Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Гордость уммы.Марджани

  • 42 страниц
  • 2017 год
  • 269 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов

660 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Введение

Актуальность исследования. В связи с нарастающей глобализацией современного мира и происходящим в обществе «новым переселением народов» особое значение приобретает исторический анализ феномена мусульманского религиозного сознания как основополагающего принципа исламского социального бытия, его эволюционирования и трансформирования. В мировом пространстве, в том числе и в России – многонациональной и многоконфессиональной стране – особое значение приобретает изучение богословского опыта различных народов и конфессий, которое может быть использовано при решении все чаще возникающих острых конфликтов. В нашей стране ислам имеет богатые традиции религиозно-реформаторской мысли. Например, история татарского народа содержит множество свидетельств о культурно-цивилизационном возрождении на рубеже XIX-XX вв., которое пришло на смену традиционного мировоззрения и было основано на рациональном переосмыслении всех сторон человеческого бытия, новым понимании сознания, веры, истинной сути исламского учения, которое должно способствовать гармоничному развитию человека и общества, толерантному сосуществованию в поликонфессиональном обществе, динамическому вхождению в процесс глобализации мирового сообщества.
Несомненным остается понимание того, что современная татарская общественная мысль базируется на ценностях средневековой арабо-мусульманской философии, которая долгое время лидерствовала в развитии мировой цивилизации. При этом, идейная основа арабо-мусульманской богословской мысли воспринималась в татарском обществе очень специфически, что привело к некторому ее искажению. В частности, татарские богословы и просветители искали в исламском учении таким положения, которые могли предоставить широкие возможности для обновления и усовершенствования мировоззренческой парадигмы в соответствии с требованиями существующей социокультурной реальности, не отказываясь при этом от базовых духовных ценностей. Попытка татарских философов того времени связать религию с новым общественным строем находят свое объяснение в специфике татарской жизни, где ислам – это идеология и фактор, регулирующий общественную жизнь верующих. В связи с этим актуальность изучения мировоззренческих основ татарских ученых и философов XIX в. становится очевидной.
Шигабутдин Марджани (1818-1889) – одна из ярчайших фигур реформаторского движения XIX в., оказавшая благотворное влияние на развитие татарской исторической науки и богословско-философской мысли. Но его многие труды по истории ислама и богословию известны лишь узкому кругу специалистов в связи с тем, что они написаны на арабском языке, хотя именно они могут дать представление об истории ислама, его философии.
Марджани считается первым мыслителем, представившим классификацию основных распространенных в его эпоху наук и искусств. Современники считали его «самым крупным ученым булгарской земли», «Платоном своей эпохи», «татарским Герадотом», «родоначальником прогрессивного движения среди татар».
Изучение наследия Марджани сегодня является актуальным еще и потому, что он в своих трудах пытался противостоять религиозному экстремизму в своих богословских трудах, основываясь на учении Корана и сунны.
Степень изученности темы. Наследие Марджани подробно изучается уже в татарской дореволюционной литературе. Первым опубликовал статью о Ш. Марджани его ученик Хабибнаджар ал-Утяки , указавший на важнейшие заслуги татарского богослова, подчеркнув, что именно Марждани разграничил сферы действия философии и религии, знания и веры, открыв путь к распространению среди татар научных знаний и т. д.
В начале ХХ в., несмотря на изменения в идеологической среде общества, творчество Марджани анализировалось в ряде трудов – Г. Ибрагимова , Дж. Валиди , Г.Сагди .
В 70-е гг. XX в. в своих трудах Г. Абдуллин определял мировоззренческие принципы Марджани. В начале 80-х гг. вышел в свет труд М. Юсупова «Шигабутдин Марджани как историк» , в которой проанализированы произведения Ш. Марджани по истории и содержатся биографические данные мыслителя.
В конце 90-х гг. издан сборник, содержащий доклады и выступления на международной научной конференции, посвященной 180-летию со дня рождения Ш. Марджани. Из ряда статей, посвященных вопросам философии и религии в наследии Марджани, выделяются статьи Ибрагима Тауфика , В.Ф. Пустарнакова и P.M. Мухаметшина .
В данной работе были также использованы специализированные исследования отечественных ученых, посвященные арабо-мусульманской традиции – статьи Т.Ибрагима , С.М. Прозорова , А.В. Сагадеева , Е. А. Фроловой и др., и труды, освещающие становление и развитие религиозно-реформатоских идей в татарском обществе – А.Н. Юзеева и др.
В целом, богословскому аспекту мусульманского вероучения в трудах Ш. Марджани в перечисленных работах уделялось небольшое внимание, носившее больше поверхностный характер рассмотрения. Отметим также, что периоды жизни, научного наследия татарского ученого как неординарного мусульманского богослова и сегодня остаются вне поля зрения историков и обществоведов, т.к. многие из них написаны на арабском языке, что затрудняет исследовательскую работу.
Объект исследования – деятельность Ш. Марджани как богослова и историка ислама, общественного и религиозного деятеля, внесшего свой вклад в развитие татарской богословской и исторической мысли.
Предмет исследования – роль Ш. Марджани в развитии и формировании татарской богословской и общественной мыслей, определении роли и места религиозных традиций в исторической науке у татар.
Цель – теоретическое изучения жизнедеятельности Ш. Марджани, его исторического наследия.
Задачи:
1. Изучить основные этапы жизненного и творческого пути Ш. Марджани.
2. Проанализировать основные направления деятельности Марджани как ученого-историка.
3. Изучить генезис восточных наук на примере труда Ш. Марджани «Вафиятуль-асляфватахийятуль-ахляф».
4. Рассмотреть историю татар, представленную в труде Ш. Марджани «Мустафадуль-ахбар фи ахвали Казан ва Булгар».
Методы исследования. Работа выполнена в русле междисциплинарного исследования, в основу которого положен принцип системности, определивший следующие методы и подходы: интегративный метод, историко-хронологический, системно-функциональный. В работе также используются общенаучные методы исследования: анализ, синтез, сравнение, прогнозирование.

Оглавление
Введение 3
1 Шигабуддин Марджани: наследие и современность 8
1.1 Жизненный путь Марджани в векторе развития татарской культуры 8
1.2 Просветительское и научное наследие Марджани 13
2 Ш. Марджани как историк 17
2.1 Основные направления исторических исследований Ш. Марджани 17
2.2 Формирование исторических взглядов Ш.Марджани 23
3 Анализ основных исторических трудов Ш. Марджани 27
3.1 «Вафият аль-аслаф ва тахият ал-ахлаф» - как источник по истории духовной культуры мусульманского востока. 27
3.2 Исследование истории татар в труде Ш. Марджани «Мустафадуль-ахбар фи ахвали Казан ва Булгар» 30
Заключение 36
Список литературы 41


Заключение

Подводя итог исследованию, отметим:
1. Марджани считается у татарского общества «сотворцом Новой истории», посвятившим свой гений велению времени. Его по-праву считали аккумулятором идей Нового времени, который смог дать своим соотечественникам новое понимание историзма событий.
2. Марджани доказывал необходимость нового толкования ислама, а нравственные основы, воспитывающие трудолюбие, честность – это те факторы, которые должны способствовать процветанию татарского общества. Органически интегрировав светское и религиозное мировоззрение, Марджани определил новый вектор развития татарского общества, основанное на принципе приобщения к современным достижениям науки и знания, просвещения и свободомыслия, став тем самым, идеологом формирования национального самосознания, а его учение – это программа обновления татарского общества конца XIX – начала XX в.
3. Жизнедеятельность Марджани условно подразделяют на два этапа:
- религиозно-реформаторский (до 1870-х гг.);
- просветительский (1870-1880-е гг.).
В первом периода Марджани творит как религиозный деятель, выражающий недовольство действующей образовательной системой, методами преподавания в медресе и стремящийся внести в нее новшества.
Кроме того, в этот же период Марджани в своих трудах обосновывает идеи сохранения самобытности мусульманского уклада жизни, национальной культуры. Это положение историк распространял на всех мусульман, подразумевая, прежде всего, татарский народ. Преградой было то, что Марджани не мог открыто пропагандировать свои взгляды из-за жесткой книжной цензуры. Иносказательно он выражал свои социально-политические взгляды, приспосабливая жизнь татарского общества к современной действительности.
В просветительский период религиозные тенденции Марджани уходят на второй план. Это время – время изучения русской культуры и истории, сотрудничества с учеными-востоковедами Казанского университета И. Ф. Готвальдом, академиком В. В. Радловым, профессором А. К. Казембеком, первой женщиной-востоковедом О. С. Лебедевой, петербургскими востоковедами В. В. Вельяминовым-Зерновым и шейхом ат-Тантави.
4. Марджани – первый татарский историк, обратившийся к проблеме этногенеза татарского народа. Используя свои обширные знания в области различных культур и народов, он всесторонне исследовал эту проблему и написал труд «Мустафад аль-ахбар фи ахвали Казан ва Булгар» («Кладезь сведений о делах Казани и Булгара»), в котором ярко продемонстрировал преемственность между культурами Волжской Булгарии и Казанского ханства. Эти выводы ему позволили сделать письменные источники, данные археологии и этнографии и т. д. «Кладезь» – это первый исторический научный труд, показывающий, что этноним «татары» применялся к определенной части монгол, а в XVII в. его стали применять к жителям Казанского края – булгарам, что не соответствовало, согласно мнению Марджани, исторической правде. Однако Марджани не видел необходимости в отказе от употребления данного этнонима, подчеркивая, что татары являются, прежде всего, татарами.
Доказывав гипотезу преемственности культур Волжской Булгарии и Казанского ханства, ученый настаивал на усвоении и изучении культурного наследия современниками в совокупности с изучением достижений и ценностей мировой культуры. По его мнению, это должно было способствовать пробуждению национального самосознания татарского народа.
В биографическом словаре «Вафийат аль-асляф ва тахийат аль-ахляф» («Подробное о предшественниках и приветствие потомкам») раскрываются различные аспекты и проблемы духовной культуры Востока.
4. Становлению Марджани-историка способствовал его ученик, а впоследствии – коллега Х. Фаизханов, который, служа преподавателем в Санкт-Петербургском университете владел исключительными данными о русской, западноевропейской методиках научного исследования. Под влиянием Фаизханова, Марджани отнес жанр тарих к традиционным наукам, в отличие от другого ученого – Ибн Халдуна , относившего тарих к философским наукам.
5. Историю Марджани воспринимает не только как способ фиксирования прошлых событий, а как науку, способствующая изучению мотивов, причин, приведших к определенным событиям. Таким образом Марджани выделил социальный аспект исторических явлений. Этот факт позволил ему создать оригинальную концепцию происхождения татарского народа, актуальную и в наши дни. Доказав преемственность культур Волжской Булгарии и Казанского ханства, Марджани призывал татарский народ к усвоению своего культурного наследия, выступая при этом за пробуждение национального самосознания, осознание народом своего национального единства. При этом Марджани, как и многие философы, не ограничивает себя узкими рамками национального самосознания, стремясь приобщить татарский народ к достижениям и ценностям мировой культуры
Своей исторической миссией Марджани считал просвещение народов, развитие науки, знаний, воспитание образованной и высоконравственной личности. Марджани считал, что именно усвоение духовного наследия прошлого и настоящего – является правильным путем подъема культурного уровня татарского народа. Вершиной своего исторических изысканий ученый видел в равенстве социально-экономического, нравственного, духовного развития татарского народа с современными цивилизованными народами мира. В связи с этим данная работа – попытка анализа совокупности общественно-экономических, политических и культурных факторов, под влиянием которых формировалось мировоззрение Ш. Марджани как историка.
Своим научным потенциалом Марджани вызывал раздражение у многих казанских баев и мулл, и особенно – у чиновников. История показывает потомкам факты поджога его медресе поджигали, объявления Марджани вероотступником, его вызывали на допросы в полицию. Но только с ним сотрудничали крупнейшие европейские востоковеды, а в Стамбуле его считали духовным лидером мусульманской общины России.
Марджани никогда не унижался, за что прослыл гордецом. Он всегда был красиво одет, имел лучших лошадей. Но при этом, в глазах татар он был живым символом знания и глубокого человеческого достоинства. В советские годы отцом татар вместо Марджани был назван Каюм Насыри, но при этом нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что мечеть Марджани и в годы гонений оставалась символом ислама среди татар, а имя Марджани остается одним из самых значимых для всех татар и в современности. Он создал историю татар и богословие татар, объединяя разрозненный по племенам народ в единое целое. Поэтому сегодня многие ученые считают, что историческое развитие татар-мусульман должно идти по пути, проложенным Шигаб хазретом.

Список литературы

1 Абдуллин Я.Г. Татарская просветительская мысль / Я. Г. Абдуллин. – Казань: ТКИ, 1976. – 319 с.
2 ал-Марджани, Шихаб ад-дин. Вафиятуль-асляф ва тахийятуль-ахляф. – Казань : Типография Вячеслава, 1889. – 168 с.
3 Амирханов Р. М. Ислам и нация в концепции национальной истории Ш. Марджани // Марджани : наследие и современность. Материалы Международной научной конференции. – Казань, 1998. – С. 155-156.
4 Валиди Дж. Очерк истории образованности и литературы татар (до революции 1917 г.) / Дж. Валиди. – М.-Пг., 1923. – 157 с.
5 Ибрагим Т. К., Султанов Ф. М., Юзеев А. Н. Татарская религиозно-философская мысль в общемусульманском контексте / Т. К. Ибрагим, Ф. М. Султанов, А. Н. Юзеев. – Казань : Татар. кн. из-во, 2002. – 239 с.
6 ИбраЬимов Г. Беек остазымызныц кайбер тээлифлэре / Г. ИбраЬимов // Ац. – 1915. № 1. – 19 б.
7 Мухаметшин P. M. Идейное наследие Шигабутдина Марджани в контексте религиозного обновления татарского общества в 1990-е годы / P. M. Мухаметшин // Шигабутдин Марджани: наследие и современность. Сборник статей. – Казань, 1998. – С. 160-166.
8 Прозоров С. М. Ибн Бабуйа / С. М. Прозоров // Энциклопедический словарь. М. : Наука, 1991. – С. 83-84.
9 Пустарнаков В. Ф. Просветительство Марджани в контексте классического просвещения / В. Ф. Пустарнаков // Шигабутдин Марджани: наследие и современность. Сборник статей. Казань, 1998. – С. 145-151.
10 Сагадеев А. В. Марджани и арабская философия / А. В. Сагадеев // Марджани : ученый, мыслитель, просветитель. Казань, 1990. – С.63-69.
11 Современная сокращенная публикация этого сочинения : Марджани Ш. Мостэфадел-эхбар фи эхвали Казан вэ Болгар. – Казан, 1989.
12 Сэгьди Г. Татар эдэбияты тарихы / Г. Сэгьди. – Казан, 1926. – 67 б.
13 Тауфик И. О Марджани – историке и реформаторе / И. Тауфик // Шигабутдин Марджани: наследие и современность. Сборник статей. – Казань, 1998. – С. 143-145.
14 Утяки X. Мэрждни турында ждвабым / X. Утяки // Шура. – 1911. № 27.
15 Фролова Е. А. Проблема веры и знания в арабской философии / Е. А. Фролова. – М.: Наука, 1983. – жд298 с.
16 Юзеев А.Н. Марджани о классификации наук (рациональные и традиционные) / А.Н. Юзеев // Философия и теология: сходство и различие. Сборник статей. Казань, 2004. — С.59-66.
17 Юзеев А. Н. Татарская философская мысль конца XVIII-XIX веков: эволюция, основные направления и представители / А. Н. Юзеев. –Иман, 1998. – Т. 1. – 137 с.
18 Юсупов М. Х. Шигабутдин Марджани как историк / М. Х. Юсупов. – Казань, 1981. – 232 с.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Оставляя свои контактные данные и нажимая «Заказать Курсовую работу», я соглашаюсь пройти процедуру регистрации на Платформе, принимаю условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности в целях заключения соглашения.

Фрагменты работ

Введение

Актуальность исследования. В связи с нарастающей глобализацией современного мира и происходящим в обществе «новым переселением народов» особое значение приобретает исторический анализ феномена мусульманского религиозного сознания как основополагающего принципа исламского социального бытия, его эволюционирования и трансформирования. В мировом пространстве, в том числе и в России – многонациональной и многоконфессиональной стране – особое значение приобретает изучение богословского опыта различных народов и конфессий, которое может быть использовано при решении все чаще возникающих острых конфликтов. В нашей стране ислам имеет богатые традиции религиозно-реформаторской мысли. Например, история татарского народа содержит множество свидетельств о культурно-цивилизационном возрождении на рубеже XIX-XX вв., которое пришло на смену традиционного мировоззрения и было основано на рациональном переосмыслении всех сторон человеческого бытия, новым понимании сознания, веры, истинной сути исламского учения, которое должно способствовать гармоничному развитию человека и общества, толерантному сосуществованию в поликонфессиональном обществе, динамическому вхождению в процесс глобализации мирового сообщества.
Несомненным остается понимание того, что современная татарская общественная мысль базируется на ценностях средневековой арабо-мусульманской философии, которая долгое время лидерствовала в развитии мировой цивилизации. При этом, идейная основа арабо-мусульманской богословской мысли воспринималась в татарском обществе очень специфически, что привело к некторому ее искажению. В частности, татарские богословы и просветители искали в исламском учении таким положения, которые могли предоставить широкие возможности для обновления и усовершенствования мировоззренческой парадигмы в соответствии с требованиями существующей социокультурной реальности, не отказываясь при этом от базовых духовных ценностей. Попытка татарских философов того времени связать религию с новым общественным строем находят свое объяснение в специфике татарской жизни, где ислам – это идеология и фактор, регулирующий общественную жизнь верующих. В связи с этим актуальность изучения мировоззренческих основ татарских ученых и философов XIX в. становится очевидной.
Шигабутдин Марджани (1818-1889) – одна из ярчайших фигур реформаторского движения XIX в., оказавшая благотворное влияние на развитие татарской исторической науки и богословско-философской мысли. Но его многие труды по истории ислама и богословию известны лишь узкому кругу специалистов в связи с тем, что они написаны на арабском языке, хотя именно они могут дать представление об истории ислама, его философии.
Марджани считается первым мыслителем, представившим классификацию основных распространенных в его эпоху наук и искусств. Современники считали его «самым крупным ученым булгарской земли», «Платоном своей эпохи», «татарским Герадотом», «родоначальником прогрессивного движения среди татар».
Изучение наследия Марджани сегодня является актуальным еще и потому, что он в своих трудах пытался противостоять религиозному экстремизму в своих богословских трудах, основываясь на учении Корана и сунны.
Степень изученности темы. Наследие Марджани подробно изучается уже в татарской дореволюционной литературе. Первым опубликовал статью о Ш. Марджани его ученик Хабибнаджар ал-Утяки , указавший на важнейшие заслуги татарского богослова, подчеркнув, что именно Марждани разграничил сферы действия философии и религии, знания и веры, открыв путь к распространению среди татар научных знаний и т. д.
В начале ХХ в., несмотря на изменения в идеологической среде общества, творчество Марджани анализировалось в ряде трудов – Г. Ибрагимова , Дж. Валиди , Г.Сагди .
В 70-е гг. XX в. в своих трудах Г. Абдуллин определял мировоззренческие принципы Марджани. В начале 80-х гг. вышел в свет труд М. Юсупова «Шигабутдин Марджани как историк» , в которой проанализированы произведения Ш. Марджани по истории и содержатся биографические данные мыслителя.
В конце 90-х гг. издан сборник, содержащий доклады и выступления на международной научной конференции, посвященной 180-летию со дня рождения Ш. Марджани. Из ряда статей, посвященных вопросам философии и религии в наследии Марджани, выделяются статьи Ибрагима Тауфика , В.Ф. Пустарнакова и P.M. Мухаметшина .
В данной работе были также использованы специализированные исследования отечественных ученых, посвященные арабо-мусульманской традиции – статьи Т.Ибрагима , С.М. Прозорова , А.В. Сагадеева , Е. А. Фроловой и др., и труды, освещающие становление и развитие религиозно-реформатоских идей в татарском обществе – А.Н. Юзеева и др.
В целом, богословскому аспекту мусульманского вероучения в трудах Ш. Марджани в перечисленных работах уделялось небольшое внимание, носившее больше поверхностный характер рассмотрения. Отметим также, что периоды жизни, научного наследия татарского ученого как неординарного мусульманского богослова и сегодня остаются вне поля зрения историков и обществоведов, т.к. многие из них написаны на арабском языке, что затрудняет исследовательскую работу.
Объект исследования – деятельность Ш. Марджани как богослова и историка ислама, общественного и религиозного деятеля, внесшего свой вклад в развитие татарской богословской и исторической мысли.
Предмет исследования – роль Ш. Марджани в развитии и формировании татарской богословской и общественной мыслей, определении роли и места религиозных традиций в исторической науке у татар.
Цель – теоретическое изучения жизнедеятельности Ш. Марджани, его исторического наследия.
Задачи:
1. Изучить основные этапы жизненного и творческого пути Ш. Марджани.
2. Проанализировать основные направления деятельности Марджани как ученого-историка.
3. Изучить генезис восточных наук на примере труда Ш. Марджани «Вафиятуль-асляфватахийятуль-ахляф».
4. Рассмотреть историю татар, представленную в труде Ш. Марджани «Мустафадуль-ахбар фи ахвали Казан ва Булгар».
Методы исследования. Работа выполнена в русле междисциплинарного исследования, в основу которого положен принцип системности, определивший следующие методы и подходы: интегративный метод, историко-хронологический, системно-функциональный. В работе также используются общенаучные методы исследования: анализ, синтез, сравнение, прогнозирование.

Оглавление
Введение 3
1 Шигабуддин Марджани: наследие и современность 8
1.1 Жизненный путь Марджани в векторе развития татарской культуры 8
1.2 Просветительское и научное наследие Марджани 13
2 Ш. Марджани как историк 17
2.1 Основные направления исторических исследований Ш. Марджани 17
2.2 Формирование исторических взглядов Ш.Марджани 23
3 Анализ основных исторических трудов Ш. Марджани 27
3.1 «Вафият аль-аслаф ва тахият ал-ахлаф» - как источник по истории духовной культуры мусульманского востока. 27
3.2 Исследование истории татар в труде Ш. Марджани «Мустафадуль-ахбар фи ахвали Казан ва Булгар» 30
Заключение 36
Список литературы 41


Заключение

Подводя итог исследованию, отметим:
1. Марджани считается у татарского общества «сотворцом Новой истории», посвятившим свой гений велению времени. Его по-праву считали аккумулятором идей Нового времени, который смог дать своим соотечественникам новое понимание историзма событий.
2. Марджани доказывал необходимость нового толкования ислама, а нравственные основы, воспитывающие трудолюбие, честность – это те факторы, которые должны способствовать процветанию татарского общества. Органически интегрировав светское и религиозное мировоззрение, Марджани определил новый вектор развития татарского общества, основанное на принципе приобщения к современным достижениям науки и знания, просвещения и свободомыслия, став тем самым, идеологом формирования национального самосознания, а его учение – это программа обновления татарского общества конца XIX – начала XX в.
3. Жизнедеятельность Марджани условно подразделяют на два этапа:
- религиозно-реформаторский (до 1870-х гг.);
- просветительский (1870-1880-е гг.).
В первом периода Марджани творит как религиозный деятель, выражающий недовольство действующей образовательной системой, методами преподавания в медресе и стремящийся внести в нее новшества.
Кроме того, в этот же период Марджани в своих трудах обосновывает идеи сохранения самобытности мусульманского уклада жизни, национальной культуры. Это положение историк распространял на всех мусульман, подразумевая, прежде всего, татарский народ. Преградой было то, что Марджани не мог открыто пропагандировать свои взгляды из-за жесткой книжной цензуры. Иносказательно он выражал свои социально-политические взгляды, приспосабливая жизнь татарского общества к современной действительности.
В просветительский период религиозные тенденции Марджани уходят на второй план. Это время – время изучения русской культуры и истории, сотрудничества с учеными-востоковедами Казанского университета И. Ф. Готвальдом, академиком В. В. Радловым, профессором А. К. Казембеком, первой женщиной-востоковедом О. С. Лебедевой, петербургскими востоковедами В. В. Вельяминовым-Зерновым и шейхом ат-Тантави.
4. Марджани – первый татарский историк, обратившийся к проблеме этногенеза татарского народа. Используя свои обширные знания в области различных культур и народов, он всесторонне исследовал эту проблему и написал труд «Мустафад аль-ахбар фи ахвали Казан ва Булгар» («Кладезь сведений о делах Казани и Булгара»), в котором ярко продемонстрировал преемственность между культурами Волжской Булгарии и Казанского ханства. Эти выводы ему позволили сделать письменные источники, данные археологии и этнографии и т. д. «Кладезь» – это первый исторический научный труд, показывающий, что этноним «татары» применялся к определенной части монгол, а в XVII в. его стали применять к жителям Казанского края – булгарам, что не соответствовало, согласно мнению Марджани, исторической правде. Однако Марджани не видел необходимости в отказе от употребления данного этнонима, подчеркивая, что татары являются, прежде всего, татарами.
Доказывав гипотезу преемственности культур Волжской Булгарии и Казанского ханства, ученый настаивал на усвоении и изучении культурного наследия современниками в совокупности с изучением достижений и ценностей мировой культуры. По его мнению, это должно было способствовать пробуждению национального самосознания татарского народа.
В биографическом словаре «Вафийат аль-асляф ва тахийат аль-ахляф» («Подробное о предшественниках и приветствие потомкам») раскрываются различные аспекты и проблемы духовной культуры Востока.
4. Становлению Марджани-историка способствовал его ученик, а впоследствии – коллега Х. Фаизханов, который, служа преподавателем в Санкт-Петербургском университете владел исключительными данными о русской, западноевропейской методиках научного исследования. Под влиянием Фаизханова, Марджани отнес жанр тарих к традиционным наукам, в отличие от другого ученого – Ибн Халдуна , относившего тарих к философским наукам.
5. Историю Марджани воспринимает не только как способ фиксирования прошлых событий, а как науку, способствующая изучению мотивов, причин, приведших к определенным событиям. Таким образом Марджани выделил социальный аспект исторических явлений. Этот факт позволил ему создать оригинальную концепцию происхождения татарского народа, актуальную и в наши дни. Доказав преемственность культур Волжской Булгарии и Казанского ханства, Марджани призывал татарский народ к усвоению своего культурного наследия, выступая при этом за пробуждение национального самосознания, осознание народом своего национального единства. При этом Марджани, как и многие философы, не ограничивает себя узкими рамками национального самосознания, стремясь приобщить татарский народ к достижениям и ценностям мировой культуры
Своей исторической миссией Марджани считал просвещение народов, развитие науки, знаний, воспитание образованной и высоконравственной личности. Марджани считал, что именно усвоение духовного наследия прошлого и настоящего – является правильным путем подъема культурного уровня татарского народа. Вершиной своего исторических изысканий ученый видел в равенстве социально-экономического, нравственного, духовного развития татарского народа с современными цивилизованными народами мира. В связи с этим данная работа – попытка анализа совокупности общественно-экономических, политических и культурных факторов, под влиянием которых формировалось мировоззрение Ш. Марджани как историка.
Своим научным потенциалом Марджани вызывал раздражение у многих казанских баев и мулл, и особенно – у чиновников. История показывает потомкам факты поджога его медресе поджигали, объявления Марджани вероотступником, его вызывали на допросы в полицию. Но только с ним сотрудничали крупнейшие европейские востоковеды, а в Стамбуле его считали духовным лидером мусульманской общины России.
Марджани никогда не унижался, за что прослыл гордецом. Он всегда был красиво одет, имел лучших лошадей. Но при этом, в глазах татар он был живым символом знания и глубокого человеческого достоинства. В советские годы отцом татар вместо Марджани был назван Каюм Насыри, но при этом нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что мечеть Марджани и в годы гонений оставалась символом ислама среди татар, а имя Марджани остается одним из самых значимых для всех татар и в современности. Он создал историю татар и богословие татар, объединяя разрозненный по племенам народ в единое целое. Поэтому сегодня многие ученые считают, что историческое развитие татар-мусульман должно идти по пути, проложенным Шигаб хазретом.

Список литературы

1 Абдуллин Я.Г. Татарская просветительская мысль / Я. Г. Абдуллин. – Казань: ТКИ, 1976. – 319 с.
2 ал-Марджани, Шихаб ад-дин. Вафиятуль-асляф ва тахийятуль-ахляф. – Казань : Типография Вячеслава, 1889. – 168 с.
3 Амирханов Р. М. Ислам и нация в концепции национальной истории Ш. Марджани // Марджани : наследие и современность. Материалы Международной научной конференции. – Казань, 1998. – С. 155-156.
4 Валиди Дж. Очерк истории образованности и литературы татар (до революции 1917 г.) / Дж. Валиди. – М.-Пг., 1923. – 157 с.
5 Ибрагим Т. К., Султанов Ф. М., Юзеев А. Н. Татарская религиозно-философская мысль в общемусульманском контексте / Т. К. Ибрагим, Ф. М. Султанов, А. Н. Юзеев. – Казань : Татар. кн. из-во, 2002. – 239 с.
6 ИбраЬимов Г. Беек остазымызныц кайбер тээлифлэре / Г. ИбраЬимов // Ац. – 1915. № 1. – 19 б.
7 Мухаметшин P. M. Идейное наследие Шигабутдина Марджани в контексте религиозного обновления татарского общества в 1990-е годы / P. M. Мухаметшин // Шигабутдин Марджани: наследие и современность. Сборник статей. – Казань, 1998. – С. 160-166.
8 Прозоров С. М. Ибн Бабуйа / С. М. Прозоров // Энциклопедический словарь. М. : Наука, 1991. – С. 83-84.
9 Пустарнаков В. Ф. Просветительство Марджани в контексте классического просвещения / В. Ф. Пустарнаков // Шигабутдин Марджани: наследие и современность. Сборник статей. Казань, 1998. – С. 145-151.
10 Сагадеев А. В. Марджани и арабская философия / А. В. Сагадеев // Марджани : ученый, мыслитель, просветитель. Казань, 1990. – С.63-69.
11 Современная сокращенная публикация этого сочинения : Марджани Ш. Мостэфадел-эхбар фи эхвали Казан вэ Болгар. – Казан, 1989.
12 Сэгьди Г. Татар эдэбияты тарихы / Г. Сэгьди. – Казан, 1926. – 67 б.
13 Тауфик И. О Марджани – историке и реформаторе / И. Тауфик // Шигабутдин Марджани: наследие и современность. Сборник статей. – Казань, 1998. – С. 143-145.
14 Утяки X. Мэрждни турында ждвабым / X. Утяки // Шура. – 1911. № 27.
15 Фролова Е. А. Проблема веры и знания в арабской философии / Е. А. Фролова. – М.: Наука, 1983. – жд298 с.
16 Юзеев А.Н. Марджани о классификации наук (рациональные и традиционные) / А.Н. Юзеев // Философия и теология: сходство и различие. Сборник статей. Казань, 2004. — С.59-66.
17 Юзеев А. Н. Татарская философская мысль конца XVIII-XIX веков: эволюция, основные направления и представители / А. Н. Юзеев. –Иман, 1998. – Т. 1. – 137 с.
18 Юсупов М. Х. Шигабутдин Марджани как историк / М. Х. Юсупов. – Казань, 1981. – 232 с.

Купить эту работу

Гордость уммы.Марджани

660 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 500 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

22 сентября 2017 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.4
Большой опыт в написании работ, очень давно работаю на этом ресурсе, выполнила более 15000 заказов
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
660 ₽ Цена от 500 ₽

5 Похожих работ

Курсовая работа

Организация андерграунд концерта как отражения образов и смыслов современной отечественной музыкальной культуры

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
350 ₽
Курсовая работа

Нижегородский театр: вклад в историю развития театра в России в XIX – начале XX век

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Курсовая работа

КУРСОВАЯ РАБОТА «Спорт как культурная практика горожан рубежа XIX-XX веков»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Курсовая работа

Конкурентоспособность России на мировом рынке. Может ли Россия стать брендом

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
450 ₽
Курсовая работа

Эпоха возрождения как тип культуры

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
350 ₽

Отзывы студентов

Отзыв Алексей Михайлов об авторе EkaterinaKonstantinovna 2017-08-26
Курсовая работа

Спасибо!

Общая оценка 5
Отзыв Айтен об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-06-07
Курсовая работа

Отличная работа! Благодарю!

Общая оценка 5
Отзыв Ковалева Екатерина об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-06-25
Курсовая работа

я осталась очень довольна автором! автор выполнил работу в срок, не смотря на то, что срок был маленьким. мой преподаватель попросил только добавить дополнительно информацию и автор мне в этом помог! никаких замечаний. сдала без трудностей и получила 5. надеюсь в дальнейшем обратиться за помощью к этому автору, но уже не с курсовиком, а дипломом:)

Общая оценка 5
Отзыв fomcha об авторе EkaterinaKonstantinovna 2017-03-14
Курсовая работа

Большое спасибо за работу

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Сюрреализм в моде 20 века: культурологический аспект

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3300 ₽
Готовая работа

Феномен современной коммерческой культуры на примере свадебного обряда

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Англичане в Санкт-Петербурге. Диалог и перспективы в сфере туризма

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Второй этап огосударствления театров 1928-1936

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3300 ₽
Готовая работа

Технологии организации тематической свадьбы в стиле Оскар

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1000 ₽
Готовая работа

Брак и семья в раннесредневековой Франции

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
9500 ₽
Готовая работа

Боевые искусства в русской народной культуре

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ИСКУССТВЕ В КОНФУЦИАНСКИХ ТЕКСТАХ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2500 ₽
Готовая работа

ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Л.Я. ШТЕРНБЕРГА

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Инновационные формы работы с детской аудиторией (на примере ООО «КИДБУРГ»)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3300 ₽
Готовая работа

Культурная революция и культурное строительство

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1800 ₽
Готовая работа

Культуротворческие технологии как фактор стимулирования молодежной самодеятельности в учреждениях культуры клубного типа

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽