Спасибо!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Введение
Московия начала XVI в. представляет собой окрепшее, централизованное государство, объединенное под эгидой Москвы. Процесс собирания русских земель подходил к своему логическому завершению, что повлияло на переход Московского государства на новый этап развития. Личности Ивана III и его сына Василия важны для истории России в качестве мощных сильных государственных деятелей, воплотивших в себе идею могущества, национальной самобытности Руси, ее независимости и влияния на международной арене. При Иване III территория Московии увеличилась во многие разы, поэтому уже к началу правления Ивана Грозного можно говорить о сформировавшемся могущественном государстве, способном эффективно вести внешнюю политику и помогать свои союзникам.
Укрепление позиций и силы Московского государства определило стремление иностранных государств к взаимовыгодным политическим связям. В частности интересы Австрии выражались в стремлении объединить силы для защиты южных рубежей от османских притязаний.
Однако наиболее интересным представляется выявить не особенности международных отношений Московии с другими странами, а ее общение с ними в межкультурном плане. Каким был уклад жизни и обычаи русских людей того времени? Такие данные мы можем подчерпнуть из отечественных источников и произведенией того времени. Но наиболее актуальным является в данном случае взгляд извне, то есть взгляд на русскую культуру глазами иностранцев.
Основополагающим материалом для работы являются заметки австрийского дипломата Сигизмунда Герберштейна, побывавшего в Русском государстве в 1517 г. и 1526 г. и присутствовавшего при переговорах великого князя литовского и короля польского Сигизмунда I с великим русским князем Василием III в качестве посредника.
Жанр «записок» являлся очень распространенным литературным средством описания иностранных территорий в этот период. А читателю он интересен тем, что при практически полном отсутствии элементов вымысла, можно проследить оценочный характер автора, т.е. посмотреть на очевидные для нашей культуры вещи и понятия глазами человека, в данном случае, с совершенно другой системой жизненных ценностей и представлений.
Это записки, очерки и некоторые сведения о Московском государстве различного характера. В них затронуты практически все аспекты жизни русского средневекового общества, начиная с бытовых вопросов и заканчивая проблемами в масштабе государства. Интересен тот факт, что автор весьма подробно рассказывает как о повседневной жизни русских, религиозных обрядах и праздниках, так и об истории государства в целом, а также о тех глобальных внутриполитических процессах, которые имели место на начало XVI века .
«Записки о Московии» разделены по тематическим разделам, что предоставляет возможность читателю наиболее глубоко рассмотреть интересующий материал. Это очень важная особенность источника, когда из минимума написанного исследователь может выделить максимум информации. Именно поэтому труд австрийского дипломата занимает важное место в истории не только нашего государства, но и европейских стран. Касательно отечественной истории, исследователю предоставляется прекрасная возможность работы с иностранным источником, которая позволяет посмотреть на историю своего государства и своего народа под совершенно новым углом восприятия. Поэтому с точки зрения отражения полноты вышезаявленной темы в источнике, «Записки о Московии» являются уникальными. Более того, какую бы тему, касающуюся истории России XV-XVI вв., не рассматривал исследователь, труд Герберштейна может пролить на нее новый свет, указать на те обстоятельства и факторы, которые могли быть не освещены отечественными источниками. Данный труд являлся очень актуальным в свое время, что делает его еще более ценным для современных историков, поскольку позволяет глубже погрузиться в реалии прошлого, сделать акценты на мелочах, которые со стороны иностранца представляются более значительными. Отдельное внимание стоит уделить географическому аспекту, поскольку труд Герберштейна, помимо исторической ценности, несет в себе важные сведения по географии .
Таким образом, цель данной работы состоит в выявление черт русской самобытности XVI в. через призму специфического взгляда иностранцев того времени.
Оглавление
Введение 2
1. Особенности религии и религиозных обрядов. 5
2. Бракосочетание и межгендерные отношения. 9
3. Военное дело. 11
4. Особенности быта. 13
5. Торговля. 15
6. Особенности дипломатии. 19
7. Великокняжеская охота. 23
Заключение. 25
Список литературы 28
Заключение.
Во многом об особенностях той или иной эпохи, о характерных чертах народа и его обычаев можно судить не только по воспоминаниям современников, но и по запискам иностранных гостей. Тем более если этот период и современность разделяет половина тысячелетия. Такие данные уникальные по своей сути, потому что по ним можно считывать многие виды информации. В данном случае, по заметкам Сигизмунда Герберштейна мы можем узнать о торгово-экономических особенностях Московии, о личности Василия III, о специфических чертах жизни, о рационе питания, об особенностях дипломатии и т.д.
Все описания автора о тех или иных особенностях жизни и быта русских в XVI в. оригинальны, основываются на наблюдениях самого дипломата, более или менее подробны и стараются охватить все сферы жизни общества. Однако, на наш взгляд, следует выделить общие черты, пронизывающие всю культуру в целом.
В первую очередь, это религиозный характер культуры. Христианские ценности и идеалы проникают глубоко в структуру общества, влияя на его обычаи и традиции. Это проявляется в образе жизни, межгендерных отношениях, рационе питания во время поста и нет, в одежде, в смысле бытия и т.д. Религиозность и набожность присуща всем, даже князю. Великий князь олицетворяет собой Помазанника Бога, его дар, поэтому является эталоном поведения христианина в мирской жизни. Возможно, с этим связано беспрекословное подчинение населения государю и глубокое уважение к нему.
Во-вторых, это жесткая сословная иерархия, которая так же влияет на мировозрение людей и их отношения. Сословный характер общества – признак, отличающий любое Средневековое общество, не только на Руси, но и в Европе. Однако из записок австрийца мы можем видеть исключения, когда границы смазывались по причине такой общности, которая не могла разделить дюдей на две половины. Мы выделили в качестве общности религию (в Церкви все равны перед Богом) и военное дело (когда нужно защищать интересы государства, вопросы социального неравенства отпадают на второй план). Этим русский народ отличается от западных народов и именно это непонятно дипломату. В конечном счету возможно именно эти черты повлияют на формирование уникального русского характера и вследствие этого на исход многих событий в истории страны.
В целом, Герберштейн описывает многие нюансы, связанные с повседневной жизнью русского народа. Иногда именно детали представляют существенный интерес. Однако так же многого он не упомянул, считая это недостойным внимание или же просто по отсутствию наблюдений.
«Записки о Московитских делах» вызывают бесспорно глубочайший интерес у исследователей различных специальностей и просто любителей истории. Однако как специфический источник, записки носят бессистемный характер. В них автор описывает только то, что считает интересным, особенным, необычным с его точки зрения, или то, что необходимо упомянуть по просьбе заказчика.
Также записки как жанр всегда субъективны, в них автор отражает свою личную точку зрения. Ценность как исторического источника зависит от характера описываемых событий или предметов. Недостатки логически вытекают из достоинств источника - это их субъективизм, ограниченность, искажение действительности .
Но именно эта специфическая особенность записок иностранцев о России помогает убедиться в их подлинности - проекция западных взглядов авторов на русскую действительность делает практически невозможным подделку записок иноземцев как вида исторического источника.
Однако в любом случае все записки иностранцев о России позволяют взглянуть на историю государства со стороны и лучше понять процесс становление Отечества.
Список литературы
1. Герберштейн С. «Записки о Московитских делах». [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/rus/26.htm
2. Записки иностранцев о России. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.docme.ru/doc/169054/zapiski-inostrancev-o-rossii
3. Ключевский В. Сказания иностранцев о Московском государстве. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/kljuch_skaz/
4. Кудрявцев О.Ф. Россия в первой половине XVI в.: взгляд из Европы / О.Ф. Кудрявцев. – М, Русский мир. 1997. – 408 с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Введение
Московия начала XVI в. представляет собой окрепшее, централизованное государство, объединенное под эгидой Москвы. Процесс собирания русских земель подходил к своему логическому завершению, что повлияло на переход Московского государства на новый этап развития. Личности Ивана III и его сына Василия важны для истории России в качестве мощных сильных государственных деятелей, воплотивших в себе идею могущества, национальной самобытности Руси, ее независимости и влияния на международной арене. При Иване III территория Московии увеличилась во многие разы, поэтому уже к началу правления Ивана Грозного можно говорить о сформировавшемся могущественном государстве, способном эффективно вести внешнюю политику и помогать свои союзникам.
Укрепление позиций и силы Московского государства определило стремление иностранных государств к взаимовыгодным политическим связям. В частности интересы Австрии выражались в стремлении объединить силы для защиты южных рубежей от османских притязаний.
Однако наиболее интересным представляется выявить не особенности международных отношений Московии с другими странами, а ее общение с ними в межкультурном плане. Каким был уклад жизни и обычаи русских людей того времени? Такие данные мы можем подчерпнуть из отечественных источников и произведенией того времени. Но наиболее актуальным является в данном случае взгляд извне, то есть взгляд на русскую культуру глазами иностранцев.
Основополагающим материалом для работы являются заметки австрийского дипломата Сигизмунда Герберштейна, побывавшего в Русском государстве в 1517 г. и 1526 г. и присутствовавшего при переговорах великого князя литовского и короля польского Сигизмунда I с великим русским князем Василием III в качестве посредника.
Жанр «записок» являлся очень распространенным литературным средством описания иностранных территорий в этот период. А читателю он интересен тем, что при практически полном отсутствии элементов вымысла, можно проследить оценочный характер автора, т.е. посмотреть на очевидные для нашей культуры вещи и понятия глазами человека, в данном случае, с совершенно другой системой жизненных ценностей и представлений.
Это записки, очерки и некоторые сведения о Московском государстве различного характера. В них затронуты практически все аспекты жизни русского средневекового общества, начиная с бытовых вопросов и заканчивая проблемами в масштабе государства. Интересен тот факт, что автор весьма подробно рассказывает как о повседневной жизни русских, религиозных обрядах и праздниках, так и об истории государства в целом, а также о тех глобальных внутриполитических процессах, которые имели место на начало XVI века .
«Записки о Московии» разделены по тематическим разделам, что предоставляет возможность читателю наиболее глубоко рассмотреть интересующий материал. Это очень важная особенность источника, когда из минимума написанного исследователь может выделить максимум информации. Именно поэтому труд австрийского дипломата занимает важное место в истории не только нашего государства, но и европейских стран. Касательно отечественной истории, исследователю предоставляется прекрасная возможность работы с иностранным источником, которая позволяет посмотреть на историю своего государства и своего народа под совершенно новым углом восприятия. Поэтому с точки зрения отражения полноты вышезаявленной темы в источнике, «Записки о Московии» являются уникальными. Более того, какую бы тему, касающуюся истории России XV-XVI вв., не рассматривал исследователь, труд Герберштейна может пролить на нее новый свет, указать на те обстоятельства и факторы, которые могли быть не освещены отечественными источниками. Данный труд являлся очень актуальным в свое время, что делает его еще более ценным для современных историков, поскольку позволяет глубже погрузиться в реалии прошлого, сделать акценты на мелочах, которые со стороны иностранца представляются более значительными. Отдельное внимание стоит уделить географическому аспекту, поскольку труд Герберштейна, помимо исторической ценности, несет в себе важные сведения по географии .
Таким образом, цель данной работы состоит в выявление черт русской самобытности XVI в. через призму специфического взгляда иностранцев того времени.
Оглавление
Введение 2
1. Особенности религии и религиозных обрядов. 5
2. Бракосочетание и межгендерные отношения. 9
3. Военное дело. 11
4. Особенности быта. 13
5. Торговля. 15
6. Особенности дипломатии. 19
7. Великокняжеская охота. 23
Заключение. 25
Список литературы 28
Заключение.
Во многом об особенностях той или иной эпохи, о характерных чертах народа и его обычаев можно судить не только по воспоминаниям современников, но и по запискам иностранных гостей. Тем более если этот период и современность разделяет половина тысячелетия. Такие данные уникальные по своей сути, потому что по ним можно считывать многие виды информации. В данном случае, по заметкам Сигизмунда Герберштейна мы можем узнать о торгово-экономических особенностях Московии, о личности Василия III, о специфических чертах жизни, о рационе питания, об особенностях дипломатии и т.д.
Все описания автора о тех или иных особенностях жизни и быта русских в XVI в. оригинальны, основываются на наблюдениях самого дипломата, более или менее подробны и стараются охватить все сферы жизни общества. Однако, на наш взгляд, следует выделить общие черты, пронизывающие всю культуру в целом.
В первую очередь, это религиозный характер культуры. Христианские ценности и идеалы проникают глубоко в структуру общества, влияя на его обычаи и традиции. Это проявляется в образе жизни, межгендерных отношениях, рационе питания во время поста и нет, в одежде, в смысле бытия и т.д. Религиозность и набожность присуща всем, даже князю. Великий князь олицетворяет собой Помазанника Бога, его дар, поэтому является эталоном поведения христианина в мирской жизни. Возможно, с этим связано беспрекословное подчинение населения государю и глубокое уважение к нему.
Во-вторых, это жесткая сословная иерархия, которая так же влияет на мировозрение людей и их отношения. Сословный характер общества – признак, отличающий любое Средневековое общество, не только на Руси, но и в Европе. Однако из записок австрийца мы можем видеть исключения, когда границы смазывались по причине такой общности, которая не могла разделить дюдей на две половины. Мы выделили в качестве общности религию (в Церкви все равны перед Богом) и военное дело (когда нужно защищать интересы государства, вопросы социального неравенства отпадают на второй план). Этим русский народ отличается от западных народов и именно это непонятно дипломату. В конечном счету возможно именно эти черты повлияют на формирование уникального русского характера и вследствие этого на исход многих событий в истории страны.
В целом, Герберштейн описывает многие нюансы, связанные с повседневной жизнью русского народа. Иногда именно детали представляют существенный интерес. Однако так же многого он не упомянул, считая это недостойным внимание или же просто по отсутствию наблюдений.
«Записки о Московитских делах» вызывают бесспорно глубочайший интерес у исследователей различных специальностей и просто любителей истории. Однако как специфический источник, записки носят бессистемный характер. В них автор описывает только то, что считает интересным, особенным, необычным с его точки зрения, или то, что необходимо упомянуть по просьбе заказчика.
Также записки как жанр всегда субъективны, в них автор отражает свою личную точку зрения. Ценность как исторического источника зависит от характера описываемых событий или предметов. Недостатки логически вытекают из достоинств источника - это их субъективизм, ограниченность, искажение действительности .
Но именно эта специфическая особенность записок иностранцев о России помогает убедиться в их подлинности - проекция западных взглядов авторов на русскую действительность делает практически невозможным подделку записок иноземцев как вида исторического источника.
Однако в любом случае все записки иностранцев о России позволяют взглянуть на историю государства со стороны и лучше понять процесс становление Отечества.
Список литературы
1. Герберштейн С. «Записки о Московитских делах». [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/rus/26.htm
2. Записки иностранцев о России. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.docme.ru/doc/169054/zapiski-inostrancev-o-rossii
3. Ключевский В. Сказания иностранцев о Московском государстве. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/kljuch_skaz/
4. Кудрявцев О.Ф. Россия в первой половине XVI в.: взгляд из Европы / О.Ф. Кудрявцев. – М, Русский мир. 1997. – 408 с.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
660 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149282 Курсовой работы — поможем найти подходящую