраняется полностью традиционная технология.
Исследуемый материал дает основание утверждать, что лакирное дело XX века – целостное художественное явление, развивавшееся по собственным законам, решавшее свои собственные творческие и функциональные задачи, опиравшееся на свои формообразующие принципы.
1. Барадулин В.А. Русские росписи Прикамья. Пермское книжное издательство, 1987. — 182 с.
2. Барадулин В.А. Народные росписи Урала и Приуралья. (Крестьянский расписной дом)/ В.А. Барадулин. Л.: Художник РСФСР, 1987. – 200 с.
3. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства / П.Г. Богатырев. – М.:, 1971. – 542 с.
4. Василенко В.М. Народное искусство. Избранные труды о народном творчестве X – XX веков. / В.М. Василенко – М., 1974. – 293 с.
5. Голубева, А.Н. Основы производственного мастерства (двухцветная маховая роспись): учеб. – метод. пособие для бакалавров, обучающихся по направлению «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», профиль «Художественная роспись (нижнетагильская)» / под науч. ред. О.П. Рыбниковой. – СПб.: ВШНИ, 2014. – 80с.
6. Григорьева, К.М. Генезис нижнетагильской лаковой росписи и профессионального образования в этой области традиционного прикладного искусства / К.М. Григорьева // Вопросы культурологи. 8/2013. – М.: Изд. дом «Панорама», 2013. – 84-89с.
7. Дмитриев А.В. Тагильская роза. История «лакирного дела» на Урале/ Под ред. Е.В. Логунова и И.Г. Семенова. – Екатеринбург: Старт, 2000. – 140 с.
8. Елясова Е.В. исторические аспекты развития нижнетагильской кистевой росписи // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(31). URL: http://sibac.info/ (дата обращения: 10.05.2017)
9. Силонова О. Тагильская роспись // Тагильский рабочий. Выпуск 31.05.1991.
10. Тагильские истории. Из цикла ИА «Все новости Нижнего Тагила» URL: http://historyntagil.ru/books (дата обращения: 10.05.2017)
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
660 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149284 Курсовой работы — поможем найти подходящую