Спасибо!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Актуальность исследования. Одним из важнейших направлений реформы высшей школы является гуманизация современного образования. В ходе этой работы началось введение дисциплин культурологического цикла в качестве обязательных. Эти дисциплины должны обеспечить переориентацию образования на гуманистические потребности личности, создать необходимый культурный базис для усвоения общеобразовательных и специальных дисциплин.
Культурологическая подготовка должна и дает возможность готовить молодежь к ориентации в современном научно-техническом мире, к осмыслению его как совокупности культурных достижений человеческого общества, способствовать взаимопониманию и продуктивному общению представителей разных культур; преодолению установки на социальное противостояние и изоляционизм по отношению к мировой культуре.
В процессе изучения предметов культурологического цикла предполагается целенаправленное самостоятельное формирование культурных ориентаций и установок личности, способностей и потребностей в художественно-эстетических переживаниях и нравственно-эстетических рефлексиях, а именно того духовного потенциала личности, который только и позволяет усваивать специальные знания как элементы целостной общественной культуры, содержащие творческую конструктивную направленность.
Художественному образованию и воспитанию, методике преподавания предметов художественно-эстетического цикла посвящены работы Д. Кардовского, Е. Кондахчана, А. Соловьева, В. Фаворского, Ф. Юона и других. Новые подходы в области художественного образования разработаны А. Мелик-Пашаев, Б. Неменский, Б. Юсов.
Методику обучения дисциплинам художественно-эстетического цикла продолжают совершенствовать Т. Комарова, В. Кузин, Е. Шорохов и другие.Научно-методическое обеспечение подготовки педагогических кадров художественно эстетического профиля раскрыты в работах А. Антоновича, Г. Беды, Н. Боголюбова, В. Кузина, А. Пучкова, М. Ростовцева, А. Хворостова, Е. Шорохова, Т. Шпикаловои.
Объектом исследования является процесс обучения культурологическим дисциплинам.
Предмет исследования - мировая художественная культура как предмет вузовского и школьного образования.
Целью курсовой работы является исследование системы методов обучения культурологических дисциплин и определение места мировой художественной культуры в вузовском и школьном образовании.
Для достижения цели решались следующие задачи исследования :
1. Изучить методико-теоретические аспекты преподавания предмета «Мировая художественная культура»
2. Определить культурологические аспекты преподавания дисциплины "Мировая художественная культура"
3. Проанализировать основные направления повышнению эффективности преподавания предмета «Мировая художественная культура»
Методы исследования. Для решения всех поставленных задач использовался теоретический анализ общей и специальной психолого-педагогической и учебно-методической литературы.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. МЕТОДИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА «МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА» 4
1.1. Особенности преподавания предмета «Мировая художественная культура» 4
1.2. Культурологический аспект преподавания дисциплины "Мировая художественная культура" 9
ГЛАВА 2. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШНЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА «МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА» 16
1.2. Методика преподавания художественной культуры в общеобразовательных учебных заведениях: современные приоритеты 16
2.2 Использование активных форм и методов обучения на уроках мировой художественной культуры 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
Таким образом, важной проблемой является концепция комплексной, интегративной модели учебного процесса в высшей школе, что в состоянии достаточно полно реализовать потенциальные возможности курса МХК в аспекте раскрытия культурных ценностей различных историко-культурных временных границ, выделение особенностей того или иного культурного архетипа, построения идеальной модели "культурного человека" определенной эпохи, что определит приоритеты в формировании личности современности. В контексте проблематики находится и построение собственно технологии обучения, проявление в разных методиках, подходах и концепциях, конечной целью которых является не только процесс усвоения, но и творческого осознания и научного познания уже на уровне эвристически-поисковом, с учетом интеграции разных способов постижения знаний: научного, художественного, философского, предметного. Следует учитывать принцип детерминизма, нацеленность образовательного процесса на совершенствование, открытость инновационным процессам, практическим задачам более сложного уровня, освоение новых информационных систем в таком динамичном мире. Новые образовательные программы должны изменить парадигму образования, отойти от традиционных унификаций, ориентируясь на динамические мыслительные процессы, которые построены на нелинейной логике интеллектуального уровня развития личности, что соответствует современной картине мира.
«Мировая художественная культура» как учебный предмет способствует формированию у школьников основ художественного мышления, что позитивно сказывается в целом на развитии у молодѐжи способности думать, ставить и осознавать проблемы, находить пути их разрешения, осуществлять необходимые при этом действия и делать соответствующие выводы. Но, главное, потенциал мировой художественной культуры может в полной мере обеспечить и качественно новый уровень образования на старшей ступени общеобразовательной школы. И это проявит себя во взаимодействии учащихся с окружающим миром (социализации), согласованности между убеждениями и различными аспектами деятельности (воспитанности), сформированности у юношей и девушек истинно человеческих качеств: любви и доверия к людям, трудолюбия и самостоятельности, этических принципов, стремления к знаниям – творческого самообразования и саморазвития.
Специфика предмета МХК предусматривает применение не только традиционных методов обучения, что связано прежде всего с тем, что мир духовных ценностей не может быть внесен в сознание извне, а только самостоятельно. То есть проблемная мотивация является одной из форм условия методической организации учебного процесса, без чего невозможно эмоциональное сопереживание, которое обеспечивает распредмечивание форм художественной культуры, реализованных в шедеврах художественного творчества.
Особенностями активных форм обучения является разнообразие жизни школьников, формирование интереса к познавательному общению, к активизации школьной жизни, удовлетворению потребности учащихся в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер. Нестандартные уроки и метод проектов должны использоваться в работе каждого учителя, поскольку они активизируют учебный процесс, обогащают и разнообразят построение методической структуры урока.
1. Алексеева Л. Л. Предмет «Мировая художественная культура» в старшей школе: история и реальность // Педагогика искусства. Электронный научный журнал учреждения Российской академии образования «Институт художественного образования». № 1. 2011.
2. Алексеева Л.Л. Государственные образовательные стандарты общего образования и предметы искусства // Педагогика искусства: электронный научный журнал. - № 2, 2010, URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/.
3. Багновская Н. Культурология: Учеб. пособие / Н. Багновская ,; М-во образования РФ, Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова. -М .: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2005. -297 с.
4. Гершунский Б.С. Педагогическая прогностика. - М., 1990.
5. Ивлев С. А. Контроль знаний учащихся в преподавании МХК. – М.: ООО «Фирма МХК» - 2001.
6. Кабкова Е.П., Савенкова Л.Г. Эффективные системы взаимодействия предметов гуманитарного цикла в практике общеобразовательных учреждений: Монография. – М.: ИХО РАО; Тольятти: ТГУ, 2005. – 235 с.
7. Каган М.С. Художественная культура как система // Вопросы социологии искусства. - Л., 1980.
8. Культурология: История мировой культуры / Под ред. А.Н.Марковой. -2-Е изд., Переработать. и доп .. -М .: Культура и спорт: ЮНИТИ, 2000. -575 с.
9. Мейлах Б.С. Философия искусства и художественная картина мира // Вопросы философии. - 1983. - № 7. - С. 116-125.
10. Методические рекомендации для преподавания МХК. Пособие для учителей. – М.: ООО «Фирма МХК», 2001.
11. Мировая художественная культура. Программа для общеобразовательной школы VIII - X (IX – XI) классов (с краткими методическими рекомендациями). – М.: НИИ школ, 1987. – 92 с.
12. Мировая художественная культура. Программа экспериментальных курсов для общеобразовательной школы (VIII – X классы) (с краткими методическими рекомендациями). – М.: НИИ школ, 1983. – 144 с.
13. Новые государственные стандарты школьного образования. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. – 446 с.
14. Пешикова Л. В. Методика преподавания МХК. Пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2002.
15. Пешикова Л. Мы выбираем программу Предтеченской // Искусство. № 12, 13. 2009. — 1 часть статьи, 2 часть статьи
16. Полищук Е. История культуры: Краткий справочник / Е. Полищук - М .: Рус. Центр духовной культуры, 2000. -181 с.
17. Предтеченская Л. М. Метод художественно-педагогической драматургии в системе организации преподавания курса МХК // Музыка в школе. № 4. 1984.
18. Предтеченская Л. М. Мировая художественная культура в старших классах общеобразовательной школы // Музыкальное воспитание в СССР. — Выпуск 1. — 1978. — С. 151—234.
19. Предтеченская Л.М. Методические рекомендации для переподавания МХК / Л.Н. Предтеченская, Л.В.Пешикова. - М., 2001. - 150 с.
20. Предтеченская Л.М. Мировая художественная культура – пути становления предмета // Искусство в школе, № 1. 1992. – С. 3 -10.
21. Рапацкая Л. А. МХК: Программы курса: 5-9 кл., 10-11 кл. – М.: ВЛАДОС, 2001.
22. Себар Т. В. Уроки МХК: Учебно – методическое пособие. – М.: Сфера, 2000.
23. Химик И. Как преподавать мировую художественную культуру / И.Химик. - М., «Просвещение», 1994. - 152 с.
24. Хомич Л.А. Роль искусства в профессионально педагогической подготовке учителя // Искусство и образование. - 1998. - № 4. - С. 50-53.
25. Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. - Л., 1983.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Актуальность исследования. Одним из важнейших направлений реформы высшей школы является гуманизация современного образования. В ходе этой работы началось введение дисциплин культурологического цикла в качестве обязательных. Эти дисциплины должны обеспечить переориентацию образования на гуманистические потребности личности, создать необходимый культурный базис для усвоения общеобразовательных и специальных дисциплин.
Культурологическая подготовка должна и дает возможность готовить молодежь к ориентации в современном научно-техническом мире, к осмыслению его как совокупности культурных достижений человеческого общества, способствовать взаимопониманию и продуктивному общению представителей разных культур; преодолению установки на социальное противостояние и изоляционизм по отношению к мировой культуре.
В процессе изучения предметов культурологического цикла предполагается целенаправленное самостоятельное формирование культурных ориентаций и установок личности, способностей и потребностей в художественно-эстетических переживаниях и нравственно-эстетических рефлексиях, а именно того духовного потенциала личности, который только и позволяет усваивать специальные знания как элементы целостной общественной культуры, содержащие творческую конструктивную направленность.
Художественному образованию и воспитанию, методике преподавания предметов художественно-эстетического цикла посвящены работы Д. Кардовского, Е. Кондахчана, А. Соловьева, В. Фаворского, Ф. Юона и других. Новые подходы в области художественного образования разработаны А. Мелик-Пашаев, Б. Неменский, Б. Юсов.
Методику обучения дисциплинам художественно-эстетического цикла продолжают совершенствовать Т. Комарова, В. Кузин, Е. Шорохов и другие.Научно-методическое обеспечение подготовки педагогических кадров художественно эстетического профиля раскрыты в работах А. Антоновича, Г. Беды, Н. Боголюбова, В. Кузина, А. Пучкова, М. Ростовцева, А. Хворостова, Е. Шорохова, Т. Шпикаловои.
Объектом исследования является процесс обучения культурологическим дисциплинам.
Предмет исследования - мировая художественная культура как предмет вузовского и школьного образования.
Целью курсовой работы является исследование системы методов обучения культурологических дисциплин и определение места мировой художественной культуры в вузовском и школьном образовании.
Для достижения цели решались следующие задачи исследования :
1. Изучить методико-теоретические аспекты преподавания предмета «Мировая художественная культура»
2. Определить культурологические аспекты преподавания дисциплины "Мировая художественная культура"
3. Проанализировать основные направления повышнению эффективности преподавания предмета «Мировая художественная культура»
Методы исследования. Для решения всех поставленных задач использовался теоретический анализ общей и специальной психолого-педагогической и учебно-методической литературы.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. МЕТОДИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА «МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА» 4
1.1. Особенности преподавания предмета «Мировая художественная культура» 4
1.2. Культурологический аспект преподавания дисциплины "Мировая художественная культура" 9
ГЛАВА 2. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШНЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА «МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА» 16
1.2. Методика преподавания художественной культуры в общеобразовательных учебных заведениях: современные приоритеты 16
2.2 Использование активных форм и методов обучения на уроках мировой художественной культуры 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
Таким образом, важной проблемой является концепция комплексной, интегративной модели учебного процесса в высшей школе, что в состоянии достаточно полно реализовать потенциальные возможности курса МХК в аспекте раскрытия культурных ценностей различных историко-культурных временных границ, выделение особенностей того или иного культурного архетипа, построения идеальной модели "культурного человека" определенной эпохи, что определит приоритеты в формировании личности современности. В контексте проблематики находится и построение собственно технологии обучения, проявление в разных методиках, подходах и концепциях, конечной целью которых является не только процесс усвоения, но и творческого осознания и научного познания уже на уровне эвристически-поисковом, с учетом интеграции разных способов постижения знаний: научного, художественного, философского, предметного. Следует учитывать принцип детерминизма, нацеленность образовательного процесса на совершенствование, открытость инновационным процессам, практическим задачам более сложного уровня, освоение новых информационных систем в таком динамичном мире. Новые образовательные программы должны изменить парадигму образования, отойти от традиционных унификаций, ориентируясь на динамические мыслительные процессы, которые построены на нелинейной логике интеллектуального уровня развития личности, что соответствует современной картине мира.
«Мировая художественная культура» как учебный предмет способствует формированию у школьников основ художественного мышления, что позитивно сказывается в целом на развитии у молодѐжи способности думать, ставить и осознавать проблемы, находить пути их разрешения, осуществлять необходимые при этом действия и делать соответствующие выводы. Но, главное, потенциал мировой художественной культуры может в полной мере обеспечить и качественно новый уровень образования на старшей ступени общеобразовательной школы. И это проявит себя во взаимодействии учащихся с окружающим миром (социализации), согласованности между убеждениями и различными аспектами деятельности (воспитанности), сформированности у юношей и девушек истинно человеческих качеств: любви и доверия к людям, трудолюбия и самостоятельности, этических принципов, стремления к знаниям – творческого самообразования и саморазвития.
Специфика предмета МХК предусматривает применение не только традиционных методов обучения, что связано прежде всего с тем, что мир духовных ценностей не может быть внесен в сознание извне, а только самостоятельно. То есть проблемная мотивация является одной из форм условия методической организации учебного процесса, без чего невозможно эмоциональное сопереживание, которое обеспечивает распредмечивание форм художественной культуры, реализованных в шедеврах художественного творчества.
Особенностями активных форм обучения является разнообразие жизни школьников, формирование интереса к познавательному общению, к активизации школьной жизни, удовлетворению потребности учащихся в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер. Нестандартные уроки и метод проектов должны использоваться в работе каждого учителя, поскольку они активизируют учебный процесс, обогащают и разнообразят построение методической структуры урока.
1. Алексеева Л. Л. Предмет «Мировая художественная культура» в старшей школе: история и реальность // Педагогика искусства. Электронный научный журнал учреждения Российской академии образования «Институт художественного образования». № 1. 2011.
2. Алексеева Л.Л. Государственные образовательные стандарты общего образования и предметы искусства // Педагогика искусства: электронный научный журнал. - № 2, 2010, URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/.
3. Багновская Н. Культурология: Учеб. пособие / Н. Багновская ,; М-во образования РФ, Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова. -М .: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2005. -297 с.
4. Гершунский Б.С. Педагогическая прогностика. - М., 1990.
5. Ивлев С. А. Контроль знаний учащихся в преподавании МХК. – М.: ООО «Фирма МХК» - 2001.
6. Кабкова Е.П., Савенкова Л.Г. Эффективные системы взаимодействия предметов гуманитарного цикла в практике общеобразовательных учреждений: Монография. – М.: ИХО РАО; Тольятти: ТГУ, 2005. – 235 с.
7. Каган М.С. Художественная культура как система // Вопросы социологии искусства. - Л., 1980.
8. Культурология: История мировой культуры / Под ред. А.Н.Марковой. -2-Е изд., Переработать. и доп .. -М .: Культура и спорт: ЮНИТИ, 2000. -575 с.
9. Мейлах Б.С. Философия искусства и художественная картина мира // Вопросы философии. - 1983. - № 7. - С. 116-125.
10. Методические рекомендации для преподавания МХК. Пособие для учителей. – М.: ООО «Фирма МХК», 2001.
11. Мировая художественная культура. Программа для общеобразовательной школы VIII - X (IX – XI) классов (с краткими методическими рекомендациями). – М.: НИИ школ, 1987. – 92 с.
12. Мировая художественная культура. Программа экспериментальных курсов для общеобразовательной школы (VIII – X классы) (с краткими методическими рекомендациями). – М.: НИИ школ, 1983. – 144 с.
13. Новые государственные стандарты школьного образования. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. – 446 с.
14. Пешикова Л. В. Методика преподавания МХК. Пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2002.
15. Пешикова Л. Мы выбираем программу Предтеченской // Искусство. № 12, 13. 2009. — 1 часть статьи, 2 часть статьи
16. Полищук Е. История культуры: Краткий справочник / Е. Полищук - М .: Рус. Центр духовной культуры, 2000. -181 с.
17. Предтеченская Л. М. Метод художественно-педагогической драматургии в системе организации преподавания курса МХК // Музыка в школе. № 4. 1984.
18. Предтеченская Л. М. Мировая художественная культура в старших классах общеобразовательной школы // Музыкальное воспитание в СССР. — Выпуск 1. — 1978. — С. 151—234.
19. Предтеченская Л.М. Методические рекомендации для переподавания МХК / Л.Н. Предтеченская, Л.В.Пешикова. - М., 2001. - 150 с.
20. Предтеченская Л.М. Мировая художественная культура – пути становления предмета // Искусство в школе, № 1. 1992. – С. 3 -10.
21. Рапацкая Л. А. МХК: Программы курса: 5-9 кл., 10-11 кл. – М.: ВЛАДОС, 2001.
22. Себар Т. В. Уроки МХК: Учебно – методическое пособие. – М.: Сфера, 2000.
23. Химик И. Как преподавать мировую художественную культуру / И.Химик. - М., «Просвещение», 1994. - 152 с.
24. Хомич Л.А. Роль искусства в профессионально педагогической подготовке учителя // Искусство и образование. - 1998. - № 4. - С. 50-53.
25. Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. - Л., 1983.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
1 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
660 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149282 Курсовой работы — поможем найти подходящую